Оценка пользователей
8.3132
Оценить:
-

Рецензия на книгу-игру

 

Сколько времени необходимо, чтобы прочитать книгу-игру? Кому-то хватит первой смерти, кто-то будет бороться до победной концовки. Есть и такие, кто не остановится, пока не разберёт произведение по частям, посетит все параграфы и излазит текст вдоль и поперёк. Катарсис – это одна из тех книг-игр, которые нужно проходить и перпроходить, чтобы по достоинству оценить масштаб проделанной автором работы.

Так получилось, что Катарсис я брал в три захода. Первый – когда книга только что вышла на ТРИКИ 2013. При первых прохождениях застрял на стартовой локации, дальше уже не пытался читать. Второй раз я приступил к Катарсису спустя год, предварительно посмотрев последнего Робокопа с Судьёй Дреддом, для атмосферности. Второй раз, несмотря на несколько попыток, дойти до какой-либо из концовок не получилось. После этого Катарсис лежал себе в недрах жёсткого диска, покрывался пылью.

Так бы эта работа и прошла мимо меня, но... судьба предоставила мне ещё один шанс. Мне поступило предложение протестировать интерактивную версию книги-игры, готовящуюся к публикации. Почему мне? Могу только догадываться. Суть в том, что в ходе тестирования я прошёл книгу-игру так, как проходят те немногие читатели, упомянутые мной выше, которые не успокоятся, пока не зачистят кни (кажется, в рпг таких называют манчкинами). Когда тестирование близилось к завершающей стадии, мне стало совершенно ясно, что Катарсис – это Событие в истории жанра, книга маст рид.

Ладно, довольно лишних слов, перейду к сути. Первое, что бросается в глаза – это сеттинг Катарсиса, киберпанк, со всеми присущими чертами: утопическое общество будущего, глобальная сеть-катарсис, хакеры, роботы-полицейские, крупные корпорации и т.д. Книги-игры нефентэзийного направления весьма редки, а чтение Катарсиса сродни глотку свежего воздуха посреди нескончаемых подземных лабиринтов. Сюжет на первый взгляд прост, но на поверку оказывается гораздо сложнее, есть своё двойное дно, столь мной ценимое в любом сюжете. Я долгое время был уверен, что знаю точное число концовок Катарсиса, но я ошибался) Такое со мной случалось трижды (Сердце льда и Город бешеных псов). Главный герой, маршал 3к12, наполовину человек, наполовину машина, блюститель порядка в городе будущего. Маршал честно выполняет свою работу, сражается с террористами, спасает мирных жителей, преследует контрабандистов. Но вскоре и на 3к12 объявлена охота, и читателю предстоит выяснить, кто за этим всем стоит и кому это выгодно.

Сюжет динамичен на протяжении всего повествования, это отдельный плюс. Правильным решение – подводить читателя к основному сюжету не сразу, а после своеобразной "обучалки", где можно всласть пострелять по врагам и реально ощутить себя в стальной шкуре маршала. Довольно высокая вариативность прохождения, есть несколько параллельных веток и веточек, подчас их число приближается к десятку. Это позволяет говорить о реиграбельности, что для книг-игр очень важно. Более того, Рэй Гард очень гуманно относится к читателю. Неправильный выбор не означает внезапной смерти, игроку как бы даётся очень завуалированный намёк: "Ты уверен, что хочешь так поступить?" Такая "забота" делает чтение более комфортным, появляется ощущение, что ты можешь управять событиями.

На протяжении повествования компанию маршалу составляет исин Горацио, мастер на все руки: экспресс-анализ проведёт, и траекторию просчитает, цель подсветит, даст совет (иногда правильный, а иногда нет), предоставит требуемую информацию. Харизматичный персонаж-напарник встречался нам ещё в книге-игре "Легенды всегда врут" и построение повествования в таком ключе весьма оправдано. В кни текст – это описания обстановки + действия + редкие диалоги. Наличие напарника позволяет подавать описательную информацию в виде диалога, что увличивает динамичность повествования. Да и читать перепалку главгероя с напарником гораздо интереснее, чем набившее оскомину: "Вы входите в каменную комнату. Слева дверь, на вас бегут 15 гоблинов, ваши действия?"

Несколько слов о механике. Наверное, пока нет оснований говорить, что интересная книга-игра обычно не требует кубиков. Но решение автора отказаться от случайности, вкупе с менеджментом ресурсов (при правильном соблюдении баланса) может стать слагаемым успеха. В Катарсисе Рэй Гард перенёс свою систему из Генезиса, немного модифицировав её, но оставив суть. Есть несколько параметров: здоровье, аура, меткость, рукопашный бой и стелс. Здоровье показывает состояние и работоспособность маршала. Аура – это "карма", снижается за противозаконные и бесчеловечные действия, увеличивается, если делать добрые дела. Меткость – парметр стрельбы, рукопашный бой – сражение на ближней дистанции. В ходе прочтения у меня сложилось впечатление, что баланс между стрельбой и рукопашным боем не соблюдён, особенно это заметно в ходе схватки с пантузианцем (без спойлеров, Верванг, без спойлеров). Наконец, стелс, способность креативно мыслить, находить нестандартные решения, маскироваться и использвать хай-тек оборудование (название "Стелс" лучше не менять, оно очень прижилось).

В начале игроку представляется возможность распределить параметры по своему вкусу. К сожалению, существет одна-две выигрышные комбинации, остальные ощутимо слабее, это, конечно, вопрос баланса. Но это мелочи, сама система мне ранее нигде не встречалась. Это не Браславский и не ФФ, где она слишком проста и не Земли Сказаний, где боевая система чуть сложнее, чем хотелось бы. В Катарсисе приходится всё время следить за здоровьем и в зависимости от этого выстрааивать поведение: идти напролом, кинуть последнюю гранату, пойти в обход и т.д. Система мне нравится, хотелось бы, чтобы она сохранилась в последующих работах автора.

Многие критикуют книгу-игру за слабую концовку. Я же себе другой просто не представляю. Маршал выходит на службу и продолжает охранять правопорядок, даже после всего произошедшего. По мне, здесь точно передаётся механическое "Я" маршала, подчинение полученным директивам. Таково предназначение главного героя. Он не может вести обычную жизнь, его стезя – защищать закон.

Подведу итоги. Мне Катарсис чрезвычайно понравился. Неординарный сеттинг, высокая вариативность прохождения, бескубовая механика, менеджмент ресурсов, харизматичные главные герои, интересный сюжет и всё это на 400-х параграфах! Убеждён, что Катарсис – это одна из лучших отечественных книг-игр, по праву занимающее место в Золотом фонде. Если вы ещё не ознакомились с этой книгой-игрой, то непременно добавьте её в список желания и прочитайте!

Оригинал

Ogro написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Зашел, думал, наконец, увижу что это за книги- игры, а тут гора текста.

Haras написал 9 лет назад: #

Кстати отличный текст, очень хорошо написано, прочитал с удовольствием) Хотя и я не люблю читать без картинок;)

fonfrost написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Прямо как в книгах-играх.... На самом деле под планшеты есть уже куча адаптированных книг-игр с крутейшими иллюстрациями, эффектами и оформлением. Жаль только там нет русского языка.....

Legion написал 9 лет назад: # скрыть ответы

А что можете посоветовать?

fonfrost написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Что нибудь из серии Fighting Fantasy типа:
https://www.youtube.com/watch?v=O_umy0EIAQo
https://www.youtube.com/watch?v=gMnU3fbVM8Y
https://www.youtube.com/watch?v=Y03u-ph8PdY

oranged написал 9 лет назад: # скрыть ответы

А я всегда советую серию https://rpggeek.com/rpg/1570/tolkien-quest.

Сам, правда, пробовал только одну книгру из них — A Spy in Isengard: про ученика Сарумана, который, узнав про предательство учителя, решил сбежать, чтобы предупредить кого надо.

А ещё есть хитовая серия из 28 книгр Lone Wolf.

fonfrost написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Так вопрос у Legion вроде только про электронный вариант?

oranged написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Не знаю. (: Но Lone Wolf как раз в цифре имеется:

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.bulkypix.lonewolf&hl=ru

https://itunes.apple.com/ru/app/joe-devers-lone-wolf/id670180785?mt=8

fonfrost написал 9 лет назад: # скрыть ответы

так это не книга игра.

oranged написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Боёвку они сделали игрой в игре.

fonfrost написал 9 лет назад: # скрыть ответы

опуская боевку по видео совсем мало выбора на единицу текста для полноценной книги-игры.

Stereochild написал 9 лет назад: #

Боёвка слишком хардкорна для такой игры, а немногочисленные решения практически не влияют на ход сюжета.

Jumangee написал 9 лет назад: #

Почему это не книга-игра?? Очень даже
Кстати, первые две книги-игры есть на русском языке
http://quest-book.ru/directory/flight_from_the_dark/

fonfrost написал 9 лет назад: #

некий сурогат рпг.

fonfrost написал 9 лет назад: #

Реально очень удобно по части записей и проверок по сравнению с бумажной книгой...

Tjorn написал 9 лет назад: #

Мне нравится серия Fabled Lands, на английском. Сами книги найти тяжко конечно, но первые две есть на iOs, а все шесть, в виде небольшого приложения на ПК.

Jumangee написал 9 лет назад: #

Есть множество книг-игр в виде онлайн-игры и приложений для android. Это своя ниша.
Катарсис Онлайн:
http://quest-book.ru/gamebook/katarsis/

Ogro написал 9 лет назад: # скрыть ответы

А может кто в одном предложении сформулировать суть этого? А то я реально не знаю даже

caleb написал 9 лет назад: # скрыть ответы

"Налево пошел - снег башка попал, совсем мертвый" - суть любой книги игры.Рандомно выбираешь вариант из предложенных, не имея возможности узнать, какой приведет к хэппи-энду, а какой к смерти.

oranged написал 9 лет назад: #

Не люблю книгры, где для смерти достаточно просто не угадать.

fonfrost написал 9 лет назад: #

ну обычно логика присутствует.

oranged написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Ролевая игра с книгой в качестве ведущего. В простейшем варианте просто набор пронумерованных параграфов. Во время игры читаешь текущий параграф, а затем выбираешь один из возможных вариантов развития событий и перепрыгиваешь к соответствующему (по номеру) параграфу. Часто авторы приплетают лист персонажа, снаряжение и пр. элементы из ролевых игр.

Ogro написал 9 лет назад: # скрыть ответы

А, ну все ясно. У Акунина читал такое, в его проекте книга на жанр.
Я то думал..

fonfrost написал 9 лет назад: # скрыть ответы

У Акунина не книга игра, а шляпа.

Ogro написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Суть та же.
Просто я думал про нечто более... более.

fonfrost написал 9 лет назад: # скрыть ответы

?

Ogro написал 9 лет назад: # скрыть ответы

!

ThunderWolf написал 9 лет назад: #

;

Jumangee написал 9 лет назад: #

У Акунина совсем другое. Тут именно более, больше, МОЩНЕЕ!
Посмотрите, например:
http://tesera.ru/game/vladika_stepey/

Ksedih написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Вот тебе мини-книга с несколькими концовками =):

1
Сказка начинается. Ты, значится, идёшь такой с мечом и в сапогах по лесу, а тут на встречу три амбала, сразу видно, с недобрыми намерениями движутся к тебе. Что ты будешь делать? Убежишь - перейди ко 2 пункту. Подойдёшь к ним - перейди к 3 пункту.

2
Ты убежал и молодец. На радостях ты отправился в таверну и напился. Конец книги.

3
Подойдя к детинушкам, ты был ошарашен вопросом в лоб от самого глупого на вид: "Сколько будет 2+2?" Что ты ответишь? Если "4" - перейди к пункту 4. Если что-то другое - перейди к пункту 5.

4
Амбалы удовлетворённо покивали и пошли дальше своей дорогой. Конец книги.

5. Дурак ты за что и поплатился выбитыми зубами и сломанной рукой, но зато стал умнее. Конец книги.

LordKain88 написал 9 лет назад: #

Автор Жжёт!
Жду вторую часть.

SkyRover написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Ребята, такой вопрос:
А бывают книги в стиле "детектив" (не фэнтези, фантастика) а именно классический детектив. Ну и желательно без кубика/записей?

Daemonis написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Sherlock Holmes Consulting Detective

SkyRover написал 9 лет назад: #

О, спасибо! Поиск по этим словам дал интересные результаты. Уже качаю, думаю мне очень понравится подобные игры.

TTK написал 9 лет назад: #

самое веселое в книге-игре это опечатка в цифрах...

fesh00 написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Единственное что пробовал - Г. Гаррисон: Теперь ты стальная крыса. Сдаётся мне, с тех пор данный вид развлечения шагнул далеко вперёд:)

Jumangee написал 9 лет назад: # скрыть ответы

О да, сильно вперёд. Но у Гаррисона была ПАРОДИЯ на книги-игры, неудачный пример.

ThunderWolf написал 9 лет назад: #

ну почему неудачный. мне понравилось, посмеялся. Тоже бытался роадмэппостроить - не вышло слишком запутанный выходит. так что всех сюжетных поворотов тоже не знаю

fire_22 написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Интересно.
Пока пробиваюсь через "Подземелья Черного замка". Получается - не просто.

Jumangee написал 9 лет назад: #

ПЧЗ это классика, там свои нюансы. Катарсис это уже книга-игра "нового времени", будет проще )