Полез опять в кикстартерные дебри. Рыться долго не пришлось, так как оно стало слишком популярно и многоиграемо всеми вокруг, поэтому выудить оттуда хороший проект стало гораздо легче, основываясь на мнении народа, которому можно доверять. Причём найти что-то интересное можно как от маститых разработчиков, так и от рандомной компании, за которой стоит закон больших чисел, дающий шанс сделать годную игру кому-угодно.
Кто такой Adam Kwapinski знать не знал, поэтому, выведав на BGG, что это какой-то случайный чувак с никаким портфолио, ждать ничего не стал от Lords of Hellas. Но слишком уж хвалило настолку окружение, да отзывы в интернетах склоняли мнение в пользу того, что игра скорее игра, а не очередной набором минек с великого и ужасного сайта по отсасыванию денежных масс.
Долго собирался, но наконец сыграл в эту коробку про древнегреческих богов, монстров и героев с огнемётами и технопротезами. Антураж – смесь из мифов с дарами высокотехнологичного будущего – показался вымученным, чисто чтобы заметили потребители, но, тем не менее, выполнившим свою функцию, миньки действительно красивые и… неожиданные. Вроде, и мужики с мечами/копьями, но с эдакой примесью космодесанта. Внушают уважение и смотрятся если не свежо, то как минимум прикольно, все эти робоциклопы и церберы с железными хвостами.
О красоте и гигантомании, присущих кикстартеру, говорить дело пустое, вы и сами всё увидите, глядя на фото. Нас же интересует в первую очередь геймплей и ответ на вопросы «Что же это такое?» и «На что оно похоже?» для любителя погонять картонно-деревянно-пластиковые войска по столу.
Итак, Lords of Hellas – это стратегия про захват территорий солдатиками, бродящими по карте, с боями на карточном движке, с вариативными условиями победы и клеевыми апгрейдами по ходу партии. Сразу же в течение одной-двух игр всплывают образы Inis-а, немного Runewars, Kemet и Cyclades из-за темы.
Давайте поступим так – сначала расскажу об общих моментах игры, а потом о том, чем и какие элементы игры похожи на другие настолки.
Каждый игрок берёт под управление древнегреческого героя (Елена, Ахиллес, Персей, Геракл), за которым следует армия, готовая выполнять любые его приказы. Приказов, правда, всего два – идти и сражаться. Сам герой тоже не прочь помахаться, но только с легендарными монстрами, типа Цербера, Медузы или Гидры. Цель кровопролития – выполнить одно из четырёх условий победы.
Что сразу бросилось в глаза, так это отличие в правилах в зависимости от количества игроков. Норма для партии в Lords of Hellas – четыре человека. На троих вводится дополнительный нюанс, что нельзя выиграть захватом синих земель (это на карту надо смотреть); на двоих – нельзя выиграть, отстроив статую Бога и нужно контролировать три территории вместо двух для победы. Всё для баланса, так сказать. Насколько оно оправдано судить не берусь, слишком мало отыграл, но, думаю, авторам виднее.
Так, переходим к игре. В свой ход мы можем чутка подвигать армию (и провести бои в спорных территориях), героя, прокачать ему статы (их у героя три – сила, скорость, лидерство), воспользоваться артефактами, плюс можно клепать армию в подконтрольных городах, строить святилища и мочить монстров. В целом довольно много всякого, однако, все эти телодвижения поделены на маленькие кусочки: Lords of Hellas одна из тех игр, где действия игроков разбиты на микроходы, чтобы не затягивать ожидание оппонентов.
И это действительно хорошо работает на динамику. Мы, вроде как, делаем всего несколько ходов, после чего передаём право действовать сопернику, но снова начнём ходить буквально через пару минут. Игра не уникальна в этом плане, но очень радует такой подход в целом в настолках, когда не надо уходить курить, пока соперник раздумывает, потратить ли ему единицу дерева на строительство или нет, после чего тем же самым пять минут будет заниматься третий участник партии, а затем четвёртый.
Тут всё просто: сравниваем силу армий (один человечек – одна единица силы), у кого больше, тот и победил. Нюанс в том, что каждый игрок может поочерёдно разыгрывать карты боя с руки, увеличивая силу своей армии, но теряя за этой войска в конце боя (на каждой карте есть значение плюсуемой силы и значение потерь). Боевые карты – это своеобразный ресурс, который добывается тем или иным способом (по сути, помню два – либо действием специальным, либо герой может в бою с монстрами их добыть).
Бои – одна из основ игр, так как три из четырёх условий победы завязаны на контроль территорий. Так что логистика и стратегически правильное перемещение воинов по пограничным территориям станут основной заботой игрока.
Персонажи, бегающие по карте и выполняющие несколько функций: во-первых, они могут заработать победу в партии, самолично убив трёх монстров; во-вторых, могут приносить пользу армии с помощью артефактов, выбитых из монстров, и специальных карточек-квестов, которые они могут выполнять и получать за это бонусы для своих войск; в-третьих, их показатель лидерства определяет насколько армия мобильна на стратегической карте. Если вы собираетесь играть через войну, то лидерство это тот параметр, который следует качать на максимум.
Большие такие миньки =) Механически связаны как с общей игровой картой, по которой бродят и могут пожирать войска, так и с героями, которые способны им навалять и получить за это не только артефакт, но и победу в партии. Интересно, что со временем эволюционируют и становятся более живучи в схватках с героями, так что желательно избивать их пораньше.
Механика убийства, так же как и битвы армий, завязана на боевые карты. У каждого монстра есть планшет и «уязвимые места», в которые надо бить определённой картой боя (копьём, мечом, топором и т.д.), нанеся достаточно ран чудищу, мы получаем за него артефакт и приближаемся на один шаг к победе.
Одно из условий победы (контролируй пять областей с храмами) и единственный способ качать свою… расу? В общем, бонусы получать пассивные клёвые. Как только определённый по счёту храм строится на карте, все игроки получают какую-то пассивную силу, вытягиваемую из общей колоды и драфтящуюся между всеми участниками партии.
Например, можно получить больше слотов на руке под боевые карты, или классную оборонительную способность – помощь соседних земель при отражении атаки врага, когда вы можете бесплатно подвигать свои войска для усиления обороны. При строительстве храма, плюшки получают все игроки, однако тот, кто строит, имеет возможность выбрать самую вкусную на драфте, так как тянет её первым.
***
В целом совокупность механик Lords of Hellas сложно назвать уникальной, она, скорее, представляет собой хорошую смесь старых-добрых в правильных пропорциях, что прослеживается прямо с первой партии, в связи с возникающими образами игр, из которых позаимствован тот или иной элемент геймплея.
Например, самое первое, что приходит в голову при прочтении правил – это ж как в Inis! Там тоже пачка условий победы: контролируй такие территории, или такие. В LoH то же самое: нужно следить и за этим условием победы, и по этому не давать вырываться оппоненту, и самому двигаться в каком-то направлении.
Тут кому что нравится, конечно, но толкание локтями после нескольких партий и осознания всеми игроками что, зачем и как в игре, становится напряжённым и жёстким как в американском футболе.
Плюсом по сравнению с Inis является то, что условия победы менее… абстрактны, что ли. Не такие механистичные. Вот вы режете, колете, стреляете из лука по монстру в дуэли; а вот, строите поэтапно статую бога, получая плюшки и благословления; а вот маршируете войсками по землям врагов – и одно, и второе, и третья ведёт к победе, но ощущается по-разному.
Второе сходство всплывает при знакомстве с механикой героев. Во-первых, они тут, как и в Runewars, живут свое жизнью – по карте бродят беспрепятственно, в битвы не вступают, а занимаются своими делами – квестами и поиском артефактов да чудовищ. И как и в Рунах, вроде, ничего не делают, но выиграть партию могут на раз два.
Так же как в Рунах дают бонусы войскам. Вернее, тут это даже не бонус, а вообще одна из механик перемещения отрядов (лидерство героя). В принципе, элемент неплохо прокачан, так как убрано излишнее время на управление героями, при этом оставлена их значимость. Не хочу сказать, что одно лучше другого, но по ощущениям это именно что облегчённая версия со своими интересными фишками.
От Kemet-а в игре бои между войсками. Так же подсчитываем силу, бросаем бонусные боевые карты и несём потери в зависимости от силы использованных карточек. Пассивные силы игроков так же взяты из Kemet-а: качаем что-то, что становится недоступно остальным. Конечно же, всё это условно, и чем руководствовались авторы и откуда брали запчасти для своей игры неизвестно, так что только ощущения и наблюдения передаю.
Ну, и напоследок припомню Nexus Ops. Из этой великой игры Lords of Hellas взяла лучшее – динамику и общую простоту при довольно глубоком игровом процессе. Микродействия – вообще отличная находка для любой игры, но когда они начинают применяться в играх, где на каждую угрозу можно найти моментальный контр-ответ, динамика и напряжённость вырастает в разы.
В целом, я вообще-то не очень люблю dudes on map, но тут оно зашло неплохо. Не могу назвать Lords of Hellas великолепной для себя, но не могу не признать, что скомпонованы позаимствованные элементы очень ровно и хорошо переплетены между собой. Всё подогнано и работает как надо. Наверное, именно поэтому игра и цепляет. Вроде, и очередной ареа-контроль, но то тот элемент зацепит, то этот – видимо, на это и рассчитывал автор, взял клёвые фишки из хитов и замесил их в свою коробку.
Надо играть ещё, чтобы понять насколько и может ли коробка заменить ту или иную настолку, так что окончательного вердикта выносить не буду (собственно, почему и обзор полноценный не стал писать), но, как отмечается многими, раскладывать LoH хочется.
Жаль только, что такого великолепия, как на картинках, в локализованной версии мы не получим...
почему не получите?
Если только вы про Сандроп, то сандроп такого качества легко делается балончиком дома за десять минут.
Будет ли гайд от спецов лавки, что купить и как сделать сандроп за 10 минут? (Наверняка нет)
Я думаю тут не суть в том, что человек хочет сделать. Возможно, он бы доплатил, если бы ему привезли сандроп сразу-же. Не каждый готов тратить время, деньги и нервы на всю эту котовасию с покрасом.
вот тут плюсую. Так как окрасом я не занимаюсь (онли пнп :), мне крайне лениво было бы "пшыкать" краской, так как не умею. В первую очередь страшно пшыкнуть так, чтобы потом в панике не пытаться оттереть напшиканое :)
Но в этом сандропе возникает вторая проблема. Если ничего не путаю, авторы после компании на кике писали, что недооценили трудозатраты на сандроп. В немезисе он стоит подороже, чем в лордах.
В итоге выходит, что те, кто купил в первую волну-счастливчики.
Сам смотрел на немезис, чесал репу, да и плюнул на него. Задушила жабка
Фокус: берем баллон серой краски, потом баллон белой. Запшикиваем ровным сроем серой, даем застыть, пшикаем сверху белой.
Берем чернила (ink) от Vallejo (продаются в любом магазине аэрографии, иногда есть в магазинах с миньками от вахи) нужных цветов, закрашиваем необходимые фигурки разведенной один к одному в один слой.
Вуаля. Фокус удался. =ъ
Тут нечего бояться напшикать неправильно, на самом деле. Это довольно просто и дешево, я думаю по тратам легко можно уложиться в 1.5 рублей или около того.
Хинт: не надо говорить "яниумею, лучше заплачу тому кто умеет/вообще не стану озадачиваться".
Тот кто умеет сделает этот покрас дорогим. Я, например, взял бы как минимум 150 рублей за миньку, а то и больше. =ъ
А еще забыл: желательно озадачиться лаком после "покраса". Чтобы обтереть покрас надо постараться, конечно, но все же.
А чем сандроп выгодно отличается от проливки?
И почему-то мне кажется, что у них он выполнен аэрографов судя по градиенту.
Вот что будет, если миньку просто фигакнуть проливкой:
http://3.bp.blogspot.com/_xyeV1jpn34s/S_EEnZy6S1I/AAAAAAAAAlE/wqc25X_ZtwM/s1600/snowtrooper+wash+front.JPG
Будет даже немного похуже, по факту, потому что речь пойдет про серый пластик в каком-то другом оттенке.
Вот так выглядит сандроп без проливки:
https://ksr-ugc.imgix.net/assets/019/813/936/fc374ce15c0129c5d0460141414786dd_original.jpg?w=639&fit=max&v=1515525677&auto=format&q=92&s=82e47efd11abae826e1eed7801d9fc1a
Это ведь на самом деле просто техника, чтобы создать на миньке "естественное освещение" с тенями с минимальными трудозатратами. =3
И да, скорее всего делали из аэра. Но:
1. Я не буду никому советовать покупать аэр чтобы покрасить одну игру. =ъ
2. В принципе, можно обойтись баллонами. Я когда впервые увидел сандроп (его только называли как-то иначе) какие-то профессионалы, они делали все именно что баллонами трех цветов - черным, серым и белым.
Серый и белый - это просто дешевле выйдет, быстрее и меньше мороки для того, кто просто хочет миньки для игры украсить самостоятельно. Так-то можно использовать и большее количество переходов (хотя больше 4 будет уже явно излишне :|), так и цветными красками пшикать.
>его только называли как-то иначе
чаще всего сталкивался с zenithal highlights
Вот, точно. Шпашиба, уже года три пытался вспомнить. =3
А что делать с опасением запороть миньку, ради замены которой придется покупать новую коробку?
Берите сразу 3 тогда
нанять специалиста коих очень много и возьмут недорого так как сандроп это не покрас миниатюр, это достаточно простая операция.
Или как предложено выше - платить специально обученному человеку, который цыкнет зубом и все сделает ощутимо дороже чем сделали бы вы сами, или осознать что такой "покрас" можно запороть в той же степени, как запороть возню с болтом при помощи отвертки. :|
На ваш покрас на игроведе смотрю с благоговением. Когда опыта много-легко говорить.
Там над этим трудилась студия профессионалов, а мы ж энтузисты (я еще и ленив, признаться вам, но и у страха глаза велики).
Я такой же энтузиаст, мне просто не влом чуточку озадачиться. =3
Сандроп ведь - это даже не прям полноценный покрас, это именно что простой и дешевый способ фигурки покрасивше. Просто описал, как это сделать и что для этого нужно.
А можно такое же сделать, но с цветной минькой, а не дефолтно белой/серой?
Можно. Кто может запретить-то? =3
Краска из баллона/надуваемая из аэра неукрывистая (через нее меньше просвечивают предыдущие слои), так что можно таким образом все что угодно запшикать. Я бы только на всякий случай предварительно миньки помыл с мылом, но даже этим можно пренебречь.
Получается, технология та же: сначала серой, потом белой и чернила? и минька из обычной красной станет красной с сандропом, да?
Йеп.
Спасибо большое)
Что-то я не очень понял - а зачем цветные миниатюры сначала закрашивать серым, а не просто попшикать белым, и пролить цветными чернилами?
*Шепотом, перед этим оглядевшись по сторонам*
Я понятия не имею. :|
Вообще свято уверен, что пластиковые компоненты вот прям для игры, которая не является варгеймом с миньками красить обычно не стоит. Но кто-то зачем-то хочет.
Не, я с той точки зрения, что чтобы они остались цветными, и при этом имели "объем" за счет "сандропа" серым то цветные миньки зачем красить? Попшикать их белым (типа такое быстрое высветление), пролить чернилами того же цвета, что и были изначально миньки (типа для теней) и все. Серым заливать только для "под камень" если.
вроде же если
"укрывистая" то не просвечивает,
а "неукрывистая" просвечивает?
*Хлопнул себя по лбу*
Извиняюсь, да, заговариваюсь. :|
*Перечитал все что написал выше, мучительно зажмурился на "срое серой"*
Мне определенно надо больше спать.
По такой технологии получится как на фото с монстрами, они как будто из камня сделаны?
да. но официально это типа Сандроп, то есть передать падение лучей солнца, с затемнением части областей
Напоминает "Простые рецепты вкусных блюд от Гордона Рамзи"...
смотрю гайд уже выложили)
я просто пытаюсь донести мысль, что не то что сандроп не нужен, пусть будет если надо.
Можно найти спеца по покрасу который недорого вам засандропит, либо сами.
Ибо альтернатива (версия с Кикстартера) была очень дорогая.
Да и Кик уже прошел, в любом случае, уже не актуально.
А тут можно взять базу за 4990 заплатить за сандроп, если он нужен, и серьезно сэкономить по отношению к Кику. Плюс на родном языке.
Добрый день. Может уже было, но как то пропустил информацию. Планируются ли дополнения для игры, помимо террейн пака? На кике их было прилично, на любой вкус.
да их там было несколько, но они еще в процессе "изготовления", то есть пока в теории.
Разумеется мы держим руку на пульсе и так как они в основном языконезависимые (или очень слабозависимые) то привезем потом оригинальные допы отдельно
Спасибо Ksedih, всегда интересно читать)
Сравнение с Кикладами, Инисом и Кеметом позволила понять понравится ли мне эта игра) Хоть и впечатляют миниатюры и игру просто хочется созерцать, но увы только ради этого не вижу смысла её брать в коллекцию.
неосмотрительное мнение :) Лорды совершенно точно могут стоять на одной полке с перечисленными играми. Более того, есть вероятность очень большая, что играться будет даже чаще, чем КикладоИнисыКеметы.
Простите, я похоже не точно написал. Я имел ввиду, что в Киклады, Кемет, Иниш я могу играть только от безысходности без удовольствия от процесса.
Вопрос - что нового кроме арта и темы даст эта игра прожжёным Руневарщикам? В чём разница в партиях, ощущениях, стратегии?
И второй схожий вопрос - для новичков, играющих с ветеранами рунных войн, что будет предпочтительнее эта коробка или же Руневарс? В короткой и длительной переспективе.
я один из любителей Рунварса. Может конечно и не прожженный фанат, но ценитель.
Игры разные и всем Рунварс хорош, но есть два момента у меня, которые не позволяют доставать коробку часто - время партии и подготовки к оной и цели.
Процесс у игры хороший но одна цель в 6-7 рун это в принципе "перетягивание одеяла", отжал точку с руной - попытался закрепится на ней, вот и весь процесс)
Во Владыках все таки у вас 4 разные победы и можно маневрировать, меняя планы.
А как на 2х?
На на BGG пишут 3-4, но ... хочется верить, что и на 2х она будет востребована.
на БГГ указывают оптимальный состав, но можно играть и вдвоем. Там меняются условия
Что меняются условия как раз и узнал из обзора выше, но вот хотелось бы услышать мнение того, кто сыграл разным составом. Но, вообще, спасибо за проект. Жду 16-е.
увы, вдвоем не играли
Различий между игрой вдвоем и большим составом нет. Играется одинаково хорошо, даже сказал бы отлично. Никакого дисбаланса, потери темпа или интереса нет. Я б даже сказал, что на двоих становится более стратегичной - на 4х ситуация может сильно поменяться, пока другие ходят. На двоих же - гораздо более реально в чужой ход продумывать свои действия
Сравнивают с Инишем и Рунварсом, но поскольку я не играл в эти игры, то мне она напоминает, в какой то степени, маленький мир в контексте масштабируемости и общего впечатления от процесса. Как ММ играется чуть по разному, но одинаково годно разными составами, так и Лорды
Предлагаю желающим опробовать Владык в онлайне. Через ТТС.
Писать в личку тут или в Стиме ник тот же.
Разве она там есть?
В tts есть все. Хоть владыки Эллады хоть глумхевен полный.
"В целом, я вообще-то не очень люблю dudes on map"
ШТА. С каких это пор ты не любишь такие игры? Мы с тобой в другие и не играли )))
видать вы его цепями приковали, а человек хочет в монополию или имаджинариум :)