Оценка пользователей
8.8330
Оценить:
-

Formula D. Трасса длиною в четверть века

 

В те далекие времена, когда на просторных равнинах Сибири паслись стада мамонтов, гер Клаус только тестировал прототип «Колонизаторов», Реде еще не придумал свой «Каркассон», а Антуан Боза вообще был обычным школьником, умы настольщиков будоражили другие игры.

 

О создателях и издателях

 

В уже далеком 1991 году увидела свет настольная игра о гонках «Formula De» Эрика Рендала (Eric Randall) и Лорена Лавора (Laurent Lavaur). Забегая вперед, скажу, что, увы, но ребята стали авторами одного хита и в дальнейшем на поприще игропрома особо себя не проявили.

 

Главная идея настолки заключается в том, чтобы сделать игру максимально приближенной к настоящим гонкам серии Формула-1 и ей подобным(естественно, насколько это вообще возможно сделать при помощи картона и кубиков). И, на мой взгляд, авторский дуэт справилась с этой задачей замечательно. В коллектив создателей также входила группа художников, среди которых особо выделяется Бернард Биттлер (Bernard Bittler), который нарисует за четверть века многие трассы-дополнения для игры.

 

Первым издательством, выпустившим игру, стала небольшая французская компания Ludodélire (кстати, она отличилась выпуском одной из первых игр Бруно Файдутти – «Долина мамонтов»). Интересной особенностью этой версии было то, что для игры создали 13 базовых трасс, и, в зависимости от страны проживания, покупателю могла достаться одна из них. Первой трассой стала знаменитая Гран-При Монако, включенная во французскую версию игры. Также настольным гонщикам предлагалось опробовать виражи Имолы, Монцы, Сильверстоуна, Спа-Франкоршама и других легендарных треков королевских автогонок.

 

 

После банкротства Ludodélire, с 1995 года права на издание игры перешли к Eurogames, входившему в состав более крупного издательства Jeux Descartes. Бренды этих двух компаний мы будем видеть на всех дополнениях к «Formula De», выпущенных с 1995 по 2005. В это время было переиздано 11 трасс Ludodélire, плюс копилка пополнилась еще 22 новыми треками.

 

 

 

К сожалению, начало 2000-х оказалось для независимого издательства не очень удачным, и в 2005 Descartes присоединяется к Asmodée Éditions. Переварив наследие предшественников, Ашмоди в 2008 году вновь издает базовую версию игры под названием «Formula D» несколько ее переработав: теперь если на одной стороне поля мы видим классическую трассу Монако, то на обороте нас ждет уже ночной стритрейсинговый трек. С этого времени почти все изданные дополнения будут включать такую комбинацию классики и уличных гонок.

 

Несколько слов о правилах

 

Нет особого смысла останавливаться на подробном разборе правил игры. На «Тесере» выложены качественные переводы в простом и продвинутом варианте, сверстанные на основе оригинальных буклетов.

 

Вкратце, суть игры сводится к передвижению миниатюрных машинок по гоночному треку, разделенному на клетки. Каждый болид имеет шесть передач. В зависимости от выбранной в начале хода передачи, игрок кидает тот или иной кубик (а их в игре целая коллекция) и перемещает машинку на выпавшее число клеток. Нужно быть очень внимательным при управлении своим болидом: поспешное прохождение поворотов приведет к повреждению тормозов, столкновению с соперниками и т.д. Очки прочности у автомобилей ограничены. Несколько необдуманных бросков превратят Вас из гонщика в зрителя. Продвинутые правила игры, кроме того, учитывают погодные условия, установленный тип шин, пит-стопы, пять разных параметров прочности (коробка передач, тормоза, корпус, подвеска, двигатель), и многое другое. Сочетание таких условий превращает гонку из простого «кинь-двинь» в серьезную гоночную стратегию, где игрокам предлагается найти тонкий баланс между случайностью и расчетом.

 

Прежде чем ломать голову и вспоминать, при каких условиях у Вас повредится двигатель, а при каких шины, можно освоить простой вариант игры, предлагающий общий для всех частей машины набор очков прочности. Короче, игра позволяет гибко настраивать уровень сложности, в зависимости от возраста участников и знания ими правил.

 

Художественное исполнение

 

Пару слов стоит сказать о художественном исполнении базовой игры и дополнений. Основным художником серии на протяжении ее издания студиями Ludodélire и Descartes оставался Бернард Биттлер (Bernard Bittler). Каждая трасса не только повторяет основные черты реального прототипа, но и содержит много интересных особенностей. Так, рисунки на игровом поле с юмором передают отличительную особенность той или иной страны. Если это Нидерланды, то здесь будет девушка в кломпах, Япония – Трансформеры, Германия – драконы и замки. Думаю, будь в свое время трасса в России, её б обязательно издали с медведем в шапке-ушанке и балайкой в лапах. На любой карте найдется увлекательное занятие и для внимательного наблюдателя. То тут зритель выбежал на дорогу, то там кенгуру развалился в шезлонге, а здесь из соседнего озера показалась голова древнего чудовища. В общем, пока один игрок обдумывает свой ход и другим найдется занятие.

 

Итальянские болельщики в своем репертуаре

 

 

Вот почему красные имеют +1 к скорости

 

Хьюстон, у нас проблемы!

 

Вездесущий Асмоди

 

Поглощение крупным издательством такого долгоживущего проекта, с одной стороны позволило популяризировать игру по всему миру, но с другой, настольные гонки потеряли что-то от изначальной атмосферы. В попытках выжать максимум из проекта, с 2005 года Асмоди начинает публиковать игру уже не как чисто формульную, а разбавляет ее стритрейсингом. Все изданные французским игровым монстром дополнения имеют с одной стороны традиционную для Формулы-1 трассу, а с другой - городскую, часто фентезийную, мало имеющую сходство с реальностью. К сожалению, общий вид игровых полей становится более строгим, исчезают забавные рисунки. На данный момент вышло 5 допов и, похоже, что это последнее, что выпустили для игры.

 

Вместо заключения

 

За четверть века игра обросла целой кучей фанатов. За рубежом в начале нулевых не редко проводились даже чемпионаты. Здорово, что сегодня есть возможность реализовать pnp-вариант дополнений. К настоящему времени удалось отыграть на нескольких новых трассах (обычно в гонке участвуют 5-6 человек), и что интересно каждая из них позволяет применить различные тактики. Если в Монако, как и реальной жизни, особо не разгонишься, то где-нибудь на Нюрбюргринге можно хорошенько притопить. В общем, если Вам интересно освежить впечатления от игры и пополнить коллекцию какой-нибудь новой трассой, обращайтесь. Кроме того, приглашаю желающих принять участие в гонках, они проводятся по субботам в магазине Gamebox (Краснодар).

 

 

 

 

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
DeadElfDance написал 2 месяца назад: #
UP

Прочитал много статей, везде пишут про большую фан базу. При этом не могу найти ни одного мало мальского сообщества, посвященного этой и схожим настольным играм гоночной тематики. Сам то я до неё только добрался, и первые же заезды показали что хочется дополнить чем-то хоумрульным чтобы разнообразить кидай-ходи режим. Вот как раз и интересно - если кто-то знающий прочитает это сообщение - маякните)

darth730 написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Хорошая игра. Есть только один минус- зачастую, если кто-то хорошо оторвался вперед, отстающим догнать его очень сложно. И хотя это как в реальной Формуле, желание играть у отстающих снижается.

andrew_kr написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Тут может выручить система чемпионата: важно бороться за любые победные очки на разных трассах. При подведении итогов чемпионом может стать даже игрок не становившийся ни разу победителем.

darth730 написал 8 лет назад: #

Так то да, но для чемпионата нужны фанаты этого дела. :) это как в Rallyman - игра великолепна, но настолько реалистично передает суть гонки, что играть можно только с фанатами. :) хотя, поскольку игра идет против времени- играть в нее одному проще, чем в Формулу.