Поделюсь итогами года, и в очередной раз — с оглядкой на бессердечную статистику 🙂.
Кроме того, пока размышлял над этим текстом в голову пришла мысль — сравнить статистику за последние три года, раз уж она у меня есть 🙂
Статистика «в сыром виде» вещь малополезная. Например, тут идет сортировка по числу партий. А это ок? У некоторых игр попроще не так легко провести границу где одна партия закончилась а другая началась.
Может, лучше по времени? Но учитывать время партий в статистике нереально, брать какое-то среднее — очень приблизительно.
А может ещё лучше — сортировать по удовольствию? Но это очевидно не вариант 🙂, себе самому бы ответить что тебе больше нравится 🙂.
В общем, пройдусь по списку этого года сверху вниз, пропуская то что не стоит внимания, упоминая то что хоть и внизу списка но внимания заслуживает, и немного сравнивая с прошлыми годами. А ещё помещу игры в категории «топ», «топ за свои деньги в своей нише», «не знаю почему в это играю» — интересно будет посмотреть разницу между местом по числу партий и категорией.
Первое место по числу партий, 60 штук, и отнесу я её к категории «топ в своей нише». Собирать компанию на эту игру специально не будешь, но когда надо развлечь много людей и\или группу где ситуация не позволяет взять что-то сложнее — «Свинтус» очень ок. Хотя, за предыдущие два года в статистике её нет 🙂
Пик игры в эту игру был у нас в семье лет 5 назад, с родителями, братьями, сестрами. В этом году большинство партий в кругу семьи уже со своими детьми. После пика интерес схлынул, но 60 недлинных партий это отличный результат. Игра не хватает звезд с неба, но в своей нише простых, азартных игр на компанию почти любого размера — очень норм.
Второе место по числу партий за год, 30 штук, и, разумеется, категория «топ». Как и в прошлом году, как и два года назад!
Кодекс занимает особое место и в рейтинге, и в сердечке. Очень мне нравится как игра — по набору механик, соотношению глубины\замороченности, времени партии.. Есть только один недостаток — для игры нужен равный соперник, и такой соперник должен расти вслед за тобой. Тут мне помогает то что игра нравится сыну, и 99% партий сыграно с ним.
Напомню, что «Кодекс» это игра где:
19 партий, но помещу в категорию «не знаю зачем в это играю», хотя изредка (и строго на троих!) под настроение можно разложить. В прошлом году настроения не было, а в позапрошлом немного было 🙂.
5+ лет назад я очень любил эту игру. С тех пор её время ушло, слишком много вижу я недочетов в её механиках. Но в этом году старшему в какой-то момент стало интересно, и 19 партий мы наиграли. Несложные правила (хотя взаимодействия иногда бывают замороченные) и небольшое (обычно) время партии делают это несложным.
18 и 8 партий. Категория «топ». Вписался в «Crimson Scales», фанатский доп к Мрачной гавани, думаю как бы раздобыть Frosthaven.
Считаю очень важной частью подобных игр легаси-кампанию, то, что побуждает тебя сыграть надцать партий, не меньше. С другой стороны, и не больше 🙂, в моем случае.
Оригинальная Мрачная гавань тут вне конкуренции, со своими 60+ сценариями. Но то, что Забытые круги\Челюсти покороче, делает их не только хуже, но и лучше — найти время на 20-25 партий намного проще, жертвовать другими классными играми приходится меньше, да и то что коробка менее габаритная и более дешевая тоже хорошо.
На самом деле, сюда же подходят ещё несколько игр: Тайное послание (14 партий), Космические дальнобойщики (13), 7 Чудес (16), Каркассон (6). Я понял это когда прочитал абзац ниже, и осознал что он подходит к ним ко всем с минимальными изменениями 🙂
Все они в категории «топ в своей нише».
Нет, спасибо — идеальная короткая азартная игра.
Единственным минусом назову лишь то что участников лучше бы пять, и больше чем пять нельзя, а для Дальнобойщиков и Послания даже 4.
Зато 7 Чудес вне конкуренции со своими 7 игроками, это очень круто.
Тайное Послание имеет «доп», для игры на 5-8 игроков, но в таком формате она теряет свою лаконичность. Для себя я решил что скорее не хочу играть в неё на 5+ участников.
Космические дальнобойщики — приятное фановое развлечение, выделяющееся реальным временем. Задумался взять ли доп, и пока не нашел ответа на вопрос «зачем». Вряд ли наиграю в неё столько что прям надоест, притом часто за столом сколько-то игроков в неё раньше не играли — и только база означает меньше правил, что хорошо.
Каркассон — суперклассика, и я смело и с удовольствием раскладываю её когда обстановка располагает к чему-то в меру азартному, спокойному, созидательному. Не так важно кто сколько наберет очков, зато вы вместе создадите что-то красивое.
Игра из топ-1. 9 партий в этом году, 15 в прошлом. Результат считаю достойным, если учесть что каждая партия это один игровой день 🙂.
Очень её люблю, неоднократно собирал компании именно на неё. Простые правила (сложность создает разве что их много ), классный игровой процесс и сеттинг, вменяемое время партии, разнообразие стратегий и ситуаций привлекает.
Из минусов — хорошо бы 6 игроков, и хорошо бы чтобы правила объяснять с нуля было не нужно 🙂.
Категория «топ», 9 партий. Хотя, для патигейма сложно сказать где кончается одна партия и начинается другая 🙂.
Нашел в лице Тип Топа для себя лучший патигейм. Правил нет, сложностей нет, компонентов нет. Чутка захоумрулил — никаких подсчетов очков, капитан только отгадывает, сам не загадывает вариант. И игра превратилась в отличный способ провести время большой компанией, что друзей, что разновозрастной семьи.
Именно благодаря тип топу я могу вспомнить ситуации когда смеялись так что болели мышцы живота.
Благодаря эффекту новизны и простому процессу сыграли с детьми 9 партий. Но игра из категории «зачем я в это играю».
А вот эта коробка, с 7 прекрасными партиями за этот год, делит топ-1 с Эклипсом. Великолепная игра, отдельно хочу отметить что мне в ней нравится:
Минусы довольно стандартны — от четырех игроков, лучше даже 5 или 6. Хорошо бы чтобы все понимали что происходит, и очень важно чтобы все играли на победу.
Эта игра находится на особенном месте. Скирмиш, с сотнями миниатюр, без второго любителя именно этой игре в моей компании. Но игра отлично заходит для турниров, и в Москве есть сообщество. А турниры это отличная штука, это такое место куда ты можешь прийти, с с тобой обязаны 🙂 будут сыграть, притом соперники будут знать правила 🙂. И я считаю что большинству любителей настолок стоит завести для себя одну турнирную игру, это отличный способ играть больше и в хорошей компании.
В прошлые годы такой игрой для меня был X-wing, но времена сменились и теперь это не так.
Зато если Crisis Protocol я раньше покупал только чтобы покрасить крутые минки и поставить на полку,
то в этом году я сходил на первый турнир и это было хорошо. Надеюсь продолжать, игра хороша.
Из 7 партий 4 — на турнире, одна — в TableTop Simulator. Возможность полноценно играть онлайн я тоже особенно выделю — да, определенный элемент «резиновой женщины» в этом есть, но плюсов больше чем минусов.
Когда Марс был новинкой, мы в него наигрывали партий 30+ за год. Сейчас это скромные 5 (6 и 8 в предыдущие года), но игра — топ, и эти пять партий были целенаправленно собранные именно на него.
Игра похорошела с годами — есть из каких допов выбрать, можно обзавестись классными компонентами. Предсказуемо хорошее приятное приключение в построение «портфеля проектов» 🙂.
Подводные города, тоже 5 партий, я бы поставил капельку ниже, но игра и дарит похожие ощущения от партии, и «такая же но другая» — и отлично оттеняет, страшно сказать, чуть чуть приевшийся Марс.
В прошедшем году 5 партий. Играю изредка с сыном, ему нравится. Мне не особо, хотя элегантность игры я понимаю. Просто есть альтернативы намного лучше, да и в WoW я не играл — может быть, иначе бы меня торкало чуть больше 🙂.
5 подходов, по 1-2-3 раскрытых дела за раз. Играли с младшей, но когда эффект новизны прошел — перестали. Игра не то чтобы топ, но как необычная новинка вполне годится занять несколько семейных вечером. Не жалею о потраченых деньгах нисколько.
4 партии. Понял что не мое. Компания должна быть готова играть в ту «мафию», которую внутри себя хранит эта игра. Я допускаю, что такие компании бывают, но не вокруг меня, и сам я не особо впечатлился.
Так что моя коробка с покрашенными миньками пойдет на продажу, я так думаю.
(задумался, что красил я больше времени чем играл в эту игру 🙂. Может, начать время покраса тоже в статистике учитывать?)
4 партии в этом году, 8 и 6 в прошлые годы.
«Топ в своей категории», довольно увлекательный филлер с простыми правилами, очень наглядным и «фактурным» игровым процессом.
Некоторые правила\возможности можно опустить — в таком режиме я играл с младшей когда ей было сложно учитывать все возможности. Отличная универсальность.
Сюда же попадает Survive: Escape from Atlantis, выигрывая в ситуации когда игроков больше 4 (но для этого нужен доп).
Эта игра — очень сильно обманывает. В правилах написано что цель игры — спасти больше «своих» миплов. Но на самом деле побеждает тот, кто получает больше удовольствия отомстив за своих сожраных миплов, сожрав миплов соперника. И вся эта игра — квинтэссенция принципа «нахлобучь того кто нахлобучил тебя».
Всего 3 партии в этом году, и почти что 0 в прошлые два года. Но внутри коробки настолько знаковая игра, что место на полке ей обеспечено. Пусть раз в несколько лет но появляется рядом человек, который готов инвестировать время в эту дуэль, и эти увлекательные партии оправдывают годы ожидания 🙂.
Ещё одна из игр в которую играли нон-стоп когда-то в прошлом. В этом году разложили 3 раза, с удовольствием сыграли. Как и у предыдущей, место на полке обеспечено, пусть даже достаем с неё не часто.
Ну и закончу игрой
Очень, просто очень качественный перенос компьютерной игры на игровой стол. Так как я играл в оригинал, и играл с удовольствием — вернуться в знакомый мир «по другому» было круто.
Для тех кто с оригиналом не знаком — удовольствия будет сильно меньше, хотя оно и останется — игра получилась крепко сделанным кооперативом на выполнение заданий в условиях ограниченности числа действий и ресурсов. Любителям оптимизировать ходы зайдет, плюс играть можно и соло.
«Год был непростым», и настолочки помогли заполнить определенную пустоту. Не удивлюсь если в следующем году число партий уменьшится.
Задумался, чего хочу от следующего года, и понял что ядро того что мне нравится у меня уже есть — Eclipse, Сыны Анархии, Покорение Марса, что-то из простенького для заполнения промежутков между ними — этого уже достаточно чтобы занять десятки выходных 🙂. В том числе потому что надеюсь посещать турниры по Crisis Protocol раз в месяц.
То, чего я точно буду жаждать — это вернуться в мир Мрачной гавани с новыми приключениями.
Дам шанс предзаказанным «Спящим богам», «Супер фэентезийной битве» и «Too Many Bones», хотя по поводу последней стал переживать есть ли игра среди этих шикарных компонентов. Надо меньше вестись на маркетинг предзаказов 🙂. Например, на предзаказе купленный «Холст» оказался огромным разочарованием.
Возможно, сделаю усилие над собой и поразгребаю полки. Все же когда ты видишь что годами не достаешь какие-то из коробок, то какие бы эмоции ты к ним не испытывал — начинаешь задумыватья нужны ли они тебе.
Черный флот
Некоторые правила\возможности можно опустить — в таком режиме я играл с младшей когда ей было сложно учитывать все возможности - подскажите пожалуйста, какие правила\возможности вы опускали?
Не увидел вовремя каммента.
1) карты удачи вообще не использовали
2) карты навыков покупали для победы, но не использовали их текст.
Так что игра была посвящена базовым действиям, и задачей было купить 4 карты навыков и потом принцессу.
Подскажите:) где можно вести статистику по партиям?
лично я пользуюсь приложением BG Stats
https://apps.apple.com/app/id892542000
Очень здорово, что есть возможность собирать компанию для десятка партий в "Эклипс"!
В прошлом году было 15 партий! :-)
Где ещё ты и попиратствуешь, и груз поперевозишь, и пиратов поотстреливаешь? - merchants and marauders
не играл, но по некоторым отзывам сложилось мнение что эта игра более комплексная и долгая.
заинтересовала Black Fleet, а где сейчас покупать зарубежные игры?
в целом опция "в зарубежном интернет магазине + доставка форвардером" по прежнему рабочая.
7 Чудес и Подводные города без протекторов - больно смотреть.
я больше скажу - у меня и Марс без протекторов. А там и карты тасуются часто, и они сами по себе хлипкие. И вид теряют, хорошо что только торцы.
Протекторы это не только хорошо, но ещё и плохо:
они стоят денег, особенно когда карт в игре много
колоды перестают влезать в отведенные для них места
спустя время они начинают рваться, и надо подыскивать те же самые протекторы на замену
в целом, я решил что гемороя больше чем удовольствия, тем более что очень часто не так уж ужасно карты изнашиваются.
Так что теперь в протекторы одеваю только особенные игры, меньшинство.
Зачет
Это конечно ваше право. Я смотрю с позиции коллекционера в первую очередь. Сам лично считаю, что в играх, где карты находятся в руках или часто тасуются, карты эти в обязательном порядке должны быть в протекторах (вышеупомянутые 7Чудес, ПМ, ПГ). А я стараюсь вообще все игры в своей коллекции в протекторы одевать (разве что могу не одеть карты для соло-игры, поскольку ими не пользуюсь вообще), поскольку каждую игру в коллекцию выбираю тщательно, играю аккуратно и даже если буду продавать, то не хочу, чтобы меня вспоминали потом добрым словом следующие владельцы моих коробок. Да и самому неприятно покупать игры с рук, где написано, что компоненты 10/10, а по факту получаешь карты или жетоны как у вас в Кодексе...
Да, понятная позиция. Я и сам был таким :)
Но сейчас я получаю удовольствие от того что карты тактильно ощущаются картами. Игра для меня, а не я для игры :)
Но в том же Кодексе карты в протекторах, так что я без фанатизма топлю за свою точку зрения.
Ещё есть одно соображение — если игра "топ", и в неё наиграны десятки партий, то я или не буду её продавать в принципе, или уже не важно с каким дисконтом отдам, она своё окупила.
А если не топ — то за 1-5 партий ничего с её компонентами не случится.
дополнение: если игра топ, то это и для меня повод её в протекторы одеть, но, обычно, если карты часто тасуются. Если они просто лежат на столе — опять же, ничего с ними не случится.
А я ещё со временем выделил несколько игр в категорию "совсем не жалко", делай что хочешь: ешь чипсы или пиццу параллельно, играй на не особо чистом столе с кучей еды, гни карты в трубку.
Туда попадают всякие дешёвые и старые Fluxx, Манчкин, Загадка Леонардо. Иногда, особенно на бурном и весёлом празднике, так не хочется за всем этим следить, а хорошие игры и правда жалко портить. :)
Когда-то я тоже выделил такую категорию игр, которых в целом не жалко. Например Мачи Коро или Катан. Но когда в Катане стало просто напросто неприятно держать карты в руке из-за их затёртости и засаленности, то была проведена процедура очистки и карты приодеты в протекторы. А с учетом того, что игра с момента приобретения выросла в цене почти в 4 раза, то считаю что это правильное решение и выгодное вложение.
Я так понимаю ПМ, ПГ и 7Чудес для вас не топ))) Для меня топ, поэтому и такая реакция)) Или вы сами противоречите своим словам. Или у нас разное понимание "частоты тасования" и "держания карт на руках / на столе".
Ну и за 1-5 партий все же можно ушатать игру, при должной сноровке))
https://sun9-71.userapi.com/impg/c857520/v857520160/10e14b/_EPp6EmJbUc.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=6586346d0eafa365b2f4f5a862dcc04a&type=album
По ссылке фоточка карт Конкордии, купленной с рук. Как утверждалось было сыграно пара партий
Люди, будучи разными в восприятии мира, очень по-разному относятся к таким вещам как протекторы \ органайзеры \ украшательства. Да и цели разные преследуют за столом.
Лично мне кайфово держать в руках карты одетые в толстые протекторы (тонкие не беру никогда, для меня они отвратительны на ощупь). Эффект пластиковой карты, монолитности, когда каждая карта ощущается как предмет, а не тоненькая бумажка мне нравится. Последствия в виде увеличения размера колоды меня не заботят, а цена окупается ощущениями при игре.
Для меня крайне важна тактильно-визуальная составляющая, организованность и красота всего на столе. То есть, я не просто поиграть в механики сажусь, а окунуться в иной мир, попутно наслаждая как можно больше органов чувств (очень люблю попутно вкусный чай заварить, который, в свою очередь, способствует расслаблению). Поэтому мисочки, органайзеры, украшательства и прочие прелести - моя тема. В игры с плохим дизайном играть не тянет вообще, даже если игра понравилась геймплейно. Просто чувствую что мне недоделанный кусок говна втулить пытаются. Геймплейно нравится пробовать разные подходы, получая удовольствие широкого выбора действий в свой ход и при этом не перенапрягаясь, делая сложные расчеты ради выигрыша, а просто получая удовольствие от изобилия узора ситуативных обстоятельств. Выиграл же по итогу или проиграл - и не суть важно. Хотя когда-то мне нравилось задротствовать ради доминирования над противником, попутно доказывая себе, что я крут, и ради удовольствия от копания в механиках. Теперь же - просто осознанное погружение в иллюзорную реальность, где действия не несут последствий, где можно без задней мысли рисковать и не нужно слишком стараться, находясь перед лицом разнообразных путей. Собственно, само это разнообразие меня и развлекает.
Такой оффтоп вышел в размышлении о предпочтениях и причинах.