Оценка пользователей
9.0946
Оценить:
-

Ещё несколько слов о Dark Valley и No retreat!

 

Наш лозунг: Душному лету - душные статьи об играх!

Жара пахнет чорной смолой, Раскольников уплетает рассольник в обнимку с топором в ожидании старушки, а я решил отметить юбилей пребывания на сайте бессмысленным и беспощадным разговором о 2 варгеймах от GMT.

 

Наконец-то отыграл в кампанию  "Ни шагу назад" и захотелось поделиться своими впечатлениями от  игры, в сравнении с другой, также посвященной теме Великой Отечественной войны, а именно The Dark Valley (обзор тут).

 

Сразу оговорю 2 принципиальных момента (так сказать, сэкономлю ваше время):

1. Это игры очень разных весовых категорий, несмотря на то, что обе относятся к жанру варгеймов. Я сравнивал их держа в уме  данный факт и постоянно себя одёргивал, дабы не быть излишне критичным по отношению к НШН.

 

2. Всё далее сказаное есть моё личное мнение. Носителям истины и  любителям фразы "на самом деле..." огромная просьба - идите в сад. Я хочу честно высказать свою точку зрения.

 

Ну а теперь собственно к играм.

 

1. Матчасть.

коробочки для сравнения

 

Поскольку издатель у игр один тот же - GMT, то, в общем-то качество исполнения одинаковое. 

Издания делюксовые, соответственно карты ТВД  не бумажные, а на плотном картоне, одним словом, чувствуется единая производственная культура и стиль. 

Пожалуй, тут можно было сказать о том, что фишки соединений в НШН ощутимо крупнее, но это объясняется масштабом происходящего, да и фишек этих гораздо меньше (в разы). Более важным на мой взгляд является тот факт, что часть жетонов в НШН круглые,  и это хорошо выделяет их на поле.

 

2. Тема и масштаб.

 

Ну что, понеслась...  В обеих играх используется тема Великой Отечественной Войны, игрокам предлагается в качестве основного режим кампании, то есть, отыграть войну "от первого мгновенья до последнего". При этом масштаб времени различается следующим образом:

 

- В НШН каждый раунд отражает два месяца реального времени, кроме первого (две недели) и раундов, относящихся к 1945 году (один месяц). Общий период от июня 41-го по июнь 45-го, 28 ходов.

 

Каждый гекс равен 100 километрам территории.

 

- В DV каждый ход - это 1 месяц, за исключением 1-го хода (это 9 дней июня, с 22-го по 30-е), и весенних месяцев распутицы: март и апрель считаются за 1 ход. Итого,  игра рассчитана с июня 41-го по май 45-го, 44 хода.

 

Каждый гекс приблизительно равен 20 милям территории, переведем американские сухопутные мили в километры и вуаля! - получим 32,1868 километра (считаю последние 2 цифры после запятой особым сортом душнинки).

 

Что касается размера частей и соединений, пока формально укажем, что в НШН подавляющее большинство фишек это фронты (советские), и армии и танковые группы (стран ОСИ).

 

В целом все фишки немецких войск и войск сателлитов обозначают от 80000 до 120000 чел. со всем вооружением. Фишки советских войск  - от 130000 до 210000 чел. соответственно. Фишки танковых частей представляют собой армии с соответствующим вооружением и частями поддержки. Исторические намиенования служат для их идентификации.

 

А вот в DV масштаб фишек войск - в основном дивизии и корпуса у стран ОСИ, у СССР -  дивизии, и армии. При этом хватает отдельных соединений типа танковых батальонов Тигров, или корпусов ополчения или тех же фронтовых артиллерийских соединений. Другими словами, номенклатура  куда как более обширна.

 

И, наконец, количественные параметры:

НШН:

• Игровое поле 55 × 91 см.
• Набор двухсторонних квадратных фишек, 88 шт.
• Набор двухсторонних круглых жетонов, 56 шт.
• 55 карт событий.

DV:

  • 2 "половинки" карты 22x34 дюйма каждая (55,88х86,36 см). 
  • 3 листа примерно по 280 фишек на каждом, то есть не менее 700 фишек, из которых добрых 3 четверти - фишки войск, остальное всякие вспомогательные жетоны.

 

Что же следует из этого нагромождения фактов?

 

А то, что если НШН - игра, в которой вы сыграете кампанию за 4-5 часов (и даже быстрее, если не до мая 45-го), а значит,  имеется неиллюзорная возможность отыграть ее целиком за 1 игровую встречу, то DV - это надолго. Я бы даже сказал - НАДОЛГО. Если представить себе, что на 1 ход уходит примерно час времени (что очень по-божески), то полная кампания до мая 45-го займёт 44 часа. 

 

Вот в общем-то, основное. Кто может себе позволить потратить столько времени на 1 игру?  Вдобавок её, скорее всего, придется оставлять разложенной, пока не доиграешь, поскольку собирать, рассортировывать а потом вновь выставлять все сотни фишек заново - удовольствие не для средних умов.

 

А НШН позиционируется как лёгкий варгейм, можно сказать, вовлечение в тему, эдакая  почти обычная настольная игра. 

 

Чем, к примеру, завлекал локализатор на предзаказе?

 

"лучший дуэльный варгейм, посвященный Великой Отечественной войне."

 

Неплохое начало, так сказать с козырей, духоподъёмное. А вот ещё:

 

"«Ни шагу назад!» — отличная возможность познакомиться с жанром для тех, кто никогда не играл в военно-исторические игры. У стратегии не самые сложные правила, а партии проходят быстрее, чем в других подобных играх. При этом сохраняется широкая вариативность действий и высокий реализм. А проработанная тематика, выверенный баланс и динамичный игровой процесс понравятся и искушенным игрокам.

 

(Дальше, дорогой читатель, мысленно прибавляй к тексту такие необходимые извинизмы как "по-моему", "на мой субъективный взгляд", "мне так кажется", "никого не хочу обидеть, но". Щедро рассыпь эти слова по вкусу, и не оскорбляйся чрезмерно. Помни, всё херня - кроме пчёл!)

 

Оставлю проработанную механику, выверенный баланс и динамичный игровой процесс на совести локализатора, в конце концов пусть даже так и есть.

 

Но с чем я в корне не согласен, так это с тем что у игры не самые сложные правила. Вообще о правилах, о том как всё это чудесно придумано, я мог бы говорить долго и нецензурно.

 

Тут надо отдельно сказать сразу - я терпеть не могу абстракты. Для меня это богомерзкая категория игр, считайте меня слишком тупым для кубика Рубика. Так вот НШН для меня оказалась игрой, которая перешагнула грань, за которой кончаются тематические игры, и начинается невесть что. 

 

Привязки к теме оказались слишком малозначительными и не смогли затушевать отстраненность, а иногда и нелепость механик. 

 

Сами правила плохи. И я оставлю за бортом имеющиеся ошибки в локализации, тут хотя бы есть эррата и список часто задаваемых воросов, тут к локализатору нет претензий. 

 

Не желая  утруждать себя примерами (статья и без того достаточно душная) многочисленных затыков то и дело возникающих по ходу игры, я просто отправляю всех желающих в карточку НШН здесь на Тесере. Имеющий глаза да увидит.

 

"Ой, да люди просто глупЫ, не всем дано, игра для тех у кого есть мОзги" - допустим. Но ирония в том, что правила DV, несмотря на куда более сложную игру, гораздо легче для восприятия. Иными словами, парадокс заключается в том, что играя в, казалось бы, мини-монстр Теда Рейсера, я не испытываю такого чудовищного перегруза от "лёгкого варгейма для новичков". 

 

Что вызывает наиболее негативные эмоции?

 

1. Структура хода. 

 

В НШН Игроки отыгрывают свои ходы по очереди целиком. Сперва один, потом другой. Это не то чтобы ужас-ужас, кому-то это нравится, но я считаю более прогрессивным когда ход разбит на фазы, в которых игроки могут бороться за инициативу первенства или по крайней мере первенство хода не было бы константой, а каким-то образом случайно перераспределялось. Рейсер решил это тем, что на каждый ход у него определена первой та или иная сторона, но дальше все решают жетоны действий, которые тянутся взакрытую. В НШН немцы практически всегда ходят первыми и это не добавляет интереса.

 

2.Контрудары

 

Механика контрударов - то что убило для меня игру. Эта механика ломает структуру хода игрока, мол "да, сейчас мой ход, но и ты, Вася, не забудь свои контрудары положить". Но главное то что она максимально абстрактна.

 

Попробую объяснить что имею ввиду, потому, что в общем-то, это относится ко всем аспектам сравнения НШН и DV.

 

Смотрите,  в этих играх я вижу  2 совершенно разных  подхода к тому, как передать некий образ такого явления как война. Один (DV) даёт тебе инструментарий для того чтобы полноценно совершать  действия, которые ,так сказать, создают образ командования: это и планирование операций (именно планирование, то есть ты реально выбираешь направление главного удара, определяешь рисунок операции, её глубину), и реализация задуманного:

 

- наступление на выбранных участках фронта

- распределение ресурсов и маневрирование подкреплениями

- полноценное реагирование на аналогичные действия врага: тактические отходы, оперативные отступления, контрудары.

 

А инструментарий прост - соответствующим образом нарисованная карта и соответствующий размер и номенклатура листа армии (ну и правила, конечно же).

 

Второй подход (НШН) стремится к максимально допустимому упрощению модели. Вот тебе фишка фронта, представь что у тебя там всё есть. Вот тебе жетон контрудара - представь, что ты его нанёс. А что бы ты его представил, вот тебе условная абстрактная механика, которая никак не соотносится с тем, что ты делаешь, но имеет "тематичное" наименование.

 

Другими словами, в одном случае ты видишь спецэффект на экране (и даже участвуешь в его создании), а в другом случае - тебе говорят, почеши за ухом, это означает, что ты видишь спецэффект. 

 

Ах, да и вот тебе размер карты - такой при котором направления твоих действий слегка очевидны. 

 

Кстати, о картах. Вот карта DV:

 

А вот НШН:

 

 

Что бросается в глаза, кроме таблиц со всех сторон? Наличие дорог и соответствующих пространств на одной и отстутствие таковых на другой.

 

Что дают дороги и пространства? Возможности для маневра, для "полководческого творчества" (я помню что мы говорим об играх, спокойно).  Меньше места для раздумий, цена ошибки невысока, она условна, нет большой разницы, идешь ты на Москву или на Тулу, а потом на Москву - это одна агломерация. И там, где в DV тебя ждет мучительный выбор (а удастся ли мне стянуть туда достаточное количество войск, не проиграю ли я темп, какова альтернатва), в НШН этот накал снят по определению или значительно снижен.

 

Кстати, интересный факт, в дизайне карт для обеих игр принимал участие Марк Симонич, признанный (среди меня) специалист по нарисовыванию карт для варгеймов, да и сам себе автор игр. 

И вот для своих варгеймов, он рисует например, вот так:

 

Человек долго и кропотливо работал с военными картами союзников и немцев, а затем ещё и...съездил в Арденны, чтобы лучше учесть в игре и отразить на карте особенности ландшафта.

 

Так что абстрактность, выхолощенность, отстраненность - это сознательный подход в попытке разработать варгейм по Великой Отечественной войне для всех. 

 

 "Подождите, в НШН есть ещё карты тематических событий! Они как раз закрывают тему, вы просто не объективны."

 

Увы, я считаю, что с тематичностью там если не провал, то во всяком случае не всё так гладко, как хотелось бы. Мало назвать абстрактное действие словом, имеющим отношение к теме. Это условная тематичность. Приведу пример.

 

Возьмём, чтобы далеко не ходить, Сумеречную борьбу, здесь карты и вовсе сердце игры, к примеру, карта "Фидель". Это у нас Фидель Кастро, лидер Кубинской революции и как же механически разыгрывается это событие? Всё влияние США из Кубы убирается, а СССР приобретает над ней контроль. Тематично? Вполне.

 

Теперь возьмём карту из НШН, Эрих Манштейн/Новобранцы(напомню, события на картах двойные в зависимости от того, кто разыгрывает).

 

Что же предлагает нам текст, который должен тематически обыгрывать имя немецкого командущего?

 

"Разыграйте во время этапа подготовки к битве, чтобы удвоить силу одного соединения, или используйте во время этапа контрударов советской фазы боя, чтобы использовать 3 жетона контрударов".

 

Ну вот, Манштейн мастер контрударов, всё тематично, скажет мне кто-то. Во-первых тут можно поспорить, но пусть так. Но с тем же успехом карта могла бы носить и другое название, например "Фюрер прислал подкрепление!", "Achtung, Panzers!",  "Активная оброна!", или любое другое. Вы скажете таких абстрактных наименований в колоде нет? Ещё как есть, например карта "НКВД/Кавалеры Рыцарского креста", "Русское упорство", "Пощады не будет". Есть даже карта с наименованием "Русский паровой каток", которое тематически (исторически) относится к Первой Мировой войне куда как сильнее. В целом, я не хочу сказать что названия подобраны к действиям по принципу "в огороде бузина - в Киеве дядька." Я лишь говорю о том, что тематичность в данном случае оказалось сугубо второстепенна и не слишком обязательна.

 

4.И последнее, что заставило мои мозги буквально вскипеть - это система подсчёта ПО. 

 

Всякие я системы подсчёта видывал, но вот тут только одно слово на языке - "намудрили". Тут лучше всего процитировать заметки об игре самого автора: "Вам действительно нужно внимательно прочитать и убедиться, что вы понимаете правило 12.0 "Как победить"." 

 

Если вы дочитали до этого места, возможно в вас уже волной  кипит благородная ярость за такой односторонний негативизм к игре, но теперь я хочу обратить ваше внимание на то, что в НШН есть хорошего.

 

 В первую очередь, это, конечно, карты действий.  

карты из 2-го издания

Примеры карт. Это 2-е издание, поэтому текст на картах другой, к 3-ему изданию их серьезно переработали, но общий дизайн остался прежним.

 

Как замечает сам автор, "самым сердцем игры является карточный движок", и тут с ним не поспоришь.

"Карты — это важный ресурс, который можно использовать,чтобы инициировать событие, либо сбросить, чтобы восстановить соединение, переместить его по железной дороге или спровоцировать врага на контрудар."

 

С точки зрения вариативности, возможностей, которые колода представляет игрокам, колода карт в НШН сделана здорово, даже с учётом каких-то нестыковок в плане очередности розыгрыша или эффекта. То есть вот как реализованная механика - круто. Я бы даже сказал, что то самое пространство для "полководческого творчества" перенесено с карты ТВД на карты событий. И наверное, это единственный вариант, который был возможен при желании сделать игру лаконичной, но в достаточной  степени разнообразной, реиграбельной, вариативной. 

Порадовала модернизация колоды на 45-й год, когда часть карт замещается новыми.

 

Из удачных механик также хочу отметить влияние погодных условий. Нечто подобное есть в новом варгейме Теда Рейсера Dark Summer (если данный текст не утонет в минусах, или обозначится хотя бы десяток желающих, я мог бы запилить по нему отдельный обзор).

 

Не реклама!))

 

Отдельная благодарность за хотя бы попытку учесть борьбу, которую вели партизаны в тылу врага. Не то что бы это было что-то прям вау, но у Рейсера в DV нет даже этого.

 

Пора подводить итоги? В сущности, я не жалею, что поддержал предзаказ НШН. Локализатор, надо отдать ему должное, постарался - тут тебе и историческая справка, которая должна навернуть больше темы на карты, и соло-модуль и дополнительные сценарии (кстати, никто не знает, когда будет замена планшетов?))? и кубики с символикой сторон.

 

Сама игра, в сущности для русского начинающего варгеймера, человека "вне темы" в общем-то вероятна к автопокупке. Тем более, что по Великой Отечественной локализованных варгеймов считай  и нет больше.  Но мне  при таком крупном масштабе происходящего не хватило механик, связанных  с другими сферами жизни государства в такой борьбе, каких-то более тематичных привязок к экономике или, например, разведке. 

 

И разумеется, по количеству времени потраченному на неё НШН оставит DV далеко позади. НШН - не плохая игра в сравнении с DV, она кардинально другая и кому-то такой подход к теме зайдет куда сильнее. Но, дружище, если ты сыграл в НШН и решил, что варгеймы абстрактная херь - сыграй в DV. Я не могу гарантировать что ты преисполнишься благодати, но шанс на это есть. Правда, шанс на то, что ты выпадешь из социума на пару месяцев - тоже. 

 

момент игры

Просто момент игры в Dark Valley, из незаконченного отчета по 1942 году.

 

В крайнем случае, дождись локализацию "Reds!", я очень благодарен Гаге за будущую локализацию этой игры Теда Рейсера.

Спасибо за внимание.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
DINAMIT1111 написал полтора года назад: # скрыть ответы

Спасибо за озвученные мнение! Пишите ещё! Как автор оценивает таблицы боя в этих играх?

Seylorpeg написал полтора года назад: #

Во всяком случае они адекватны своим игровым правилам, так что их остаётся только принять. Обе в сущности сходятся в том, что немецкая более эффективна и заточена на то, чтобы заставить противника отступать (с потерями или без), тогда как советская таблица предполагает в основном более или менее эффективный размен.
В DV первые полгода РККА пользуется немецкой таблицей, что отражает мнение Рейсера о лучшей обученности РККА в начале войны, чем в конце.
Я с этим тезисом не готов согласиться, хотя бы потому, что немного знаком с отчетами проверок Управления Боевой Подготовки РККА за период 36-40 годы. Но сделано как сделано, тем более, что для того чтобы требовать от этих таблиц максимальной исторической достоверности, нужно провести гигантскую статистическую работу. Как игровой механизм они работают, этого мне достаточно.

Belalus написал полтора года назад: # скрыть ответы

Ну штош, надо кому то и высказаться в защиту НШН...
Сразу скажу - я в варгеймах новичок, если не считать "Неустрашимых", "Memoir" и "Борьбу" то НШН мой первый и единственный варгейм, хотя я, изучив вопрос, вписался в "Пути славы"(когда там они уже, блин, хотя бы стартанут) и изучал тщательно правила к прочим планируемым ГаГой и некоторым другим - но в DV, естественно, не играл, так что говорить буду сугубо про НШН.
И да - душной статье - душные комментарии.

Первое - соглашусь с тем, что как то уж сильно игру нахваливали на предзаказе, это аж чувствовалася подвох, и чувство это тем более усиливалось, когда ты шел смотреть на ютубе материалы по игре - а их и нет почти. Сразу закрадывались сомнения касаемо "легендарности игры", так что надеюсь что ГаГа больше так не будет... Их то можно понять - все таки первая за долгое время локализация труЪ-варгейма, не хотелось провалится, но лучше так не надо. Да и к игре это напрямую не относится.
Второе - естественно у меня тоже есть за что покритиковать игру, я удивлен что автор этого не сказал, но - на картах совершенно отвратительно расписаны эффекты. Точнее ты читаешь сначала и тебе кажется что все ясно, а потом ты накладываешь эффекты карты на игру - и становится резко неясно. Не буду уходить в детали, кому интересно - зайдите на страницу НШН и посмотрите, от меня там вопросов уже двадцать последних написано касаемо правил и карт.

Теперь - к тому с чем я не согласен.
Первые же два пункта - автору статьи не нравится что у игроков строго фиксированная очередность хода - а затем что игрок может фактически действовать в ход другого игрока с помощью контрударов. Какие то почти взаимоисключающие претензии.
Во первых, касаемо смены инициативы и очередности хода - интересная идея, но все таки, это нужно изначально вписывать в дизайн игры, в то время как у автора явно была другая задумка в голове - первый ход у немцев в начале игры отображает их агрессивную тактику, в середине - дает возможность потрепать советов чтобы их атака была слабее, а в конце - позволяет подготовится к грядущей советской атаке.
Так что я тут не вижу прям какого то сильного недостатка игры - в конце концов смена инициативы с усилением армий СССР хоть и не сменяет очередность хода механически, ощущается именно как то что СССР ходит первым, а немец скорее огрызается, да и наличие инициативы добавляет сложности правил, и в варгейме на 44 часа это не так критично, как в варгейме на 8 (не знаю как быстро надо играть чтобы сыграть в полную кампанию за 5 часов, мне кажется 8 это минимум)
Критика контрударов - это либо нужно понимать механику DV, либо расписано максимально не ясно, что автор имел в виду.
Да, контрудары местами абстрактная штука (и не единственная в игре) но все же это чуть ли не одна из ключевых механик всей системы No Retreat! т.к. присутствует во всех варгеймах этой линейки и явно задумывалась автором как что то, что будет выделать его варгейм среди прочих - но опять же, чаще всего все с ними ясно - выделили дополнительные ресурсы, чтобы навязать бой, опять же насколько я знаю - такое часто делалось и в реальности, чтобы оттянуть часть войск от основного удара... не знаю, опять же, может быть в DV есть какая то реализация их более оптимальная, о чем автор не упомянул, но для меня это наоборот плюс НШН, ведь в большинстве варгеймов, летсплеи по которым я видел, напротив выглядит как то странно, когда стоит фронт и на соседний гекс идет активное наступление врага, а рядом войска просто стоят курят пока не пройдет сражение, которое явно длится дольше пары часов. (хотя может меня тут испортила компьютерная HOI4 где атаки с флангов по атакующему противнику неплохо так позволяют его ослабить)
Опять же, может в DV все вот это вот про тактические отходы и распределение ресурсов- это не абстракт, который он додумал чтобы самому себе нарисовать в голове что он делает атакуя тут или тут, а вполне реальные вещи игромеханические - не готов судить, но явно можно сказать, что автор как то странно разлился тут по теме того, как же хорошо в DV все сделано, не пояснив, что плохого в НШН, кроме того что он считает что это абстрактно...
Следующая претензия - мол, из-за отсутствия дорог нет накала оттого, что ты сомневаешься, идти в атаку или стягивать войска - вновь мне не понятен. Да, в НШН чаще всего если войска стоят где то, то ты чаще атакуешь, где можешь, чем нет - но опять же, говорить что дороги, которые, вроде как, напротив, урезают возможность для маневра, т.к. ты должен им следовать - наоборот его расширяют - как минимум странно.
Да, в НШН дороги - это совсем уж абстракт, тут мне возразить нечего...
Хотя на самом деле есть чего. Несмотря на абстрактность самих дорог, это не отменяеет важности захвата ключевых узлов-городов, а также перерезки снабжения противнику.
Не захватывая некоторые города ты банально не сможешь продвинуться в наступлении дальше определенной точки, а значит ты всегда рарываешься между тем, распылить силы в надежде пробиться дальше - или оставить таки кого то на охрану, ведь даже какая нибудь слабая армия ссср, накрыв город своей ЗК, легко отрезает целый фронт от снабжения - а если оставляешь охрану то сразу возникает проблема что сил для атаки может быть недостаточно...
Короче, тут опять же в НШН вполне себе есть пространство для маневра, причем с обеих сторон- особенно мучительно бывает признать что в каком то месте фронта ты уже окончательно воткнулся и эту оборону тебе не пробить и пора перебрасывать войска туда, где фронт послабее и есть возможность пройти, но надо и оставить достаточно сильные войска чтобы противник не перешел в контратаку...
Ну а про детальность карт даже как то говорить стыдно - ну типа да, для варгеймов меньшего масштаба рисуют более детальные карты...окей? Но это не применимо к играм, у которых гекс с масштабом в 100км.
Но значит ли это что в НШН вот совсем карта абстрактна? Нет, ни разу. Глядя на нее ты вполне чувствуешь ландшафт, видишь почему на севере немецкое наступление заглохло, в то время как удар на юге зашел так далеко, но все таки не удалось взять нефтяные месторождения - огромное пространство показывает растянутые линии снабжения, которые может нарушить даже слабая советская армия в горах кавказа...
А также обратный путь, когда местность уже начинает играть на руку немцам, что разительно играет на развитие игры - не знаю, как тут можно говорить что из-за этого прям теряется ощущение маневра и возможность для "полководческого творчества".
Касаемо критики карточек - ну да, это такая вещь, которая скорее ресурс, и только изредка какие то критические события - но зато когда это события - это может прям координально изменить течение игры.
Представьте важный бой за город немцы уже готовы войти - и тут "Русское упорство", и защитники в кровопролитных боях стойко обороняются и останавливают превосходящие силы врага - ну круто же, а?
Или напротив - немец бросает кубик,выпадает жалкая единица,игрок за СССР уже выдыхает...И тут "Кавалеры Рыцарского креста", фюрер посылает ветеранов в бой, и они переламывают ход битвы... Не, знаю в общем, соглашусь что они не особо влияют на тематику, как минимум из-за отсутствия минимального флаффа на них, но они и задумывались явно больше как ресурс, нежеи именно как события, ведущие игру за собой. Не CDG в коцне концов.
Ну и посдчет ПО - тут вообще не знаю в чем может быть проблема...Кроме, разве что, возможно, того что за события/окружения можно получить только 6 ПО, и того что для победы по внезапному разгрому нужно иметь на 1 ПО больше чем отмечено на треке - но это, как признавался автор, просто наследие старой версии игры, т.к. он решил что старое значение слишком легко получить, а на 1 больше - в самый раз, но по наследству такой трек переходит во все новые версии игры.
В общем, что хочу сказать в заключение всего этого - я не отрицаю некоторую абстрактность НШН, и того, что, наверняка играя в более детализированные варгеймы ты больше ощущаешь происходящее - но это работает только в сравнении, в то время как большинству СНГ-игроков сравнивать не с чем, т.к. играть 40+ часов в англоязычную игру для абсолютного большинства неподъемная задача - и потому НШН тут подходит отлично, предлагая схожий по ощущениям экспириенс.
Для меня эта игра не разу не абстракт, и пусть некоторые элементы в ней абстрактны - целиком абстракт они не составляют из себя.
В любой игре есть определенная степень абстрактности, как минимум в том, что все ходы делаются по очереди, а не одновременно, и все видят войска всех и легчайше можно заметить переброску армий врага и просчитать атаку/оборону, в то время как в реальной войне это всегда величайшая тайна.
Ну и это я не упоминаю что для игры в варгеймы любого уровня абстраткности нужно иметь развитое воображение, чтобы за фишками видеть армии.

Seylorpeg написал полтора года назад: # скрыть ответы

Ваш комментарий был бы еще лучше если бы хотя бы попытались быть вежливым в мой адрес. Я кажется вас не оскорблял. Теперь не взыщите.
Еще большим уважением была бы ваша попытка прочитать подробный обзор DV, ссылка на который дана в самом начале статьи.
И наконец, было бы еще замечательнее, если бы вы потрудились вчитаться и хотя бы через предложение понимать смысл написанного в статье. Глядишь половины из того, что вы написали не осталось (хотя кого я обманываю).




P.s. всем любителям НШН, которые любят ее только за то что не в состоянии найти себе оппонента, время, и что то там еще, чтобы сыграть в нечто другое.

Это называется "выдавать нужду за добродетель".

Я понимаю, вам больно это признавать, но факт есть факт. Вы не хотите - всего навсего потому что не можете. "Зелен виноград", что поделать.



Воистину сказано, не мечите бисера, перед хрюкающими.

Belalus написал полтора года назад: # скрыть ответы

Огоооо
Не такой реакции я конечно ждал, ну что ж...

Ваш комментарий был бы еще лучше, если бы вы хотя бы попытались прочесть то что я написал, а не воткнуться в первую же фразу, которая вам показалась оскорбительной, и растечься тут желчью. Теперь не взыщите.

Еще лучше было бы, если бы вы указали конкретное место где я вас оскорбил?
Я понимаю что на тесере аудитория девочек-12 леток для которых каждая неправильная фраза суть оскорбление, но все же хотелось бы знать, где я так согрешил.
(тут я уже намеренно вас оскорбляю, можете это место не указывать)
И наконец, было бы еще замечательнее, если бы вы потрудились вчитаться и ответить по существу, а не просто скатываться в то, что все любители НШН просто недостаточно любят варгеймы и потому недостойны иметь какое либо мнение.
Я понимаю, что вам больно впервые читать отличное от вашего мнение, но факт есть факт Вы не хотите ответить - всего навсего потому что ваше уязвленное эго вам помешало.
"Пчела хоть и жалит, да мед дает." - могу лишь вам ответить.

Воистину сказано, не лезть в чужой монастырь со своим уставом.


А если уж серьезно - хотя вряд ли вы дочитали досюда, вы сгорели раньше - я действительно хотел просто обсудить игру и не имел цели кого то осокрбить.
Видимо это была какая то запредельно наивная мысль.

Belalus написал полтора года назад: # скрыть ответы

А, ну и да - мне хотелось обсудить именно НШН, DV мне не интересна поскольку вряд ли я когда либо себе ее приобрету - а потому не счел нужным читать отдельную статью про другую игру.
И в целом люди не обязаны ознакамливаться с каким то сторонним материалом если что - если бы у вас был целый цикл из 50 статей в котором вы разбирали бы кажду механику - я что, должен был бы их все прочесть, прежде чем осмелится написать коммент?

m_queener написал полтора года назад: # скрыть ответы

Я поддержу господина Беларусь, не увидел в его первом посте и толики чего-то оскорбительного. А вот дальше какая-то ссанина и кромешная желчь в его сторону полилась((( Грустно товарищи.

Koin написал полтора года назад: # скрыть ответы

Я считаю, что если имело место оскорбление, то это повод для дуэли. Для дуэли в НШН или DV, выбирать должен тот, кого вызвали на поединок.

m_queener написал полтора года назад: #

Справедливо)

Kysh написал полтора года назад: #

Тоже даже намёка на оскорбление не увидел в первом комментарии Беларуси.

Majo написала полтора года назад: # скрыть ответы

>конкретное место где я вас оскорбил?
>не имел цели кого то осокрбить

>Я понимаю что на тесере аудитория девочек-12 леток

Нда, зачем оскорблять кого-то адресно, если можно назвать детьми сразу всю аудиторию сайта, правильно?

Belalus написал полтора года назад: # скрыть ответы

А вот и девочки-12 летки подтянулись.
Нет, серьезно, пожалуйста, хотя бы по диагонали пробегите мое изначальное сообщение и скажите - на что там хотя бы в теории можно было обидится.

Majo написала полтора года назад: # скрыть ответы

Зачем мне пробегать ваше изначальное сообщение, если вы уже в предыдущем заранее назвали меня 12-леткой в составе всей аудитории, а теперь повторили это уже лично мне?
Даже если вы не поняли, на что обиделся конкретно ваш собеседник в той простыне, какое отношение это имеет ко всей аудитории сайта, которую вы скопом записали в двенадцатилетки (ну спасибо, что не в детсад).
А если вас смущает, что здесь хамство не приветствуется, так это правила сайта, не нравится - не пользуйтесь, а нарушать не надо.

Belalus написал полтора года назад: # скрыть ответы

Зачем перечитывать?
Ну как вам сказать...чтобы не быть девочкой- 12-леткой?
Чтобы вырасти из этого, немного разобравшись в том, чем я возмущен,почему я написал то, что написал и что я имел в виду?
Чтобы увидеть, что несмотря на свое оскорбление в лучших чувствах вы сделали ровно то же самое, что и автор статьи - обиделись на то, на что обижаться не стоит, на пустом месте нашли обиду, не разобравшись в том, что я пишу, из-за собственного нежелания что либо знать?

Иногда я удивляюсь, насколько тут у людей нет ни самоиронии ни чувства юмора, зато есть непрошибаемое самомнение.

Majo написала полтора года назад: #

Как насчет того, чтобы вместо того, чтобы советовать мне перечитать вашу переписку с Seylorpeg, которая меня никак не касается, перечитать свою переписку со мной, в которой вы меня уже третий раз называете девочкой и указываете мне, на что мне стоит обижаться, а на что нет?
Давайте я вам еще раз повторю - если вы не поняли, чем оскорбился Seylorpeg, это не дает вам права называть всю несколькотысячную аудиторию сайта малолетками, ок?
Давайте для наглядности пример - если после визита конкретного варгеймера у меня пропали серебряные ложечки, это не значит, что я могу писать "вся аудитория варгеймов - воры и жулики".

Desert_witch написал полтора года назад: # скрыть ответы

*Нажал на красную кнопку*
Я наверное скоро все, просто сдамся, и перестану на сайте читать комментарии.
Полной ложкой негатив черпаю. Любое мнение можно выразить адекватно, но нет, надо вот так.

Belalus написал полтора года назад: #

Судя по тому, что нажали вы красную кнопку на меня - читать вы уже перестали.

Siar написал полтора года назад: #

Поздно - в элитный клуб "тру варгеймеров" вас уже точно не примут)

zlobno написал полтора года назад: #

вы хоть поясните какая фраза для вас оскорбительна и что вас так задело, что такая реакция последовала?

cowthulhu написал полтора года назад: #

Радоваться надо за такой детальный комментарий, я таких подробных и огромных на тесере вообще ни разу не видел. Всем бы таких комментаторов под статьями.

m_queener написал полтора года назад: #

Из поста может показаться что НШН плохая игра, так вот это не так. Очень увлекательная масштабная и интересная игра.

Imago написал полтора года назад: # скрыть ответы

Не а если фон Бориса осилите и его серию Barbarossa, то честь вам и хвала.

Seylorpeg написал полтора года назад: #

Я жду как раз p500. Думаю начать с группы Юг.

Filipousis написал полтора года назад: #

Забавно совпало, но вот на прошлой недели впервые сыграл в варгейм и это как раз был НШН. Конечно не считаю свое мнение хоть сколько-нибудь авторитетным, но все-таки поделюсь им. Я люблю абстракты и игра мне не показалось абстрактой, также как и короткой. Лично я не смогу найти времени и оппонента на игру дольше НШН...поэтому кампаниии в 45 часов для меня минус. Однако я соглашусь с некоторыми тезисами. Правила написаны неплохо, но проблема в системах с кучей ньюансов, из-за чего изучать правила весьма мучительно. Подсчет победный очков мне тоже показался неудобным. В целом экспириенс мне зашел, планирую пройти кампанию, а там может и еще какой-нибудь варгейм подберу.