Есть такая игра «Король Драконьего перевала». По-английски - «King of Dragon Pass». Игра компьютерная, но базированая на известной в определённых кругах ролевой системе. А по схеме своей очень напоминает любимые мною книги-игры (не забыть бы и о них написать). Когда-то я начал вести летопись клана Кряжистого Дуба. Летопись - как и игра - пока не окончена. Выложу первые её главы. Год за годом.
Прибыв в не до конца освоенные земли, эти ребята – воины и охотники, прежде всего нацеленные на борьбу с хаосом и злом, – взяли себе чуть больше земли, чем полагается, и оборудовали на ней поселение, называемое по-местному «тулой».
На должность главы клана претендовали 35-летний Хиорд, жрец Орланта, и 57-летний Яролор, жрец издавна почитаемого в клане покровителя лошадей Эльмаля, верного тана. Дело завершилось дружеским поединком – победила молодость, и Яролор на время вообще отошёл от дел управления.
Правая рука главы клана – военный вождь, первый среди бойцов. Велик был соблазн дать эту должность молоденькой Арене, жрице воительницы Винги, но старик Маниски, посвятивший себя служению Хумакту, не зря называл себя первым из танов, носящих оружие, и по общему согласию получил почётное место в высшем круге. Эх, как назло, не было среди знати ни одного жреца Урокса – туповатого искоренителя зла. Он бы составил Маниски ту ещё конкуренцию!
Зато в круг с самого начала входил поклонник божка шутов Эурмаля – он же оказался лучшим законником и выгодно отличался от седобородого Ростандоса, толкователя обычаев, весёлым нравом и некоторой придурковатостью.
Остальные ребята были поскучнее. Да и чего расписывать – встречайте!
Что все беды от баб, это мудрые люди давно заметили. Вот и история клана Кряжистого Дуба началась с того, что одна из наших воительниц (женщины тут ещё и воительницами бывают, да! от таких бывают беды в квадрате!) нашла себе подругу во враждебном нам клане, и стали они сёстры названые. После этого обе явились пред светлые очи высшего круга и сказали, что теперь и вражда наших кланов должна прекратиться. Оно, конечно, позыв-то неплохой. Прекратиться должна – но не такими же ультиматумами.
Хиорд сразу заявил, что народ этого мира не хочет, потому что не утолил жажду кровной мести. А шут-законник Хармаст припомнил историю о том, как некто Дорускул побратался с Плохим Королём Урграйном – и закончил свою жизнь на дне ущелья, едва вызвал у побратима зависть. Остальные члены круга признавали дуроголовость нашей воительницы и намекали на незаконность такого ритуала посестринства. Но с утра решение в голову не шло, и круг попросил её заглянуть на недельке. Когда прояснится геополитическая ситуация.
Клан Ундароли, с которым она просила примириться, был далековато, и на его землю мы особенно не претендовали. Другой клан – Орлмарт, с которым у нас также была вражда, был совсем рядом, и в следующий сезон, сезон Огня, было решено предпринять дерзкий набег. Набрав побольше воинов и призвав на помощь союзников-изолтингов, мы пошли в поход.
Битва была ожесточённой, но мы победили. Из простых воинов погибло пятеро, ещё двенадцать были ранены, знать не получила ни царапины. В итоге мы угнали с земель орлмарти коров и лошадей и захватили ценностей стоимостью в 23 коровы. Но пока наши воины ходили бить орлмарти, наши соседи анзарни дерзко пробрались в наши земли и угнали уже наших коров. Правда, из похода мы привели на 20 коров больше.
Да, кстати, о бедах. Беды – они от мужиков тоже бывают. Правда, непутёвые. Как и сами мужики. Вот, например, вскоре после похода выяснилось, что один из наших простолюдинов по имени Кестад приторговывает волшебным вином, изготовленным в племени Колимар. Всё бы ничего, но высший круг ничего об этом не знал, хотя на подобную деятельность испокон веков требовалось официальное разрешение.
«Его нарушение, возможно, кажется небольшим, но подгрызает самые корни нашей власти», – сказал на совете красноречивый Асборн, жрец бога торговли Иссариеса. Его сосед по кругу шаман Гордангар напомнил, что Кестад в своё время нанёс обиду каждому из знатных воинов. С другой стороны, входящие в высший круг женщины напомнили, что у простого люда он очень популярен. И немудрено.
«Отобрать у него скот и сделать батраком – пусть пасёт чужих овец, прецеденты были!» – сказал суровый Маниски. Хиорд предложил ограничиться выговорешником, но лучше всех рассудил Хармаст: вино отобрать и тут же выпить самим, а Кестаду сообщить, что дальше будет хуже. Так они и поступили.
Следующий сезон был сезоном Земли. Традиционно мы не предпринимали военных походов. Наши стада и поля показались нам обильными. Наши запасы – тоже. Но вожди всё-таки передвинули межи, уменьшив пастбища – и совершенно напрасно. В тот же сезон не всем животным хватило корма, и некоторые умерли. Мы же решили исследовать земли своей тулы и отправили старика Ростандоса со свитой воинов обходить окрестности.
Находки не заставили себя искать. Воины набрели на россыпь священных камней. Волхвы заявляли, что в них обитают спящие духи. «Что с ними делать?» – спросили воины. Вождь Хиорд тут же повелел рассказать о чудесной находке соседям – чтобы уважали и боялись. Их очень впечатлило.
Вскорости в тулу прибыли беседующие-с-духами – не совсем нормальные бродяги не из нашего района, предлагающие различные услуги и товары. Многие в круге предлагали прогнать их, а Хармаст из страха и сердоболия – сначала накормить, а потом прогнать. И лишь торговец Асборн, да знаток волшбы Гордангар дуэтом предложили купить у них пару-тройку фетишей для ловли магии. На всякий случай. Каждый обошёлся нам в кусок серебра стоимостью в пятнадцать коров, но Асборн уверял, что мы можем себе это позволить.
Эх, лучше бы мы в это время вернули на место межи. Охотница Рената, присматривающая за состоянием наших стад, сообщила о том, что животные гибнут-таки от голода, и с этим надо что-то делать. А Ваниот, жрица богини земли, добавила, что и урожая на всех не хватит – скот придётся забивать.
Но старик Маниски посоветовал решить проблему военным походом на тех же орлмарти. Вместе с изолтингами мы стремительно атаковали их, прежде чем они завершили свои боевые ритуалы, и в «жестокой битве», как рассказывал потом Маниски, заставили их бежать. Сами же вновь забрали коров и лошадей и прочего по мелочи.
Но радовались мы недолго. Дочь одного из танов (я уже говорил про «все беды от…»?) начала мутить воду в туле, уверяя земледельцев, что круг действует лишь во благо воинов, а воинам заявляя, что круг идёт на поводу земледельцев. И делала вывод о никчемушности вождя и высшего круга. «Все говорят, что воины её любят, но я лично ни одного не знаю», – проворчал Маниски.
Вождь Хиорд заявил, что необходимо принять строгие меры, а Асборн прямо сказал, что не знает, какими бы словами успокоить девицу, и единственный выход – изгнать её. Ведь когда добрая Ваниот пыталась по-женски объяснить ей, что такой нигилизм опасен для всего племени, та отвечала, что опасны для племени мы сами, а её прямота – единственное, что удерживает народ от восстания.
«А мне её находчивость нравится!» – резюмировал Хармаст. В итоге было решено выдать её замуж за кого-нибудь из клана Яблока (он славился тем, что перевоспитывал преступников и разбойников). Но и яблочники от неё отказались, побоявшись, что и её дети будут такими же взбалмошными.
Не решив, по сути, этого вопроса, клан вступил в сезон Бурь. «У нас не хватает скота», – рассудил круг. Единственно верное решение – поход, намекнул Маниски. И мы направились на знакомых уже орлмарти. В самой гуще сражения вождь Хиорд проявил похвальный героизм, и врагам хватило уже этого, чтобы бежать. Но, разумеется, когда мы пригнали коров, выяснилось, что добрые соседи успели пощипать и наши стада.
Чтобы как-то обезопасить тулу от непрошенных гостей, Яролор, старый жрец Эльмаля, решил выполнить старинный ритуал и начал мистерию под названием «Эльмаль охраняет землю». Двадцать воинов-изольтингов участвовали в ритуале вместе с волхвами и воинами нашего племени, и Яролор вошёл в страну мифов – в образе самого Эльмаля.
Итак, согласно мифу, громовержец Орлант отправился на великие подвиги, оставив бога солнца, защиты и коней Эльмаля охранять те земли, где он обитал, от сил хаоса. Стоило Орланту скрыться за холмом, появился ужасный Кожеед, поющий ужасную Песнь раздирания, от которой у людей трескалась кожа и шла кровь…
Честно говоря, этот фрагмент не для слабонервных – если что, не читайте его.
Долго бился Яролор-Эльмаль с Кожеедом, терпя всяческие увечья, но вот он ослепил чудовище своим великолепием. Оно тут же оторвало ему руку, но и тут не растерялся воин – и другой рукой убил его. Когда бой завершился, все увидели, что Яролор буквально разодран на части. Волхвы долго совещались, чем бы пожертвовать, чтобы суметь сшить героя обратно. И отдали земле самое искреннее – свои слёзы.
И когда он сшил себя по кусочкам, возликовали и клан Кряжистого Дуба, и Грозовое Племя далёких времён. Но надвигался новый враг – Породительница Нарывов, сама вся в тех же нарывах. Но Эльмаль сначала ударил её по ногам, потом стал наносить удары по ней ветровым мечом Орланта. В этом бою лопнула кожа на ногах у Яролора, и он едва мог стоять. Но он пронзил Породительницу Нарывов копьём, и она погибла, выпустив из себя зелёную мерзость, и рухнула прямо на Яролора – и ему снова пришлось несладко, потому что всякая плоть, которой касалось это чудовище, начинала таять. Но волхвы уже знали, что делать в такой ситуации, и от всего сердца зарыдали.
Очень вовремя, потому что не успел герой себя сшить, как появился Породитель Дурного Роста (как-то так его зовут) и стал угрожать Эльмалю жуткими опухолями. Но герой швырнул ему в пасть своё верное копьё, и чудовище сразу сникло. Но потом превратило копьё в ядовитую змею, и та укусила своего бывшего хозяина. Тогда Яролор-Эльмаль прибег к другому старому приёму и стал жечь его светом своего великолепия. Но пока он жёг, чудовище заставило его лицо распухнуть так, что оно отвалилось от черепа. Тогда герой вскочил на священного коня и стал кружить вокруг чудовища, и у того закружилась голова и мозг розовой жижей стал вытекать через уши. Оно было вспрыгнуло на коня к Эльмалю и стало душить его, но вскоре погибло от полной безмозглости. А Яролору снова пришлось себя сшивать под плачи соклановцев.
Тут лёгкие испытания кончились, и начались тяжёлые. На следующий день Яролор-Эльмаль встретил прежнюю возлюбленную, и та стала горевать, что была когда-то неверна ему: «Ты был так этим сломлен, что позволил этому выскочке Орланту украсть твою гордость. А сейчас кроме тебя в мире нет света, и я вижу свои ошибки и пришла, чтобы снова быть с тобой». И позвала его в укромное и милое местечко – подальше от охраняемых им варваров.
Но не поддался Эльмаль и ответил, что Орлант не украл его гордость, но пробудил её. И тут же выяснилось, что это вовсе не прежняя возлюбленная, а существо хаоса по имени Говорящий Ложь. Нет бы уничтожить его – Эльмаль дал ему уйти.
А на следующий день к нему пришёл известный в округе слепой прорицатель, который с воем сообщил, что дни Орланта сочтены, и даже показал ему картинку, на которой было чётко видно, что Орлант сидит в глубокой яме, откуда не выбраться. Прорицатель призвал Эльмаля самому возглавить племя и стать королём вместо Орланта (тот, если что, был королём). Без короля племя погибнет, сказал прорицатель, и многие люди в племени стали предлагать ему корону.
Но и тут не поддался Эльмаль. «Это лжепрорицатель», – сказал он. И был прав. Под деревянной маской оказался всё тот же Говорящий Ложь. Он опять сбежал, но Эльмаль знал, что он вернётся, и стал готовиться.
На следующий день действительно пришёл человек, похожий на Императора (это вредное такое божество – противник Орланта, очевидно, имеется в виду Йельм-император из мифов этого народа). Эльмаль решил попотчевать гостя и предложил ему свою душу в виде прекрасного жеребца. Гость – а это, чего уж там, снова был Говорящий Ложь, – радостно согласился, но стал добиваться от Эльмаля обещаний служить хаосу или Императору.
«Хаосу, хаосу!» – закивал Эльмаль. И обрадованный Говорящий Ложь тут же с голоду и проглотил жеребца. А надо вам сказать, что Яролор-Эльмаль проделал интересный финт ушами: вместо души жеребец оказался самим Яролором во всём его великолепии. А попав внутри Говорящего Ложь, увидел он, что служитель хаоса изнутри – ничто, и его постоянно меняющиеся личины лишь прикрывают это ничтожество. Вооружившись таким знанием, разорвал Эльмаль врага изнутри острыми краями щита, который дал ему Орлант. И так враг был уничтожен.
Яролор вернулся в страну смертных, и толкователи сказали, что теперь зоркий Эльмаль будет несколько сезонов оберегать племя от вторжений.
Тут как раз подошла делегация орлмарти, уставших от наших набегов. Они предложили нам 25 коров взамен на обещания не трогать их. «А давайте возьмём – и тут же нападём!» – пошутил Хармаст. «Нельзя! – сказала строгая Ваниот. – Иначе боги нас накажут». Вождь Хиорд и практичный Асборн сошлись во мнении, что неплохо бы потребовать ежегодную дань, а то и вовсе не идти ни на какую мировую.
«Если уж и давать ответ, то честный, – сказал Маниски. – Можно согласиться на эти 25 коров. Но никакой дани или завышения платы». И мы согласились и заключили с орлмарти перемирие на десять сезонов. Со всеми обязывающими клятвами.
Тут и наступил Новый год – время подведения итогов и совершения ритуалов. В минувшем, 1330 году в клане Кряжистого Дуба родились 33 младенца, и 20 человек прошли инициацию и стали считаться взрослыми. Численность клана увеличилась на 8 человек. Пополнились стада, оскудели зернохранилища, но вроде как еды народу хватило. Вот такой отчёт.
Им пока и завершу первую летопись.
На всякий случай добавлю ссылку: http://www.a-sharp.com/kodp/
(Если нельзя, прошу прощения.)
Очень атмосферная, где все связано со всем. Прошел на норме обычную игру. Эпик не получается - уж больно злые соседи попались
Я тоже эту игру начал на среднем уровне. Проходил когда-то и короткую игру, и долгую. Приятна в этой игре неубиваемость. Но случайные числа могут сделать партию очень и очень длинной.
Да - таких игр уже не делают. Ничего подобного не видел.
Её портировали, кажется, на "андроиды" или что-то ещё.
Не то чтобы "уже не делают". Вроде как и до неё такого не было. Да и, как показывает совершенно пакостный обзор-разгром, кажется, на AG, игра эта на ценителя.
Под натиском неимоверно интеллектуальных любителей экшенов и трёхмерной графики такие игры вряд ли будут появляться. Это нишевый продукт.
Да на андроиде она есть, правда там есть и отличия - убрали/заменили некоторые фишки и функции.
Похожие есть, но тоже старые - например Lost Tribe - но они не такие комплексные.
Будь она на русском - я думаю у нее было бы больше ценителей.
Наверное. Хотя умник с AG был вполне себе русскоязычный, правда, кичащийся своим знанием английского, как родного.
Но вообще иностранные игры во многом привили мне интерес к языку. Если не полениться и периодически лазать в словарь, получится "учись играя". В этом отношении в школе мне очень помогла Сид Мейерова "Цивилизация". А сейчас с интересом нахожу новые стороны английского языка (ведь тут есть и определённая стилизация) в "Короле Драконьего перевала".
В "Lost Tribe", увы, не играл. А насчёт андроидной - да, меня не очень порадовали картинки, вывешенные в Интернете. Всё-таки "винильные" - как-то лучше и теплее смотрятся без всплывающих окошек и всего такого прочего. Хотя, наверное, это всё от ретромании.
А моим "учебником" английского была игра Baldur's Gate 2. (:
Где? Интернет говорит, что есть для iOS, а для портации на "андроиды" разработчики пока не видят путей.
Да, Вы правы. Действительно, зашёл на их сайт - так и пишут: есть, мол, для "iOS", но для "Андроида" пока увы.
Я, к сожалению, в этих "гаджетах" не мастак. Не различаю эти два чуда техники. :)
Всё пытался вспомнить, как она называется. Давным-давно в журнале тогда ещё только анонс прочитал, а потом никак не мог вспомнить название, чтобы найти.
Всегда пожалуйста. :)
Игра действительно замечательная. Что называется "не пожалеете".