«Была идея. Собрать в один отряд группу необыкновенных людей, чтобы вместе они стали чем-то большим. И когда понадобится, могли сразиться там, где другие бессильны»
Вместо предисловия. (для нетерпеливых – собственно отчет)
Есть люди, которым категорически не заходят кооперативы, и которые ни за что в них не садятся. На мой взгляд, это обусловлено в первую очередь самой главной особенностью кооперативов: здесь, по сути, нет твоего хода, каждый ход здесь – общий, а это говорит о чрезвычайной чувствительности таких игр к тем, с кем ты садишься за стол. Кооперативы наиболее зависимы от участников, чем какие бы то ни было другие игры, потому что активно сотрудничать и помогать друг другу в незнакомой компании намного труднее, чем простраивать свой индивидуальный движок на победу. И особенно это трудно, когда в компании не 1-2 человека, а сразу же состав сборной по футболу.
Когда я слышу от знакомых, что им не зашли какие бы то ни было кооперативы, чаще всего это сопровождается историей «я был у одного знакомого в гостях, там было 5 человек и вместе мы сели играть в древний ужас, и там был такой даунтайм, что я ждал своего хода час», или «мы пришли попить пивка и поиграть в настолки, а разложили какого-то Робинзона Крузо, в общем, мы даже не начали играть, такая нудная игра».
Со стороны очевидно, что Робинзон со своей кризисностью слабо вписывается в алконостолкинг, а Древний ужас на шестерых, когда каждый сидит читает по очереди художественные вставки и разыгрываемые эффекты со всех своих карт, действительно может поразить своим даунтаймом.
Мой личный опыт свидетельствует о том, что игры, которые душевно играются вдвоём и именуются моими любимыми играми, при игре бОльшим составом внезапно становятся скучными, унылыми и чрезвычайно затяжными. С чужими людьми у меня вообще не возникает желания раскладывать кооперативы (максимум, полукооперативы с предателем), потому что делить свои ходы с незнакомцами и вместе проживать какую бы то ни было историю, желания у меня нет. Вот сидеть копаться в планшете при игре в Серп можно даже не зная имён друг друга.
Поэтому, на мой взгляд, кооперативы наиболее полно раскрываются именно при игре не сильно большим составом (чаще всего 2-3 человека, за исключением игр с предателем – в них уже 4-5), и обязательно с хорошо знакомыми людьми, которым всем будет точно интересно за столом. На основании этого, можно сразу выделить случаи, когда кооперативы рекомендованы к употреблению:
1. У вас нет большой игровой компании, чаще всего вы играете один или очень небольшим составом. Многие кооперативы оказываются идеальными для соло-прохождения.
2. Абсолютно неазартный и/или незаинтересованный игрок. Когда у потенциального партнёра для игры абсолютно отсутствует азарт и стремление к победе, то усадить такого человека за стол становится очень проблематичной задачей, поскольку игры его не привлекают. В данном случае кооператив с хорошо подобранной под человека тематикой позволяет показать, что игры дают возможность просто вместе пройти увлекательное приключение без досконального изучения правил (которое останется на вас) и просчётов своих ходов и ходов противника. Просто удовольствие от совместного погружения в сюжет.
3. Чрезмерно конфликтный или обидчивый игрок. Для тех случаев, когда все компоненты рискуют оказаться на полу вследствие перевернутого стола, или же случаев, когда Вам, возможно, грозит утешать ревущего ребенка, кооперативы могут оказаться единственным выходом из ситуации.
Бесспорно, кому-то могут не зайти кооперативы в принципе по каким-то иным причинам… но всё же – попробуйте разложить несколько на пару с близким, вдруг что-то изменится.
Стараюсь не судить об игре по одной партии, в частности по причинам, изложенным во вступлении. Каждая из игр была разложена минимум несколько раз (за редчайшим исключением), а большинство здесь описанных – более 10 раз точно.
01. Большой пожар
>10 партий
Игра, о которой не хочется писать плохого, но и душевного написать не получается, – просто не зацепила. Она хороша тем, что она интуитивно понятна и имеет простые и логичные базовые правила, что делает ее очень дружелюбной к новичкам и детям. Для повышения реиграбельности сразу же предоставлен ряд модулей, которые можно по-разному комбинировать. Тема борьбы с огнём обыграна отлично – здесь тушишь, вспыхивает там, тебе показалось, что там мелькнул человек, но нет – ложная тревога, едва успеваешь найти и вытащить жертву – раздаётся взрыв, чуть промедлил – дом обрушился.
Тем не менее, процесс игры довольно однообразен, и исход партии может быть решен парой неудачных бросков кубика. После нескольких партий быстро приходит насыщение игрой, и при выборе из нескольких игр предпочтение отдаётся почти всегда другим. Пока что игра отложена, но вполне вероятно захочется как-нибудь раскинуть с ролями и более хардкорными правилами.
Плюсы:
+ понятные правила
+ модули усложнения игры
+ хорошо переданная атмосфера
+ отлично заходит детям (бонусом обучение системе координат)
Минусы:
- рандом
- однообразие
Пандемия
>10 партий
Первоначально механика показалась настолько примитивной и не интересной (вытяни карту, собери карты, сбрось карты), что выбор пал сразу же не в ее сторону. Тем более смутила очевидная схожесть игрового процесса с пожаром, который уже был в коллекции (вспышки болезней/взрывы, 4 действия в ход, постоянная необходимость устранения кубиков/жетонов, роли и т.д.).
Тем не менее, эта простота правил скрывала довольно азартный игровой процесс. Возможно, дело кроется в глобальности происходящего – путешествия по всему миру, вспышки болезней, выкашивающие один город за другим, попытки вовремя успеть в Шанхай, чтобы передать последние для создания вакцины данные... Игра вышла однозначно атмосферной, плюс карточный движок показался интереснее кубического, поскольку менее рандомен и предполагает больше планирования и прогнозирования событий.
После примерно 10 партия в разных кампаниях собрали команду для прохождения 1 сезона Легаси, так что в данный момент обычную пандемию пока не раскладываем, и стало любопытно, будет ли в нее интересно играть после прохождения компании?.. Не отрицаю момента, что после Легаси игровой процесс приестся, и вся тема Пандемии будет надолго отложена в долгий ящик.
Плюсы:
+ понятные правила
+ быстрый игровой процесс
+ хорошая реиграбильность, в частности благодаря азартности игрового процесса и допам
+ отлично переданная атмосфера
Минусы
- возможно, однообразие со временем
- простота (вероятно, лечится допами)
Пандемия: Наследие. 1 сезон
10 партий
Когда народ уже активно отчитывается за второй сезон, мне удалось урвать коробку первого б/у, но со всеми целыми компонентами легаси. Прошли пока что до июня, но уже сейчас хочется сказать (хотя, возможно, это поспешное мнение), что это одна из лучших игр современности, и по праву она занимала в течение года первое место на BGG.
Думаю, секрет такого успеха обусловлен в первую очередь массовой доступностью – правила можно спокойно подать почти любому игроку, хоть гику, хоть новичку, а во-вторых постоянным предвосхищением очередного сюрприза. Помимо сюжета, который развивается как в сериалах порционно, заставляя желать продолжения, игра также успешно выполняет роль киндер-сюрприза. Прорва настольщиков (и не только) любит процесс ожидания приезда, распаковки и перебирания свежих компонентов в новой коробочке чуть ли не больше, чем сам процесс игры. «Пандемия: Наследие» позволяет получать этот эффект каждую партию – нахождение новых элементов, компонентов, процесс ожидания вскрытия очередной коробочки – это ли не счастье настольщика?
Впрочем, не смотря на первые восторги, очевидно, что ряду людей она вполне может не зайти. Во-первых, не всегда введение в каждой партии новых правил вызывает бурные восторги. Некоторых может оттолкнуть необходимость постоянно запоминать что-то новое, перед каждой партией наклеивать и разбирать правила. Во-вторых, если вашей команде трудно регулярно собираться вместе, то все эти новые вклейки и переписанные правила за пару месяцев стираются из вашей памяти почти в ноль, так что первые полчаса-час вы будете лихорадочно вспоминать как играть в эту игру, и что значат все эти новые жетоны. В-третьих, в какой-то момент игра может надоесть, но будет желание уже закончить ее, чтобы снова не вспоминать всё с нуля, и прохождение может превратиться в обязанность, что явно не добавит позитивных впечатлений.
В недостатки можно также записать одноразовость коробки, – очевидно, что рано ли поздно сюжет будет пройден и игра уйдет на полку, тем не менее, в период бума локализаций это даже больше плюс, чем минус. К тому же, ограниченность партий, вполне возможно, позволяет успеть насытиться игрой и получить гору позитивных эмоций до того, как игра приестся и начнёт вызывать желание искать в ней недостатки. При желании можно найти ещё много минусов, но тем не менее, игра реально цепляет и дарит массу эмоций, в любом случае, пандемия наследие – это одно из лучших переживаний в мире настольных игр.
Плюсы:
+ понятные правила
+ быстрый игровой процесс
+ отличный вау-эффект из-за поворотов сюжета и ожидания вскрытия очередных киндер-сюрпризов
+ отлично переданная атмосфера
+ первое (уже второе) место на BGG (а это о чем-то говорит)
Минусы
- одноразовость
- постоянно меняющиеся правила
Робинзон Крузо. Приключения на таинственном острове
~ 15 партий
Мой самый первый кооператив. Вообще до этой игры я не знала в принципе про существование кооперативов, поэтому сыграв единожды партию на четверых в гостях, которая закончилась скоропостижной гибелью от диких зверей, неблагоприятных условий, голода и сна под открытым небом, у меня остался незавершенный гештальт, который требовал повторения банкета.
Коробка была подарена на день рождения, правила изучены, подготовительная пробная соло-партия разложена и….так мне пришлось стать солоплеером, потому что такие глубины оказались недоступны для понимания всему моему тогдашнему окружению… Всем известные плохо прописанные правила, к которым постоянно приходится обращаться, что тормозит игру, множество нюансов, порождающие сложный игровой процесс, в ходе которого игра как будто измывается над тобой, поскольку кризисность шкалит, и постоянно приходится чем-то жертвовать каждый ход, так еще к концу каждой партии понимаешь, что опять играли неправильно и где-то опять считерили…
В итоге, народ просто отказывался в это играть. Игра была несколько раз разложена на одного, и вскоре ушла на полку на долгие годы, и сейчас раскладывается пару-тройку раз в год на пару с усидчивым и вдумчивым человеком, готовым к ударам судьбы.
Процесс достаточно увлекателен, особенно если есть склонность к суховатым кризисным евро с планированием действий и периодически всё рушащим беспощадным рандомом. Игра отлично заходит, если надоел игровой процесс по типу «сделай 4 действия: походи, возьми, скинь жетончик/кубик/карту», и хочется чего-нибудь хардкорного с кучей нюансов. Радует обилие сюжетов и возможность усложнить/упростить геймплей за счет Пятницы и собаки. Подбешивает привязка к ролям, особенно когда тебе выпал повар, и тебя не пускают исследовать остров с вытягиванием тайлов, плюшек и ловушек, поскольку исследователь может это сделать лучше.
Вердикт: интересно, но раскладывать часто эту игру не тянет. Раз/пару раз в год самое оно.
Плюсы
+ комплексное евро с кучей нюансов и долей рандома
+ кризисность (в эту игру работаешь, а не играешь)
+ различные сюжеты, что создаёт определённую атмосферу и реиграбильность
Минусы
- сложные, плохо прописанные правила, в которых трудно найти необходимую информацию (но, возможно, в новом издании это исправили)
- долгий сетап (органайзер мастхэв)
- кризисность (в эту игру работаешь, а не играешь, для кого-то это плюс, для других – минус)
- очень часто лидерство опытного игрока, в итоге соло игра даже в компании
Grizzled
~ 15 партий
Grizzled лишний раз подчеркнул для меня важность восприятия игры от людей, сидящих с тобой за столом. Обычно, прежде чем вынести игру на суд компании, тестирую ее соло одну партию, чтобы легко сориентироваться в большинстве игровых ситуаций без поминутного изучения правил. С гриззлдом началось по схеме и вылилось в противостояние игре на полвечера. Казалось бы, что сложного, но игра с ловушками не позволила, даже имея всю информацию перед глазами, скоординировать свои действия для достижения перемирия ни в одной из 6 партий… Стало интересно, каков будет расклад при игре большим составом.
Первая партия в компании оказалась не очень удачной по причине того, что все просили прощать ошибки при провале миссии, и забирать карты обратно на руки (при том, что играли по лайтовым правилам и без ловушек). В итоге партию закончили чрезвычайно легко, и компания выдала вердикт «слишком лёгкая игра». Очевидно, что это мнение ошибочно, возможно, ещё удастся переубедить их, но пока игра не заинтересовала.
А вот во второй компании игра стала хитом. Во-первых, сразу было оговорено, что если кто-то что-то недоглядел или сделал по ошибке – никаких поблажек, валим миссию. Во-вторых, буквально со второй партии начали играть с ловушками, а на четвертой уже подключили доп. Выиграть стало чрезвычайно трудно, но проигрыш, тем не менее, нисколько не огорчает, наоборот, задаёт фана и азарта. Теперь один из самых излюбленных кооперативов-филлеров между более масштабными играми, играется быстро и очень весело.
Теперь в планах варьировать уровень сложности миссий, пока что ощущение, что игры хватит надолго.
Плюсы
+ быстро и весело, хороший филлер
+ при достаточной простоте правил выиграть довольно трудно, это придает азарта
+ регулировка сложности, а доп добавляет ещё и разнообразия к этой регулировке
+ хорошая реиграбельность
+ отсутствие синдрома лидера
+ нестандартный интересный арт
Минусы
- игрой во многом правит рандом (хотя, на мой взгляд, это придает фана и реиграбельности)
- тематика и постоянные проигрыши могут повергнуть в уныние
Codenames: Duet.
> 10 партий
Начать стоит с того, что я не люблю пати-геймы. В них можно сыграть пару раз под дозой алкоголя за неимением лучшего, на трезвую голову с трудом себе это представляю. Однако, базовая коробка Коднеймс, купленная наудачу только из-за прорвы положительных отзывов, с первого раза показала не только то, что она хорошо идёт без алкоголя, но ещё и то, что она так увлекает, что народ просто забывает про алкоголь. Обычно вслед за одной партией народ сразу требует вторую, а за ней третью, рекордом было, когда рубились в него весь день напролет. Действительно, пати-гейм номер 1, засасывает неимоверно.
Мы умудрялись играть кооперативно даже в базу (более 30 партий), когда состав был слишком мал для командной игры (2-3 человека). Поэтому, когда была объявлена коробка под названием Дуэт, даже вопроса не стояло, брать или нет, потому что база была уже заиграна до дыр, и нужны были хотя бы свежие слова. И дуэт не подвёл – новые слова, потрясающе адаптированные на двоих правила, но тот же азарт и базовая механика. Отличный умный пати, хватит надолго, подойдёт всем, кто любит базу, но не может насобирать две команды.
Плюсы
+ отличная адаптация лучшего пати-гейма на двоих
+ умный и азартный пати-гейм
+ хорошая реиграбельность + возможность замешать карты с базой
+ отсутствие синдрома лидера
+ отсутствие даунтайма ввиду выполнения роли капитана обоими участниками
Минусы
- качество компонентов Гаги не на высоте – у меня в коробке оказался порванный жетон и несколько потёртых
- возможен паралич анализа
Вторая часть отчета по кооперативам
после вашего поста залипли с компанией в Grizzled)) а мне лично ооочень приглянулся Робинзон Крузо. спасибо большое, очень интересно пишите :3
Продолжайте - интересно и пишете хорошо)
Пожелание - разбавьте текст фотографиями
Ну вот, совсем другое дело!)
"01. Большой пожар" - детям нравится, взрослым скучновато
Не был бы так однозначным. У меня компания только взрослые, играем с удовольствием.
Если по базовым правилам, впрочем, да, не очень интересно.
у меня та же самая история - с детьми хорошо идёт, со взрослыми никак)
может, с ролями станет поинтереснее
И играть надо на ветеране хотя бы, с опасными материалами и то, что дотаскивать до скорой нужно жертв. Иначе уныло
мы с детьми так и играем. В самой свежей партии здание рухнуло как только вывели 7-ю жертву
Если я ничего не пропустил, то готов дополнить ещё одной причиной отсутствия желания играть в кооперативы данную запись- это желание соревноваться с другими и побеждать единолично. А кооперативы чаще всего предлагают либо общюю победу либо победу отдельных игроков (при игре со скрытыми ролями).
Да, в нашей компании причина именно такая: скучно, когда нет соревновательного элемента.
это ещё зависит от количества человек
например, при игре впятером я точно не предложу людям кооператив (разве что полукооператив с предателем), потому что это реально будет долго и может быстро наскучить. а вот при игре вдвоём может быстро наскучить дуэлиться, и вот тогда совместное прохождение кооперативов - отличная альтернатива. на мой взгляд кооперативы в основном и предназначены для игры от 1 до 3 игроков, редко больше.
Про Робинзона - "комплексное евро с кучей нюансов и долей рандома" - what???!!! То что в игре есть ресы, за которые что-то строится не делает её евро, так же как кубики в Замках Бургундии не делают их америтрешем.
Вы правы, конечно же Робинзон является амери. Но вопросы классификации настолок такая скучная тема. Игра хорошая, но и основные недостатки определены в статье очень точно.
Это всё от невозможности редактировать комментарии) Статья хорошая, со многим согласен, но сей момент сильно бросился в глаза.
Робинзон это кооперативная Агрикола. Конечно это евро.
Ну я уже понял, что вы предпочитаете добиваться оригинальности высказываний, противопоставляя своё мнение большинству.
я не буду спорить, у меня не так много опыта - активно играю в настолки примерно год
очень много читала разных мнений, и многие утверждают, что Робинзон является гибридом евро с амери с большей долей евро (в чем я в большей мере соглашаюсь).
безусловно карты приключений и событий, плюс кубы с удачей/неудачей - это атрибуты амери. тем не менее планирование, грамотное распределение рабочих и умение расставлять в нужный момент приоритеты имеют здесь довольно большую роль, и, например, мы отыгрываем партии в большинстве своём вообще без бросков кубиков на удачу.