С одной стороны, писать обзор на игру, которой на тесере владеет 6 человек - не самая актуальная затея.
С другой стороны, 1000 раскупленных коробок на предзаказе "Ни шагу назад!" говорит о том, что интерес и к варгеймам в целом, и к теме Великой Отечественной Войны у какой-то части игрового сообщества имеется.
Сам я долго присматривался к играм на эту тему, понимая, что больше одной-двух иметь в коллекции не хочу. Возможно эта небольшая статья кому-то поможет определиться с (не)покупкой.
Итак, Dark Valley:Deluxe edition - фишечный варгейм (и вот тут отвалилась первая половина читающих) для 2-х игроков, целиком посвященный Великой Отечественной Войне. Игра даёт возможность отыграть как ряд сценариев разного масштаба, так и всю войну в режиме кампании.
Военные действия происходят на гигантской - от Берлина до Урала - карте, разбитой на гексы, в масштабе приблизительно 20 км в 1 гексе.
Поле игры.В левом верхнем углу счетчик ходов (с указанием погоды), ниже трек жетонов приказов, еще ниже трек победных очков.
1 ход в режиме кампании равен по времени примерно 1 месяцу за исключением самого первого (укладывается в период с 22 по 30 июня) и некоторых весенних.
Необходимо сразу отметить, что если попытаться отыграть всю войну – 44 хода – то это удовольствие не на один день (вот тут отвалилась вторая).
Масштаб войск - 1 фишка наземных войск представляет собой как правило дивизию или корпус, хотя есть и бригады и армии, а также некоторые другие части.
Таким образом, DV:DE - оперативно-стратегический варгейм, если судить по масштабам, и как мне кажется, у автора игры Теда Рейсера получилось создать игру, которая позволяет достаточно подробно отыграть фронтовую операцию, не впадая при этом в две крайности - слишком высокую степень абстракции или наоборот, настолько суровую историческую дотошность, что игроку потребуется полноценный фронтовой штаб.
КАК ВСЕ УСТРОЕНО ВНУТРИ
Как уже отметил выше, у игры кроме кампании от первого до последнего дня войны, есть несколько относительно коротких сценариев (т.е. существует нетеоретическая возможность отыграть их за 1 день). Сценарии представляют собой крупнейшие операции - “Барбаросса”, “Блау”, “Цитадель” и “Багратион”.
( Примечание для одинокого читателя – с одной стороны, хочется верить, что, если ты дочитал до здесь, объяснения что это за операции, не требуется. С другой стороны, наверное, лучше побыть занудой и таки перечислить. Но я не буду).
Игрок каждой из сторон выступает в роли…А вот чёрт его знает, в роли кого, поскольку:
- никакой политики (слава оззи озборну)
- никакой экономики ( славься, славься, игемон)
- никакой науки –исследований- ядерных бомб- прочего непотребства
-никакой разведки, ибо вся информация на поле открыта (это прискорбно. Но не очень, так как есть нюансы)
Игрок полностью сосредоточен на:
- проведении войсковых операций
- организации снабжения войск
- распределении поступающих подкреплений.
Так что, в принципе, можно считать игрока этаким гибридом генерального штаба и фронтового командования.
Вот мы последовательно их и рассмотрим на примере сценария операции «Барбаросса» и отдельных моментов кампании.
Сценарий начинается с расстановки войск и первой расставляется обороняющаяся сторона.
Пример расстановки на границе в 41-м.Хорошо видно что одиноким советским дивизиям противостоят целые стопки жетонов по другую сторону границы.
Игрокам даётся известная свобода при размещении войск, для советской стороны ограничений больше для того, чтобы удар Германии ощущался как действительно внезапный и мощный.
Уже здесь начинается игра, поскольку даже советскому игроку есть над чем поломать голову например как разместить 23 резервные стрелковые дивизии (силы на самом деле не бог весть какие, но их размещение обязательно повлияет) и какие направления прикрыть внутри военных округов наиболее боеспособными дивизиями.
У немцев просто кирдык – ты можешь размещать войска как угодно, где угодно, но имей в виду - в первом раунде группа армий север может атаковать только войска Прибалтийского округа, группа армий Центр - соответственно Западного, наконец, группа армий Юг - Киевского. Упускать возможность уничтожить первым ударом максимальной силы войска на всем протяжении границы - не резон, хотя кто-то предпочтет радикально изменить рисунок операции по сравнению с историческим оригиналом.
Отдельно оговариваются условия размещения и действий для группировки войск Оси в Румынии и Одесского военного округа.
Цели в каждом сценарии разумеется различаются, а в кампании так и вовсе динамические - то есть, если в 42 не победил, но смог удержаться в игре, то в 43 - новые задачи.
Например для победы в сценарии Барбаросса немца нужно выполнить одно из двух:
Если немцы возьмут 29 очков - останутся в игре (в режиме кампании), если 28 - проиграют.
Казалось бы, чего проще, но, камрад, поверь - это реальный вызов.
Безысходность Древнего Ужаса? Да что вы знаете о безысходности, когда в сентябре ты захватил уже чуть ли не половину европейской России, а до достижения заветных 30 очков - как до луны пешком. А в октябре - распутица, грязь, снабжение отстает, люфтваффе отстой, боеспособность танковых и моторизованных частей резко падает, русские клепают подкрепления со страшной силой, а ты вместо того, чтобы остановиться, должен, выпучив глаза выгрызать хотя бы ещё 1 такой важный советский город. А советская армия не мальчик для битья, хотя безусловно соотношение потерь не в ее пользу. Любой локальный успех РККА при твоем попустительстве немедленно может перерасти в серьезную проблему, которую тебе нечем бдет решить. И ты начинаешь пожинать плоды всех предыдущих проволочек, задержек, небрежно проведенных операций, неправильно распределенных подкреплений...
Но стоит нам перенестись на другую сторону фронта, как здесь нам тут же становится ясно: немцы прут и их не удается остановить, фронт весь в дырах как тришкин кафтан, громадные потери, Ленинград вот-вот угодит в блокаду, Смоленск взят, Киев требует огромного напряжения сил, но, судя по всему, вот-вот падёт, если немец ещё немного нажмёт - фронт рухнет. А чем ты думал, когда бросал войска в контрудары при соотношении 1 к 1?...И так далее.
Одним словом, игра потрясающе передает кризисность, не дает расслабиться обеим сторонам и на каждом шагу заставляет думать и делать выбор. То есть решения, которые отразятся на ходе игры игроки принимают постоянно. И у этих решений обзательно будут последствия. Через ход, через два. Через 8. Такое ощущения я испытывал только при игре в Войну Кольца. И это бесценно.
Структура игры проста и логична - вся игра делится на Ходы, ходы делятся на Фазы, а Фаза Действий (самая основная часть игры) - на Раунды.
Поскольку мы говорим о Барбароссе - первый ход сразу начинается с Фазы действий, и вот мы подошли к основной механике игры - “chit pull system”, говоря по-русски, доставанию жетонов. У каждого игрока есть свой набор жетонов приказов, который заранее определен на каждый из 44 ходов кампании. Кроме того, на каждый ход жестко определена инициатива игрока - кто первым ходит, т.е. если на 1 ходу первыми всегда будут немцы, то на 7 ( декабрь 1941) - наши. Так вот игрок, которому принадлежит инициатива, выбирает 1 жетон приказа из доступных и разыгрывает его. Остальные жетоны обоих игроков отправляются в непрозрачный мешок и тянутся вслепую!
В чём плюсы такого на первый взгляд странного решения? Их есть. Во-первых, это дает необходимый уровень неопределенности, так сказать, туман войны ( напомню, в игре нет разведки, вся информация открыта), во-вторых даёт ощутимый рост играбельности (я переигрываю Барбароссу вот уже в пятый раз и всегда возникают новые игровые ситуации), в-третьих, это даёт возможность для полноценной соло-игры ( а мы то с тобой понимаем, что никто в здравом уме не согласится сыграть с нами в этот шедевр). В четвертых, у игроков всё-таки есть парочка жетончиков, которые остаются в их прямом распоряжении и могут быть использованы в кризисной ситуации, в-пятых, такой подход позволяет добиться великолепной симуляции качества армий, но об этом ниже.
Собственно, раз уж речь зашла о качестве армий, что они представляют из себя здесь? И вот эта часть мне нравится очень, поскольку разнообразие юнитов таково, что я определяю его как оптимальное изобилие. Другими словами, представлены все основные и не очень виды соединений и объединений, а именно:
В РККА:
- советские стрелковые дивизии 2 видов (обычные и чуть более сильные дивизии, пользующиеся высокой репутацией в РККА, например 99-я)
- кавалерийские корпуса
- механизированные корпуса начала войны
- общевойсковые армии
- воздушно-десантные корпуса
- морская пехота
В армиях Германии и сателлитов:
- пехотные дивизии 2 видов ( обычные и чуть более сильные первых волн формирования)
- армейские корпуса
- моторизованные дивизии
- танковые дивизии
- легкопехотные дивизии
- дивизии горных егерей
- румынские, венгерские, итальянские, словацкие части и даже знаменитая “Голубая” дивизия.
Я перечислил только самое основное с чем начинается война (и то - не всё). У обеих армий есть, ты не поверишь, самая настоящая прокачка! Мы же знаем с тобой, что уже в 41 году в РККА появилсь Гвардия - она появится и здесь, как и дивизии народного ополчения. Будут расформированы мехкорпуса 1 волны (уже в сентябре) их место займут танковые бригады, потом - в 42-м танковые корпуса, сперва обычные, потом гвардейские, появятся ударные армии и многое другое. Будут и особо отмеченные части - например, танковая бригада Катукова, кавалерийский корпус Доватора.
РККА в 41-м.
В конце концов, появятся гвардейские танковые армии которые будут обладать чудовищной силой и маневренностью, дальнебомбардировочная авиация, артиллерийские корпуса прорыва...Словом, всё то, с чем Советская армия дойдёт до Берлина.
Советская Армия в 45-м.
У немцев соответственно - дивизии будут сниматься отдыхать во Францию, а после возвращаться переформированными в более сильные, будут формироваться моторизованные дивизии СС ( кроме изначально имеющихся в составе Дас Райх, Лейбштандарта Адольфа Гитлера и Мертвой головы, будут и Великая Германия и Викинг и Полицай и Гитлерюгенд и другие), которые позднее станут панцер-гренадерскими, появятся и печально известные батальоны танков “Тигр”.
Вермахт в 41-м
Будет и “отрицательный” рост - неизбежно предаст Италия, её войска покинут фронт, от начальной мощи Люфтваффе к концу кампании почти ничего не останется, а такие мощные поначалу армейские корпуса будут вовсе не так выгодно смотреться при встрече с гвардейскми или ударными армиями. Но предопределено не всё - только от успехов обоих игроков зависит как и когда (если вообще) Польша и Румыния перейдут на советскую сторону.
Вермахт в 45-м.
Теперь несколько слов о снабжении. Никто не требует знаний специальных формул или сверки чисел из каких-то мудреных таблиц, но у каждой стороны свои проблемы. Игроку за СССР поначалу гораздо легче - ему принадлежит вся территория, и он с легкостью может провести искомую линию снабжения длиной 5 гексов до железной дороги которая связана с тыловыми объектами страны. Но потом немцы крушат фронт, окружают, занимают ключевые города в тылу - и вот ты и сам не заметил, как твои войска либо оказываются без снабжения ( out of supply) либо при более плотном кольце и вовсе могут быть окружены (isolated), и если не вырвутся, то в конце хода скорее всего погибнут.
Окружение под Киевом. У советских войск (желтые) ещё есть шансы вырваться, но их немного.
У немцев ситуация кардинально другая - у игрока в наличии несколько баз снабжения (supply Depo) которые могут двигаться только по железным дорогам, обеспечивая снабжение вокруг себя в радиусе 7 гексов. Кроме того, у немцев есть специфический армейский элемент - штабы 4 танковых групп , которые помимо огромной роли в управлении войсками играют также роль депо с радиусом в 3 гекса. Но глубокие прорывы фронта такая вещь, что никаким тыловикам не угнаться за танковыми клиньями, и тогда на помощь приходит люфтваффе. Да-да, у немцев 41-42 году есть авиаснабжение как передовых танковых и моторизованных дивизий в количестве до 6 штук одновременно, так и окруженных в городах гранизонов ( привет Холм, Демянск и Сталинград).
"Тетушка Ю" доставляет груз.
Это всё конечно интересно, скажешь ты мне, но как всё это воюет? Вот встретились танковая дивизия вермахта и наш мехкорпус - кто кого заборет? Хороший вопрос, отвечу я, поскольку это зависит от нескольких факторов - не беря в расчет снабжение (ибо его отсутствие серьезно сказывается на боеспособности), мы должны будем принять во внимание, кто атакующая сторона, на каком ландшафте будет происходить бой (в игре очень простые и ясные различия у ландшафта и, конечно, он имеет прямое влияние), будет ли дополнительная поддержка - у немцев это может быть:
-штурмовые орудия (очень полезный в обороне предмет), чьи возможности на протяжении игры серьезно растут.
-тактическая поддержка авиации, если бой в зоне досягаемости люфтваффе,
У советского игрока:
- поддержка танковых бригад (с осени 41 по весну-лето 42)
- поддержка авиацией ( поначалу очень слабенькая, к концу войны не хуже люфтваффе, зато доступна на любом участке фронта)
Ну и конечно, прямое соотношение сил - ведь это только в нашем примере драка 1 на 1, а в реальности можно сконцентрировать до 4 соединений на 1 гексе, соблюдая известные ограничения ( не более 3 корпусов и не более 2 армий).
После чего атакующая сторона бросает 1к6 и смотрит результат броска по таблице (да таблица есть, их даже 2 - для немецкой и советской армии, но они не страшные): результаты могут быть самые разные - от отсутствия каких либо перемен, до полного уничтожения одной из сторон. Никаких автоматических побед или уничтожений в ходе боя - всегда есть шанс выпутаться из передряги, Зато у некоторых соединений есть так называемые зоны контроля вокруг собственного гекса и если в результате боя вы вынудили противника отступить в одну из ваших зон - он автоматически уничтожается. Таким образом игра стимулирует не просто нагонять войска в 1 точку, но и грамотно ими маневрировать, обходить противника, создавать угрозу его тылу и флангам. Это реально круто работает и насколько я знаю, резко выделяет эту игру на фоне других представителей жанра.
Но мы еще не говорили о подкреплениях. У обеих армий здесь тоже серьезные различия, обусловленные историческим соответствием.
Сперва надо сказать, что у обеих сторон есть два типа как бы ресурсов. Это подкрепления и пополнения. В чем разница? В том что подкрепления - это конкретные части, которые доступны тебе для размещения на карте в начале хода. К примеру, у немцев это резервы ОКХ, которые доступны игроку уже на втором ходу (в июле 41) - конкретные дивизии и корпуса, в том числе итальянский КСИР или поток номерных общевойсковых армий для РККА.
Пополнение- это некое неодинаковое количество очков с помощью которых ты можешь вернуть в строй разгромленные и убранные с поля соединения, либо пополнить понесшие потери до полной численности (у многих соединений обратная сторона жетона содержит характеристики ослабленной. Вот чтобы их перевернуть обратно очки и тратятся).
Просто для сравнения: немецкие (вверху) и советские (внизу) подкрепления по ходам на 41 год. Как видите немцев ждут большие проблемы.
Дополнительным стимулом немцев к захвату определенных городов, служит тот что, такой город добавляет некое число очков в пул советским резервам, а как говорил один мудрец - иметь армию и не иметь армию, разница уже две армии.
Кроме того с определенного момента у СССР прибавляется мощь уральских и далее регионов страны и помощь союзников по ленд-лизу, что в перспективе позволяет уверенно смотреть в будущее. Если дадут дожить.
У немцев не очень гладко - подкрепления текут тонкой струйкой и по совести заканчиваются как оперативный фактор в августе 41 вместе с подкреплениями - аж до весны 42.
Зато весной происходит глобальное обновление и восстановление всего и вся, вполне позволяющее провести стратегическую наступательную операцию на одном из участков фронта.
На руку немцам играет тот факт, что при грамотном проведении операций можно нанести серьезный урон людским ресурсам противника например, захват Киева и блокада Лениграда скажутся непосредственным образом, а кроме того, пополнения и подкрепления едут по железным дорогам, и захват определенных точек может исключить такой подвоз туда, куда немцам не нужно.
Вот вроде бы и всё, но обзор не был бы полным, если бы я не отметил отсутствие в игре двух вроде бы серьезных и важных моментов.
Условно считается, что финны обеспечили свой участок блокады Ленинграда и если немцы перехватят все железнодорожные пути к нему - этого будет достаточно для блокады ( Дорога Жизни тоже есть, но не хочу вдаваться в детали).
Резюмируя я хочу подчеркнуть именно особенности игры:
1. ТЕМАТИЧНОСТЬ.
В игре так много грамотно и просто переданных нюансов, что остается снять шляпу перед создателем, Тедом Рейсером. Некоторые курьёзные моменты не режут глаз, а клюквы в виде вездесущего нквд, льющего реки крови - слава богу нет.
2. АССИМЕТРИЯ СТОРОН.
Она естественно вытекает из тематичности, но я не думал, что будет настолько круто. Различия переданы настолько легко и элеганто, что нет слов. Вот это сочетание постоянно меняющегося набора жетонов приказов, отражающих качество командования, особенности авиаций и снабжения, наконец боевые таблицы передающие компетентость и качества самих войск, не говоря уже о прокачке этиъ самых войск - всё это приводит к тому что Вермахт и РККА играются как две реально разных армии, каждая со своими плюсами и минусами.
3. ПРОСТОТА и ЭЛЕГАНТНОСТЬ МЕХАНИК.
Может, мне не удалось это передать, но я ожидал куда больших затруднений с правилами, споткнувшись буквально на паре моментов. Ясная и чёткая структура, поиск по ключевым словам и всё это - на 28 станицах, включая обложки! Люди, боящиеся варгеймов с огромными талмудами правил - здесь реально не тот случай. Сколько страниц в правилах моего любимого Глумхэвена? Под полсотни?
4. СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ
Не знаю как по другому назвать когда ты чувствуешь вес и глубину принимаемых решений в игре. В некоторых играх несмотря на кучу компонентов этого нет. Мы оба знаем с тобой такие игры, правда же?
5. Даже... ЛЕГАСИ!)))
В режиме кампании полно событий, которые имеют неотменяемый эффект:
- расформирование мехкорпусов
- приход тех или иных частей подкреплений
- отъезд немецких частей на Запад
- предательство Италии
- переход на советскую сторону Румынии и Польши
И это только то что лежит на поверхности.
В общем-то у меня не большой опыт игр подобного жанра, корчить великого специалиста по варгеймам не буду. Просто хочу сказать что для меня эта игра оказалась именно тем, что я искал о Великой Отечественной Войне. Она оказалась настолько хороша, что я просто не мог не поделиться рассказом о ней.
А по ощущениям, в чём разница между no retreat и данной игрой, не считая использования карт и масштаба игрового поля? Если возможно подробней)
Я вам отвечу отдельным постом, поскольку хотел еще написать о Dark Valley кое что. Так что ваш вопрос в тему.
может еще напишете как освоить ее )))
кстати, я раздобыл правила переведенные на русский, сценариев переведенных нет
По совести сказать, я в некотором затруднении. У всех нас разные условия, мы сами разные люди, и тот способ, который подошел мне, может оказаться неприемлемым для другого.
Вот потрясающее руководство по освоению другой игры https://tesera.ru/user/Imago/thought/1300179/
Ряд советов из неё универсален и может помочь.
Сомневаюсь, что я мог бы разразиться таким же по объёму и качеству текстом.
А какие у вас конкретные трудности?
Тогда хотя бы может просто опишете раунд игры на примере нескольких юнитов.
Я как раз этим и занят, но придется подождать пару дней - это довольно объемное занятие)
Да я никуда не тороплюсь, спасибо ))
Спасибо!
Спасибо за обзор! Просто именины сердца. Тед Рейсер один из моих любимых дизайнеров. Играл в его игры и по первой мировой, и по второй, и по нашей гражданской. Вот только в серию "Dark..." ещё не играл. Пока думал над Dark Sands, их раскупили. А Dark Valley уж очень большая, такая же большая, как мои сомнения, что мне удастся её разложить и сыграть. К тому же остановило излишнее удорожание игры из-за половинного набора компонентов для другой игры, которой у меня нет. Так что, наверное, буду дожидаться Dark Summer.
Еще раз спасибо! Насчет большой игры - да, есть грешок). Народ алчет сценариев на 1 половину карты, чтобы хоть немного места на столе сократить. Я так понимаю, что силами фанатов Берлинская операция фактически допилена - там дополнительные части у вермахта, типа Курмарка, Сопровождения Фюрера и прочих 600ых пехотных...
А про вторую игру - там только колодв карт нет и правил, я в комментарии ниже писал. Вот допройду Дарк Валлей - у меня уже сентябрь 42.)
Кстати, постараюсь на днях отчетик небольшой допилить.
Я в курсе про комплектацию. Это-то и обидно, что почти ещё одна игра в коробке, правила можно распечатать, а карт - основного движка игры - нет. Ну хотя бы отдельно продавали...
Маркетинг gmt как он есть)))
прочитал правила, теперь вот думаю, с чего бы начать ))) там столько нюансов надо помнит на каждую дату, на БГГ есть какая-то мега памятка на 90 страниц по правилами и подразделениям в зависимости от периода войны ))
т.к. я не являюсь профессиональным варгеймером, то как то не знаю с какой стороны теперь подступиться
Начните с Блау.
На бгг на самом деле вот эта 90 странияная памятка только пугает, потому как большая часть просто повторяется из хода в ход.
Лично я делаю не так. У меня перед глазами есть сценарий, там самые важные правила естественно указаны.
Затем в самой игре есть памятка, которая выделяет по ходам именно важные изменения.
Остальные вещи вам будут нужны от случая к случаю.
спасибо
попробую Блау
я тут в целях общего развития посмотрел как в реальности обстояли дела...
www.youtube.com/watch?v=wu3p7dxrhl8
Хороший, проект, наглядный, молодец парень, огромную работу сделал.
Если захочется чего то более вдумчивого по нюансам, рекомендую Алексея Валерьевича Исаева. Полно лекций на ютубе, в том числе и о Сталинграде.
загрузил в Васал сценарий Блау - и вот сижу теперь с двумя горками каунтеров и думаю как это ставить то все ))) границу фронта нашел
это же целая отдельная игра расставить все подразделения по уму )))
https://imgur.com/gallery/eqJGrxp
Разумеется!
Люди, играющие в колодострои часто говорят, что составление колод - отдельный кайф и часть игры. Вот здесь, по моему, аналогично.
Было бы легче если бы была готовая расстановка указана, конечно. Взял и просто все вдоль линии фронта расставил. У СССР как раз практически в одну линию все хватает ))) Надо же с чего то начать
https://boardgamegeek.com/thread/2296007/how-setup-game
Тут как раз вопросы сетапа поднимают
Спасибо за обзор!
Вы тот человек, благодаря которому Golan 73 в вишлисте. Так что это вам спасибо)
Спасибо за обзор неочевидной игры
Да на здоровье. Как оказалось, для Теда это был уже не первый подход к снаряду, и по его собственному признанию, к новой он шел 30 лет. На вопрос почему она так отличается от других игр такого масштаба про восточный фронт он ответил, что ни одна игра не дала ему ощущения, которое он испытывал, читая о той войне. И он задался целью это исправить.
Одним словом, дядька вложил душу.
Вообще я действительно много чего не упомянул хорошего. Например, что в коробке делюксового издания лежит ещё одна игра. Road to Berlin. Нет, это не филлер, да, это минимонстр на карточном движке. Издатель решил, что будет круто "поддержать фанатов старой игры Теда" и напечатал карту с обратной стороны оригинала. Я когда коробку открыл, меня чуть кондратий не хватил. Ну думаю, это какая то хуцпа. А нет, странный издатель и фишки туда вложил. Все, которые нужны. В общем полез я на сайт BGG разбираться, можно ли купить карты - 2 колоды. Нет, говорят, мы ж фанатов решили поддержать.
Нашёл. Скачал. Запнпшил. Поиграю - ещё и про нее обзор напишу.
Спасибо! Пишите еще.
Жаль, что у нас такое не локализуют!
А я в этом смысле не отчаиваюсь, знаете почему? Gaga же взялась за Path of Glory - карточный варгейм на тему Первой Мировой. Угадайте, как говорится, кто автор? Рейсер!
Собственно не Road to Berlin, а правильно Barbarossa to Berlin лежащая в коробке делюксовой Dark Valley - это фактически Path of Glory только на уже тему Второй Мировой.
А ещё в DV простейшим языком написаны правила, более того в книге сценариев есть пример 1 хода игры с картинками. На жетонах вся информация цифровая,в таблицах с ландшафтом, подсказками и прочим - всё очень доступно. Я в том смысле, что в данном конкретном случае английский не является препятствием которое непреодолимо.
Надеюсь, что Гага не забросит варгеймы.
Сам жду свою копию с предзаказа “No retreat”!
Я вам откровенно скажу что имею на примете с 10 наименований, локализации которых очень бы обрадовался. Всё ж таки доступность таких нишевых игр оставляет желать лучшего, особенно если ты живёшь "в регионах".
"Если выпало в провинции родиться,
Лучше жить в провинции у моря.." Н-да, но с варгеймами не разбежишься.
а можно список ))) я вот знать не знал про такую игру как эта
Да тут есть более опытные товарищи, которые могут только саркастически поулыбаться, если я его озвучу.
Предпочтения у всех разные же, кому-то будет интересны другие аспекты в варгеймах нежели мне.
Мне важен баланс исторического соответствия с интересными механиками. И конечно же тематичность. Иными словами, я допускаю, что Here I stand - великолепная игра, но к этому периоду истории я равнодушен, по сравнению с некоторыми другими, а например, Maria, которую так же высоко оценивают многие, тоже вне поля моего зрения, несмотря на куда больший интерес к периоду Семилетней войны, только по одной причине - я не понимаю, как игрок за Пруссию одновременно играет и за Имперскую армию, которая была одним из противников. Сам факт настолько меня вымораживает, что я даже разбираться не хочу, почему так, для меня нет стоящей причины.
Опять несёт. Видимо сказываются последствия самоизоляции.
Список. Не по степени значимости, но всё же.
1. Reds!
Наша Гражданская война. Переданы разные возможности сторон. Если меня не устроят правила - я перепилю их под себя, главное - карта, фишки, механики.
2. Guns of Gettysberg
"Их" Гражданская война - чертовски интересный конфликт, я вам доложу. Ключевое сражение. Блочный. Массы войск. Интересно сделано.
3. Empire of the Sun
Вторая Мировая на Тихом океане. Могу заблуждаться но по сравнению с мега монстрами типа War of the Pacific - это есть хотя бы шанс осилить и доиграть до конца))
4 - 5. Dark sands и Dark summer.
Тед Рейсер. Пустыня второй мировой и Нормандия второй мировой. Я верю в то что этот человек умеет делать игры. Понятно почему.
6.Здесь должна быть игра на период 1799-1815, но адекватных нет. Napoleons Triumph не будет не то что локализован, а когда либо переиздан. Но пусть он будет здесь памятником несбывавающихся мечт.
7. Time of Crysis.
Внезапно древнеримские разборки. Парадоксально, вроде бы период Пунических войн мне нравится больше, но Ганнибал по итогу нескольких партий оставил смешанные впечатления.
8. Fields of fire (можно обе)
Единственное, что я готов попробовать на тактическом уровне.
9. Golan 73
Есть на тесере человек, писавший про нее отчеты. Очень заинтересовала.
10. Ну а здесь священный грааль и игра мечты, которую еще предстоит найти)
И спасибо, что напомнили: Fields of fire конечно)
fields of fire только правила недели 2 читал, теперь пробую тоже освоить, но игра очень хороша
Что касается Марии, то игра Фридрихом за Прагматическую армию, как и обещал автор в правилах, отлично работает. Политические взаимоотношения тогда были сложными, и если в одной части Европы интересы прагматиков и Пруссии совпадали, то в другой - нет, что и реализовано в игре.
Прагма с Пруссией не воюет между собой, так что все играется норм.
Ради бога, пусть играется. Я объяснил почему такая "Прагма" не подходит мне. Никому играть не запрещаю, игру плохой не называю.
Давайте варгеймер-недоучка не будет рассказывть за политику в период Семилетней войны человеку котрый в состоянии преподать по ней университетский курс?
Прагматическая - санкция. Называть прагматической имперскую армию - как минимум некорректно, как максимум безграмотно.
И на будущее - я не нуждаюсь ни в вашем снисходительном похлопывании по плечу, ни как и в каких бы то ни было иных ваших комментариях.
Можете налепить единичку и успокоиться.
Мальчик, не надо здесь грубить. Такое понятие как прагматическая санкция никто не оспаривал. Но в Марии эта армия называется Прагматической, хотя ты можешь называть ее имперской. Может ты бы опустился до единицы, но я тебе поставил за статью 9. Все не можешь забыть как три года назад я не похвалил твою статью?
Все ято я хотел вам сказать, я сказал.
Сам жду и надеюсь на локализацию: Nevsky, Pavlov’s house, Combat Commander: Europe, Reds!, Caesar: Rome vs Gaul, Space empires 4x!
Наши списки, как мне кажется, говорят о том, что даже в таком казалось бы нишевом отсеке как варгеймы полно игр, которые по степени интересности ну скажем мягко не уступают другим играм на рынке. Да услышит наши голоса локализатор!)
Это точно!
Аминь))
space empires 4x точно есть PnP перевод
я сам делал на его основе мод для TableTop Simulator
Да и Reds! Можно пнп на русском заказать у Игрового Историка. Но хотелось бы автора игры поддержать покупкой локализованной версии!
Среди этого списка выбивается Reds!, локализация которого не нужна, раз есть No Retreat!, т.к. сама по себе игра слабовата и чрезмерно затянута. Reds! хороша, если это ваш первый варгейм (однако No Retreat с этим справится лучше). Я бы настоятельно рекомендовал попробовать Reds! в Вассале перед тем, как кидать его в вишлист.
Но тема очень интересная и редко встречающаяся «Гражданская война в РИ». Поэтому хотелось бы ее локализации! Поэтому и в вишлисте.
Неплохой обзор, Семен. Хотя доступность варгеймов в наше время не зависит от региона и выхода к морю, скорее от интереса к ним
И от знания языка конечно!
Я надеюсь, потомки в далеком трехтысячном году сумеют постигнуть нехитрую разницу между возможностью купить на родном языке некое множество прекрасных специфических игр и необходимостью прилагать для этого ряд дополнительных действий, не говоря уже о возможности играть в них с кем угодно ибо это не будет считаться странным. Потомки назовут это доступностью. Но видать время еще не пришло и придет ли - бог весть.