«Это крысы... они заполонили всю Европу... крысы....»
Камеди театр, 14 век
В настольной игре Rattus игроки возьмут на себя роль, как населения, страдающего от чумы, окутавшей Европу в 14 веке, так и роль «Старухи с косой», собирющей свой кровавый урожай на вымирающем континенте. Победит тот, чьих подданных окажется больше всех после завершения эпидемии. Таким образом, перед нами очередная игра на выживание. Но если в той же Zombie State диагноз для игроков был «долгая и мучительная смерть», то в Rattus всем сужденно выжить и сделать Европу «повелительницей континентов» (например, в игре Endeavor).
А причем здесь крысы? Крысы здесь- истинные двигатели чумы в массы, но обо всем по порядку. После распаковки очередной посылки оказалось, что настолка Rattus является одной из самых компактных из всего вновь прибывших, она наверняка очень хорошо подойдет для игр во время поездок. В коробке с игрой лежат правила, небольшая карта Европы, набор кубиков для 4 игроков, фишка чумы и карты сословий, единственный большой ингридиент этого больного Рататуя. Для раскладки игры потребуется минимум пространства и времени.
Правила элементарны. Вначале игры на карту выкладываются жетоны крыс, по 4 кубика каждого игрока и фишка чумы в произвольную провинцию. Каждый ход игрока состоит из 3 действий:
1. Берем карту сословий и используем ее свойства. Карты сословий дают плюшки, но обладание ими вызывает больше риска потерять свое население при очередной вспышке болезни. Сословий всего 6:
— Дворянство — переносит 1 кубик игрока в безопасную от болезней область. Кубик можно брать только из региона без крыс.
— Крестьянство — позволяет выставить на 1 кубик больше,
— Монах — перемещает один из маркеров крысы в соседний регион,
— Купечество — эвакуирует до 3 кубиков в соседнюю провинцию,
— Рыцарство — перемещает фишку чумы на 2 региона и позволяет засчитать ее за 2 лишних кубика, чтобы насолить противнику,
— Ведьма и ее друзья — позволяют сжечь кубик/настолку противника на костре — выбор Настолкомании! Шутка! Ведьмы позволяют поменять 2 жетона с крысами предварительно посмотрев их.
2. Выставляем новые кубики-население на карту. Кубики можно выставить только в регионы с маркерами крыс, правильно, ведь питаться поданным чем-то надо, а тут такие аппетитные пушистые четвероногие. Причем, выставить на каждый регион можно столько кубиков, сколько там крыс. Здесь сосредоточен весь выбор в игре: рисковать и ставить больше кубиков или не рисковать и выкладывать понемножку.
3. Надеваем черную мантию, достаем из-под стола косу и переставляем фишку чумы на соседний регион. При этом крысы в регионе, куда пришла эпидемия размножаются, и их детеныши перебегают в соседний регион. Куда побегут новые несмышленные крысята решает Чумовой игрок. После этого чума выкашивает население: маркеры с крысами в регионе с чумой поочередно вскрываются, и реализуются их эффекты. На каждом маркере есть 3 символа:
— число — показывает сколько должно быть кубиков в провинции, чтобы сработал данный токен,
— знаки сословий — если сработал токен, то игроки, на руках у которых находятся соответствующие карты теряют население,
— Буквы «М» и «Жо», тьфу «А». М (Majority) убивает кубик игрока, у которого больше всех кубиков в провинции, А (All) более кровожадная- убивает по одному кубику всех игроков в провинции.
Вот собственно и все. Повторяем процесс до тех пор, пока не будут выставленны все кубики одного из игроков или все токены с крысами, после чего запускаем последнюю тотальную вспышку во всех регионах и считаем выживших.
Игра совмещает в себе 2 мини-игры: выживи сам и насоли противникам, последнее делает игру немного конфликтной, но достаточно забавной. Вообще я заметил, что в играх, где один из игроков что-то теряет, это происходит под веселое улюлюканье и смех противников. Возьмите того же Свинтуса- какая неописуемая радость охватывает всех игроков, когда при действующем «Тихохрюне» кто-то проговорился и получил штрафные карты. Таким образом, игровой процесс в Rattus-е проходит на удивление быстро и весело.
Но для тех, кто приобрел игру ради той самой механики выживания, есть ложна дегтя. Цифры на большинстве маркеров крыс достаточно большие, и в 3 из 4 случаев маркер не срабатывает под звуки: «Ух, пронесло», — тех, чьи кубики находились в провинции, и негодование и ворчание игрока-чумы. В этом теряется прелесть survival-а: ожидание весомых потерь в середине партии сводятся к мысли «авось пронесет». И эта гуманность авторов немного портит ощущение от игры. Но ведь для истинных гиков можно придумать хомрулы а-ля sudden death, когда маркеры работают всегда, вне зависимости от цифры, так что этот недостаток можно обойти.
Достоинства настольной игры Rattus:
— компактность,
— легкие правила,
— веселый игровой процесс, несмотря на серьезную тематику,
— быстрые партии, недолгое ожидание своего хода,
— незначительная роль рандома — случайны только маркеры крыс, да и то некоторые сословия позволяют ими манипулировать.
Недостатки настольной игры Rattus:
— любителям строить стратегии будет скучновато, игра скорее сводится к механическим действиям,
— бескровность игры может не понравиться любителям игр на выживание,
— сомнительная реиграбельность.
Вердикт:
Компактная, веселая и быстрая семейная игра. Гикам к употреблению не обязательна.