У меня есть две новости о планах Пунктума на эту весну. Сразу прошу прощения, новости в первую очередь адресованы москвичам (и гостям столицы).
1) Думаю, не будет преувеличением сказать, что Пунктум - один из самых верных жанру евро московских настольных
клубов (а то и самый:).
Поэтому мы решили поддержать планы Crowd Games по локализации Гранд Отеля Австия и Путешествия Марко Поло. Игротека 1 мая будет посвящена этим играм, при поддержке моих одноклубников у нас будет достаточное количество экземпляров этих игр, а также людей, которые смогут объяснить правила. Поэтому всем, кто любит евро и еще не пробовал эти игры, советую присоединяться. Естественно, можно будет поиграть и во многое другое. Анонс мероприятия вот здесь.
2) А с 9 апреля у нас начнется курс для подростков (и их родителей), посвященный варгеймам. Т.к. на сайте анонс несколько сокращенный относительно авторского варианта, приведу здесь последний:
«Не секрет, что преподавание истории в школах нашей страны находится на не очень высоком уровне. История нередко преподносится как набор почти не связанных друг с другом, а потому бессмысленных дат, имен и географических названий. Также история, особенно военная, нередко используется как аргумент в идеологических спорах, притом что спорящие нередко с историей совсем незнакомы. Попыткам самостоятельного изучения истории наталкиваются на то, что доступные исторические работы зачастую крайне тенденциозны, и либо банальны и представляют собой набор анекдотов, либо, наоборот, крайне сложны для понимания непрофессионалам.
Я, сам являясь любителем истории, хотел бы вам рассказать об одном почти неизвестном в России способе восприятия и осмысления истории – о настольных варгеймах. Варгеймы – это игры, но игры весьма серьезные. Создатели их зачастую тратят большую часть времени разработки игры на работу с историческими источниками и их поиски. Они читают нередко десятки книг, первичных источников, и вполне могут знать в той теме, которую они описывают, больше многих профессиональных историков (нередко они и сами являются историками или любителями истории с серьезным опытом военной или государственной службы).
Тем не менее варгеймы – все-таки игры, созданные для того, чтобы заинтересовывать и приносить радость. Потому перед их авторами стоит непростая задача – выбрать наиболее существенные факты, тенденции и события и отразить их в игре наиболее простым, но вместе с тем емким образом. Ведь перегруженная несущественными деталями игра будет неподъемна для игроков, а игра, не отражающая основных существенных взаимосвязей просто развалится на банальные составные части.
Описание параметров и возможных состояний одного танка из игры Advanced Squad Leader. Ее вполне можно использовать как справочник по военной технике второй мировой. |
Карточка из игры RAF: The Battle fo Britain 1940. Одной такой карточкой определяются и цели налета немецкой авиации, и их приоритетность для немецкого командования, и допустимый состав налета, и шансы на обнаружение налета как радарами так и наблюдателями, и возможность перехвата его истребителями с различных баз и при различной оперативности предупреждения. Одни и те же карточки используются и при игре вдвоем, и при игре соло за любую из сторон. Минимум формы при максимуме функциональности и содержания. |
Кроме того, авторы варгеймов не просто пытаются описать то или иное историческое событие или период – они выбирают те детали и особенности эпохи и событий, которые лично им кажутся наиболее важными и интересными. Потому каждая игра – не просто компиляция известных источников, а выражения особенного взгляда и отношения автора. Потому и игры по одной и той же теме нередко очень непохожи друг на друга.
Курс этот посвящен в первую очередь именно истории, но истории на примерах столь необычных, как настольные варгеймы. Цель курса – не только рассказать о конкретных войнах, периодах и государствах на подобных примерах, и не только показать эволюцию военного дела на протяжении всей истории, но и дать вам возможность пользоваться новым интерактивным методом изучения истории, показать глубокую взаимосвязанность различных исторических тенденций и событий, показать возможность и естественность глубоко личного взгляда на историю, не отменяющего, тем не менее ее научности и обоснованности.
К сожалению, играть в игры мы на лекциях не будем. Игры эти требуют времени на изучение и понимания, партии достаточно долги и в основном эти игры рассчитаны только на 2 игроков. Также как невозможно устроить шахматный турнир прямо на лекции, посвященной шахматам. Однако, я расскажу о программах, позволяющих играть в электронные версии таких игр (причем обычно бесплатно), и с радостью помогу тем, кто захочет в них разобраться глубже».
А еще варгеймы могут иметь и эстетическую ценность.
Автрор курса - Дмитрий Рудев, человек энциклопедических познаний. Проходить занятия будут по воскресеньям, с 12.00 до 13.30.
Интересен сегодняшний статус данного проекта.
Отрадно, что есть люди, которые хотят заняться популяризацией варгеймов среди подрастающего поколения.
Я бы, однако, предупредил вот о чём: авторы варгеймов в массе своей как раз дилетанты в военном и историческом плане, среди них (как и везде) достаточно бракоделов, халтурщиков и графоманов, рынок варгеймов (даже если судить по тому количеству игр и анонсов, которые выходят буквально еженедельно) рассчитан в целом на коллекционеров, т.е. людей, которые не играют в игры, а в крайнем случае рассчитывают в них когда-нибудь сыграть.
Т.е. качество варгеймов является реальной проблемой, и не следует считать, что оно априори на высоте.
Тут можете не беспокоиться. Дима халтуры не допустит.
Спасибо за предупреждение. Однако:
1. На мой личный вкус любителя варгеймов выходит их очень мало :) (особенно если не считать журнальные) Но в последние годы и правда больше
2. То, что авторы, в основном, дилетанты -- как раз хорошо. Я хотел бы показать аудитории, что историей можно не только заниматься как профессией, но и просто интересоваться. Что можно быть дилетантом, и находить много для себя полезного и интересного (а также как это можно делать). Ведь по сути, авторы варгеймов (с моей сугубо личной точки зрения) просто пытаются поделиться своими взглядами и интересами.
3. Насчет качества, оное у варгеймов устраивает меня, наверное, больше, чем качество широкодоступной "исторической" литературы или, скажем, качество исторических выставок последнего времени. Авторы варгеймов не раз удивляли меня глубиной своих познаний -- в обе стороны удивляли ;) Но они, вроде, не претендуют на истину, в отличии от всяких псевдоисторических фриков (или некоторых министров культуры)
4. И вообще, я думаю, что понимание того, что авторы могут ошибаться, быть предвзятыми, многого не знать, и умение выбирать из текстов (в очень широком смысле) полезное крайне важны для любителя истории :)
Ну насчет того, что коллекционеры -- так это можно вместе исправить :)
В таком случае желаю успеха в похвальном начинании!:)
Andreas, вы так говорите, что как будто авторы НЕваргеймов прям все профессионалы) как будто среди board & video game designers таких малое число)
А можете поделиться планом курса/темами восьми занятий?
На самом деле, 8 - довольно произвольная цифра, это стандартная длительность курсов в Пунктуме, если всё пойдет нормально, будет больше.
А темы попрошу, да.
Дима написал анонс первого занятия, есть на сайте. А в остальном, у него "карт бланш" не темы занятий, их формы и проч. Он сказал, что ему легче будет, учитывая то, как прошло очередное занятие, писать про следующее.
спасибо, Игорь
А что нормально, от анекдотов уж подустали, а серьезные исторические труды – много буков слишком. То ли дела игра, уж создатель не подведет, не то что профессиональные историки. Ну вы блин даете, в самом деле!
Хотите поспорить на эту тему - автор отписался чуть выше, пишите в личку. Но ему я доверяю полностью, а вам пока - нисколько. Тем более, что к варгеймам, насколько можно судить по профилю, вы пока не прикасались.
Да я ни с кем спорить не собираюсь. Историю надо изучать по книгам, документам, хроникам. Игры, что настольные, что военно-исторические реконструкции, не более чем приятное дополнение. Они могут вызвать интерес, втянуть и т.д, но ни как не заменить историческую науку. Я только об этом.
О замене и не идет речь. Тем более, это курс в первую очередь для подростков, цель скорее в формировании личного отношения к истории.
А есть ли какие-то контакты Дмитрия Рудева? Почта? Аккаунт на тесере?
Да, интересно узнать, есть ли он в интернете.
Есть. В ВК.
Ну ВК тут точно не показатель. Хотя, если есть вопросы, можно написать: https://vk.com/id238228722
На Тесере нет, на bgg есть, попробую вспомнить его аккаунт. В Игрании бывает (или бывал), к примеру, на этой фотографии крайний слева: https://vk.com/photo-41626823_344435347
И вот профиль на bgg: https://boardgamegeek.com/user/masterofskulls
Добрый день. Дмитрий Рудев -- это я. Если есть вопросы, могу попытаться ответить. Но на Тесере не бываю буквально никогда
Добрый день! Отписался на ваш профиль на boardgamegeek. Там достаточно объемная "простыня", поэтому здесь не дублирую.