Всем привет. Захотелось высказать некоторые наблюдения и размышления о развитии настольных игр...вне, собственно, настольных игр.
[Внимание! лонгрид, без картинок, не про твою любимую игру, username]
Для начала обозначу предпосылки.
Есть разные игры, и в контексте этой беседы я бы классифицировал их следующим образом:
К чему эта классификация и вообще этот текст?
Потому что мой опыт говорит вот о чем: настольщику нужно чтобы у него на постоянке была игра второй или третьей группы :-)
Х-винг и Глумхевен — в эти две игры я наиграл огромное количество партий. Посоперничать с ними сможет разве что Пандемия...плюс П:Наследие плюс П:Наследие 2.
И это прекрасно!
Ничто не сравнится с удовольствием от партии, когда и ты и соперники/союзники одинаково хорошо понимают все что происходит – а это приходит с опытом. Вероятность того, что такой опыт придет для игр из первой группы далеко не нулевая, но сильно меньше — когда речь идет не о соло-игре.
Игры второй и третьей группы собирают вокруг себя сообщество. Может быть, в отдельно взятой игровой ячейке — а может и пошире.
Тут как в WoW — тебя начинает держать не только [иногда — не столько] игра, сколько социальная составляющая.
И мне хочется оформить в тексте размышления о развитии некоторых игр такого родаtele.
Винг это дуэльная игра, варгейм с миниатюрами. Для меня важно что миниатюры продаются готовыми к игре (к слову, эта особенность тоже ложится в те соображения что я высказываю ниже).
(Если кто с игрой не сталкивался — вот ссылка на видео что я делал пару лет назад для рекламы винга. https://youtu.be/mL-aNwdU9l4 )
Но сегодня не про игру, а про то что вокруг.
Метагейм. Метагейм это та часть игры, в которую ты играешь до, собственно, начала игры в игру :). В случае винга это сбор отряда — какие пилоты\корабли, какие “навесы” на них. В этом есть своя фишка и прелесть...но есть и слабость. Не всем это интересно.
В чем тут проблема? В винге, соревновательном, это выбор из сотен карт и нюансов их взаимодействия.
В целом это круто, потому что довольно похоже на “как в жизни” — если корабль медленный бронированный, то это потому что можно навесить торпеды, ракеты, мины, турели и тп. Членов экипажа добавить, каждый из которых привносить какую-то возможность.
Когда корабль маленький быстрый хрупкий — только пилоту навык какой-то подпрокачать, к навешиванию всякого такой корабль не приспособлен.
Можно брать в отряд разные корабли, и есть несколько пилотов на выбор для каждого корабля.
И так далее.
Но есть и минусы.
Например, набирать отряд было несложно первые несколько лет — когда вариативность была немаленькая, но и не огромная. Но я уже не очень хочу так задротствовать сейчас, когда в игре 7 фракций, более 100 кораблей, и для каждого по несколько пилотов и апгрейдов. Не все типы апгрейдов подходят любому кораблю или даже пилоту — и это тоже надо учитывать.
Эти сотни карточек надо хранить, и хранить организованно (например, в альбомах); тратить время на то чтобы набрать очередную их комбинацию для очередной игры другим отрядом.
А ещё, на мой взгляд, такой подход добавляет минусов в виде “фидлинга” — на столе много места занимают эти наборы карточек.
Часто возникает ощущение что в игре с миньками тебя заставляют “покупать картон”.
Не забыть нужные жетоны — ведь некоторые нужны только если взял определенные апгрейды.
В винге и многих других играх это есть. Однако на примере других игр, глобально, сейчас я вижу активные попытки упростить метагейм, не потеряв его его глубины.
И это — несомненное направление развития игр.
Как подобное пытаются упростить — несколько примеров из известного мне:
Так вот, то или иное упрощение метагейма — это тенденция.
Здесь x-wing не привносит чего-то нового. Наоборот, это “area of improvements”. Посмотрим что будет в винге 3.0.
Развитие можно предположить в нескольких направлениях. С “фидлинговой” точки зрения, как программу-максимум, я вижу отказ от картона вообще. Купил миньку корабля, на игру принес миньки и распечатку отряда для текста абилок. Заодно и пропадет нужда в отдельном списке того что попало под FAQ\Errata — если распечатывать можно будет из официального первоисточника, где авторы смогут корректировать тексты.
Ну и то или иное упрощение правил набора отряда. Меньше гибкости в апгрейдах на один и тот же корабль, меньше пилотов.
Это и поддержание баланса упростит.
А вот где винг неплох — это регулярный ребаланс. Здесь он ближе к онлайн играм, где ты регулярно читаешь release notes про нерфы и баффы.
Конечно, как и там, часто можно поныть про усиленные новинки (дабы сделать их популярными), но в целом это отличный шаг для здоровой, разнообразной игры, для которой регулярно выходят допы — забалансить комплексную игру раз и навсегда невозможно.
Так же здорово, что балансным правкам подлежат не только «стоимость» пилотов и апгрейдов, но и их качественные показатели (слоты, доступность тех или иных типов апгрейдов для пилотов). балансировать только очками было бы в разы менее эффективно.
Сейчас такие правки выходят пару раз в год. Чаще делать опасно — это усложнит турнирную составляющую. Выбранный отряд надо “налетать” перед турниром, и внезапная невалидность налетанного отряда непосредственно перед турниром — фрустрительна.
Появление подобного подхода тоже мне видится потенциальным направлением развития многих игр.
Для винга ежегодно проводится несколько официальных крупных турниров, и без счета мелких.
Для небольших турниров сразу была доступна вариация игры «Гиперспейс». Его отличие — из всего множества кораблей, пилотов и апгрейдов доступна лишь малая часть.
А в текущем году даже упомянутые крупнейшие турниры играются в этом формате.
На самом деле это тоже отчасти решение проблемы «очень уж много выпущено», что я упомянул выше.
В принципе, это не нововведение. Насколько я понимаю та же MTG с ее ротацией актуального очень к этому близка, скорее всего и что-то ещё.
Это интересный вариант разнообразить игру для бывалых, и сделать подмножество турниров с более простым входом для не-бывалых.
В общем-то, можно пойти дальше, и добавить в игру больше вариантов правил.
А ещё можно вернуться к сопоставлению с онлайн-играми — дать игрокам или авторам возможность предлагать кастомные правила\условия\миссии и т.п., что-то вроде кастомных карт в Старкрафт 2.
(справедливости ради — не то чтобы что-то мешает энтузиастам делать так уже сейчас. И так делают. Но наличие офф платформы для обмена идеями\”картами” дало бы толчок)
На самом деле в винге это было реализовано, но, буквально только что, проект свернули, не выведя из стадии бета-теста.
Знаковым было то, что с анонсом второй редакции x-wing авторы заявили о создании собственного, официального приложения (ios/android/web).
Его задачи:
Приложения\веб-сервисы с подобным функционалом существуют если не для всех, то для всех популярных игр с большим количеством контента. Тут важен официальный статус такого приложения, и официальность функций, что в него закладываются.
Я думаю, что в будущем число и роль подобных приложений будут расти. Несмотря на то, что
Все не так плохо, но сильно хуже чем могло было быть.
Судя по всему приложение было отдано “какой-то” студии, которая “как-то” его реализовала. Пользоваться им было...приемлемо, но от лучших неофициальных вариантов оно заметно отличалось в худшую сторону.
Так что немудрено, что было заявлено о его переделке. Посмотрим.
Что вообще надо
Ещё один важный вопрос — а что ещё мы можем захотеть от такого приложения?
Давайте порассуждаем.
Вообще, приложением-компаньоном для настольных игр нас уже не удивить. Где-то они даже обязательны (X-com), где-то — нет, но очень полезны (Глумхевен). Если речь идет про игру со множеством карт, то я удивлен насколько мгновенно появляются фанатские сайты\сервисы с их списком и допсервисами (любая карточная игра). Иногда такой сайт даже официальный (Кодекс).
Так вот, мне кажется что те приложения, что не учавствуют в игровом процессе, а помогают "в метагейме", в самом широком смысле этого слова, имеют больший запас по ещё не реализованному функционалу.
Что можно захотеть от приложения-компаньона?
Всё лучшее из функционала билдеров. Многое можно сделать лучше.
Например, в моем любимом билдере это и учет коллекции (и использование этого для подсказки сколько у тебя каких моделек и карт. Казалось бы “что такого?”. К примеру, можно учитывать вторичный рынок — можно указать что какие-то модели ты купил отдельно, без комплектных карт).
Ещё это возможность выгружать отряд в разных форматах — текстом, HTML для сайтов, bbcode для форумов, в формате для импорта в другие билдеры, картинкой, для печати….
Ну и так далее, тут много не совсем очевидных на первый взгляд потребностей.
Дальше от оффприложения хочется функционала проведения турниров.
Тут как с билдером, много мелких вещей, вместе могущих образовать “крепкую” экосистему. Казалось бы, не самый важный момент, потому что есть и сторонние такие сервисы\программы, но странно когда производитель игры, турнирной игры, не предоставляет инструментарий. Тем более что он был бы полезен для следующего пункта, который для меня является самым удивительным ever
Принципиально чего хотелось бы — освещение турниров или хотя бы предоставление "платформы" для этого.
Поясню, что я имею в виду:
Раз уж это социальная игра, игра с метагеймом, соревновательная — то следить “а что там как там” интересно само по себе. Чем играли на последнем крупном турнире? Чем победили? Какие билды были необычными?
То, что есть спрос — подтверждается существованием вот такого, например, сайта — https://listfortress.com.
Список всех турниров, места, билды участников… Это всё можно очень круто автоматизировать. Даже не обязательно самим — в наше время достаточно предоставлять API для доступа к данным — и сообщество само создаст поверх этого ещё более прикольные штуки. И это увеличит удоволствие от игры, поспособствует росту сообщества вокруг.
Чтож, подождем. Цифровизация происходит во всех областях, кто-то оседлает эту волну и в консервативной сфере настолок.
И вот это направление мне видится самым, самым высокопотенциальным. Все любят статистику (да, я не боюсь беспочвенных обобщений ;)). Взять Мекку нашего хобби — BGG позволяет вести её, есть даже сторонние приложения с поддержкой синхронизации статистики с BGG. Уверен, в какой-то момент FFG или кто-то другой замахнется на свою платформу для этого.
Развитие игр заметно невооруженным глазом. Особенно на переизданиях переработанных версий тех же игр (Ужас Аркхэма -> Древний Ужас, Twilight Empire III -> IV). Очевидные тенденции, глобально — пожертвовать неважным, выпятить главное, сократить время партии, добавить соло.
Да тот же X-Wing Miniatures, когда получил вторую редакцию — тоже отличный пример как прямо в реальном времени мы наблюдали пример развития игры, и это весьма успешный пример (хотя я поругал некоторые вещи, это не означает что всё плохо.).
Это распространяется не только на механики внутри игр, но и на мета-составляющие. Потихоньку увеличивается крохотная доля цифровизации, но потенциал здесь, я уверен, есть.
Притом, для некоторых игр софт не нужен в игровом процессе — но обязателен вне его. И софт что улучшает метагейм, социальную составляющую и т.п. — это одно из направлений развития настольных игр.
Ну, товарищи...за Икс-Винг!
игра хорошая, посыл текста не до конца понятен
постараюсь пояснить мысль:
посыл - что тенденции развития это
1. метагейм упрощается
2. есть ниша для приложений-компаньонов
3. есть ниша для "социальной платформы", в первую очерель упрощающей освещение турнирных игр.
2 и 3 я подчеркиваю чтобы обозначить что что софтварная составляющая настольных игр это далеко не только приложения которые являются частью игрового процесса. Сейчас это не особо развито, но это тенденция развития.
Почему X-wing - потому что в нем я разбираюсь. Будет странно если не играя в MTG\Warhammer\[что угодно] я буду какие-то выводы делать на их основе.
Поэтому вопрос к тем кто комментировал по этому поводу - что-то не так с такой позицией?
Нюанс в том, что подобные "турнирные игры" и тенденции их развития - довольно специфичная ниша в самом хобби (и даже скажу, что для человека внутри хобби "турнирность" может быть чем-то противоположным тому, что он ищет в этом хобби). Вначале текста имеется своеобразная попытка оправдать обобщенное "настолки" из заголовка заявлением, что "настольщику нужно чтобы у него на постоянке" были турнирные игры или игры "с сюжетом", но это настолько спорно, далеко не очевидно и неубедительно для многих, что и выливается в полное непонимание, зачем вообще текст существует именно с таким названием. Надо было немного уточниться сразу, наверное, без замаха на "глобальность" во вступлении, тогда не было бы недопонимания с читателем.
На самом деле основная тенденция развития настолок с использованием технологий - выход цифровых версий (та же МТГ). Просто у Х-Винга, видимо, аудитория намного меньше, чтобы выпуск в цифре был рентабелен.
Выход цифровой версии мтг такой свежий тренд, что mtg online через пару лет отметит своё 20-ти летие (не говоря уже про Duels of the Planeswalkers)
спасибо за попытку объяснить, увы личный опыт говорит об ином:
1. мета: я не вижу принципиальной разницы между этой игрой и MTG/Warhammer/WH40K/Netrunner, обычная цикличность изданий, плавная смена изданий без кардинальных изменений тоже не новшество. Х-Wing в середине второго издания, если игра выживет, всё ещё будет :)
2. ПО облегчающее подготовку, сортировку, учитывающее форматы широко используется гораздо дольше, чем термины планшеты и приложения существуют в электронном мире, в 90ых для этого успешно использовали excel с формулами, затем программы вроде Army Builder. Это десятилетиями было неотъемлимой частью и обычного и турнирного подхода к этим играм, так что это врядли ниша...
3. Возможно для Х-Wing такой центральный формат широкого освещения еще впереди, я честно говоря давно потерял интерес к турнирной составляющей подобных игр, но глядя на GW , центральный формат со специальными страницами игровых кампаний к примеру, не раз использовался и использовался успешно, а прежнее освещение в печатном формате плавно перешло в цифровой.
Возможно я что-то не так или не до конца понял, но в целом, пусть мне и нравится X-Wing, и несколько полок заставлены фигурками, я не вижу в нем никаких новшеств как в турнирной или коллекционной игре, принесшей новые веяния в хобби, been there, done that...
Честно говоря, вообще не понял главной идеи статьи. В одной куче замешаны прогнозы развития настольных игр, метагейм и турнирные соревнования, а 90% объема размышления по приложению/сайту для X-Wing.
Но в целом порассуждать можно =)
>>Потому что мой опыт говорит вот о чем: настольщику нужно чтобы у него на постоянке была игра второй или третьей группы :-)
Очень интересный у вас опыт =) Я вот, например, лет 15 назад плотно "турнирил" по МТГ. Сейчас вообще не тянет. Более того, предпочитаю кооп игры или со слабо выраженной соревновательностью. Друзья любят повоевать друг с другом, а жене нравятся данжен краулеры и абстракты (!). Приятели из клуба играют исключительно турниры по Вахе и TRPG. Вот как их объединить и сказать что им всем нужны "настолки с сюжетом" и "турнирные настолки"? Чем это хобби хорошо - каждый выбирает себе нишу, благо недостатка нет, и не парится.
>>Ничто не сравнится с удовольствием от партии, когда и ты и соперники/союзники одинаково хорошо понимают все что происходит – а это приходит с опытом.
Вот тоже спорно. Кто получает удовольствие от победы, кто-то от процесса. А про "хорошо понимают" - сразу вспомнился один случай. В начале 2000-х первый раз увидел как хардкорные фаны Баттлтеха играли друг с другом: каменные лица, "Пипец на 8 по Винтику", катушка ниток для линии видимости. Там буквально ход-два и пара бросков кубиков и один из них признавал поражение. Оба слишком хорошо понимали, что это значит и кто победит в итоге. Это удовольствие? Зато как они потом радовались игре со мной и еще парой "нубов", рассказывая правила и поясняя в процессе.
>>Игры второй и третьей группы собирают вокруг себя сообщество. Может быть, в отдельно взятой игровой ячейке — а может и пошире.
Сообщество в отдельной игровой ячейке? Это как? А почему первая категория не может собрать сообщество? Какие-нибудь, прости хосподи, мафии или манчкины?
>>В чем тут проблема? В винге, соревновательном, это выбор из сотен карт и нюансов их взаимодействия.
Вот вы серьезно? Это проблема? Для многих - это чуть ли не главное в подобного рода играх. Часами продумывать "обвес" отряда, комбы и баланс, выжимая каждую циферку. В вахе, МТГ, Баттлтехе - тысячи их. Сам бой потом вторичен. Если кому-то это не интересно - значит не для него. Пусть играет готовыми наборами/колодами.
>>Но я уже не очень хочу так задротствовать сейчас, когда в игре 7 фракций, более 100 кораблей, и для каждого по несколько пилотов и апгрейдов. Не все типы апгрейдов подходят любому кораблю или даже пилоту — и это тоже надо учитывать.
МТГшники сейчас просто снисходительно улыбаются.
>>Часто возникает ощущение что в игре с миньками тебя заставляют “покупать картон”.
Это как раз замечательно! Много хуже, когда наоборот.
Опять же, вспомним ваху. Хочешь чтобы у миньки вместо пистолета топор был - изволь купить отдельный набор за стопицот денег.
>>В винге и многих других играх это есть. Однако на примере других игр, глобально, сейчас я вижу активные попытки упростить метагейм, не потеряв его его глубины.
Отслеживание "релизов", "эррат" и текущих "имб" - это малая часть метагейма. Просто уточнение.
>>Купил миньку корабля, на игру принес миньки и распечатку отряда для текста абилок. Заодно и пропадет нужда в отдельном списке того что попало под FAQ\Errata — если распечатывать можно будет из официального первоисточника, где авторы смогут корректировать тексты.
Вы изобрели Баттлтех =)
>>Ну и то или иное упрощение правил набора отряда. Меньше гибкости в апгрейдах на один и тот же корабль, меньше пилотов.
Категорически против. Снижение вариативности - всегда плохо.
>>Появление подобного подхода тоже мне видится потенциальным направлением развития многих игр.
Какого подхода? Ребаланса? Ну так это обычная практика в развивающейся игре.
Возможно, где-то я перегнул или сказал предвзято, прошу простить.
Но, в моем представлении, тенденции развития такие:
1. Цифровизация. Это началось и никуда от этого не деться.
2. Усложение сюжета и вовлеченности. Здесь же легаси механика.
3. Увеличение контента и "веса". Появление десятикилограммновых "гробов" сейчас только приветсвуется.
Индустрия и фан-база растет, соответсвенно и меняются требования и ожидания. Расматривать однобоко, что для приложение и официальный портал - это развитие и решение метагейма, немного некорректно.
по сути со всем согласен, во многом перекликается с личным опытом
В начале такого лонгрида стоило бы определить, что такое для автора "игра", что такое "мета" и т.д. А то слова вроде в тексте знакомые, но общий смысл ускользает напрочь.
Вариант с заменой картона со способностями на распечатку листа не профитный, будет меньше спрос на миньки, которые были куплены ради карт.
А снижение входного порога для новичков обычно делается с помощью закрытия старой редакции и выпуска новой редакции, где не так много всего выпущено и выбирать собственно не из чего. Раз тут пошли по другому пути, неужели что-то сломалось и третьего винга не предвидится в будущем.
Гики забавные