Итак, мне удалось добыть за тридевять земель (Минск-Уфа) «Торговый флот» - залежавшуюся на прилавке и чудом сохранившуюся в упаковке, т.е. совершенно новую игру от компании «Технолог» образца 2003 года за авторством господина Калинина.
Начну с хорошего. Надо отметить, что в отличие от более поздних игр «Технолога» упаковка этой адекватна содержанию, т.е. в нее помещается ровно столько «начинки», сколько есть свободного объема коробки. Места она много на полке не займет, а свою я просто вложил в другую коробку от игры того же «Технолога» - «Звездный Адмирал», которую выпустили позже, поэтому места в ней на три игры.
Не поверите, кроме коробки у игры есть еще достаточно других достоинств. Соотношение цена-качество, на мой взгляд, 1:1. Вы можете сколько угодно ругать «Технолог» за низкое исполнение элементов игры, например, игровое поле, которое как обычно выполнено из тонкого картона или повторяющиеся из игры в игру миниатюры космических кораблей, но даже цена в 500 рублей для меня вполне оправдана. Во-первых, в то время, когда игра продавалась, стоила она значительно дешевле в долларовом эквиваленте. Игры «Технолога» вообще бюджетные игры. Во-вторых, за эти деньги вы получаете – 21х4=84 миниатюры 6 видов в четырех цветах. И это не советские фишечки-конусы а модели космических объектов. Можете закидывать меня помидорами, но в нашумевшем «Эклипсе: Возрождение галактики» (базовой версии) разнообразие фишек кораблей беднее. Плюс еще литник с черными фишками-маркерами, книжечку правил и игровое поле примерно 40х60 см с хорошей печатью.
О правилах. При всей кажущейся простоте в игре есть место для разных тактик. Нужно продумывать свои действия на несколько ходов вперед иначе, как в любом бизнесе, прогоришь. Правила, кстати, очень подробные и ясные. Единственная найденная нами опечатка – в правилах сказано, что торговый галеон стоит 5 очков дохода, а на игровом поле указан цена в 6 очков. Но мы эту опечатку восприняли с готовностью, как один из вариантов правил – попробуйте сыграть и так и этак, поймете, что это существенно меняет ход игры.
Готов к критике, но игра построена на шахматном принципе. Казалось бы, самый очевидный первый ход (E2-E4) – первый игрок выставляет свой торговый галеон в торговую зону «Центральные миры». Но уже с первого хода другим игрокам придется задуматься, как обойти этого явно вырвавшегося вперед конкурента. Однако, обращаю внимание почтенной публики, что игра начинается еще до первого хода, до расстановки кораблей на поле – на этапе выбора кораблей. В одном из описаний, найденных в Интернете, почему-то сказано, что игрок начинает игру с торговой шхуны. Это не так. Уже здесь вы можете разнообразить игру, к примеру, взять пиратский бриг. Поверьте, это вызовет переполох в рядах других игроков. В правилах не сказано, в каком порядке игроки должны выбирать себе начальные корабли, видимо одновременно. Главное не забудьте напомнить, что взяв корабль, от него уже нельзя отказываться. К примеру, вы играете вдвоем и ваш оппонент взял себе торговый галеон. Ему повезло (или не повезло) и он ходит первым (E2-E4) – выставляет свой торговый галеон в торговую зону «Центральные миры». Так как этап «Движение» по правилам идет раньше этапа «Выведение новых кораблей» его галеон в этом ходу уже не сдвинется с места. Следовательно, вы легко можете выставить свой пиратский бриг в ту же зону и уничтожить его галеон, который, правда, принесет владельцу больше денег, чем стоит сам.
О продолжительности партии. Игра, при невнимательности других игроков, может завершиться на… 3 ходу. Вообще партии непродолжительные. С двумя игроками – полчаса. С четырьмя пока не пробовал, но думаю тоже не очень долго, особенно если играют не в первый раз и знают правила.
Правила полностью оправдывают тематику игры. Вы все время находитесь в напряжении, т.к. эта игра на гонку капиталов. Главное – вовремя остановиться и вместо наращивания торгового флота начать откладывать деньги. Вот здесь то и решает каждая заработанная фишка-маркер. Естественно в ход идут всевозможные договоры об уступках, пакты о ненападении и т.п., как водится между жестко конкурирующими фирмами. Правилами это не предусмотрено, но тут действует одно общее правило – договаривайтесь о чем угодно, только не передавайте свои активы другим игрокам, т.е. нельзя обмениваться кораблями, продавать-покупать друг у друга корабли и т.п.
Кроме вышеперечисленного, правила играбельны, логичны, легко усваиваются и даже имеют по тексту веселые художественные отступления для создания атмосферы.
Недостатки. Как ни странно недостатков не много. Фишки-маркеры, удобные из-за своего малого размера для обозначения чего-либо на игровом поле (на то они и маркеры), не удобны в качестве средств расчета – уж очень мелкие, и брать неудобно и считать. Лучше подошли бы купюры или жетоны покрупнее. Поле гибкое, расходится в месте разреза и даже на ровной поверхности лежит не ровно. При этом арт отчетливый, легко читаемый, не забивает фишки кораблей, места для их расположения достаточно. Коробка тоже из гибкого картона, может поломаться или продавиться.
Ниже идет пример игровой партии. Не слишком удачной и во многом даже бестолковой, так как играли в первый раз и просто пробовали разобраться с правилами и потестировать механику.
Играли на пару. Оба игрока (красный и белый) выбрали в качестве начального корабля торговый галеон. Первым по жребию ходил красный игрок.
1 ход.
Красный игрок вводит торговый галеон в торговую зону «Центральные миры». Получает 5 очков дохода. На три очка покупает пиратский бриг и устанавливает его в свой бокс (красная планета). Остаток – 2 очка дохода.
Белый игрок вводит торговый галеон в торговую зону «Королевский доминион». Получает 4 очка дохода. На три очка покупает пиратский бриг и устанавливает его в свой бокс (белая планета). Остаток – 1 очко дохода.
2 ход.
Красный игрок оставляет торговый галеон в торговой зоне «Центральные миры». Вводит пиратский бриг на торговый путь «Центральные миры - Королевский доминион». Получает 6 очков дохода (5 – с торгового галеона и 1 с пиратского брига). Покупает полицейский корвет. Остаток – 5 очков дохода.
Белый игрок оставляет торговый галеон в торговой зоне «Королевский доминион». Вводит пиратский бриг на торговый путь «Пылевая туманность - Центральные миры». Получает 4 очка дохода (3 – с торгового галеона и 1 с пиратского брига). Покупает станцию галаастроинспекции. Остаток – 2 очка дохода.
3 ход.
Красный игрок оставляет торговый галеон в торговой зоне «Центральные миры», пиратский бриг на торговом пути «Центральные миры - Королевский доминион». Вводит полицейский корвет в «Центральные миры». Получает 6 очков дохода (5 – с торгового галеона и 1 с пиратского брига). Покупает станцию галаастроинспекции и навигационную станцию. Остаток - 5 очков дохода.
Белый игрок перемещает пиратский бриг в торговую зону «Пылевая туманность», торговый галеон остается торговой зоне «Королевский доминион». Получает 3 очка дохода (3 – с торгового галеона). Покупает торговую шхуну. Остаток – 1 очко дохода.
4 ход.
Красный игрок оставляет торговый галеон в торговой зоне «Центральные миры», пиратский бриг на торговом пути «Центральные миры - Королевский доминион», перемещает полицейский корвет на торговый путь «Центральные миры – Дальние светила». Вводит станцию галаастроинспекции на торговый путь «Пылевая туманность - Центральные миры», а навигационную станцию на торговый путь «Астероидные поля – Дальние светила». Получает 6 очков дохода (5 – с торгового галеона и 1 с пиратского брига). Покупает торговый галеон (играем по правилам указанным на игровом поле – стоимость торгового галеона 6 очков дохода). Остаток - 5 очков дохода.
Белый игрок оставляет пиратский бриг в торговой зоне «Пылевая туманность», а торговый галеон в торговой зоне «Королевский доминион». Вводит в торговую зону «Пылевая туманность» торговую шхуну. Получает 7 очков дохода (3 – с торгового галеона, 4 – с торговой шхуны). Покупает две торговые шхуны. Остаток – 2 очка дохода.
5 ход.
Красный игрок оставляет торговый галеон в торговой зоне «Центральные миры», перемещает пиратский бриг в торговую зону «Центральные миры», оставляет полицейский корвет на торговом пути «Центральные миры – Дальние светила». Вводит торговый галеон в торговую зону «Астероидные поля». Получает 9 очков дохода (5 – с торгового галеона в торговой зоне «Центральные миры», 3 с торгового галеона в торговой зоне «Астероидные поля» и 1 – с навигационной станции). Покупает 1 навигационную станцию, 1 полицейский корвет,1 станцию галоастроинспекции и 1 торговый галеон. Остаток - 5 очков дохода.
Белый игрок перемещает пиратский бриг на торговый путь «Пылевая туманность – Система вечернего бриза», оставляет торговый галеон в торговой зоне «Королевский доминион», а торговую шхуну в «Пылевой туманности». Вводит шхуны в торговые зоны «Дальний кордон» и «Дальние светила». Получает 14 очков дохода (4 – с торгового галеона, 10 – с торговых шхун). НИЧЕГО НЕ ПОКУПАЕТ. Остаток – 16 очков дохода.
6 ход.
Красный игрок оставляет торговый галеон в торговой зоне «Центральные миры», перемещает пиратский бриг на торговый путь «Центральные миры – Дальние светила», перемещает полицейский корвет в торговую зону «Центральные миры». Вводит торговый галеон в торговую зону «Система вечернего бриза», полицейский корвет и станцию галоастроинспекции на торговый путь «Центральные миры - Система вечернего бриза», навигационную станцию на торговый путь «Астероидные поля – Проходная туманность». Получает 13 очков дохода (5 – с торгового галеона в торговой зоне «Центральные миры», 3 с торгового галеона в торговой зоне «Астероидные поля», 2 с торгового галеона в торговой зоне «Система вечернего бриза», 2 – с навигационных станций, 1 – с пиратского брига). Ничего не покупает. Остаток - 18 очков дохода.
Белый игрок оставляет пиратский бриг на торговом пути «Пылевая туманность – Система вечернего бриза», оставляет все торговые суда на прежних местах. Получает 14 очков дохода (4 – с торгового галеона, 9 – с торговых шхун, 1 – с пиратского брига). Ничего не покупает. Остаток – 28 очков дохода. ВЫИГРЫВАЕТ ИГРУ.
В целом желательно вести более агрессивную политику - даже при беглом просмотре партии можно увидеть, что пиратские бриги и полицейские корветы бездействовали. Это следствие договоренности между игроками - пактов о ненападении. Игра сильно зависит от характера игроков. Немаловажный плюс - отсутствие случайности, нет кубика, нет карт. Все ваши успехи и неудачи - результата ваших же расчетов и планов противника.
Если доведется сыграть - всем удачи в ведении межзвездной торговли ;)
У кого есть эта игра в хорошем состоянии, готов купить! Я сейчас в Питере. Давно и отчаянно её ищу! А ещё "Звёздную армаду" в придачу.
...Надеваем станцию галаастроинспекции на мурманский полуостров. И что получается? Получается Система Вечернего Бриза, чёрный хлеб и Проходная Туманность.
А по профессии я библиотекарь.
По теме — очень жаль, что Калинин не активничает в плане игродела. Все его игры, которые пробовал, были жутко не доработанные, но жутко интересные.
Согласен.
И я подпишусь. Всегда было видно, что пусть они и кривоватые, но делает человек, в теме и старающийся, но не нашедший нужную поддержку в лице тех же тестеров.
В поддержку господина Калинина хотелось бы сказать, что зачастую дело не в правилах, а в требованиях издателя. Представьте себе, что у вас есть правила игры - хорошие правила, но требующие определенного числа компонентов игры. А издатель (в данном случае - Технолог), ставит свои условия - должна быть коробка, игровое поле не больше 4 листов А4 и максимум четыре набора фишек в определенном литником комплекте. И что вы будете в такой ситуации делать? :)
Вариант найти другого издателя, понятное дело, не рассматривается. Следовательно, "подправлять" игру и опять же тестировать новый вариант много-много-много-много-много раз. А для этого нужны как минимум тестеры.
В данном случае мы имеем дело с готовым и окончательным продуктом, как мне показалось. У вас при прочтении правил возникло желание что-то дополнить? :)
Так мы и не про конкретную коробку говорим, а так, в общем об играх Алексея.
Кстати, говоря, об играх Калинина. Вам не доводилось играть в PC игру "Gold of Americas"? Я уверен, что принцип "Торгового флота" позаимствован из нее. Вот кстати, на ее основе вполне можно сделать дополнение к ТФ или, точнее, сделать на ее базе ТФ2
А я вообще отношусь к играм "Технолога", как "наборам для игры и детского творчества". Они часть своей продукции так и характеризуют. Вот в чем отличие, на мой взгляд, старых игр, от того же кооператива "Осень" от современных - их хочется дополнять и там, в большинстве случаев, есть куда встроить дополнительные правила. Современные игры уже изобилуют правилами и большим числом компонентов. Пока ты их прочтешь, пока попробуешь все варианты - уже и желания что-то добавить не останется :)
Согласен. Желание допиливать старые хорошие игры есть. Именно потому, что они хороши и потому, что они именно что просто недопилены. А современные уже вылизаны.
Мурманский полуостров?
Возможно под "Мурманским полуостровом" наш коллега имел ввиду, что такого рода игровую механику можно применить к любому контексту. О чем я и скажу через пару часов в вводной части этой статьи
По специальности я специалист по стандартизации, но обязательно исправлюсь. Я понимаю, что всем хотелось бы видеть статью об игре, но это игровой дневник, поэтому и начал я непосредственно с игры, как с материала для анализа. Не судите строго :)