Посвящается всем любителям настольных игр и фанатам статистики.
Подошел к концу очередной год и пора подводить итоги. В прошлом декабре я уже публиковал свою первую заметку на Тесере, в которой проводил небольшой анализ по сыгранным партиям за прошедший год. В данной заметке я хочу продолжить начатую мною традицию.
В прошлый раз я рассчитывал рейтинг основываясь на количестве сыгранных партий. В этом году я решил пересмотреть такой подход. Для примера - за один час можно сыграть 4 партии в "Star Realms", а партия в тот же "Древний ужас" может затянуться на 2-3 часа. Поэтому я решил учитывать также общее время, потраченное на игру. Ниже я привожу таблицу с обновленным рейтингом за прошлый год.
Таблица 1. Итоговый рейтинг за 2015 год.
п/п | Название игры | Рейтинг | Количество партий | Общее время, ч |
---|---|---|---|---|
1 | Eldritch Horror | 6686 | 52 | 129 |
2 | Small World | 915 | 34 | 28 |
3<-7 | Arkham Horror | 767 | 15 | 51 |
4 | Citadels | 416 | 24 | 17 |
5 | CV | 314 | 17 | 19 |
6<-8 | BattleLore (Second Edition) | 271 | 13 | 21 |
7<-3 | Ticket to Ride | 267 | 30 | 25 |
8<-6 | Splendor | 174 | 17 | 10 |
9<-12 | Dungeoneer: Tomb of the Lich Lord | 114 | 9 | 13 |
10<-19 | Runebound (Second Edition) | 105 | 6 | 18 |
11<-14 | Catan | 102 | 8 | 13 |
12<-15 | Saint Petersburg | 100 | 8 | 13 |
13<-10 | Swintus 2.0 |
82 | 12 | 7 |
14<-13 | Bruges | 77 | 8 | 10 |
15<-9 | Star Realms | 66 | 10 | 7 |
16<-22 | Twilight Struggle | 57 | 5 | 12 |
17<-21 | Theseus: The Dark Orbit | 47 | 6 | 8 |
18<-11 | Love Letter | 41 | 11 | 4 |
19<-17 | Machi Koro | 31 | 7 | 5 |
20<-18 | Dominion | 28 | 6 | 5 |
21<-16 | Agricola: All Creatures Big and Small | 28 | 7 | 4 |
22<-23 | Dixit | 8 | 4 | 2 |
23<-20 | Shadows over Camelot | 3 | 2 | 2 |
24 | Munchkin | 2 | 1 | 2 |
25 | Saboteur | 1 | 1 | 1 |
В таблице для красоты я не указывал дробные части и округлил числа.
Как видно из таблицы, "Древний ужас" побил все рекорды: около 128 часов суммарно мы провели за столом! Я думаю, что этот рекорд останется не побитым, так как в прошлом году в коллекции какое-то время не было большого разнообразия игр. Всего за год было потрачено около 422 часов на любимое времяпровождение (это без учета времени на подготовку к игре и сбор компонентов в коробку). Это около 5% от всего времени в году :) (в действительности было потрачено немного больше времени, так как для первых нескольких партий я не записывал время)
Предвидя вопросы в комментариях, сразу объясняю: да, я действительно веду счет каждой игровой партии и заношу статистику на сайте BoardGameGeek. Для простоты и красоты я округляю время до 5 минут. Почему я это делаю? Просто в какой-то момент мне стало интересно сколько времени я уделяю своему хобби. Не уверен, что это долго продлится, но пока это занятие мне не надоело.
Но вернемся к текущему дню. В прошедшем году моя коллекция пополнилась новыми играми. Вкусы тоже слегка изменились: если в прошлогоднем ТОПе в середине списка затесался Свинтус, то в этом году он и вовсе покинул наш игровой стол. В последнее время я стал отдавать предпочтение более сложным и небыстрым играм.
Как и в прошлогодней заметке, сначала я приведу общий рейтинг за год, а потом остановлюсь на ключевых моментах.
Таблица 2. Итоговый рейтинг за 2016 год.
п/п | Название игры | Рейтинг | Количество партий | Общее время, ч |
---|---|---|---|---|
1<-6 | BattleLore (Second Edition) | 785 | 23 | 34 |
2 | Race for the Galaxy | 695 | 30 | 23 |
3<-14 | Bruges | 592 | 22 | 27 |
4<-1 | Eldritch Horror | 415 | 15 | 28 |
5 | Mysterium | 387 | 26 | 15 |
6<-2 | Small World | 206 | 14 | 15 |
7<-15 | Star Realms | 142 | 18 | 8 |
8 | Runewars |
133 | 5 | 27 |
9 | 7 Wonders Duel | 95 | 13 | 7 |
10<-3 | Arkham Horror | 92 | 6 | 15 |
11<-16 | Twilight Struggle | 91 | 5 | 18 |
12 | Saint Petersburg | 80 | 7 | 11 |
13<-4 | Citadels | 58 | 7 | 8 |
14<-8 | Splendor | 50 | 9 | 6 |
15<-7 | Ticket to Ride | 47 | 14 | 10 |
16<-5 | CV | 44 | 6 | 7 |
17<-21 | Agricola: All Creatures Big and Small | 38 | 8 | 5 |
18 | Runebound (Third Edition) | 23 | 3 | 8 |
19<-9 | Dungeoneer: Tomb of the Lich Lord/Realm of the Ice Witch | 20 | 6 | 7 |
20<-19 | Machi Koro | 16 | 4 | 4 |
21 | Castles of Mad King Ludwig | 9 | 3 | 3 |
22 | Mice and Mystics | 8 | 2 | 4 |
23<-22 | Dixit | 7 | 3 | 3 |
24 | Neuroshima Hex! | 7 | 3 | 2 |
25 | Patchwork | 6 | 3 | 2 |
26 | Dead of Winter: The Long Night | 5 | 2 | 3 |
27<-10 | Runebound (Second Edition) | 3 | 1 | 3 |
28<-18 | Love Letter | 2 | 2 | 1 |
29 | Village | 1 | 1 | 2 |
30 | Small World Underground | 1 | 1 | 1 |
31 | Hive | 0 | 1 | 0 |
Перед тем как перейти к анализу и впечатлениям, хочу прокомментировать данную таблицу.
В рейтинг вошли только те игры, которые присутствуют в нашей коллекции. Те игры, в которые мы играли на игротеках или брали домой на пробу в список я не включал. Некоторые из них не появятся в нашей коллекции (по крайней мере, в ближайшие несколько лет). Например в "Five Tribes" нам понравилось играть на игротеке, но попробовав поиграть дома вдвоем мы поняли, что играть уже совсем не интересно. А так как в основном мы играем дома вдвоем, то смысла приобретать эту игру нет. Пробовали играть в "The Castles of Burgundy" - игра хорошая, но не зацепила. А вот в "Bruges" того же автора мы играем с удовольствием. Хотя рейтинг BGG говорит нам о другом. В "Robinson Crusoe: Adventures on the Cursed Island" сыграли несколько партий: пару одиночных, одну вдвоем и одну на четверых. И никому кроме меня она не понравилась. Да и я тоже что-то не прочувствовал всю хваленую атмосферу этой игры. А ведь в какой-то момент передо мной стоял выбор - брать эту игру или "Древний ужас", и я очень рад, что сделал правильны выбор. Еще одна забракованная игра - "Imperial Settlers". Сыграли в неё несколько раз но так и не поняли из-за чего в своё время вокруг неё было столько хайпа.
Отдельным пунктом идет "Dead of Winter: A Crossroads Game". Игра очень нравится мне и жене. Я даже поддержал и получил дополнение к ней, в которое мы пока сыграли пару раз вдвоем. Впечатления от кооперативного режима уступают тем, что были при игре полным составом. В ближайшее время хочу попробовать поиграть с друзьями и если они одобрят, то есть возможность, что базу я тоже куплю.
"7 чудес" нам нравится и я даже думал о покупке. Бывает соберется человек 6 поиграть, а игр на такое количество игроков у нас почти нет. Но пока её нет нашей коллекции и поэтому в рейтинге тоже. "Colt Express" из этой же серии - можно быстро играть в большой компании. "Эпичные схватки боевых магов" тоже неплохо идет, но не всем может понравится оформление, да и игра может затягиваться при большом количестве игроков.
Второй момент касается метода оценки. Некоторые игры появились в коллекции под конец года и не смогли занять лидирующие позиции в рейтинге из-за того, что просто не было времени в них играть. Спасибо моему "секретному Санте" за великолепный подарок (7 игр!). Также наложился тот факт, что в октябре у нас родилась дочь. Поэтому начиная с осени мы перестали играть в очень длинные игры. Так что "Runewars" и "Twilight Struggle" могли занять более высокие строчки, если бы они появились в нашей коллекции чуточку раньше.
Не смотря на недостатки выбранного мной метода, первая двадцатка выглядит вполне правдоподобно.
Итак, переходим к статистике, сравнению и впечатлениям.
Как видно из графика, начали год мы довольно бодро. По сравнению с предыдущим годом, каждый месяц мы играли больше. И так продолжалось чуть более полугода. На последнем месяце беременности моей жене было уже нелегко высиживать за игровым столом, ну а после рождения Маши на некоторое время пришлось забыть о настолках. Но период "затишья" длился недолго - за последние пару месяцев мы постепенно возвращаемся в колею.
Всего за год было записано 340 партий в 56 разных игр. Это чуть больше, чем в прошлом году. Итого было потрачено около 420 часов игрового времени. Так что в среднем, если сравнить прошедший год с предыдущим, то в целом мы проводим за любимым занятием все те же 5% времени.
Больше всего мы играем дома - 193 партий. На втором месте игры у друзей - 109 партий. На третьем месте игротеки и турниры - 32 партии. Также мы стараемся подключить родителей к нашему хобби - 6 партий мы играли у них в гостях.
По количеству участников распределение следующее: 158 партий вдвоём, 80 партий вчетвером, 66 партий втроем. Пятеро человек собиралось за игровым столом 28 раз. Вшестером мы садились играть только 5 раз. Ну а соло игр было всего 3 (две попытки в "Робинзона" и одна недавняя партия в "Замки безумного короля").
Вообще статистика - вещь довольно увлекательная. В какой то момент я хотел ещё посчитать количество побед, в каких местах получается чаще выигрывать, при каком количестве игроков. А ещё можно посчитать распределение побед в зависимости от того, кто первым ходит. Но потом подумал, что это перегрузило бы мою заметку. Если интересно, то пишите в комментариях, а я перехожу к впечатлениям от игр.
Я буду двигаться по списку и останавливаться на ключевых моментах. Некоторые игры я буду пропускать, так как о них мое мнение с прошлого года сильно не поменялось.
Прошлогодний подарок "секретного Санты" в этом году стал лидером. Это неудивительно, ведь в прошлом году я напророчил этой игре вершину списка.
Чем хороша эта игра и почему она занимает первую строчку? Успех этой игры складывается из нескольких компонент. Во-первых, игра чисто дуэльная, а чаще всего мы играем с Катей дома вдвоем. Во-вторых, среднее время партии в Battlelore занимает около полутора часов и для меня это оптимально. Если партии длятся меньше, то есть вероятность "не наиграться", а на более долгие посиделки не всегда хватает времени или настроения. 90 минут - столько занимает просмотр какого-нибудь кинофильма, а впечатления от игры можно сравнить с впечатлениями от просмотра какого-нибудь фентезийного блокбастера. В-третьих, игра радует глаз и просто великолепно выглядит на столе. Я ещё очень далек от покраса миниатюр (уж больно кропотливое для меня это занятие), но даже в исходном виде противоборствующие стороны довольно эффектно выглядят на поле боя. В-четвертых, игра приносит море удовольствия. Даже играя в базу без дополнений, каждая партия становится уникальной из-за разных карт сценариев, стартовых карт и начальных расстановок армий. В данной игре есть место и тактике, и стратегии, но есть и влияние случая. Как же забавно бывает, когда играя за воинов Дакана ты разыгрываешь нужную карту мудрости, посылаешь тучу стрел в противника и... не наносишь ни единого урона. Ох уж эти кубики, что вы делаете со мной?! Но это ведь игра, да и в реальной жизни можно допустить такой случай - на скорую руку раздали оружие необученным солдатам и послали воевать...
Игра нравится и мне и Кате, так что я надеюсь, что в наступающем году она не должна залеживаться в шкафу. К тому же я очень хочу купить если не все дополнения, то хотя бы новую расу нежити.
Эта игра попала ко мне в коллекцию случайно. Я давно про неё слышал, читал обзоры и когда на одном игровом форуме я увидел объявление о продаже, я не долго думая приобрел её.
Что можно ожидать от игры состоящей из ста с небольшим карт, карт игроков и горсти жетонов? Судя по восторженным отзывам и статьям - много чего. И мне было очень интересно проверить это на себе. Хоть правила игры непростые, но мы уже не новички! Поэтому с освоением проблем не возникло. Проблема возникла в другом - после первых нескольких партий мне хотелось играть ещё и ещё, а вот Катю игра не зацепила. И это при том, что вначале она почти постоянно выигрывала. Вот такая вот галактическая несправедливость. Но потом я взял игру с собой в гости к друзьям и там игра довольно быстро прижилась.
С каждой партией игра раскрывается все больше и больше. Игра действительно представляет собой гонку. Пока чаще всего это гонка вооружений и технологий, но иногда получается выиграть развивая галактическую экономику. Очень интересно каждый раз искать и выстраивать оптимальную комбинацию миров/улучшений. Но при этом надо держать ситуацию под контролем и уметь адаптироваться к текущим реалиям. Отдельный интерес представляет угадывание: какие фазы выберут другие игроки и как это можно использовать для своей пользы.
Также в игре нет даунтайма - все действия фаз игроки совершают одновременно. Хотя в первое время надо было следить за новичками чтобы они правильно все выполняли, но со временем необходимость в этом отпала.
Жаль, что в дуэльном режиме нечасто получается поиграть, но игра хорошо раскрывает себя и при игре втроем. А вот вчетвером игра становится более непредсказуемой (Занимательная статистика: из 30 партий 10 было сыграно вдвоем, 10 - втроем и ещё 10 - вчетвером).
В следующем году мы обязательно попробуем поиграть с дополнениями которые, как мне кажется, добавят ещё больше интереса игре.
В этом году я пересмотрел отношение к этой игре. Хоть у неё и нет той "глубины" как у той же "Race for the Galaxy" (поэтому она и занимает более низкую строчку), но мне нравится её "кризисность" и вариативность. Ведь интересных карт персонажей за игру приходит довольно много, но использовать все их свойства никак не получится - всегда надо кем-то жертвовать. К тому же, соперничество идет по всем фронтам - за репутацию, количество персонажей и домашних животных, длину каналов. Хотя, каналы в последнее время используются довольно редко - уж сильно много ресурсов в них нужно вкладывать. Спасают только некоторые свойства персонажей.
Очень нравится механика с кубиками - чем больше числа на них, тем больше становится цена карт, но и угроз становится больше. И наоборот - нет угроз, но и денег тоже нет.
Мы очень надеемся что ситуация с выпуском русского дополнения все таки сдвинется с мертвой точки в наступающем году и мы сможем ещё больше разнообразить игровой процесс.
Хит прошлого года в этот раз занимает четвертую строчку рейтинга. Я думаю, что игра могла бы войти в тройку лидеров если бы не... компания "Мир хобби". Уже давно нам обещали выход нового русскоязычного дополнения, но воз и ныне там. Можно было бы давно купить оригинальные версии, но смешивать два языка вместе - не самая хорошая идея, а заморачиваться с протекторами и вставками перевода вообще нет желания. Так что я с нетерпением жду следующего года и долгожданного появления русскоязычных дополнений на полках магазинов. Кто знает, может быть в следующем году игра вернет себе пальму первенства.
Не буду останавливаться на впечатлениях - их я описал в своем прошлом отчете. Скажу только, что игра до сих пор остается любимой и не смотря на большое количество уже сыгранных партий нам попадаются ещё неизученные уголки. Например, в экспедицию мы отправляемся не очень часто, поэтому там регулярно можно встретить что-то новое. Колода мифов тоже бывет "выстреливает" ранее не попадавшейся картой. Колода артефактов хранит в себе некоторое количество неизученных реликвий. Так что вариативность у игры очень хорошая. Единственное, что хотелось бы иметь здесь и сейчас - это новые персонажи. Хотя, я наверное даже не за всех играл: у меня есть несколько любимых персонажей и я редко выбираю остальных.
Напоследок продублирую свою прошлогоднюю фразу: "Я уверен, что эта игра ещё не раз появится на нашем игровом столе, а также надеюсь, что в следующем году компания Hobby World таки выпустит очередное локализированное дополнение к ней."
В перевый раз мы сыграли в "Мистериум" на игротеке и Кате игра очень понравилась. Она в какой-то мере напоминает знакомый нам до этого "Dixit", но при этом она не так абстрактна. В игре есть цель и сюжет: мы расследуем преступление и с помощью потусторонней силы должны найти подозреваемых и вывести преступника на чистую воду. Нас также привлекла возможность игры вдвоем и игра сразу же была занесена в вишлист.
Когда же мы увидели анонс нового французского издания, то сразу же влюбились в него. Новое оформление нам очень понравилось, а идея с ширмой для призрака - просто незаменимая вещь. Ведь до этого призраку при большом количестве игроков приходилось постоянно подглядывать в карты (держать в руках их все просто нереально), что было довольно неудобно. Ширма решает эту проблему - теперь все нужные карты всегда перед лицом.
Я не стал дожидаться появления игры в продаже в местных магазинах и заказал её с сайта Philibert. За вычетом налогов и с учетом доставки получилось недорого. А если учесть то, что в украинских магазинах её практически не купишь - то это было таки хорошее решение.
И вот наступил заветный момент распаковки новой коробки. Французы не подвели - в коробке есть удобный органайзер для всех компонент игры, а качество самих компонент - на высоте. Очень порадовал таймер в виде песочных часов - его можно использовать и в других играх для того чтобы подстегнуть задумчивых игроков. Персонажи на картах стали, как по мне, более мрачными. Но я считаю, что это логично - ведь все они являются потенциальными преступниками. Также в игре появился новый игровой момент - теперь при достаточном числе игроков вводится элемент соревнования: теперь медиумы могут оценивать чужую интуицию, тем самым зарабатывая очки. Чем больше очков заработал медиум - тем проще будет отгадать настоящего убийцу.
В игру довольно интересно играть вдвоем. Хотя, конечно же, она раскрывается при большом количестве участников. Очень интересно следить за новыми игроками: когда они выступают в роли медиумов, то часто высказывают замечания о тех видениях, которые получают; но когда они сами становятся призраками, то сразу понимают насколько это тяжело - выбрать нужные карты из семи доступных (особенно на более сложных уровнях, когда нет возможности часто сбрасывать карты с руки).
Недавно я приобрел дополнение Hidden Signs. Мне повезло - в этом издании в комплекте также были несколько промо карт. Дополнение немного "освежило" игру, так как со временем колода видений стала более изученной и с некоторыми комбинациями уже складывались устоявшиеся ассоциации.
Это очень хорошая настолка для игры с новичками и далекими от америтрешей/евроигр людьми. В неё можно играть как со старшим поколением (мы несколько раз играли с моими родителями), так и с детьми (если вас пугает мрачная тема, то можно придумать что-нибудь более нейтральное).
В последнее время друзьям стало легче определиться что дарить мне на день рождения: заходишь в мой вишлист и просто выбираешь настолку. В этом году на свой день рождения я стал обладателем еще одной "большой коробки с миниатюрами" из вселенной Runebound.
Я давно приглядывался к этой игре и с особенным удовольствием перечитывал великолепные отчеты о партиях за авторством Ksedih (раз, два, три). И вот наконец я стал счастливым обладателем данной игры!
Скажу сразу - от игры я в восторге! Я давно хотел сыграть во что-то масштабное и наконец получил что хотел. В этой игре есть всё необходимое для масштабной фентезийной саги: четыре противоборствующих фракции, довольно большая карта мира, странствующие герои, магия, дипломатия и, конечно же, масштабные баталии. Единственное, что может оттолкнуть неподготовленного игрока - это длительность партии. Всего игра занимает 7 игровых лет, в каждом и з которых 4 сезона (весна, лето, осень, зима). Итого по 28 ходов на каждого игрока. Так как некоторые игровые действия могут занимать длительное время (например, приключения героев в летний период времени или особенно масштабные битвы), то в среднем на ход может уходить до 5 минут. Для двух игроков это может вылиться в 4 часа игрового времени. Хотя со временем, конечно же, опыт растет и время партии сокращается.
Очень жаль, что в последнее время нет возможности выделить достаточно времени для этой игры. В отличии от "Twilight Struggle", здесь нельзя "сохраниться" в середине партии и продолжить в другой день, так как положение драконьих рун на поле должно оставаться секретным. Но в следующем году мы обязательно сыграем не одну партию.
Эту игру мне прислал "секретный Санта" в этом году. И эта новинка очень стремительно стала подниматься к вершине списка! За короткое время было сыграно 13 партий, что дало ей возможность ворваться в десятку самых играемых игр за прошедший год.
Игра действительно великолепная, и в отличие от "костыльного" дуэльного режима в прародительнице, в эту настолку хочется играть ещё и ещё! Кате она очень нравится и играется она просто и недолго - партия занимает около получаса. Мы сыграли чуть более 10 партий и иногда мне кажется, что в игре преобладает воля случая. Но я надеюсь, что это не так. Будет очень интересно собрать за некоторое время статистику и сравнить свои итоги с недавним статистическим анализом. Но даже для такого малого количества партий распределение по типам побед получается похожим: 23 % научных побед, 23 % военных и 54% обычных.
Я бы с большим удовольствием поучаствовал в турнире по этой игре, но к сожалению по аналогии со Всероссийским турниром всеукраинский никто не объявлял. Вся надежда на Николая - я надеюсь, что в следующем году ему хватит вдохновения и он приготовит для настольщиков Киева не один сюрприз.
В след за "Рунными войнами" моя коллекция пополнилась ещё одной долгожданной игрой - я наконец приобрел себе "Twilight Struggle". Про неё должен был слышать каждый настолщик, ведь эта игра довольно долгое время занимала вершину рейтинга на сайте BoardGameGeek. Хотя, вопрос о том, почему её столь высоко оценили, всегда оставался открытым. Сейчас её немного потеснили, но она продолжает оставаться в лидерах.
Ещё в прошлом году нас увлекла эта игра. Особенно запомнилась партия, которую мы начали районе 21:00 вечера, а закончили около 3:00 ночи. Да, игра не быстрая, и в отличии от Runewars, чем более опытными становятся игроки - тем дольше можно в неё играть. Первые партии чаще всего у нас заканчивались за полтора-два часа досрочной победой одной из сторон. Но со временем мы изучили колоды событий и стали более пристально следить за действиями противника. Таким образом, партии часто стали заканчиваться на 10 ходу.
Игра могла бы занять более высокий рейтинг в этом году, но появилась в коллекции слишком поздно - начиная с сентября выделить несколько часов на масштабное противостояние практически не представлялось возможным. Но в этом нет ничего плохого - мне вполне хватает несколько запоминающихся партий в год. К тому же, игру можно "сохранить" - колоды можно разложить по отдельным пакетикам, а состояние на поле записать на листе бумаги (для этого существует специальный лист сохранения).
Еще бы как нибудь заполучить себе дополнения. Хотя, есть вероятность, что часть из них будет включена в PNP-комплект за авторством tikitavy. Так что я желаю ему вдохновения в следующем году.
Со вселенной Runebound мы знакомы с прошлого года. В своё время я часто играл в компьютерные RPG игры и когда я начал увлекаться настольными играми, то мне захотелось получить что-то похожее. В прошлом году я приобрел вторую редакцию "Runebound". Игра действительно чем-то напомнила компьютерные игрушки: каждый выбирает себе героя по нраву, прокачивает его, исследует мир и по ходу истребляет злобных монстров. А напоследок мы имеем главного босса. Вроде бы игра имеет все необходимое для успеха, но на деле оказалось не совсем так. Во второй редакции игровой процесс был слишком затянут, и в какой то момент игра становилась скучной. Позже мы ввели трек времени и ещё несколько интересных хоумрулов, что немного улучшило игровой процесс. Но не смотря на улучшения, игра всё реже появлялась на нашем игровом столе.
После выхода третей редакции я опять начал интересоваться этой игрой. А когда мы наконец сыграли в неё на игротеке, то в ближайшее время было принято решение - продать старую версию и купить новую!
Пока что удалось сыграть только одну партию до конца. Но впечатления, по сравнению с предыдущей версией, самые положительные. Главное отличие - это действительно интересная новая боевая система. Получилась мини-игра в игре, в которой есть интерес принимать тактические решения. Новая система прокачки тоже выглядит интересно, хотя я пока не до конца её оценил. Идея с действиями тоже выглядит неплохо: у игрока появляется выбор, например, предпринять марш-бросок в дальний угол карты или попытаться выполнить ближайший квест. Радует также наличие в коробке двух независимых сценариев.
Есть некоторая вероятность, что после нескольких партий все сюжетные повороты будут изучены и интерес к игре может упасть. Поживем - увидим. В любом случае, я очень рад покупке и очень надеюсь, что в следующем году компания Hobby World таки порадует нас новыми дополнениями к игре.
Я давно приглядывался к этой игре и, как и многие, был рад когда компания Crowd Games анонсировала выход русскоязычной версии. Многие обозреватели хвалили игру, поэтому когда она появилась на прилавках настольных магазинов я, не посоветовавшись с женой, сразу приобрел её.
Сюжет в игре хоть и немного детский, но он чем то напомнил мне старый мультфильм "Секрет Н.И.М.Х.". К тому же в этом году мы с женой пересматривали его.
На деле же игровой процесс оказался довольно скучным. Цель игры - убить всех монстров в локации и как можно скорее переместиться всеми персонажами из точки А в точку Б. На каждый чих нужно бросать кубики и в целом получается, что игровой процесс в большей мере состоит из этих бросков. До этого я мало играл в dungeon crawler-ы и не знаю - может большинство из них такие. В то же "Подземелье. Гробница повелителя мёртвых" было интересней играть.
Настолка хоть и ориентирована на игру с детьми, но правила содержат много мелких нюансов, в которых не с первого раза получилось разобраться. Структура правил тоже оставляет желать лучшего. Когда мы наконец прошли первую главу (у нас это получилось не с первого раза), то выяснилось, что в последней локации с вороной мы забывали бросать кубики передвижения. Получилось, что мы не совсем честно прошли главу, но переигрывать желания не было никакого.
В результате от игры двойственные ощущения: с одной стороны - удивительная история и атмосфера сказочного приключения, с другой стороны - довольно унылый игровой процесс, который не спасают редкие сюжетные вставки. Может стоит попробовать играть с небольшими хоумрулами?
Так что не знаю - дадим ли мы этой игре второй шанс в ближайшее время, или подождем пока подрастет дочь и ей тоже будет интересно с нами поучаствовать в приключении? Время покажет.
И напоследок коротко о новинках коллекции, которые появились недавно, и мы просто не успели в них ещё достаточно поиграть:
Под конец хочу перечислить свои "хотелки" на будущий год. Будет интересно потом сравнить что из задуманного сбылось.
Итак, я хочу:
Я думаю как для задачи-минимум - вполне достойный список.
Спасибо за внимание. Всех с Новым годом!
PS. Для подготовки данного материала я пользовался API BoardGameGeek, а также ipython notebook - удобной средой для работы с языком программирования Pyhon в браузере. Кому интересны детали, вы можете глянуть исходник.
PPS. Так как изначально я немного поспешил с выпуском заметки, то пришлось пересчитать рейтинг за последние 3 дня года. "7 чудес: Дуэль" вошли в ТОП10!
Удивили только 2 момента:
Five Tribes не понравилась в дуэльном режиме, а ведь в нем как раз по максимуму раскрывается потенциал, когда у тебя 2 действия подряд, можно такие дикие комбо выписывать)))
Мистериум же понравился на двоих. Для меня главная проблема игры, что игроки запоминают ассоциации, спустя несколько партий ты видишь картинку и точно знаешь, что человек имел в виду, при игре 2-м это просто катастрофа.
Классный и грамотный отчет, интересно было прочесть.
Кстати, я после того, как купил Брюгге, тоже стал подумывать, может стоит обратить внимание на Замки Бургундии, ведь и хвалят так, и рейтинги выше, неспроста наверное, но она никак не смогла хоть как-то привлечь моё внимание. Показалась какой-то сухой и схематичной, особенно с учетом весьма непримечательного арта.
А у нас Замки - это хит прямо)) Муж правда не очень любит в нее играть, а друзья все время просят. И мне она очень нравится, одна из любимых. Но пока немного сделала перерыв в ней, потому что сразу после покупки только в нее и играли, нельзя так делать, это я поняла еще после 7 чудес, но кого ж это учит?))
Такое же впечатление о Замках
Потрясный отчет!
Иногда двоякое чувство - грустно его читать. У нас загнулось настольничество с рождением сына. Хотя какие были планы!.. Три-четрые партии В ГОД теперь счастье. Ну, пока он ползал червячком, было легче конечно, но время игр все равно резко снизилось. Вот только сейчас (4) подходим к возрасту, когда ребенок уже не мешает и может даже в чем-то простом поучаствовать.
Так что крепитесь и набирайтесь терпения!
Перечитал вот коммент и решил, что стоит всё же дополнить, а то грустный он)
Рождение сына было лучшим моментом в моей жизни, и пусть мы пока не играем, оно того стоит! Так что конечно же поздравляю! =)
Не соглашусь. сыну сейчас 2,5. с года ребёнок играет картами и покерными фишками без присмотра и кубиками - под присмотром. сейчас и дня не проходит, чтоб ребёнок не попросил башенку для кубиков и всяких-разных "кастомных" кубов на полчасика. играть не мешает - так как у него свои карты, фишки, кубики. взрослые играют за столом - рядом ребёнок поставил башню и мечет кубы. Да, играть на 100% от возможностей не выходит, так как постоянно вполглаза следишь за ребёнком и как-то играешь и с ним. Но вполне можно и в хардкор какой сыграть, и получить от этого удовольствие.
Кубики и карты - это само собой :D
Но когда на столе большая карта, миньки и родители внимательно туда смотрят и что-то обсуждают, значимость карт и кубиков критически падает) За столом оплределенно что-то более важное и интересное, и нужно обязательно принять в этом участие.
Это у нашего так. Но характеры то у малышни разные, так что значит вам в этом плане чуть больше повезло )
то-есть вы серьезно считаете всех детей одинаковыми?
где вы такое прочитали?
Интересный и подробный отчет, прочитал с удовольствием!
Хороший отчет) Приятные цифры)
Рунные войны на троих у нас играются за три часа; с Замками короля Людвига было примерно тоже впечатление: сначала не очень, но процесс отличный; а вот Древний ужас ждет на полке первой партии, и теперь точно в ближайшее время
попробуем на вкус.
С праздниками!