Оценка пользователей
9.4751
Оценить:
-

За этот год моложе я не стал.

время: 26 марта 2025

Привет, случайный прохожий. Рад приветствовать тебя в моем ежегодном отчете, который потихоньку становится моей традицией. Один дневник в год не так уж и много, но почему бы и нет. Как обычно, буду рассказывать впечатления о чем-то сыгранном за год и озвучивать некоторые мысли. За большим количеством новинок я не стремлюсь, зато про старье расскажу не без удовольствия. Фотографии, как обычно, покрадены с BGG, но наступит день, и мне самому будет не лень сфотографировать.
 
Акт 1. Сдуваю пыльных кроликов со старых коробок.
 
 Наверняка у каждого есть полка настольного позора - игры, которые недостойны лежать рядом с основной коллекцией: ошибки молодости, старые и потертые коробки, забытые патигеймы, некомплектные игры и многие другие.  На моей полке позора поселилась груда разного старья, которое и продавать лень (потому что стоимость продажи не покроет мое нежелание идти до почты), и выкидывать жалко. Поэтому такие игры иногда даются друзьям в надежде быть навсегда там оставленными, но их всегда возвращают, к моему сожалению.  В этом году некоторые из этих игр получили честь быть сыгранными, а некоторые еще и не один раз.
 
 После долгих лет ожиданий из тьмы и мрака на стол выбрался Манчкин. За эти годы у меня не было ни причин, ни желания в него играть, но тут игра была запрошена другом, который играл в нее вместе со мной с десяток лет назад, ну а отказываться я не стал - хотелось чего-то относительно компактного и не особо сложного. И знаете, он остался таким же, каким я его запомнил в последний раз - веселый, шумный и случайный. Неожиданно для самого себя, я смог получить достаточно много приятных эмоций от нескольких партий подряд. Да, рандом тут вообще везде, нет ни тактики, ни стратегии, но это не мешает игре быть веселой, если все игроки готовы это самое веселье получать и не склонны к обидам. Опыт в ближайшее время я бы повторять не стал, но явно не расстроен. Все-таки за эти годы вышло достаточное количество самых разных игр, чтобы уверенно игнорировать манчкин даже в качестве одной из самых первых настольных игр. 
 
 Еще одной игрой с полки грусти стала Тайное наследие: Звездолет (давно последний раз про игру слышали вообще? Несу свежайшую релевантную вкуснятину вам в ленту)
 


 Когда-то очень давно я наиграл в нее огромное количество партий и она мне казалась куда более интересной, чем находившееся на волне хайпа тайное послание. На фоне достаточно рельсового послания наследие предлагало куда больше вариантов для майндгейма и блефа, что мне определенно нравилось. Но, вероятно, изящность и простота первой сыграли ей на руку и наследие повторить судьбу предшественницы не смогло, а жаль. Мнение относительно этой игры у меня также не изменилось - отличный филлер с простыми правилами, быстрым временем партии и простором для маневров. Звезд с неба не хватает, но периодически поиграть не откажусь. 
 
 В один из разов на столе неожиданно оказался и забытый артефакт из прошлого - Семеро Смелых.  Тут у нас драфт вслепую в стиле "верю-не верю" и небольшим твистом в виде уникальных способностей карт, каждую из которых можно использовать раз за партию. Рынок насыщается играми настолько быстро, что даже хорошие проекты быстро уходят в забвение, не говоря уже о менее привлекательных. Так вот семеро смелых это как раз такой менее привлекательный проект, что все еще не делает его плохим. Это хоть и средний, но достаточно приятный филлер для проведения вечера с ненастольными друзьями или родственниками. Ну а еще в нем есть просторы для блефа и расчета, что добавляет азарта к каждой партии. В общем и целом можно сыграть и получить приятное времяпровождение, либо пропустить и абсолютно ничего не потерять в плане настольных ощущений и опыта. 
 
 Есть в нашей памяти места и моменты, которые со временем становятся не такими притягательными, какими мы их помним. Это как старые фильмы из детства: они теплым воспоминанием хранятся на дальних полках нашего сознания, но при повторном просмотре, спустя годы, их магия часто растворяется. Вот таким теплым воспоминанием для меня была Брюгге.
 


  Не доставал ее лет 5-7 и сыграл в тот же вечер, что и манчкина. Раньше я был безумно влюблен в игру: мультифункциональные карты, огромное количество уникальных способностей на этих самых картах, разные варианты набора ПО и простой игровой процесс - все это привлекало меня в этом незамысловатом евро, хотя даже на момент покупки игры я понимал, что мне ближе ареаконтрольные истории с высоким уровнем взаимодействия. Но тут вариантов взаимодействия тоже подкинули, хоть и не особо много. И я, заряженный отличным настроением, сел играть в игру и...магия рассеялась, оставив на виду только голые механики. Вроде бы и все как раньше, но былого удовольствия не получил. Мне нравятся все механики по отдельности и их общий микс, но все же один момент для меня в эту партию раскрылся с не самой приятной стороны - рандом на картах. Все самое вкусное и интересное в итоге происходит как раз с картами - и цвет рубашек, и уникальные как пассивные, так и активные эффекты, и принадлежность к определенному сословию. 
 
 И вот если смотреть на карты в вакууме, то в голове складывается огромное количество самых разных комбинаций и вариантов набора победных очков. Но по итогу все очень сильно разбивается о рандом. Выстроить эффективную стратегию на всю партию или даже какую-то ее часть крайне трудно, потому что нужные карты могут попросту не зайти, да и на розыгрышь уже пришедших в руку может не хватить ресурсов. И можно было бы сказать про высокую кризисность игры, ведь это правда, но вместе с рандомом это слишком сильно влияет на планы, и основной причиной расстройства стал даже не факт наличия вышеперечисленного, а печаль от невозможности реализовывать действительно крутые комбо с большей контролируемостью. По итогу все скатывается к надежде получить подходящие значения на кубиках, карты нужного цвета и хоть какую-то синергию на выпавших картах. 
 
 Но игра все еще приятная в своей сути. После последней партии окончательно принял решение о том, что коробку можно смело продавать, благо, что желающих купить будет достаточно. 
 
 С Сезонов пыль сдувал уже в цифровом виде, так как в мою физическую копию на английском языке играть никто не хочет. 

 
 
 Всегда любил сезоны, но играть вживую удавалось недостаточно часто. Игра очень требовательна к знанию карт и комбинаций, что и похоронило мои надежды на игру с теми, кто в нее не играл. У относительно опытного игрока будет огромное преимущество перед новичками, какими бы сильными игроками они ни были. В основе самой игры лежит драфт на первом этапе, который процентов на 80 определит вашу дальнейшую судьбу. И сверху это присыпано необходимостью разбить выбранные карты на 3 раунда вперед еще до начала этих самых раундов. Сезоны хороши и мною любимы, но, видимо, пришло время расстаться и с этой коробкой, так как за последние годы вышло достаточно много игр, дающих мне схожие эмоции, но имеющих значительно более низкий порог вхождения. Благо, на BGA можно комфортно и быстро отыграть партейку-другую, жаль, разве что, за невозможность потрогать эти сочнейшие кубики в онлайне. 
 
Акт 2. Играю во всякое старое и новое 
 
 Эту часть опять начну с восхваления Forbidden Stars. С каждой новой партией игра закрепляется в моем личном топе на первом месте, хоть и делит первенство с Корнями. Я в восторге от абсолютно каждой механики в этой игре, каждый этап, каждая фаза это своеобразная интересная мини-игра: формирование карты и расположение победных целей, размещение варп штормов, планирование и размещение приказов, битвы. Нагромождение механик может показаться избыточным, но как же отлично все это работает. 

 
 Одна из последних игр запомнилась плотнейшим противостоянием до последнего хода. Я крепко держал лидерство до самого последнего раунда, собрав 3 маркера целей, и готовился принять финальное сражение на последний ход игры. Исход этой битвы решал исход партии, так как в случае победы мой оппонент получил бы 3й маркер цели и выиграл по тай-брейку, имея незначительное преимущество по захваченным мирам. И это еще один повод любить игру - у меня было достаточно вариантов удержать этот мир, но вот я плохо прогнозирую события и размещаю приказ не в том порядке, вот я плохо укомплектовываю отряд для последней битвы, вот я рискую и выбираю не ту карту для боя. На каждом этапе я мог удержать лидерство, но сделал 3 ошибки подряд. Исход ожидаемый, но не слишком - победа соперника по тай-брейку в бою, а после и в самой игре. 
 
 Хорошая армия в Forbidden Stars это не всегда армия из сильных юнитов. Это Удачный микс из самых разных юнитов, выполняющих разные цели в бою, и карт улучшений к ним. В этот бой я решил не добавлять тир1 юнита, который, как выяснилось, мог выиграть мне игру, так как на руку вышли карты со способностью именно для него, важной способностью. Пожадничал и проиграл по морали. 
 
 За такие моменты игру определенно стоит любить. Да, она долгая, громоздкая, местами не особо интуитивная, но эпичность и накал страстей иногда зашкаливают. Основная претензия к игре у меня только одна - длительность партии. Как мы ни пытались, но сыграть на четверых менее, чем за 5-6 часов у нас не выходило. Уже долгие годы ходят слухи о переработке игры от оригинального автора, но каких то серьезных анонсов за это время не было, а так хочется. Хочется менее длительную версию игры, но с сохранением основных идей. Возможно, когда-то выйдет нечто подобное, ну а пока у FS нет ничего на замену.
 
 Одним абзацем про Кодовые имена/Декодер/Цитадели/Орифламму. Кодовые имена и декодер потихоньку начинают терять товарный вид, так как слишком активно заигрываются на любых посиделках. В компании ненастольщиков залетают на ура, стабильные и абсолютные хиты. В обозримом будущем, вероятно, потребуется обновить коробки. Цитадели и орифламму достаю реже, да и люблю их чуть меньше, но их наличию в коллекции безусловно рад. Пока что раздумываю что бы еще такого прикупить к патигеймам. Призрачные чернила манят, но надо ознакомиться поподробнее
 
Эврикус продолжает радовать меня анонсами и локализациями. Уверенно бросил деньги в монитор и прикупил новое издание Киклад, но они пока что еще не опробованы. А вот что попробовал, так это грядущую локализацию - Castle Combo.

 
 Опять маленькая коробка и опять стопроцентное попадание в меня, как было и с Дальними далями. Почему-то хочется сравнивать эти игры по ощущениям, хотя механически они похожи не очень сильно. Тут у нас и снова драфт, и синергия между картами, и разные варианты набора победных очков с карт. Если кратко по правилам, то тут в свой ход или покупаем одну карту с одного из двух рынков - знати или деревенщин, или забираем бесплатно и получаем ресурсы, но не получаем бонусы самой карты. С какого именно из рынков - зависит от разыгранной ранее карты. При этом есть опция потратить один из ресурсов (ключи) и перепрыгнуть на другой рынок. Карту необходимо прикупить за монетки (второй игровой ресурс) и разместить в своей игровой области в квадрате 3х3 по достаточно простым правилам - карта должна быть размещена ортогонально к одной из ранее выложенных и не вылезать за пределы нашей импровизированной игровой области. 
 
 В целом это почти все. Но вся мякотка кроется в самих картах и огромном количестве вариантов скоринга победных очков - практически каждая карта приносит победные очки в конце игры по определенном принципу. Скорим и за расположение карты, и за отсутствие карт определенных "мастей", и за наличие карт определенных "мастей" как в ряду/столбце, так и на поле в целом, и за ресурсы, и многое другое. При этом надо постоянно искать способы заработать монетки на покупку дальнейших карт таким образом, чтобы карта, позволяющая получить их здесь и сейчас, хорошо вписывалась и дополняла другие наши карты. 
 
 И как же все это складно и бодро играется, прямо бальзам на душу. Остановиться на одной партии за сессию очень проблематично, так как партии достаточно быстрые, а желание собирать все более и более эффективные комбо только растет. Для меня это очередной автобай от издательства, ну а пока что все желающие могут попробовать игру на BGA. 
 
 Наконец-то добрался до столь желанного Обета. Получилось собрать аж 5 человек и провести полноценную партию. Про правила игры рассказывать смысла точно нет, уж слишком они объемные, но по сути имеем эдакую песочницу, где делаем все подряд - и перемещаемся в поисках советников, и территории контролируем, и воюем за все что плохо лежит, и карты в локации для получения дополнительных действий играем, и много чего еще. 

 
 Игра выглядит просто изумительно - качество компонентов на высоте. Продакшен и арт дизайн - мое почтение. Стиль Кайла Феррина тут оказался невероятно к месту (хотя он к месту вообще во всех играх от Leder games) и отлично передает фентезийную атмосферу. 
 
 А вот ощущения от самой партии оказались немного смазанными из-за длительного процесса объяснения правил, так как знал их только я, и заранее больше никто не готовился. Правила мною изучены были уже давно и в голове сложились в достаточно стройную цепочку, но в процессе обучения вскрылся момент, который совершенно выпал у меня из памяти - в игре огромное количество нюансов чуть ли не для каждой механики. И объяснение этих самых нюансов ощутимо затянулось, да и в процессе игры приходилось постоянно о чем то напоминать.
 
 Но сам игровой процесс определенно понравился: победные цели канцлера и изгнанников, взаимодействие с карточками в локациях и совете, эффекты самих карт, боевка и возможность отжимать не только конкретные локации, но и реликвии. На поле всегда есть чем заняться и найти свой путь к победе. А еще в игру заложена какая то бешенная реиграбельность за счет условной легаси системы, где в каждую новую партию добавляются новые карты и уходит часть старых. И карт этих много, очень много. Играть, конечно, желательно одинаковым составом, но и некоторые перестановки в составе критичными быть не должны. 
 
 Точно хочу играть еще и точно понял, что игры Коула Верле это прям мое, поэтому без лишних раздумий вписался в полный фарш предстоящей локализации Arcs. Дополнение с компанией брать не планирую, потому что база с лидерами выглядит вполне самодостаточной. Правила ладные и понятные, да и процесс предварительно выглядит крайне интересным. Так что жду потенциальный для меня хит.
Неожиданно для самого себя решил прикупить в коллекцию абстракт. Выбирать долго не пришлось, да и четко понимал, что если буду брать, то конкретно его. Речь про Гармонию.

 
 Какого-то невероятного восторга у меня подобные игры не вызывают, но тут было прям приятно играть. Вероятно, сказалось отличное оформление и притягательные компоненты вместе с достаточно медитативным игровым процессом. Драфтим наборы из трех деревянных дисков, представляющих собой разные ландшафты, и размещаем их на своем планшете, пытаясь попутно закрывать определенные сочетания для набора победных очков. Эти самые сочетания определяются картами-миссиями в виде животных, которые собираем себе по ходу игры. Ну а так как таких карт можно иметь не одну, то и подумать приходится основательно, чтобы использовать все доступное пространство максимально эффективно. 
 
 По итогу получаем очень даже крепкую игру: приятный игровой процесс, высокая реиграбельность с низким порогом входа и отличное оформление. Буду периодически играть с женой, остальных товарищей вряд ли смогу за такое усадить, но в коллекции точно оставлю.
 
 В этот акт можно было бы добавить еще несколько игр, но их я выделю отдельно.
 
Акт 3. Преисполняюсь в самопознании
 
 В последнее время много думал о двух настольных, ну назовем, явлениях - соло гейминг и евроигры. Соло геймниг раньше вообще для себя никогда не рассматривал, хотя на полке и пылились коробки с возможностью играть и в одного. Как-то я все же привык, что настольные игры для меня это про собраться с друзьями, общение и взаимодействие. С этим отлично вяжется и тот факт, что из игр я предпочитаю что-то максимально конфликтное и интерактивное. Но некоторые из коробок лежали на моих полках настолько долго, что я уже не мог ждать и было принято неожиданное, но вполне логичное решение - попробовать в соло те игры, которые данный вариант игры поддерживают. 
 
 Пробежался по неопробованным новинкам и посмотрел на доступность в них соло режимов и быстро определил для себя первого претендента. Но о нем я сейчас рассказывать не буду и вернусь немного позже. Но вот второй коробкой стал Pax Pamir. Очень долго ждал случая разложить его, но как то все не задавалось, а тут и желание в соло поиграть появилось, и бот выглядел весьма интересно.

 
 И что хочется сказать - зря я так долго игнорировал формат соло гейминга, ведь это отличный вариант пощупать игровые механики и оценить их привлекательность для себя. Игра с местным ботом настолько понравилась, что в первые несколько дней стабильно играл по партии. К разговору о пощупать механики - играть меня заставляли скорее они, нежели желание играть именно с ботом, но бот позволял их пощупать в достаточной мере, хоть и терялся огромный пласт остальных механик, которые раскрываются только при игре с людьми. При этом игра с ботом давала вполне неплохой челленж, особенно, если использовать дополнительные и более логичные правила его использования. Наш виртуальный соперник ощутимо отличается от живого игрока в плане своих возможностей и именно этот элемент и создает дополнительный интерес. Из трех игр я успешно выиграл две, но все три партии приходилось серьезно ломать голову.
 
 Чуть позже игра была опробована и с живыми соперниками, что позволило сформировать уже полноценное мнение о ней. Игра полностью оправдала мои ожидания - конфликтная, глубокая, изящная, с отличной реиграбельностью и, как выяснилось, добротным соло режимом. Все элементы тесно переплетены меджу собой и отлично работаю, открывая огромный простор для тактики. Механически это крепкий гибрид, где мы и условный движок собираем, и контролем территорий занимаемся. Взаимодействия положили с горкой, потому что игра состоит из него чуть ли не полностью - мы боремся за карты на рынке, за локации на поле, за лояльность сторон конфликта, постоянно подрезаем карты соперников. Карты во дворе неразрывно связаны с происходящим на поле и наоборот, что открывает огромное количество интересных игровых возможностей.
 
 Все это завернуто в шикарное оформление и размещено в достаточно компактной коробке. Качество компонентов и их внешний вид выше всяких похвал: блоки коалиций, деревянные диски локаций, тканевое поле - все вызывает эстетический оргазм. Разве что тема очень уж на любителя и  я бы предпочел какой то более привычный формат трехстороннего конфликта. А больше ругать игру мне как будто бы и не за что. С удовольствием буду играть еще как в соло, так и с живыми игроками. 
 
 В течение долгого времени присматривался к игровой системе Unmatched, учитывая то количество места, которое она занимала в инфополе, но каждый раз не был уверен до конца. А тут неожиданно вспомнил о том, что помимо базовых коробок был выпущен еще и вариант с возможностью игры в соло и кооперативе. Кооперативная часть меня не интересовала от слова совсем, а вот попробовать основные механики в соло выглядело привлекательным. Без долгих раздумий приобрел версию Unmatched. Приключения: Удивительные Истории.
 
Photo n°15 by Board Game Shot
 
 Тут у нас все тот же Unmatched, но в коробку положили 2 босса и горку приспешников к ним. В соло я сыграл 3 партии с одним и тем же боссом и этого вполне хватило для оценки основных игровых механик, так как основная игровая механика работает практически полностью идентично варианту игры с людьми. Главгад и его приспешники имеют собственную колоду из которой карты вытаскиваются наугад и никогда не заканчиваются, так как среди прочих карт в колоде присутствует карта, позволяющая замешать весь сброс обратно. Да, челлендж тут создается больше за счет количества очков здоровья босса и рандома на приспешниках (некоторые ощутимо сильнее других), но поиграть в это вполне можно. Если партия кажется слишком легкой, то всегда есть вариант докинуть несколько модификаторов, усложняющих жизнь. 
 
 Сам режим достаточно сложно назвать интересным, но для знакомства с игрой для меня его оказалось достаточно. Партия с живыми игроками прошла в самое ближайшее время и мы с удовольствием отыграли 3 партии на троих. Да, пожалуй, вариант на троих не самый лучший, но даже при этом играть было достаточно весело. Игра работает ровно так, как я себе это представлял - носимся по полю, бьем лица противникам, используя сильные стороны своего персонажа и грамотно подбираем тайминги для отхода.  Рандом на выходе карт из колоды присутствует, но это карточная игра и это вполне ожидаемо, так что минусом игры это считать не могу. Персонажи достаточно разнообразные и каждый интересен по-своему. В будущем планирую прикупить, как минимум, еще одну коробку для большей реиграбельности, но без особого фанатизма - по тир листам и соревновательному аспекту я не упарываюсь, а для домашних посиделок пары наборов будет вполне достаточно. Ведь даже 2 набора на 8 персонажей дают 28 уникальных комбинаций игры в дуэльном режиме и 56 со сменой сторон. Звучит как неплохое количество партий, хоть некоторые матч апы будут мене сбалансированы, чем другие.
 
 Наконец-то удалось попробовать игру, которую высматривал уже очень давно. Bloody Inn, она же Красная таверна. Игра была издана локализатором явно не очень большим тиражом, потому что найти ее на барахолках достаточно затруднительно, не говоря уже о свежей коробке. Попробовал соло режим на BGA и остался очень даже доволен. 
 
 
 В игре мы выступаем в виде отельера, который не против убить путников и опустошить их карманы, припрятав на заднем дворе. Углубляться в правила не буду, но игромеханически все работает достаточно приятно. Особенно понравилась возможность использования карт путников несколькими способами - можно нанять гостя как помощника, разыграть как здание (получая возможность похоронить под ним других убитых гостей и пассивную способность), либо же просто убить для получения денег, которые являются также и победными очками.
 
 Процесс сбора своего уникального движка каждый раз разный и весьма увлекательный. Гостей достаточно много, но на партию отбирается лишь часть из них, так что реиграбельность для такой небольшой игры неплохая. Тут стоит упомянуть, что играл я исключительно соло режим, поэтому часть с взаимодействием не вкусил, но оно тут тоже присутствует: есть и выборочное расселение гостей, и возможность увести нужного оппоненту гостя (либо убить), и даже закопать своего мертвого клиента под чужой сарай.
 
 Основная претензия к игре - кризисность. Она тут очень высокая. Игра проходит достаточно быстро, а на каждый ход у нас всего 2 действия, которые нужно очень грамотно распределить. А распределять есть что: нанимать, убивать, строить, закапывать, отмывать деньги. Делать это хочется все и сразу, но такой возможности нет и постоянно приходится чем то жертвовать. Из-за этого возникает ощущение, что игра не успевает раскрываться в полной мере по ходу партии. Но этот недостаток я готов легко простить игре за достаточно быстрые партии, необычную тему, классное оформление и приятные механики. Попробую найти себе коробку для игры оффлайн.
 
 Ну а теперь пришло время рассказать и о той первой игре, которая открыла мне путь к соло-геймингу и заставила задуматься о втором явлении из заголовка акта - евроиграх. Этой игрой стала Поселенцы: северные империи.
 
 Это не первая моя евроигра, но тут я прям кайфовал от процесса, хотя и играл в соло, очередной раз лишив себя взаимодействия с живыми игроками. Справедливости ради, стоит отметить, что оно тут не самое оживленное, но все же есть, в том числе и в формате прямого влияния на оппонента. Про правила снова не расскажу, но соло режим сделан очень добротно - на выбор всего 4 разных сценария, представляющих собой вариации основных правил игры с интересными отклонениями, но проходить их интересно. Каждый раз приходится решать интересную головоломку, а возможность делать это шестью разными колодами увеличивает реиграбельность. За первый же вечер я разложил игру 3 раза подряд и ни разу не пожалел. Я даже не уверен, а хочу ли я вообще играть в эту игру с людьми - вот настолько я доволен соло-режимом и общими механиками.

 Игра хоть и является продолжением серии, но от предшественницы отличается ощутимо. Лично мне игровой процесс показался как более разнообразным, так и более вылизанным: рондель действий, модуль с островами, совершенно иной формат сбора ресурсов и получения карт. Более того - игра стала гонкой и может быть короче пяти раундов, как это было в предшественнице, отчего общая динамика стала значительно лучше. Также на динамику положительно повлиял и урезанный приток ресурсов, что также ощутимо уменьшило и количество фиддлинга. Вроде и сплошные плюсы, но старую версию пока что тоже держу на полке - все-таки что-то в ней есть.
 
 Во время партий в северные империи я постоянно ловил себя на одной и той же мысли - почему я вообще получаю столько удовольствия именно от этой игры? Ведь в ней нет многого из того, что я так люблю, да и то же взаимодействие в оригинальных поселенцах было куда более агрессивным, что мне нравилось. У игры не самый высокий рейтинг, ниже оценка от гиков и блоггеров. Я постоянно пытался проводить параллели с другими играми - Res Arcana и Поселенцы
 
 
 Res Arcana так вообще у всех в топах и шедевр шильно-мыльных игр, но мне хватило нескольких партий, чтобы принять решение о продаже игры. Уж слишком сухой и унылой она ощущалась. Да, карты интересные, движок можно крутить, но ощущается это как унылый фиддлинг без конца и края. Игру спасает формат гонки (потому что это можно закончить достаточно быстро), но  при этом эта же фича является для многих и минусом, так как в процессе гонки не успеваешь полюбоваться красотой своего движка и подольше его посмаковать. А еще игра требовательна к игрокам, как и сезоны, потому что весь свой стартовый пул карт набирается драфтом, где более опытные игроки быстро найдут нужную им комбинацию из пары-тройки действительно эффективных карт. Взаимодействие в игре невероятно унылое - да, можно подрезать артефакт или монумент, можно даже место силы, но взаимодействия в этом не больше, чем в борьбе за свободную ячейку в мипл плейсментах, да и обычно заранее видно на что претендуют соперники. Драконы и их эффект это вообще смех в плане взаимодействия, тут даже комментировать смысла нет. Но даже при всем этом у игры есть свои плюсы - автору удалось поместить в относительно небольшую коробку много игры с хорошей реиграбельностью. А еще удалось вырезать из этой же коробки половину игры и продавать как допы. Игра хоть мне и не сильно подошла, но плохой назвать ее точно не могу. И чуть позже я даже понял почему.
 
 А все по той причине, что я попробовал Century. Пряности. Тут даже картинку из игры не буду вставлять. К игре давно присматривался, но достать за адекватный прайс было затруднительно, а Golem Edition стоил еще дороже, хотя визуально для меня был более привлекательный. Ладно, картинку от голема вставлю, он красивый.

 
 Как хорошо, что в последние годы я стал гораздо серьезнее подходить к покупке новых игр в попытке уместить всю коллекцию в определенный физический объем, иначе пряности рисковали умереть на полке в первый же день. Ну и спасибо BGA за возможность попробовать некоторые игры перед покупкой.
 
 Что по самой игре? Именно благодаря этой игре я понял что такое настоящее шило на мыло. Если это не квинтэссенция таких игр, то я не знаю что тогда. Игра буквально говорит тебе: "Эй, друг, вот тебе шило и вот тебе мыло. Можешь прикупить себе торговцев - один делает дырявое мыло из двух шил и мыла, а второй - мыльное шило из двух мыл и шила. А очки ты будешь получать через вот те карты целей. Да, те самые, где надо собрать 3 дырявых мыла и 2 мыльных шила, а на другой  4 мыла и 4 дырявых мыла. Развлекайся". Это ощущается суше, чем пески сахары, печенье "Мария" и субботнее утро после бурной ночи вместе взятые. Всю игру перекладываем цветные кубики с одного места на другое, меняем одни кубики на другие, делаем так снова и снова, ну и потом игра, слава богу, заканчивается. Опыт, который повторил только будь это единственная игра на земле. Ну или лучше бы посмотрел на ковер, пока что точно не знаю.
 
 К слову, недавно по отдаленно похожей причине разлюбил и Lords of Waterdeep. Ну не прям разлюбил, но оценку понизил существенно. Хорошая игра, но  спустя столько лет кажется достаточно пустой в плане механик, ну или это лаконичность такая, не уверен. Ставим рабочих на локацию, получаем кубики, кубики кладем на карты целей - получаем ПО и опционально другие кубики/деньги/простенькие бонусы. Чтобы локации не заканчивались и были варианты выбора - строим еще локации, на которых тоже получаем кубики. Чтобы получать кубики еще хоть как-то - играем карты интриг. С них иногда получаем кубики сами, а иногда еще и другим даем. А еще в этих интригах кроется самое отвратительное воплощение механики Take That в истории человечества. Если только в какой-то другой игре на полтора-два часа нет карты "Ты проиграл", которую можно кинуть любому сопернику в самом начале игры. Я про карты квестов, которые можно подкинуть любому сопернику и он не может от него отказаться, как и не выполнить его раньше остальных квестов. И проблема даже не в наличии таких квестов, сколько в том, что они отнимают весь темп, требуя слишком много кубиков (на такой квест вполне можно потратить полный игровой раунд), но давая взамен ничтожно мало победных очков. Вот и получается, что можно просто подкинуть пару таких квестов противнику и выключить его из победной гонки. Причин не играть без этих карт вообще не вижу, честно говоря. 
 
 Начало приходить понимание, что евро игр со слишком малым количеством механик мне явно недостаточно, если не учитывать маленькие игры, которые не требовательны ко времени партии и месту в сумке/на столе. Потому что даже эти игры могут быть отличными и именно что лаконичными, а не пустыми. 
 
 Тогда, возможно, надо обратить внимание на более комплексные евро? Звучит логично, но я не представляю какие именно игровые механики мне могут понравиться. Нравятся Виконты западного королевства, но не до конца понимаю почему. Возможно, потому что нравится переплетение механик и конкретно реализация декбилдинга, оформление, а сама игра не ощущается тупым поинт салатом. Но это, опять же, мне. Любители матерого евро наверняка игру не жалуют. При этом, говоря о наличии разных механик, я совершенно не могу даже смотреть в сторону игр условной Т-серии или чего-то такого же коричневого. 
 
  Вот вообще визуально не манит. Не вижу оформления, вижу только бесконечные ячейки и треки. Игры Ласерды, кстати, вижу абсолютно точно также, но пока не поиграю в парочку - говорить ничего не буду. Возможно, в его играх за сложностью прячется какой-то фантастический геймплей. В планах попробовать пару-тройку игр на тэйблтопии. Возлагаю надежды, но больше для пополнения личного опыта, усадить кого-то из друзей в оффлайне точно не смогу, да и не хочу. Но приобщиться к высокому желание есть. 
 
 Так, а что тут у нас? Вроде не совсем коричневое (или все же коричневое?), есть тема, механик положили - пробуем Ла-Гранха.

 
 Добавлю фотку из нового делюкс издания, так как оригинальное оформление все же коричневое. А тут прям красота. Но я играл в коричневое, в соло. Еще одна оговорка - если игра в онлайне, то я обычно стараюсь сыграть партий 5, чтобы впечатления были более полными. А то мало ли - не повезет с рандомом, да и механики иногда хочется пощупать побольше. 
 
 Что понравилось сразу - многофункциональные карты. Это прям мое почтение. Карту можно и как поле для выращивания использовать, и как телегу с заказом на победные очки и плюшки, и как пристройку, а еще как работника. На работниках можно собрать какой-никакой движок и даже что-то комбить, хоть слотов под них у нас и доступно всего 3. 
 
 Ну а дальше у меня к игре начались вопросики. Переработка ресурсов выглядит неплохо, но на этом и все. Все остальное ощущается как движение по куче разных треков: тут покупаем куски крыши для дома, там двигаем шляпу, где-то рядом пытаемся заполнить склады кучей разных ресурсов и делаем это на скорость. Ну ладно, наврал, выполнение заказов ощущается более-менее приятно, но мини-игру с телегами на площади вообще не оценил. И вот со стороны вроде выглядит интересно, но механически мало что понравилось, есть некоторая монотонность в игровом процессе, да и формат принятия решений не особо зашел. Побороться за более дорогой заказ и занять более выгодное положение на площади для пассивного получения победных очков с потенциальным выбиванием противников или закрыть дешевый заказ, но получить быстрые очки и бонус? Да как то вообще фиолетово. Не знаю почему. Опять же, плохой игру назвать не могу, отдельные моменты понравились, но в общем и целом - не фонтан. 
 
 А, ну и про сам соло-режим. Ну он ок, с людьми, пожалуй, чуточку интереснее будет, но там не какой-то колоссальный объем важного взаимодействия. Кто-то расскажет про то, что можно аж тележки соперников выбивать с рынка и лишать их победных очков, но бот с этой задачей вполне справляется. Ну а заполнять на скорость склады на главное площади - ну камон.
 
 Помимо коричневого не могу еще смотреть на некрасивое. Ну вот не знаю почему. Игры Ласерды, кстати, несмотря на внешнюю перегруженность, некрасивыми назвать точно не могу. А вот Покорение Марса могу (как вообще издатель это выпустил в таком оформлении? Или там есть какая-то интересная история?), Землю с Арк новой могу (визуально почти тот же Марс, только с фотками вместо картинок, иконографика тоже не особо привлекает), Дюна тоже не нравится (коробка кайф у обеих версий, но поле, арт на картах, иконографика - это какой-то мрак вообще). Я не обязательно фанат всякого мультяшнего и цветастого, если что (хотя очень многое мне и нравится), и тот же Памир нахожу отличным в плане арт-дизайна и иконографики.

 Пока искал что-то подходящее под свои критерии, наткнулся на Виноделие. Опять онлайн, опять соло, только база, отыграл, вроде, аж 7 партий. 
 
 
 Вроде и не должна была игра понравится, а понравилась. Ламповое оформление, приятная тема, которая, неожиданно, очень даже ощущается, со всем этим высаживанием лозы, сбором урожая, хранением винограда и его переработкой в вино. Механически тоже все на месте - прокачиваем планшет, следим за погребами и вином, пытаемся эффективно использовать работников и порядок хода, подрезаем соперников на ячейках действий. Разделение на сезоны тоже понравилось, хоть я играл и на базовом поле. В допе все еще интереснее, как я понимаю.
 
 Но что-то ощущается больно. Это что-то - рандом. Он тут везде, где есть карты, а карты тут везде. Может не зайти виноград, могут не зайти гости, могут не зайти заказы. И вот это прям больно ощущается, так как своевременный приход в руку оптимального гостя/лозы/заказа очень сильно влияет на темп, а плохой выход карт простреливает колени. Слышал, что дополнение частично фиксит эти проблемы, но попробовать не удалось (в модуле на тейблтопии его не было). По этой причине смог одолеть бота и планку в 20 очков к концу седьмого года только к седьмой игре. Но если все заходит нормально, то ощущения весьма приятные. Ругать игру есть за что, но и любить тоже. Уж не знаю на счет 40 места в топе BGG, но на топ 200 тянет. Бот, кстати, иногда тоже делает больно: автома стабильно занимала сразу по несколько нужных в моменте ячеек, отчего приходилось выплясывать с бубном. 
 
 Вот и получается, что каких-то оптимальных и конкретных критериев подбора евро-игр для себя я пока что не нашел, но не теряю надежды все же найти пару коробок в коллекцию. Как на фоне всего этого могли зайти поселенцы - вопрос. Но как то и оформление понравилось, и продакшен, и ассиметрия колод, и формат построения движка, и лаконичность механик. Хотя статистически игра весьма средняя, но не для меня.  
 
 С ареаконтролями таких проблем вообще нет - влетаю с двух ног. Почему-то ощутимо проще представлять игровой процесс и возможные ощущения от него. Локализация Arcs? Дайте фулл фарш. Где-то там выйдет Mordred? Почитал актуальные правила, посмотрел карточки и уже почти готов вписываться. Локализация Carnegie с оценкой 8.0 на БГГ? Ну тут надо раз 5 сыграть будет тоже, видимо. И не купить, скорее всего. 
 
 Ну еще карточные истории хорошо заходят. Они евро или кто? Вот все эти Дальние дали, Castle combo, Сезоны. Кстати, если вам советуют Res Arcana как что-то похожее на сезоны, то бейте советчика по губехам и убегайте в сторону долины вечности. Это хитрые шильно-мальные шпионы хотят заманить вас в свой лагерь.
 
 Ну, пожалуй на этом можно и закругляться. В игры играю, ареаконтроли покупаю, евро ищу, маленькие коробки от Эврикуса люблю.
 
 Как обычно - накидывать в панамку можно в комментариях, а еще в комментариях можно посоветовать какое-нибудь крутое мидкор евро с приятным оформлением и механиками.  
 
 Ну и до встречи в следующем году.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
RobinHood написал месяц назад: # скрыть ответы

Вашей ячейке, похоже, "Чемпионы Мидгарда" отлично зайдут. Для начала попробуйте просто базу, а потом уже можно и доп замешивать.

Главное, не слушайте тех, кто говорит, что игра раскрывается только с допом: голая база - отличная игра, быстрая, с простыми правилами, но и подумать есть где. Ну и кризисности побольше, чем с допом.

Elomethod написал месяц назад: # скрыть ответы

Выбирал между ними и архитекторами на замену лордам, но по итогу прикупил архитекторов, но пока даже не пробовал по итогу, так что чуть позже, возможно, поменяю на чемпионов

RobinHood написал месяц назад: #

С архитекторами сравнить не могу - графика Димитриевски меня отпугивает настолько, что ни в одну из игр серии не играл...

Чемпионов я изначально вообще пропустил, а потом сыграли - понравилось и мне, и жене так, что сразу же побежал доставать полный комплект.

kirkot написал месяц назад: # скрыть ответы

начинаешь смотреть обзор - вау как много хороших игр, красивые фотки! а в итоге оказывается, что человек играл в соло, да еще и на bga. мда.

bg01cc написал месяц назад: # скрыть ответы

А что не так?

kirkot написал месяц назад: # скрыть ответы

Грустно это

kirkot написал месяц назад: # скрыть ответы

Хотя может ему было при этом весело, ок)

Elomethod написал месяц назад: #

Ну я не вижу причин не попробовать некоторые проекты в соло и онлайн несколько раз в год, как и причин расстраиваться по этому поводу

Elomethod написал месяц назад: #

Ну из всей подборки только 5 игр были играны в онлайне,из них в соло - 3, при этом только в одной из этих игр наличие живых людей действительно ощутимо влияет на игровой процесс

Siar написал месяц назад: #

Поздновато проснулся - пропустил недавний топ 20 соло игр от Guatemock)

And1 написал месяц назад: # скрыть ответы

Если нравится взаимодействие в играх, очевидно нужно смотреть в сторону высокоинтерактивных евро: Брасс, Keyflower, Плотина, Food chain magnate(если считать за евро), Аргент, Доминирующие виды, та же Дюна и Карнеги кстати. Не всё из этого мидкор, но всё с высоким уровнем взаимодействия. Пять племён ещё кстати- несложное евро но взаимодействие выше среднего.

Elomethod написал месяц назад: # скрыть ответы

Карнеги и плотину как раз в ближайшее время планирую в онлайне попробовать, но в моем случае будет актуально еще и качество соло-режима, так как усадить кого-то из основной ячейки в евро сложности выше среднего будет проблематично.

Пять племен, точно. Как минимум по уровню сложности и визуалу точно может быть кандидатом.

На Брасс облизываюсь, но в ячейку вряд ли зайдет(

makemake написал месяц назад: #

В Карнеги отличный соло-режим, можно попробовать на бга. Брасс мне кажется может зайти в любой компании, но соло-режима там нет)

makemake написал месяц назад: # скрыть ответы

В плане соло могу посоветовать: Вторжение с небес, прямо отличная игра на одного, где нужно умно использовать выпавшие кубы и мочить космических захватчиков в духе классической одноимённой аркады; Gloomhaven: Bugs and Buttons, карманная Мрачная гавань на одного, пока только начал кампанию и очень доволен. Проект Гайя одна из самых любимых игр, и в ней отличный соло-режим. Ещё играл в Friday, неплохой соло декбилдер. У гаги скоро лока ещё одной классической соло карточной игры. И ещё хвалят Legacy of Yu локализация от Лавки, но я не играл.

Siar написал месяц назад: # скрыть ответы

Если нравятся мелкие соло игры, еще как варианты One Deck Dungeon, Unbroken, Lost expedition, мб серия Подземелье (да, там есть соло вариант)

Elomethod написал месяц назад: #

Подземелье лежит как раз, да все руки никак не дойдут

Guautemock написал месяц назад: #

Чот тронула статья. Вот только недавно накатила ностальгия, и почитал чатик нашей первой настольной ячейки, который уже много лет молчит. Игры реально частью жизни становятся. Столько приятных воспоминаний. У меня тоже несколько коробочек самых первых лежит-пылиться. Жалко продавать.

ivan111 написал месяц назад: # скрыть ответы

> Сезоны хороши и мною любимы, но, видимо, пришло время расстаться и с этой коробкой, так как за последние годы вышло достаточно много игр, дающих мне схожие эмоции, но имеющих значительно более низкий порог вхождения.

Можно примеры? А то я понял, что за несколько предыдущих лет только соло играю в "Сезоны"

Ksedih написал месяц назад: # скрыть ответы

"Лихолетье" какое-нибудь можно посоветовать. Или "Мистическую долину" на худой конец.

amberLord написал месяц назад: #

Долину вечности - наверное? Мистическая - она про колодострой и пуш-лак) Развелось долин))

Elomethod написал месяц назад: #

Да, долина даёт очень схожие ощущения, к лету будет предзаказ на Etherstone ещё