И снова здравствуй, случайный прохожий. Прошел почти год с момента последнего дневника и за это время появилось чем поделиться. Дневник все также не будет блистать оригинальностью и совершенно необязателен к прочтению, но пусть станет моей ежегодной традицией. Все фотографии, как и обычно, будут нагло украдены с BGG.
Пролог
Я далеко не самый активный настольщик и возможностей играть у меня значительно меньше, чем хотелось бы, но мне невероятно нравится сама концепция настольных игр. Возможность пощупать и посмотреть на что-то вживую все еще заставляет собирать хоть и не очень большую, но все еще коллекцию. Иногда я похож на Голума, открывающего "свою прелесть" и перебирающего карточки и миньки, жена смеется, а я просто получаю эстетическое удовольствие от всего вот этого. Игры я стал продавать достаточно редко и условная Hyperborea, полученная вскоре сразу после выхода, нашла своего нового владельца буквально месяц назад, пролежав годы в идеальном состоянии. Коллекция не спеша пополняется, к выбору каждой новой позиции стал подходить максимально ответственно, так как поставил перед собой задачу уместить все игры в икеевский каллакс. Без глупых покупок все еще не обходится, но чуть-чуть места еще есть. Ну да ладно, лирическое отступление пройдено и можно перейти к играм.
Акт 1. В котором ругаю ваши любимые игры
Начнем с пары игр, которые, судя из заголовка, вызвали у меня весьма смешанные ощущения. В прошлом году появилась возможность прикоснуться к любимому многими Спартаку. Я вообще не против пробовать новое и причин не попробовать зарекомендовавшую себя временем игру с рейтингом 8+ на тесере у меня не было.
Правила не вызвали никаких вопросов и выглядели складно. На бумаге игра выглядела отлично - интересные фазы, аукцион, экономика, бои гладиаторов. В общем то и началось все также отлично. Тут стоит отметить тот факт, что у товарища игра была с фулл фаршем: целой пачкой кастомных домов (штук 50 в общей сложности) и дополнительных карточек. Фаза аукциона прям очень понравилась, так как никогда не знаешь какой лот выйдет следующим и стоит ли вкладываться в текущий, особенно в первые раунды. Все шло отлично, но ровно до момента с первыми боями. На этом этапе сразу возник вопрос о необходимости присутствия поля с гексами, так как такой формат добавляет в игру лишнюю перегруженность конкретно для этой фазы и поощряет беготню по кругу и тактику "ударил-отбежал" для более мобильных гладиаторов, что очень сильно затягивает бои. По этой причине мы решили играть как мужики и просто бить друг друга в лицо без вот этого вот всего, отдав исход битвы на волю судьбы и рандома. Честно скажу - я не очень люблю d6 кубики, а они - меня. А тут все бои обязательно завязаны на том, чтобы тебе выпадали хорошие значения, да еще и выше значений кубов противника. На этой фазе я горел не очень сильно, так как выходить на арену приходилось не каждый ход, да и броски кубов вызывали огромный азарт независимо от участников - игра позволяет делать ставки на исход боя, поэтому наблюдать очень интересно даже за противостоянием чужих гладиаторов.
И вот тут может возникнуть логичный вопрос: а чем же именно разочаровала игра? Ответ прост - фаза интриг и разыгрываемые в нее карточки. Сама по себе фаза и предоставляемые ей опции безусловно круты - тут и полезные абилки, и пространство для блефа. Но эта же фаза при игре на 4-5 человек позволяет откинуть лидера так далеко, что манчкин сразу перестает быть обидной игрой. Я люблю конфликтные игры и спокойно отношусь практически к любому типу взаимодействия, но потерять за одну фазу 4-5 очков влияния это добрый вечер (цель игры - набрать 12 очков). И даже это звучит не так страшно, как тот факт, что противник может сблефовать (хоть ранее я и относил блеф к положительным моментам). В рамках обеих сыгранных мной игр я смог уговорить товарищей вписаться за деньги на розыгрыш карт, влияния на которые мне не хватало, приносящих им откат по влиянию. Играемые же на тебя карты могут быть заблокированы стражей, но есть 3 НО:
- Может не повезти на кубах
- Оппонент может сблефовать, разыграв дающее тебе преимущество карту (чтобы выманить стражу)
- Стражи особо много то и не наберешь
На поздних и не очень этапах игры я совершенно не вижу контрплея такому раскладу. При игре впятером у оставшихся игроков может быть до 36 карточек (6 лимит по влиянию + 3 на доборе в фазу интриг = 9 на игрока в его ход), позволяющих совершать с тобой разные непотребства, ну и все это сопровождается возможностью сблефовать.
В конечном итоге каждая из партий продлилась более 5 часов, что для игры такого веса я считаю абсолютно неприемлемым. Начинали за здравие, а заканчивали... Ну вы поняли. Вторая половина каждой из игр превращалась в бесконечное перетягивание каната и рандом на картах интриг. Вторую игру решили даже не заканчивать, потому что на 6м часу мы разобрали вообще все деньги в игре на руки и у каждого из игроков был на руках достаточный арсенал, чтобы отправить лидера отдыхать еще на пару раундов.
По итогу Спартак вызвал у меня ощущения невероятно перегруженного манчкина, который мы еще и ускоряли в фазу арены. Игра точно не стоит потраченного на нее времени, потому что за меньшее время мы научились раскладывать Forbidden Stars на четверых. Я бы попробовал Спартака еще разок, но на 4 игрока и строго в базовой версии, но особого желания не испытываю.
Буквально на этой неделе опробовал еще одну игру с рейтингом 8+ на тесере и почти 7.9 на BGG - Битва Пяти Воинств. Я человек простой - предлагают играть и пробовать что-то новое - играю. БПВ много раз попадалась на глаза и была предложена как более современный вариант Войны Кольца (в нее я не играл). Много минек, ареа контроль, приятная мне вселенная. Правила изучены, прочитаны повторно перед игрой - пришло время начинать.
Правила понравились сразу. Да что тут говорить - понравилось вообще все: гора минек, действия на кубах, разные отряды, карточки сюжета и событий, трек и карточки судьбы, куча героев и боевая система. Время игры тоже понравилось - 2 партии за один присест сыграли в пределах 4.5 часов, если не считать время на предварительный пробег по правилам. На сегодня игра выглядит немного устаревшей по оформлению, но проблемой это вообще не было, так как выглядит она все еще хорошо.
Первую партию я начал за силы тьмы. До начала игры я слышал о том, что силы тьмы имеют преимущество и решил проверить это лично, о чем заранее и сказал товарищу. Игра шла отлично и нравилось мне вообще все, как и предполагалось. Рандом на кубиках действий умеренный, всегда было из чего выбрать и чем заняться. Карточки сюжета и событий приятные, дают опции как в бою, так и за его пределами. Сами бои проходили интересно - с азартом наблюдал на значения кубиков для активации действия того или иного отряда.
На первом же ходу без проблем фулл стаком разорвал в труху пару бедолаг, охранявших брод для перехода в долину и на втором раунде занял Дейл. Болг же был поспешно призван на первом раунде до захвата Дейла, отчего получил только один жетон дружинников, что, в целом, не вызвало особых проблем. В рамках второго раунда выпало 3 ока, что позволило наклепать достаточное количество гоблинов для выхода с северного горного перевала к 3му раунду, в этот же раунд гоблины вышли и со второго горного перевала. По итогу к 5му раунду (могу ошибаться на один раунд) я без проблем забрал 2 укрепления и один город, имея возможность забрать и еще один из городов, накопив 10 победных очков к концу хода.
Достаточно легкая победа была списана на преимущество сил тьмы о котором я предполагал до начала игры. Игра прошла быстро и было решено провести сразу еще одну партию с заменой сторон. На этот раз я играл за свободные народы. Я прекрасно понимал чего ожидать, так как буквально несколько минут назад играл на другой стороне и с самого начала начал активно клепать юнитов и не жадничал с активацией военачальников.
На первом же раунде возникла аналогичная первой игре ситуация с битвой за переход в долину. Мне повезло отойти с потерей всего в одного озерного жителя, оставив на фулл стаке тьмы 3 жетона урона. В этот момент начали закрадываться сомнения, потому что аналогичная битва в предыдущую игру была выиграна мной с полным разгромом и 1 жетоном урона. На северном и западном перевалах спавнились гоблины, а оппонент явно планировал пойти на Дейл и Восточный острог. Было принято решение атаковать первым и фулл стак, только что перешедший в долину, был отправлен к праотцам без потерь с моей стороны. Что же не так пошло у тьмы? Все очень просто: обе игры d6 кубики решили напомнить мне о том, что я классный парень. Я не отдавал этому отчет в первую игру, но мне стабильно выпадали значения 5 и 6 в огромных количествах, позволяющие как наносить урон, так и активировать карточки соответствующих отрядов. И вот тут я начал переживать. Переживания подтвердились когда в битве за Восточный Острог я с потерей в одного озерного жителя (на начало боя там уже было 2 гнома ветерана, озерный житель и эльф-копейщик + бард) в труху разорвал стак из 5 гоблинов и гигантского орка + 2 варгов + орка, атаковавших с двух сторон. Товарищу отказывались выпадать 6ки для пробития укрепления, а мне раз за разом выпадал чуть ли не полный набор из 5 и 6. Следом была попытка атаки 5ю гоблинами Вороньей Высоты, которую обороняли 2 бедолаги эльфа - лучник и копейщик. Что произошло там? Все то же самое: укреплению был нанесен один урон, стак гоблинов отлетел полностью и все это по воле кубов. Дальше была еще одна битва около Восточного Острога, которую кубы мне выиграли без проблем и на этом было решено завершить вторую партию, так как шансов отыграться за оставшийся промежуток времени не было совершенно.Все это время заряженный Гендальф наверняка наблюдал за происходившим в расплывшейся на маленьком пластиковом лице улыбке, готовый выдать в новый стак непременно 5 урона.
Вообще я лоялен к рандому и в БПВ его достаточно, но в большей части случаев он не вызывает вопросов. Но основа игры, бои, полностью зависима от результатов броска кубиков в каждый раунд боя. Те же кубики действий не имеют плохих результатов, максимум - не самых подходящий в данный момент, но даже в этом случае их можно корректировать картами. В бою такая история не работает. Либо ты выкидываешь 5-6 (а иногда строго 6), либо домой.
В итоге основные игровые механики пришлись по вкусу, но из-за рандомности в бою большого желания играть еще нет. Хотя еще один раз все же попробовал бы.
Ну вот как то так.
Акт 2. В котором понимаешь что старый друг лучше новых двух.
За прошедший год и не обошлось без противостояний и в так полюбившийся мне Forbidden Stars. Игра все еще вызывает масссу положительных эмоций и я четко понимаю почему именно: в детстве, да и не только, я любил играть в RST (они же стратегии в реальном времени) и FS отлично передает аналогичные ощущения. Постройка баз, сражения, разные типы юнитов, апгрейды - все это ощущается невероятно круто, а ведь помимо всего этого есть в игре есть как минимум еще 2 мини игры: расстановка тайлов и войск на этапе формирования карты и фаза планирования с выкладкой приказов. Ну и знакомое поклонникам стратегий на ПК понятие Build Order (порядок строительства) тут также имеет место быть и предполагает по несколько вариантов стратегий за разные стороны конфликта.
В одной из последних игр наконец-то удалось выиграть за космодесант, использовав мощь их флота. До этой игры мы в принципе не особо часто использовали флот для орбитальных ударов, но в этот раз эта опция раскрылась во всей красе, позволив мне на 7м раунде зачистить планету с 4м маркером цели и десантировать туда юнит за счет единственно возможного для этой ситуации броска кубиков. Кто-то может отметить, что тут ведь все бои также зависят от кубиков, но это совершенно не так. Удачный бросок кубиков это, в лучшем случае, только половина успеха, ведь есть еще жетоны поддержки, апгрейды боевых карт и рандом на выходе этих самых карт, ну и плюсом идут верно принятые в бою решения. Плохих бросков кубиков тут нет в принципе, так как пригодиться может абсолютно каждый символ.
Изучать новую фракцию интересно каждый раз, а для формирования тактики обычно требуется больше одной игры, что создает отличный запас по реиграбельности. А играем мы с дополнением и в нашем распоряжении аж 8 разных фракций + еще одно дополнение в процессе, так что игра явно еще долго будет радовать нас своим присутствием на столе.
А вообще 2023 год начался с новогодних посиделок, где играли в проверенные временем патигеймы.
Чаще всего были разложены Кодовые имена - играем в нее уже который год, но игра все также отлично работает и не надоедает. В моем понимании это идеальный патигейм с зашкаливающей реиграбельностью, который и дальше будет регулярно появляться на игровом столе с ненастольными друзьями. Простые правила, бодрый игровой процесс и всегда море фана - оптимальный рецепт.
Доставали и Тени. Амстердам, игра звезд с неба не хватает, но отлично работает, если в нее не играть очень часто - все-таки небольшое количество тайлов, формирующих игровое поле, дает о себе знать. Но как по мне - очень крепкая и забавная игрушка, которую незаслуженно обошли вниманием, представляющая из себя смесь диксита и упомянутых выше кодовых имен.
Прямо перед новым годом получил в подарок Similo, да сразу еще и две коробочки - страшилки и сказки. Еще одна игра, которая отлично зашла в компании ненастольщиков за счет своей простоты и красочности. Сказки уже на 3ю игру игрались совсем легко, а вот страшилки играются куда интереснее и сложнее, поэтому пока что отдаем предпочтение ей. Обе версии таскаю с собой в рюкзаке в зиплоке и на любой встрече в ресторане/баре друзья обязательно просят достать. Не самый мой любимый игровой опыт, но иногда и такого хочется. Единственная проблема - отсутствие соревновательного момента, так как игра кооперативная.
В прошлом году также раскладывался и Иниш и он все также хорош, как и годы назад. Игра невероятно изящная и мозголомная. С нетерпением жду информацию по поводу локализации Галактического Ренессанса, объявленной лавкой уже больше года назад. Рассылка игры после кика уже вроде как началась, так что может и мы что то скоро услышим.
Акт 3. В котором снова пробую и покупаю что-то новое
Нордгард не был первой опробованной в 2023 году игрой, но начать хочется именно с него и других игр Эврикуса. Мне вообще нравится выбор издательства по проектам и в меня все чаще и чаще попадают их маленькие коробочки. Но сейчас речь пойдет о игре с моей любимой механикой - ареа контроль (для душнил - мажорити). Я не самый большой фанат ПК версии игры, но настольная вариация удалась на славу.
Игра отлично и сочно оформлена как в плане оформления игрового поля, минек и жетонов, так и в плане арта на картах. Функциональный органайзер в коробку тоже положили. Мой маленький внутренний эстет был очень рад. В качестве основой механики у нас выступает розыгрышь карт действий из своей колоды, ну и декбилдинг в придачу. Декбилдинг сюда положили на сдачу, так как активно прокручивать колоду не особо выходит, как и добавлять в нее большое количество новых и избавляться от старых. За работу с колодой (покупку клановых карт и удаление ненужных) отвечают предания, которые сложно получать в достаточных количествах. Но это все еще не портит ощущений от игры, так как даже в таком виде она отлично работает. За реиграбельность отвечают модульное поле, случайный выход карт улучшений для колоды в каждом раунде и небольшая асиметрия кланов. В составе базы также присутствует модуль с разными нейтральными существами, но мы его не пробовали, так что прокомментировать никак не могу.
Ощущения от игры получились исключительно положительные - есть простор для планирования, бои проходят регулярно и не занимают много времени. Строительство зданий позволяет корректировать стратегию, способности кланов вносят разнообразие, улучшенные карты действий заставляют по максимуму оптимизировать свои действия в ход.
Из минусов мог бы отметить разве что эти самые улучшенные карты, самый большой выбор которых получает первый спасовавший в раунде. С другой стороны, такое решение можно понять - чаще всего первым пасует игрок, не получивший достаточного количества хороших карт в текущем раунде, что накладывает ограничения на его возможности и возможность выбора из большего количества карт выглядит как своеобразная компенсация.
По итогу издателю удалось урвать хорошую средне весовую стратегию, которая, к сожалению, не получила большого признания, судя по количеству оценок на профильных ресурсах. Но если ищете недолгую конфликтную стратегию с работающими механиками, то настоятельно советую обратить внимание. А к игре ведь еще и 2 допа есть. У товарища они также имеются, но пока что не пробовали.
Среди анонсов издательства на этот год также обратил внимание на The Vale of Eternity - симпатичная игра на карточном движке на набор победных очков и розыгрышь вомбо-комбо. Игра есть на BGA, там я ее в нее и играл, так что все желающие также имеют возможность ознакомиться и принять решение о покупке.
Правила игры просты и лаконичны. Каждый ход делиться на 3 фазы - охоты, действий и разрешения. В фазу охоты игроки драфтят по 2 карты (общее количество выкладываемых в эту фазу карт вдвое больше количества игроков). Сначала по одной карте по часовой стрелке, затем еще по одной карте, но уже против часовой.
В фазу действий игроки могут продавать карты, выбранные на драфте, добавлять их к себе в руку, разыгрывать карты с руки с руки на стол, либо же убирать из игры сыгранные ранее на стол карты. С этой фазой связана ресурсная составляющая игры - покупка и продажа карт осуществляется за счет доступных игрокам токенов камней разного номинала (1,3,6). Изюминка заключается в том, что количество камней, независимо от их номинала, ограничено 4мя, а сдача с покупки карт тут не предусмотрена. Каждая карта относится к определенной стихии (всего их 5), а набор камней, получаемых с продажи каждой из карт, строго фиксирован. Этот фаза, пожалуй, самая интересная и требует принятия взвешенных и спланированных решений для максимизации эффективности.
В фазу разрешения начинается вомбо-комбовая часть, так как именно в нее происходит розыгрышь эффектов всех карт, выложенных ранее.
Длится вся эта история либо до 60 очков, либо до 10 раунда. Естественно, есть еще некоторое количество нюансов, но в целом общая идея понятна. Не могу не отметить, что все это дело работает крайне складно, хоть революционного в игре ничего нет.
Лично мне игра понравилась, но после нескольких партий на BGA принял решение о том, что в коллекцию себе я бы ее не хотел, так как на полках пылятся Сезоны и Res Arcana, приносящие мне похожие ощущения. Ну а если в вашей коллекции еще нет подобных игр, то The Vale of Eternity может стать отличным началом.
Еще одна игра, анонсированная Эврикусом и присутствующая на BGA, Faraway, заполучила мою любовь сразу после первой игры.
Механически имеем открытый драфт и сбор сэтов с очень интересным твистом в плане скоринга победных очков, заставляющим планировать и приоритизировать действия с первого хода. Играется достаточно быстро, отлично масштабируется и хорошо идет даже на двоих. Драфтить мы тут будем в общей сложност 8 карт (по одной за раунд) и пытаться выкладывать карты по возрастанию их порядкового номера, так как в этом случае будем получать дополнительные плюшки в виде карт святилища, дающих дополнительные опции по скорингу очков и набору символов для активации основных карт.
Основной твист заключается в том, что после драфта наступает непосредственно фаза скоринга, которая осуществляется в обратном порядке и по определенным правилам. Звучит все это не совсем понятно и до конца первой игры так оно и есть, но сразу после первой партии в голове щелкает "Аа, так вот оно что".
Впервые за долгое время хотелось раскладывать снова и снова, игра каждый раз подкидывает интересную головоломку, которую действительно хочется решать максимально эффективно.
По реиграбельности все тоже должно быть отлично - игра полностью карточная и рандомится при каждой раскладке. К плюсам отнес бы еще оформление - иконографика понятная и легко читаемая, цвета подобраны удачно, арты и оформление в целом приятные.
Из минусов можно выделить разве что тот же рандом - иногда объективно может зайти лучше, чем соперникам, либо наоборот. При этом в игре все же предусмотрены инструменты, помогающие максимизировать выгоду из не самых удачных раскладов. Ну и время партии тоже не дает поводов расстраиваться, так как всегда можно попробовать еще разок. Проблема может возникнуть на этапе объяснения правил, так как момент с форматом набора попедных очков не до конца понятен до начала соответствующей фазы.
По итогу Эврикус забрал топ за свои деньги, если по какой то причине стоимость игры не улетит к отметке в 2к. Для меня это автоматическая покупка, так как я безумно люблю глубокие игры в формате маленьких коробок.
Двигаемся дальше. А дальше у нас опробованная все там же, на BGA, игра Ваальбара, которая уже доступна к покупке на русском языке.
Игра сразу привлекла мое внимание ярким оформлением и красивыми артами и я надеялся получить в свою коллекцию еще одну крутую игру в маленькой коробке, но в этот раз игра в меня не попала. Снова перед нами простые правила и достаточно простой игровой процесс, но есть несколько НО.
Механически будем собирать сэты и разыгрывать карты ролей. У каждого игрока есть одинаковый набор из 12 карт ролей, 5 из которых набираются в случайном порядке на первый раунд игры. В свой ход игрок выбирает и играет одну из карт персонажа, выполняя ее действие и забирая на руку одну из карт земель. В конце раунда в руку добирается еще один персонаж из оставшейся личной колоды. Карты земель представляют собой карты для сбора разных сетов с разными условиями скоринга очков и каждый раунд выкладываются в 2 ряда, каждый из которых содержит количество карт равное количеству игроков. Выбор карты земель по умолчанию осуществляется из нижнего ряда, но есть карты, позволяющие взаимодействовать и со вторым рядом. В конце раунда второй ряд занимает место первого и на его замену выходят новые карты из колоды. Каждая карта персонажа, в свою очередь, отмечена цифрой, обозначающем инициативу карты, и символом принадлежности конкретному игроку. Цифра позволяет определить очередность выбора карт земель (чем меньше цифра, тем раньше выбираешь карту земли), а символ нужен для определения очередности при розыгрыше игроками одинаковых карт. Схема, показывающая приоритет инициативы при равенстве для текущего раунда, будет изображена на рубашке верхней карты колоды земель. Раунд проходит максимально быстро: все выбирают и играют карту персонажа, определяют очередность получения карт земель, выполняют действия карты и получают карты земель, собирая победные очки. И так на протяжении 9 раундов.
Все звучит достаточно просто и игра действительно работает: она проста в освоении, быстро играется и предоставляет неплохой простор для раздумий и блефа. И тут мы возвращаемся к нескольким НО.
Я не совсем понял необходимость ограничения игроков в доступных к розыгрышу карт персонажей: за 9 раундов игроки в любом случае целиком разбирают свою колоду персонажей, но так как на старте у нас всего 5 карт, выбираемых рандомно, а добираем мы по одной в конце каждого раунда и также случайно, то это создает искусственное ограничение и, как по мне, уменьшает потенциал игры в области блефа и майнд геймов, так как при наличии полного набора карт персонажей со старта ты не будешь рассчитывать на случайность и надеяться на отсутствие той или иной карты на руках оппонента в текущий момент времени. Но буду рад услышать ваше мнение по этой ситуации в комментариях.
Необходимость скрывать количество победных очков для меня также осталась загадкой, т.к. фактически эта информация является открытой и каждый может вести подсчет ПО соперников, что может положительно повлиять на планирование каждого конкретного раунда.
Ну и рандом в моем не самом любимом виде, куда уж без него. Одна из карт (Разведчик/11), позволяет поменять карту земли из своих владений на нижнюю карту из колоды земель. Тут стоит отметить тот факт, что заменяемая из своих владений карта земель уже принесла очки в соответствующий раунд, а в качестве новой карты можно получить что угодно. И вот это "что угодно" несколько раз выигрывало мне игры. Ну и второй момент с рандомом - приоритет символов, разрешающих ситуации с одинаковыми картами. Это просто работает странно, хотя иную реализацию представить достаточно сложно.
В конечном итоге получилась достаточно крепкая игра для своей весовой категории и времени партии, которая, к сожалению, не нашла во мне отклика из-за нескольких гейм дизайнерских решений. Она все еще приятно выглядит и играется, так что попробовать ее точно стоит, учитывая ее доступность на BGA.
Как-то так выходит, что ругать игры мне гораздо проще, чем что то хвалить , хотя удовольствия от хороших игр я получаю куда больше, чем разочарования от плохих. Но всегда очень обидно за хорошие проекты, которые по ряду критериев и дизайнерских решений не нашли отклика.
Завршить подборку игр от Эврикуса хочется игрой, которая не стала для меня новинкой, но только в прошлом году решил взять к себе в коллекцию - Орифламма. Тут снова простые правила и приятный геймплей.
У каждого игрока одинаковый набор из 10 карт из которых на партию случайным образом отбирается 7 штук. Каждый раунд первый игрок выбирает направление розыгрыша карт и последовательно отыгрывается 2 фазы.
В фазу планирования игроки по очереди выкладывают взакрытую по одной карте из руки в общую игровую область, формируя одну линию. Каждая новая карта может быть выложена либо в начале ряда, либо в его конце. Также карту можно выкладывать поверх выложенной ранее своей карты.
В фазу событий игроки начинают разыгрывать карты, принимая решение либо о перевороте карты и розыгрыше ее действия, либо о сохранении карты рубашкой вверх, но добавляя на нее 1 монету из общего запаса. Накопленные таким образом монеты достаются владельцу карты, но только если карта не была сброшена из игры эффектами других карт. Все выложенные карты присутствуют в ряду на протяжении всей игры и выполняют указанные на них эффекты до момента сброса другими картами. Игра длится 6 раундов, а побеждает самый богатый игрок.
И этот незамысловатый игровой процесс мне очень пришелся по душе. Партии проходят очень быстро, огромный простор для блефа и интересных решений, откровенно плохую руку собрать из случайных 7 карт очень сложно, хотя иногда отсутствие одной конкретной карты может стать определяющим исход игры фактором. Но рандома тут все же минимум и весь он сконцентрирован исключительно в получаемых на игру картах. Эффекты карт простые и запоминаются за одну игру, что позволяет принимать относительно взвешенные решения уже со второй партии, учитывая тот факт, что у каждого из игроков одинаковый базовый набор карт.
Если любите цитадели/coup и другие похожие игры, то настоятельно рекомендую попробовать. На BGA игра вроде тоже присутствует.
Я уже начал писать про следующую игру, как неожиданно вспомнил о том, что мною была куплена и еще одна коробка от Эврикуса - Двор Чудес.
Честно скажу - я пока вообще не понял зачем купил игру. Брал на мегамаркете вместе с маленьким допом к корням и общая сумма покупки вышла дешевле одного только допа. Правила прочитаны и изучены, но пока что сыграть не довелось. Но хочется отметить дикий оверпродакшен для игры с правилами филлера уровня Орифламмы. Размер коробки сопоставим с условным Маленьким Миром, а сама коробка на 80% состоит из воздуха и грусти о том, что ее тяжело взять с собой в ресторан/бар или закинуть в рюкзак на случай неожиданной игры. В итоге как главное блюдо ее пока что не удалось распробовать, а для филера выглядит крайне большой и неуклюжей, хотя за оформление снимаю шляпу.
Прикупил и поиграл в Кровь и Ярость. Игра далеко не нова, но и я не самый известный собиратель новинок. Игра, вроде как, прошла проверку временем и красуется на 47 месте в топ 100 bgg, да и по механикам должна была мне подойти.
Удивление вызвало наполнение коробки, которая на 90% была заполнена коробками с миниатюрами, а грустная маленькая колода маленьких карт лежала в углу, там же лежало и несколько фишек игроков. Среди компонентов также присутствовало несколько тонких планшетов, горсть жетонов и игровое поле, все остальное место гордо занимали миньки. На этом этапе можно было явно понять что игра определенно про миниатюры и оверпродакшн имеет место быть, но черт, эти миниатюры действительно хороши. Их много, у них крутая детализация и качество, да и в целом общий дизайн крайне приятный. Тактильно игра ощущается отлично.
Про правила рассказывать не буду, но механически у нас тут ареа контроль с драфтом карт. Это работает складно. Могут быть вопросы к балансу, но еще в первую игру я смотрел на каждую вторую карту как дисбалансную, отчего общее ощущение выровнялось. Ну если не считать Локи. Я знал про эти карты до начала игры и рассказал про них товарищам, поэтому особой проблемы не возникло - по итогу просто никто не смог собрать полный сэт этих способностей. В общем же драфт выглядит занятно, прогресс на личном планшете - тоже. В игре на контроль территорий мне, неожиданно, не хватило контроля территорий. Он тут несомненно есть, но я не почувствовал достаточного удовольствия от боев, а к 3му раунду областей конфликта становится совсем мало, да и многие из них захватить можно только один раз. Сами локации строго ограничены по вместимости и последний раунд от этого ощущается еще более грустным, несмотря на огромное количество действительно крутых карт, появляющихся именно в этом раунде. Хочется проводить столкновения снова и снова, но в этом нет ни необходимости, ни возможности, что превращает игру в местами вдумчивое евро. Это не плохо и не хорошо, это факт. Игра оставила приятные впечатления и я точно буду играть в нее еще, но показалась просто хорошей, откуда там 47е место в топ 100 bgg - я так и не понял.
А теперь к радостным для меня новостям - наконец-то обзавелся коробкой Обета, которая была получена в обмен на Гиперборею. Я был в восторге от Корней и когда услышал про Обет, то сразу обратил на него внимание - еще один ареа контроль за авторством Коула Верле с артом от Кайла Феррина должен был сразу попадать в категорию автобай. Но время шло, крауды объявили локализацию, а я к тому времени потерял свою игровую ячейку, поэтому игру пришлось убрать из планов. Но сейчас у меня опять есть товарищи, готовые пробовать и новое, и сложное. Правила изучены и теперь остается ждать подходящего момента. У меня высокие ожидания от игры и на этапе прочтения правил она мне очень понравилась. Ничего общего с корнями у игры нет, но я этого и не ждал. Предварительно должна быть отличная реиграбельность и идея с условным легаси выглядит интригующе. Знаю, что Обет далеко не для всех, но очень надеюсь что для меня. Но это вообще красотуля с высочайшим качеством продакшена.
Ну и почти сразу после Обета коллекция пополнилась еще и игрой Pax Pamir при участии все того же Верле. Тут ожидания аналогичные - после прочтения правил и просмотра карточек сложилось ощущение глубокой и интересной игры с заделом на отличную реиграбельность. Все это в относительно небольшой коробке и компонентами высочайшего уровня. Что ж, будем пробовать.
В самое ближайшее время ожидаю получения Radlands. В предзаказ вписался в надежде поиграть с женой, но если ей и не понравится, то я не против очередной маленькой коробки с хорошей игрой внутри, еще и выглядит потрясно. Вай нот, как говорится.
Ну вроде бы можно и завершать этот акт, хотя наверняка покупалось и игралось что-то еще, но по тем или иным причинам сюда не попало. Можно двигаться к заключительной части.
Акт 4. В котором опять что-то планирую
Тут будет совсем коротко, так как планы на этот год не самые большие. Из огромного количества анонсов от наших издателей для себя присмотрел пока что совсем немного. Это пара игр от Эврикуса - Faraway, о котором говорил чуть выше, а также Vampire Village, который выглядит достаточно забавным, ну и это снова игра в маленькой коробке.
Неожиданный и обманчивый Perch от Лавки Игр, который, судя по всему, идет по стопам Корней и Магов Леса и пыатается надурить нас милым оформлением и тематикой, представляя собой конфликтный ареа контроль. Информации по игре пока что не очень много, но в англоязычном сегменте ютюба уже есть правила и пока что я до конца не смог определиться нужно мне оно или нет. Чуть позже перечитаю финальную версию правил и там будет понятно.
Ну и последней позицией в виш листе у меня висит Mordred, анонсированный Гагой. Я, честно говоря, вообще не понимаю этих истошных криков в комментариях на BGG относительно "не канон" и "учите матчасть" когда речь заходит о натягивании совы сеттинга и оформления на глобус механик. Мне что король Артрур, что дефолтное фэнтези - без разницы, если игра хорошо работает как игра и приятно выглядит. Выглядит Mordred приятно, вопрос относительно всего остального - открыт. Правила прочитал, но текущая версия окончательной не является, как я понял. Пока что жду больше информации и ценника.
Спустя десяток лет игры в настольные игры я пришел к пониманию того, что ближе всего мне именно ареа контроли в разных их проявлениях. Я все еще не против сыграть и во все остальное и, возможно, где-то лежит евросухарь моей мечты, но мне просто необходимо взаимодействие с другими игроками, за редкими исключениями. Я человек не обидчивый и в рамках настольной игры готов стойко переносить любые непотребства, поэтому предпочтения в играх сформировались сами собой.
Если у кого есть что посоветовать и к чему присмотреться, то буду рад увидеть в комментариях.
Ну а на этом у меня все. Увидимся через год.
Похожие впечатления (особенно от орифламмы и иниша), возможно вам понравятся тираны, blood bowl team manager и survive
Тираны в коллекции есть, понравились)
Blood bawl в свое время не успел купить, хотя желание было достаточно большое, а сейчас уже проблематично найти. А о каком Survive идет речь?
Survive escape from Atlantis - ну или если найдёте- то космическую версию, она даже поинтереснее
Последний день Атлантиды, понял, запишем)
Elomethod, играли ли в Хуанхэ и Янцзы?
Может зайти вашим вкусам. Игра на ПО, но все ПО получаются с общего игрового поля с помощью создания систем их получения (царств), которые игроки начинают друг у друга отжимать или влиять на них достаточно разными способами.
Много раз попадалась на глаза, но пристально не всматривался. Теперь обращу внимание. Спасибо!