Оценка пользователей
8.4219
Оценить:
-
-AdRiver-

Au Fil de l'Epée: Грансон 1476. Судьба Шато-Гийона.

время: 10 мая 2013 место: Про какие-то wargames

В 2008м году в серии Au Fil de l'Epée (By The Edge of the Sword) французского дизайнера Фредерика Бея вышла игра про три сражения швейцарских кантонов (Morgarten 1315, Sempach 1386, Grandson 1476). Очень люблю эту серию, напечатанную преимущественно в Vae Victis. В качестве подготовки к дальнейшим сражениям наших бургундских войн, не удержался от искушения отыграть сценарий Грансон с Ильей Листиосом, который и принес эту замечательную игру. Опять традиционно уступаю место "неизвестному очевидцу сражения".

В конце февраля 1476 года вконец охамевшие швейцарцы выступили против нашего Герцога, силы собрав немалые. На берегу озера Невшательского тем временем выстроилась вся мощь бургундского войска в виде трех баталий резерва (графу Николя Кампобассо был дан приказ не вступать в битву до последнего) и авангарду, ведомому самим Герцогом с двумя ротами гвардейских жандармов, третьей ротой Гвардии и четырмя ротами жандармов под командованием славного Луи де Шалона Шато-Гийона и пехотным центром со всеми орудиями под предводительством маркграфа Филиппа (Philippe d`Hochberg). Днем второго марта вниз, в долину к нам стремительно ринулись Конфедераты. Это был Vorhut из бернцев. Примерно за час до полудня швейцарцами было принято решение следовать к подножию склона и выстроиться квадратом – решение, которое оказалось сложно воплотить, так как огромное количество людей, особенно в отрядах из Швица и Берна, кипело желанием отомстить за своих товарищей, казненных в Грансоне. В наблюдениях записано, что сержанты спрыгнули со своих лошадей, и, выхватив знамёна у оруженосцев, вышли вперёд своих рассыпающихся по равнине людей, чтобы собрать их вместе. Видя эти перемещения конфедератов, Карл отдал своей пехоте приказ готовиться к наступлению; его целью было сначала выкосить швейцарцев артиллерийским огнём, а затем бросить в атаку кавалерию.

гр1 

Швейцарский квадрат, должно быть, имел впечатляющий вид. Около 5000 человек в кирасах и шлемах, собранные в единый отряд, создали настоящий лес из пик и алебард. В центре развевалось знамя, окруженное примерно 20 штандартами; и перед ним был конный командир, чьи длинные борода и туника спускались до колен. Некоторые очевидцы утверждали, что это был Шарнашталь (Scharnachtal), другие верят, что это мог быть Ульрих Катци (Ulrich Katzy), капитан из Швица.

Битва началась с огня бургундской артиллерии, который рвал швейцарский квадрат, выкашивая по 10 человек в ряду. Бернские кулеврины ответили несколькими разрушительными залпами. Швейцарские смертники скоро попали под удар первой волны бургундской кавалерии, и едва сумели укрыться под защитой первых рядов пикинёров, которые поставили своё оружие на разных уровнях, готовясь к удару латных конников Бургундии.

гр2

Жандармы Шато-Гийона с налету смяли бернские кулеврины и перегруппировались вправо - и вовремя, так как там на дороге уже показался квадрат 
(gevierte Ordnung) Цюриха.

гр3

Последовал ожесточенный бой на дороге с последующим оттеснением латников Шато-Гийона к бургундской пехоте. Воспользовавшись тем, что фланг пока прикрыт, орудия стали обрабатывать бернцев, так что многие побежали. Вскоре стала видна сумятица возле знамен (Scharnachtal был убит ядром), но вслед за Цюрихом пришло еще подкрепление.

гр4

Многие, правда, утверждают, что 
Scharnachtal пал под залпами стрел, но на общем напоре швейцарцев это никак не сказалось, разве что между лесом и озером создалась такая давка, что им пришлось перестраиваться, теряя время.

гр5

Тут Герцог опять атаковал и совершенно разбил бернцев, но так как было безумием далее скакать на пики, он отступил и приказал сделать тоже самое людям Шато-Гийона. Тот, впрочем, не сразу смог оторваться от наседавших пикенеров из Цюриха и Швица.

гр6

Далее враги продвигались под сокрушительные залпы наших батарей в центре. Стало ясно, что новый их командир не уступает погибшему, и даже поопытнее будет.

гр7

Центр все еще держался, граф Николя все еще не спешил на выручку, как снова они атаковали, уже на флангах. Далее последовала ожесточённая рукопашная схватка между бургундскими рыцарями и швейцарскими арбалетчиками и стрелками. Дважды Шато-Гийон пытался вырвать знамя Швица из рук знаменосца, прежде чем был отброшен назад. Его лошадь была убита под ним, а он сам был схачен в плен бернским всадником по имени Ганс фон дер Груб (Hans von der Grub). Замечу, что благородного рыцаря именно схватили за ноги и стянули вниз, пока толпа добивала алебардами его коня. Человек из Люцерна, Генрих Эльснер (Heinrich Elsner), смог захватить его флаг – коричнево-сине-белый штандарт с золотым крестом святого Андрея. По прошествии трёх часов, вопреки успеху в отражении атак бургундской кавалерии, для швейцарского квадрата ситуация начала становиться опасной.

гр8

В этот момент квадрат прикрыли подоспевшие стрелки и ядром был смертельно ранен маркграф Филипп. Его едва успели унести с поля боя, как там же, в самом центре, пикенеры гевальтуфена разметали укрепления и захватили орудия наши.

гр9

Уже в сумерках Герцог решился на еще одну блестящую атаку и стоптал вражеских стрелков, прикрывая отход центра. Хоть ряды врагов и поредели, но видно было, что они готовы на еще один штурм, впрочем на это в темноте никто не решился и на том сражение завершилось.

гр10

Отмечу, что сценарий и карта дают исчерпывающее представление о тех сложностях, с которыми столкнулись командующие и обе армии. Также ясно, что особенности гексового движка и наступление "батальонами" для швейцарцев не кажутся мне особо типичными. Все-таки, Au Fil de l'Epé отлично подходит для рыцарских сражений 13-14в, чем для более поздних масс пехоты в квадратах. Справедливости надо еще добавить, что я очень плохо кидал дайсы, а вот Илья - просто великолепно, одни "девятки"! Если бы так стреляла бургундская артиллерия в тот день, то исход бургундских войн был бы совсем другим. Победа (по большому счету) тактика и стратега Ильи, хотя по очкам 22 против 18, то есть - ничья.

Комментарий Ильи: "Справедливая ничья - обе стороны действовали достойно и без крупных просчётов. Моим бургундцам в критические моменты везло в среднем больше, чем швейцарцам и только это позволило избежать исторического результата. "

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
UncleL написал 7 лет назад: # скрыть ответы

а вкратце какие то особенности правил Au Fil de l'Epé можно обрисовать? Как они по сравнению с Man of Iron?

Trommell_of_war написал 7 лет назад: #

Интересная реализация инициативы и активации, фишек в два раза меньше (если, например, Пуатье сравнивать в этих играх), красиво сделано расстройство отрядов и их качество.
Не понравилось (после GMT ПикаШотты), что баталии швейцарцев такие "дискретные", это делает их страшно маневренными, но и подверженными вышибанию в расстройство и бегство (что и происходило у меня после залпов орудий в упор).
Жду с нетерпением Флодден, там внутри фишки баталии "живут" фишки рот, что совершенно верно, по-моему, отражает суть 5-10 000 массы человек.

fonfrost написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Я играл в битву при Арсуфе из Le Lion et l'Epée, ну и на контрасте от того же сражения, но в Неверных:
1) В целом система достаточно традиционна и не замысловата, ну и Берговских "фишек" от нее ждать не приходиться :) Во время игрового тура выполняются следующие действия по порядку: 1. Проверяем на выход из командования отряды, 2. Стреляем без движения всеми стреляющими отрядами; 3. Оба игрока бросают кубики на инициативу, модифицируя результат рейтингом главнокомандующего, и в результате броска либо последовательно активируем лидеров и их юиты в зависимости от их командного рейтинга, либо если повезет/не повезет, вносим в данный процесс коррективы (максимальный результат для выигравшего инициативу - выбираешь любого своего лидера, который будет ходить первым, потом любого вражеского лидера, который походит следом и любого вражеского лидера, который вообще не будет ходить!!!), после активации этих двух внеочередников дальше все идет по обычным правилам); 4. Действуем юнитами активируемого лидера в след. последовательности: а) Ходим, б) Стреляем не смежными с врагами отрядами, в) Проводим ближний бой, при этом вначале ведется оборонительный огонь защищающихся отрядов, за тем наступательный огонь нападающих, ну а потом и сам ближний бой; 5. Собираем бегущие отряды (Отряды бегут к своему краю карты по прямой, не успел «поймать» отряд и он уходит из игры).
2) Очень не понравилось то, что деталей и разнообразия в ней, к сожалению еще меньше, чем в Man of Iron (отсутствуют фланги со всеми вытекающими, ZOC и различные построения, меньше реагирующих и уникальных действий у отрядов разных типов, хитрых и осознанных использований модификаторов и т.д. и т.п.)
3) Понравилось то, что состояний отряда тут чуть больше, чем в Man of Iron, ну и то, что лидеров можно захватить, а потом отбить (правда, в игре отбитые лидеры уже не участвуют).
4) Мне кажется, что система заложница своего форм фактора (маленькие поля, средние фишки), из-за этого тот же сценарий со сражением под Арсуфом по системе Au Fil de l'Epée (там даже вроде самая большая карта в серии) по степени интересности и свободы выбора просто с разгромным счетом проигрывает тому же самому сценарию из Неверных (В Le Lion et l'Epée нет того, чем интересно данное сражение, т.е. движения крестоносцев под градом стрел по дороге на Арсуф и Яффу, с неизвестностью, когда либо армия Саладина нападет, либо войска Ричарда контратакуют, либо ни кто не решиться на активные действия и Ричард продолжит свой путь дальше на Яффу.).
5) Ну еще один штрих. Притом, что в серии Man of Iron больше деталей, правила из-за достаточно логичного игрового процесса мне было легче объяснять именно по данной серии, нежели правила более легкой Le Lion et l'Epée.
P.S. Наверное если и брать что-то из этой серии, то уж точно не те сражения, которые отражены в серии Man of Iron.

Trommell_of_war написал 7 лет назад: #

Совершенно верно, в этой серии не все так логично и интересно, как у Берга, но своя логика тут присутствует. Я про восстановление по качеству, модификаторы за усталость и деморализацию, что делает серию очень неплохой на 12-13в (уйти за пехоту, отдохнуть, выскочить и жахнуть: Cargeee!). Рыцарские войны, если одним словом.
Если смотреть с точки зрения игрока-настольщика, то тут нет вкусных штук, свободно реализуемых в моих любимых "Saints in Armor" ("все заволокло пороховым дымом", "порох наш весь взорвался!", "Мы взлетели на холм, преследуя аркебузир противника - и тут в нас в упор разрядили пистолеты кирасиры")

Но есть одно немаловажное "но!" - в этой серии очень неплохо проработаны сами сценарии. Я смотрю с точки зрения игрока в Импетус сейчас: есть листы двух армий, которые набираются на определенное количество очков, и, если заменить фишки Фредерика Бея на отряды Импетуса и соответственно расставить местность и скорректировать число ходов, то получится весьма интересно. Другими словами, я ищу сценарии на 15в, чтобы можно было их отыграть и так (фишками) - и этак (миниатюрами) и сравнить результат.

UncleL написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Александр, Геннадий - спасибо за ответ. Пожалуй мне хватит возможности поиграть в Берговскую линейку, тем более она мне понравилась. Хотя формат небольших и быстрых средневековых битв мне понравился на примере Азенкура, так что возьму Au Fil de l'Epé на заметку.

Trommell_of_war написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Собственно, от Берга Фредерик и "отталкивался", так что Берг ценнее (для настольщика и любителя оригинального). Мне компиляции Бея нужны как заготовки под свои сценарии с миниатюрами, тут их лаконизм ценен.

UncleL написал 7 лет назад: #

тогда действительно мне за глаза хватит Берга. Спасибо

dexit написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо за отчет, в очередной раз завидую тем, у кого есть с кем поиграть во что-то посерьезнее Мемуаров.

Trommell_of_war написал 7 лет назад: #

Всегда пожалуйста, я охотно делюсь своими отчетами, так как для меня это вроде научной работы. Сравнение игр и исторической расстановки сил, внимание к деталям... Своеобразная реконструкция и моделирование.