Оценка пользователей
8.9669
Оценить:
-
-AdRiver-

Forbidden Stars. Много впечатлений

время: 22 января 2010

Запомни, мальчик: мир держится на четырех столпах… — Она подняла четыре узловатых пальца. 

— Это — познания мудрых, справедливость сильных, молитвы праведных и доблесть храбрых.

Но все четыре — ничто… — она сжала пальцы в кулак, — …без правителя, владеющего

искусством управления. И пусть это будет навечно высечено в твоей памяти!..

 

Ф.Герберт. "Дюна"

 

 

 

Ни одна настольная игра не занимала мои мысли так долго. Анонс, печать, издание, и тысячу раз всё перечитано и пересмотрено. Не знаю как у других, но пока сам не сыграю, не могу сказать, понравится мне игра или нет, при всех прочих подходящих мне условиях - сеттинг, механики, арт. Игра была уже как полгода в Питере, но не брал, боялся, что разочаруюсь, потому что ставки на неё были очень большими. На день рождения купил. Началась эпопея с покрасом и органайзером. Закончилось всё удачно, если кто помнит.

 

Первую партию мы не осилили, поздно начали играть, не въехали в правила и пошли спать. Вторая партия дошла до боя, не въехали в правила и пошли спать. Третья партия была начата днём, на свежую голову, въехали в правила, но пришлось въезжать и в Reference. В общем, к пятой партии начали таки передавать друг другу жетон первого игрока и строить здания в дружественных мирах, а также не делать всего такого, что делали, не прочитав FAQ от Аганова. К делу, товарищи, к делу!

 

Forbidden Stars - это изящество силы, способной на самые тончайшие и лёгкие пируэты; это совершенство простоты, способной стать чем-то гениальным; это... не совсем это тут в тему, конечно, я просто напишу всё, что думаю об этой игре. Сумбурно и неструктурированно.

 

Она глубока, это игра-рекордсмен по ступору и паническим атакам на тему "Что же мне, нахрен, лучше сделать в этой ситуации???". У вас есть всего четыре приказа - перегруппировка войск, сбор ресурсов (+ активация вашей способности фракции), строительство и покупка карт улучшений, но как же это много и как же это мало, знали бы вы!

 

 

 

Я за Орков, начинал в центре внизу, пол-игры коридор из варпа позволял мне хозяйничать на спейсмаринских планетах, расплата была неприятной...

 

Четыре приказа, которые вы должны выкладывать в обратном порядке, чтобы выполнить их как задумано, но ваш противник может всё испортить, просто положив на верх стопки свой жетон, ведь выполняются приказы сверху вниз.

"Я опять положил строительство до сбора ресурсов, я опять купил карты и не оставил ресурсов для войск, я опять строю не в той системе!"

 

О да, это требовательная, сильная, комплексная и крутая, тысячу раз крутая игра, которая оправдала все мои ожидания и даже больше. Это очень глубокая игра, с множеством подуровней происходящего на игровом поле и вне его, ваши колоды карт - это игра в игре. Каждая фракция - это своя вселенная, свои способности, характер, стиль игры и свой юмор и философия. Больше всего я люблю играть за Орков, они смешные, они прут на пролом и прилетают на планеты толпой. Они умеют быстро набирать войска и перемещаться между планетами без помощи фигурок кораблей. Когда собираешься играть за Орков, главное - это улучшенные приказы и улучшенные карты сражений, в них все Орки. Слабый флот, нужен только для быстрых перемещений, но крутые наземные войска, не очень мощные по силе, но их много и держат удар.

 

Боёвка в этой игре при достаточно опытных соперниках - это сказка, это всплеск рандома, который затем утончённо приправлен картами сражений, где ты волен вывести битву в то русло, которое тебе нужно. В битве основной расклад задаёт всего один бросок кубов - вначале, потом картами можно их перекидывать, добавлять к выпавшим результатам значки с карт, блокировать, убирать из битвы и т.д. В итоге побеждает игрок с наивысшей моралью. Т.е. ты  выносишь Космодесант не ради мочилова, а ради того, чтобы их мораль отрядов не добавлялась в конце боя к морали на кубах. Ты считаешь, ты хитришь и блефуешь, очень круто. Кстати, битва длится всего 3 раунда, при этом на руках пять карт, а всего в боевой колоде - 10 карт.

 

 

 

Другая партия, пока космодесант пытался показать, кто главный в Хераконе, я забрал первый маркер цели, хитрым манёвром всех обманув и победив...

 

Карта Херакона (скопление звёзд, в котором происходит игра) собирается каждый раз по-разному, вам даётся ваш домашний участок и ещё 2 случайных двухсторонних тайла, вы можете оказаться в центре карты, а можете на самых дальних углах, это заявлено разработчиками как стратегическое упражнение. Считаю затея удалась, действительно можешь влиять на сетап даже со средними и совсем паршивыми планетами. Планеты отличаются объёмом производства и лимитом на размещения на их поверхности войск. Есть планеты, где может находится всего один юнит.

 

Цель игры - это не глупое космическое пиу-пиу! Вы отдаёте вначале сэтапа своему противнику свои маркеры целей, а он вам отдаёт свои. И вы выкладываете его цели так, как посчитаете нужным, ну и противник вам ответит тем же. И куда же вы их разместите? Муахахаха, конечно в самый дальний угол, на самую защищённую и ресурсами богатую планетку, да ещё и с бастионом, пусть приходит. Начало партии - это балет в космическом пространстве, всё же видно, никакого тумана войны. "Ага, купил два крузера в той дальней системе, я поставлю бастионы и вагоны, хехе, не пошёл, тогда на тебе 4 ноба на границе, неее, я так, просто поставил, учения".

 

Найти подход к своей фракции - это особое наслаждение, когда ты пользуешься способностями на все 100%, и особенно круто, когда ты пользуешься способностями и проигрываешь, ты осознаёшь, что это были не 100%, а 25%, что ты уже теперь точно знаешь как играть и начинаешь всё заново, а игра открывается всё больше и больше. У неё колоссальное послевкусие, доходящее до раздумий на целый день, анализа ситуаций, поиска решений.

 

Варп штормы гуляют по карте каждый ход, через них нельзя проходить и они меняют ход игры как бы это сказать... Эти гадские штормы могут испортить всю, всю вашу атаку, все ваши планы, нужно всегда иметь запасные варианты, нужно всегда смотреть на перёд. Это стратегическая и тактическая игра.

 

 

Та же партия, вагоны успели убежать в центр, пока суть да дело, надо рвануть налево и занять планеты...

 

 

 

Нобы без карт - деньги на ветер, проигрывают...

 

 

Корабли Космодесанта до сих пор представляют для меня огромную опасность

 

 

Сложная ли это игра? Сложное вхождение, соглашусь, но оно того стоит, много нюансов, которые потом становятся логичными и естественно понятными. Реиграбельна? Ещё как реиграбельна, раскрыть на всю мощь одну фракцию - это надо ещё суметь, а если поменяется противник, так надо ещё и на ходу корректировать весь процесс развития. Вообще про что игра? Это игра про планирование военных действий, про добычу ресурсов (условно их всего 2 - материалы и разные там улучшения), про умелое командование в бою. Не улучшил боевую колоду и полез в бой - сам виноват. Додоминировался? Хотел стать самым богатым из Эльдар? А твои планеты уже держат орбитальные удары. Здесь нельзя не нападать, твои цели у противника дома, тебе придётся атаковать, но и будь готов к защите, твои планеты, приносящие ресурсы, твои города, могут оказаться у врага. Каждый ход, каждая минута игры - это фильм, остросюжетный фантастический фильм. Чувствуется ли Вархаммер? Я довольно далёк от этой вселенной практически, но много смотрел про бэк, имею представление что к чему, но тут скорее сама игра, FFG, миньки, амери.

 

Почти аскетичное количество компонентов, всё функционально, красиво и чувствуется основательность FFG, я обожаю эту компанию, а они, как ни говори, любят и умеют делать игры. Forbidden Stars - это игра, в которую вы должны сыграть, не покупайте, но просто сыграйте для себя, если вы любите амери и чувствуете этот стиль игр на кончиках своих пальцев.

 

Извиняйте за сумбур и мыльные фотки.


Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
ZoRDoK написал 3 года назад: # скрыть ответы

Для того небольшого количества принимаемых решений очень долгая игра. При выходе Rebellion что-то там неминуемо превратится в тыкву у купивших её фанбоев FFG.

knaff написал 3 года назад: # скрыть ответы

Долгая из-за того что приходится думать и принимать решения.

ZoRDoK написал 3 года назад: # скрыть ответы

Хочешь вон ту штучку, летишь к ней 2 часа реального времени. В процессе думаешь — нафига сел в это играть? Вот потому и долгая.

Michael написал 3 года назад: # скрыть ответы

Слава, попробуй Свинтус, с таким подходом тебе должно понравиться :)

ZoRDoK написал 3 года назад: # скрыть ответы

Лет 5 назад он мне понравился. =) Я был пьян, был Новый Год, не только я был пьян — подходящая обстановка для Forbidden Stars, но мы выбрали Свинтус и не прогадали.

Michael написал 3 года назад: # скрыть ответы

Нужно сделать агитационный плакат с Зордоком и надписью: "Настольщик! Не трать время на Forbidden Stars, когда можно сыграть Свинтус!" :)

ZoRDoK написал 3 года назад: #

И не раз

WildWespe написал 3 года назад: # скрыть ответы

Что то рановато ИМХО судить о том, что там у Rebellion получится. Особенно в плане "для такого небольшого количества принимаемых решений очень долгая игра".

ZoRDoK написал 3 года назад: # скрыть ответы

Почему рано? Есть видео обзор от Тома, там подробно партия, впечатления. Вполне достойная по механике игра, огромная толпа фанатов вселенной, выпускает FFG — совершенно точно войдёт в 10-ку игр. Это же замена Twilight Struggle!

WildWespe написал 3 года назад: #

Ну, подождем, посмотрим)

bijection написал 3 года назад: # скрыть ответы

Ой, ZoRDoK, ну какая это может быть замена? :)
Т.е. товарищи, играющие в Twilight Struggle, прямо так бросят все и ринутся покупать фентези в космосе?

ZoRDoK написал 3 года назад: #

В топе BGG - замена. А варгеймеры не бросятся, конечно.

Blindman написал 3 года назад: # скрыть ответы

Не путайте теплое с мягким.

ZoRDoK написал 3 года назад: #

Ага, а ещё Бабеля с Бебелем, Бебеля с Гегелем и Гегеля с Гоголем.

ORTIZ написал 3 года назад: # скрыть ответы

4 час- это долгая?))) не для филлеролюбов конечно))

ThunderWolf написал 3 года назад: # скрыть ответы

вот здесь яростно плюсую.
слышать от трушных гиков - фанатов TI3, Эклипса, СтарКрафта или хотя бы настольной Игры Престолов жалобы, что 4 часа это долго - забавно. Это же Хардкор! Эпик!
Ладно, если б это я, фанат сегмента семейных игр, заявлял... =D

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: # скрыть ответы

В СК играть 4 часа это если партия на шестерых, из которых пятеро новичков;)))

ThunderWolf написал 3 года назад: #

всегда играли вшестером и у нас партия занимала практически всегда часов 7. Возможно оттого что играли в него исключительно по ночам и к 6 утра мозги уже подбуксовывают.

ZoRDoK написал 3 года назад: #

Если в игровой ячейке есть AP-игрок, то все эти оптимистичные оценки можно смело умножать на 1,5-2.

fonfrost написал 3 года назад: # скрыть ответы

Действительно странно, игра мозголомней Эклипса и играется быстрее, так что претензии Славы не понятны.... Про Ребелион вообще какие то непонятные соображения - это же дуэль на подобие хитовой Войны кольца, а значит опять же по времени 4-6 часов будет уходить на все про все. Ну и вообще дуэль не формат для Зордока.

ZoRDoK написал 3 года назад: #

Я люблю хардкорные игры, но моя зона комфорта — 2-3 часа. Всё что выше должно быть шедевром, а если оно просто добротный механизм, то играть второй раз совсем не тянет.

Rebellion покупать тоже скорее всего не буду, там совершенно непонятный мне механизм, пока не поиграю или не посмотрю ещё пару обзоров (От Ральдо или Drive Through) не решусь. Но в дуэли мы играем часто с женой или Тёмой, просто я предпочитаю игры, у которых дуэль отличная при наличии варианта на 3-4 игроков.

ZoRDoK написал 3 года назад: #

Ортиз давно нас постёбывает, что у нас обе игровые ячейки — фанаты филлеров, притворяющиеся хардкорными геймерами.

igelkott написал 3 года назад: # скрыть ответы

А разве тру-гики играют в Игру Престолов?
Я чаще встречал любовь рандом-трешу среди людей знающих очень немного игр (но зато досконально, да).

ThunderWolf написал 3 года назад: # скрыть ответы

эм... а где в ИП рэндом-то? Там даже карты боя, вносящие в него случайность опциональны. Ладно бы к минусам ИП отнести дисбалансность или линейность, но рэндом...

igelkott написал 3 года назад: #

Да, это должны были быть два разных утверждения.

TON14 написал 3 года назад: #

люди вот расскажите мне как вы в Игру Престолов играете 4++ часов??? Мы вшестером за 3 часа максимум 10 раундов отыгрываем.

ZoRDoK написал 3 года назад: # скрыть ответы

Да, это долго. В таких играх я согласен видеть исключительно шедевры типа Наций или Эклипса, весь середняк идёт мимо. А это именно что середняк.

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: # скрыть ответы

Только Клипса это тот самый середняк, а Nations есть некий перефраз ТТА :))))))
А так согласен.

ZoRDoK написал 3 года назад: # скрыть ответы

Среди космических 4x с полем пока ничего лучше не выпустили, играемое за 2-4 часа.

Ogro написал 3 года назад: # скрыть ответы

От этого Клипс среднячком быть не перестает ;)

ZoRDoK написал 3 года назад: #

Ололо.

ZoRDoK написал 3 года назад: #

Перефраз, но хороший.

Ogro написал 3 года назад: # скрыть ответы

Скоро только кошки родятся.

ZoRDoK написал 3 года назад: # скрыть ответы

wat?

Ogro написал 3 года назад: #

Славо прорвало :D

bijection написал 3 года назад: # скрыть ответы

Не превратится. Фанатов Вахи не меньше, чем фанатов SW, да и Ребеллион чего-то-там только на двух игроков, ЕМНИП.

ZoRDoK написал 3 года назад: #

Я думаю, что меньше. Даже среди настольщиков.

https://www.google.ru/webhp?#q=star+wars
450 миллионов

https://www.google.ru/webhp#q=warhammer
Против 21-го

ZoRDoK написал 3 года назад: # скрыть ответы

И вот ещё.
https://www.google.ru/trends/explore#q=rebellion%20board%20game%2C%20forbidden%20stars%20board%20game&cmpt=q&tz=Etc%2FGMT-3

Кажется, уже тыква ;)

ThunderWolf написал 3 года назад: # скрыть ответы

а теперь добавим еще один графичек...
и кому нужны после этого ваши форбиддены и рибеллионы? =D

https://www.google.ru/trends/explore#q=rebellion%20board%20game%2C%20forbidden%20stars%20board%20game%2C%20starcraft%20boardgame&cmpt=q&tz=Etc%2FGMT-3

ZoRDoK написал 3 года назад: #

Скорее так
https://www.google.ru/trends/explore#q=rebellion%20board%20game%2C%20forbidden%20stars%20board%20game%2C%20starcraft%20board%20game&cmpt=q&tz=Etc%2FGMT-3

ThunderWolf написал 3 года назад: #

а SmallWorld, который "да кому он нужен? все его давно купили!" вообще множит все популярные космические 4х на ноль =D

(это уже не Зордоку, а просто наблюдение. блин, я ж теперь весь день в статистику играться буду =D )

Ogro написал 3 года назад: #

Меньше на порядок.

knaff написал 3 года назад: # скрыть ответы

1. Покрасить миньки.
2. Сделать органайзер.
3. Начать играть.
4. Прочитать правила.

Интересный подход, возьму на заметку.

popovks написал 3 года назад: # скрыть ответы

1.1 Вставить карты в протекторы

Aganov написал 3 года назад: # скрыть ответы

Это 3.1

ORTIZ написал 3 года назад: # скрыть ответы

есть еще пункт 3.2 - вставить переводы под протекторы)

igelkott написал 3 года назад: # скрыть ответы

1.2 написать обзор.
2.2 написать обзор.

Soundheart написал 3 года назад: # скрыть ответы

Неправда, это был один пункт, миньки и органайзер были в одной статье! Я протестую!

igelkott написал 3 года назад: #

Не, ну это - план-максимум

Amsh написал 3 года назад: # скрыть ответы

Я понял так- автор обзора поиграл и написал в приступе восторга. На мой взгляд - слишком долгая игра.

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: # скрыть ответы

Автору бы поиграть в СК...

popovks написал 3 года назад: # скрыть ответы

Я считаю, что Старкрафт без дополнения проигрывает ФС, а Бруд Варс сейчас так дорого стоит, что лучше уж купить ФС и еще деньги остануться.
Не смотря на затянутость бой в ФС попроще. В СК у юнитов куча способностей (скрытность, вторичный урон, детектор), новичку не знакомому с компьтерной игрой сложно в этом разобраться. А чтобы хорошо играть в Старкрафт надо знать свою боевую колоду и колоды опонентов. Получается такая вот игра для избранных, кто в 90-е фанател от компьтерной игры.

Ogro написал 3 года назад: # скрыть ответы

Это называется игра, в которой опыт решает. Такое свойство имеют чуть менее чем все игры. И FS в том числе.

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: #

++

ПыСы мне нра аргументация оппонентов. Люди пишут, что ФС такой весь накрученный и крутой, то СК сложноват. Вы уж определитесь, что вам нужно - колонизаторы или эпик, где сражения начинаются с первого же хода и игрок всегда в прокрустовом ложе выбора.

Petsar написал 3 года назад: #

Спортивные игры, да

VanDerGlav написал 3 года назад: # скрыть ответы

Мне понравилась больше Старкрафта, не смотря на то, что последний очень хорош.
Не такая громозкая, боевка (на мой взгляд) лучше, ну и это ВАХА!)

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: # скрыть ответы

Ваха передана хорошо, это да.
В остальном не моё.

VanDerGlav написал 3 года назад: # скрыть ответы

В Старике так и не удалось попробовать все миньки в деле. Стояли строем рядом с полем, типа террейн)). А вот в ФС, да еще и с нужными картами в руках... все "персонажи" играют просто замечательно)

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: # скрыть ответы

Условия франшизы...Хотя тут не спорю.

Именно поэтому очень ждал СК по Вахе с момента приобретения ФФГ прав. В итоге получил совсем не то (субъективно) и более слабую игру (объективно).

Aganov написал 3 года назад: # скрыть ответы

Зануда и старовер.
Вы так говорите, словно Старкрафт лежит в каждом киоске "Спортлото", а народ проходит каждый день мимо и прет домой в авоськах Фарбидын Старз.
Колись, вы так говорите просто чтобы цену вскрутить, загнать гроб втридорога и почивать на лаврах, шпиля в Каркассон?

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: # скрыть ответы

...в монополию))))

ясно дело, что рад за человека и его эмоции. Это ведь самое главное. Но…))

Aganov написал 3 года назад: #

..врожденное чувство справедливости не дает пройти мимо необоснованно счастливого человека.

AlexFang написал 3 года назад: # скрыть ответы

Паша, ты не можешь давать объективные оценки.

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: # скрыть ответы

Разумный довод.
Давай подождём отзывов Аганова и Кседиха?;)

AlexFang написал 3 года назад: # скрыть ответы

Они тоже не могут.

Aganov написал 3 года назад: # скрыть ответы

Эти - могут

AlexFang написал 3 года назад: #

Нет

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: # скрыть ответы

Алекс пытается донести мысль о субъективности истины и процесса познания.
Как латентный солипсист, не хочу с ним спорить, ибо его не существует.

:D

AlexFang написал 3 года назад: #

Читор=)

Michael написал 3 года назад: #

А тут объективности и не будет. Игры равнозначные по качеству, какая Вселенная по духу ближе, та игра и выигрывает.

bijection написал 3 года назад: # скрыть ответы

Ну где уж тут SSS удержаться :)

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: #

А то))))

Soundheart написал 3 года назад: #

Меня почему-то смущает поле в СК, не чувстуется космоса что-ли, простора. Но надо сыграть, да.

Treo написал 3 года назад: # скрыть ответы

Мне кажется когда ты покупаешь
Forbidden Stars, ты уже должен рассчитывать на время партии 2+х часа. А в неготовой к серьезным играм компании 3+х часа.

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: # скрыть ответы

Нет, просто игру замедлили и сказали, что это эпично.
Прикрутили игру в игре и сказали, что у нас замечательная боевка и так далее.

Aganov написал 3 года назад: # скрыть ответы

А почему любое обсуждение Imperial Settlers должно сводиться к "Эра лууучше", а Forbidden Stars к " заато в старкрафти..!"
Как самостоятельные игры без необходимости выбирать из двух зол - не?

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: #

Согласен, но готов вернуться к обсуждению в понедельник;))

ThunderWolf написал 3 года назад: # скрыть ответы

да потому что олдфаги.

ну и еще потому, что эти игры самостоятельными не являются. Эра-Поселенцы в большей степени, СК-ФС в меньшей, но зато в ней зарыт и более давний холивар Ваха-СК.

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: # скрыть ответы

скорее холивар "ФФГ сегодняшняя" vs "ФФГ когда деревья были большими"

ThunderWolf написал 3 года назад: # скрыть ответы

Эра и Повеленцы к ФФГ никаким боком.

Да и ФС имхо тесно связан не только с СК, но и с Эклипсом, а значит дело не только в ФФГ.

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: # скрыть ответы

А что там от Клипсы???

Ogro написал 3 года назад: # скрыть ответы

Космос, кораблики.

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: #

LOL))))

GingerBreadMan написал 3 года назад: #

Казалось бы, при чем тут Эклипс?)

AlexFang написал 3 года назад: # скрыть ответы

И Поселенцы, и ФС являются самостоятельными играми являются

ThunderWolf написал 3 года назад: # скрыть ответы

Уно и Свинтус тоже =D
(утрирую конечно, но))

AlexFang написал 3 года назад: # скрыть ответы

Для того чтобы играть в Поселенцев, Эра не нужна. ЧТД.

Ogro написал 3 года назад: #

ИЧСХ, ЕМНИП, обе не УГ, ИМХО.

ThunderWolf написал 3 года назад: # скрыть ответы

Для того чтобы играть в свинтус уно тоже не нужно. Я ж не говорю, что одно дополнение другого. Даже по словам автора Поселенцы - это переосмысление Эры и попытка дать ей более дружелюбный сеттинг.
Так и ФС - переосмысление и глубокая переработка СК, под нынешние тенденции, которые в немалой степени, заданы Эклипсом.

ORTIZ написал 3 года назад: #

я пока не понял. ты шутишь, или это все взаправду?))

Ogro написал 3 года назад: #

Чрезмерно кльтивируешь отсебятину.

AlexFang написал 3 года назад: #

с каких пор несамостоятельность = переосмысление?

DJem написал 3 года назад: # скрыть ответы

Согласен, вчера играли втроем - игра хорошая, но долгая до боли (в одном месте) :)

fonfrost написал 3 года назад: #

Тут все как обычно от практики зависит, на четверых четвертую партию уже удалось сыграть за 3,5 часа чистого времени.

GingerBreadMan написал 3 года назад: # скрыть ответы

Обзор действительно очень сумбурный.

Trommell_of_war написал 3 года назад: # скрыть ответы

Обзор оргазмический. Открашено, однако, отлично! Отец Онуфрий офигиевает!

GingerBreadMan написал 3 года назад: #

Ну, собственно, в заголовке все сказано "Много впечатлений") тут больше описание эмоций, полученных от игры, чем анализ самой игры.

KittenLS написал 3 года назад: #

игра хороша, да требует много времени, да паралич анализа в первых партиях неизбежен, да играть хорошо очень сложно, но она очень аддиктивна проблема лишь в том чтобы найти время в нее поиграть и подготовленных людей. Игра сильно зависит от соперника, многие вещи открываются не сразу 8 раундов кажется мало и надо бежать торопиться нападать, но для меня становиться понятно что в один ход планировать получить ресурсы произвести войска и ими же напасть очень плохой план и вероятность его исполнения низкая. Почему? да потому что очередь твоих приказов будет обязательно поломана соперниками. С другой стороны пока готовишь удар варпшторм может повернуться и ты уже никуда не нападаешь или соперник отстроился. Одно радует что нападать чаще легче чем защищаться по нескольким причинам во первых лимит войск на планете, во вторых ты защищаешь чужую цель а нападаешь на свою ценность очень разная ну разве что в дуэле более равнозначно. Про боевку говорить не буду она очень хороша.