Оценка пользователей
7.9226
Оценить:
-

Как Красить Игровые Миниатюры Эпизод 8

время: 22 января 2010

Как Красить Игровые Миниатюры

Эпизод 8

Кисти

Добро пожаловать на курс покраса игровых миниатюр от design19studio

Самое полное и современное руководство по лучшему хобби в мире – от азов до мастерства на понятном языке. Эпизоды выходят на Пикабу и Яндекс-Дзене, иногда на Тесере

При перепечатывании любой части любого эпизода ссылка на автора обязательна

© design19studio 2025

Кисть – основной инструмент художника. Это касается и покрасчиков миниатюр

При помощи кистей мы наносим краски на поверхности моделей, чтобы превратить безжизненные куски загрунтованного пластика в произведения искусства красивые, почти что одушевлённые куски пластика

Найти кисти, которыми будет удобно работать именно вам также важно, как было важно выбрать свою волшебную палочку героям из серии книг про Гарри Поттера

Правда, в нашем случае не кисточки выбирает героя, а герой сам выбирает себе кисточки. Но последствия выбора могут быть не менее серьёзными

МАТЕРИАЛ

Первый выбор, который предстоит сделать – выбор между кистями из натурального ворса и синтетическими

Я утверждаю, что лучше выбрать синтетику

Считается, что натуральный ворс, например, белка или колонок, выигрывают у синтетики по таким параметрам, как лёгкость впитывания жидкости в ворс и объём впитываемых воды и краски. Но мы же не художники, которые работают по большому холсту. Нам, художникам по миниатюрам, важнее возможность рисовать тонкие и ровные линии, точно попадать кончиком кисти в места, на которые нацелились – то есть упругость волосяного пучка, его собранность, жёсткость и стойкость

Белка хороша при работе с акварелью, но она не обеспечит точность при работе с мелкими деталями. Можно работать белкой только при более грубых операциях, которые не требуют меткости, например, когда нужно полностью закрасить модель одним цветом, а остальное выполнять синтетикой – но зачем? Лучше привыкнуть к какому-нибудь одному типу материалов. Любые процессы необходимо упрощать до разумной степени. Будете работать с одним типом ворса – быстрее научитесь чувствовать, понимать его

Конечно же, в начале пути лучше попробовать и то, и то – и сделать осознанный выбор, основанный на личном опыте

Подсказка: синтетика в среднем дешевле натурального ворса, и шанс наткнуться на плохое качество выше. Будьте внимательны, не манитесь на дешевизну

ТИПЫ КИСТЕЙ

В ассортименте покрасчика миниатюр есть два основных типа кистей – круглая кисть и плоская

Круглая кисть – хотя я бы скорее назвал её _острой_ кистью – это кисть с ворсом, собранным в круглый пучок, который оканчивается острым кончиком. Круглые кисти пригодны для большинства работ, включая самые тонкие

Волосяной пучок плоской кисти похож на щёточку. Чаще всего такие кисти применяются при использовании техники сухой кисти – она называется драйбраш – но ещё ими удобно закрашивать большие ровные площади. Удобнее, чем круглой белкой

Слева на картинке круглые кисти, справа – плоские

Я чаще всего работаю с кистями размеров 4, 6 и 8 – это справедливо для обоих типов кистей. При помощи этих размеров можно выполнять до 90% всех задач при работе над миниатюрами стандартных размеров, то есть, применительно к гуманоидным фигурам, миниатюрами высотой примерно от 2,5 до 5 см. Если вы работаете с большими моделями, присмотритесь с бОльшим размерам кистей

Промежуточные 5 и 7 тоже сгодятся, но лично мне проще ориентироваться на чётные числа

Для лучшего понимания соотношений размеров кистей посмотрите на картинку ниже

Часто считается, что чем тоньше кисть, тем лучше. На самом деле, скорее наоборот

Единица, и тем более разные нулёвки вам не нужны. Не берите их. Они не добавят аккуратности. Даже самые тонкие работы можно выполнять двойкой и тройкой. Единичка может единовременно впитать в себя совсем немного краски, и эта краска будет сохнуть на кисти гораздо быстрее, вам будет труднее контролировать её консистенцию. Подсыхающая на единичке густая краска будет ложиться менее аккуратно, чем сохраняющая степень своей разведённости краска на кисти с более крупным размером пучка. Заодно длинный, тонкий, норовящий изогнуться пучок ухудшит контроль кисти. Будет сложнее направить его в нужное место

Скажу больше, я редко беру в руки даже двойку и тройку. Для тонкой работы важен не столько размер кисти, сколько твёрдость и тонкость именно её кончика. Кончик хороший четвёрки может быть точно таким же тонким, как и кончик кисти меньшего размера и вполне способен рисовать зрачки на белках и надписи на печатях чистоты Космодесантников

Мои самые основные круглые кисти – шестёрка и восьмёрка. Ими выполняются до трёх четвертей всех детальных, то есть не связанных с заливкой больших поверхностей работ

Правильный размер – это максимально возможный размер кисти, при котором вам всё ещё комфортно работать. То есть, если вам удобно выполнять какую-то работу 5, 6 и 7 номерами, берите для этой работы номер 7. Парадоксальным образом, чем быстрее будут ваши движения, тем меньше ошибок и помарок вы сделаете, тем ровнее и аккуратнее будут линии. Чем больше размер взятой кисти, тем быстрее идёт покрас

Не расстраивайтесь, если поначалу придётся предпринимать огромные усилия для того, чтобы красить аккуратно. Со временем навыки сильно улучшатся. Это автоматическая прокачка, неизбежная при регулярной работе. За первые пару лет практики мои способности выполнять точные движения выросли кратно – время, которое теперь трачу на аккуратное закрашивание тонких деталей, уменьшилось раза в три-четыре. Хотя поначалу казалось, что такое не случится никогда

К тому же, как уже было сказано в ранних эпизодах (и будет неоднократно повторено позже), суть покраса не в нанесении предельно аккуратных линий. Есть замечательные художники, которые вообще не могут провести прямую линию длиной хотя бы пару сантиметров. Это им не слишком мешает

Максимальный размер кисти ограничен размерами моделей, которые планируете красить. Если среди них есть модели деревьев, зданий, огромных человекоподобных роботов, то и двенадцатый, и четырнадцатый, возможно даже и двадцатый размеры не являются пределом

Подробные советы о том, как именно держать кисть во время покраса, как правильно растушёвывать краску, как именно её наносить и т.д. будут даны в соответствующих эпизодах. Но никто не мешает задавать вопросы на ещё не раскрытые темы в комментариях

Старайтесь следить за кончиком кисти, чтобы не убить его раньше времени. Красьте «по шерсти», водя ворсом по поверхностям движением сверху вниз, от металлической обоймы (детали, которая соединяет ручку с ворсом) до кончика волосяного пучка. Не красьте «против шерсти»

Если видите, что острота кончика стала недостаточной, попробуйте заострить кончик после забора на него растушёванной краски, проведя ворсом «по шерсти» по картону (палитре), одновременно закручивая кисть – движение получится похожим на уходящую вверх спираль. Некоторые закручивают кисть не на палитре, а в слегка сжатой ладони

Как только почувствуете, что кончик окончательно потерял былую остроту, переведите кисть в разряд второсортных. Второй сорт в данном случае не брак, кисть ещё может послужить для многих целей

Во-первых, не для любых видов работ требуется хорошая точность

Во-вторых, некоторые техники убивают кисть на раз-два, и будет лучше пожертвовать кисточкой, которая уже и так потеряла былую аккуратность

В-третьих, некоторые покрасчики набирают краску на палитру одними кистями, а красят другими – для того, чтобы подольше сохранить работоспособность красящей кисти. В этом случае кисти второго сорта пригодятся для забора краски

Чтобы продлить срок жизни кисти, не позволяйте краске попадать на участок между ворсом и обоймой, то есть, забирайте краску на максимум две трети длины ворса, считая от кончика. При попадании краски на основание ворса немедленно сполосните кисть

Споласкивайте кисти часто, споласкивайте хорошо

Обязательно споласкивайте их между каждой сменой красок. Если долго работаете с одной краской, следите за тем, чтобы краска не начала засыхать прямо на кисти. Иногда это не очень хорошо заметно, потому что краска обычно начинает засыхать в глубине ворса, куда не добираются вода и новые поступления краски. Чем толще кисть, тем чаще её надо споласкивать, тем сложнее за ней ухаживать. Чем сильнее засохла краска, тем тяжелее смывать её с ворса, тем меньше получится срок службы этой кисти

После завершения сеанса промойте все использовавшиеся кисти под краном, даже если они кажутся вам чистыми. Не используйте слишком тёплую воду. Да, в тёплой воде краска легче смывается с ворса, но при этом одновременно разъедается клей, который скрепляет ворсинки и удерживает пучок в обойме, а также удерживает саму обойму на ручке. Поэтому вода должна быть комнатной температуры. Ну, может быть, чуть теплее. Кисточки во время пребывания под проточной водой должны всё время находиться ворсом вниз – помните про «шерсть» и «против шерсти»

Во время этого завершающего ополаскивания можно использовать какое-нибудь моющее жидкое средство, но будьте аккуратны. Перед окончанием споласкивания убедитесь  в том, что кисть стала действительно по-настоящему чистой. Краска, оставленная внутри ворса на сутки или дольше, сильно ускорит перевод кисти в категорию второго сорта

Храните кисти ворсом вверх или на боку, главное – чтобы кисть не стояла ворсом вниз, опираясь на кончик. Кончик вообще никогда не должен ни во что упираться, разве что в моменты самых тонких работ, например, когда мы ставим чёрный зрачок на белок глаза. Всё остальное время покраса проводим кистью по окрашиваемой поверхности под углом

Постарайтесь не сильно драть ворс о выступающие части миниатюр, такие, как вёсла галер с картинки ниже. Плавные движения сверху вниз – не наоборот

Плоские кисти убиваются быстрее, чем круглые, это исходит из самой специфики работы с ними. Техника сухой кисти подразумевает нанесение на кисть сухой краски. Значит, они будут сложнее отмываться и быстрее терять форму. При выполнении драйбраша идеальная форма пучка ворса часто не слишком важна, но топорщащиеся и лезущие в стороны волоски, безусловно, будут мешать

Потерявшие форму плоские кисти тоже переводите во второй сорт, не выбрасывайте

К слову, иногда можно купить второй сорт осознанно, чтобы сэкономить. Например, вам нужны кисточки для стиплинга – переводится буквально как «затыкивание» – техники, состоящий в нанесении краски мелкими быстрыми тычками, а подходящие кисти изимеющегося на руках первого сорта ещё не достаточно сильно состарились. Что делать, не портить же кисти осознанно? Приобрести дешёвые кисточки, которых будет не жалко

КАКУЮ МАРКУ ВЫБРАТЬ

Какими кисточками пользуюсь я?

Марка называется Vista Artista. Это отечественный бренд, имеющий превосходное соотношение цена/качество. Я не изменяю ему вот уже более шести лет. За всё это время не заметил ухудшения качества, кисти остаются точно такими же, как тогда, когда я только начинал красить

(Говорят, правда, что изначально они производились в Китае – ну а кто там изначально не производился? Но потом производство переехало в Переяславль-Залесский)

В последнее время многие торговые площадки, например Озон, сильно задрали цены. Рекомендую ходить за Вистой в хобби-гипермаркет Леонардо, или в их же интернет-магазин

Берите кисти с короткими ручками, переплачивать за длинные никакого смысла нет. Плоские кисточки также выпускаются в варианте со скосом кончика пучка, попробуйте – вдруг вам такие будут удобнее. И есть вариант «кошачий язык» - плоская кисть с полукруглым кончиком. Такая форма позволяет лучше контролировать рабочий процесс во время драйбраша, более равномерно распределять сухую краску на миниатюру

Vista выпускает наборы кистей, но выбор не настолько хорош, как хотелось бы. Чаще всего это несколько годных плоских кистей и всего парочка не самых удобных круглых. Поэтому ценник приложу только на отдельные кисточки. Цена действительна для интернет-магазина Леонардо на май 2025 года.

Как видите, плоские кисти несколько дешевле – ну так они и снашиваются быстрее

Круглая кисть, размер 4 – 189 р.

Круглая кисть, размер 6 – 219 р.

Круглая кисть, размер 10 – 309 р.

Плоская кисть, размер 8 – 169 р.

Плоская кисть, размер 10 – 199 р.

Плоская кисть, размер 12 – 229 р.

Также, судя по отзывам, неплохие кисточки делает Невская Палитра, но я как прикипел к Висте, так с ней и сижу. У НП вроде есть неплохой набор из пяти кисточек с кошачьим языком, но я не смог найти его в продаже. Есть много других отечественных брендов, но, пожалуйста, не гонитесь за дешевизной. Нельзя выбирать самые дешёвые кисти, это вам не скальпель и не кусачки – так можно полностью отбить охоту к хобби. Бывало, что у некоторых дешёвых кистей на второй день работы от ручки отваливалась обойма с ворсом

Разумеется, Games Workshop и Army Painter тоже выпускают свои кисти, но из-за своего заграничного происхождения они неоправданно дороги – в нашей стране выпускают действительно хорошие кисточки, даже по мировым меркам. Я бы покупал кисти от Висты в качестве основных, даже если бы кисти от GW стоили столько же или чуть дешевле. Более того, кисти GW показались мне менее долгоживущими, их ручка и обойма портятся быстрее

Кисти Citadel – от 700 до 1.000 р.

Кисти Army Painter – чуть дешевле, но тоже не являются оптимальным выбором

Дешёвые наборы нонеймовых кисточек – нужны только для пополнения запасов второстортицы

Факт: некоторые художники любят заострялть кончик, прокручивая кисточку у себя во рту или просто слюнявить кончик перед использованием. Странные люди, не делайте так. С другой стороны, чем бы кто не тешился

При покупке внимательно осмотрите кончик каждой кисточки, особенно это касается круглых кистей. Качественные кисти обычно поставляются с защитными колпачками, не берите те, у которых он уже отсутствует. Конечно, при покупке в интернете предварительный осмотр невозможен. С другой стороны, с большой долей вероятности привезут новенькие кисти со склада, которые не тряслись по пути к прилавкам магазина и которые ещё не щупали любопытные покупатели

Обратите внимание на номер 3 на картинке выше. Таким, уже слегка разношенным кончиком мелкую работу не сделаешь, но кисть ещё пригодна для грубых работ. Кончик номера 4 (следующая кисть справа) вполне хорош

Когда кончик начнёт портиться, попробуйте подкорректировать его форму при помощи описанной выше техники закручивания. Если один или два волоска торчат в стороны, их можно попытаться аккуратно отстричь. Будьте аккуратны – можно легко навредить остальным волоскам, даже не отхватив лишнего, а всего лишь немного намяв ножницами, или случайно потянув за оставшиеся волоски. Я часто срезаю торчащие волоски, положив кисточку на коврик для резки и аккуратно проведя по ним скальпелем

Иногда начинает облупливаться лаковое покрытие ручки. Часто это происходит по причине споласкивания кистей слишком горячей водой. Здесь уже ничего не поделаешь, только на выброс. Технически кистью пользоваться дальше можно, по факту ладонь себе намнёте

МАКИЯЖНЫЕ КИСТИ

В качестве плоских кистей для драйбраша можно (та-дам!) использовать кисти для макияжа

Мало того, что они часто лучше подходят для драйбраша и особенно для овербраша (драйбраша с бОльшим количеством краски на кисти) из-за своей скруглённой формы, так их ещё можно найти по очень низкой цене. В наборах с картинки ниже есть около восьми кистей подходящего размера для работы с небольшими миниатюрами. Большим кистям тоже можно найти применение

Ищите на Озоне и прочих онлайн-маркетах, ценник начинается от 360 рублей за набор

Хинт: если собираетесь немного поовербрашить, а в наличии только плоская кисть с ворсом квадратной формы, можно получить скруглённые углы, немного поработав ножницами

Сколько всего нужно иметь кистей?

Начинающему покрасчику – можно приобрести всего две. Одну круглую и одну плоскую. Размер 6-7 для обоих

Постепенно расширяйте ассортимент другими размерами и запасными кисточками. Например, докупите четвёрку и восьмёрку. Для миниатюр больших размеров возьмите парочку кистей 10-12-14 размеров. Постарайтесь для начала не брать размеры ниже троечки, не портите себе руку

Схожу посмотрю, что есть у меня в данный момент... так, размеры 2, 4, 6, 8, 10, 12 для круглых кистей, по несколько штук каждая, разной степени убитости, много запасных шестёрок и восьмёрок... размеры 4, 6, 8, 10, 12, 14 для плоских кистей, как с обстриженными квадратными, так и исходно «кошачьими» кончиками, тоже по несколько штук каждая... штук пятнадцать кистей из макияжных наборов... пара небольших малярных кистей из Икеи...

Не то, чтобы вам было нужно так много, но в моём случае запас карман не тянет

Хинт: держите новые и бывшие хоть раз в употреблении кисти в двух разных стаканчиках-органайзерах, а сильно подуставшие кисточки – в третьем. Старайтесь не иметь много одинаковых кисточек одновременно в употреблении – зачем начинать новую круглую шестёрку, если старая ещё не успела перейти во второй сорт?

Но, сколько бы внимания мы не уделяли кистям, самый главный инструмент – это наши собственные руки. Умелый художник и плохой кистью покрасит хорошо

Но к этому мы ещё вернёмся в эпизодах, посвящённым техникам покраса

В следующем эпизоде поговорим про ручки Sakura и, возможно, успеем перейти к обсуждению красок

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
slflycat написал полмесяца назад: # скрыть ответы

В статье не отмечено, но следует иметь ввиду. Каждый производитель имеет свой "взгляд" на форму и размер кистей. Поэтому двойка одного производителя может быть совсем не двойкой у другого. Да и формы и размеры ворса кистей могут быть разными. Одни производители предпочитают длинный тонкий ворс, другие "припухлый" и короткий. Так что "верность" одной марке это не прихоть, а необходимость, если не хотите "сюрпризов". Про выбор Леонардо, как площадки для экспериментов подбора "своих" кистей соглашусь. По соотношению цена/качество/ассортимент равных ему нет. И про синтетику тоже.

А вот насчет того, что не заводите 1 и 0 кистей - это пижонство. Чтобы 2 или, как тут написано, даже 4, нарисовать зрачок начинающему будет весьма сложно. Я бы хотел посмотреть на данное мастерство со зрачками, нарисованными 4 кистью на примере хотя бы каких-то миниатюр. А то боюсь там зрачки такие же, как в приведенном ранее примере "начинающие всегда почему-то рисуют глаза".

DeLorian написал полмесяца назад: #

Начинающему будет гораздо сложнее нанести на 1 размер такое количество настолько точно разведённой капли, чтобы она не высохла по пути до зрачка

Начинающему вообще не нужно красить зрачки мелким моделям

DeLorian написал полмесяца назад: #

P.S.

Забавно, что зрачок как раз показан на самой нижней картинке статьи - болотный монстр, первый с левой стороны

У Тесеры ограничение на картинки 800×600, вот здесь видно лучше:

https://dzen.ru/a/aCG-3fZH1zSMf2Aj

max3e2025 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Спасибо! ❤️ Вдохновило невероятно - теперь даже верю, что когда-нибудь подступлюсь к своим минькам из Arcadia Quest, и сделаю сыщиков для Аркхэма, но сначала набью руку на озоновских наборчиках ))
А подскажите, вот тентакля на последней фотке - она сначала была светлым покрашена, а потом темным пролита, или сначала темным закрашена, а потом светлым задрайбрашена? Тупой вопрос нуба, но мне кажется, в данном случае первый вариант логичнее?
И второй вопрос - а как перекрасить модели? Вот в Рыцаре-маге, например, идут в комплекте крашеные, но что-то так халтурно ((( И как понять, лакирована она потом или нет? Если да, то лучше не трогать, я правильно понял?

max3e2025 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

И еще вопрос - посмотрел недавно ролик, там профик западный говорит, что можно водой разбавлять краску без проблем, или медиумом. А в чем разница? Зачем тогда вообще медиум, если можно всегда использовать воду?

DeLorian написал полмесяца назад: #

Водой можно разбавлять только слегка, при растушёвке

Если есть цель именно сильно разбавить краску, нужны медиумы - у воды другая структура и краска потеряет свои свойства

Например, если разбавить обычную краску водой в пропорции 1 к 1, она будет безобразно стекать. Если разбавить медиумом - получим такую же краску, только менее пигментированную, более прозрачную

В будущих статьях про разные типы красок об этом будет подробнее

DeLorian написал полмесяца назад: # скрыть ответы

С теми щупальцами всё сложно. Я перебирал разные варианты и там слоёв 15 в итоге было наверчено

Но самым простым вариантом было бы покрасить в средние тона, затем высветлить драйбрашем (в идеале в два прохода разными цветами для большей плавности градиента), затем пролить разведённым контрастом или проливкой

Как перекрасить - я занимался этим всего несколько раз. Загрунтовывал заново поверх старого покраса и красил как по новой миниатюре. При этом потеряется некоторая детализация, но если будет в итоге приемлемо - значит приемлемо, а если нет - значит не стоит начинать

В играх с уже покрашенными миниатюрами (Клаустрофобия, Рцыарь-Маг) они идут незалакированными

max3e2025 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Спасибо за ответы! 🤗 Невероятно полезно! ❤️
А про растушевку у вас будет? Пока вопрос для меня непонятный... На видео показывают, как красят светло-красный, например, по темно-красному плащу, потом хоп и идеальный результат без видимых краев, все плавненько переходит. Магия, не иначе )

DeLorian написал полмесяца назад: #

Будет про всё и максимально подробно, просто пишу медленно, в свободное время. Возможно, до сентября успею опубликовать основной блок в 18 статей (сейчас выложено 8)

(Есть ещё конспект-разборы 80 роликов о покрасе (вчера доделал последний), но их наверное выкладывать не буду, это для внутреннего пользования художниками студии)

Никакой магии нет, есть простейшие методики, которые надо знать как сочетать друг с другом. Например, краски-лейеры не такие укрывистые как базовые и если класть их тонким слоем, то при высыхании оказывается, что подложка проступает сквозь верхний слой - даже если во время покраса казалось, что слишком ярко - и поэтому переходы плавные

Когда буду подробно разбирать краски, будет даже таблица что чем высветлять, чтобы было плавно и естественно

N277_Sensey написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Спасибо!
В моих попытках раскраса основная проблема с которой я столкнулся - это не инструмент и не кисти, а засохшая в баночке краска :(
Когда красишь раз в год, купленная краска превращается непонятно во что, а покупать каждый раз нужный диапазон - спаси-сохрани.
В итоге, основные мучения - попытки оживить краски.

DeLorian написал полмесяца назад: #

Могу сказать только про краски Citadel - кое-каким банкам удавалось продержаться до 3 (трёх) лет, с засыханием сталкивался только у белого цвета и некоторых металликов

Два года жизни банки - не редкость (не все цветы тратятся с одинаковой скоростью). Разве что некоторые чуть-чуть подзагустевают за это время

utburd написал полмесяца назад: # скрыть ответы

спасибо за цикл статей. а расскажи еще про правильный уход за кистями. как очищать и сохранять "острыми"?

DeLorian написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Пожалуйста :-)

Так вроде всё написано - не допускать высыхания краски на кистях и чаще споласкивать. Рабочим кончиком круглой кисти под прямым углом в миниатюры не тыкать, красить только "по шерсти", чтобы ворс не топорщить. После забора краски на кисть и растушёвки (перед началом процесса покраса) заострить кончик, закрутив его на себя по палитре

Всё несложно, просто хотя бы небольшой опыт нужен. После практики многое понятней станет

Одновременно с первыми самостоятельными попытками красить можно посмотреть несколько роликов про покрас моделей на Ютубе - длинных, чтобы присмотреться к движению кистей. Как люди держат кисть, как с ней обращаются, чтобы не убить раньше времени

utburd написал полмесяца назад: # скрыть ответы

спасибо. у меня есть опыт в покрасе, но иногда кажется, что не так что-то делаю и кисти убиваются, но я мелкими хайлайчу обычно, видимо в этом проблема. Поэкспериментирую с 4-6 размерами

utburd написал полмесяца назад: # скрыть ответы

как-то так
https://imgur.com/a/hqPOVYQ

DeLorian написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Чем меньше размер кисти, тем быстрее будет убиваться

Четвёрки и шестёрки от Висты у меня обычно живут не меньше 10 полноценных рабочих смен

DeLorian написал полмесяца назад: #

Добавлю: после этого они не летят в мусорную корзину, а переводятся в статус кистей для более грубых работ