Оценка пользователей
8.5441
Оценить:
-

ПОСЛЕДНИЙ ЧАС

время: 15 декабря 2019 место: Антикафе «Автограф»

 

 

По большей части, «Последний час» выполнил задачу и функцию, что я ждал — это средней продолжительности (от часа до полутора), динамичная и относительно простая игра в мире Лавкрафта со знакомыми сыщиками и Древними. Однако, побороть по общим ощущениям от процесса «Знак Древних» новинке не удалось. «Последний час» более абстрактный, в нём меньше азарта и фана, который в «Знаке» обеспечивали кубики. По правилам новинка, мне кажется, чуть сложнее из-за оригинальной системы действий сыщиков (описана ниже), хотя ребята (я сыграл в трёх разных компаниях) въезжали в игру уже со второго раунда, а к середине новички активно участвовали в обсуждении ходов и предлагали свои интересные решения.

 

 

Итак, ритуал уже проведён, и в нашем мире образовался разлом, через который ворвался Древний. Игрокам нужно обратить этот ритуал вспять, чтобы победить. Для этого на картах очерёдности (маленьких красных) им необходимо сообща собрать символы, соответствующие символам на двух жетонах ритуала, отложенных взакрытую в начале партии.

 

 

Чтобы понять, какие именно нужны символы, необходимо бегать по кампусу Мискатонского университета и исследовать локации (здания кампуса) — переворачивать лупы:

 

 

Иногда среди луп попадаются полезные предметы, облегчающие борьбу со злом:

 

 

Проблема заключается в том, что игровое поле просто кишит монстрами, вываливающимися из разлома. Они занимают клетки в зданиях, и когда в такое здание должен прийти новый монстр, а места свободного нет, этот монстр движется дальше по дорожке соответствующего цвета. Все дороги ведут в место ритуала, и если сыщики не будут его охранять и не будут убивать тварей, то те заполнят место ритуала, а сыщики проиграют.

 

Восклицательный знак указывает на место ритуала

 

Следующая проблема заключается в том, что карты действий сыщиков поделены на верхнюю и нижнюю части, а в ход активируется только одна из них. Таким образом, сыщик любо сражается с монстрами, либо исследует локацию и раскрывает символы ритуала. Третьего не дано.

 

 

На таком балансе и напряжении держится вся партия. Благо, игрокам не обязательно играть все 8 раундов. Если они готовы, то можно попробовать обратить ритуал в конце любого раунда. Тогда игроки раскрывают карты в руках, секретные жетоны ритуала и считают, совпало ли нужное количество символов на картах (удвоенное количество игроков) с символами на жетонах. Операция рискованная, но в первый раз из трёх мы обратили ритуал в конце 8 раунда, во второй раз мы обратили ритуал раньше 8 раунда, а третью партию вообще проиграли.

 

Карты с подходящими символами

 

Теперь о Древних. Мне понравилось, что они сильно отличаются друг от друга и заставляют игроков подстраивать стратегию под себя. Ктулху, правда, совсем простой даже на среднем уровне и толком непонятно, к чему стремится. Видимо, занять место ритуала — в его арсенале много быстрых монстров.

 

Шудде-Мьел и сам, и с помощью хтонических чудищ очень активно разрушает здания. Это значит, что в них становится меньше места для монстров, и те устремляются к месту ритуала. Хотя непонятно, что случится раньше — разрушится место ритуала или его займут монстры.

 

Умордхот показался нам самым сложным. Он управляет бессмертными и в тоже время смертоносными монстрами, от которых приходится прятаться. В борьбе с ним мы чуть не потеряли нескольких сыщиков, а если погибнет хотя бы один, то партия проиграна.

 

Общее замечание для всех Древних и в принципе для игры — стоит играть только на сложном уровне, чтобы было действительно интересно. Именно в этом режиме появляется вызов игрокам и преодоление хаоса.

 

 

Ещё понравилось, что и сыщики (6 штук) тоже сильно отличаются друг от друга. Кто-то хорошо атакует, кто-то далеко перемещается, кто-то устраняет разрушения, кто-то лечит сыщиков, а кто-то параноит, ища свою сестру и притягивая лишних монстров — это прям круто!

 

 

Наконец, стоит подробнее описать систему действий, которая мне тоже пришлась по душе. Игроки при любом их количестве в партии совершают за раунд 4 действия. В свой ход каждый игрок тянет карту действия из своей колоды взакрытую(!) и назначает для неё карту очерёдности. То есть игрок не целиком определяет своё действие, но может решить, в какую очередь его разыграть.


Дальше — круче. Чем меньше номер карты очерёдности, выбранной для попавшейся карты действия, тем больше вероятность того, что будет разыграно верхнее действие карты (это атаки, перемещения — хорошие, полезные свойства), и наоборот (в нижем действии игроки исследуют локации, что, может, и более полезно, но вместе с тем активируют монстров, что, понятное дело, плохо).


Интересно, что игроки не могут открыто обсуждать выбор карт и определение очерёдности, а могут лишь отталкиваться от видимых номеров карт соратников, необходимости разыграть то или иное действие с карты и своих возможностей. Это одна из самых необычных механик, что я видел. Напишите, если где-то использовалось нечто подобное.

 

В целом, игра мне умеренно понравилась. Хорошо, что после простецкой партии с Ктулху мы сыграли ещё — иначе мнение сформировалось бы другое, чуть хуже. А так мы посмотрели всех Древних, персонажей, пощупали «Последний час», можно сказать, в разных режимах и обстоятельствах. Время от времени игру можно раскладывать, но хотелось бы вернуть в коллекцию и «Знак Древних», и «Ужас Аркхэма» второй редакции. При этом, у меня есть «Особняки безумия». Все эти игры разные, во многом уникальные, подходящие для разных игровых ситуаций и настроений. Как заметил Артём, с которым мы играли первую партию с Ктулху, в «Последний час» можно сыграть, когда бы мы проиграли партию в «Ужас Аркхэма», Древний вторгся в наш мир, и у нас остался последний шанс его одолеть.

 

Финал партии с Ктулху

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Siar написал 4 года назад: # скрыть ответы

Обзор хороший. А игра, судя по немногочисленным обзорам и почти отсутствующему обсуждению даже на посвященных ей форумах, один из немногих провалов FFG

arthouse69 написал 4 года назад: # скрыть ответы

Так-то у фгг многовато повыходило совершенно средних игр с более чем громкими названиями

tkis написал 4 года назад: # скрыть ответы

можно несколько примеров? среднее с громкими именами от ФФГ вполне неплохо играется, не кандидаты для коллекции, но на игровом столе в сравнении со многим конкурентоспособны

Nelud написал 4 года назад: # скрыть ответы

Праздник в Кингспорте, например.

tkis написал 4 года назад: #

это не ФФГ

Kureshendo написал 4 года назад: # скрыть ответы

Навскидку Дум, Нью Анджелес, Мейнфрейм, новая Цивилизация, Дракула, УА3. Из постарше Андроид. Нормальные игры, которым чего-то не хватает, чтобы быть хорошими и, главное, супер хитами с коммерческой точки зрения. Это из того, что играл сам. Не знаю, взлетели ли относительно недавний Дискавер и некарточные лотры и зв.

Siar написал 4 года назад: # скрыть ответы

Discover стал лютым фэйлом, а УА3 как раз пользуется большой популярностью, на уровне ДУ. Как и Особняки безумия в сеттинге Властелина колец

Eldrich написал 4 года назад: # скрыть ответы

простите, это УА3 "пользуется популярностью"? Новая игра уже в БГГ на каком-то 400 месте, пытаюсь отдать на вторичке - не берутс.
Видимо, это и есть "успех".

Дракула3 недоделан - кое что причесали, но игрой сильно не занимались, и это заметно. Сегодня такие игры можно сделать более привлекательными. Это такое Дракула 2.5, если честно.

Siar написал 4 года назад: # скрыть ответы

75 место в тематическом рейтинге, 420 в общем и средняя оценка как у ДУ (просто пока владельцев не так много) - да, походит на успех.
А что конкретно у вас не берут - не везет, бывает)

Eldrich написал 4 года назад: # скрыть ответы

первое, на западе игра вышла не то чтобы вчера. Даже не смотря на парадоксальные для общей слабости игры оценки (ну вот реально - игра не уровня УА2 или ДУ), владельцев маловато. Вангую, что выше топа 300-т она так и не поднимется. Просто как настолка - да,в целом неплохо. Есть гораздо более неудачные игры. Однако для орденоносной третьей части одной из самых громких франшиз, это провал. Причем, что самое печальное, авторы сознательно пошли на упрощение и загон игры в казуальный отстойник, хотя вот чего, а это в меньшей степени хотелось именно от этой части серии.
В голливуде после такого обычно серии перезапускают.

Eldrich написал 4 года назад: #

мда, теперь что, посты нельзя править даже сразу после постинга? иногда кажется, что проекты вроде ДТФ живут в другой вселенной.

Siar написал 4 года назад: # скрыть ответы

Всего год назад, причем вышла не в 2005 или 2013, а в условиях, когда настолок стало гораздо больше и конкуренция между ними намного жестче, в т.ч. среди кооперативов, что тоже следует учитывать. Так что 5.6к владельцев за год - очень-очень неплохо. А рейтинг выше, чем у УА 2 (неужто УА 2 провальный?)) и на уровне ДУ, повторюсь. Кроме того, выпуск дополнений свидетельствует, что игра хорошо продается

Eldrich написал 4 года назад: # скрыть ответы

аддоны там были сразу зашиты - даже думаю штуки три их выйдет. Качество игры там неважно. УА2 просто старый, там нечему хайповать. А вот тут даже хайпа нет. В группах по УА-ДУ тишина.

Siar написал 4 года назад: #

Ну не совсем тишина. Зато на bgg довольно активно обсуждают (в то время как на форумах УА 2 и ДУ тишина). Хотя... это, конечно же, единичные фанбои =)

ZavKaf написал 4 года назад: # скрыть ответы

На BGG есть вкладка с отыгранными партиями. И если туда посмотреть, то история такая:

LOTR ~20k партий за полгода
Outer Rim ~5к партий за полгода
УА3 ~7к партий за год

УА3 чувствует себя лучше Нью-Анджелеса, Дискавера и Fallout, но "большой популярностью" там не пахнет. Популярности на уровне ДУ там нет. В ДУ даже год спустя играют больше, чем в УА3. А вот LOTR, например, популярнее МОМ2 сейчас.

Siar написал 4 года назад: # скрыть ответы

И ДУ и УА 3 пользуются большой популярностью, кол-во отыгранных партий за последний год там примерно сопоставимо за небольшим преимуществом ДУ (по 9к в год у ДУ против 7 у УА 3). Хотя, конечно, они не такие захайпленные как тот же LOTR. Но тут пытаются доказать, что УА 3 провалился и вообще непопулярен...

Eldrich написал 4 года назад: # скрыть ответы

будет интересно посмотреть, как будут играть в УА3 через год.
Чем силен ДУ, так это именно реиграбельностью.
А тут - новая игра, можно и сыграть в те сценарии, что есть.
А дальше... Я, конечно, понимаю, что есть люди, которым будет в кайф по третьему разу идти в уже пройденный сценарий, но всё таки таких будет не так много.
Это я и имел ввиду, когда говорил, что "горшочек не варит". Ну и вдвойне комично, когда кто-то вещает, что УА3 это "наследник" УА2.

Ksedih написал 4 года назад: # скрыть ответы

Мы в сценарий "Пробуждение Азатота" УА 3ред. сыграли уже 11 партий. Хз почему игре отказывают в реиграбельности, ведь она по факту не отличается ни от ДУ, ни от второй редакции почти никак. А сценарные нюансы просто вводят в геймплей какие-то доп условия.

Это то же самое, что во второй редакции ввести какие-то ограничения/бонусы, типа "таких монстров в этой партии быть не может" или "в этой партии вам нужно убить вот этого монстра, а в другой - набрать столько-то улик". Другими словами, как-то кардинально ничего не меняется. Как и в ДУ, как и в 2ed.

Eldrich написал 4 года назад: # скрыть ответы

мда. комментарии излишни. 11 партий в одно и то же, Карл!

>>Это то же самое, что во второй редакции ввести какие-то ограничения/бонусы, типа "таких монстров в этой партии быть не может" или "в этой партии вам нужно убить вот этого монстра, а в другой - набрать столько-то улик">>

а вот ничего подобного. Первое - ДУ это песочница, там всегда всё разное. Древний обладает конкретными особенностями, но рендом монстров, врат и мифов делает каждую партию другой. Тут же - пул монстров сразу известен, он не меняется. Сценарий уже становится известен на второе-третье прохождение. Карты заголовков разные, но они слабо что меняют. Реально, как же мало надо для счастья, чтобы играть в одно и то же 11 раз.

powered_by_sith написал 4 года назад: # скрыть ответы

То есть в УА3 пул монстров известен, а в ДУ — нет?
То есть в ДУ всегда рандом, монстры появляются случайно, врата открываются случайно, а в УА3 — нет?

Eldrich написал 4 года назад: # скрыть ответы

именно так.
Все участвующие в сценарии монстры в УА3 выкладываются заранее, их не то чтобы много. Аномалии открываются там, где нападало безысходностей. Как будет протекать сценарий уже достаточно четко известно, если вы сыграете в него всего пару раз.
То есть тут фактор неявного сведен к минимуму. Тогда как в ДУ легко могло завариться такое, что и представить сложно.

powered_by_sith написал 4 года назад: #

То есть монстры в УА3 выкладываются заранее куда?
В таком случае каким образом в ДУ монстры попадают в пул монстров?
В ДУ врата открываются в случайном порядке, а в УА3 в каком порядке кладутся жетоны безысходности?
Поиграл в УА3 пару раз и могу сказать, что сценарий протекает следующим образом: положите в каждый район взакрытую случайные жетоны, с которыми можно проконтактировать, когда найдете нужный, переходите к следующей карте кодекса. А в ДУ как-то по другому работают карты загадок древних?

tkis написал 4 года назад: # скрыть ответы

Если брать более объективный подход: по оценкам на BGG, это как раз хорошие или очень хорошие игры , не ставшие хитами или супер хитами, так как те же Дракула и Цивилизация весьма популярны, а Андроид нишевая игра не взлетевшая, но крайне популярная в своей нише. Самая низкая оценка у Discover (6.0), она была неудачным маркетинговым ходом и сильно проигрывала 7th Continent по всем параметрам, занимая ту же игровую нишу.

w_holeman написал 4 года назад: # скрыть ответы

Android офигенная и очень атмосферная игра

tkis написал 4 года назад: #

согласен, одна из моих любимых от FFG, но как и для TI, сложно собрать группу, так как это игра не на вечер, а на день. В моем окружении для всех сложно выкроить столько времени, эх куда ушла золотая игровая молодость 😂

arthouse69 написал 4 года назад: # скрыть ответы

Последняя цива Сида(допов так и нет , видимо не будет), Остаться в живых, Фоллыч(допы есть но на барахолках скидывают, только в путь), Дум(допов нет, ажиотажа нет)...
Неполный список свежих разочарований от ффг." Не кандидат для коллекции" , это точно.

Siar написал 4 года назад: # скрыть ответы

Увы... В последнее время у них политика "если игра не продается сразу нарасхват, то фиг вам, а не допы". Возможно, дело отчасти в Asmodee и в уходе гендиректора

tkis написал 4 года назад: #

FFG сегодня и FFG ранних 90ых это разные фирмы с разной философией, у Петерсена был изначально другой подход, он начал меняться примерно с переводом большой части публикаций на формат CCG, это было ещё до Asmodee, сегодняшний FFG, особенно после ухода Петерсена, это выжимание соков из разнообразных лицензий и франшиз. Но даже в этом подходе бывают проблески вроде Outer Rim, правда уже без былых инноваций. Здесь упоминали, что Awaken Realms начинает напоминать былой FFG.Согласен, но лишь отчасти, AR ещё не закостенел с инновациями, но очень целеустремленно тянет деньги покупателя пластиком, хотя с Great Wall кажется пробуют наконец альтернативы...посмотрим

MAV написал 4 года назад: # скрыть ответы

Проблема в том, что в базе всего 3 древних, 6 сыщиков и статичное поле. В итоге игра слишком быстро наигрывается.

tkis написал 4 года назад: # скрыть ответы

по отзывам, это в лучшем случае филлер, не думаю что будет особая потребность в реиграбельности, но дополнения не потребуют от издателя особых вложений, если игра будет успешна, они почти гарантированы

MAV написал 4 года назад: #

Для филлера тут слишком большой даунтайм и очень мало общения. На двоих неплохо играется, а вот на четверых явно можно заскучать.

tkis написал 4 года назад: #

спасибо за обзор, изначально решил обойти её стороной, видимо не ошибся, место в коллекции для этого тип игры уже занято Death may die

BioWolf написал 4 года назад: # скрыть ответы

Дизайн поля ниче кроме отторжения не вызывает)) такая шляпа ппц

arthouse69 написал 4 года назад: #

Совершенство унылого вида игры)

Herbert_West написал 4 года назад: #

Наконец-то обзор на эту игру. А то я всё думаю: брать её или не стоит. Игра сразу показалась простоватой, и сейчас я в этом убедился. Всё-таки в коллекцию хочется брать игры, от которых я бы воскликнул "Это шедевр!", а не сухо произнёс "Игра мне умеренно понравилась".