Всё началось с того, что я как поклонник книг-игр зашёл как-то раз на сайт магазина «Брейн-трейн» на страничку одного из произведений Браславского и интереса ради щёлкнул по категории «книги-игры». Посмотреть, а что там ещё из книг-игр предлагается. Был уверен, что не увижу там ничего особенно нового, но вдруг взгляд зацепился за «Истории 1001 ночи» («Tales of the Arabian Nights»). И ближайшие несколько дней не мог практически думать ни о чём другом – читал рецензии, смотрел обзоры и искал фотографии.
Конечно, «Истории 1001 ночи» – это не книга-игра. Да, есть фолиант с двумя тысячами параграфом с цветистым текстом и периодическими предложениями делать выбор и использовать какие-то умения. Но эти параграфы по большей части независимы друг от друга и не являются ни единым сюжетом, ни ветвями единого сюжета. Перемещения персонажей происходят на игровой карте, встречи определяются специальной колодой. При этом у героя вообще нет какой-то сверхзадачи – нужно просто набрать определённое число баллов и вернуться в Багдад.
Как набирать эти баллы? Они будут начисляться в приключениях фактически в случайном порядке, и повлиять на это можно лишь весьма условно. Да, к примеру, если задание героя добраться до Багдада или до какой-нибудь страны Пан-Пан, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что именно туда и нужно двигаться. Если открыто герою местоположение гробницы царя Соломона, подводного царства или пещеры с волшебной лампой, резонно там побывать. Если есть у персонажа на руках карта особой встречи в каком-то городе, появляется стимул ехать именно в тот город – просто потому что это хоть какой-то ориентир. А вот, допустим, нет ориентиров? Допустим, цель – найти сокровище или получить какие-то навыки или статусы? Куда за ними идти? Они могут быть везде или нигде. И первые несколько ходов ощущаешь себя в прострации.
Главное удовольствие, как говорят авторы игры, нужно получать от самих приключений и тех смешных ситуаций, в которые попадают ваши друзья. Но вообще, здесь очень часто получается так, что «для Атоса слишком много, а для графа де Ла Фер слишком мало».
Для игры, рассчитанной на поиск оптимальных стратегий, здесь всё слишком неуправляемо. А для игры, рассчитанной на рассказ историй, многовато таблиц и цифири. Искать по разным матрицам, кого же всё-таки повстречал герой и как себя повёл, кому-то может показаться (и кажется) смертной тоской. Плюс грустно листать взад-вперёд книжку на пружинке, когда листы то и дело заедают.
=== НЕЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ ===
В моём случае грусть связана и с тем, что в моей книжке дефект – пропущено 16 страниц. Поэтому местами приходится, как в советской репризе про пианиста, «тут играть, тут не играть, тут я рыбу заворачивал, а тут вот так сделать» и посмотреть дополнительную распечатку тех 16 страниц, которая появилась у меня благодаря сердобольным товарищам-игрокам.
Самое неприятное, что издатель игры вообще проигнорировал мою жалобу на качество компонентов. Возможно, потому что я не смог приложить к письму квитанции о покупке. Но тут отдельная беда – игру мне подарили. Причём получилось так, что из рук в руки мне её передал ритейлер. Без чеков и квитанций. У самого ритейлера квитанций тоже никаких нет – покупалось, как я понимаю, электронным способом. В удачных случаях, поговаривают, издатель игры высылает пострадавшему игроку прям новую книгу целиком…
Качество компонентов, кстати говоря, вообще не порадовало. Очень тонкие карты. Какие-то хлипкие на ощущение. Настолько тонкие, что мне сразу захотелось одеть их в протекторы (их потребуется двести с гаком). Картонные жетоны выдавливаются не самым лучшим образом и местами рвутся. Качество картона – так себе. Неприятно, что кривовато вырублены жетончики «Story» и «Destiny» (те самые, которыми отмечаешь заветную сумму). Благо, это самые бесполезные элементы во всей игре – не в одном обзоре указывается, что числа можно просто записать на бумажке и спрятать под картонную памятку игрока. Куда печальнее ситуация с фишками героев. Их нужно втискивать в пластиковый держатель, и одна фишка в итоге внизу оказалась очень сильно рваной-замятой. Насколько я помню, с «Ганнибалом» (а он у меня, кажется, российского производства, то есть несколько бюджетен) такой проблемы не было, хотя какие-то замятия были. Одна из граней красного кубика оказалась с дефектом: выпал глазок. Не критично, но неприятно. Хотя мне игра досталась в подарок, но так-то она дорогая!
=== КОНЕЦ НЕЛИРИЧЕСКОГО ОТСТУПЛЕНИЯ ===
С итоговым отношением к игре я пока что не определился. В неё хорошо бы сыграть большой компанией, а я пока что пробовал только в одиночку или вдвоём. Одни рецензенты очень её хвалят, другие ругают. Я знаю, что кого-то смущает отсутствие сквозной цели и сюжета. Тем не менее при изрядной фантазии и любви к миру арабских сказок (а таковая любовь у меня есть) можно порадоваться очень удачной (и связной!) истории. Вот, к примеру…
Жил да был в Багдаде человек по имени Маруф. Был он женат. Был когда-то и богат, но богатство пришло к нему волею судьбы и волею судьбы ушло. И решил Маруф отправиться в дальние страны, надеясь вновь разбогатеть удачной торговлей. Первым делом поехал он в страну чернокожих зинджей. По дороге к их столице он встретил умирающего горбуна и узнал о беззакониях местного визиря. Человек отважный и закалённый, Маруф решил добиться справедливости и дошёл до самого султана. Султан визиря покарал, а на его место поставил Маруфа.
Так получилось, что прежняя женатость Маруфа в рассказе больше не фигурировала – может, умерла его супруга в Багдаде, а может, изменила мужу, пока тот визирствовал в стране зинджей, и получила от него тройной развод. Так или иначе, история не о ней, а о самом Маруфе. Пыл новоявленного визиря и его желание всюду искоренять неправду рассорили его с придворными, и он решил по торговым делам отправиться на остров Серендиб – и своё богатство поправить, и государственные дела. По дороге к Серендибу остановился он на одном острове, где злой богач держал во дворе пленную ифритку в зачарованном круге и для забавы кидался в неё камнями и навозом – ифритка не могла вырваться из круга и только кричала. Маруф (отважный и закалённый) выторговал ей свободу, а за это сам встал в круг и целый час увёртывался от камней и навоза.
На Серендибе он действительно очень выгодно наторговал, а главное – во сне узнал, что в африканском порту Зайла его ждёт великий клад. И действительно, в предместьях Зайлы Маруф увидел яйцо птицы Рух – настоящую диковину, за которую можно выручить много денег. Вот только как его сдвинуть с места? Он отправился было с деловым предложением к начальнику городской стражи, но тот (видно, решил сам завладеть чудо-яйцом) посадил Маруфа за решётку. Хорошо ещё, что ему удалось обмануть стражу и выбраться. И всё-таки в Зайлу он съездил не зря – встреченный в городе родич сообщил, что великий клад существует: его нашли в багдадском доме, где жил отец Маруфа!
Визирь отправился за наследством. Надо сказать, что деньги ему были особо и ни к чему – более того, у Маруфа был перстень, где был заточён могущественный джинн (он же ифрит), способный принести своему владыке богатства. Но Маруф просил не богатств: он требовал от джинна учить его разным потайным наукам. И так навострился видеть чудесное в повседневном, что с джиннами встречался тут и там – и уже умел находить с ними общий язык. А тут ещё у самого Багдада повстречался ему неведомый зверь, и решил Маруф его поймать. Гнал он за ним коня, гнал, и вдруг оказался не в Багдаде, а в потустороннем мире, в мире джиннов (они же ифриты).
Иной бы растерялся, но не Маруф! Он повелел ближайшему ифриту явиться перед ним и рассказать, что к чему. И тут увидел прекрасную ифритку, в которую тут же влюбился без памяти (нужно ли говорить, что это была та самая, которую он тогда спас!). Она ответила ему взаимностью и вернула в мир людей, где они поженились и зажили во дворце на Серендибе (оттуда до мира джиннов ближе всего).
Долго ли, коротко ли, решил Маруф снова поехать за наследством в Багдад. Но в Персидском заливе его корабль захватили водяные – обитатели морских глубин. Маруф едва спасся и в Басре сел на корабль, который шёл вверх по Тигру. Увы, и на этот раз плавание прошло неудачно: корпус корабля разбила огромная рыба дандан. Маруф бы погиб, но его выручил на этот раз уже речной водяной, который подарил ему кувшин с дандановым жиром – достаточно им обмазаться, и ты сможешь дышать под водой.
Получив в Багдаде наследство, Маруф расхвастался: говорил, что может отправиться в подводное царство и достать для халифа любое сокровище. Халиф благосклонно согласился принять такой подарок и отправил Маруфа в плавание на лучшем корабле. Наш герой действительно сумел попасть в подводное царство и даже сблизился с тамошними вельможами, вот только сокровищ они ему не предлагали – всё больше рассказывали, как тоскуют по земным девицам. Когда Маруфу вконец надоело их слушать, он вернулся на поверхность и поплыл на Серендиб, чтобы оттуда двигаться в Индию – уж где иначе искать сокровища!
По совету жены, едва ступив на индийский берег, он вызвал джинна кольца, но тот обрушился на него гневными обвинениями: ты, мол, бесчестный человек и ничего не дал мне за мои благодеяния! Маруф кротко ответил, что если бы джинн показал ему, где сокрыт клад, Маруф без труда достал бы его и разделил с джинном пополам. Куда они отправлялись вместе за кладами, книга умалчивает, но не иначе в долину алмазов, ведь Маруф вернулся оттуда с огромнейшими алмазами, чистыми, как дождевая капля!
Нужно ли говорить, как обрадовался этому подарку халиф! Он приблизил к себе Маруфа и тот прожил с женою в Багдаде остаток дней, не зная нужды и горя.
На отдельную запись в "игровом дневнике" явно не тянет - просто заметка. Сыграли сегодня с супругой партию. Али-Баба (это я) и Зумурруд (это она).
Начальные квесты - Зумурруд унёс джинн в царство Пан-Пан. Али-Бабу продали в рабство и высадили там же (супруга решила, что пусть уж будет поровну!). В итоге Зумурруд нужно просто вернуться в Багдад, а мне ещё и попутно разбогатеть.
Ладно, я попёр через Китай и всё совался, куда поопаснее - надеялся найти сокровище. Но всё попадались какие-то гули-трупоеды. В общем, шёл я раненый и нищий. Разве что слышал рассказы об Африке, куда и шёл теперь за сокровищами.
Зумурруд успела стать визирем в Мускате (почти как в сказке!), наполучила кучу статусов, выполнила все задания и уже была в шаге от победы. Но попала в волшебную бурю (тут её подвёл навык сообразительности - она сама себя перехитрила) и она стала "зачарованной". То есть передвижениями Зумурруд распоряжался я!
Конечно, я отбуксировал её из Муската к берегам Китая! Успел-таки поправить благосостояние и пришёл в Багдад! И в тот же ход оказалось, что у меня собралась нужная комбинация баллов истории и судьбы.
А ведь был в шаге от проигрыша. :)
Если кто-нибудь соберется сыграть партию в САНКТ_ПЕТЕРБУРГЕ -
с большим интересом сниму видеосюжет.
Сам сыграть не смогу сами знаете почему.
Почему?
Языковой барьер али чё?
именно он!
Ясно. Можно, по идее, сходу переводить прям, хотя там в самом языке особая прелесть. Колоритно написано.
Я бы рад сыграть в Санкт-Петербурге, так ведь до него ж доехать надо!
Спасибо за отчет! Было интересно прочитать описание приключений Маруфа. Рекомендую вам присмотреться к Фиаско.
Спасибо за совет. Но в таких играх очень важен антураж. Поэтому для меня вот "1001 ночь" - это "да", а "Агенты СМЕРШ" или "Фиаско" - это "нет". Просто потому что антураж мне не по душе.
Разыгрывать истории в духе "1001 ночи" в Фиаско очень даже возможно. Единственное отличие в финале: не "жили они долго и счастливо", а скорее "умерли в один день" =))
А "Фиаско" - это ролевая система или таки целый антураж?
То есть существуют ли модули под другие эпохи, например?
«Фиаско» — система, позволяющая писать совместными усилиями истории практически в любом антураже. Для этого нужен подходящий шаблон, который задаёт завязку. Вот бесплатные шаблоны для примера:
http://studio101.ru/othergames/fiasco/playsets
Но все истории будут жёсткими. (:
Существует огромное количество модулей в разных эпохах и жанрах. Посмотрите на сайте студии 101, там выложено достаточно много модулей для скачивания.
Какого западного (и адекватного восточного) производителя это останавливало? Прикладывали к письму фото дефекта?
Таки да.
Письмо отправлял через их спецстраничку на сайте.