В те далекие времена, когда на просторных равнинах Сибири паслись стада мамонтов, гер Клаус только тестировал прототип «Колонизаторов», Реде еще не придумал свой «Каркассон», а Антуан Боза вообще был обычным школьником, умы настольщиков будоражили другие игры.
О создателях и издателях
В уже далеком 1991 году увидела свет настольная игра о гонках «Formula De» Эрика Рендала (Eric Randall) и Лорена Лавора (Laurent Lavaur). Забегая вперед, скажу, что, увы, но ребята стали авторами одного хита и в дальнейшем на поприще игропрома особо себя не проявили.
Главная идея настолки заключается в том, чтобы сделать игру максимально приближенной к настоящим гонкам серии Формула-1 и ей подобным(естественно, насколько это вообще возможно сделать при помощи картона и кубиков). И, на мой взгляд, авторский дуэт справилась с этой задачей замечательно. В коллектив создателей также входила группа художников, среди которых особо выделяется Бернард Биттлер (Bernard Bittler), который нарисует за четверть века многие трассы-дополнения для игры.
Первым издательством, выпустившим игру, стала небольшая французская компания Ludodélire (кстати, она отличилась выпуском одной из первых игр Бруно Файдутти – «Долина мамонтов»). Интересной особенностью этой версии было то, что для игры создали 13 базовых трасс, и, в зависимости от страны проживания, покупателю могла достаться одна из них. Первой трассой стала знаменитая Гран-При Монако, включенная во французскую версию игры. Также настольным гонщикам предлагалось опробовать виражи Имолы, Монцы, Сильверстоуна, Спа-Франкоршама и других легендарных треков королевских автогонок.
После банкротства Ludodélire, с 1995 года права на издание игры перешли к Eurogames, входившему в состав более крупного издательства Jeux Descartes. Бренды этих двух компаний мы будем видеть на всех дополнениях к «Formula De», выпущенных с 1995 по 2005. В это время было переиздано 11 трасс Ludodélire, плюс копилка пополнилась еще 22 новыми треками.
К сожалению, начало 2000-х оказалось для независимого издательства не очень удачным, и в 2005 Descartes присоединяется к Asmodée Éditions. Переварив наследие предшественников, Ашмоди в 2008 году вновь издает базовую версию игры под названием «Formula D» несколько ее переработав: теперь если на одной стороне поля мы видим классическую трассу Монако, то на обороте нас ждет уже ночной стритрейсинговый трек. С этого времени почти все изданные дополнения будут включать такую комбинацию классики и уличных гонок.
Несколько слов о правилах
Нет особого смысла останавливаться на подробном разборе правил игры. На «Тесере» выложены качественные переводы в простом и продвинутом варианте, сверстанные на основе оригинальных буклетов.
Вкратце, суть игры сводится к передвижению миниатюрных машинок по гоночному треку, разделенному на клетки. Каждый болид имеет шесть передач. В зависимости от выбранной в начале хода передачи, игрок кидает тот или иной кубик (а их в игре целая коллекция) и перемещает машинку на выпавшее число клеток. Нужно быть очень внимательным при управлении своим болидом: поспешное прохождение поворотов приведет к повреждению тормозов, столкновению с соперниками и т.д. Очки прочности у автомобилей ограничены. Несколько необдуманных бросков превратят Вас из гонщика в зрителя. Продвинутые правила игры, кроме того, учитывают погодные условия, установленный тип шин, пит-стопы, пять разных параметров прочности (коробка передач, тормоза, корпус, подвеска, двигатель), и многое другое. Сочетание таких условий превращает гонку из простого «кинь-двинь» в серьезную гоночную стратегию, где игрокам предлагается найти тонкий баланс между случайностью и расчетом.
Прежде чем ломать голову и вспоминать, при каких условиях у Вас повредится двигатель, а при каких шины, можно освоить простой вариант игры, предлагающий общий для всех частей машины набор очков прочности. Короче, игра позволяет гибко настраивать уровень сложности, в зависимости от возраста участников и знания ими правил.
Художественное исполнение
Пару слов стоит сказать о художественном исполнении базовой игры и дополнений. Основным художником серии на протяжении ее издания студиями Ludodélire и Descartes оставался Бернард Биттлер (Bernard Bittler). Каждая трасса не только повторяет основные черты реального прототипа, но и содержит много интересных особенностей. Так, рисунки на игровом поле с юмором передают отличительную особенность той или иной страны. Если это Нидерланды, то здесь будет девушка в кломпах, Япония – Трансформеры, Германия – драконы и замки. Думаю, будь в свое время трасса в России, её б обязательно издали с медведем в шапке-ушанке и балайкой в лапах. На любой карте найдется увлекательное занятие и для внимательного наблюдателя. То тут зритель выбежал на дорогу, то там кенгуру развалился в шезлонге, а здесь из соседнего озера показалась голова древнего чудовища. В общем, пока один игрок обдумывает свой ход и другим найдется занятие.
Итальянские болельщики в своем репертуаре
Вот почему красные имеют +1 к скорости
Хьюстон, у нас проблемы!
Вездесущий Асмоди
Поглощение крупным издательством такого долгоживущего проекта, с одной стороны позволило популяризировать игру по всему миру, но с другой, настольные гонки потеряли что-то от изначальной атмосферы. В попытках выжать максимум из проекта, с 2005 года Асмоди начинает публиковать игру уже не как чисто формульную, а разбавляет ее стритрейсингом. Все изданные французским игровым монстром дополнения имеют с одной стороны традиционную для Формулы-1 трассу, а с другой - городскую, часто фентезийную, мало имеющую сходство с реальностью. К сожалению, общий вид игровых полей становится более строгим, исчезают забавные рисунки. На данный момент вышло 5 допов и, похоже, что это последнее, что выпустили для игры.
Вместо заключения
За четверть века игра обросла целой кучей фанатов. За рубежом в начале нулевых не редко проводились даже чемпионаты. Здорово, что сегодня есть возможность реализовать pnp-вариант дополнений. К настоящему времени удалось отыграть на нескольких новых трассах (обычно в гонке участвуют 5-6 человек), и что интересно каждая из них позволяет применить различные тактики. Если в Монако, как и реальной жизни, особо не разгонишься, то где-нибудь на Нюрбюргринге можно хорошенько притопить. В общем, если Вам интересно освежить впечатления от игры и пополнить коллекцию какой-нибудь новой трассой, обращайтесь. Кроме того, приглашаю желающих принять участие в гонках, они проводятся по субботам в магазине Gamebox (Краснодар).
Прочитал много статей, везде пишут про большую фан базу. При этом не могу найти ни одного мало мальского сообщества, посвященного этой и схожим настольным играм гоночной тематики. Сам то я до неё только добрался, и первые же заезды показали что хочется дополнить чем-то хоумрульным чтобы разнообразить кидай-ходи режим. Вот как раз и интересно - если кто-то знающий прочитает это сообщение - маякните)
Хорошая игра. Есть только один минус- зачастую, если кто-то хорошо оторвался вперед, отстающим догнать его очень сложно. И хотя это как в реальной Формуле, желание играть у отстающих снижается.
Тут может выручить система чемпионата: важно бороться за любые победные очки на разных трассах. При подведении итогов чемпионом может стать даже игрок не становившийся ни разу победителем.
Так то да, но для чемпионата нужны фанаты этого дела. :) это как в Rallyman - игра великолепна, но настолько реалистично передает суть гонки, что играть можно только с фанатами. :) хотя, поскольку игра идет против времени- играть в нее одному проще, чем в Формулу.