Оценка пользователей
8.2825
Оценить:
-

Рутения: тест положительный

время: 11 сентября 2011 место: Киев

Итак, в поездке в Киев удалось выделить свободный вечер, чтобы потестировать Рутению с её авторами. Пришёл я в гости к Денису и Саше не один, а с женой, в надежде, что она всё тщательно отснимет своей профессиональной «Сонькой». Но ей выпала роль не отстранённого фотографа-корреспондента, а самого настоящего игрока: поскольку нас было трое, я уговорил Алсу сесть четвёртым игроком. Мне хотелось попробовать игру не в "урезанном" варианте, а полным составом. Желание сбылось, причём Алсу оказалась совсем не статистом, а одним из наиболее активных игроков (а вот фотоаппарат, увы, так и остался нерасчехлённым). 

 

Ход игры

Алсу играла за болгар, Денис за византийцев, Саша - за хазар, мне досталась Киевская Русь.

Первую пару ходов я играл не очень удачно: вместо того, чтобы строить крепости и рынки, построил вначале флот, который, впрочем, затем использовал фактически как рынок. На второй ход ушёл захватывать новые земли, а тем временем расплодившиеся славянские племена набрались наглости и захватили мою столичную провинцию – Киев. В этот ход я получил всего две монеты налогов (у других доход был по 6-7 монет), столько же победных очков и стал явным аутсайдером. На меня перестали обращать внимание, тем более, что на юге карты очень быстро набирала силу Византия. На неё тут же нацелились хазары и болгары. Денис очень грамотно пользовался флотом, и его генерал (византийский наместник), находящийся в Крыму, мог оказать поддержку своим армиям на любом направлении. Но поддержать-то в итоге можно только лишь одно направление. Денис выбрал хазарский фланг. У них с Сашей произошла битва, в которой хазары были разгромлены. Правда, радость победы была омрачена тем, что на противоположном конце карты болгары захватили-таки одну из византийских провинций. Впрочем, ничем страшным для Византии это пока не грозило – у Дениса было 5 армий и он легко мог собрать их вместе, чтобы объединёнными силами выбить две армии болгар. Но тут произошло важное событие – нашествие кочевников.

Варварские племена прошли через всю карту с севера на юг и, достигнув побережья Чёрного моря, захватили ещё одну византийскую провинцию. Денису вновь пришлось разделять свои войска, чтобы уничтожить быстро набирающих силу кочевников. Тут я не удержался и сыграл пару политических карт, благодаря которым армия кочевников выросла ещё больше, и они вошли в Крым - столичную провинцию византийцев. Правда, при этом они ослабились в исходной провинции, которую Денису удалось отбить. Тем временем мне удалось захватить все свои родные провинции, нанять всех доступных (5) генералов и догнать соперников по победным очкам, поскольку византийцы «просели» по описанным причинам, а хазары, ослабленные атакой на Византию, тоже потеряли столичную провинцию из-за кочевников (кто-то сыграл на них соответствующую карту, уж не я ли?). Алсу захватила ещё одну провинцию (на этот раз ничейную) и уверенно лидировала по очкам.

На пятый ход, выделив часть войск для освобождения Крыма, Денис основной массой войск пошёл на Болгар. Надо сказать, что если в стратегической части Алсу справлялась сама, то боевые столкновения, которые имеют собственные правила и являются по-существу, игрой в игре, я ей помогал отыгрывать. Так сказать, у болгар были военные советники из русичей. Ну да варягам не привыкать. Бой оказался кровопролитным и решительным, хотя вначале чаша весов не склонялась ни в одну из сторон. Но Болгары благодаря карте ”Перегруппировка” смогли вовремя подставить своих копейщиков под атакующую тяжёлую конницу византийцев, после чего смогли провести собственную удачную атаку. Византийская кавалерия раз за разом напарывалась на стену из копий. В конце концов армия византийцев выдохлась, в то время, как у болгар ещё остались незадействованные отряды, это значит, что с учётом нанесённых и полученных потерь, болгары победили в битве и не отдали Византии её провинцию. Причины две: во-первых, армия болгар оказалась заточена именно под противостояние с византийской армией, по преимуществу конной, а во-вторых, Византия, истощённая потерей провинций, не имела ресурсов, чтобы набрать достаточно тактических карточек, которые могли бы значительно изменить ход битвы.

Шестой ход по всем подсчётам обещал быть последним – русичи, незаметно расширившие свои владения грозились захватить последнюю 8-ю провинцию, необходимую для победы, а болгары выигрывали по победным очкам. Византия и Хазария объединились в стремлении не допустить Русь и Болгарию до победы. против Алсу была сыграна политическая карточка, уменьшившая её победные очки, а на меня пошёл войной хазарский хан. Правда, силы хана были невелики, а остальные генералы решили не поддерживать его, а прикрыть столичную провинцию, и не зря – я посадил одну из своих армий на флот и открыто посоветовался с Денисом, могу ли я проплыть по двум рекам и морю, чтобы напасть на столицу хазар. Таким образом значительные силы хазар отвлеклись от атаки на Русь. Тем не менее, хазарский хан вполне был способен и один захватить мою провинцию, но тут пришла на помощь карточка «Подкуп», благодаря которой хан не двинул свои войска. Мой же экспедиционный корпус проплыл не далее чем до ближайшей нейтральной провинции и захватил её. Восьмая провинция была добыта. Правда, в одной из покинутых областей разразилось восстание и победить по числу провинций я не смог. Последовал итоговый подсчет очков. Алсу набрала 28 очков. Построенные мной в последний ход три храма позволили догнать её. При равенстве победных очков победа достаётся игроку с большим числом провинций, и вот тут уже моих 7 провинций оказалось достаточно (у Болгар было 6). Победила Киевская Русь!

 

Впечатления

Что можно сказать по итогам. Игра, в смысле игровая сессия, удалась. Она, конечно, прошла не так быстро (хотя ощущения затянутости или томительного ожидания своего хода не было), но разработчики уже принимают меры, которые определённо уменьшат даунтайм в некоторые фазы игры.

Про саму игру скажу, что она мне понравилась. Если пытаться её классифицировать, то это не исторический варгейм. Это скорее стратегическая игра на историческую тему с элементами варгейма. Этим она близка к Игре престолов, в которой от варгейма ещё меньше. Сравнивать её надо, пожалуй, именно с этой игрой. Дипломатии в Рутении меньше, особенно в начале игры, когда у соперников просто нет прилегающих друг к другу территорий. Тут в основном идёт строительство своего «королевства» с упором или на военную или на экономическую составляющую. Но, тем не менее, у игроков остаётся возможность влиять друг на друга, для этого служит «Политическая колода»: можно наслать на противника кочевников, выманить у него деньги шантажом, отменить запланированные им действия и т.п. Есть ещё «Военная колода», карты которой дают бонусы в бою, но она в нашей игре, да и в целом, кажется менее востребованной: к чему набирать в руку военные события, если запланированная атака может быть отменена политической картой. С этим надо что-то делать, можно, например, сделать некоторые политические события одноразовыми, чтобы «сила» политической колоды постепенно снижалась, а можно жестко прописать, что с каждым ходом игроки берут на одну политическую карточку меньше и на одну военную больше. В общем, варианты есть.

В целом, игра уже есть и игра интересная. Если удариться в кондитерскую аналогию, а именно в торт (я же привёз из Киева «Киевский торт», думаю, меня можно понять), то скажу так: коржи с кремом между ними уже есть, кушать уже можно, с друзьями и знакомыми, и будет очень вкусно. Но чтобы представить блюдо широкой публике, нужно ещё обрезать лишнее по краям, украсить (хотя игра уже очень красива и имеет свой стиль), возможно даже, заранее разрезать на порционные кусочки, чтобы игрокам было не только вкусно, но и удобно есть это продукт.

 

ps 

И ещё я хочу сказать. Мне очень понравились Денис и Саша прежде всего своим энтузиазмом и увлечённостью. А кроме того, у них в разработке сейчас идёт очень важный этап – они отсекают лишнее, делают процесс игры проще, динамичнее, а значит играбельнее. Поэтому я прошу людей, которые уже сейчас готовы играть в Рутению, не торопить их с изданием. Лучше помогите им. Вычиткой правил, переводом, тестированием даже уже не целиком игры, а отдельных механик. И тогда вы увидите желанную игру не только быстрее, но и в том виде, в котором она понравится и вам, и людям, которые про неё пока не знают. 

 

pps

Надеюсь, этот мой отзыв подвигнет и других российских игроков на участие в тестировании игры.

 

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
denis13 написал 12 лет назад: # скрыть ответы

малость не по теме:
на фотках увидел, что картонные маркеры войск вставлены в круглые черные подставки с прорезью (диаметром, кажется, 20 мм). вот именно эти самые подставки где можно достать в Украине? мне-то нужно всего штук 15, а в загранице заказывать только копеешные подставки как-то глупо и невыгодно..

OberstDan написал 12 лет назад: #

подставки были куплены на выставке в Эссене специально под прототип

Taran написал 12 лет назад: #

можно заказать не глупо и довольно выгодно поучаствовав в групповом заказе которые собираются на форумах.

Tinker написал 12 лет назад: # скрыть ответы

Для домашнего пользования они вполне заменяются зажимами для бумаги. Вот такими -- http://www.komus.ru/product/166957/

Главное подобрать размер под фишку, чтобы не падали.

OberstDan написал 12 лет назад: #

+1, в первых прототипах такие и использовали

Taran написал 12 лет назад: #

вот например http://www.boardsandbits.com/product_info.php?cPath=1010&products_id=22796
12 штук - 3 доллара, с доставкой получится 4,5.
или вот http://www.miniaturemarket.com/warmachine-30mm-bases-12.html
чуть дороже.

Gravicapa написал 12 лет назад: # скрыть ответы

Правильно ли я понимаю, что игра будет только на Аглийском языке? В таком случае, продажи её в России будут очень проблематичны - её купят 20-25% игроков, владеющих языком. Оставшиеся будут ждать перевод правил, перевод карт и т.д. А посадить в Англоязычную игру с массой текста друзей - ОГРОМНАЯ проблема. Поэтому потенциальных покупателей будет очень мало именно из - за языкового барьера. Нацеливать весь тираж "на Запад", избалованный серьёзными играми - очень рискованный шаг. В малом количестве купят, а если пустите в тираж...

Почему приняли такое кардинальное решение с языком? По моему мнению - могут быть огромные проблемы с продажами, на территории России так точно...

Taran написал 12 лет назад: # скрыть ответы

непонятно откуда такие выводы

Gravicapa написал 12 лет назад: # скрыть ответы

Так из общения с людьми и чтения комментариев :)

Все ждут локализаций, все ищут переводы, все жалуются, что друзей подсадить на настолки тяжело, именно из-за языкового барьера. Наконец - ВСЕ ищут языко независимые игры на том же Амазоне (целые темы есть). А тут - делается именно зависящая от языка игра.

Каков будет результат - кто в России её купит, если ВСЕ гоняются за играми, которые НЕ зависят от языка?

Из этого я выводы и делаю...

Да, и я не хочу ничего плохого сказать - для меня это не "барьер". Но для 70% - это будет барьер. Поэтому и спрашиваю - почему именно такое решение было принято?

Taran написал 12 лет назад: #

Вы меня не поняли :)
Непонятно откуда такие выводы насчет нашей игры и о принятом решении, а не о ситуации на рынке :) :)

И всё-таки не все ждут, ищут и жалуются как вы пишете :) есть исключения.
Касательно нашей игры — даже на русском языке ее купит ну от силы сотня-другая человек. А насчет всего тиража "на Запад" — игра и так нишевая, не думаю что большие тиражи светят в принципе.

Taran написал 12 лет назад: # скрыть ответы

посмотрите на фотографии карт в этой заметке http://tesera.ru/user/Taran/journal/63065/

Gravicapa написал 12 лет назад: # скрыть ответы

Так в карточке игры значится Английский язык. Я и подумал, что Вы собираетесь выпускать её на Английском...
Или я что - то не понимаю?

Taran написал 12 лет назад: # скрыть ответы

Проясню ситуацию )
В первую очередь игра выйдет за границей, на английском и немецком языках. Потом уже на русском и украинском. Сейчас заканчивается работа над игрой в целом, на одном языке — на английском. Так как вносить исправления в правила и в компоненты и параллельно корректировать версии на разных языках это просто самоубийство. После этого будут делаться переводы на остальные языки.

UncleL написал 12 лет назад: # скрыть ответы

ух ты, неужели нас ждет уникальное для постсоветского пространства ситуация, когда игровая разработка вначале будет протестирована за рубежом, а на наш рынок попадет, возможно, с учетом вновь выловленных недоработок. Это было бы совсем недурно.
Ждем окончательной версии правил. Пока все выглядит совсем неплохо, может быть хотелось бы чуть чуть по больше истории, но и так все равно интресно

Mazz_O написал 12 лет назад: # скрыть ответы

Подобная ситуация была у Звезды с несколькими играми. Так что не первая.

UncleL написал 12 лет назад: #

с какими?

Taran написал 12 лет назад: #

все-таки протестирована она в первую очередь здесь, с тем что бы быть выпущенной максимально доработанной. потому столько и возимся.
а что вы имеете в виду насчет побольше истории?

OberstDan написал 12 лет назад: #

Давайте есть слона по частям. Для подробной истории будут сценарии. Какой смысл в глобальной игре делать сжатый узкий период событий одного-двух десятилетий?

OberstDan написал 12 лет назад: # скрыть ответы

Решение приняли, потому что везли игру на выставку. Срочно переводили на английский перед выставкой.

Пока переводили и одновременно тестировали, я одновременно пытался править две книги правил и потихоньку сходил с ума.

После Эссена было принято решение сделать первой английскую книгу правил и английские компоненты как более сложные и требуемые для западного издателя. Переписать на русском все не заставляет особого труда. А вот переписать на английский с русского требует в моем случае как бы больше таланта, чем сразу писать на английском.

Вы видите игру в разработке, а не конечный продукт. Игра не может быть сразу на всех языках в процессе разработки. Не делайте поспешных выводов.

Gravicapa написал 12 лет назад: #

Я сделал свои выводы на основе полученной информации. Так как я искренне желаю вашему проекту успеха, то и задал вопрос, высказав свои предположения и выводы, на основе полученной информации :)

Теперь всё понятно - решение разумное. Спасибо за разъяснения.
Удачи проекту!

Greta написал 12 лет назад: #

Спасибо, было интересно почитать об игре. Игру ждём, "Престолы" у нас востребованы и любимы, верю, что у ребят "Рутения" получится не хуже, а лучше!

Spotty написал 12 лет назад: #

Отзыв написан словно исторический текст в хорошем учебнике. Почти художественный текст, читается живо и легко. Играть хочется все больше...

В общем классный текст.
Жаль что не попал на игру :(

SkyRover написал 12 лет назад: # скрыть ответы

Я ошибаюсь, или правила Рутении уже выкладывались в сети?

Taran написал 12 лет назад: #

Выкладывались первые редакции правил, они есть на БГГ. Последнюю как раз заканчиваем — скоро выложим. Однако пока только на английском.

OberstDan написал 12 лет назад: # скрыть ответы

Да, но на них лучше не тратить время. Там очень тяжелый плохо отредактированный перевод

OberstDan написал 12 лет назад: #

А еще там ужасный стиль