Оценка пользователей
9.2093
Оценить:
-
-AdRiver-

Рукопись найденая в коробке с игрой

время: 24 ноября 2017

Ух! Вот и прошел Игрокон-2017. Закончился. Даже не верится. Пожалуй, еще никогда фестиваль не пролетал настолько стремительно и не был таким насыщенным. Жаль, что нельзя рассказать все сразу, уместить события и впечатления в одно-два предложения. Если краткость сестра таланта, то чтобы описать мои два дня на Игроконе никакого таланта не хватит. Ну, может быть, Хемингуэй справился бы, а еще Рома Шамолин из Лавки Игр. В исполнении Романа на все потребовалось бы всего два слова: «Игрокон – огонь!»

 

Игрокон – огонь. Пожар, который с каждым годом разрастается все больше и горит ярче. Очередь из желающих попасть внутрь Гостиного Двора растянулась чуть ли не на целую улицу – это реальность. В прошлом году многие из постоянных посетителей фестиваля радовались переезду в центр Москвы. Дышать стало легче. На главных «улицах» зала больше не нужно было толкаться, чтобы пройти к сцене или какому-нибудь стенду. В этом году пришлось вспомнить как правильно лавировать в густом человеческом потоке и не отдавить ноги товарищам по увлечению или случайным гостям. Посетителей стало гораздо больше. За два дня Игрокона-2016 волонтеры раздали на входе около 22 000 браслетов для посетителей. В этот раз только в субботу запас в 30 000 браслетов был израсходован, в воскресенье все пришедшие проходили уже без кольцевания. Масштабы прироста впечатляют! Это приятная неожиданность с привкусом беспокойства. Кажется, Игрокону пора искать себе новый дом - попросторнее? Интересно, где фестиваль окажется в 2018.

 

Вот так выглядела очередь глазами Димы Спутника.


Для меня этот Игрокон был особенный - юбилейный. В пятый раз я нырял в море столов и людей. Раньше все Игроконы проходили одинаково: посмотреть заранее игры, которые хочется попробовать; приехать в первый день пораньше, чтобы не толкаться в очереди; забежать в зал одним из первых и успеть взять пару желанных коробок; потом быстро найти стол и уже не освобождать его, ведь найти новый будет большой проблемой.  Но, в прошлом году схема изменилась. Я пошел на фестиваль один, и пришлось перестать быть сычом и развиртуализироваться с несколькими тесеровцами. Все завертелось, я внезапно оказался на юшинском настольном кэмпе (ах, этот настольный кэмп. Я до сих пор должен отчет Юшиным, и обязательное его напишу. Наверняка в какой-нибудь морозный зимний день захочется вспомнить ту летнюю неделю, когда каждый день мы без конца раскладывали картон) где познакомился с еще большим количеством картонозависимых. В общем, все изменилось. Игры — это хорошо, но для меня Игрокон теперь больше про людей, чем про игры. Так, посмотреть, что за зверь Орлеан, да разложить с Юрой Мальцевым “Baseball highlights 2045”.

 

Мы с Агановым договорились пойти вместе и в назначенное время встретились в толпе у самого входа в райские кущи. На часах было 11:40, народ прибывал и становилось тесно и жарко. Организаторы решили быть пунктуальными и морили нас до последнего, а мы с завистью смотрели на Юшина свободно разгуливающего с другой от входа на фестиваль.

 

Вон он, счастливчик в клетчатой рубашке. Ему-то не толкаться в  очереди.


Сигнал дан, и мы с Агановым кое-как протискиваемся в рамки металлоискателей. Быстро сдаем вещи в гардероб, фотографируемся с колоритным варваром из Барбарии и отправляемся к стенду Лавки Игр, расположенному неподалеку. Я хотел сразу обойти всю территорию и поздороваться со знакомыми, но человек предполагает, а Игрокон располагает. У Лавки нас встречает Рома Шамолин: «Играли в Войну Миров? Нет? Всё, давайте садитесь, а то сейчас мест не будет» - вот так неожиданно мы с Агановым, вместо прогулки по фестивалю начали делить Великобританию.

 

Война Миров оказалась ассиметричным дуэльным декбилдингом, в котором у каждого игрока своя колода и свой рынок карт. Разыгрывая карты с руки, игроки покупают новые карты с рынка, а также двигают свои войска по карте. Цель пришельцев – уничтожить население Англии, цель людей – объяснить, что этого делать не стоит. Очень понравилось, что в игре ощущается элемент тактики. Здесь не сработает базовый алгоритм декбилдинговых игр, когда закупаешь карты с рынка, трешишь базовые карты и твоя колода набирает критическую массу, когда каждая рука становится эффективной. Вовремя сыгранные карты в Войне миров могут очень сильно влиять на ситуацию на поле, поэтому нужно постоянно контролировать время, когда нужно сбросить карту из игры, когда купить и т.д. Именно на этом я и погорел, играя за пришельцев. По привычке я начал сбрасывать базовые карты в начале игры, тем самым лишая себя возможности маневрировать войсками на поле. В середине игры я понял свою ошибку, но было уже поздно. Человечество в очередной раз отбило инопланетное вторжение. В общем, чтобы научиться играть в Войну миров надо сыграть в нее больше одно раза.

 

 Пожелаем Лавке удачи с этим проектом. Сразу скажу, что на фотографиях не финальная версия игры, а только демонстрационный вариант.

 

 

Война началась.

 

Неравный бой.

 

Миньки!


Рядом со столом материализовался Slim_Slam_Snaga и вот теперь мы пошли прогуляться по фестивалю. Пока мы с Агановым воевали, народ заполнил столы и проходы. Маховик праздника раскручивался все быстрее. У каждого стенда толпились люди и, кажется, свободных столов уже было не найти.

 

 

 

Косплееры пока почти не встречались, зато свою вечную вахту исправно нес Манчкин.

 

Бедолага. За столько Игроконов и других событий у него уже нет сил держать молот. Может быть он в рабстве у Hobby Games и его сердце спрятано в какой-нибудь коробке из-под Twilight Imperium, которую засунули в самый низ стопки америтреша?

 

Вокруг шумел народ и суетились мастера, объясняя правила игр. Аганов свернул в киоск Hobby Games и затарился игрушками, в том числе и Бронзой Константина Домашева.  Теперь нужно было найти автора и подписать коробку, и мы повернули в сторону авторской игротеки. В прошлом году там было интересно, играли в Смартфон Вани Лашина. На нынешнем Игроконе в зоне авторов жизнь тоже била ключом, но играть в прототипы не хотелось. Костя Домашев нашелся без труда и подписал нам коробку. Рядом оказался еще и Иван Лашин (организатор таких вожделенных всероссийских маттрейдов). Грех было не сделать фотографию.

 

Слева Иван Лашин, справа Константин Домашев, а посередке - Аганов.


Пожелали ребятам удачи, пошли дальше и набрели на стенд с «Маршем муравьев», где можно было попробовать поиграть в игру. Тема у настолки шикарная! Места за столом как раз должны были освободиться, и мы договорились поиграть.  Мне надо было ненадолго отлучится. Я оставил Снагу с Агановым у стенда и пошел по делам, о чем теперь немного жалею, потому что пока ходил они внезапно передумали играть. Нет им прощения.

 

Ну ладно, если не получалось поиграть, значит можно погулять еще. Дальше события начинают перемешиваться в памяти, концентрация настольных игр на квадратный метр туманит разум. Появляется ощущение, что ты один из персонажей фильма, в котором герои угодили в трип, настольный трип. Дальше должна быть музыка в стиле Heroin Trip из Pulp fiction, какой-нибудь Surf-rock, в общем.

 

Из тумана выплывает стрельбище. Желающих потренироваться в средневековый CS полно.


Народ залипает в игровые автоматы.


Возможно, это главное фото Игрокона, и самые главные гости не больные на голову картоном гики или случайные взрослые, а дети. Когда они вырастут, то придя в магазин, уже вряд ли спросят, не продается ли какой-нибудь игры вроде монополии. Может быть это кажется надуманным. Но, на второй день я ждал своей очереди купить доп к Страшным Сказкам  в киоске Hobby Games, и передо мной стояли две девчонки. Обеим на вид было не больше 13. В руках одна из них держала коробку Генералов и, судя по их разговорам, они собирались купить ее совсем не для того, чтобы кому-то подарить.

 

Кстати о Генералах. Версия с более масштабными сражениями.


Постепенно косплееров становится все больше. Начинают мелькать особо выдающиеся экземпляры, а общая атмосфера достигает высокого градуса сюрреализма.

 

Просто чумовой бэнд чумных докторов. Ребята смотрелись очень колоритно и два дня притягивали внимание посетителей. Девочке в центре явно не по себе.


А вот джедаи устраивают представление прямо около кафе. Наверное, работают за еду. Суровые времена в звездных войнах.


Очнулся я в зоне турнира по Star wars: Destiny. Где-то тут должны были играть редактор Лавки Игр Юра Мальцев и организатор турнира Алексей Юшин. Долго искать не пришлось. В первом туре им выпало играть между собой. Они быстро выяснили все вопросы и отдыхали в ожидании других игроков.

 

Довольный победой Юра и задумчивый Юшин


На этом же турнире играл Стас Пликшнис, многим известный как ORTIZ, производитель разных аксессуаров для настольных игр. Стас в итоге одержал победу на турнире, обыграв в финале Юру со счетом 2:0. Поздравления победителю! Игрокам из других регионов надо подтянуться, а то финал получился питерским. Хотя, это не просто, ведь в Санкт-Петербурге живет, наверное, один из главных активистов Star wars: Destiny в России – RAVE, который уже подсадил на игру много людей и продолжает свое темное дело.

 

Возможно, площадка турнира называлась Татуин, потому что рядом с местами сражений крутились джавы.

 

Один из этих низкорослых ребят живой. Когда он неожиданно начинает шевелиться, забываешь, что это планета Земля.


Пока я плыл по течению настольного эфира Снага с Агановым раздобыли коробку Орлеана и потащили меня играть. Ну разве откажешь этим ребятам, тем более Орлеан как раз был в планах. Костя Домашев и Дима Спутник быстро объяснили нам правила и суть игры, мы закинули подданных в мешки и погнали орлеанить.

 

Орлеан красиво оформлен. Слышно, как планшеты и жетоны шепчут: «Сыграй в меня».  Сама игра оставила у меня, Снаги и Аганова ощущение какой-то недосказанности, нераскрытости, хотя сам процесс доставил удовольствие. Похоже, это была наша беда, а не Орлеана. Мы решили сыграть в него в более спокойной обстановке, без спешки и суеты, чтобы окончательно решить вопрос.

 

День прошел не зря, партия завершилась моей победой. Костя и Дима вернулись к окончанию игры и посмотрели за нашими последними ходами. А потом рассказали, как отвратительно мы сыграли и что я был бы аутсайдером в компании нормальных игроков. Потом показали нам основные ошибки и подискутировали на тему правил и стратегий. Ребята, спасибо вам за помощь и обсуждения, это было очень интересно.

 

После этого Аганов и Снага пошли еще побродить в толпе, а я наконец, добрался до сцены, на которой во всю шел конкурс косплееров. В этом году косплей был хорош как никогда. В первый день, помимо чумных докторов и маленького джава, мое внимание привлекла еще вот эта парочка:

 

Наверное, так и должны выглядеть бойцы, решившие участвовать в смертельной битве.


От сцены я повернул обратно, в сторону главного входа и пошел к  стенду Лавки Игр. Чемпионат по Star wars: Destiny уже закончился, и нужно было найти Юру, чтобы наконец-то сыграть партию в бейсбол, которую мы хотели разложить еще с кэмпа.

 

Народ играл во всю и не собирался закруглятся. Играли даже на полу и ступеньках.

 

 

Рядом со стендом Лавки я снова встретил Снагу и Аганова. Андрей передал мне пакет со свежекупленной коробкой Стальной Арены и дал строгий наказ подписать ее завтра у Ямщикова. После этого ребята ушли, а я встретился с Юрой.

 

Мы заняли стол у издательства Clever и поиграли в Baseball highlights 2045. Необычный декбилдинг про чемпионат по бейсболу между командами, состоящими из обычных людей, киборгов и роботов. Каждый розыгрыш рук - это бейсбольная игра в миниатюре. Поочередно разыгрывая по карте с руки, игроки управляют своей командой решая, когда выпустить на поле того или иного игрока. Еще в игре принимают участие деревянные фишки, которые изображают игроков и перемещаются по базам. Перед обновлением рук соперники покупают новых игроков в команды. Регулярный чемпионат идет три игры, а потом еще четыре игры плей-офф. В начале меня немного смущал тайминг игры, вся эта последовательность срабатывания свойств карт, но ко второму раунду уже приноровился. Интересно было бы сыграть полный чемпионат на четырех игроков.  В середине партии к нам подошла одна из сотрудниц Clevera. На часах к тому моменту было где-то половина восьмого вечера, и девушка выглядела немного уставшей. Ей стало интересно, насколько сильно мы любим играть в настольные игры и как долго готовы этим заниматься. Сделала ставку на три-четыре часа к ряду. Мы с Юрой посмеялись, и рассказали, что все намного хуже и мы из тех больных, которые готовы уезжать куда-нибудь подальше, на неделю, чтобы играть там практически без остановки, только с перерывами на сон и еду. Девушка только покачала головой и пошла обратно к стенду.

 

Бейсбол закончился моим поражением. На часах было уже восемь вечера. Народ почти разошелся, гейм-мастера собирали со столов коробки с играми. У меня еще оставалось немного времени чтобы дойти в зону хардкорных игр, где раскладывают Десент, Игру престолов или Во славу Один. Зона уже была пуста, и только уставший Михаил Чевтаев сидел за столом и собирался с мыслями. Миша один из ветеранов Игрокона. Он пропустил только один из фестивалей, еще в те времена, когда они проводились два раза в год, и мастерил на самом первом, в ЗИЛе. Мы познакомились два года назад на втором Сокольническом Игроконе. Тогда зоны хардкора не было, и Миша объяснял мне с женой как играть в Замки Бургундии.

 

Мы поболтали о том, как прошел первый день. О том, как много народу пришло. Миша рассказал, что с 12 часов все столы в его зоне были заняты и народ играл не переставая. Самой популярной игрой неожиданно оказалась Во славу Одина. Кто бы мог подумать, при таких соперниках как Нью-Анджелес или Игра Престолов.

 

У Михаила не осталось сил.


Так закончился первый день Игрокона-2017. Я попрощался с Михаилом и пошел домой.

 

Второй день можно назвать днем доигранных игр, потому что мы начинали играть в игры, потом бросали их, а потом переигрывали. Мне удалось попасть в Гостиный двор до открытия и посмотреть на пустые столы и почти безлюдные проходы. И сделать фотографию еще одних важных участников.

 

Пока мы играем и развлекаемся, гейм-мастера работают и помогают посетителям получать удовольствие от фестиваля. Спасибо им за их труд.


 Ну и еще немного фотографий где мало людей:

 

 

 

Побродив по залу, я снова оказался рядом со стендом Лавки. Ребята там тоже активно готовились встречать новый день.

 

Это Денис – автор Войны Миров. Уже готов рассказывать, как правильно надо отвоевывать у людишек старушку Англию.


Пока суть да дело, Юра решил рассказать мне правила Раптора, в который я не играл. Мы как раз успели сделать по паре ходов, когда шквал людей захлестнул столы Лавки.  Юре пришлось отвлечься и начать рассказывать правила одной из игр. А потом людей стало еще больше и, вдруг, я обнаружил себя в роли гейм-мастера, объясняющего правила Покорения Марса компании ребят. Это был интересный опыт. Кажется, какая разница кому объяснять правила, своим друзьям или незнакомым людям, но все-таки разница есть. Да и Лавке помочь было приятно. В роли мастера я побыл пару часов. Потом все столы уже были заняты, правила рассказаны и стало полегче.

 

Хорошо, что Лавка находилась рядом со стендом Гаги – не пришлось далеко идти, чтобы выполнить просьбу Аганова и подписать Стальную Арену у Юры Ямщикова. Повезло увидеть забавную сценку с Ямщиковым в главной роли. Пока я просил Юрия расписаться на коробке из толпы вынырнула пара ребят лет 16 с возгласами: «Смотри!  Это же Юрий Ямщиков! Это же вы придумали Стальную Арену?!  А можно с вами сфотографироваться?». Было чертовски приятно видеть, что труды наших отечественных разработчиков не остаются незамеченными не только на западе, но и в родных стенах. Остается только порадоваться за Юрия.

 

Это популярность.

Когда я вернулся к стенду Лавки, то застал там хорошую компанию, которую было невозможно не сфотографировать.

 

Слева на право. Роман Шамолин (Лавка Игр), Анна и Алексей Юшины (основатели знаменитого кэмпа и Недомино), Илья (OMGames) и внизу Дима Sputnik1818


А потом с Юрой Мальцевым отправился в пресс-зону, чтобы хоть чуть-чуть поиграть в Страшные сказки. Кстати, в процессе мастеринга мы все-таки разложили с Юрой Раптора. Оба нещадно тупили, делая идиотские ходы. Я, например, умудрился два хода подряд ни сделать ничего, так как играл карты, свойства которых были неприменимы в тех ситуациях. Похоже, победил тот, кто тупил больше. Победа за мной.

 

В пресс зоне сразу после того, как я объяснил правила и сделал первый ход, нас попросили освободить стол чтобы дать место пресс-конференции Леши Зуйкова. Ну, день был такой. Пришлось возвращаться обратно. По пути встретился еще один классный косплей:

 

 

В итоге, вместо Сказок я опробовал Шерифа Ноттингема. Забавная игра на блеф, в которой игроки выступают в роли купцов, пытающихся провезти контрабанду (разные карты), и поочередно в роли шерифа, который должен обыскивать их повозки (стопки карт). Играть в нее лучше всего максимальным составом на шесть человек, тогда сильно возрастает важность переговоров и количество предложений и взяток.

 

В Сказки все-таки удалось сыграть на троих. К нам присоединился Спутник. Юра, как новичок в игре, праздновал победу. А потом мы втроем просто пошли погулять по ярмарке и покупать сувениры себе и родным. Я не удержался и купил с десяток открыток у Барандаша Карандашича. Понравились работы и стиль этого художника, атмосферный и мрачный.  Очень интересно было бы посмотреть на его версию оформления Сомникума, да и любой другой игры.

Встретили классного Рюка

 

 

И набрели на прилавок Meeplewood. Ребята делают классные деревянные компоненты для настолок, которыми можно заменить стандартные из коробки. Нам понравился пак для Lords of Waterdeep. Вместо обычных кубиков можно заиметь кучу интересных миплов держащих посохи, мечи, кинжалы и т.д.

 

 

Все хорошее кончается. И как-то неожиданно Гостиный Двор опустел, со столов стали убирать скатерти и пришло время прощаться со всеми замечательными людьми, которые сделали два дня Игрокона такими запоминающимися. Как любой пожар, фестиваль становился все меньше и меньше, и близился к затуханию.

 

Угасающий Игрокон. Однако, в киоске Hobby Games все еще покупают игры.


Спасибо всем, кто пришел, приехал, прилетел на этот настольный праздник. Он бы не состоялся без вас. Спасибо организатором и рабочему персоналу, за вложенный труд и старания сделать этот Игрокон еще лучше, чем предыдущие. Спасибо всем, с кем я провел эти два дня, я буду по вам скучать.

 

И спасибо вам, осилившим этот текст.

 

Прощаться с фестивалем грустно. Но, это ничего, ведь через год должен быть новый Игрокон и новые игры и встречи. Пусть этот Игрокон потух, главное, чтобы не угасала любовь людей к настолкам.

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
StrelO написал 3 года назад: #

Классссные костюмы и декорации на стендах! Жаль что не получилось попасть. Спасибо хобикам за организацию таких ортодоксальных и ярких мероприятий!

Taran написал 3 года назад: # скрыть ответы

Круто передал атмосферу, спасибо!

Nouvelle написал 3 года назад: # скрыть ответы

Спасибо. На самом деле, когда перечитал текст уже после публикации, понял, что о некоторых моментах не рассказал. Торопился закончить пораньше и не все удержал в голове.
Например, Юра Мальцев рассказал, что этот Игрокон произвел на него большее впечатление, чем Генкон. Не из-за того, что на Игроконе собралась толпа знакомых людей, а именно как событие со своей атмосферой и контентом. Это очень интересное мнение, ведь ему есть с чем сравнивать. Юра не простой обыватель, оказавшийся на Игроконе случайно, а гик и к тому же сотрудник издательства.
Немного расстроил рассказ Миши Чевтаева о воровстве на фестивалях и игротеках. Например, как люди оставляли пустую коробку из-под Билета на поезд, а всю начинку уносили с собой. Хотя, с такими историями как-то проще смиряться. Люди разные приходят на фестиваль.
А вот товарищей, которые тащат кубики из коробки с Десентом, уже понять нельзя. Вряд ли это случайные прохожие, который так ошалели от игры, что решили прихватить себе сувениры на память. Больше похоже, что люди целенаправленно забрали доп комплект кубов за бесплатно.
Понятно, что в семье не без урода. Да и семья у настольщиков токсичная, если судить по Тесере (хотя, удивительно, на Игоконе этого не чувствовалось совершенно. Тоже интересная тема для обсуждения почему так получается.). Однако, такие истории, когда понимающие игроки специально воруют компоненты - расстраивают.

sputnik1818 написал 3 года назад: # скрыть ответы

Знаешь выражение: "каждый третий идиот"? Про случаи воровства на Игроконе слышу не первый год. Наверняка, есть какая-то статистика - например, на каждые 500 человек на фестиваль приходит один вор. С этим ничего не сделать...Чем больше народу, тем больше воровства.
Арсений рассказывал, что на Игротеках игры пропадали. Вот просто кто-то зашёл и взял себе игру. Для меня тоже дико звучит, а кто-то спокойно этим промышляет :(

hickname написал 3 года назад: #

Читал исследование, что это из-за того, что вход свободный. Делаем билет 50 рублей - и получаем на порядок меньше таких персонажей.

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: #

Потому что в реале все проще и ты видишь собеседника.
Обрати внимание, что очень часто приходится слышать "ой, а я тебя/Аганова/SSS иначе представлял"... и в жизни эти "ноунеймы Тесеры" оказываются не чудаками на букву М, а вполне приличными людьми, у которых семья, дети, другие увлечения и тд

TataFrost написала 3 года назад: # скрыть ответы

Спасибо! Отличный отчёт!
И полностью согласна, что Игрокон уже не столько игры, сколько люди! А меня многие не понимаю, когда я одним из плюсов привожу возможность встретиться со старыми и новыми знакомыми. Обычно это те, кто ни разу не были на Игроконе. Или те, кому картон интереснее живых людей.

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: # скрыть ответы

Именно так - увидеть друзей, новые знакомства, перейти из виртуального общения в реал. Вот это самое важное в Игроконе (ну и атмосфера, горящие глаза посетителей и прочая и прочая)

Journeyman написал 3 года назад: # скрыть ответы

Ну ребят, люди разные и у них разные возможности и интересы.
Мне, например, не менее важно поиграть в интересные мне игры чем пообщаться, в силу того что для меня это редкое удовольствие.
Конечно тем, у кого нет проблем с играми в новинки на постоянной основе этого особо не нужно, но не все же такие даже в Москве и окрестностях.

TataFrost написала 3 года назад: #

Так я и не говорю, что поиграть - это не важно :))) Я же подчеркнула "один из плюсов":))) Но именно этот плюс кто-то считает самым не интересным...

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: # скрыть ответы

Так речь именно о личных приоритетах.
Я вот впервые ребёнка вывез на это мероприятие и она в свои 3,5 года не хотела оттуда уходить. Тоже ачивка:)

Journeyman написал 3 года назад: # скрыть ответы

Ну тогда ты в своем предыдущем посте просто забыл добавить "имхо" или "для меня".

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: # скрыть ответы

Так мы изначально обсуждали впечатления Тани, а не давали рекомендации в духе "на кого должен быть похож Григорий Ганджа".
Глеб, на тебя тоже действует дух Тесеры?)))

Journeyman написал 3 года назад: #

Мы все заражены в той или иной мере. ;)

G1zMO написал 3 года назад: #

К тому же, нечасто выдается возможность в живую послушать правила Комнаты от Ильи из OMGames

Tanion написал 3 года назад: #

Отличный отчет, было интересно прочитать!
Жаль, что в этом году у меня практически только деловая программа, не смог нормально потусить :(

Lavkaigr написал 3 года назад: # скрыть ответы

Очень крутой отчет, прям как сам побывал.
:)

WindUpBird написал 3 года назад: #

Ну ничего Роман, и до вас очередь дойдет. Вы там какой клон по счёту?