АХТУНГ:
По ссылке мат и личное мнение. Не говорите, что вас не предупреждали.
Приятного чтения. =ъ
Обновление на Ползунке - обзор Серпа =ъ игры про муравьев, которую все чего-то хвалят, а я нашел прям каким-то недоделанным сухарем. :|
Если кто-то хочет - с радостью продам (а лучше обменяю, список хотелок у меня довольно большой), а лично для меня муравьи выглядят как-то очень бедно и скучно на фоне того же Архипелаго.
Со времени последнего обновления вышло много миниобзоров: A Game of Thrones: The Card Game (Second Edition), Port Royal, Merchants & Marauders, Sushi Go!, Cash N Guns (Second Edition), Sons of Anarchy: Men of Mayhem, Deception: Murder in Hong Kong, BattleLore (Second Edition), Doomtown: Reloaded, BANG! The Dice Game, Colt Express, Dice Town, Dark Tales, Formula D, BattleTech: Alpha Strike.
Это обновление планировалось на середину декабря, но я примерно в это время внезапно свалился, и начал отдупляться только после нового года. :|
Начну потихоньку наверстывать, тем более что у меня сейчас целый ворох черновиков и недописанного, напиленного в бреду. Миниобзоры планирую начать делать в режиме "2-4 штуки в день".
А еще сегодня будет недообзор. =3
Ну, и как что-то вроде анонса на ближайшее время:
Группа всекте как обычно (чего ей сделается? =ъ), всем добра. Надеюсь, количество пустых срачей здесь уменьшится, хотя бы в конце месяца. :|
Полностью поддерживаю автора. Скучная, сухая игра. А тема уникальная для настолки. Эх, такую игру испортили:(
Муравьи - семейная настолка, можно играть с детьми. Симулятор реализован хорошо и даёт ощущение хоть и тяжелой жизни муравьев, но в результате муравейник всё-таки развивается, растёт его уровень. Поэтому кризис, поэтому немного взаимодействия. В жизни тоже, наверное, не часто муравьи одного муравейника сильно осложняют жизнь муравьям другого. Не понятны ожидания по этому поводу. Ну, и сравнивать с Архипелаго, конечно, это почти все равно что сравнить Билет на поезд с Цивилизацией. Смысл?
>в жизни
Игра - это в первую очередь игра. Всегда. Какой бы она не была ориентированной на симуляцию, сценарий или оформление.
Если в игре на первом месте не геймплей - то что-то в ней не так. =ъ
И нет, сравнивать с Архипелаго и другими играми имеет смысл, потому что Архипелаго, Орлеан, Каверна/Агрикола, Lords of Waterdeep, Age of Empires III, Dungeon Petz, Stone Age - это все тоже евро с расстановкой рабочих.
Только вот эти игры чуть ли не из трусов пытаются выпрыгнуть, лишь бы увлечь игроков игровым процессом - а Myrmes просто и без лишних трепыханий сами принимают судьбу "евро-огорода".
При всем этом - во во многих упомянутых выше играх есть не только механика, хотя она во всех случаях явно более главная, чем в Myrmes.
Архипелаго - это не евро. Нельзя сравнивать. С остальными сравнивать можно.
Эм.
А что же это тогда? :|
3х с предателем, одного икса не хватает. Отличная игра, кстати!
Полукооператив к тому же.
Игра-то отличная, конечно, но это такой же "3X", как Серп - 4X. Если что что-то выглядит как стратегия - еще не значит, что оно ей является. =_=
По Серпу соглашусь, по Архипелаго: какой из 3 Х не устроил?
Меня не какой-то один из трех иксов не устраивает, а то, что это все еще не Цивилизация, например. Это евро про набор очков, пускай и с картами целей и предателем.
Зайдите в карточку игры, увидите, что ее так не только я воспринимаю. :|
Чтобы победить в Архипелаго, нужно игроку построить экономику, выполнить по максимуму цель тренда, исследуя архипелаг, открывая новые территории и изучая технологии, реализовать свою цель, стараясь ее скрыть от соперника, вычислить цели соперников, контролируя при этом возможные триггеры конца партии, соблюдать всем игрокам всю игру баланс архипелага, не давая возможность победить предателю и т.д. Если для вас это евро, что ж, тогда для вас евро все игры, в которых на конец партии более 1 игрока и победа определяется по каким-то показателям, ПО, деньги, ресурсы и т.д. По сути все, кроме варгеймов, абстрактов.
В Архипелаго если игроки не проиграли, то все кроме предателя выиграли. У кого больше всех ПО - главный победитель. Мы с вами точно про одну игру?
В игре гениально убрали конфликтность, расширив аудиторию на тех, кто не любит открытое противостояние.
Когда слово "евро" стало ругательством? :|
Указанные выше игры - они плохие? Встать в один ряд с Age of Empires III, на мой взгляд - это очень даже круто, на самом-то деле.
Больше того - в указанных выше играх что, не нужно строить экономику, стремиться к победе, зажимать противников и следить за их прогрессом? В некоторых из них есть и цели, и триггеры конца партии, и изучение технологий с постепенным раскрытием карты - но они все еще евро. Не стратегии, не "4/3/2X", не симуляторы чего-нибудь там - это именно евро, хоть и временами с примесями.
И да-а-а, "вы все молодцы, но вот тот парень - молодец чуть больше других" - это просто такой фокус, дым перед зеркалом, чтобы "уменьшить конфликтность". Любой нормальный человек понимает, что победитель все равно один.
Давайте я просто объясню, что является стратегией.
4X - это не совсем признак глобальной стратегии. Это просто элемент, причем довольно размытый, и часто присутствующий в других жанрах - даже если трактовать термины жестко, а не натягивать понятия на глобус.
В стратегии должны быть:
1. Четкие условия победы (можно условиЕ, но лучше чтобы их было несколько), которое связано не с набором очков. Выйти в космос, захватить 60% территории, снести вражеские столицы, доминировать на центральной планете несколько ходов - это все позволяет сосредотачиваться на ОДНОМ пути, вкладывать в него все силы и не размениваться на всякие мелочи.
Когда же речь идет про очки, то, скорее всего, в игре надо постараться успеть сделать побольше разных вещей, что почти всегда = распылению сил: Hyperborea как яркий пример.
Пожалуй, лично для меня это главное определение - именно поэтому Eclipse и Серп для меня скорее все же евро, чем стратегия. Когда я первый раз играл в Scythe, то играл в него как стратегию с упором на один метод, и ожидаемо занял последнее место. =ъ
2. Когда вам что-то нужно, вы прибегаете к "правилам трех У" из хороших RPG: можно уговорить, украсть или убить.
К определенному пути вас может подталкивать предыдущие решения и общая стратегия, но вы ВСЕГДА можете попытаться решить проблему разными путями. К примеру, TI - на пути лежит вкусная планета или ваша цель вроде "постой в этом участке космоса какое-то время". Можно поговорить с игроком рядом, чтобы он вам не мешал (скорее всего предложив ему что-то взамен), можно просто вломиться и взять все грубой силой, а можно отвлечь его кинжальным ударом где-то в другом месте, и тихой сапой захватить планету/выполнить цель. В идеале - лучше даже, чтобы в игре была отдельная механика на "украсть", вроде карт интриг из LoW (подозреваю, что в TI такое на самом-то деле есть).
3. Проистекающее из предыдущего - крепкая дипломатия, желательно подкрепленная механикой.
В Архипелаго надо договариваться, но - игроков стимулирует к этому только то, что иначе они тупо проиграют. В хорошей же стратегии можно предлагать взаимовыгодные сделки, заключать альянсы (которые облегчают победу), подкупать игроков единоразовыми взносами и идти несколько дальше неохотных попыток не дать мятежнику выполнить свою цель.
4. Ваша империя может развиваться качественно, а не только количественно.
Это - очень важный элемент, без которого правда будет только на стороне того, у кого больше человечков, городов и мужиков с дубинами. Отсутствие этого элемента означает, что можно забросать оппонента шапками, надеясь на рандом и мясо.
В хорошей же стратегии, даже имея один-два города и небольшую армию, можно заставить трястись оппонетов, потому что они ходят с дубинами - а у вас автоматы, танки и авиация.
Вот поэтому Архипелаго - евро. У него нет вышеперечисленных моментов (вот не надо про карту сепаратиста опять, пожалуйста, я все amoiseenko по этому поводу ниже написал =_____=), зато есть вполне недвусмысленные моменты из еврогеймов. То, что в игры можно найти элементы стратегии и "3X" - это красиво и добавляет свежести, но это все еще евро.
Повторюсь - это не делает ее хуже, она все еще хороша, но слова "играйте лучше в Archipelago, а не Myrmes" вполне себе справедливы.
P.S. Давайте не переходить на "тогда для вас евро все игры", это уже не очень хорошо звучит.
Евро - это не ругательство, по крайней мере для меня. Указанные критерии стратегия/ не стратегия размытые. Против того, чтобы, исходить из личных ощушений. Нужны четкие определении. Например, дипломатия в TI, позволяющая с большой вероятностью выполнить сразу цель, по личным ощущениям - правильная дипломатия, дипломатия в Эклипсе, Эксодусе, Клэш оф калчерс - неправильная, потому что она, хоть и ведёт к цели, но не даёт моментальных очков.
Да и спор вообще-то о другом. Муравьи - классический евро-симулятор. Архипелаго на несколько порядков комплекснее.
>Указанные критерии стратегия/ не стратегия размытые.
Нифига. В отличие от четырех иксов они как раз очень четкие - почему я так и решительно против позиции "Архипелаго это как бы стратегия, хоть это и неважно". =3
Простой пример: в компьютерном XCOM есть все четыре X: eXploit - изучать технологии, врагов и даже потихоньку карту; eXpand - ставить базы/спутники/вышки, чтобы эффективнее и быстрее противодействовать врагу; eXploit - стараться минимизировать урон по противнику, чтобы хапать побольше трофеев и хватать пришельцев в плен (а в более ранних версиях - вообще можно еще и производственные мощности потихоньку направлять на увеличение прибыли); eXterminate - ну, вся игра в общем-то об этом.
Стал XCOM от этого глобальной стратегией? Нет. Нет никакой дипломатии, а путь решения проблем в общем-то один - пойти и понаделать дырочек в мерзких элиенах, оглушив самых ценных из них для последующих пыток.
Архипелаго - комплекснее, но она все еще родственна муравьям, AoE III и Агриколе. Дипломатия хилая, рост идет скорее в количество, из трех "У" - не хватает элиминации миплов чужого цвета, а победа сводится к подсчету очков (даже для сепаратиста, если он не сможет поднять мятеж).
И снова - это ничуть не умаляет ее качества. =ъ
P.S. Дипломатия и не должна давать мгновенных очков, потому что, по-хорошему, в стратегии очков как в евро и быть не должно.
eXplore же.
И то верно.
Так и думал, что напишу хоть одно название неправильно. :|
Про дипломатию имел в виду, что я как раз так и не думаю. Это как бы возможный пример мнения тех, кто Эклипс относит к евро, а ТИ нет
Про дипломатию имел в виду, что я как раз так и не думаю. Это как бы возможный пример мнения тех, кто Эклипс относит к евро, а ТИ нет
> отдельная механика на "украсть", вроде карт интриг из LoW
Если расскажешь, что представляют собой эти карты, я скажу, есть ли подобное в TI
Спереть/заставить скинуть вражеские ресурсы; заставить вместо хорошего и многоочкового квеста выполнять занудный и невыгодный; подсмотреть вражескую цель; сменить владельца здания (считай, что без всяких битв спереть планету - есть вариант "уничтожить здание и построить на его месте свое"); подложить какашки (жетоны коррупции) на места, куда обязательно кто-то придет, будет вынужден забрать их к себе и получит за это штраф.
Полно таких возможностей в TI, самых разных, разными путями достигаемых.
Об одном таком (полит. карта public execution) я писал в своём недавнем отчёте (применили против меня).
Архипелаг - это полноценные 3X
Словосочетание "полноценные 3X" для меня всерьез звучит как "полноценный трехколесный автомобиль". ~^
Просьба не скатывать это в бессмысленные сравнения с фотками трехколесных автомобилей и пруфами их существования - мысль вы должны уловить.
То, что в Архипелаго надо открывать тайлы, кидать на них побольше своих миплов и выкачивать ресурсы - еще не значит, что игра стоит в одном ряду с Eclipse (который тоже можно при желании счесть скорее евро, хоть и там это уже более спорный вопрос), TI или Цивилизацией.
Я серьезно рекомендую задуматься хотя бы над отсутствием eXterminate, если вам сочетание "аукцион+расстановка рабочих+конвертируем ресурсы в очки" не кажется еврообразным.
То, что я говорю, что Архипелаг - это полноценные 3x означает ровно то, что означает, но не более того. Это разговор о наличии 3x в том классическом понимании, который вкладывается в дефиницию жанра 4x. Если вы делаете из этого далеко идущий вывод о том, что при этом игра должна быть похожа на 4x стратегию - это проблема ваших обманутых ожиданий. Вон у шимпанзе с человеком схожесть генома 98%, хотя результат отличается кардинально
Можно ли Архипелаг считать еврогеймом, учитывая его полукооперативную природу - это другой вопрос. Но что это за еврогейм такой, где не только есть прямое влияние игроков друг на друга (вот собираете вы спокойно ресурсы с жирного тайла, а потом приходит какой-то умник и ставит там город), но и сепаратист может в свою пользу завершить игру разом выпилив всех противников.
Кстати, если вы настаиваете на классификации Архипелага как еврогейма, то может быть приведете еще пару примеров полукооперативов с предателями, которые считаются еврогеймами?
Если речь идет что "не, ну размеется это не стратегия" - то зачем так настаивать на том, что это 3X? Какой в этом смысл? =3
Наличие элементов 4X - необязательно указывает на глобальную стратегию, но если уж речь идет о глобальной стратегии - все же лучше чтобы они были. Для любого другого случая это как хвастаться тем, что есть колеса от пресловутой машины - но самой машины нет.
А в данном случае получается, что и колес-то всего три, и смысла становится еще меньше. ~^"
М-м-м.
Я вот очень не люблю кучу "евро-огородов" вроде Myrmes как раз за то, что у людей от них складывается ощущение, что в "нормальном евро" взаимодействия быть не должно. А если оно и есть, то не должно быть агрессивным.
Весь смысл расстановки рабочих именно в том, что приходит какой-то умник, и нагло занимает нужное вам место. Больше того - есть игры, где вам рабочих могут резать, сгонять с места грубыми силами, а ресурсы отбирать/воровать - вон, чего только Lords of Waterdeep стоит.
Сепаратист - элемент интересный, но лично я все больше начинаю думать, что слегка чужеродный. Вот такой цели как раз место в 4X стратегии - а так получается, что мы с некоторой вероятностью имеем игрока, который не слишком заинтересован в финальном подсчете очков, но хочет всю систему порушить (и имеет для этого, тащемта, одну на удивление простую тактику - сделать побольше миплов, раз-другой назначить себя последним игроком, а потом просто не поднимать своих людей).
Примеры - ок.
Sons of Anarchy. Больше того - там и предательство, и дипломатия вообще в целом ощущаются более крепко.
Eclipse с допом Rise of Ancients - где появляются альянсы, и можно своих "товарищей" прокинуть. =ъ
Могу еще припомнить полукооп Castaways, но боюсь инициировать лишний спор "евро ли это?". :|
Не утверждаю, что предатель в евро - это что-то распространенное. Но и нет такого, что Архипелаго делает что-то совсем уникальное, и уж тем более чтобы это автоматом делало ее не-евро.
Что важно - в указанных выше примерах предатель встроен в систему не как отдельный элемент. В Архипелаго же он чуточку чужероден, потому что в идеальной для себя ситуации может вообще не задумываться о наборе очков.
После нескольких партий процесс стал прозрачным, и стало интереснее. Но с Архипелагом, конечно, сравнивать нельзя)
Жду обзор на карточный Ужос!
В недообзорах упомянул, хоть там и скорее первое впечатление. =3
А говорили где-то что Проект Манхэттан это наглый плагиат с Муравьев, но после обзора, я вообще ничего общего между этими играми не вижу.