Книга-игра: Повелитель безбрежной пустыни
Автор: Дмитрий Браславский
Жанр: фэнтези
Год выпуска: 1993, 1995, 2011
Издатель последнего переиздания: Селиванов
Художники: В.С. Александров (2011)
Кол-во параграфов: 628
Для меня эта книга навсегда осталось особенной, так как именно с неё началось мое знакомство с жанром книг-игр. Возможно именно поэтому считаю её одной из самых интересных книг Браславского.
«Повелитель Безбрежной пустыни» считается одной из самых сложных в прохождении книг-игр Браславского. Она переиздавалась три раза и каждое издание чем-то отличается от предыдущих. Это и обложка с иллюстрациями и исправление ошибок. В первом издании у героя был один дополнительный параметр – «обаяние». Встречаясь с кем-то игрок должен был проверить параметр и если он оказывался низким, то с ним отказывались даже разговаривать.
По-другому проверялась удача. В последнем издании при броске кубика выпавшее четное число означает, что игроку повезло. Нечетное, соответственно, что не повезло. В первом же варианте у игрока было четыре цифры. Бросался кубик и если выпавшее число есть в списке – то повезло. Выпавшее число при этом зачеркивается. С каждым разом чисел остается все меньше, соответственно шансы на удачу уменьшаются.
Второе издание грешит ключевой ошибкой, перечеркивающей саму возможность прохождения игры. Для исправления, надо, начиная с 590 параграфа, прибавлять к номеру параграфа единицу. В третьем издании исправлены ошибки предыдущих, и оно получило твердую обложку, что положительно сказалось на качестве самого издания.
Книга-игра продолжает историю королевства Элгариол, которому вновь угрожают силы зла. Чёрный маг обосновался где-то в бескрайней пустыне и готовит всяческие козни против мирного государства. Узнав об этом, король поручает своему советнику, магистру белой магии Майлину, найти подходящего героя, чтобы устранить новую угрозу. Так сказать, превентивно ликвидировать зарождающийся очаг опасности.
Миссия похожа на невыполнимую. О враге практически ничего не известно — ни его сила, ни возможности, кроме того, что он сильный телепат. Карты местности нет, а ведь путешествовать придётся в экстремальных условиях — через пустыню, горы и болота.
Где же Майлину найти безумца храбреца, готового бросить вызов силам Зла? Похоже, кроме вас ему больше надеяться не на кого. С собой дают еды на три дня, пятнадцать золотых и ... всё. Король, скромно потупив взор, разводит руками, мол, «казна пуста», поэтому всё снаряжение надо добывать в пути самостоятельно. Даже обычную веревку придется покупать за свои кровные. Впрочем, в игре не часто представится возможность потратить деньги. Но в некоторых случаях они очень облегчают жизнь.
Возможно экономика королевства действительно подорвана диверсиями врагов, а может быть король не надеется на успех миссии и поэтому не рискует вкладывать большие деньги. Странно и то, что у Майлина не нашлось какого-либо артефакта, хотя у торговцев и случайных прохожих частенько удаётся разжиться чем-нибудь волшебно-полезным, что говорит о распространённости и доступности таких предметов.
Чтобы найти чёрного мага, необходимо пройти пустыню, а затем преодолеть горы Лонсам или Мортлэндские топи. Причем весь путь придется проделать пешком, так как своего коня тоже нет. Поэтому с самого начала встает стратегический вопрос: куда идти? Попытаться одолеть горы или пробраться через болота? Слишком долго бродить в поисках более легкого пути не желательно – вполне можно забрести в такие дали, выбраться из которых уже будет невозможно.
Несмотря на то, что большая часть пути проходит по пустыне, все время кто-то встречается. В горах можно надолго застрять в жутком лабиринте. Если не повезёт, плутать по нему придётся так долго, что иногда проще начать игру с начала. Оказавшись там, обязательно рисуйте схему. В болоте веселее — есть риск утонуть в трясине или быть съеденным каким-нибудь монстром.
Игра сложна в прохождении. С наскока проскочить её не получится, но большой открытый мир способствует тому, чтобы возвращаться в него снова и снова. Однако сориентироваться в нём непросто, поэтому лучше сразу начать рисовать карту.
Как и водится в таких приключениях, доверять никому нельзя. Подручные злодея, обычные разбойники и необычные монстры, не упустят случая познакомиться поближе с одиноким путником — забрать его кошелёк, жизнь или попробовать на зуб.
Одна из интересных особенностей игры — это развитие телепатических способностей. «Прокачивая» силу мысли, игрок получает доступ к новым способностям. Делается это очень «просто», надо лишь побеждать врагов с помощью телепатии. В большинстве случаев игра предоставляет выбор: драться мечом или СИЛОЙ МЫСЛИ. Главный враг мощнейший телепат, поэтому надо помнить о том, что рано или поздно придется сразиться с ним, а значит необходимость в прокачивании телепатии очевидна.
Достигнув высших ступеней мастерства, можно почувствовать себя настоящим волшебником. Жаль только, возможностей применить все эти способности в игре мало, так как самые интересные из них появляются лишь ближе к концу.
Сражения обычным мечом ничего не дают в плане развития. Навыки при этом не прокачиваются, поэтому прибегать к помощи холодного оружия рекомендуется лишь в крайних случаях. Например, если противник в прямом смысле безмозглый – кактус какой-нибудь или голем.
Правила для сражений стандартны для книг Дмитрия Браславского. Вначале кидается кубик за противника, результат умножается на два и прибавляется к нему ловкость врага. Точно также высчитывается и своя мощность удара. Чья больше – тот и наносит рану. Если у обоих результат одинаков, считается что удалось парировать удар. В редких случаях приходится драться сразу с несколькими противниками. Правила тогда несколько усложняются – естественно не в пользу игрока. В каждом раунде, каждый из них наносит удар и любой, у кого мощность удара оказывается выше – наносит рану. Встречаются враги обладающие оружием повышенной «убойности» – отнимающее больше здоровья, чем обычный меч.
Бывают и особые противники, сражения с которыми проходят по упрощенным правилам. В этом плане игра дает приличное разнообразие игровых ситуаций. К сожалению, все сражения предусматривают использование кубиков (или их изображений на страницах книги). Не хватает альтернативного варианта для «ленивых» читателей, предпочитающих играть без кубиков.
К недостаткам игры можно отнести то, что многое зависит от удачи. В пути случаются события, исход которых зависит только от броска кубика. Попадаются параграфы со слепым выбором. Это такие развилки, выбирать из которых приходится наугад, и при этом книга не даёт никаких подсказок. Например, настоящей лотереей становится попытка понажимать кнопки в логове одного из магов. Из десяти вариантов семь приводит к немедленной смерти!
Странно, что в игре есть параметр «еда», но нет такого важного для пустыни параметра как «вода». Кстати, о еде. Она традиционно заменяет лекарства, так как в основном используется только для восстановления сил после ранений. Вероятно это не совсем обычная пища, а имеющая волшебные целебные свойства. Можно несколько дней вообще не есть, и это никак не отражается на самочувствие героя. Впрочем иногда книга наказывает если герою нечем перекусить – снижением силы.
Случается, игрок заканчивает игру «не погибнув» и не выполнив задания, возвращением в Элгариол. При этом предлагается начать все с начала и высок соблазн продолжить игру сохранив набранные параметры телепатии и с найденными в первый раз вещами. Прямого запрета на это нет, есть лишь логические нестыковки если пойти второй раз тем же путем.
Существует ещё небольшая путаница с едой. В правилах нигде не указано сколько именно еды дается игроку с собой (в штуках). Сказано лишь что «еды на три дня». Если предположить что 1 еда = 1 дню, тогда получается нельзя за один день съесть, например две или три еды чисто физически, так как хватит одной чтобы полностью утолить голод. Если разделить стандартный прием пищи за весь день на три (завтрак, обед, ужин), то возможно подразумевается что у героя с самого начала девять штук еды? В игре можно повстречать статую, которая даст игроку хлебцы, всего шесть штук, каждого из которых хватит на 1 еду. Эти нюансы важны, так как еда используется для лечения и если несколько раз подряд в течении одного дня получать серьезные раны, велик соблазн сразу истратить всю еду чтобы восстановить силы.
Недоработанный момент, скорее даже пожелание, добавить в правила фразу «победив врага с помощью СИЛЫ МЫСЛИ увеличьте ее на один». Сейчас там достаточно размытая формулировка: «каждая новая победа будет прибавлять уверенности в себе и умения, повышая ваши телепатические способности». Только в процессе игры становится понятно, что ее надо увеличивать на 1 после каждой победы.
В двух эпизодах есть вопросы по возможности свободного выбора игрока. Это такие ситуации, когда игрок хотел бы что-то сделать, но автор не дает ему такой возможности. Например, попав в комнату гномов нельзя на них напасть. В другом случае один из стражников Повелителя носит на голове шлем, который защищает его от телепатических ударов. Логично было бы присвоить себе этот полезный головной убор. Однако победив его, можно забрать лишь меч стражника. А через пару шагов сам герой может стать жертвой телепатической атаки.
Встречается и несколько малосущественных логических ошибок. Это упоминание деревни и оборотня с которыми игрок не встречался.
Плюсом книги является большой для исследования мир, хотя и немного однообразный в пустыне. Игрока ждет много интересных событий и встреч. Попадаются как враждебные персонажи, так и нейтральные. Последние могут сообщить важную информацию, подарить артефакт или продать что-нибудь.
Есть скрытые переходы, мешающие любопытным читателям жульничать. Произнесение заклинаний, использование артефактов и другие секретные события могут произойти, только если вы знаете нужную комбинацию цифр и что с ними делать.
В целом игра очень атмосферная и это отмечают большинство читателей.
Эта книга, как и всякая хорошая сказка, учит добру. Главная заповедь странников Элгариола: «Помоги, и тебе помогут». И если, увидев человека в беде, вы прошли мимо — то книга-игра вас обязательно потом накажет. В ней нет жестоких сцен, она легка в чтении, и поэтому её можно рекомендовать к прочтению детям.
«Тут кочевникам приходится придержать лошадей: впереди каменная лестница. Но замешательство длится всего несколько секунд, после чего поводья снова отпущены, и лошади взлетают наверх, почти не касаясь ступеней, как они не касались песка. После подъема дорога вырывается на открытое пространство – вы оказываетесь в ущелье, над которым виднеется клочок голубого неба. А высоко над ущельем, почти на самом пике одной из гор, к скале прилепился изящный замок. К нему серпантином вьётся высокая дорога, на которую лошади и сворачивают. Не слишком-то это похоже на жилище доброго мудреца, но обратно поэтому лабиринту вам все равно не выбраться, так что приходится только набравшись терпения ждать, что последует дальше…»
У меня впечатление, что это не настольная игра, а прототип компьютерной, типа Oblivion или Fallout. И теперь такое совсем не нужно.
А это и не настольная игра. Ну, то есть совсем.... :) насчет нужности... Вам не нужна, мне нужна. Дело вкуса.
Я не имел в виду Вас и себя. Я имел в виду тенденцию в целом. Посмотрел, что на Тесере 28 таких книг. Судя по количеству оценок и датам издания популярность книг-игр уменьшается.
Наоборот увеличивается. Данное хобби было распространено в 90е годы. И даже тут слово распространено - не особо подходит, так как у большинства увлекающихся было 2-3 книги-игры затертые до дыр.
Сейчас же данное хобби переживает своеобразную реинкарнацию, благодаря издателю Сергею Селиванову, который выупстил уже не только популярные в 90е книги Браславского (причем в его новом издании проводится повторная редактура книг в которой пытаются устранить все известные технические ошибки), но еще и издает новые книги. Недавно был успешный сбор на бустартере на новую книгу.
И это если мы говорим только о печатном продукте. А всевозможных форумов, или файлов для скачивания с книгами-играми в рунете огромное множество. То что они лично вам на глаза не попадались - это не показатель. ;)
Да, посмотрел, тиражи до 1000 экземпляров. Это не мало. Но, может быть расчет идет на ностальгические настроения тех, кто играл в детстве? Как, например, с изданием "Чудовища Джио-джанги". Игра оказалась отвратная. У меня не было к ней ностальгических чувств. Сравнивал с современными играми.
Я в 90е не играл в книги-игры. ) Уже в юношеские годы что-то краем уха слышал про книги игры, но опять же в руки не попадалось. И вот только во взрослом возрасте книги попали мне в руки.
Т.е. это именно от доступности продукта идет. Кто-то приобрел, где-то поделился мнением, другой приобрел, поделился - эффект сарафанного радио. И раньше цепочки обрывались, из-за дефицита. Сейчас же книги-игры можно купить как у издателя, так и например у тех же Хобби Геймс.
И кстати, пытался пройти Браславского - как по мне книги у него направлены на детскую-подростковую аудиторию. Мне больше Ольги Голотвиной книги приглянулись, т.е. уже новое поколение книг-игр.
А Вы не знаете, есть ли книги-игры для детей 7-8 лет? Мне уже посоветовали "Большое приключение малыша Лешеньки".
Собственно как и популярность бумажных книг. Многие просто играют на планшетах. :) что касабельно жанра в целом- это нишевая вещь, как и многие игры.
Мне кажется, что это близко к нише компьютерных игр с открытым миром, типа Oblivion или Fallout.
Поэтому было интересно разобраться и услышать мнение людей. Особенно тех, кто и с книгой играл и в эти игры.
Я почитал комментарии на Тесере. Многие из них в прошедшем времени, типа "в детстве зачитал до дыр, но так и не доиграл". И ещё у меня впечатление, что прохождение идёт методом тыка. Угадал, не угадал. Вроде и открытый мир, а по комментам так есть узкие места, где есть только один вариант прохождения.
Вам кажется. Я бы даже сказал, что компьютерные игры с открытым миром сравнивать с книгами-играми - довольно странная затея. Уже просто потому, что в первые играют столько людей, что использование слова "ниша" кажется мне какой-то шуткой. =_=
На самом деле их особо не назвать "открытыми". Первые книга-игра, что приходит мне в голову - это из серии "бой-книг" про пиратов и с космическим кораблем, который переместился в иное проистранство: и там, и там перемещение между островами/планетами было необратимо и вроде как даже было сделано в виде ветвления. Поехал в одно место - сделал недоступным другое, и возвращаться было нельзя.
Вы про визуальные новеллы слышали ? Очень близкое явление, но до сих пор популярны, не смотря на отсутствие технологических изысков. И еще есть warlock of firetop mountain, на мой взгляд отличная нишевая вещь, которая в части нелинейности и влияния игрока на события, вполне может соперничать со многими "полноценными" рпг
Поддержу и добавлю, такие книги можно смело отнести к интерактивной истории, которая обладает определённым сюжетом, но предлагает пройти через него одним, но очень сложным, или несколькими путями. При этом могут быть варианты с прокачкой героя и предметами в инвентаре или варианты, когда боёв нет, но присутствует ярко выраженная проблема выбора.
Спасибо за конкретные и полезные пояснения.
Спасибо всем за разъяснения по поводу книг-игр. Я посмотрел, что эти книги от 9-11 лет. А можно ли с семилетним ребёнком играть? Сколько занимает времени и может быть кто-нибудь посоветует книгу или книги 7 лет, если такие есть.
Сам себе отвечаю, чтобы передвинуться наверх. А то комментарии на моё предыдущее замечание топят новый вопрос в пучине комментариев.
Когда сын был маленьким, пробовали "Большое приключение малыша Лешеньки" http://gametale.eu/doc/Russian_PDF.pdf, но там скорее - на 3-4 года. В 5 с ним начинали "Вереницу миров", увлекло, но ненадолго. Тут или склад характера НРИ-шника нужен, или возраст постарше, когда сам читать будет.
Спасибо. Посмотрю "Вереницу миров".
Кстати, на quest-book.ru Большое приключение хвалят, и как раз для девочек. Вот только самому ребенку эту "книгу" давать читать нельзя, там, похоже, машинный перевод и в некоторых местах просто надмозг. В свое время начал редактировать, забросил на половине, надо продолжить, когда вдохновение придет) А Вереница скорее для мальчиков интересна будет, там драки и экшон.
Моя дочка любит драки и экшн.
Да, мы с другом в детстве буквально до дыр заигрывали первые две книги Браславского. "Тайну капитана Шелтона" я так и не смог закончить. Не знаете, чем там всё заканчивается? Всегда гибнул на схватке с монстром (или кто там был тот бугай), а смотреть в концовку не позволяли моральные принципы героя)))
А переиграть? :) я сейчас часто играю в игры времен SEGA, PLAYSTATION ONE, старые PC игры. Потому как раньше я не знал язык, и играл как и многие "наугад", сейчас же, даже зная сюжет, интересно играть слушая/читая диалоги, делая осознанный выбор. Так же и книги-игры- я помню с помощью какого предмета можно пройти "Подземелья Черного замка", но с удовольствием пройду ее снова.:)
Так это после десятка неудачных попыток) Конечно, мне тогда было лет 8-10, но всё равно удача была против)
Кстати, по-моему в первом издании Шелтона была ошибка, сейчас не помню, то ли опечатка, то ли пропуск пункта...
А Подземельями я заразил тогда всю свою компанию, 5 человек бегали по книге, и вечером делились приключениями. :)
Да, была. И в Замке тоже, но там касалось секретных мест.
В Замке не помню, помню только, что не смог найти второй предмет, с которым можно пройти игру. Значит впереди еще приключения! :) а вот Шелтона не прошел из-за опечатки. Правда, мне он понравился меньше Замка.
Но зато проходить его было гораздо интереснее, так как нужны были недюжие усилия, чтобы справиться со всеми напастями, да и гораздо чаще игра внезапно заканчивалась смертью персонажа. Замок был как учебка перед выходом в суровый мир) Помню, только оказываешься под водой, плывёшь на следующий параграф, а там две барракуды, да ещё и с такой силой, что только бог рандома помогал (либо вынужденный мухлёж - хорошо, что это книга всё-таки :)
Может быть именно поэтому. Не было ощущения приключения- бои, бои, бои... а может из-за нестандартного (на тот момент времени) сеттинга.:)
Я имел ввиду переиграть сейчас. :)
Книги уже давно нет, а в Украине их не достать.
А разве Почта России в Украину не возит посылки?
Вот тут посмотрите: http://bookalive.org/?page_id=1598