Оценка пользователей
8.7050
Оценить:
-
-AdRiver-

ЛавкаКэмп 2018. Часть 3

 

Всем привет! Сегодня я публикую заключительную часть отчёта о посещении ЛавкаКэмпа в январе 2018. В номере: Terraforming Mars, Lords of Waterdeep и немного Five Tribes.

 

 

Terraforming Mars

"Покорение Марса", безусловно, не самая горячая новинка, но именно на этом ЛавкаКэмпе мне впервые удалось её опробовать. Пройдя небольшой крэш-курс, я сыграл партию с двумя опытными игроками (100+ партий за плечами у каждого). Сразу скажу, победить не удалось... Но представление об игре я, определённо, получил.

Больше всего меня впечатлило оформление. Ходит легенда, что царь Иван Грозный приказал ослепить Барму и Постника , архитекторов Собора Василия Блаженного, чтобы те не смогли повторить свой шедевр. Нет, я не призываю повторить эту операцию с Исааком Фрикселиусом, ответственным за дизайн "Марса", но подпускать к настольным играм его больше нельзя. Чтобы он не смог повторить свой шедевр... По современным меркам Марс выглядит очень стрёмно. Если с полем ещё можно смириться, то эргономика карточек и планшетов просто за гранью добра и зла. Иллюстрации вперемешку с фотографиями, рамки в рамках в рамках, иконографика из середины девяностых. Игра - не для воинствующих эстетов!

Ну да мы не эстеты. В конце-концов... (тут я заготовил фразу, что видали мы игры и пострашнее... Но не уверен, так ли это). За пеленой неудачного оформления скрывается вполне себе бодрый и интересный геймплей. По сути, "Марс" - это карточный драфт, где вы добавляете карты проектов сначала на руку, а потом, за денюжку, на персональный планшет. Рядом прикручены менеджмент ресурсов и выкладывание тайлов на карту Марса. Где-то под всем этим нужно разглядеть победные очки. Иногда они нарисованы прямо на картах, иногда - выдаются за особые успехи в озеленении планеты.

Сердце игры - это как раз карты проектов. Их много, они все разные, полезные и не очень, невменяемые и с претензией на "научность". Можете заселить Марс лактобактериями из рекламы вашего любимого биойогурта, столкнуть Фобос с Деймосом, спасти Мэта Деймона, провести на планету интернет (оптоволокно с Земли!). Всё, что душа пожелает! За броским научным названием проекта кроется фиддлинг с кубиками на вашем личном планшете и изредка - шлёпанье тайлов на сам Марс (тайлов? Ха! Я играл в версию с шикарными пластиковыми миниатюрками лесов и городов). Оценить крутость того или иного проекта (полезный скилл для игр с драфтом) поначалу непросто. К середине игры уже начинаешь ориентироваться. Под конец думаешь: "блин, ну где все эти карты, которые я сливал в начале". В общем, типичные ощущения новичков, усевшихся за какой-нибудь драфт.

Марс, определённо, понравился. Игра показалась немного затянутой (ей богу, под конец у каждого штук по 40 карт на планшете, денег - куры не клюют, и никто уже не обращает друг на друга внимание), но с этим можно смириться. Дело за малым - составить на change.org петицию, чтобы игру переиздали в приличном оформлении и без этих пластмассовых кубиков "под металл". И будет конфетка!

 

 

Lords of Waterdeep

Настало время каминг-аута. Лорды Вотердипа - одна из моих любимых игр. Чем она меня подкупает, так это выверенным соотношением сложности и продолжительности. Не примитивная, но и не хардкор. Не затянутая, но и не стремительная. В самый раз!

Лорды - это очищенный от примесей meeple placement. Вы выставляете рабочих, получая за это разноцветные кубики, а потом обмениваете кубики на победные очки по курсу, определяемому карточками с заданиями. Игра пытается представить это как поиск наёмников и выполнение квестов на благо славного града Вотердипа, нооо... для этого требуется изрядно напрячь фантазию. За белыми и жёлтыми кубиками сложно разглядеть клириков и воинов, а за карточкой квеста - зачистку городского кладбища от нежити.

Перца игровому процессу добавляют две вещи: строительство зданий и карты интриг. Здания - это дополнительные слоты для размещения рабочих. Они обычно выгоднее тех слотов, которые присутствуют на карте изначально, но есть нюанс: отправляя рабочего в здание, построенное другим игроком, вы даете ему небольшой бонус в виде кубиков или золота. Просто и элегантно. Постройте здание, в которое будут часто заходить, и у вас будет стабильный приток ресурсов.

Вторая штука, карты интриг - это, пожалуй, самый спорный механизм во всём Вотердипе. Это разовые события, которые либо дают вам ресурсы, либо пакостят другим игрокам. Они могут вытащить вам партию, а могут нарушить все планы, и у вас не будет никакой возможности от них защититься. Take that во всей своей красе. Ложка игрового дёгтя в коробке игрового мёда. Я никогда не закладываюсь на карты интриг и воспринимаю их, как стихийное бедствие. Ну, прилетело так прилетело. Надо заметить, что не все игроки относятся к ним столь же добродушно - дозируйте розыгрыш интриг сообразно вашей компании :)

Такие вот Лорды Вотердипа. Чуть-чуть не дотягивают до моего представления об идеальной игре. Чуть-чуть не хватает разнообразия скрытых целей (персонажей-лордов). Чуть-чуть не хватает изобретательности в картах интриг. Чуть-чуть не хватает места в органайзере под карты в протекторах (у меня фетиш на хорошие протекторы, простите. Пост-мэджиковский синдром). В остальном мне всё нравится. Может, я просто неравнодушен к продукции Wizards of the Coast?

К слову, к моему идеалу сложность/время потихоньку подбирается Конкордия. Она ещё проще Лордов в плане правил, время партии примерно такое же. Ах, да, она локализована. У Конкордии есть все шансы подвинуть Лордов в моём личном топе. Когда-нибудь, но не сейчас...

 

 

Five Tribes

Первое впечатление об игре я (все мы, наверное) составляю, глядя на стартовую раскладку. Тут какое-то поле, там - россыпь разноцветных кубиков, где-то три колоды карт. Ясно, скукотища. И знаете, что я вам скажу? Ни одна игра не выглядит в стартовой раскладке так же круто, как Five Tribes. Казалось бы, прямоугольное поле с разбросанными по нему разноцветными миплами, но шаблон ломается. Five Tribes ни на что не похожа, и сразу хочется узнать, как это всё работает.

А работает это всё хитро. В свой ход вы сгребаете в руку всех миплов с одной клетки и начинаете "рассеивать" их по полю, по одному на клетку. Возможно, вы узнали в этом "Манкалу" - игру из вашей старенькой Нокии 3310. Важное условие - чтобы последний мипл приземлился на клетку, где есть хотя бы один мипл того же цвета. Управившись с посевом, вы вновь сгребаете с поля миплов, на этот раз с последней клетки и только тех, чей цвет совпадает с последним посеяным. В зависимости от цвета, эти миплы принесут вам бонус: жёлтые - очки, зелёные - карты товаров, белые - джиннов и так далее. Это - базовая механика. В игре ещё есть свойства клеток, токены пальм и дворцов, карты джиннов, и, боже мой, аукцион за право ходить первым, но к лешему эти ненужные подробности.

Самая главная нужная подробность - это то, что игра безумно сложна. Не в плане правил, нет, всех этих верблюдов можно легко переварить. Я хочу сказать, что количество возможных ходов с запасом превосходит количество капель в Тихом океане (я специально не оговариваю размер капель, если вам вдруг захочется поспорить). И это проблема. Представьте себе, что вам предстоит аукцион за право ходить первым. Вы, как и все ваши коллеги, нависаете над полем и лихорадочно ищете лучший ход. Перелопатив кучу вариантов, вы находите неплохой ход, скажем, очков на 15, и делаете ставку. Бамс! Вашу ставку перебивает сосед слева, который нашёл ход на 10, но очень любит ходить первым. Вы ходите вторым. Всё время, потраченое на поиск хода - коту под хвост, потому что сосед, ходящий первым, перераспределит миплов на поле и вашего хода больше нет! Вам остаётся только вновь нависнуть над полем и лихорадочно искать варианты. И так каждый раз. Думать наперёд бесполезно - конфигурация поля меняется с каждым передвинутым миплом. Бывает, конечно, что вы увидели хороший ход "сверху", а противник походил "снизу" и не затронул ваши клетки. Ваш ход всё ещё есть, но не хотите ли вы проверить, что "снизу" не появилось хода лучше? Может, соперник вам "вмастил"?

Эх... Как бы ни были хороши Five Tribes, проблема размышления над ходом - фундаментальная. Если вы любите искать лучший ход, Five Tribes не для вас. В этой игре лучше запомнить несколько удачных паттернов (на клетке остался один мипл? Нет ли поблизости ассасинов?), а дальше довериться интуиции. Так игра раскроется с лучшей стороны. А если вы любите оптимальные решения, попробуйте сыграть соло. Разложите миплов на поле и поставьте свой личный рекорд. Через месяц поговорим :)

 

 

На этом всё, друзья! Таким выдался зимний ЛавкаКэмп 2018. Спасибо за внимание!

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
KittenLS написал полтора года назад: # скрыть ответы

Племена лучше всего играется дуэльно, там появляются сдвоенные ходы. На самом деле количество возможных хороших ходов даже при сдвоенном ходе не так велико и партий через 5-6 они быстро выискиваются уже наметанным взглядом. Правда я играл только в базу.
Марс наверно по оформлению так себе, кубики со сколами рисунки какие то, но играя в нее ты быстро все это забываешь так же как и о времени которое пролетает.
Я вообще думаю что туда не надо хорошее оформление, игра для тех кому важно что внутри а не миньки и картинки. Оценка ее высокая как раз за механики, сердце любой настолки в моем понимании.

Slim_Slam_Snaga написал полтора года назад: # скрыть ответы

Играть можно и проксями, но глазам больно :D

KittenLS написал полтора года назад: #

У меня другой подход, если я играю и не замечаю компоненты в игре значит они отличные.

BiskviT написал полтора года назад: # скрыть ответы

Полностью согласен с вами насчет Марса! Если, как тут пишут некоторые: игра сильно затянута, ужасное оформление и вообще проблемы с механикой, как могла попасть на BGG на 5 место из 90000 тысяч игр при 21 тысячи проголосовавших?? И при этом в рейтинге стратегий вообще на 4 месте? Уму не постижимо!
А на самом деле это отличная игра, в которой оформление играет не самую главную роль, а вытягивает игру в десятку лучших - именно механика. Есть куча игр с красивым оформлением и кучей минек, которые и не могут и мечтать даже о 100-200 местах, потому что к минькам и красивым картинкам забыли положить, собственно, саму игру!
P.s. ИМХО

Slim_Slam_Snaga написал полтора года назад: #

Не механика ее тащит в топы (мы эту механику видели 100500 раз в играх да получше), а совокупность темы, поля и тонны карт

Diamond76 написал полтора года назад: # скрыть ответы

Так ведь недостатки не отменяют достоинства. Просто если бы оформление было более однородным, а длительность процесса варьировалась в зависимости от количества игроков, то была бы 10-ка, а так 9-ка)
Механика сама по себе не оригинальна (пасьянс же), но отлично модифицирована под сюжет, подключено поле с тремя шкалами и комбы получаются очень разнообразными. Плюс довольно активное взаимодействие, чего обычно нет в такого типа играх.

Nouvelle написал полтора года назад: # скрыть ответы

Где это в Марсе активное взаимодействие?

Diamond76 написал полтора года назад: # скрыть ответы

Во-первых, "довольно активное". Во-вторых, события (1), выкладывание игроками годов и т.п. идет в плюс другим, то есть влияние твоих карт на чужие и наоборот (2), жетоны городов и озеленения можно выложить так, чтобы они мешали другим или приносили тебе бонусы за счет чужих жетонов (3), перехват наград и достижений (4), удалить чужие ресурсы (5).

Nouvelle написал полтора года назад: # скрыть ответы

Ну, тогда все настольные игры с взаимодействием.
В Марсе все взаимодействие - это пара карт воровства ресурсов, да пара карт, которые могут есть кубики с других карт. Все эти "сожги растения", "убери производство", выкладка города в неудобное место - максимум досадные помехи, не более. В Марсе основной фокус на собственной зоне с картами. Если у игрока нормальные карты, то все это "взаимодействие" ему как слону дробина. Получается, что основной момент игры, когда можно помешать сопернику - не дать ему нужные карты на драфте.

Diamond76 написал полтора года назад: #

Большинство со взаимодействием, в большей или меньшей степени. Иногда - это только возможность забрать нужный тайл, нужную карту. перехватить действие. Если взаимодействием считать только прямой конфликт, то да, в Марсе этого очень мало.

cyril2012 написал полтора года назад: # скрыть ответы

Возможно не поняли игру.
Вся игра в драфте. Каждый раунд вам все равно не купить все карты и искусство состоит в тонком балансировании, чтобы одновременно не дать соперникам очень нужные ему и при этом оставить нужные себе.
Почти все взаимодействие в этом.
Ведь взаимодействие - это возможность вашими действиями уменьшать результат соперника.
Поверьте, в некоторых играх без прямого взаимодействия взаимодействия может оказаться на порядок больше, чем вы думаете поначалу.
В паре последних партий в Марс очень четко ощущалось, что соперники совсем не давали карты, нужные мне.
Молодцы. Научились делать это грамотно.
А воровство ресурсов и "сожги растения" - баловство. Влияет, но гораздо меньше.

Slim_Slam_Snaga написал полтора года назад: #

Это не новелла.
Был бы открытый драфт, было б ещё лучше

Diamond76 написал полтора года назад: #

Во-первых, "довольно активное". Во-вторых, события (1), выкладывание игроками годов и т.п. идет в плюс другим, то есть влияние твоих карт на чужие и наоборот (2), жетоны городов и озеленения можно выложить так, чтобы они мешали другим или приносили тебе бонусы за счет чужих жетонов (3), перехват наград и достижений (4), удалить чужие ресурсы (5).

Slim_Slam_Snaga написал полтора года назад: # скрыть ответы

Комбы? Где? В Марсе?!!
Вы меня простите, но это "жалкое подобие левой руки", а не комбо

Diamond76 написал полтора года назад: #

А что же по-вашему комбо? И в какой игре это подобие "правой руки"?
С моей точки зрения, привязка к свойству корпорации, ориентация на метки. влияние карт одна на другую, в том числе и тех, что у соперников, - это и есть комбо.

SadSido написал полтора года назад: # скрыть ответы

"Комба" - понятие растяжимое. По меркам Magic, люди называют комбой Mountain + Lightning Bolt. В принципе, одно без другого не работает.

В Марсе определённо есть карты, которые хорошо работают вместе. Скажем, карта с меткой "листик" и карта, требующая для постройки метку "листик". Вот, собственно, и комба.

Slim_Slam_Snaga написал полтора года назад: #

Работают и связки есть, но так чтобы можно было закрутиться и за один ход сделать и то, и другое, и пятое, и десятое? Невозможно. Самодостаточного движка, что включается от правильного действия игрока, построить невозможно.
Достать нужную карту невозможно, сброс закрыт для эффектов (а в совокупности с закрытым драфтом это двойное зло) и тд

В тех же Поселенцах и Эре можно было строить игру на правильных feature эффектах, в GtR и РФТГ есть личинг. В Марсе такого и близко нет.

Ах да, сыгранные карты священны как та корова и сделать с ними ничего нельзя.

При том Марс мне понравился, хочется играть ещё, но он ужасно неуклюж и далёк от идеала

valdar написал полтора года назад: # скрыть ответы

Когда читаю про якобы плохое оформление Марса хочется выхватить пистолет (с) и грохнуть очередного критика. Оформление отличное.

Ogro написал полтора года назад: #

Кому и кобыла невеста.

Slim_Slam_Snaga написал полтора года назад: #

Джонни Айв?, Садитесь, я вам рад!!!

GingerBreadMan написал полтора года назад: #

Воинствующее фанбойство детектед.

SadSido написал полтора года назад: #

Я помню, как рассматривал карту, которая даёт скидку на все "стандартные проекты" (не помню названия). На ней натурально нарисовано вот это: http://images.webpark.ru/uploads53/090115/optica_18.jpg Вот собственно и всё, что нужно знать об оформлении Марса. Когда дизайнер гуглит "funny scheme free images" и лепит результат на карту - это НЕ отличное оформление. Это банальная халтура.

Confessor написал полтора года назад: #

Поддерживаю!

Slim_Slam_Snaga написал полтора года назад: # скрыть ответы

тотально согласен по Марсу (затянут, расстрелять) и Уотердипу (почти эталонный воркерплейсмент)

Diamond76 написал полтора года назад: # скрыть ответы

Да, быстро Марс не терраформируешь)
Без интриг Уотердип много потеряет, все-таки это способ тормознуть лидера, провернуть удачную комбу, да и дополнительный ход после всех не бывает лишним.
Мне кажется, что в Кланах не так уж много ходов в каждый конкретный момент, а если все в нее уже играли, то ставки делаются крайне осторожно именно по причине того, что первый игрок может оставить после себя еще лучшую комбинацию на поле, чем была.

SadSido написал полтора года назад: # скрыть ответы

Без интриг в Вотердип играть, конечно, нельзя - пол-игры пропустишь. Мой поинт в том, чтобы карты интриг были чуть менее прямолинейными.

Например, карта "возьми два воина и выбери игрока. Выбранный игрок получает воина". Это простор для обид и кингмейкинга. А вот было бы "Возьми два воина. Игрок с наименьшим количеством воинов в таверне получает воина". Совсем другое дело! Во-первых, никаких обид (разве что при равенстве кубов). Во-вторых, можно подгадать момент и получить три воина разом. Какая-никакая тактика.

А вот интриги в виде обязательных квестов надо выкинуть. От них только настроение портится...

Diamond76 написал полтора года назад: #

После двух десятков партий все интриги хорошо воспринимаются. И теперь почти всегда играем с допом, а это еще больше разнообразит процесс и увеличивает возможности взаимодействия.
Мне кажется, что самому решать, кто получит воина, - хороший вариант, поскольку можешь не дать его тому, кому очень нужно. А подгадать можно с другими картами: если такого приключенца нет у игрока, получите себе столько-то и т.д.
Главное, игра даже на шестерых без большого даунтайма играется.

ZhiganovAlexander написал полтора года назад: #
Марс

Оформлени у игра и правда ужасное (дизайн просто отвратительный), но вот почему часто встречается мнение о том, что игра долгая или затянутая? Наоборот, для меня она из категории достаточно быстрых игр (не больше двух часов на четверых)

error111 написал полтора года назад: #

Вотердип с допом? Для меня он решил прпроблему отсутствия разнообразия. Плюс, столь не любимая многими, коррупция очень оживляет игру. Ноу тайм ту эксплейн. - слейвери тайм!
Марс для меня до сих пор остается загадкой - чем так всех этот не дружелюбный по времени фидлинг с тейкзетом завораживает...искрене не понимаю. И ведь в реале знаю людей со 100+ партиями.
Племена одна из топ5 игр. Хотя и не играем давно. Но воспоминания о ней самые теплые. Хорошая головоломка.