Приветствую всех, кто читает дневник!
После январского настольного буйства, число партий вернулся к традиционному февральскому затишью. Непонятно почему, но, специально глянул в статистику — уже 5 лет по минимальному числу партий последний зимний месяц держит уверенное лидерство.
Сыграно 9 партий в 8 различных игр. По традиции, ни месяца без новинок, посему их тут тоже аж 3 штуки!
Игры, про которые уже писал
Виконты Западного королевства (1 партия)
Продолжаем завоевывать лояльность местного населения в Виконтах.😎
Неожиданно для себя на 6-ой (!) партии пришло осознание, что игра не так проста и прямолинейна, как казались ранее. Туда намешали куда большее, чем видно на первый взгляд. А я после четырех партий ведь даже несколько разочаровался в них.
В игре действительно можно выстраивать любопытные карточные движки - и когда они реально работают… Ух! Мне на старте достался горожанин, которого я счёл самым не нужным и слабым, но на деле оказалось, что при ложном сочетании карт, он позволяет проворачивать клевые финты.
Работников на поле считал полезными лишь для покупки под определенные стратегии, но при наличии денег - сброс за значки и эффект - выглядит куда более выгодным вложением!
И на сладкое… Замок я счёл обычной заглушкой для получения ПО в конце. Но ведь это самый удобный заработок монет! Если несколько игроков идут (мы полезли втроем) в замок, то наступает момент, когда почти каждый круг твоих людей выбивают — и ты получаешь компенсацию в виде монет. Никогда не видел столько монет перед игроками - причем сразу перед тремя. А ведь именно деньги открываю доступ к сбросу карт горожан, ускоренному перемещению и т.д.
Резюмируя, игра реабилитирована и выросла в мои глазах.
Котики (1 партия)
Однозначно на двоих лучше играть с урезанным набором тайлов. Иначе случайность напрочь отбивает желание раскладывать игру.
После партии неожиданно возникло желание поиграть еще раз в Каскадию.
Плотина (1 партия)
Разложили наконец-то партию полным составом — и ожидаемо, игра начала работать! До сих пор не могу понять, почему нельзя было отмасштабировать игру на меньшее число участников…
Из неожиданных открытий: выиграл игрок, который практически не производил энергию. Ещё раз… В игре про производство энергии, можно победить, делая совершенно иное. Да, конечно, нужно хотя бы 1-2 раза взять максимум с целей раундов, а для этого надо удачно выработать энергию, накопив ресурсы. Но доход ПО с планшета очень уж велик и перекрывает прочие источники.
Появились и претензии к некоторым жетонам продвинутым технологий. Либо мы чего-то не поняли, но жетоны который после строительства трубопровода — позволяет получить за него энергию — выходит, производит энергию из ничего? И не нужно даже быть подсоединенным к электростанции! Вот до чего техника дошла! Есть претензии и к управляющим — некоторые выглядят намного сильнее прочих. Но в любом случае, пользуешься ты их способностью — от силы несколько раз за игру… Очень жаль что автор удивительно ассиметричной «Марко Поло», не довел асимметрию в «Плотине» до ума.
Но игра в любом раскладе оказалась хорошей, крепко сбитой. Появилась прямая конкуренция. Строительство зданий на поле стало более стратегичным (в сравнении с партией на двоих), превратилось в некую задачку — а как лучше. Плотина комплексная из-за того, что вобрала сразу кучу механик— кто бы что ни говорил — а тот же «На Марсе» — в разы проще для понимая и усвоения. И непонятно пока насколько эта комплексность делает для реиграбельности и вариативности.
И всё бы хорошо, но партия у нас длилась больше 3-ех часов. Да, это игра, в которую надо наигрывать — и тогда она однозначно раскроется лучше, станет динамичнее. Но не стоит забывать, что играть надо постоянно с одними и теми же людьми — если посадить за неё новичка — то велик шанс, что к настолкам он больше не приблизится)
Даунтайм, время партии, необходимость наигрывать игру и отсутствие масштабирования на разное число игроков — плохие предвестники. Пока есть сомнения, а нужна ли игра… Из комплексных евро — я предпочту Проект Гайя или На Марсе, которые динамичнее, быстрее и дают большее разнообразие.
Игры, которые давно в коллекции
Ханаби (1 партия)
Игра в маленькой металлической коробочке, которая была куплена мною в Чехии (в тот момент в РФ её было не достать). И не хотелось уходить из магазина настольных игр с пустыми руками😊😎
Это кооперативная игра, в которой игроки стараются вместе создать идеальное фейерверк-шоу, размещая на столе карты в определенном порядке. Колода состоит из карт пяти разных цветов с номерами от 1 до 5 в каждом цвете. Для каждого цвета игроки стараются выложить карты в порядке возрастания номинала. Вроде бы все просто, да? Но в этой игре карты игрока видят все, кроме него, т.е. каждый держит свои карты рубашкой к себе.
Ханаби — Игра на память, внимание, логику и налаживания своеобразной «телепатической» связи между игроками. Тебе делают подсказку — «эти две карты у тебя имеют номинал 2». Что делать с этой информацией — надо понять без слов. Сделать ход? Или подсказать следующему игроку, чтобы он случайно не допустил ошибку? Ведь после 3 ошибок — партия будет закончена.
Довольно занятная игра. Идеально заходит как завершающий аккорд игровой встречи. Поскольку играем в неё редко, всё никак не можем избавиться от того, что невольно начинаем обсуждать происходящее в процессе игры, чего конечно же по правилам делать нельзя. Явных нарушений нет, но намеков «подумай, почему мы так сказали» — достаточно)) Когда-нибудь начнем играть полностью по правилам) Начнём же?
Выше и ниже (1 партия)
Евро про развитие деревни и приключения. Главной особенностью игры является книга-встреч, в которой описаны все возможные сценарии встреч. Всё это похоже на книгу-игру: допустим вы находите пустую хижину, а дальше есть несколько вариантов, что вам можно делать дальше.
Звучит весьма интересно: вы строите свою деревню, принимаете и обучаете новых жителей, собираете отряды и спускаетесь под землю, где вас ждут приключение и сокровища. Но….
После партии игра упала в моих глазах… Почему? Потому что он игры в ней почти ничего и нет. Предположим, вы выбираете некоторую стратегию, пытаетесь её придерживаться, но она не работает! Потому что для её реализации вам нужно ходить в приключения - а они АБСОЛЮТНЕЙШЕ случайны!
Пример. Я всю игру ходил туда по 1-2 раза за ход, чтобы добыть деньги. Сколько раз я что-то получил?)) Пару монеток - за всю партию. Ресурсов — да тоже почти ничего.
Основная проблема игры, в том что во время приключения у тебя есть выбор без выбора. Ты отправляешь двух жителей, тебе предлагают сделай Выбор 1 — нужно выкинуть 4 успеха, либо Выбор 2 — но нужно 8 успехов. А твои жители могут выбросить максимум 5 успехов. То есть вы просто физически не можете выбрать альтернативу. Но даже если альтернатива есть, то её достижение сопряжено с риском. Рисковать - велик шанс просто профукать ход впустую. Выбор очевиден - действуешь без риска, выбирая самый плохой и простой вариант - а там почти никогда ничего путного.
Странно, что автор не сделал систему несколько иной. Казалось бы… Вот вам Выбор 1, Выбор 2. И после того как игрок делает Выбор, он бросает кубики — и в зависимости от результата игрок ВСЕГДА что-то получает.
В итоге… выиграл лишь по той причине что вместо полезных ресурсов мне выпадали казалось бы бесполезные склянки с лекарством и на поле была карта, которая за них дает ПО, и карта, которая дает ПО за выполненные приключения — а я ходил уйму раз.
Из плюсов... лишь история с Котэлло))) Был рад помочь подземному котику дразнить обидчиков, изобретя ему кисточку и прицепив на хвост!)) Нельзя отрицать, что именно нарративная составляющая у Луката — шикарная. Но игромеханически игра не очень удалась.
Новинки февраля
Ecos: First Continent (2 партии)
Настоящая настольная жемчужина, в слегка не ограненной оправе (по фото видно, что итоговая картинка на поле выглядит весьма схематично). Пока что для меня это открытие года.
Это игра про божественных существ, которые создают планету, в частности, тот самый первый континент из названия.
Основные механики игры — это…. лото! и построение карточных движков. Каждый ход один из игроков («Предвестник») тащит из мешка приятно лежащие в руке фишки с изображением элемента (вода, воздух и т.д.). Далее все игроки закрывают символ этого элемента на одной из своих карт. Если на карте закрыты все символы — можно кричать «Бинго!»… то есть «Эко!» — и активировать её. Так продолжается до тех пор, пока один из игроков за счет активаций карт на наберет требуемые 80 ПО.
Активация карты чаще привносит на игровое поле нечто новое. Например, поворот карты — появляется гора, а ты получаешь ПО за выстроенную горную гряду. Либо ты добавляешь на поле леопарда, которые съедает местную живность — и ты получаешь ПО. А если покушать не удалось, то у леопарда расстройство желудка — и ПО ты теряешь. 😁 Либо в пустыне селится одинокий гепард, и чем меньше животных вокруг — тем лучше для него. Вот такой дикий интроверт.
Крайне достойная игра. В некоторой степени даже уникальная, очень необычная и в чем-то «модная». Оверпродакшен во всей красе — но тут он однозначно в плюс. Ведь карты и тайлы местности оформлены — весьма скромно.
Игра имеет просто феноменальный созидательный элемент — твои действия практически всегда воздействуют на общей карте. Хочешь устроить землетрясение — пожалуйста! Провести массовый забег стаи антилоп по саванне — нет проблем. Создать остров с одиноким носорогом — вперёд!
Эффекты карт разнообразны и тематичны. Реиграбельность на первый взгляд колоссальная. Причем карты активно комбинируются друг с другом, и если удачно закрутить цепочку — можно за один ход перевернуть исход партии. Причем никто не мешает и не заниматься этим, а просто раз за разом получать небольшое число ПО.
Игру у нас практически не достать, только с рук у продавцов, которые купили её специально для продажи у нас. По понятным причинам коробочка на английском. И признаться пару раз встречались такие языковые конструкции, что сходу и не перевести правильно... Общий смысл понятен, но... Локализация бы была крайне полезна. Но… теперь уж без шансов.
Раскопки (1 партия)
Игра с отличной тактильной составляющей. Почти как в Ecos, но ещё круче!
Итак, обнаружены невероятные залежи окаменелостей! И игроки, являющиеся палеонтологами-конкурентами, устремляются к ним, стремясь завоевать звание лучшего ученого! Чей вклад в экспозицию музея будет лучше — тот и победит!
На рынке не так уж много игр про динозавров (прямо обидно, почему фермы пользуются большим спросом) — поэтому сказано, сделано — игра в коллекции!
Оформление тут далеко не идеально, но и не настолько плохое. Динозавры нарисованы… нормально. Остальные карты не так важны для игры, и в целом также не выделяются чем-то особенным.
А вот с тактильностью здесь всё шикарно! Плитки — невероятно классные. Доставать пинцетом мелкие косточки - отдельное удовольствие! Всё сделано очень и очень атмосферно!
По игровому процессу, конечно, откровений ждать не стоит. Типичная семейка. Но с учетом темы динозавров, и той самой тактильной составляющей - очень достойная семейка. Не могу сказать, что остался в полном восторге, но места в коллекции игра достойна.
Правда не для фанатов динозавров для покупки — вообще не обязательна. Тот же сбор сетов в Поляне приглянулся мне больше. Но процесс в Поляне более медитативный, тут же хватает активное взаимодействие между игроками (помимо пассивной гонки) - и это весомый плюс. Игру брал примерно в расчет на полу-новичковую компанию - и тут она должна зайти просто на ура!
Из весомых минусов: на двоих игра выглядит сломанной из-за целей на сбор сетов. (Сколько раз я уже упомянул кривое масштабирование?) Очень уж легко грести победные очки, да и на поле весьма свободно.
При этом на удивление для такой небольшой игры - время партии приличное. Честно я был убежден что 45 минут на коробке - норма. Но ничего подобного... По времени вышла как полноценная евро - 1.5 часа (!) и это на двоих...
Даунтайм, увы, присутствует. Поле меняется каждый ход, да и нужные вам карты и кости легко могут увести.
И однозначно не хватает каких-нибудь маркеров твоих действий. Потому что пока делаешь ход - реально забываешь... Тем более за счет навыков игроки могут выполнять бесплатные.
Замки Бургундии (1 партия)
Наконец-то удалось сыграть в эту уже классическую настольную игру, крепко засевшую в топ-20 лучших игр всех времен. А также лучшую игру Фельда. И дальше по списку у игры еще куча иных регалий.
Перед нами Средневековая Франция. Игроки — аристократы, правящих небольшими княжествами. Именно их нам и предстоит развивать, застраивая верфями, пастбищами, шахтами и замками, куда уж без них.
Основная механика — как ни удивительно звучит для евро-игры — кубики. Игроки делают броски: выпавшие результаты определяют, какие здания они могут получить, а где в княжестве их разместить. Собственно всё! Бросили кубики, выполнили два действия — идём дальше и так до финала. Лаконичность и практически полное отсутствие даунтайма — весомый плюс.
У нас вышел результат с разницей всего в 2 ПО! Нечто невообразимое для первой партии, тем более в евро игру, где число ПО исчисляется сотнями. Выглядит с одной стороны — как выверенный баланс, мы занимались абсолютно разными вещами.
Но на деле возможно, что различия тактик/стратегий иллюзорно. Потому что в любом раскладе ты строишь здания почти всех типов. Выехать на одной стратегии — проблематично. Да, можно не строить пастбища, а пытаться больше торговать. Либо строить желтые здания. Но в любом случае нужно комбинировать несколько типов — а если начал возводить здания конкретного типа, желательно, строить их до упора.
Увы, в игре напрочь отсутствует ощущение какого-то развития, что особенно подчеркивает, что это евро — старой школы. Как в каком-нибудь Каркассоне — получил ПО, играешь дальше — так и тут. Всю игру вы делает одно и тоже, и выложенные тайлы никак не увеличивают доступные вам возможности. Чаще всего это одноразовый эффект, который позволяет выполнить следующий ход чуть более эффективно.
Однако игра вышла бесспорно хорошей, это крепкое и оригинальное даже сегодня евро. Но настолько ли она хороша? Пожалуй, Брюгге мне нравится чуть больше. При этом в Замки — приятно играть. Да и вроде с реиграбельностью должно быть неплохо. Но топ-20? Категорически не уверен.
Вот и всё! Спасибо всем прочитавшим!
"Выше и ниже" оставила только недоумение после себя. Судорожный поиск кроватей, сумбурный процесс, насильно пришитая книжка с приключениями. С некоторым сомнением села после неё за "Дальше и ближе". Ощущение такое, что на "выше и ниже" автор потренировался, а вот тут он наконец создал настоящую игру.
Всё-таки немного отпишусь в защиту.
Насчёт ощущения развития:
Не совсем согласен. Да, в принципе делаешь одно и то же, но разве что некоторые жёлтые тайлы усиливают какие-либо действия и возможности. + Визуально смотришь как заполняется планшет от чего есть какое-то созидательное чувство.
Играется всегда интересно, с кучей разных комбинаций. Игра про то как надо планировать застройку и бороться с рандомом.
В топ 10 моих любимых игр
1,5 часа партия на двоих???
У нас с женой на первую игру ушло минут 45 + время прочтения правил...
Там же всё в гипс упирается - ты взял, оппонент взял - уже минус один из 4 раундов)
Либо мы играем как-то иначе?.. Просто не пойму, что там делать 1,5 часа можно)
Сам удивляюсь)
Предположу, что:
1. Первая партия - обучающая, обязана быть более долгой (хотя это не помешало мне сыграть с женой впервые Войну Кольца за 2 часа)
2. Не очень активно разбирали гипс - а поскольку гипс - это таймер игры, она затягивается. Больше раскапывали поле - и сбрасывали фишки.. А сдвинуть пласт камня - это равноценно трате всего хода.
3. Выпало событие, которое дает по 6 гипса не из пула. Собственно, это увеличило игру ровно на + 1.5 полноценных хода!
4. Мы брали маленькие кости для которых не нужно много гипса, что опять же приводило нас к тому, что гипса с карты мы брали немного
Ecos: First Continent заинтересовала
Экос это прокаченный Августус. Августус я люблю, поэтому и Экос, в целом, принес позитивные впечателения. Но есть нюансы.
Из-за большого количества карт у игроков (плюс множественные активации этих карт), игра стала гораздо тяжеловеснее и запутаннее. При этом вполне вероятны ситуации, когда игрок запускает движок (который он не строил, просто так получилось на поле, например) удачно пришедшей картой, и остановить его нет возможности.
Игра на 7, на мой взгляд. Но это потому что я поклонник Августуса.
В Августуса я бы не играл.
Но поставил бы оценку повыше, чем 7, но, возможно, это первые впечатления + тема мне зашла.
Не сказал бы, что она запутанная и тяжеловесная, но да, не то то чтобы лаконичная и простая - есть нюансы.
Насчет движков - обычно самые крутые карты требуют много ресурсов - и у игроков вроде как есть несколько ходов, чтобы попытаться сломать. Как минимум с живностью такое можно проделать. Горы сдвинуть или убрать - сложнее) Но скорее всего вы правы, и ситуация вполне возможна.
"В игре про производство энергии, можно победить, делая совершенно иное." - Это как в одной известной игре про производство вина, в которой можно победить, так и не сделав ни одной бутылки виноградного напитка. =)