Если попробовать строго разделить игры на категории (хотя это практически неподъёмная задача), то можно попытаться рассуждать следующим образом. Существуют настольные шедевры для "любителей" - игроков которые в тихом семейном кругу душевно разыгрывают одну две партии и кладут коробку на полку. Возможно не самую высокую, поэтому они могут через несколько дней встретиться с друзьями и ещё провести несколько партий, особенно не вдаваясь в невероятно глубокую идею (если она конечно присутствует). А ещё существуют игры для людей, которые просто обожают разбираться в нагромождении правил, желают полностью окунуться в атмосферу происходящего и разобрать, взломать, а может даже переделать игровую механику. Совершенно разная аудитория, совершенно разные настольные произведения. И казалось бы, что невозможно найти золотую середину, но... Мне кажется, что такая игра существует. Встречайте... Барабанная дробь... Тьфу ты... (всё время забываю, что в заголовке уже убита вся интрига).
.
Небольшая, очень удобная для транспортировки картонная коробка 15,2 на 10,2 на 7,6 см. Но буду справедливым, что несмотря на удобные размеры в карман её не положишь, а открывая сие творение задаёшь стандартный вопрос: с какой целью 60% пространства наполнено пустотами картона? Комплектация стандартная - карточки, правила и игровые планшеты. Этого будет вполне достаточно.
Начнём строить и развивать свою цивилизацию...
Поскольку мы имеем дело с карточной игрой, необходимо готовиться к стандартным для такой механики операциям. Перетасовать хорошо карты и разложить их на игровом столе в определённой последовательности. Стоит сразу же оговориться, что стол необходимо разделить на игровые зоны - зона для игрока и общая. Естественно только визуально. Время для подготовки игры будет прямо зависеть от того, как хорошо вы закончили предыдущую. В среднем не более 3 минут, но если в ярости от поражения вы отправили все карты в свободный полёт по квартире - придётся попотеть.
В центре стола кругом располагаются карты эпох. Десять колод со специальными цифрами (соответствующие порядковому номеру эпохи). Каждый игрок берёт из колоды с первой эпохой по две карты и игра начинается (ход делает игрок, у которого название открытия-инновации идёт первое по алфавиту - оригинальный подход). Разыгрывают свои карты игроки на своём личном игровом поле (см. фото).
Механика крайне проста - в течении своего хода игрок может совершить два действия (можно совершать дважды одно и то же действие). Всего существует четыре типа таковых, описание которых вы найдёте в правилах игры или более подробной версии обзор.
В чём же соль игры? На самом деле основа игровой механики - это значение разыгрываемых карт. Так называемые догмы, которые можно активировать. При этом активация догм зачастую приносит пользу не только игроку, который её разыграл, но и другим участникам борьбы за самую технологичную цивилизацию. Поэтому принимать решения придётся, взвесив все положительные и отрицательные моменты влияния совершаемого действия.
Догмы в свою очередь бывают двух типов. Агрессивные - направленные на игроков с меньшим количеством ресурсов (ресурсы изображены на разыгранных картах, расположенных на игровом поле каждого игрока), чем у разыгрывающего игрока, и кооперативные - направленные на игроков с равным или большим количеством ресурсов.
Таким образом, совершая определённые действия и разыгрывая соответствующие догмы, игроки стремятся захватить лидерство в наибольшем количестве эпох. Но не думайте, что игра будет выглядеть только как перекладывание карт из одной стопки в другую. Всё гораздо тоньше и интересней. Придётся ещё несколько раз подумать, прежде чем разыграть карту с очередной инновацией, ведь ею смогут воспользоваться даже ваши соперники. Кому она в итоге принесёт больше пользы - очень большой вопрос. И не забывайте о ресурсах (изображены на каждой карте эпох и позволяют или запрещают догмам воздействовать на игроков). Они будут играть одну из самых важных ролей, особенно в начале игры. Жаль только, что тип ресурса не всегда соответствует эпохе и вообще имеет порой сомнительную связь с картой самой инновации (например дерево в гончарном деле и не будем притягивать за уши то, что гончарный круг мог быть деревянным) Осталось только разобраться с действиями, значениями догм и прочими нюансами. А для этого можно рекомендовать только сыграть несколько партий.
В этой игре вам предстоит развивать свою собственную цивилизацию. Начинают все игроки с древних времён, каменный век можно сказать. Ещё не изобрели колесо, ещё даже и слышать не слыхивали о письменности, не было ни торговли, ни бумажных денег, ведь и бумаги-то не было. Люди только вчера взяли в руку длинную палку и попытались высечь огонь. А закончится всё как вы понимаете в эпохе интеллектуальных цифровых и так далее...
Игрокам предстоит продвигаться через целые эпохи, совершая инновационные открытия, пользуясь новейшими технологиями и идеями. Масса возможностей и крайне тяжёлый выбор. Ведь от правильно выбранной тактики будет зависеть скорость развития целой цивилизации.
В конце каждой эпохи, игрок выполнивший определённые условия (заканчивает эпоху по очкам или добивается лидерства в одной из сфер развития), получает так называемую карту лидерства. Его идеи признаются самыми передовыми, а технологии самыми востребованными. Но помните, что став первооткрывателем новых технологий, например в каменном веке, вы не обеспечиваете себе ни экономического, ни технологического превосходства. Вся борьба только начинается.
Игрок, набравший наибольшее число карт лидерства (их количество строго регламентировано и зависит от количества участвующих игроков) становится победителем. Казалось бы, что достаточно просто, но как-бы не так!
Отличная карточная интеллектуальная стратегия, которая прекрасно подойдёт как новичку, так и заядлому любителю настольных игр.
Первое - правила игры. Читаешь первый раз и хочется игру отложить в сторону (это не касается любителей разбираться и вчитываться в каждую букву). Огромное количество непонятных действий, догм, архиваций, влияний и прочие отпугивающие термины. Но стоит провести одну партию, а за ней вторую и всё становится на свои места. Интуитивно игра достаточно понятна, хотя некоторые карты (точнее их догмы) могут вызвать небольшие споры и даже перебранки. До драки вроде бы не доходили, но имейте в виду такую особенность. У каждой карты есть свой цвет, ресурсы, описание догмы и название инновации. Никакой лишней смысловой нагрузки.
Длительность партии - время игры будет прямо пропорционально зависеть от так называемого даунтайма (ожидание собственного хода). В среднем игра занимает от 30 до 45 минут. Но если вам попадётся соперник, который избрал слишком "вдумчивую тактику" у вас будет просто чуть больше времени, для изучения текущего хода и его возможностей. Кстати, кооперативные догмы (которые придётся выполнять всем игрокам), а также агрессивные - помогают сократить время ожидания и сохраняют постоянную вовлечённость в игру.
Рекомендую играть преимущественно дуэли. И это связано не только с более высокой динамикой, но и с тем, что игра превращается в действительно грамотную и продуманную стратегию. Кстати, с пасьянсом игра не имеет ничего общего, как многие могли подумать. Это действительно прекрасная стратегия, и здесь присутствует чёткое и тесное взаимодействие между участниками!
При игре с бОльшим (4 участника, для троих интрига сохраняется) количеством игроков стоит иметь в виду, что игра заканчивается (как правило), не успев даже начаться. Появляется элемент случайности, не хватает дополнительных карт эпох, которые моментально растворяются на руках у игроков, а присутствие в игре сильных комбинаций карт (в том числе из различных эпох) буквально обрывает едва начавшуюся битву среди технологий. Связано это в том числе с тем, что чем больше участников, тем проще цель - для 4 игроков например, нужно собрать всего 4 карты лидерства. Для сравнения - при игре вдвоём требуется 6! В результате игровой баланс трещит по всем швам (на собственной практике установлен рекорд - игра вчетвером длилась ровно 6 минут). Вы просто не успеете среагировать на действия оппонента. Он за счёт итеракций (многократно повторяющегося действия) прокручивает одну и ту же карту и в результате побеждает.
Стратегия. Вот, где игра может максимально раскрыть себя. Игровая ситуация меняется постоянно, вы принимаете решения ежесекундно. И если минуту назад было актуально продвижение какой-либо карты, то далеко не факт, что сейчас это будет полезным для вас. Продумывать придётся на несколько ходов вперёд, и при этом учитывать все имеющиеся карты на руках и в игре у соперников. Будет не всегда полезно сразу переходить в следующую эпоху. За один грамотный ход можно перепрыгнуть сразу через две.
Вы любитель серьёзных стратегий? Вперёд - рассчитывайте колоду, считайте выбывшие карты, запоминайте десятки догм и их действия на игроков, создавайте свои стратегии в рамках одной или сразу же нескольких эпох, находите выигрышные комбинации игровых карт и достигайте цели. Ничего не получается? Значит вы просто любитель и не любите участвовать в математических баталиях? Не вопрос, игра также придётся вам по вкусу. Просто вы будете ориентироваться, как правило, на свою игровую ситуацию, при этом пытаясь повлиять на соперника "агрессивными" догмами, не дав ему тем самым быстрее накопить заветные очки влияния. Всем будет хорошо здесь.
Пусть игра имеет элемент случайности (и порой его уровень переходит все границы), пусть постоянно меняется игровая ситуация, и вы из лидера откатываетесь резко назад (в том числе в безвыходные ситуации). Пусть карт порой не хватает, а завершение игры по очкам не совсем справедливое решение. И пусть только при игре вдвоём заканчивается этот неконтролируемый хаос, игра несомненно заслуживает самых высоких оценок. Чего только стоит идея со сдвигом карточных стопок (для реализации системы набора ресурсов).
Мне игра очень понравилась. Качественная стратегия, с несущественными изъянами. Великолепная игра для двух игроков (так и нужно написать на коробке). А учитывая, низкую стоимость... Цена сейчас колеблется в районе 700 рублей... Очень сладкий вариант в отличном исполнении! В сухом остатке - впечатления положительные!
Играйте с удовольствием!..
> В среднем игра занимает от 30 до 45 минут.
На самом деле верхняя планка обычно 1,5-2 часа. Если сыграть атомную бомбу то точно часа 2.
> В конце каждой эпохи, игрок выполнивший определённые условия
Вы в неё не правильно играли, если играли вообще. Эпоха не заканчивается, она даже может "вернуться" в процессе возврата карт. Цель игры - набрать ~5 особых карт, вполнив различные непростые условия. Карта за эпоху получается а) при условии наличия у вас карт этой эпохи или выше, б) наличия суммы очков любыми картами стоимостью 5*номер эпохи.
>В результате игровой баланс трещит по всем швам
Игровой баланс построен на обладании ресурсами. Если у вас много ресурсов, вы имеете потенциал не получать атак и получать бонусы с кооперативных догм. Вполне можно профукать игру к середине партии, если не развивать ресурсы и рассчитывать на "одну читерскую карту".
>Стратегия. Вот, где игра может максимально раскрыть себя.
Это не стратегия, а тактика.
>Пусть игра имеет элемент случайности (и порой его уровень переходит все границы)
Практически не имеет. Весь элемент случайности - попавшие в руку карты. Или ход оппонента в шахматах, который вы не предвидели - тоже элемент случайности?
>Игра разработана малоизвестным польским игроделом Carl Chudyk.
Вполне известным. Его первая и более популярная игра выдержала 4-е переиздания. У него есть ещё достойные игры, тот же недавно вышедший Impulse. B "игродел", это как-то презрительно, не находите?
> В части оформления игра сильно отличается от оригинала,
Ничем не отличается от французского издания. А уж по сравнению с оригинальным, так вообще шедевр.
1. Речь шла о среднем времени игры. Партия может длиться и 6 минут, как я писал выше.
2. С правилами я достаточно хорошо знаком, странно, что у вас возникли сомнения. Речь идёт о том, что как только игрок получает карту лидерства в эпохе "древности" например, эпоха условно заканчивается, но это не отменяет её карт, они по-прежнему в игре и действительно могут вернуться снова в центр стола.
3. Конкретные ресурсы привязаны к конкретным эпохам. Дело не в их количестве, а в наличии необходимых. В чем противоречие? У вас в игре только первые две эпохи, у меня уже шестая например, у двух других игроков девятая (ну, вот так удачно они прокрутили свои карты). Ресурсы у нас разные. Игровой баланс развалился! Разве не так?
4. Высказался уже на этот счет nastolkus. Правильней сказать, что это тактическая карточная стратегия. Каждое тактическое действие ведёт либо к достижение стратегической цели, либо к её полному провалу. Но тут встаёт вопрос о рандомности и случайности вытягиваемых карт.
5. Разве этого элемента недостаточно? Вы считаете он не влияет на игровой процесс? Одно дело предугадать ход (в шахматах), а другое дело доставать из колоды карты по теории вероятности. Это равносильно броску игрового кубика.
6. Вполне известным в достаточно узких кругах - согласен. О чем ответил в одном из комментариев. Насчет игродела... Мне нравится это слово. Не думаю, что оно сильно режет слух или обижает кого-то.
7. Оформление - дело вкуса и не более.
Про 6 минут меня очень удивило. Для 4-х игроков нужно собрать для победы 4-е карты лидерства.
Это либо карта за эпоху, либо специальная карта. 4-е из пяти специальных карт получить раньше 8-й фазы (когда есть часики) нельзя. Получить карту эпохи, если у вас нет выложенной карты этой эпохи нельзя.
Собрать 20 очков - да, можно. Но этого мало.
Зря удивляетесь. Была у меня партия на троих, где один из участников не желал вникать в правила, не стремился к победе и играл без осознания значимости своих действий, по большому счёту мне на руку. В итоге я очень быстро набрал необходимое для победы количество карт лидерства. Игра закончилась, не успев начаться. Время партии составило 5-10 минут.
Это была, пожалуй, самая скучная моя партия в Инновацию.
>Конкретные ресурсы привязаны к конкретным эпохам.
Не привязаны. Оборонительные сооружения есть в первых трёх. Современная наука в последних трёх, остальные есть во всех. Дело именно в количестве, т.к. от количества зависит, нагибают ли вас, либо разделяют бонусы.
по пункту 3 - думаю, "разваливающийся баланс" вкупе с разнообразием и есть та самая изюминка, за которую многие любят Инновацию. Ну я по крайней мере за это. Тот же прорыв в шестую эпоху может и не принести победу, главное - максимально эффективно использовать имеющиеся у тебя карты с оглядкой на текущую ситуацию
6. Но есть вполне устоявшийся термин - гейм-дизайнер.
>Игровой баланс построен на обладании ресурсами. Если у вас много ресурсов, вы имеете потенциал не получать атак и получать бонусы с кооперативных догм. Вполне можно профукать игру к середине партии, если не развивать ресурсы и рассчитывать на "одну читерскую карту".
я как-то профукал игру, сделав упор именно на развитие ресурсов - пока я этим занимался, соперник заполнял зону влияния и хватал лидерства. Ресурсы важны, как и прочие аспекты, но не обязаны быть прям превыше всего. На вершину столпа я бы скорее поставил зону влияния, но временами ее заполнение может тоже выйти боком. Тем более что невозможно добиться доминирования ресурсов прям по всем видам, а иногда преобладание по тому или иному виду может сыграть злую шутку. Например, получает оппонент порох, а у тебя груда башенок... была) Случаются и моменты, когда лучше прессануть соперника внезапной догмой, а не планомерно развиваться. Да и про науку лучше не забывать, временами только отрыв по эпохам и спасает.
>Весь элемент случайности - попавшие в руку карты. Или ход оппонента в шахматах, который вы не предвидели - тоже элемент случайности?
Однако при этом в шахматах нет случайной стартовой раскладки (по крайней мере в классических). В Инновации же 105 вариантов двух первых карт (http://innovation.boardgamestrategy.net/turn-0/).
Ну если бы Инновация была такой решаемой - накопил ресурсов и живи припеваючи - у неё не было бы такого рейтинга. =)
Зона влияния - пшик. Пиратский корабль её уделает за пару ходов. С другой стороны, реализованное влияние - это уже да. В общем, многогранная игра.
так точно!
(а до пиратского корабля в дуэли надо еще дожить, причем с обилием корон))
"Игра разработана малоизвестным польским игроделом Carl Chudyk" - автор, вы что, издеваетесь?! Может, стоит хотя бы элементарно факты проверять, а не писать неведомо что из своей фантазии?
Фигасе, ты до конца дочитал? Кремень!
Я искал инфу об авторе в первых 3-4 абзацах, не нашел и пошел читать про Каверну с Агриколой :)
Я очень старался;-)
Я хоть и по диагонали читал, но это сразу зацепило тоже.
Автор знаком широкой публике лишь по "Инновации". Мы сейчас не будем разбирать "Славу Риму", которая далеко не каждому по вкусу. Остальные игры, можно по пальцам пересчитать. Они не локализованы и большинству недоступны. Давайте поправим - малоизвестным в широких кругах (теперь ювелирная точность, как мне кажется)
То, что автор не польский, ювелира не смущает?
http://tesera.ru/person/7446/
это неверная информация
Кстати не поверишь. Я был уверен что он из чехии. Посмотрел профиль - польша. Стал гуглить и НЕ НАШЁЛ откуда он. Ни на бгг, нигде... Так что вместо многозначительно "это неверно" взял бы и написал что верно. И вообще супер если бы скинул ссылку где это можно найти...
США, образование - MTI, информация - вот тут http://www.intelius.com/people/Carl-Chudyk/0cy3hmv8hkz
Спасибо, познавательно
А это точно он? Там ссылка на ликедин - Engineering Manager at Intel Corporation
да на здоровье. я на линкедин не ходил, но по ссылке в профайле Professional
Status - Board Member at Cambridge Games Factory. Точно он
Это в каких кругах? Есть брать настольную братию, то он хорошо всем известен (хотя бы как автор Инновации). Если брать пацанчиков с района, то да, малоизвестен. Также как Антуан Боза, Уве Розенберг, Кевин Уилсон.
Пузыри по луже, однако.
- Слышь, Кеша, помнишь братушку Чудыка?
- А то, Серёга, его ж каждый правильный пацан знает!
Чудык, Карл!!!
Это пять))))))
да Чудык ниочём как автор, ну вот если без пафоса
Тогда стоит писать так: все настольные игры сделаны малоизвестными авторами.
ну вот хоть один обозреватель на свете у кого независимое мнение, о то у всех как зависимое, так зависимое, даже страшно. Стаья, как всегда слишком долгая. И эта игра точьно не для зелёных новичков. Это было моё зависимое и подкупленое мнение.
Простите, совершенно не понравился ваш обзор. Я не спец в литературе, но текст написан таким языком, что его просто тяжело и неприятно читать (я сейчас только о своем восприятии).
По ходу всего описания складывалось ощущение, что вы как-то неправильно поняли правила Инновации и играли в свою собственную версию игры.
Я играл в нее разными составами и по собственному опыту могу сказать, что интереснее всего в нее играть втроем. При игре вдвоем у нее теряется некоторая грань, игра становится более прямолинейной.
И позволю себе не согласиться с некоторым строчкам из заключения. К игре существует официальный и очень подробный FAQ, который разъяснит все ваши вопросы, если у вас возникают перебранки из-за значений догм. Про то, что время игры пропорционально зависит от даунтайма, как-то даже комментировать не хочется. И как вы смогли закончить игру за 6 минут, я в голове уложить не могу :)
И да, это ни в коем случае не стратегия :) Это тактика... Разница есть :)
Мне всё-таки кажется, что это пошаговая тактическая стратегия.
Любая успешная стратегия состоит из определённых тактических звеньев (как в этой игре), если одно из них оказывается слабым (т.е. очередной ход игрока оказывается неудачным или не продуманным) - план проваливается. Борьба проиграна.
Просто стратегией назвать думаю можно, но это звучит по-дилетантски. Спасибо, что указали на это.
Тактическая стратегия - е****ться!(готов получить бан, но других слов просто нет). Пошаговая. П****ц.
Вы вообще понимаете какими терминами пользуетесь?
Вы вообще изучаете вопрос перед тем как писать о нем?
Если до этого ваши обзоры были хорошими обзорами для новичков и мне было просто жаль смотреть как вас разносят за то, что вы делаете то с чего начинали многие уважаемые сейчас блоги и издания, то теперь я начинаю сомневаться в вашей компетентности и желании разбираться в том чем вам выпало заниматься.
Пожалуйста прочитайте хотя бы оглавление Лютвака "Стратегия. Логика войны и мира" уже из названий глав поймете какую ахинею вы сейчас сказали, если у вас хватит терпения прочитать эту небольшую книгу целиком, вам откроется очень интересный мир стратегий и их компонентов.
Какая тут Логика войны, человек гражданство на глаз по фамилии определяет
78 год рождения?
А вы дело пытаете или от дела лытаете?
А вы кокетничаете
А мы офтопим и флудим. Если серьезный вопрос - пишите в личку, отвечу
Не до такой степени серьёзный. И совсем мы не флудим, мне кажется , что мой комментарий очень в тему Вашего(того что про Логику войны)... такой знаете ли плавный переход на личности.
С удовольствием ознакомлюсь с книгой американского политолога и специалиста по военной стратегии. Но! Если вы намерены оперировать такими серьёзными вещами, которые к настольной игре вряд ли имеют прямое отношение, давайте обозначим, что тактика и стратегия две совершенно неразрывные вещи. Говорить о том, что есть стратегия без тактики как и наоборот, по-моему некорректно.
Стратегия: "сделать так, чтобы всегда было поесть"
Тактика: "Есть яйца, макароны, сыр, что приготовить?"
Стратегия: "чтобы выиграть войну - надо развивать промышленность, науку, ..."
Тактика: "Бородино. За этой кочкой разместим резерв и выиграем бой."
Ну и т.д.
Выиграв бой далеко не всегда выиграешь войну. Выиграв войну не каждый бой выигран. Как-то так.
Создаешь стратегию, основываясь на ней строишь тактические действия. Но в инновации стратегия и тактика не связаны. Т.е. можно задумывать "я буду основываться на боевых картах" Это стратегия. Которая разобъётся в пух и прах с первой же пришедшей на руку картой :) Чтобы создавать стратегию надо иметь гораздо больше информации чем имеют игроки в инновацию. Там чистая тактика - извлечь максимум пользы из имеющихся ресурсов.
Вы еще варгеймерам расскажите как эти такие серьезные вещи к играм отношения не имеют. А уж в таких играх как инновация эти серьезные вещи имеют весьма четкое отражение.
На счёт неразрывность тактики и стратегии: поздравляю хоть это-то вы знаете.