Не обзоры, просто отчетные мысли
Предыдущие записки об этой игре я писал тут, тут, тут и тут. Сыграли втроем. Я всегда скептически относился к игре в Памир на троих, т.к. думал, что не будет такого веселья с "лагерями", на которые игроки разбиваются посредством лояльности. Двое за русских, двое за Англию, один верный Афганистану и в таком духе. Но игра на троих абсолютно играбельна, просто она отличается от игр 4-5. Чаще всего все трое примыкают к одной стороне, например, все становятся лояльны Англии, а в таком случае начинается уже иной замес - шпионский. Идет ожесточенная борьба за трофеи, патриотов и шпионские разборки во дворах игроков.

Игра 4-5 обычно идет с замесами на поле, между армиями и племенами, а втроем перекос в дворы игроков. Но это не значит, что все игроки однозначно будут лояльны одной стороне, в Памир это про кидалово своей коалиции, и втроем тут так же кидают своих англичан, русских и афганцев, как и при игре в 4-5.

Несмотря на то, что в моей ячейке не все считают, что Памир втроем нормально играется, употребляя эпитеты в духе "имбалансный", я рекомендую эту игру в том числе в формате на троих. Он не хороший и не плохой, втроем он просто другой. И абсолютно играбельный, на мой взгляд. Как обычно 10/10.
Для атмосфэры советую саундтрек под игру, к примеру, вот такой.
Симулятор финансовой пирамиды, почувствуй себя Мавроди, так сказать. Очень простая по механикам игра, при этом ни на что не похожа (хотя, вроде бы, корни ведут к Куханделю, отчасти). Все игроки- мошенники, которые впаривают друг другу акции фиктивных несуществующих отраслей, покупая и продавая за бесценок. Задача игры, я бы сказал, это не выиграть, а хотя бы не проиграть. Все вместе мы влазим в адовые долги, чтобы расплатиться по которым позднее берем ещё новые долго. Как шутит наша ячейка: "что же мне эта игра напоминает? мою жизнь!".

Процесс
По очереди каждый берет с рынка ценную бумагу и сразу получает столько денег, сколько на акции указано. Берешь карту "61" и сразу получаешь из банка 61$ и кладешь к сектору своего колеса-счетчика. В конце раунда это колесо будет у всех одновременно крутиться, приближая неминуемые выплаты по процентам. Пока "красный треугольник" (сектор, напротив которого накопятся акции, и по которым надо будет расплатиться) далеко, все игроки гребут деньги и жетоны отраслей (именно эти жетоны и приносят очки). После того, как каждый выбрал себе акцию и взял деньги, а это действие, к слову, не обязательное, можно пасануть, да вот только никто обычно не хочет пасовать, набирая все новые и новые долги, потому что по ним надо будет платить, все игроки начинают покупать друг у друга отрасли (жетоны), их четыре вида, но различаются только картинками (сельское хозяйство, связь, транспорт и недвижка). Это увлекательный аттракцион (так еще никто не шутил, как я и он..). В порядке хода, например, я беру кожаный конверт, кладу туда любую сумму и передаю конверт игроку, у которого хочу купить жетон. Есть одно ограничение - у того, кто торгуется и у того с кем торгуются должен быть общий жетон, т.е. если я хочу купить у Васи жетон недвижки, и у меня и у него хотя бы по одному он должен быть. Вася смотрит на сумму, которую я предложил, после чего он решает, либо забрать деньги и отдать мне жетон, либо сделать мне КОНТРПРЕДЛОЖЕНИЕ- он кладет такую же сумму, удваивая мою, отдает мне и забирает этот жетон у меня. И от этого предложения я не могу отказаться. Это смешная фаза, веселье гарантировано. Жадность, риски, многоходовочки - вот это вот все. Забрать 10$ и отдать этот жетон, но иметь деньги, чтобы расплатиться по долгам, либо удвоить, но забрать жетон, который ПО дает? можно удвоить, забрать жетон, а потом набрать новых кредитов, чтобы покрыть свои долги. Увлекательное мероприятие, со смехом сквозь слезы.

После этого сменяется первый игрок, да, прям посреди раунда- не в начале, не в конце, а посередине. Первый игрок, делает определенные действия, не буду вдаваться в подробности. Потом все игроки крутят свое колесо, и если красный треугольник показал на акции, все должны платить по ним, фишка в том, что если кто-то не может выплатить долги, игра сразу заканчивается, все банкроты автоматом проигрывают, "выжившие" считают очки и определяется победитель. Фишка в том, что когда ты расплатился, все акции не удаляются из игры, а перераспределяются по секторам счетчика, давая игроку "немного еще пожить", они, как прямо сказано в правилах "будут преследовать вас до конца игры" и вы от них не избавитесь. Поэтому я придумал этой игре жанр survival economical horror. Если в раунде никто не обанкротился, игра продолжается дальше. И да, чем дальше, тем хуже. Очки в этой игре по окончании варьируются в пределах 8-12 на игрока. Считаются по арифметической прогрессии. 1 жетон одного типа- 1ПО, второй жетон этого же типа 2 ПО, третий - 3 ПО и т.д. Например, у вас 3 жетона сельского хозяйства, это 1+2+3= 6 очков. 5 жетонов транспорта: 1+2+3+4+5= 15 очков. Я опустил несколько подробностей, например, про обвал рынка, когда первый игрок может превращать своими действиями и без того тяжелую игру в невыносимый ад, ускоряя сроки выплат и прочее. Партия длится 40-90 минут. На троих попробовали, играбельно. Вчетвером-впятером - идеально. 12/10
Впечатления
Игра стала открытием для меня, однозначный hidden gem, сразу в топ 3, если не намбэр ван. На момент заинтересованности игрой, на тесере было всего 4(!) комментария в ветке, я даже не помню, откуда я вообще узнал про нее- странная, даже отталкивающая обложка, странная тема. Экономика? да ну, разве это может быть весело? Игру не купить, но сыграть хотелось, поэтому я сделал "прокси"- карты в ворде набросал, деньги взял из монополии, ширмы из игры престолов, вместо жетонов отраслей- карты из колонизаторов. Короче, из всего подручного.

Сыграв, я понял, что игру как-то надо раздобыть. Спасибо womol`у, с помощью которого я сделал ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ознакомительный пнп в целях популяризации такой годноты. Естественно, после ознакомления купить оригинал.
Ранее я переводил статью с BGG по игре.
Саундтрек к игре советую тематичный.
Специальный плюс за Afghan Music к этой чудесной игре