У этих игр один разработчик, Стефан Фелд, мастер по созданию сухарей и generic euro (типичных еврогеймов). И это не худшие его игры — попробуй Bora Bora или Luna. Вот там совсем кошмар.
Кто-то хочет от еврогеймов сюжета и сеттинга? Брюгге не видел, но Замки Бургундии просто великолепны, на мой взгляд, в плане механики. Это, пожалуй, единственная игра, где я приемлю dice rolling.
Мне хочется. Мне нравится сеттинг в Power Grid - он хоть как-то сочетется с происходящем на поле. Даже в Замках короля Людвига выкладываемые на поле тайлы можно принять за комнаты и коридоры замка. А тут ну совсем мимо.
Эклипс - интересно. Далеко не Твайлайт Империум, но интересно. Терра Мистика - давно не играл, выветрилось из памяти, очень близко к ТОП-3 вместе с Брюгге и Бургундией.
По-моему исключительно вопрос фантазии - здания работают весьма вполне тематично, большее однотипное поголовье содержать проще, да и с технологиями можно нафантазировать.
Что ж тогда Замки вверху топа на БГГ? Блестящая механика, отлично все работает. В любой игре фантазия создает атмосферу, а компоненты только антураж. Возможно, не ваш тип игр )
В любой игре хочется и сюжет, и сеттинг. Хорошие евро располагают и тем, и другим. Другой вопрос, что большинству ненавистников евро нужно все разжевать и в рот положить
Тематичного и антуражного евро хватает (к примеру Viticulture, 1944: Race to the Rhine, Euphoria, The Lord of the Ice Garden и т.д.). Просто тут нужно было смотреть на автора игры - у Фельда сплошные евро-сухари выходят...
Кстати, у Эйфории тема вообще мимо игры. Очень опечален. Игра про каких-то рабочих, геймплей а ля очень простой Агриколы, уровень Lords of Waterdeep. При том столько в коробке компонент разнообразных, а по-ходу игры думаешь, что с тебя просто бабки хотят содрать за это всё, ибо можно заменить все ресурсы простыми "фельдовскими" кубиками и ничего не изменится. Ты менеджер каких-то 2-4 рабочих (привет, Агрикола), которые то умнеют, то тупеют (зависит от прокидываемого значения на кубах), прокачиваешь престиж каких-то трёх одинаковых корпораций и ещё одной с зелеными облачками, бежишь инвестировать в какие-то здания, которые после постройки почему-то не любят конкретные значения на твоих кубиках "сбросьте еду, если выпало 4". Короче, Фельду надо было просто делать "Замки Эйфории", тогда хотя бы к концу партии игроки бы действительно отстраивали свои дистопии, что хотя бы соответствовало лозунгу игры, а так... в Эйфории какие-то звездочки выкладываешь...
Когда я читал в Зов Ктулху, у меня было стойкое ощущение, что вот он эталон КГ/АМ. Тупее, скучнее и более уныло написать хоррор будет откровенно тяжело. А вчера вечером почитал Хребты Безумия. И оказалось, что нет предела совершенству. Ещё более унылая книга. Как до такого можно было вообще додуматься?! Причём здесь Ктулху? Читая эту книгу меня не покидало ощущение WTF?! Кто все эти люди на страницах книги? Зачем они? Что я делаю и для чего?
Лавкрафт это отдельная тема. Я прочитал его все (кроме стихов). Из всего этого запомнилось 3 коротеньких рассказа. Все остальное - такая однообразная унылота, что по сравнению с ним "Война и мир" - верх искрометности, живости и юмора.
А на что претендовал? На пугание? У кого-то вызовет страх повторяющаяся из книги в книгу фраза "совершенно чуждые, неземные, неописуемые геометрические линии"? Особенно если вслед за этим идет описание всего лишь "хоботов, торчащих из области пупка" и "дюжине глаз на отростках". Атмосфера - да, присутствует, особенно в рассказах из "Dream Cycle". А страх и "липкий ужас" - ну нет его.
Мне в Лавкрафте нравится как раз атмосфера чуждости всех этих созданий нашему сознанию, неизведанности, безграничности Вселенной и ее многообразия, вот этого вот всего.
Наше восприятие и восприятие людей того времени сильно отличаются. Поэтому то, что, возможно, пугало их, не пугает нас. Я сам вообще не могу понять, как может текст нагонять страха. Саспенс - да, страх - нет. С другой стороны, столкнись мы с ужасами Лавкрафта в реальности, слетели бы с катушек. Вот "Нечто" Карпентера разве не отличный фильм ужасов? По-моему это шедевр. А откуда уши растут?
Лавкрафт не ставил целью нагонять страха ради страха, он пытался вызвать в читателях ощущение, что человечество пыль на пыли Вселенной.
Уважаемый... До Лавкрафта жанра хорррор как такового не было. Были жуткие сказки Гофмана, Гауфа, нагнетающие произведения Эдгара По. Именно печатающийся Лавкрафт дал толчек к развитию этого направления, дал много пищи для фантастики в целом. Если этого мало, то Лавкрафт - первый из писателей, придумавших не_атропоморфных существ. Т.е. да, он не был гениальным писателем, но у него была богатая (воспаленная!) фантазия. За это и ценят..
Ну вы перегнули палку на счет хоррора, почитайте хотя бы эссе самого Лавкрафта "Сверхъестественный ужас в литературе". Очень люблю Лавкрафта, но тоже соглашусь, что ни чего особо страшного в большинстве его произведений нет (в основном из страшилок у него то, что не относиться к "Мифосу", типа Снов в ведьмином доме, Крыс за стенами и пр. мистики). Я его всегда воспринимал как очень интересные произведения на стыке фэнтази и НФ (по крайней мере по современным меркам это так воспринимается - плюс тема о том, что человечество лишь жалкая бессмысленная пыль на просторах вселенной уже давно аксиома для большинства образованных индивидов с учетом успехов современной космологии).
Еще раз.. да была т.н. литератора ужасов. Тот же "Франкенштейн" Шелли или множество готических околобиблейских произведений, например "Монах". Да, в конце 19го века волной пошла всяческая вампириада и всяческие привидения. Но это всё это были местные монстры - либо порожденные религией, либо шагающим семимильными шагами прогрессом. такого, что придумал Лафкрафт, и в помине не было. И именно этот полет фантазии подстегнул многих авторов. Да тот же Роберт Блох и Роберт Говард очень много подчерпнули из его идей и из переписки с ним. Акцент именно на волшебный пендель жанру внеземной фантастики, который Говард дал жанру под управлением Ктулху.
В той же Бургундии очень слабо сделана "сюжетная арка": по мере игры только изменяется стоимость закрытия областей, сокращается число доступных вариантов действий по мере застройки, ну и через желтые тайлы и заполнение полей создается ощущение прогресса. У Хватила в DP "намного лучше это все": в последнем раунде просто наступает паралич анализа даже у самых сообразительных, а опытные паралитики просто впадают в кому.
Если честно, не до конца уловил мысль. То есть, по-вашему хорошее "развитие сюжета" должно вести к увеличению возможностей в игре (рост количества возможных действий, расширение пространства выбора и т.д.)?
Не то что бы хорошее, или только так и надо. Скорее это в подкрепление высказанной мысли, что Бургундия хороша скорее вопреки всему. В ней почти нет развития, совершенно нет темы, только гениальная механика с выбором двух действий с помощью кубов. То есть для любителей "сюжета", " атмосферы", "пофантазировать" это как красная тряпка для быка, квинтессенция всего сухого и натянутого "шоб було"
Я не думаю, что Бургундия хороша вопреки. Для меня она хороша, как раз "потому что". Потому что у неё потрясающий геймплей. Другое дело, что чем больше я играю, тем чаще прихожу к пониманию того, что мне нужен "сюжет" в евро игре. Не потому что я не люблю сухие игры - вот Seasons вообще сюжета нет, но при этом я её обожаю, как потрясающую дуэльную игру - а потому что евро игры (особенно раскрывающиеся при игре от трех и более игроков) должны эксплуатировать тематику по полной. Если мне говорят, что я буду строителем в Италии эпохи Возрождения, то я должен это чувствовать в игре, а не понимать, что с тем же успехом я мог бы строить Нью-Йорк в начале 20-го века. Собственно Ogro то же самое написал.
Для начала нужно сразу же признать, что любая тема в настольных играх достаточно условна. Архэм с лёгкостью превращается в Приключения Васи Куролесова, а DoW - в борьбу с "белогвардейской сволочью".
Теперь следующее. В евро может быть абсолютно левый бэкграунд как в Бургундии (почему она, а не иная средневековая страна? В чем цимес?), а может быть чуть ли внутриигровая энциклопедия как в Кларке. Только вот атмосферу я не чувствую ни там, ни там. Почему? Потому что в обоих играх нет "ролевой игры", нет сопереживаний и пр.
Для примера, в абсолютной сухой Ганзе Тевтонике атмосфера достигается за счёт латыни, карты и общего оформления игры под старину.
1. Про условность темы, полагаю, нет смысла спорить - исходим из очевидного, что есть такой уровень условности, который большинство игроков интуитивно готовы принять, и который в итоге работает на игру. А есть тема "для галочки", которая ничего не добавляет игре, а ее объяснение просто отжирает полстранички рулбука.
2. А вот в случае с Ганзой и Льюисом-и-Кларком мы говорим о другом. Ни там ни там нет темы, в Льюисе - потому что в Википедии рассказывается только о путешествии, а игра про спутников, ну а в Ганзе ты играешь в тикет ту райд без клевых вагончиков, были бы вагончики - игра была бы в топ-10 БГГ. Но срабатывает чисто эстетическое удовольствие. Лохаузен очень клево оформил абстрактную игру без вагончиков, а Дютрэ перестарался, превратив Льюиса в галерею с возможностью поиграть. Просто Лохаузен оказался ближе к теме, а Дютрэ оказался слишком клевым.
[вброс] Такая мыслишка - не кажется ли вам, благородные доны, что в попытке подкинуть игру выше, чем она есть, создатели прикручивают к механике чрезмерно эпичную тему? На выходе имеем определённую, часто простую механику - навроде выставления домиков на гексы, и невпупенных масштабов тему, которой наделяется сиё нехитрое действие: СТРОИТЕЛЬСТВО КОРОЛЕВСТВА, на!
Я за большее соответствие. Если кидаем в дырку с водой монетку и загадываем желание, то пред нами "колодец желаний", а не Гидрографический Объект, Дарующий Мечты.
Все так, только в приставке ошибка - не создатели, а издатели. Периодически из-за такой гигантомании игра терят в самобытности. Как например, Порт Пирей или Бонанза
Замки Бургундии просты и понятны. Есть 2 кубика, 37 пустых клеток, 4 действия. На все про все 25 ходов. И ты должен победить по очкам. Тут вовсе не обязательно должен быть сюжет. Наверное, он в каких то евро присутствует. Но это, это чисто математическое евро, оно таким и задумывалось: взял-выложил, взял-выложил и т.д.
Безусловно! Но в настольных играх не редко итог партии определяется не только умом игрока, но так же, местами, удачей и даже взаимоотношениями с другими игроками, когда играют больше двух соперников. Да и абстракты Вас можно тогда смело отправлять. Мне кажется, что в "евро" люди ищут не только схватку, но и "сюжет" как раз.
Вы так говорите, как будто астракты это что-то плохое :)
Да, если я играю в евро, я понимаю, что помимо расчета и логики тут будет и влияние взаимодействия между разными игроками и определенная доля везения.
На счет сюжета - хорошо, если он есть и вписывается в механику, но он не главное в евро. В отличие от элегантных механик, которые дают интересный игромеханический (!), а не тематический опыт.
Да, я тоже люблю (и играть и делать) гибриды, когда тема и механика взаимодополняют друг друга, но при этом я понимаю, что есть жанровые особенности и надо их либо принять, либо просто не играть в этот жанр. Но ругать игру за то, что мне не нравится ее жанровая особенность, представляется несколько странным.
У каждого игрока свое видение "главного" в игре. Я играю в любые игры. Но, если в процессе партии удается пережить некий заявленный в описании опыт, то это значительно повышает место игры в моих рейтингах. И это позволяет простить игре какие-нибудь другие огрехи. Конечно, действует и обратное.
За примерами далеко ходить не надо - Бургундия. За её геймплей многие прощают надуманность темы.
В противовес вспомню про "Expedition: Northwest Passage". Игра в которой тему прибили ржавыми гвоздями на гнилые доски. Нет там никакого Севера. Да и процесс нудный.
Сюжет это же не только "Смеркалось .. И жили они долго и счастливо", в идеале любой, самый абстрактный процесс игры может быть представлен в виде этакой драматургической структуры, с завязкой, конфликтами, кульминацией и развязкой. И вот в Бургундии последний раунд мало чем отличается от первого. В той же Seasons последняя треть совершенно непохожа на первую или вторую, и реализовано это чисто механически. Причем, оговорюсь, мне очень нравится Бургундия, но не могу отрицать, что она почти эталон "натянутости" темы - в ней нет ни замков, ни кораблей, ни товаров, ни ощущения развития. Только клевая-клевая механика.
Вы владелец удела, который будете развивать 25 лет, пока не подрастут ваши дети, и вы не уйдете на заслуженный отдых. И хоть вы очень амбициозны, успеть реализовать все свои планы вы не успеете. Центральное поле отображает те возможности, которые предлагает вам жизнь. Будучи руководителем высшего звена, вы не принимаете непосредственное участие в строительстве зданий и не контролируете процесс, а мыслите и действуете более глобально - решаете, какое здание в каком году и на каком участке вашего поля следует соорудить. Кубик – это инструмент неумолимой судьбы, но, в конечном счете, от вашей воли зависит, каким будет ваш удел.
Вам приходится действовать в условиях жесткой конкуренции, ведь ваши соперники могут проследить тенденции развития вашего удела и попытаются помешать реализовать ваши планы. Король не допускает кровопролитных конфликтов в своем государстве, поэтому соперники никогда не надают на ваш удел. Но они могут, к примеру, перекупить или другими способами заполучить у крестьян всех свиней, не дав вам возможности расширить фермерские угодья, и лишив тем самым репутации лучшего фермера королевства. Именно поэтому вы не торгуете с вашими соседями, а предпочитаете продавать товары жителям окрестных деревень. Тайлы умений – это те технологии и знания, которые вы можете освоить. Они делают вас более гибким и могущественным. Почему они занимают место в вашем уделе. Возможно, это часть территории, которую вам пришлось отдать в пользование, чтобы освоить эти знания)
Кубик – это инструмент неумолимой судьбы (c) в энциклопедии.
Вот, на тайлах умений и пошло осыпание. Тот же вопрос с кораблями. Почему они одноразовые? Почему в большом городе не может быть двух башен, гостиниц... И т.д.
Но вопрос собственно был не в этом, а в том, что Бургундия спокойно могла иметь любую другую тему вплоть до написания прогаммного кода.
Хр-р-р.. Боооринг! Пересказ своими словами тему менее условной не сделает, хоть каждой свинюшке биографию придумай. Квест - придумать тему, которая интуитивно ляжет на механики, без наркоманского "жили-были шестиугольники - братья Гексагоновы..", что в российском геймдеве ошибочно считается за креатив.
А это плохое. Потому что хорошая тема - это большой плюс и к пониманию механик, и к удовольствию от процесса (см. Агрикола) Просто в Бургундии много другого хорошего, что в итоге перевешивает этот недостаток.
Это уже вопрос предпочтений. Я вот сейчас еду в электричке, рядом девушка громко слушает (череп, видимо, резонирует) какой-то гнусавый отстой про "прошу меня праастиииии" и "другие мутки" - меня от завываний неизвестного певца бросает в дрожь, но записывался он, очевидно, не для меня. А вот девушку, судя по глазам, торкает
В Агриколе тоже абстрактности хватает, почему я должен разводить свиней и овец, я хлчу только коров, фигушки, получи минус очки и т.д. это тоже игра на оптимизацию и эффективность, многое в ней сделано для механики, но игра прекрасная, как раз не из-за темы, а из-за механики
В Агриколе объяснено, почему нужно всё в бэк-стори. :) Агрикола - не про ферму, а про личную семейную усадьбу. На фермах есть заточенная специализация (под ваших коров), а, так сказать, дома, когда люди живут для себя, то обычно выращивают всех и всё. Потому и с темо там всё отлично. :) Возможно, есть игры и про фермы. Например, At the Gates of Loyang Уве Розенберга - заточка под огородничество. Иметь всё и вся не надо, но надо выращивать нужные овощи и грамотно ими спекулировать. :)
Согласен с Вами. Кстати, мгогие и Агриколу называют сухой, хотя вроде бы тематики больше, но это ошибочное мнение, после 2-3 партий становится понятно, что игра довольно абстрактная, но механически она отлично работает
Вот вам тема в "Брюгге": 2-4 еврейские семьи выгнали из Флоренции, и они решили обосноваться в Брюгге, для этого им надо завоевать авторитет среди местных властей, для чего нужно копать каналы и строить здания, куда селить представителей разных сословий, которые будут поднимать им авторитет в соответствии со своим занятием. Механикой это все прекрасно подкрепляется. Единственная чисто механическая "натянутость" - карты 5-ти разных цветов в 2-х колодах.
Замки Бургундии - это абстракт. Нет сюжета в Патчворк - и не надо, не обязательно его иметь и тут (в Бургундии). Обе эти игры прекрасны. Может быть именно потому, что не перегружены.
Абстракт, до степени шахмат. Правильно в случае ЗБ - не задумываться над сеттингом. Главное в этой игре - механика. Это на поверхности. Сеттинг мог случиться любой (и колхоз и три курицы и пр.), автор (маркетологи) выбрал этот, нам остается играть. Оставь он оформление игры на уровне прототипа (например: цвет и цифры, со свойствами) думаю настолка не получила бы такой популярности, ее бы пугались как любого абстракта.
кстати, в защиту рус. версии Брюгге скажу, что просто не вытерпел и купил английскую версию себе на НГ, а так по цене рус. версия достаточно доступна и, учитываяотличную реиграбетельность игры, можно рекомендовать ее всем.
реиграбельность - понятие относительное. Почти уверен, что для меня она составит одну первую партию. Прочитано куча обзоров по ней и не зацепило ничего.
а еще я представляб себе заядлых игроков алиас или мамашу покупающую игру для 5-летней дочки (да-да, "чтобы она играла одна, но могла поиграть и со всеми своими 20 подругами, и чтобы сама разобралась и не доставала с распросами, но при этом чтобы можно было интересно поиграть и взрослым") которым вы смело рекомендуете Брюгге
так что с "рекомендовать ее всем" вы явно погорячились. Фломастеры разные...
вы путаете реиграбельность и желание сыграть ещё партию. Реиграбельность не такое уж и относительное понятие. Есть игры типа Андора или тайм сториз или пандемии легаси. Где сценарии или кампанию второй раз не интересно проходить в принципе - это значит реиграбельность низкая или отсутствует. А есть игры, где с помощью рандома при сетапе достигаются различные стартовые условия и разные возможности, что делает каждую игру особой и неповторимой - тогда говорят, что у игры реиграбельность низкая. То есть, другими словами, неважно кто играет в неё - понятие реиграбельности самой игры не сильно отличается от вкусовых предпочтений игрока.
Редактирование доступно только в карточках игр и, вроде бы, в своих собственных дневниках. В остальных случаях - обломитесь. А точнее перечитывайте пачепятанное до отправки.
если бы реиграбельность зависела исключительно от рандомности сетапа, то реиграбельность шахмат была бы равна 0. Однако вторую тысячу лет играют.
Безусловно на реиграбельность при прочих равных положительно влияют и различный стартовый сетап, и наличие разных доступных стратегий прохождения, а иногда и повышенная сложность игры (известный факт, что наиболее интересно играть кооперативы, пока ты у них не выиграешь. причем чем на меньшие полшишечки недотягиваешь раз за разом до победы, тем сильнее хочется переиграть).
Но при всем при этом, даже при рандомном сетапе, возможности кучи путей развития и прочих плюшках, если игра - говно, в которую не хочется играть даже первый раз... мне кажется что в таком случае о реиграбельности тоже речи не идет. (речь не о Брюгге или Бургундии - вероятно эти игры хороши для кого-то, но я в них не играл. Потому что совершенно не тянет)
РЕиграбельность появляется у игры только в том случае если игра обладает Играбельностью. Потому и относительное.
Самое любопытное, что Пандемия Легаси при отсутствии возможности сыграть повторно физически, таки обладает реиграбельностью: большинство из прошедших кампанию изъявляют желание пройти ее еще раз и ждут 2й сезон (во всяком случае по обзорам). Не удивлюсь, если кто-то из них купит повторно и первый сезон.
ну про сетап это был лишь один из примеров. Разные стратегии это само собой.
Ну а про связь играбельности и реиграбельности - спорный момент всё-таки )) Реиграбельность всё же не индивидуальный для каждого вкусовщинный параметр, а общий для игры. УА например я считаю неиграбельной, но не назову её игрой с низкой реиграбельностью ну никак.
как я ответил уже выше - сетап лишь один из примеров был. Тот же Робинзон - вроде всего шесть сценариев, но перепроходить каждый интересно и по пять и по десять раз. А есть Андор, где ты проходишь первый сценарий раз, раскладываешь его во второй раз и получаешь то же самое и как то грустно и понимаешь, что раскладывать его больше не захочешь.
Можно конечно те же сценарии просто проходить скажем новыми персами или ещё как менять что-то. Но основной посыл был всё таки в том, чтобы не путать реиграбельность с желанием поиграть ))
Да все настольные игры - это сущий ад! Какие-то жетоны, кубики, карты. И все их надо перекладывать, кидать, тасовать. Да еще при этом что-то себе фантазировать там. Кто это вообще придумал, б***! (с)
За всех не говорите! Мее лично эти две игры понравились. Похтому если вам игры не понравились, это не значит что, можно извиняюсь за выражение обсирать тех кто их придумал, сами игры, а также тех кто делает добро и локализует игры!
Когда я играл в Доминион, у меня было стойкое ощущение, что вот он эталон КГ/АМ. Как до такого можно было вообще додуматься?! Причём здесь Доминион? Я просто беру карты, разыгрываю их, покупаю серебро, сбрасываю, затем снова покупаю серебро, сбрасываю. Затем покупаю рудник. Сбрасываю. Что я делаю и для чего? Это симулятор шахтера? А Сумеречная борьба? Играя в эту игру меня не покидало ощущение WTF?! Кто все эти люди на картах? Зачем они? Что я делаю и для чего? Почему Сумеречная? Коммунисты что, спят днем? Коммунисты вампиры? Зюганов что, зло? Я в опасности? Почему эта игра пугает больше, чем ужас аркхема? И почему Аркхем? Где бэтмэн, когда он так нужен? Почему я должен играть за бомжа с собакой?
"...вы ведь из тиража продали всего 300 экземпляров тем кто на краудреспублике зафинансил эту игру"
На самом деле их никому не продали, т.к. к зафинансившим явился сам Stefan Feld и пообещал попадание в настольный ад. 299 коробочек пустили на переработку под новый Замес: Стар Варс. А единственную коробочку утащил изгоняющий диавола, злобный варгеймер и америтрэшер в кепке с надписью Legion.
Пост аля желтая пресса, человек у которого в профиле о себе стоит "злобный варгеймер и америтрэшер", вряд ли что-то напишет хорошего о евро. Но я не понимаю нынешние времена - ЗЛОБНЫЕ варгеймеры и америтрешеры зачем-то играют в евро, может они не такие злобные??? И вообще, писать такое, это если бы веганы писали на каждом сайте о еде что мясо плохое и вредное
...А еще существуют абстракты, где у компонентов вообще нет никакого предназначения, кроме как быть элементом механики игры. Но только тссс, аффтору не рассказывайте...
Замки Бургундии - отличная игрушка! :) Вот мне реально, нравится и оформление и процесс. :) Но я рад, что ты не стал держать это все в себе и высказался. :)))
Ну пирдумай. А то скучно же! А это - фигня. Ничего кроме недосрача твоё недоумение в данном виде не вызовет. Вызвать годный срач - это тоже искусство, и таланта требует едва ли не больше, чем писать унылыя няшки "ах, как прекрасен мир и вот эта коробочка".
Когда я прочитал этот топик у меня было стойкое ощущение, что вот он эталон КГ/АМ. Тупее, скучнее и более уныло описать свои впечаления от игр будет откровенно тяжело. Как до такого можно было вообще додуматься?! Читая этот пост меня не покидало ощущение WTF?! Кто все эти люди которые пишут такой бред? Зачем они? Что они делают и для чего?
Вы полезли на главную страницу - этого собсно достаточно. Выразить мнение в дневнике на главной то же самое, что и выразить его на главной. Вот если бы к вам пришли в личный скрытый дневник и откоментили - тогда да.
У этих игр один разработчик, Стефан Фелд, мастер по созданию сухарей и generic euro (типичных еврогеймов). И это не худшие его игры — попробуй Bora Bora или Luna. Вот там совсем кошмар.
Чем вам не угодил тропический остров?
Да отличные игры у Фельда - есть где пораскинуть веществом! В отличие от всяких типа "атмосферных" Робинзонов...
МХ бы продало намного больше Брюгге, если бы в комплектации не было брака, а именно отсутствие одной колоды. А вообще игра - прекрасная.
У автора уже пригорело, а бомбит...
Кто-то хочет от еврогеймов сюжета и сеттинга? Брюгге не видел, но Замки Бургундии просто великолепны, на мой взгляд, в плане механики. Это, пожалуй, единственная игра, где я приемлю dice rolling.
Мне хочется. Мне нравится сеттинг в Power Grid - он хоть как-то сочетется с происходящем на поле. Даже в Замках короля Людвига выкладываемые на поле тайлы можно принять за комнаты и коридоры замка. А тут ну совсем мимо.
Вместо Бургундии там мог быть колхоз "Светлый путь им. Ильича" и чо? Игра то хорошая.
Ну как - "игра-то хорошая". Игра как механика - да, отличная. Но тема действительно отвратительно натянута: ставишь либо замок, либо трех курей.
Не Агрикола, согласен.
А есть Эклипс, в котором космос как предчувствие, или Терра Мистика, что вообще без внятного бэкграунда.
Эклипс - интересно. Далеко не Твайлайт Империум, но интересно. Терра Мистика - давно не играл, выветрилось из памяти, очень близко к ТОП-3 вместе с Брюгге и Бургундией.
По-моему исключительно вопрос фантазии - здания работают весьма вполне тематично, большее однотипное поголовье содержать проще, да и с технологиями можно нафантазировать.
Что ж тогда Замки вверху топа на БГГ?
Блестящая механика, отлично все работает.
В любой игре фантазия создает атмосферу, а компоненты только антураж. Возможно, не ваш тип игр )
В любой игре хочется и сюжет, и сеттинг.
Хорошие евро располагают и тем, и другим.
Другой вопрос, что большинству ненавистников евро нужно все разжевать и в рот положить
Тематичного и антуражного евро хватает (к примеру Viticulture, 1944: Race to the Rhine, Euphoria, The Lord of the Ice Garden и т.д.). Просто тут нужно было смотреть на автора игры - у Фельда сплошные евро-сухари выходят...
В Эйфорию не играл, но тематичность её для меня закончилась на рекламном слогане "построй свою антиутопию".
Значит не я один такой)))))
Кстати, у Эйфории тема вообще мимо игры. Очень опечален. Игра про каких-то рабочих, геймплей а ля очень простой Агриколы, уровень Lords of Waterdeep. При том столько в коробке компонент разнообразных, а по-ходу игры думаешь, что с тебя просто бабки хотят содрать за это всё, ибо можно заменить все ресурсы простыми "фельдовскими" кубиками и ничего не изменится. Ты менеджер каких-то 2-4 рабочих (привет, Агрикола), которые то умнеют, то тупеют (зависит от прокидываемого значения на кубах), прокачиваешь престиж каких-то трёх одинаковых корпораций и ещё одной с зелеными облачками, бежишь инвестировать в какие-то здания, которые после постройки почему-то не любят конкретные значения на твоих кубиках "сбросьте еду, если выпало 4". Короче, Фельду надо было просто делать "Замки Эйфории", тогда хотя бы к концу партии игроки бы действительно отстраивали свои дистопии, что хотя бы соответствовало лозунгу игры, а так... в Эйфории какие-то звездочки выкладываешь...
Эйфория один из самых безжизненных сухарей, в которые я когда-либо игра — очень удивило, что она вкатила Фонфросту.
Это ошибка переводчика, слоган должен быть "Создай свою антиутопию".
Это как раз не так важно, создают всегда утопию. Антиутопией она становится на уровне отдельно взятого человека.
Ну почему, Оруэлл, Замятин, Хаксли, Голдинг, Войнович, я думаю, создавали именно антиутопии.
Автор! Поиграй в Ужас Аркхема! Вот, реально, игра - без атмосферы!!!
Headshot!
Э? Что?
отменяю заказ с CSI - спасибо, добрый человек
Кстати, согласен. Ходим типа, а на самом деле перекладываем жетончики да кидаем кубики. Никакого ужаса и саспенса
у Лавкрафта вообще ни страха-ни ужаса
пол-книги все нагнетается-нагнетается, а потом РРАЗ! и козодои на ветках пиликают...
где ужас-то? где страх?
Когда я читал в Зов Ктулху, у меня было стойкое ощущение, что вот он эталон КГ/АМ. Тупее, скучнее и более уныло написать хоррор будет откровенно тяжело. А вчера вечером почитал Хребты Безумия. И оказалось, что нет предела совершенству. Ещё более унылая книга. Как до такого можно было вообще додуматься?! Причём здесь Ктулху? Читая эту книгу меня не покидало ощущение WTF?! Кто все эти люди на страницах книги? Зачем они? Что я делаю и для чего?
Лавкрафт это отдельная тема. Я прочитал его все (кроме стихов). Из всего этого запомнилось 3 коротеньких рассказа. Все остальное - такая однообразная унылота, что по сравнению с ним "Война и мир" - верх искрометности, живости и юмора.
Он как бы и не претендовал на лавры Задорнова с Петросяном.
А на что претендовал? На пугание? У кого-то вызовет страх повторяющаяся из книги в книгу фраза "совершенно чуждые, неземные, неописуемые геометрические линии"? Особенно если вслед за этим идет описание всего лишь "хоботов, торчащих из области пупка" и "дюжине глаз на отростках".
Атмосфера - да, присутствует, особенно в рассказах из "Dream Cycle". А страх и "липкий ужас" - ну нет его.
Мне в Лавкрафте нравится как раз атмосфера чуждости всех этих созданий нашему сознанию, неизведанности, безграничности Вселенной и ее многообразия, вот этого вот всего.
когда-то даже фильм про паровоз людей пугал до паники
Наше восприятие и восприятие людей того времени сильно отличаются. Поэтому то, что, возможно, пугало их, не пугает нас. Я сам вообще не могу понять, как может текст нагонять страха. Саспенс - да, страх - нет.
С другой стороны, столкнись мы с ужасами Лавкрафта в реальности, слетели бы с катушек.
Вот "Нечто" Карпентера разве не отличный фильм ужасов? По-моему это шедевр. А откуда уши растут?
Лавкрафт не ставил целью нагонять страха ради страха, он пытался вызвать в читателях ощущение, что человечество пыль на пыли Вселенной.
Согласен) и у него это отлично получилось)
помню читал в детстве книгу
Дэвид Зельцер «Знамение»
эх, знатная была обосрака на тот момент )
О, даа...
Уши растут из современника Лавкрафта Кэмпбела, по его рассказу и сделан фильм.
Уважаемый... До Лавкрафта жанра хорррор как такового не было. Были жуткие сказки Гофмана, Гауфа, нагнетающие произведения Эдгара По. Именно печатающийся Лавкрафт дал толчек к развитию этого направления, дал много пищи для фантастики в целом.
Если этого мало, то Лавкрафт - первый из писателей, придумавших не_атропоморфных существ.
Т.е. да, он не был гениальным писателем, но у него была богатая (воспаленная!) фантазия. За это и ценят..
+1
Ну вы перегнули палку на счет хоррора, почитайте хотя бы эссе самого Лавкрафта "Сверхъестественный ужас в литературе".
Очень люблю Лавкрафта, но тоже соглашусь, что ни чего особо страшного в большинстве его произведений нет (в основном из страшилок у него то, что не относиться к "Мифосу", типа Снов в ведьмином доме, Крыс за стенами и пр. мистики). Я его всегда воспринимал как очень интересные произведения на стыке фэнтази и НФ (по крайней мере по современным меркам это так воспринимается - плюс тема о том, что человечество лишь жалкая бессмысленная пыль на просторах вселенной уже давно аксиома для большинства образованных индивидов с учетом успехов современной космологии).
Ниже ответил.
кстати отличная подборка у него получилась, с удовольствием и интересом прочитал, как и остальные его произведения
а Стокер тогда что написал? - "Мурзилку"?
Еще раз.. да была т.н. литератора ужасов. Тот же "Франкенштейн" Шелли или множество готических околобиблейских произведений, например "Монах". Да, в конце 19го века волной пошла всяческая вампириада и всяческие привидения. Но это всё это были местные монстры - либо порожденные религией, либо шагающим семимильными шагами прогрессом.
такого, что придумал Лафкрафт, и в помине не было. И именно этот полет фантазии подстегнул многих авторов. Да тот же Роберт Блох и Роберт Говард очень много подчерпнули из его идей и из переписки с ним.
Акцент именно на волшебный пендель жанру внеземной фантастики, который Говард дал жанру под управлением Ктулху.
А у кого есть "страх и липкий ужас"?
на годы написания посмотрите.
но в целом да - уныл до не возможности.
ГФЛ первым поднял вопрос нелегальной миграции и ксенофобии!
Ага. Как нарекли и что вложили боги в создание, которое между человеком и животным.
Говорят, чтобы испытать чувство безнадежности, нужно играть в неё ввосьмером и добавить как можно больше дополнений
некоторым, чтобы испытать всепоглощающий страх, достаточно просто посмотреть на ценник базы+всех допов
Я, кстати, продаю Короля в желтом) недорого)
оффтоп, азаза
Про Брюгге поддерживаю. Странная игра.
вспомнился Icenine, человек тоже провоцировал срачи, но хоть делал это изящно))
"вспомнился Icenine".... чур меня. тьфу-тьфу-тьфу=)
он хотя бы умел неплохо писать, хоть и писал в основном какой-то бред. но читать было интересно
он и сейчас неплохо пишет
Игнорируем текст топикстартера, обсуждаем нарративные механизмы в настольных играх.
Кстати, тема действительно интересная. Лайк.
В той же Бургундии очень слабо сделана "сюжетная арка": по мере игры только изменяется стоимость закрытия областей, сокращается число доступных вариантов действий по мере застройки, ну и через желтые тайлы и заполнение полей создается ощущение прогресса. У Хватила в DP "намного лучше это все": в последнем раунде просто наступает паралич анализа даже у самых сообразительных, а опытные паралитики просто впадают в кому.
Если честно, не до конца уловил мысль. То есть, по-вашему хорошее "развитие сюжета" должно вести к увеличению возможностей в игре (рост количества возможных действий, расширение пространства выбора и т.д.)?
Не то что бы хорошее, или только так и надо. Скорее это в подкрепление высказанной мысли, что Бургундия хороша скорее вопреки всему. В ней почти нет развития, совершенно нет темы, только гениальная механика с выбором двух действий с помощью кубов. То есть для любителей "сюжета", " атмосферы", "пофантазировать" это как красная тряпка для быка, квинтессенция всего сухого и натянутого "шоб було"
Я не думаю, что Бургундия хороша вопреки. Для меня она хороша, как раз "потому что". Потому что у неё потрясающий геймплей. Другое дело, что чем больше я играю, тем чаще прихожу к пониманию того, что мне нужен "сюжет" в евро игре. Не потому что я не люблю сухие игры - вот Seasons вообще сюжета нет, но при этом я её обожаю, как потрясающую дуэльную игру - а потому что евро игры (особенно раскрывающиеся при игре от трех и более игроков) должны эксплуатировать тематику по полной. Если мне говорят, что я буду строителем в Италии эпохи Возрождения, то я должен это чувствовать в игре, а не понимать, что с тем же успехом я мог бы строить Нью-Йорк в начале 20-го века. Собственно Ogro то же самое написал.
Для начала нужно сразу же признать, что любая тема в настольных играх достаточно условна. Архэм с лёгкостью превращается в Приключения Васи Куролесова, а DoW - в борьбу с "белогвардейской сволочью".
Теперь следующее. В евро может быть абсолютно левый бэкграунд как в Бургундии (почему она, а не иная средневековая страна? В чем цимес?), а может быть чуть ли внутриигровая энциклопедия как в Кларке. Только вот атмосферу я не чувствую ни там, ни там. Почему? Потому что в обоих играх нет "ролевой игры", нет сопереживаний и пр.
Для примера, в абсолютной сухой Ганзе Тевтонике атмосфера достигается за счёт латыни, карты и общего оформления игры под старину.
Паша, редкий случай, когда я с тобой согласен практически полностью :)
(в L&K мне как раз атмосфера немного видится, но с основная мысль - прямо в точку)
1. Про условность темы, полагаю, нет смысла спорить - исходим из очевидного, что есть такой уровень условности, который большинство игроков интуитивно готовы принять, и который в итоге работает на игру. А есть тема "для галочки", которая ничего не добавляет игре, а ее объяснение просто отжирает полстранички рулбука.
2. А вот в случае с Ганзой и Льюисом-и-Кларком мы говорим о другом. Ни там ни там нет темы, в Льюисе - потому что в Википедии рассказывается только о путешествии, а игра про спутников, ну а в Ганзе ты играешь в тикет ту райд без клевых вагончиков, были бы вагончики - игра была бы в топ-10 БГГ. Но срабатывает чисто эстетическое удовольствие. Лохаузен очень клево оформил абстрактную игру без вагончиков, а Дютрэ перестарался, превратив Льюиса в галерею с возможностью поиграть. Просто Лохаузен оказался ближе к теме, а Дютрэ оказался слишком клевым.
Согласен)
"С лёгкостью" это всё же фигура речи. Объём текста в УА, который, собственно, и создаёт тему, довольно велик.
[вброс]
Такая мыслишка - не кажется ли вам, благородные доны, что в попытке подкинуть игру выше, чем она есть, создатели прикручивают к механике чрезмерно эпичную тему? На выходе имеем определённую, часто простую механику - навроде выставления домиков на гексы, и невпупенных масштабов тему, которой наделяется сиё нехитрое действие: СТРОИТЕЛЬСТВО КОРОЛЕВСТВА, на!
Я за большее соответствие. Если кидаем в дырку с водой монетку и загадываем желание, то пред нами "колодец желаний", а не Гидрографический Объект, Дарующий Мечты.
Все так, только в приставке ошибка - не создатели, а издатели. Периодически из-за такой гигантомании игра терят в самобытности. Как например, Порт Пирей или Бонанза
А какая же была изначально тема у бонанзы, что на твой взгляд тема высадки бобовых для нее через чур эпична?
Вроде колхоз, не?
Замки Бургундии просты и понятны.
Есть 2 кубика, 37 пустых клеток, 4 действия. На все про все 25 ходов. И ты должен победить по очкам.
Тут вовсе не обязательно должен быть сюжет. Наверное, он в каких то евро присутствует. Но это, это чисто математическое евро, оно таким и задумывалось: взял-выложил, взял-выложил и т.д.
И тут встает вопрос. А зачем мы играем в настольные игры?
Лично, я, как и многие любители евро - для интелектуального взаимодействия с умными соперниками.
Безусловно! Но в настольных играх не редко итог партии определяется не только умом игрока, но так же, местами, удачей и даже взаимоотношениями с другими игроками, когда играют больше двух соперников.
Да и абстракты Вас можно тогда смело отправлять.
Мне кажется, что в "евро" люди ищут не только схватку, но и "сюжет" как раз.
Вы так говорите, как будто астракты это что-то плохое :)
Да, если я играю в евро, я понимаю, что помимо расчета и логики тут будет и влияние взаимодействия между разными игроками и определенная доля везения.
На счет сюжета - хорошо, если он есть и вписывается в механику, но он не главное в евро. В отличие от элегантных механик, которые дают интересный игромеханический (!), а не тематический опыт.
Да, я тоже люблю (и играть и делать) гибриды, когда тема и механика взаимодополняют друг друга, но при этом я понимаю, что есть жанровые особенности и надо их либо принять, либо просто не играть в этот жанр. Но ругать игру за то, что мне не нравится ее жанровая особенность, представляется несколько странным.
К абстрактам я хорошо отношусь. :)
У каждого игрока свое видение "главного" в игре. Я играю в любые игры. Но, если в процессе партии удается пережить некий заявленный в описании опыт, то это значительно повышает место игры в моих рейтингах. И это позволяет простить игре какие-нибудь другие огрехи. Конечно, действует и обратное.
За примерами далеко ходить не надо - Бургундия. За её геймплей многие прощают надуманность темы.
В противовес вспомню про "Expedition: Northwest Passage". Игра в которой тему прибили ржавыми гвоздями на гнилые доски. Нет там никакого Севера. Да и процесс нудный.
Сюжет это же не только "Смеркалось .. И жили они долго и счастливо", в идеале любой, самый абстрактный процесс игры может быть представлен в виде этакой драматургической структуры, с завязкой, конфликтами, кульминацией и развязкой. И вот в Бургундии последний раунд мало чем отличается от первого. В той же Seasons последняя треть совершенно непохожа на первую или вторую, и реализовано это чисто механически. Причем, оговорюсь, мне очень нравится Бургундия, но не могу отрицать, что она почти эталон "натянутости" темы - в ней нет ни замков, ни кораблей, ни товаров, ни ощущения развития. Только клевая-клевая механика.
тему в играх Фельда не видят только люди, у которых нет фантазии
(с) Richard Ham
Тема "Замков Бургундии":
Вы владелец удела, который будете развивать 25 лет, пока не подрастут ваши дети, и вы не уйдете на заслуженный отдых.
И хоть вы очень амбициозны, успеть реализовать все свои планы вы не успеете. Центральное поле отображает те возможности, которые предлагает вам жизнь.
Будучи руководителем высшего звена, вы не принимаете непосредственное участие в строительстве зданий и не контролируете процесс, а мыслите и действуете более глобально - решаете, какое здание в каком году и на каком участке вашего поля следует соорудить. Кубик – это инструмент неумолимой судьбы, но, в конечном счете, от вашей воли зависит, каким будет ваш удел.
Вам приходится действовать в условиях жесткой конкуренции, ведь ваши соперники могут проследить тенденции развития вашего удела и попытаются помешать реализовать ваши планы. Король не допускает кровопролитных конфликтов в своем государстве, поэтому соперники никогда не надают на ваш удел. Но они могут, к примеру, перекупить или другими способами заполучить у крестьян всех свиней, не дав вам возможности расширить фермерские угодья, и лишив тем самым репутации лучшего фермера королевства. Именно поэтому вы не торгуете с вашими соседями, а предпочитаете продавать товары жителям окрестных деревень.
Тайлы умений – это те технологии и знания, которые вы можете освоить. Они делают вас более гибким и могущественным. Почему они занимают место в вашем уделе. Возможно, это часть территории, которую вам пришлось отдать в пользование, чтобы освоить эти знания)
* не нападают
Кубик – это инструмент неумолимой судьбы (c) в энциклопедии.
Вот, на тайлах умений и пошло осыпание. Тот же вопрос с кораблями. Почему они одноразовые? Почему в большом городе не может быть двух башен, гостиниц... И т.д.
Но вопрос собственно был не в этом, а в том, что Бургундия спокойно могла иметь любую другую тему вплоть до написания прогаммного кода.
не воспринимайте мои фантазии на тему "Тема в Замках Бургундии" серьезно ;-)
Хр-р-р.. Боооринг! Пересказ своими словами тему менее условной не сделает, хоть каждой свинюшке биографию придумай.
Квест - придумать тему, которая интуитивно ляжет на механики, без наркоманского "жили-были шестиугольники - братья Гексагоновы..", что в российском геймдеве ошибочно считается за креатив.
вы так говорите, как будто бы условность темы - это что-то плохое.
А это плохое. Потому что хорошая тема - это большой плюс и к пониманию механик, и к удовольствию от процесса (см. Агрикола)
Просто в Бургундии много другого хорошего, что в итоге перевешивает этот недостаток.
Вы не поверите, но многих в Агриколе напрягает как раз-таки сельскохозяйственная тема.
Это уже вопрос предпочтений. Я вот сейчас еду в электричке, рядом девушка громко слушает (череп, видимо, резонирует) какой-то гнусавый отстой про "прошу меня праастиииии" и "другие мутки" - меня от завываний неизвестного певца бросает в дрожь, но записывался он, очевидно, не для меня. А вот девушку, судя по глазам, торкает
В Агриколе тоже абстрактности хватает, почему я должен разводить свиней и овец, я хлчу только коров, фигушки, получи минус очки и т.д. это тоже игра на оптимизацию и эффективность, многое в ней сделано для механики, но игра прекрасная, как раз не из-за темы, а из-за механики
В Агриколе объяснено, почему нужно всё в бэк-стори. :)
Агрикола - не про ферму, а про личную семейную усадьбу. На фермах есть заточенная специализация (под ваших коров), а, так сказать, дома, когда люди живут для себя, то обычно выращивают всех и всё.
Потому и с темо там всё отлично. :)
Возможно, есть игры и про фермы. Например, At the Gates of Loyang Уве Розенберга - заточка под огородничество. Иметь всё и вся не надо, но надо выращивать нужные овощи и грамотно ими спекулировать. :)
По-моему это такая же попытка придумать тему на основе механики, как вышеизложенная тема "Замков Бургундии".
Согласен с Вами. Кстати, мгогие и Агриколу называют сухой, хотя вроде бы тематики больше, но это ошибочное мнение, после 2-3 партий становится понятно, что игра довольно абстрактная, но механически она отлично работает
Вот вам тема в "Брюгге": 2-4 еврейские семьи выгнали из Флоренции, и они решили обосноваться в Брюгге, для этого им надо завоевать авторитет среди местных властей, для чего нужно копать каналы и строить здания, куда селить представителей разных сословий, которые будут поднимать им авторитет в соответствии со своим занятием. Механикой это все прекрасно подкрепляется. Единственная чисто механическая "натянутость" - карты 5-ти разных цветов в 2-х колодах.
Замки Бургундии - это абстракт.
Нет сюжета в Патчворк - и не надо, не обязательно его иметь и тут (в Бургундии). Обе эти игры прекрасны. Может быть именно потому, что не перегружены.
Абстракт, до степени шахмат.
Правильно в случае ЗБ - не задумываться над сеттингом. Главное в этой игре - механика. Это на поверхности. Сеттинг мог случиться любой (и колхоз и три курицы и пр.), автор (маркетологи) выбрал этот, нам остается играть. Оставь он оформление игры на уровне прототипа (например: цвет и цифры, со свойствами) думаю настолка не получила бы такой популярности, ее бы пугались как любого абстракта.
вот вы господа любители дерьмо сквозь пальцы пропускать.. пост ни о чем, о вкусах.. развели базар как бабки на лавке..
Пиши короче - "многа букафф, ниасилил".
прям майдан в Белоруссии начался.
Есть ещё америтреш для идиотов и варгеймы для социопатов.
http://risovach.ru/upload/2016/03/mem/no-ya-zhe_108728560_orig_.jpg
"злобный варгеймер и америтрэшер" решил сыграть в евро.
кстати, в защиту рус. версии Брюгге скажу, что просто не вытерпел и купил английскую версию себе на НГ, а так по цене рус. версия достаточно доступна и, учитываяотличную реиграбетельность игры, можно рекомендовать ее всем.
а если не понравится - всегда можно продать)
реиграбельность - понятие относительное. Почти уверен, что для меня она составит одну первую партию. Прочитано куча обзоров по ней и не зацепило ничего.
а еще я представляб себе заядлых игроков алиас или мамашу покупающую игру для 5-летней дочки (да-да, "чтобы она играла одна, но могла поиграть и со всеми своими 20 подругами, и чтобы сама разобралась и не доставала с распросами, но при этом чтобы можно было интересно поиграть и взрослым") которым вы смело рекомендуете Брюгге
так что с "рекомендовать ее всем" вы явно погорячились. Фломастеры разные...
Всем любителям настолок старше 20 лет)))
Был бы девушкой - поблагодарил бы за комплимент =D
есть еще патигеймеры за 20, мтг-шники, манчкиноиды, америтрешеры..
... варгеймеры...
вы путаете реиграбельность и желание сыграть ещё партию.
Реиграбельность не такое уж и относительное понятие. Есть игры типа Андора или тайм сториз или пандемии легаси. Где сценарии или кампанию второй раз не интересно проходить в принципе - это значит реиграбельность низкая или отсутствует.
А есть игры, где с помощью рандома при сетапе достигаются различные стартовые условия и разные возможности, что делает каждую игру особой и неповторимой - тогда говорят, что у игры реиграбельность низкая.
То есть, другими словами, неважно кто играет в неё - понятие реиграбельности самой игры не сильно отличается от вкусовых предпочтений игрока.
аа, там где про сетапчик разный - высокая реиграбельность должна быть ))
ох уж эта тесерка со спонтанной невозможностью эдитить комменты ))
Редактирование доступно только в карточках игр и, вроде бы, в своих собственных дневниках. В остальных случаях - обломитесь. А точнее перечитывайте пачепятанное до отправки.
да, не оно совершенно рандомно срабатывает, иногда позволяя поменять последний написанный комментарий. и это не зависит от "где"
если бы реиграбельность зависела исключительно от рандомности сетапа, то реиграбельность шахмат была бы равна 0. Однако вторую тысячу лет играют.
Безусловно на реиграбельность при прочих равных положительно влияют и различный стартовый сетап, и наличие разных доступных стратегий прохождения, а иногда и повышенная сложность игры (известный факт, что наиболее интересно играть кооперативы, пока ты у них не выиграешь. причем чем на меньшие полшишечки недотягиваешь раз за разом до победы, тем сильнее хочется переиграть).
Но при всем при этом, даже при рандомном сетапе, возможности кучи путей развития и прочих плюшках, если игра - говно, в которую не хочется играть даже первый раз... мне кажется что в таком случае о реиграбельности тоже речи не идет. (речь не о Брюгге или Бургундии - вероятно эти игры хороши для кого-то, но я в них не играл. Потому что совершенно не тянет)
РЕиграбельность появляется у игры только в том случае если игра обладает Играбельностью. Потому и относительное.
Самое любопытное, что Пандемия Легаси при отсутствии возможности сыграть повторно физически, таки обладает реиграбельностью: большинство из прошедших кампанию изъявляют желание пройти ее еще раз и ждут 2й сезон (во всяком случае по обзорам). Не удивлюсь, если кто-то из них купит повторно и первый сезон.
ну про сетап это был лишь один из примеров. Разные стратегии это само собой.
Ну а про связь играбельности и реиграбельности - спорный момент всё-таки ))
Реиграбельность всё же не индивидуальный для каждого вкусовщинный параметр, а общий для игры. УА например я считаю неиграбельной, но не назову её игрой с низкой реиграбельностью ну никак.
В этом есть зерно, но есть много нюансов и исключений.
Сценарии могут быть с рандомным сетапом. Сценариев может быть 1 000 с лишним, разве это не даст реиграбельности?
А рандомный сетап может давать абсолютно одинаковый экспириенс каждый раз.
Но даже, когда игра каждый раз представляет новые события, а желания сыграть ещё партию больше нет - разве это не имеет отношения к реиграбельности?
Тут, на мой взгляд, истина где-то посередине.
как я ответил уже выше - сетап лишь один из примеров был. Тот же Робинзон - вроде всего шесть сценариев, но перепроходить каждый интересно и по пять и по десять раз. А есть Андор, где ты проходишь первый сценарий раз, раскладываешь его во второй раз и получаешь то же самое и как то грустно и понимаешь, что раскладывать его больше не захочешь.
Можно конечно те же сценарии просто проходить скажем новыми персами или ещё как менять что-то. Но основной посыл был всё таки в том, чтобы не путать реиграбельность с желанием поиграть ))
Поставлю теме 10-ку, потому что очень смешные комментарии.
Ни в одну из двух игр не играл. Подскажите, чего мне такого сказать, чтобы у всех кишечник прорвало?
Сами усиленно ищем..
Самое время всех позвать в Андор!
Ложные обвинения!
за пост ставлю 1, у меня стойкое ощущение, что это эталон КГ/АМ
Да все настольные игры - это сущий ад! Какие-то жетоны, кубики, карты. И все их надо перекладывать, кидать, тасовать. Да еще при этом что-то себе фантазировать там.
Кто это вообще придумал, б***! (с)
Имхо, у Фельда самые интересные евро игры. Лично я играю в них не ради сеттинга, а ради необычных и элегантных механик.
+1
За всех не говорите! Мее лично эти две игры понравились. Похтому если вам игры не понравились, это не значит что, можно извиняюсь за выражение обсирать тех кто их придумал, сами игры, а также тех кто делает добро и локализует игры!
"тех кто делает добро"
Тех, кто делает добро ни в коем случае нельзя обсирать, согласен! :)
Сперва добейся?
Если игры не понравились - это же как раз и есть показание к поруганию))
К поруганию тех кто их разработал? Все-таки отправлять человек в ад за "Брюгге" это чересчур.
Юношеский максимализм, сэр.
Тогда понимаю, ибо сам грешен.
Замки бугуртии.
Замки бугуртии и Брюзже
Когда я играл в Доминион, у меня было стойкое ощущение, что вот он эталон КГ/АМ. Как до такого можно было вообще додуматься?! Причём здесь Доминион? Я просто беру карты, разыгрываю их, покупаю серебро, сбрасываю, затем снова покупаю серебро, сбрасываю. Затем покупаю рудник. Сбрасываю. Что я делаю и для чего? Это симулятор шахтера? А Сумеречная борьба? Играя в эту игру меня не покидало ощущение WTF?! Кто все эти люди на картах? Зачем они? Что я делаю и для чего? Почему Сумеречная? Коммунисты что, спят днем? Коммунисты вампиры? Зюганов что, зло? Я в опасности? Почему эта игра пугает больше, чем ужас аркхема? И почему Аркхем? Где бэтмэн, когда он так нужен? Почему я должен играть за бомжа с собакой?
Про Доминион плюсую.
"...вы ведь из тиража продали всего 300 экземпляров тем кто на краудреспублике зафинансил эту игру"
На самом деле их никому не продали, т.к. к зафинансившим явился сам Stefan Feld и пообещал попадание в настольный ад.
299 коробочек пустили на переработку под новый Замес: Стар Варс. А единственную коробочку утащил изгоняющий диавола, злобный варгеймер и америтрэшер в кепке с надписью Legion.
Пост аля желтая пресса, человек у которого в профиле о себе стоит "злобный варгеймер и америтрэшер", вряд ли что-то напишет хорошего о евро. Но я не понимаю нынешние времена - ЗЛОБНЫЕ варгеймеры и америтрешеры зачем-то играют в евро, может они не такие злобные??? И вообще, писать такое, это если бы веганы писали на каждом сайте о еде что мясо плохое и вредное
А могли бы играть..
Мне нравится Кайлус, Пауэр Грид, Фру зе Эйджес, Эклипс.
А веганы-то и пишут)
http://img.ifcdn.com/images/e8b07706e7ea05507ae5071db76dcd34517da12c74fdb51667ffa0675fa36216_1.jpg
но ведь оно вредное )
Топику не хватает картинки: http://bfolder.ru/_ph/2/428674526.jpg
...А еще существуют абстракты, где у компонентов вообще нет никакого предназначения, кроме как быть элементом механики игры.
Но только тссс, аффтору не рассказывайте...
Леня - выдыхай!
:)
Замки Бургундии - отличная игрушка!
:)
Вот мне реально, нравится и оформление и процесс. :) Но я рад, что ты не стал держать это все в себе и высказался. :)))
Legion, если ты нас читаешь, твой аккаунт взломал какой-то злобный тролль
Тю, было бы из-за чего пригорать. Вот рандом... =D
Чё, заскучали без срачика, а поприличнее пост для разведения не придумать?
Можно было и ещё прямее написать: "Какие ж вы все здесь идиоты!"
Увы, пока тянет на толстый троллинг 3 уровня
Пятница!)))
Для троллинга я бы с лёгкостью придумал что-нибудь потоньше, а тут хотелось выразить именно своё недоумение.
Ну пирдумай.
А то скучно же!
А это - фигня. Ничего кроме недосрача твоё недоумение в данном виде не вызовет.
Вызвать годный срач - это тоже искусство, и таланта требует едва ли не больше, чем писать унылыя няшки "ах, как прекрасен мир и вот эта коробочка".
Унылый креатив топикстартера по умолчанию оставляем за скобками, но можно же дельно обсудить вечную тему об условности настолок и границах комфорта.
Когда я прочитал этот топик у меня было стойкое ощущение, что вот он эталон КГ/АМ. Тупее, скучнее и более уныло описать свои впечаления от игр будет откровенно тяжело. Как до такого можно было вообще додуматься?! Читая этот пост меня не покидало ощущение WTF?! Кто все эти люди которые пишут такой бред? Зачем они? Что они делают и для чего?
Спасибо за Ваше мнение, оно черезвычайно важно для нас.
c чего вы взяли, что Ваше важнее?
я так не думаю. Именно поэтому не лезу в чужие дневники и не поучаю там авторов, что им писать.
Для поучения автора я бы с лёгкостью придумал что-нибудь потоньше, а тут хотелось выразить именно своё недоумение.
Вы полезли на главную страницу - этого собсно достаточно. Выразить мнение в дневнике на главной то же самое, что и выразить его на главной.
Вот если бы к вам пришли в личный скрытый дневник и откоментили - тогда да.
Игры разные нужны, игры разные важны!
Мне кажется, можно было и не писать текст дневника, а оставить только одно название) тут и так все понятно)