Оценка пользователей
7.3382
Оценить:
-
-AdRiver-

Топ-10 настолок на данный момент жизни. Часть 1

время: 23 января 2020

Недавно я решил сформулировать свой топ-10 настольных игр по итогам года 2019. Сразу оговорюсь, что топы как формат, к которому нужно относиться серьёзно я не люблю, скорее сделал я что-то подобное ради некоего мысленного упражнения и желания обдумать и подытожить уже не такой маленький настольный жизненный путь. Поэтому к данному списку и ранжировке не стоит быть слишком строгим.

Позволю себе ещё пару вводных замечаний о характере данного топа. Он выражает ряд представлений и принципов, которые сложились у меня в ходе моего погружения в мир настольных игр. Тем не менее, не все игры отсюда соответствуют этим принципам и представлениям – иногда в таких парадоксах и таится тот особый шарм, который позволяет выделить игру из остальных прочих.

Во-первых, сюда вошли игры, в которые я играл довольно много и готов сесть играть практически в любое время (если это технически возможно).

Во-вторых, в основном, это игры со значительным и зачастую агрессивным взаимодействием между игроками, как прямым и очевидным, так и более тонким – благо игровые ячейки у меня достаточно устойчивы к подобному.

Преимущественно это настолки с полем, а поле включает ряд территорий (спойлер: тут много ареа-контролей и игр с этим элементом).

Я люблю игры, в которых немалая часть процесса происходит над столом. А значит, игроки могут блефовать, хитрить, заключать союзы, разрывать их, шантажировать, запугивать и прочее. Разумеется, всё это только в рамках игровых ситуаций.

Почти все игры в списке тематичные. Я считаю, что тема очень важна, но при этом она должна гармонично срастаться с механиками. Механики тоже невероятно важны, поэтому идеальные игры, по идее, должны совмещать обе эти стороны. Удаётся это далеко не всегда и порой, то одним, то другим приходится жертвовать. Поэтому в данном вопросе я очень лоялен и понимаю тематичность довольно широко, готов принять значительную степень абстракции, но не готов влюбиться в совсем сухой абстракт.
А ещё мне дичайше важна эстетическая компонента.

Меня радуют игры, построенные на простых и лаконичных механиках, но обладающие насыщенным геймплеем, со множеством решений и простором для обдумывания.

При этом меня очень привлекают коробочки с гармоничной синергией нескольких простых и изящных механик.

И, конечно же, всегда интересно открывать механики новые, невиданные.

Наконец, все игры в списке в своё время по разным причинам удивили и принесли массу удовольствия.

Топ получился несколько однобоким, потому как, судя по всему, евро и амери в их эталонном виде я люблю недостаточно сильно, хоть и получаю от них удовольствие, зато мои вкусы сформировались вокруг "чувачков на карте", как некоторой альтерантивы (а вообще, все жанровые условности условны).

Последний принципиальный момент: считаю, что не только игроки могут требовать чего-то от игр, но и игры тоже всегда требовательны к игрокам. Поэтому я рассматриваю игры в игры, как процесс, в том числе, герменевтический со всеми вытекающими. Что нисколько не мешает бросаться суждениями вкуса, но несколько сглаживает их однозначность и резкость.

Приступим.


Дисклеймер: поскольку текст о самом любимом, то написан он почти исключительно в хвалебных тонах.

 

  1. Крёстный отец. Империя Корлеоне (2017) (от Эрика Лэнга, Карла Копински и КМОН)

    Крестный отец. Империя Корлеоне

Эта нетленочка по мотивам культовой трилогии Копполы (про роман Пьюзо тоже всем известно) позволит игрокам залезть в шкуры мафиозных боссов и вывести свой клан на лидирующие позиции в бурлящем и порочном Нью-Йорке. Или хладными трупами опуститься на дно Гудзона.

К «Крёстному отцу» я шёл долго. Смущал и статус продукта по лицензии, и отзывы про то, что «Лэнг снова сделал Blood Rage». Зато решение о приобретении было выдержанным, а все инсинуации оказались ложными. Да, наличие некоего лэнговского почерка в игре ощущается (в приличных кругах такое называют авторским стилем, а не самоплагиатом), но игра покоится на несколько других китах. «Отец» акцентирование упирает на евромеханики: тут ничем незамутнённый мипл-плейсмент, незатейливый сбор сетов и приправа в виде аукциона: всё сделано очень простенько, но работает как часы. Однако, никаким сухарём игра не ощущается и дело здесь не только в до неприличия консервативном лощёном арте Копинского или приятных и разнообразных миниатюрах (среди которых есть даже дядька-мясник), но в злобности местного игрового взаимодействия. Ожесточенная грызня за районы города и ресурсы сопровождается соперничеством за внимание дона Корлеоне, и сбрасыванием тел подручных оппонентов в городские каналы (выполняется не только фигурально, но и фигурным разбрасыванием фигурок по полю). Причём, насилие в «Крёстном отце» хаотично, массово и бесшабашно, зависит от удачи в приходе карточек, и это только идёт игре на руку – такой вот жестокий мафиозный мир, ни в чём нельзя быть уверенным. Лэнг здорово сводит вместе известные механики, гармонично сочетает их с темой (об этом далее) и мы получаем игру, которая вряд ли сможет стать откровением, зато играется за 1.5 часа, позволяет вжиться в роль, и в своей весовой категории ставит перед игроком довольно много интересных задач. Например, в «Крёстном отце» очень адекватная система контроля территорий, которая заставляет задумываться не только о сиюминутной выгоде, но и планировать свои активности на парочку ходов вперёд.

Что касается темы, я даже рад, что с событиями фильмов игра связана только косвенно, в основном эстетически – это позволяет играть в непринуждённую вариацию на тему и не быть заложником навязчивого фансервиса. А, несмотря на все инсинуации, тут можно почувствовать себя доном мафии. Причём выражено это остроумно, через механики. Например, деньги (здесь это аналог победных очков) можно получить только после их «отмывания» и помещения в чудесные металлические чемоданчики, а наркотики являются ресурсом-джокером (думаю многим известно, какое влияние наркобизнесс оказал на развитие мафиозных организаций и какое неоднозначное место он занял).

Да, связки с фильмом условны, но к Дону всё-таки отнеслись с уважением, и описание каждого этапа игры в правилах сопровождается цитатой из первоисточника (и всё в тему).

Что касается лэнговщины и бладрэйджа: да, здесь три эпохи, да здесь схожая динамика действий и степень взаимодействия, да тут такой же тестестероновый продакшн. Но надо совершенно сойти с ума, чтобы видеть в этом самоплагиат. Лично я вижу здесь попытку сделать что-то новое, не потеряв преемственности.

Подробнее стоит рассказать про оформление и наполнение коробки. Тут замечательный  арт, мрачный, подходящий для такого же мрачного Нью-Йорка, но очень детализированный и обезжиренно стильный (мне очень нравится как сделано поле), отличные миньки, которые приятно вертеть в руках, чудесные чемоданы для каждого игрока, у которых во время аукциона клёво откидывается крышка и очень удобный органайзер.


Можно, конечно, сказать, что такое наполнение поднимает цену весьма незатейливой игры в разы, но я с этим не согласен. Оформление – важнейший элемент успеха настольных игр в наше время, и часто грань между хорошей и отличной игрой проходит именно здесь. В конечном счёте, «Крёстный отец» при всей тематичности своих механик не ощущался бы такой остросюжетной игрой про мафию без своего примечательного дизайна.

 

Вердикт:«Крёстный отец» простая, быстрая, но неглупая и очень контактная игра, замешанная на нескольких приятнейших механиках. А ещё она очень эффектно выглядит. Играется хорошо как на 2-х, так и большим составом (большим всё-таки несколько веселее). Подойдёт в качестве десерта для опытных игроков или станет отличным гейтвеем для новичков, которые не боятся агрессии и жестоких ударов судьбы.

 

Почему так высоко? Если не относиться к играм слишком серьёзно, то "Империя Корлеоне", обладая всеми необходимыми элеменатми крутой насыщенной настолки ещё и приносит кучу фана, и ощущения лёгкости гангстерского бытия, где можно взять и вкатить порцию старого-доброго ультранасилия. Это дорогого стоит.

 

Почему не выше? Пожалуй, потому, что удивить «Крёстный отец» может только тем, как хорошо тут всё сшито и оформлено, но сами составные элементы поразят едва ли.

  1. Маленький мир (2009) (от Филиппа Кейарта, Мигеля Коимбры и Days of Wonder)

    Маленький мир

Здесь скажем пару слов об уже культовой и очень известной игре «Маленький мир» в её классической интерпретации (хотя «Подземный мир» тоже прикольный). В землях некоего фэнтезийного мира неспокойно, так как его пажити нерезиновые, а разнообразных нахлебников много. Мы берём под руководство любую стереотипную волшебную армию (ну там орки всякие, эльфы, гномы, упыри и прочие) и начинаем поэтапно захватывать области cтереотипной же волшебной страны, одновременно расквашивая носы противникам (желательно понарошку).

Идея у ММ очень незатейливая – каждая территория приносит нам одну монетку, у кого в конце 10го раунда этих монеток будет больше, тот и победит. Это конечно подталкивает игроков к столкновениям (а ведь мир и правда очень тесный), но и они выполнены незатейливо – пришёл в область, посчитал, сколько тебе юнитов нужно для захвата, выпнул оттуда воинов врага (кубик в игре есть, но он скорее для вброса адреналина). Секрет успеха игры в другом. Здесь просто бессчетное число комбинаций раса/свойство. Стыкуются они случайным образом и в каждой партии свой неповторимый набор. Поэтому даже выбор игровой стороны – уже дико ответственное решение. Это же искупляет и примитивность базовых правил, ведь любое сочетание свойств – есть, по своей сути, нарушение какого-то правила. Вот и оказывается, что держать это всё в уме не то, что бы совсем элементарно. К тому же игра, несмотря на няшное коимбровское оформление, злючая до чёртиков. Она просто призывает вас зарезать вот тех вон тритончиков, чтобы поселить в этом лесу своих пухлощёких хоббитцев. Поэтому, манипуляции, блеф и интригантсво – ваш выход. Отмечу также необходимость чувствовать пульс эпохи – в игре можно (и нужно) приводить один свой народ в упадок, чтобы на следующий ход пойти вразнос уже с другими парнями или девчонками. В итоге, за детской мордашкой скрывается одна из самых злых игрушек, что мне доводилось видеть.

 

Вердикт: если Days of Wonder и делала семейную игру (а лубочный арт Коимбры вкупе с очень френдли органайзером на это вроде намекают), то данная игра для семей античных спартанцев, и лучшее подтверждение тому, что и волшебные царства завоёвываются потом и кровью.

В общем, настолка, в которой простота приближается к гениальности. Непринуждённый замес для опытных игроков и крутейший опыт ненавязчивого набивания морды для новичков.

 

Почему так высоко? Потому что в этой игре лаконичность и насыщенность процесса слились в идеальной пропорции.

 

Почему не выше? Наверно потому, что всё предлагаемое «Маленьким миром» очень высокой пробы, но другие игры способны предложить больше.

P.S. «Маленький мир» отлично масштабируется (есть поля под разное число игроков) и обладает годным цифровым ремейком.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
RiveR написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Топ-10 аж в пяти томах!
Вах!

lomasterjedi написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Я писуч)

FullGrimm написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Еще какой!
В том смысле, что написано очень интересно, спасибо)

lomasterjedi написал полмесяца назад: #

Вам спасибо за внимание)

Ogro написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Ты подожди ещё. С такой скоростью написания топ бедт меняться прямо в процессе, так что после 2-3-ей части последует "обновлённые" первая, вторая и так делаее.

Появление последней части превращается практически в суеверие 😆

lomasterjedi написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Да так ещё интересней

ivan111 написал полмесяца назад: #

комментарии 1 (ред.2.1.4) к тому 3

tkis написал полмесяца назад: # скрыть ответы

почему-то пришла в голову серия книг одного популярного фэнтези автора, который скорее умрет от инфаркта в связи с возрастом и ожиранием, чем допишет в конце концов серию романов :) поэтому автор статьи должен торжественно пообещать, со спортом дружить ;)

hickname написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Ну дык даже мем был по этому поводу: "Умереть может любой! Даже автор!"

tkis написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Егор Романовыч Мартынов меньше бы по заграницам летал и больше над рукописями кроптел. Было бы всем счастье да радость, и люди бы к нему доброжелательнее были...

Nelud написал полмесяца назад: #

Ну насколько я понимаю, он и не собирается заканчивать свою серию. Поэтому в последнем эпизоде сериала его и не спрашивали. И наняли не профессиональных писателей-сценаристов, а просто терминаторов, чтобы хотя бы абы как закончить. Что они и сделали.

VanishNevermind написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Не мог не оценить, ибо слово в слово отражает мои собственные впечатления от "Империи Корлеоне". Очень приятный и грамотный текст, что тоже подкупает. Буду следить за развитием событий, спасибо!

lomasterjedi написал полмесяца назад: #

Вам спасибо за отклик

icakypa написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Столько эмоций, сколько подарил мне КО, не давала ни одна настольная игра!
Такой невероятной скуки, которую я испытал за две партии в SW, я не испытывал ни за какой другой настолкой.

Как у вас увязались в любовный игровой триугольник эти две полярно разные вещи, ума не приложу )))

Ogro написал полмесяца назад: #

Как взаиморасположение двух точек на шкале предпочтений одного человека не совпадает с таковым на шкале другого человека?

Действительно, нонсенс какой-то. Никогда на слышал о подобном. Да как же такое могло произойти??!!

lomasterjedi написал полмесяца назад: #

Я думаю, что в дальнейшем там и ещё более непохожие игры по соседству окажутся.

Что касается причин, то я их описал или попытался это сделать)

GeniusGray написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Хороший слог, жду продолжения.

з.ы. Странно, что оценка низкая.

tkis написал полмесяца назад: #

видимо доброжелателей много...

Solarius написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Чтение очередного топа натолкнули меня на мысль, что российский настольщик обладает насыщенным субъективизмом. То есть, желанием поделиться со всеми своей персональной радостью и восторгом от игрового процесса и оценить его. И это прекрасно!
Но если на БГГ это происходит непосредственно в карточке той или иной игры, а у нас - на той самой, Ивановской улице, да ешо с баяном, танцующими цыганами и пляшущим медведЁм.
Оттого на Тесере в карточку игры зайдешь для почерпления информации и впечатлений, а тама: в большой массе "картон 2мм, что на мм ниже чем в той игре", "реклама на коробке...", "протекторы не той системы...", "гумага не той системы...".
Это я к чему.
Есть топ Тесеры, только он незаметен на первой странице. Потому что скромен).

GeniusGray написал полмесяца назад: #

Достаточно сделать привязку к игре, и дневник будет отображаться на странице игры в.. дневниках. Со статьями - так же.
А вот в тысячах комментариях впечатления вылавливать - наоборот, имхо, не удобно.