Оценка пользователей
7.7731
Оценить:
-
-AdRiver-

"... где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно". Немного об игре Bloody Monday.

 

 Шельма лезет, есть надежда, что мы побьем их плотно.

Войска, знаю, в страшном духе и мы все: истинно только и нужно, чтоб дали волю...

П.И. Багратион

 

Традиционный preface: В тексте НЕ будет рекламы очередного краудфандинг-проекта, не будет и  глубоких рассуждений о стратегии и даунтайме или поиска жеваных жетонов. Текст будет касаться темы, которая в сообществе гиков и к ним стремящихся кажется странной, а именно - варгеймов по отечественной истории. Для опытных игроков, прежде всего - варгеймеров, текст может показаться пересказом партии в Манчкин любителям Дисцента, потому что с варгеймами я знаком очень поверхностно и не провожу сравнений с, возможно, более достойными образцами жанра. В тексте будет много малоинформативных картинок плохого качества. 

Я предупредил, поэтому соизмеряйте силы.

 

Как все начиналось.

 

Выяснилось, что в целом я весьма равнодушен и к варгеймам, и к военнной истории. Но есть для меня темы, которые, что называется, "цепляют". Обычно это некие знаковые военные события и сражения нашей истории, мимо которых просто так не пройти. Причем, оказалось, что наполеоника попадает на такой удачный исторический период, когда информация о событиях уже более-менее достоверна, а войны еще не настолько напоминают современные, как, например, делает Великая Отечественная. Поэтому, когда я по пути к абстрактам решил заглянуть к варгеймам, меня, кроме механик, интересовал сеттинг отечественной истории - Бородино, Полтава, чуть менее - Куликово Поле. Поэтому, когда появилась возможность вписаться в покупку Bloody Monday, позиционировавшегося, как варгейм начального уровня, да еще по Бородину, сомнения отпали достаточно быстро. Игровой процесс оказался именно таким, каким я его представлял после прочтения правил, и даже немного лучше. Покупкой остался доволен.

 

Кратко о механике.


Если Вы играли в Стратего, Вы уже можете оценить часть механик - "туман войны" реализуется поворотом стороной блока без наклейки в сторону противника, фишки двигаются, а бой происходит при попадании противников на одну клетку. Добавим сюда различие скорости движения для разных типов войск, различные свойства местности и чуть более сложные правила боя, чем просто сравнение чисел. Приправим основной "фишкой" блочных варгеймов - до 4х различных состояний для каждого подразделения. И вишенкой на торте - система управления войсками: сначала активируются лидеры, которые, в свою очередь, могут  активировать войска в определенном радиусе от себя. И получается вполне рабочая система, с одной стороны - простая почти до абстрактности, с другой - благодаря ограничениям, накладываемымым радиусом командования, свойствами местности и блоков, позволяющая смоделировать узнаваемый сюжет. Правил действительно немного, желающие могут ознакомиться на странице игры.

 

А сюжет действительно узнаваем - странно растянутый фронт русских с переконцентрацией войск на правом фланге, эшелоны наступающих французов на левом, проблемы с вводом резервов и переброской подкреплений, артиллерия, выкашивающая защитников реданов и батареи... С учетом кубикового боя, когда результаты могут оказаться совершенно неожиданными, управлять ходом сражения получается только в общих чертах (это и есть стратегия?), и точка наблюдения игрока за процессом - несколько в стороне от гущи событий, как в стратегиях непрямого контроля.

 

Победная реляция.

 

Достаточно долго (5-6 партий) не удавалось победить за русских, поэтому первые впечатления сменились изучением предмета на тему: "как все было, и таки как мне это поможет". После прочтения соответствующей литературы наступило некоторое просветление:

- странное построение армии было обусловлено решением задачи перекрытия дорог и удобства отступления, и рассуждать о нерациональности легко только постфактум;

- до последнего солдата цепляться за укрепленные точки, как минимум, неисторично;

- слабыми местами позиции были промежуток между Семеновским и батареей Раевского и Старая Смоленская дорога, идущая от Утиц в тыл русской армии;

- необязательно стоять и ждать, когда французы выкосят защитников укреплений - историчней контратаковать остановившиеся перед укреплениями массы.

Ну и за отыгранные партии выяснилось, что Понятовский до Утиц добегает и берет их, но потом уже шевелится слабо, и это - тоже шанс на контратаку.

 

Теперь, в подражание профессиональным "военным репортерам", выкладывающим отчеты на этом ресурсе, попробую рассказать о партии, закончившейся победой русских. Когда начал проигрывать французам, решил для себя отписаться по игре, когда выиграю-таки за русских, но первая такая выигрышная партия протекала сумбурно, и ее теперь не восстановить. Потому здесь напишу о второй, которая задумывалась, как реконструкция победной, поэтому играл "полусоло" с сыном, заодно рассказывая о событиях. Соло-игра, даже с "ассистентом", здесь входит слишком долгой - надо думать "за себя и за того парня", да и кубики начали показывать результаты, расходящиеся с "рисунком боя" предыдущей выигрышной партии, пришлось перестраиваться на ходу. Поэтому уже третьи имульсы за обе стороны доигрывал один, и тут, внезапно, все закончилось со счетом 10-4. Но обо всем, пусть кратко, но по порядку. 

 

Играли по базовым правилам, кроме одного - про засаду егерей. Фото ниже сделаны в конце соответствующего импульса для каждого из флангов.

 

 

Левый фланг французов в конце их первого импульса. Богарне пошел в атаку, занял без потерь Бородино, подготовил группу для занятия области 42 после переправы, ну и погрозил конницей ставке Кутузова, чтоб подольше не снимал охраны со своего штаба в Горках. Егеря русских выбиты из леса перед редутами подразделениями Нея и Жюно.

 

 

Правый фланг французов разворачивается "исторически" - Понятовский пошел лесами к Утице, Даву подводит войска к южной флеши и безуспешно пытается выбить егерей Шаховского из Утицкого леса.

 

 

Левый фланг русских во время первого импульса. Корпус Коновницына поддерживает Шаховского в лесу, а в Утицах при неправильной начальной расстановке стали егеря. Поле между укреплениями занимают части 1-й армии, до Багратиона успевает дойти корпус Евг. Вюртембергского. Казаки в лесах на левом фланге - просто статисты.

 

 

Барклай пытается дотянуться до резервов в районе Маслово - особенно нужна конная артиллерия. Егеря по левому берегу Колочи идут пугать кавалерию, казаки  переброшены к батарее. Туда же ломится сквозь леса линейная пехота. Платов также выдвигает конную артиллерию резерва за Батарею (область 71).

 

 

Второй импульс французов, левый фланг. Кавалерия Богарне возвращается обратно - бои с егерями "очков" не принесут. Войска переброшены к Курганной Высоте, но для штурма не хватает очков движения.

 

 

Правый фланг - Компану даже с артподготовкой не удалось взять южную флешь! Зато Ледрю дез Эссар занял северную, и без сильных потерь. Понятовский закономерно занимает Утицу. А вот Коновницына с егерями так из леса и не выбили.

 

 

Второй импульс и левый фланг русских. Гренадеры Воронцова и Макленбургского выбивают французов из двух редутов, ослабленные дивизии Неверовского и Коновницына отступают в леса, кавалерия Сиверса при моральной поддержке егерей разбивает пехоту и кавалерию французов в лесу. С правого фланга прибывает Корф.

 

 

А вот на правом фланге, вместо пассивной обороны Курганной Высоты, было решено попробовать контратаку дивизией Олсуфьева, так и не дошедшего на левый фланг, при поддержке казаков и на диво живучих егерей. Ну и залп артиллерии был весьма удачным: 12 кубов с вероятностью 0.5 сделали свое дело. Тем временем Барклай добрался до резервов Лаврова и передвинул его ближе к Курганной Высоте  (кстати, только сейчас заметил, то это нарушение правил - стек в 4 блока превышен).

 

 

Третий импульс французов и левый фланг. Ослабленные части отведены с поля перед Курганной Высотой, но свежие войска второго эшелона при поддержке немецкой кавалерии так и не смогли до конца расчистить подступы к Батарее.

 

 

На правом фланге у французов вновь получилось занять южную флешь, но Пажолю при поддержке артиллерии так и не удалось выбить гренадеров Воронцова с северной. Не удалось также выбить из леса Сиверса с егерями.

 

 

Третий импульс русских. К этому времени уже 4 блока французов ушло на трек морали, поэтому решено было попробовать одним ходом выбить недостающие 6 блоков французов на контратаке. Воспользовавшись оказавшимися рядом с батареей Раевского резервами, и заменив артиллерию на Батарее свежим подразделением, русские перешли во вторую контратаку. Видно, что артиллерия упростила задачу, а гренадеры Лаврова и воодушевленные кирасиры Палена - весьма грозная сила, но результатов броска хватило в обрез. Осталось 2 французких блока до моральной победы, и теперь весь успех зависит от действий на правом фланге.

 

 

Первыми на правом фланге атаковали Утицу кирасиры и гренадеры при моральной поддержке ополчения и артиллерии. Но Красинскому удалось удержать позицию. Теперь осталась одна надежда на контрудар воодушевленнной конницы Корфа по южной флеши. И тут, внезапно, очень сильно повезло в броске кубиков, даже единственный кубик артиллерии показал 6-ку, и последний блок французов уходит на трек морали.

 

 

Был ли шанс удачной контратаки у французов именно в этой игре, если бы Корфу не так сильно повезло и русские "не по правилам" не подтянули бы резервы? На мой взгляд - да. Используя диск инициативы или относительно свежего Мюрата  (а, может, то и другое по очереди), можно было бы контратаковать ослабленные блоки у Батареи, обе передовые флеши, а оставшимися войсками Понятовского - ослабленную дивизию Коновницына, оставшуюся в лесу области 61. Или можно было бы потратить диск на вывод гвардии, и тогда недостающие 6 блоков русских набрались бы гарантированно. Отмечу еще, что и в этой игре французы уничтожили 10 русских блоков, только 6 из них - егеря и не идут в "общий зачет".

 

"...Тогда считать мы стали раны, товарищей считать.."

 

Повторю здесь первоначальные выводы из моих комментариев к игре.

Начальная расстановка - минут 10-15 на каждого игрока. Хозяйке на заметку: если блоки после игры рассортировать по цветам армий, раскладка ускорится.
Значительную часть импульса занимает движение войск, особенно в первые пару-тройку тактических фаз. Боевка очень быстрая и очевидная.

Из часто забываемых правил:
- лидерам и артиллерии нельзя идти в атаку вместе со своими войсками,
- форсирование реки снижает атаку, только если подразделение сразу после форсирования в первый раз атакует врага, а в следующий импульс подкрепление в эту зону штрафов не получает,
- количество "атак" за импульс ограничено силой одного главнокомандующего, а не LV,

- добавлю сюда еще и внимание к количеству подразделений в стеке - тактические лидеры учитываются.



Из странностей механики - артиллерия сама по себе в соседнюю зону стрелять не может, только если там вступили в бой войска. То есть "угостить друга" на подходе не получится.

 

Игра оставила яркие, но противоречивые впечатления. С одной стороны, все оказалось очень доступно и наглядно, "тема раскрыта" и атмосфера передана. С другой стороны, ограничение количества тактических лидеров русских крайне снижает управляемость, что чувствуется по трудностям переброски резервов с правого фланга и замены ослабленных войск на укреплениях. Четвертого тактического лидера - Лаврова - можно и не дождаться, поскольку французам нет острой необходимости отдавать диск инициативы.  Применение всех дополнительных правил, на мой взгляд, усложнит положение русских еще больше. В то же время, игра не оставляет ощущения безысходности для русской стороны - кажется, еще немного, вовремя атаковать ослабленных атаками французов, попробовать новый вариант стратегии - и вот она, победа по правилам, а не по везению на кубиках.

 

В заключении хочу поблагодарить семью за поддержку (если бы они не согласились играть со мной в этакую страсть, ничего бы не вышло - у знакомых игроков игра вызвала стойкое уныние после первоначального энтузиазма). Еще моя благодарность варгеймерам с этого ресурса, особенно Andreas за терпение в объяснениях, и MakVlad за неоценимую помощь в покупке.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Andreas написал 2 года назад: # скрыть ответы

Смотрится симпатично!

Не помню, чтобы давал пояснения по Бородино.:)

catch_22 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Про Бородино - нет, но все началось с SoY (до сих пор не перерисовал нескольких Ланкастеров, а сын уже успел заиграть половину распечатанных лучников).

Andreas написал 2 года назад: #

А-а, как раз, кстати, на неделе закончили кампанию (на третий год дело уже пошло), Ланкастеры выиграли 9-4, но короля Генриха Йорки всё-таки взяли в плен и убили.

DmitriyP написал 2 года назад: # скрыть ответы

Карта смотрится не очень симпатично, в сравнении с Napoleons Triumph или US Civil War, очертания границ очень уж резкие

catch_22 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Посмотрел модуль NT в вассале - даже на экране пришлось приглядываться, чтобы увидеть границы зон) А при игре глубоким вечером, да при слабом освещении... На мой взгляд, пусть уж границы будут уродливыми, но контрастными.

DmitriyP написал 2 года назад: #

На реальной карте NT границы локаций вполне различимы, никогда проблем не возникало

DmitriyP написал 2 года назад: #

Посмотрите у меня на страничке игры в разделе фото

TTK написал 2 года назад: # скрыть ответы
не уважают егерей

их не считают за людей?

Почему они не являются потерями для определения ПО, как обосновал свою позицию автор?

Это ж надо ребят на острие удара не считать...

catch_22 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Более того, блоки казаков и ополчения тоже не идут "в зачет" ))

Не хочу быть адвокатом дьявола, но, на мой взгляд, дело в разной численности войск, обозначенных блоками. Для регулярных войск это дивизии и даже корпуса. Для егерей - вероятно, полки. Например, Бородино в начале сражения точно оборонял полк егерей, который атаковала целая дивизия - получается четырехкратный перевес. Общая численность казаков (7 тыс.) и ополчения (10 тыс.) тоже не бьется с тем количеством блоков, которыми они обозначены. И эти небольшие соединения могут задержать целые дивизии, и даже нанести заметный урон. Как что, на мой взгляд, тут подвиг егерей учтен вполне - и огрызнуться могут (а с доп. правилом о засаде - вполне заметно), и задержать атаку и движение конницы через них, и мораль не падает - небольшое соединение по сравнению с "линейным" блоком.

TTK написал 2 года назад: # скрыть ответы

эх...
небольшое соединение...

catch_22 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Я не специалист по тактике применения легкой пехоты в этот период, но можно предположить, что цепи егерей могли отступать к своим частям, если их задача удержания противника на расстоянии от линейных частей уже не могла быть выполнена. Тогда либо считать стоящий за ними линейный блок, как 1.25, или блок самих егерей (если уж мы мораль считаем "по головам" убитых) как 0.25. С другой стороны - наши войска, если верить литературе, были готовы "до конца стоять" (вон и Багратион в начальной цитате о том же писал), что, возможно, потеря 6ти полков егерей не сильно влияла на мораль в целом.

А с третьей стороны - есть же еще победа по звездам после целых 4х ходов. Может, автор как раз задумывал как основной вариант осторожный стиль игры обоих противников с маневрами войск, а не лобовые атаки с кучей жертв и победой по морали.

chuikov85 написал 2 года назад: # скрыть ответы

В общем, будем ждать еще отчетов =)
Пока противоречивые впечатления остаются...

catch_22 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Лично я надеюсь на отчеты старой гвардии - коробки с игрой набрали, да видно, сыграть некогда)) Поэтому, опубликовав нечто типа aar, надеялся на реакцию поживее.
Кстати, разработчик уже несколько дней как вышел на кикстартер с новой игрой про Сталинград.

chuikov85 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Старая гвардия, исторически, в бой не вводится =))

catch_22 написал 2 года назад: #

Ага, тогда придется обходиться только Молодой с Клапаредом.

chuikov85 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Вопрос:

Я правильно понял, что игра идет до 10 уничтоженных блоков противника и других вариантов победы нет?

catch_22 написал 2 года назад: #

Есть. В конце 4-го хода (каждый из которых включает логистику, импульсы и т.д.) считают количество зон со звездами. Или еще замороченней - по очкам, если играется со всеми доп. правилами:

At the end of the fourth Turn, each player calculates his score by adding:
- 3 Points for the Fleches*;
- 2 points for each controlled Victory Area;
- 5 Points for each eliminated enemy Gold Shield Unit;
- 3 Points for each eliminated enemy Silver Shield Unit;
- 2 Points for each other eliminated enemy Unit (Russian Jager, Militia and Cossacks 1 Point each).

fonfrost написал 2 года назад: # скрыть ответы

Интересно, пока по описанию игра выглядит как упрощенное блочное Бородино от Коламбии. Жаль ни кто не играл пока в обе эти игры и не может их сравнить.

Leks написал 2 года назад: # скрыть ответы

Планируем в ближайшее время отыграть и сравнить впечатления.

fonfrost написал 2 года назад: #

Отлично! Буду ждать с нетерпением.

Drazhar написал 2 года назад: # скрыть ответы

На всякий- если интересны блочные игры и наполеоника- рекомендую попробовать napoleons triumph. Отличная реализация Аустерлица

Victor34 написал 2 года назад: #

Вот только игра давно уже аут оф принт и стоимость на бгг от 300 уе.