А давайте-ка я пройдусь по разным играм, которые встретились на столе сравнительно недавно, а вы почитаете.
Максимум Апокалипсис. Тема – моя. Люблю жанр, люблю добывать ресурсы, слоняясь по заброшкам (в играх), люблю Ходячих мертвецов и вот это всё. Максимум казался ответом на многие внутренние запросы – компактный, вариативный, модульный, красивый. И да, всё здесь есть. Но не играет... Скучные монстры, скучные битвы с ними. С допчиком эти монстры хотя бы начинают перемещаться по карте, но этого мало (только, только, только, только этого мало!). Событие, которое может произойти – на вас может напасть очередной монстр или даже босс-монстр. С колодой событий днем и ночью (из Готики) становится немножко лучше. Да, забавно бежать по локациям за топливом, что-то искать, куда-то тащить… Но не более. Не вытанцовывается здесь что-то, к чему хочется возвращаться. И, конечно, самый тяжкий момент игры – эта компактная и вариативная игра из прямоугольной коробочки, которую можно засунуть в рюкзак, раскладывается ДОЛГО, как же, мать, ДОЛГО! Три колоды находок – для каждой миссии туда нужно найти и замешать определенные карты и в определенном количестве. Тайлы – тоже нужны на каждую миссию перебрать в разной пропорции. И зачем я это делаю? Чтобы с более-менее положительными ощущениями пройти простецкую, полную воздуха миссию? Героев много разных, но не знаю, вся эта штука с уникальной, асимметричной колодой кажется фикцией... Вроде у них и разное всё, но в итоге результат приблизительно один. Сильная сторона игры – арты, компоненты, дизайн. Остальное – поиграть можно, но я бы предпочел старый добрый Зомбицид, с шикарными миниатюрами и менее абстрактной картой местности. А если что-то более нарративное, тогда Мертвый сезон. Максимум нуждается в какой-то умной экспансии, которая откачает из процесса весь воздух и добавит мяса, драйва, интересного напряжения. Разве что, если вдруг взгрустнется какому-нибудь соло-игроку, захочется побродить по пустынным просторам, ища канистру бенза, полусгнивший бутерброд, щелкнуть по носу пару сонных зомби… И он все это сможет наполнить мысленно смыслом и сюжетом – вот тогда игра выручит пару-тройку раз.
Dark Rituals (Темные ритуалы). У меня длительные отношения с этой игрой, и они укрепляются с каждой партией. Первые раза два казалось, что здесь особо и нет никаких механик. Подлетаем друг к другу, бьем кубами как повезет. Играли тогда составом в три человека. А вот позже, в двоих, игра раскрылась неплохо. Ритуалы считаются упрощенной версией Конана. Так вот, мне эта версия, чисто тематически, нравится куда больше. Суть такая – есть ведьмы из иного мира, призывающие оттуда всякую жесть и есть борцы с этими ведьмами. На дворе альтернативное фэнтези-средневековье в грязно-мрачных тонах. Один игрок обязательно будет за ведьм. За людей можно играть толпой. Лучше, пожалуй, играть один на один. Выбираем миссию, где у каждой стороны свои цели, и погнали. В игре немало воли случая, ведь здесь и случайные находки, и кубы ложатся драматично, но есть место и тактике, планированию. Куда послать того или иного воина, где лучше перекрыть врага. На каждого юнита вы тратите энергию, а ее объем ограничен на раунд. Партии могут и затягиваться, каждый шаг нужно продумывать тщательно, ошибки здесь караются жестоко. Вначале люди послабее, и мраку кажется, что можно и подкопить силы, но не успеваешь и оглянуться, как герои становятся крайне лютыми. Не сказать, что игра рвет стандарты, не уверен, что в море других натолок она станет для кого-то любимой и центральной, но она хороша, и я буду еще обязательно.
Особняки безумия – не знаю уж, чем раньше мне они не удружили, но теперь я уверен – это одна из тех игр, которая не уйдет из коллекции. Раньше казалось, что приложение реально делает слишком много, что играться это будет один раз. Но нет, здесь даже одну и ту же миссию можно играть по-разному. Даже так – одним и тем же путем пройти второй раз – все равно весело, особенно с новым составом игроков. Стоит ли говорить, какая шикарная атмосфера царит в игре. Замечательный сериал на столе, который можно играть с абсолютно любыми товарищами – от новичков до задротов. К слову, вот здесь меня покоряет и раскладка, подготовка к партии, минимум компонентов на столе. Идеальное хоррор-приключение. Впрочем, воля приложения никуда не уходит, если нужно больше интерактивности и просто побродить по локациям – вам в УА и ДУ. Их я тоже люблю.
Война кольца – сыграна одна партия на четверых. Давно, давненько я подбирался к этой коробочке! И это оказался тот редкий случай, когда ты получаешь ровно то, что и ожидал. Гигантский мир Средиземья, наполненный теми самыми драматическими событиями, что и в кино. Для фанатов, мне кажется, это просто предел мечтаний, ведь ты можешь потрогать буквально любой участок эпопеи и изменить его историю. Я не фанат, но, скажем так, уважаю и люблю. Это что касается атмосферы. Сама игра, пожалуй, кого-то может расстроить своими сражениями на кубиках, где нужно просто удачно прокинуть, но здесь есть не только это, и по сути вам не всегда нужно будет именно кого-то рубить. Очевидный минус один – долгая раскладка. Но это терпимо. В остальном – очень ярко, максимально лорно и интересно. Если хотите в тактику, тогда лучше играйте вдвоем. А если повеселиться и поцитировать переводы Гоблина, тогда и вчетвером хорошо.
Rice of Moloch – очень долго я шел к этой игре, как-то не складывалось с покупкой. Но вот, заполучил. Еще один тактический данжик с противостоянием героев. Внешне – шикарно. Это КМОН, детка. Атмосфера, скульпты! Сыграли пока два сценария. Один игрок работает за оккультную организацию, стремящуюся вызвать демона (в финале кампании), а другой или другие – за клуб Единорога, за отважный ребят, которые не хотят, чтобы всякие там чуваки вызывали кого-либо в наш стимпанковый мир. Играя в режиме кампании, каждая сторона прокачивает свои возможности. Стимпанк, магия, мертвецы и демоны. Кубы. Проброс кубов может сыграть заметную роль. Пока очень даже любопытно!
Ктулху Смерть может умереть. Когда игра только вышла на русском, я попробовал ее и слил. Тогда у меня были совсем другие ожидания. Расследования, события, загадки... Медитативный процесс. А здесь, как оказалось, мы летим вперед и кидаемся кубами. Еще и отвалиться можно иногда буквально на втором ходу. Но со временем я понял, в чем прикол. Это как раз та игра, которая говорит: «Чел, ты хочешь побывать в мире Ктулху, но у тебя нет целого дня на Аркхэмы и Особняки? Хочешь просто залететь на карту и раздать культистам? Хочешь, чтобы это было вау как красиво и вау как просто? Вот тебе коробка». Да. Именно так и работает Ктулху СМУ. Это как комикс или шоу, где группа отчаянных, в последние минуты вызова Древнего, минуя часы расследования и сбора улик, бежит спасать мир. Пробиваемся через тактическую головоломку, на нас падает босс – убиваем его. Даже сегодня не могу сказать, что я в восторге от процесса. Я, все же, человек Особняков, вырос на окраинах Аркхэма, ем древний ужас на завтрак… Я люблю вот эти вот карточки с событиями и проверками, блуждания по районам города, погружение в сюжет. Но я понял, что хотели сказать Кмон своей игрой. Она неплохая, она очень и очень красивая. Если есть деньги, можно держать ее как быстрый данжик, когда хочется щупалец, но времени их выращивать нет.
Техену – сухая евра, но, несмотря на ее комплексность, поразительно быстро понимаешь, как и что тут делать. Вроде бы и нет тут никакого Древнего Египта, но он тут как бы и есть. Техену из тех хороших игр, в который я в перспективе бы играл иногда, но сомневаюсь, что пересекусь с ней еще хоть раз. Просто она как полезный овощной салат в ресторане, где можно взять чего-то пожирнее.
Голем – еще одна сухая евра с неожиданной тематикой. Плотину я люблю. Пожалуй, Плотина – самое уважаемое мной евро. Но вот Големом автор не так доставил. Мы растим и улучшаем големов, они бегают по городу и приносят нам либо бонусы, либо проблемы. Чего тут только нет – и синагога с шарами, и деревянные фигурки, и драгоценности. Опять же, игра играется, можно и удовольствие получить некоторое, но специально куда-то пойти, чтобы катануть шары Голема еще раз – очень вряд ли. Я бы сказал – нет, не пойду, дяденька.
Звездное слияние. Столько карт на столе я не видел никогда! Со стороны финал партии смотрится как чистое безумие. Когда четыре или пять столов полностью усеяны картами с какими-то символами и разноцветными, разнокалиберными кубами/ресурсами. Процесс в первые раунды весьма увлекает. Каждая фракция может что-то своё. Все эти крики и просьбы продать кому-то что-то, поменять, заключение сделок, получение новых технологий. Весело. Но уже раунде на третьем ты понимаешь, что просто расширяешь пул своих карт и можешь менять шило на мыло еще вот так и вот так. И становится скучно, ибо ты знаешь, что дальше игра никуда не растет, она не меняется. Для любителей поперекладывать, посчитать, выменять одно на другое… В общем, опыт забавный, но вряд ли собранные вами шесть или более человек вернутся на это снова. Я, пожалуй, пропущу.
Камни Рагнарека. Замечательная абстрактная штука. Уже в базовой версии, без всяких карт богов, здесь много веселья и размышлений. А уж карты – дух захватывает, сколько здесь всего можно навертеть. Классно. Однако, это, не смотря на картинки, абстракт. И для меня это совсем другой вид настолок. То есть, с младшим поколением и для дома – да. Но чтобы пойти куда-то, чтобы сыграть в Камни – нет.
Era of tribes – огромная игра. Правил здесь в среднем на час рассказа. С переспрашиваниями и уточнениями. Для любителей как бы исторических игр, хотя, как обычно, не стоит ждать от настолки какой-то достоверности в этом смысле. Однако, что-то такое, про развитие народов/культур тут есть. И этому способствует реальная карта мира и реальные места расселения тех или иных «народов». Размышляя об этой игре, я ловлю себя на мысли, что я бы играл в нее. И играл бы чаще. Но порог вхождения здесь упирается в потолок. Гики нужны, ощущающие сильную тягу к историческому сэттингу в духе Цивилизаций. И это самая большая проблема. Еще – игра небыстрая. На много часов. Из поступивших жалоб – рандом на выпадающих заданиях эпохи. Кому-то выполнить то или иное задание проще, чем другому. Но тут, мне кажется, можно маневрировать. В остальном же игра кажется очень даже мудро и интересно сбитой. Много интригующих деталей, таких как образование колоний, контроль пастбищ для создания конных воинов, система развития технологий, мореходство и забавная боёвка. Хотя, благодаря кубику, вы можете потерять кучу войск, сражаясь с пнём, и потом долго зализывать раны. Игра по-модному языконезависимая, но иконографика вам здесь почти ничем не поможет. Все равно придется много запоминать. Так или иначе, создатель игры явно с душой ковал свой проект. Было бы неплохо чуток перерисовать некоторые картинки и подпилить детали. В целом же игра достойная.
Time of Legends Joan of Arc. Варгейм/настолка с рядом странных дизайнерских решений, которые одновременно обескураживают и радуют. В Joan of Arc есть две игры – первая – это ее раскладка. Партия в раскладку может длиться до часа времени. И вторая часть – партия. Она может длиться заметно меньше той, первой.
Создатели сделали всё, чтобы усложнить сэтап. Во-первых, единица вашего войска состоит из базы, на которой гнездятся три фигурки пехоты или две фигурки конников. В каждую базу эти фигурки вставляются перед партией. Ага, фигурки три, потому что у войска три жизни? И нам их нужно поочередно вынимать, чтобы показать, что войско пробито? Логичная догадка, ребят, но нет. Просто вот так придумали дизайнеры. Чтобы визуально у вас была как бы толпа воинов. То есть, их три просто потому что...
Визуально это правда симпатично. Но вот натыкать базы перед партией – это ад. А они там еще и не держатся толком… То есть, двигать базу придется аккуратно, иначе пассажиры вываливаются. Так можно же приклеить, скажет находчивый миниатюрист! Логично! Но баз в коробке не хватает для всех миниатюр. Ха! И тут обвели нас дизайнеры. Но вы можете купить дополнительные базы, такой допчик имеется в природе.
Если всё поклеить – сэтап будет побыстрее, но вам все равно нужно собрать поле, насадить там красивые деревца, наискать правильные карты юнитов… И вот, собрали вы всё это счастье минут за 30 (если вы бывалый), и партия у вас заняла минут 40. Всё, собираемся. Хотите сыграть другую миссию? Демонтаж и новая сборка, встретимся за игрой минимум через 30 минут. Это если войска приклеены к базам. И да, все эти миньки, деревца, все это приятно трогать и разглядывать. Раскладка таким образом может стать неким творческим процессом. Но, как вы понимаете, это не для всех. А вот сама по себе игра – хорошая. Это гибрид настолки и варгейма. Можно разыграть разные исторические битвы времен Столетней войны. Плюс фэнтзеи – есть миссии, где средневековье обрастает разномастным фольлором. Хотите чистого историзма – вот вам одни миссии. Хотите с демонами и ангелами – пожалуйста. И каждая миссия – это отдельная игра. То есть, где-то это сражение, где-то – поиск оборотня в деревне, где-то сопровождение и отбитие обоза и так далее. В основном игра дуэльная, но есть миссии, где можно играть втроем или вчетвером. Интересная система приказов, каждое войско имеет свои характеристики – сколько кубов на атаку, сколько на защиту; какие-то плюшки за местность или за атаку (например) на определенный род войск. Вам придется запоминать, что значит то или иное слово в характеристике, ведь на карте расшифровки не будет.
Правила написаны в целом нормально, но к определенным задачам конкретной миссии возникают вопросы, которые правилами не разрешаются. Удача на кубах может сильно решить в определенной ситуации. Каждая миссия изначально – задачка. Только сыграв ее или подумав хорошенько над ней перед игрой, вы поймете, как вам нужно действовать. Например, есть миссия, где англичане стоят на горе, а французы думают, как бы их пробить. Бросаться на гору, как показала практика, даже при хорошем пробросе кубов – самоубийство. Здесь приходит на помощь карта-интрига, отражающая историческую правду – англичан нужно сманить с горы. То есть, в каждой миссии у каждой стороны есть уникальные интриги, влияющие на игровой процесс. Но их активацию еще нужно оплатить, а оплату - накопить. Каждая миссия радует инвариантностью – можно попробовать так, а можно эдак. Как и в Войне кольца – вам выпадает шанс перекроить историю. Покупая допчики, вы покупаете новые миссии и комплектующие к ним, что кому-то понравится, а кому-то нет. То есть, игра растет с появлением допов только вширь, но не в выси или в глубину. Для ценителей.
Нанти Наркинг. Первым был Плоский мир, буду его любить. Я не фанат Пратчетта, но именно в том сэттинге игра мне нравится больше – с приколами, черным юмором. В Нанти никакого юмора нет. Относительно быстрая и легкая, юморная игра с блефом, тайными ролями – это был Плоский. Нанти чуть сложнее и без юмора. Персонажи нарисованы ну так, без огонька, ремесленно. Нейросетью? Механики работают, играть в целом интересно, но атмосфера лично меня не особенно цепляет. И стэндики – это жесть. Желательно взять миньки, для читаемости. То есть – игра хорошая, но начал с Плоского – там продолжу. Отдельный респкет Чу-Чу за очень и очень приличное качество карт. Вот за это снимаю шляпу и бороду.
Продолжение следует…
Интересно, жаль что обзоры америтреш редки.