Оценка пользователей
8.9052
Оценить:
-

От летнего Солнцестояния до Эссена

время: 01 октября 2015 место: Чехия

Несмотря на работу, огород и поездки, лето на настолки выдалось жирное: почти три десятка игр и без малого 80 партий. Продолжаю коротко делиться впечатлениями от пережитого.

 

 

ПОДГОТОВКА К ЭССЕНУ

В этот раздел попали игры, которые так или иначе помогли мне определиться по некоторым позициями своего вишлиста для выставки в Эссене, куда я уже совсем скоро отправлюсь.

 

Эволюция. Время летать

Возможно, это была последняя моя партия в отечественную «Эволюцию». С нетерпением жду 8 октября, чтобы забрать свою коробку со 2-ой редакцией американской Evolution вместе дополнением Flight, на которые я возлагаю большие надежды. Что касается отчётной партии в «наше, родное», то она в очередной раз продемонстрировала весь «блеск и нищету» отечественной версии. С самого начала мне в руку приходила какая-то ерунда, поэтому я решил сидеть тихо и копить карты: глистов никому не кидать и создавать понемногу тушканчиков с одним-двумя защитными свойствами. Популяцию наращивал с учётом очередности хода. Тактика себя оправдала даже несмотря на то, что я предупредил о ней остальных четверых участников перед началом партии. Хищники всю игру питались в основном новорождёнными от Живородящих, а я, несмотря на один голодный год, унёсший половину моей популяции тушканов, к последнему ходу скопил в руке приличное количество карт, которое оказалось достаточным для итоговой победы.

 

 

Abyss

Я изрядно хвалил «Бездну» с момента её прошлогоднего выхода, но постепенно мои впечатления от неё скатываются куда-то в серединку. Для меня в последнее время становится особенно важным хороший дуэльный режим, а Abyss на двоих играется откровенно скучновато, да и заканчивается уж как-то совсем быстро. В общем, одно оформление уже не вытягивает, и даже выход дополнения и чёрным жемчугом пока что не переубедил меня расстаться с желанием добавить игру в свою коллекцию.

 

 

Istanbul

А вот «Стамбул», наоборот, медленно, но, похоже, что верно идёт в направлении пополнения нашей домашней коллекции (сразу вместе с дополнением Mocha & Baksheesh). До полного кайфа ей имхо немного не хватает серьёзности, но зато идеально переданная атмосфера будней стамбульского торговца передана просто прекрасно. Те, кто считают, что игра «сухая» – никогда не были в Стамбуле и никогда сами не работали предпринимателями ;-Р

 

В перспективе семейного пользования опробовали вариант для двоих, правда, как-то упустили специальный момент в правилах с ещё двумя «дурачками»-торговцами, слоняющимися по карте и заставляющих игроков платить им 2 лиры при встрече. Больше сыграть пока что возможности не было, так что, решение о покупке дополнения с кофейными зёрнами, видимо, будем принимать прямо в Эссене.

 

 

7 чудес

Именно скорый выход самостоятельной версии 7 Wonders: Duel сподвигнул меня наконец-то попробовать дуэльный вариант в обычных «Чудесах». И знаете что? Я с удовольствием открыл для себя ещё одну грань этой, пожалуй, самой любимой моей игры. Использование контроля над нейтральным городом в своих целях оказалось очень классным элементом игрового процесса. С его помощью можно подрезать нужные сопернику карты, напрягать его по «войне», а самому подстраховаться по ресурсам и/или заработать денег (заставив «дурачка» приобретать ресурсы у себя). При всём при этом, я с удивлением обнаружил, что в конце игры нейтральный город совсем не обязательно набирает какое-то позорно малое количество очков, что лишний раз убеждает меня в отличной общей сбалансированности 7 Wonders.

 

Единственное, что не очень понравилось, это элемент случайности выхода карт: из семи карт нейтрального города каждый ход берётся только одна, и часто многое зависит именно от того, кому выпадет нужная карта. Из-за этого же какая-то полезная карта может появиться только в самом конце эпохи или не выйти вовсе – так, например, один раз мы всю первую эпоху просидели без глины, а в другой раз последними картами оказались две из трёх карт Науки. Но, в целом, повторюсь, «костыли» произвели очень достойное впечатление (круче на моей памяти, по-моему, были только «костыли» для двоих в «Токайдо» того же Боза). И уж если они с Каталой решили не ограничиваться ими, а сделать специальную дуэльную версию «Чудес», это наверняка будет что-то заслуживающее моего внимания и 25 евро.

 

 

 

Eight-Minute Empire: Legends

«Легенды» мне нравятся, и от этого к ним возникает одна большая претензия: игра слишком быстро заканчивается! Только, что называется, немного «раскачался», а тут, «бац!», и последний ход. Хочется тут же повторить ещё и ещё раз, но, к сожалению, часто играть в «Легенды» не получится – маленькая игра приестся быстро.

 

В хвалёном оформлении я заметил пару мелочей, к которым можно придраться: неудобный счётчик очков, отсутствие номинала на монетах и плохо различимые бонусы на дополнительных токенах. В остальном, всё очень нравится, жаль только, что дополнение к «Легендам» дорого и труднодоступно. Играя в последний раз, пытался понять, сколько я готов отдать за Lost Lands на Эссене, и в итоге пришёл к мнению, что даже 20 евро за него – это неоправданно много. 

 

НОВОЕ

В этот раздел попали летние новинки, но не в смысле времени выпуска игры, а в том смысле, что я сыграл в эти игры впервые :-)


Pizza Theory

Прикольная игра на контроль территории. Поле битвы – большая круглая пицца, на которую со всех сторон вторгаются разноцветные ингредиенты. Задача – первым выложить на пиццу все ингредиенты своего цвета. Каждый ход все игроки могут положить по одному токену своего цвета на поле (так, чтобы он не соприкасался с другими токенами того же цвета), после чего все тайно выбирают по какой линии фронта (от 1 до 6) они сделают надрез. Три границы разрезов (по одному ножу от каждого игрока) образуют на поле несколько участков, на каждом из которых происходит сражение. Доминирующий на каждом отдельном участке игрок заменяет токены ингредиентов соперника(ов) своими, после чего пицца поворачивается на 60 градусов и всё начинается по новой, и так до полной победы одного из участников. Получилось необычно, несложно, но весьма прикольно и увлекательно - есть место, как тактическому расчету, так и везению. У игры очень годное оформление, безусловно добавляющее приятных игровых впечатлений. Примечательно, что Pizza Theory рассчитана максимум на троих – прямо скажем, не самый часто встречающийся лимит на количество игроков. При игре вдвоём, третью сторону отыгрывает «дурачок».

 

 

Sonne und Mond

Симпатичный компактный филлер на собирание сетов. Карты вытянутой прямоугольной формы делятся на «дневные» и «ночные», каждая со значением от 1 до 29. В свой ход нужно выложить на стол одну карту. Каждый может одновременно собирать не больше одного «ночного» и «дневного» сета. Начать можно с любой карты, но продолжать любой начатый сет можно только, выкладывая цифры бóльшие, чем самая правая карта в сете и мéньшие, чем самая левая. Если выложенный ряд состоит из 5 и более карт, можно потратить ход, чтобы положить этот сет себе в зачёт. Любопытной особенностью является то, что игрок добирает 5 новых карт из колоды только после того, как разыграл все 5 предыдущих с руки. Поэтому выкладывать карты можно не только себе, но и сопернику. Более того, иногда приходится это делать даже себе в ущерб, ибо в свой ход игрок обязан сыграть карту. Если же возможности для розыгрыша карт нет, игрок сбрасывает всю руку и все выложенные перед собой карты.

 

Несомненного интереса добавляют карты затмений, позволяющих закрыть любую выложенную карту, прервав сет соперника или разблокировав место для своего. Некоторые карты (с цветочками или зверушками) позволяют сделать ход в не очереди. Участвовать может до 4 человек, но мы играли только вдвоём и в целом остались довольны. Арт симпатичный: разложенные по порядку карты складываются в две панорамы от восхода до заката Солнца или Луны, а все рисунки сделаны методом вырезания силуэтов из бумаги. Правда, не всегда легко заметить цветочки или птичек, дающих право хода вне очереди. Есть также небольшие претензии к правилам – они не дают однозначного ответа на несколько спорных моментов, но в целом Sonne und Mond – вполне милый филлер со своей изюминкой.

 

 

Myrmes

Нашумевшее в 2012-м году евро о буднях развития муравьиной фермы. К сожалению, в отличие от нетривиальной темы, игровой процесс не зацепил. Несмотря на имеющиеся интересные моменты в механике, муравьиная тема во многих местах очень притянута за уши, что в конечном итоге смазывает всё впечатление. Отовсюду не просто выпирают, а самым наглым образом торчат победные очки. В процессе игры ни у меня, ни у жены так и не возникло ощущения заботы о муравейнике, только постоянные мысли о лимите ресурсов, выполнении каких-то целей и получении ПО. Отдельно от сеттинга движок, пожалуй что, даже интересный, но в целом для меня это слишком суховато.

 

 

 

Takenoko

Семейный середнячок, привлекающий, прежде всего, наличием фигурки панды. После единственной сыгранной партии показалось, что жрать бамбук, как минимум, проще, чем пытаться его выращивать. Желание продолжить исследования не возникло.

 

 

Бэнг! За пригоршню кубиков

«Бэнг!» на кубиках быстр и бессмысленен. Им можно заполнить пятиминутную паузу или сыграть на прощанье, но эмоций,  отличие от своего полноценного брата, он мне не принёс никаких. 

 

Шакал: Подземелье

Игра уровня второй половины прошлого века. Я даже представляю, с каким азартом бы играл в неё, будучи дошкольником в конце 80-х, но в наши дни никаких чувств, кроме щемящей боли о бездарно потраченном часе времени эта игра не вызывает. Хотя нет, вру, дуэли (броски кубиков до двух побед) - единственный момент в игре, вызывающий какие-то эмоции. Об остальном даже писать не хочется – мрак, покрытый убогим оформлением.

 

 

ВОСПОЛНЯЯ ПРОБЕЛЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Тоже игры, в которые я сыграл впервые, но, в отличие от предыдущего раздела, здесь собраны более именитые и известные представители настольных игр, так или иначе прошедшие мимо меня до этого момента.

 

 

Кингсбург

 

Когда-то давным-давно, когда я ещё жил в России, мой брат любил дарить мне игры, которые были интересны ему самому. Подаренный мне «Кинсбург» я в итоге через пару лет продал, даже не распечатав. Ещё через два года я впервые сыграл в эту игру и, честно говоря, нисколько не пожалел о том, что так цинично избавился от неё в своё время. Не то чтобы это была плохая игра, нет, но мне показалось, что она немного устарела - сегодня есть гораздо более достойные представители настолок с кубиками. Движок по-всякому пытается нивелировать влияние неудачных бросков, но в итоге всё равно создаётся впечатление, что всё решают высокие значения. Ещё запомнился стрёмный механизм сражения с монстрами в конце года – проиграть им на практике крайне сложно, из-за чего прокачка щитов откровенно уступает по привлекательности любому другому действию. Но всё это мелочи по сравнению с очень скудной вариативностью развития и как следствие весьма однообразным ходом каждой партии. Говорят, что вроде как доп сильно улучшает общее впечатление, но база меня что-то вообще не зацепила, и, похоже, что тесеровская барахолка со мной согласна: время давно «Кинсбурга» прошло.

 

 

100000 лет до нашей эры

А вот отсутствие игровой практики в Stone Age действительно было с моей стороны упущением – особенно было обидно, когда в конкурсе «о чём говорят миплы» была куча фоток из этой игры, а я в половине случае вообще с трудом понимал, в чём прикол. За бгг-шными рейтингами я особо не слежу, но, когда представилась возможность, с удовольствием ознакомился с очередным мировым хитом. Конечно, в моём топе этой игры никогда не будет, но тут сразу видно, что это классика от слова «классный». Очень добротная, цельная настолка, идеи из которой до сих пор черпают многие современные игры.

 

 

Робинзон Крузо: Приключения на таинственном острове

Жутко импонирует тема выживания на необитаемом острове, но никак не удаётся найти игру, достойно её раскрывающую. Первый подход осенью 2012-го, когда Тшевичек только выпустил своего «Робинзона», и мы с Тапилиным безуспешно пытались продраться сквозь ужасные правила и обилие кубиков и токенов, хотя бы оставил надежду. Спустя три года, просмотр летсплея и распечатка краткого руководства помогли преодолеть этот барьер, но от игрового процесса всё равно остались весьма смешанные впечатления. Первый сценарий пройден, но никто не знает, сколько ошибок мы совершили – количество мелких нюансов в правилах, а также всевозможных значков и токенов мешает получать удовольствие от процесса. Для меня граница задротства на данный момент проходит примерно здесь – правила должны быть элегантными, а не запутанными, а сложность игры должна достигаться иными средствами. Да, я понимаю, что в такой комплексной настолке, да ещё и со сторителлингом это сделать непросто. Но, если по ходу всей партии приходится каждые три секунды лазить в плохо структурированные правила – я считаю, это большой факап автора. Конечно, ни о какой атмосферности здесь и речи быть не может, и ни один в мире сеттинг не спасёт такую игру в моих глазах. Вердикт – либо тратить уйму «до» и досконально разбираться в правилах, либо играть только при наличии опытного ведущего.

 

 

Грузи и вези

Ещё один пробел в настольном образовании. Тетрис, тем более, трёхмерный – классный, особенно учитывая, что этот элемент снова становится популярным в современных настольных играх. А вот тупо кидать кубы и хватать на скорость грузовики не очень понравилось. В общем, снова, смешанные чувства.

 

 

OLDIES BUT GOLDIES

Очередная порция впечатлений от регулярно появляющихся на столе представителей домашней коллекции и игр друзей.

 

Patchwork

Однозначный топ наших семейных дуэлей, купленный после первых же двух партий на игротеке. О достоинствах игры и без меня уже сказано немало, поговорим немного о тактике. После дюжины партий мы научились почти полностью заполнять свои «одеяла», тем не менее, у нас ещё ни разу не получилось оставить меньше 4-5 пустых клеток. Также смею осторожно заметить, что, во-первых, всё равно откуда начинать шить своё одеяло: от края или из центра, а, во-вторых, всё-таки ставка на кусочки с высоким доходом в начале игры несколько более оправдана, чем дешёвые, но бóльшие по площади. Вместе с тем, каждый расклад настолько индивидуален, что говорить о какой-то приоритетной тактике не представляется возможным – все решения принимаются в зависимости от конкретной ситуации: порядка кусочков и финансовых мозможностей оппонента. Мы играем обычно по две партии за раз – за три месяца пока вообще не надоело. Интересно теперь, поспособствует ли успех Patchwork выходу каких-нибудь дополнений.

 

 

7 Wonders: Cities 

После нескольких месяцев перерыва снова кайф и восторг от идеального, на мой взгляд, набора Лидеры+Города+Вандер пак. Особое наслаждение в этой игре мне доставляет процесс и результат строительства своей империи. И пусть вас не смущают всякие исторические нестыковки, вроде тех, что Имхотеб оказывается на службе у Рима. Просто посмотрите на Абу Симбел: мощнейшую торговую империю и военного гегемона с лучшими постройками и самым престижным лидером в гробнице. 

 

 

Или на мудрую Китайскую Стену, планомерно избегающую всех военных конфликтов. И вся эта красота вырастает под вашим чутким руководством за каких-нибудь 30-40 минут

 

 

 

Small World

Хорошая игра, жаль, что редко удаётся в неё выигрывать. Я люблю добротную первую расу, способную ещё долго оставаться на карте в упадке, но получается, что часто хожу последним – при игре в 4-5-ом, ничего подходящего мне, как правило, не остаётся. Запомнилось, как в одной из партий товарищу удалось очень удачно разыграть свойства Spirit и Stout, так что к концу игры он успел поиграть за 4 расы, 3 из которых были на карте. Ещё мне нравится элемент переговоров в этой игре – вместо того, чтобы просто молча наблюдать, как кто-то уничтожает твоих воинов, и также молча начать мстить в следующий ход, у нас заинтересованные стороны нередко сначала пускаются в дипломатические переговоры, что, на мой взгляд, делает игру гораздо более живой и интересной.

 

Tiny Epic Kingdoms

Давно не играли (ибо обзавёлся Eight-minute Empire: Legends), а тут за один вечер успели разложить 4 раза полным составом. В конце даже многие свойства рас уже стали запоминаться, а то раньше кто-то постоянно огорошивал при постройке очередного уровня магии каким-нибудь неприятным эффектом, вроде немедленного конца партии. В этот раз ещё попробовали кикстартерское промо-мини-дополнение – токены на карте, наподобие тех, что входят в комплект «Восьмиминутной империи: Легенды». Следуя рекомендациям, взяли первый из двух наборов: добавили корону (+2ПО владельцу в конце партии), сокровища (+2 ресурса), бандитов (-2 ресурса) и пустышки. В итоге я три раза нарвался на бандитов и потерял в общей сложности 6 ресурсов – болезненный удар, о которого у меня так и не получилось оправиться. В следующий раз попробуем второй набор: дракона, город, форт, лагерь и церковь. А в феврале для Tiny Epic Kingdoms выйдет дополнение Leaders, но, к сожалению, участвовать  в кампании на «Кикстартере» я не стал, ибо не захотелось платить за доставку в Европу столько же, сколько стоила сама игра.

 

 

Бэнг!

В очередной раз простил «Бэнг!» его недостатки за прекрасную передачу атмосферы. Когда трём небритым парням за столом выпадают бандиты, и, расправившись с двумя прекрасными представительницами власти и ренегатом, все трое потягивают пивко и довольно ухмыляются, чувствуешь себя в настоящем вестерне.

 

Tokaido: Crossroads

Игра настолько понятная, что я начал объяснять новичкам правила сразу с дополнением. Не все альтернативные действия «Перекрёстках» у нас одинаково популярны: лучше других идут деревья сакуры вместо пейзажей, амулеты в храмах и легендарные предметы в деревнях. Несмотря на удвоившееся количество вариантов, люди, как правило, врубаются легко, игра идёт почти также быстро, а в конце опять же любо-дорого посмотреть на свою коллекцию впечатлений. Думаю, если играть без новичков, стоит попробовать считать все очки в конце партии, а не по мере получения.

 

 

Ticket to Ride: Европа

 

Старый конь борозды не испортит. В очередной раз послужил нам годным гэйтвеем во что-то более обдуманное, чем «Рёк» и «Колейка» для одной знакомой пары. И, если пару лет назад в нашей семье за мной ещё держалось звание неофициального гроссмейстера по «Билету на проезд», то в последнее время в «паровозики» всё более регулярно всех обыгрывает жена.

 

Infarkt

На мой взгляд, одна из самых удачных чешских казуальных игр. Близостью, доступностью темы и как следствие общей понятностью вкупе с юмором чем-то похожа на «Колейку» и отлично подходит для негиковских компаний. Однако, в этот раз, вопреки ожиданиям, игра не произвела у пары новичков обычного восторга. Всё-таки, не все способны относится к картонным болезням и смертям так же цинично, как, например, это делает большинство медиков.

 

Rök

Хотел попробовать в деле хоумрулы собственного приготовления, с целью сделать игру более сбалансированной, но в итоге Рёк понадобился именно в качестве быстрого симпатичного филера без заморочек. Надо бы обзавестись каким-нибудь No Thanks! Для таких случаев, а то у меня дома совсем нет филеров на такой случай. Что посоветуете?

 

 

ЛОЖКА ДЁГТЯ

Немного разочарования напоследок.


 

Цитадели

Редкостная по флегматичности партия: из 5 игроков половина просто «отбывала номер». В такие моменты хочется просто попросить людей не садится играть только для того, чтобы сделать остальным одолжение, т.к. вместо этого выходит медвежья услуга. В итоге я тоже очень быстро перестал быть внимательным к происходящему, однажды даже «убил» (или «ограбил») персонажа, которого сам же до этого отправил в сброс. В концовке построил Звонницу только ради того, чтобы поскорее закончить эту игру. Самое забавное, что победила в итоге девушка, которую по ходу партии только «убивали» как минимум трижды.

 

Splendor

После выхода цифровой версии, игра надоела практически сразу же. Но всё-таки надо отдать ей должное в том, что на игротеках в клубе в неё каждый раз кто-нибудь играет – причём, от маленьких детей с мамами до самых прожжённых евро-гиков. Мне же наскучило очень быстро.

 

 

НЕЧЕГО ДОБАВИТЬ

О последних трёх играх ничего нового сказать не могу – впечатления от них можно найти в моих предыдущих отчётах за 2015 год.

 

 

 

Спасибо всем, кто долистал до конца. До скорой встрече после Эссена!

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Nelud написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Интересно, а почему Splendor надоел? Раскусил игру и всегда выигрываешь? Надоел однообразный процесс? Бесит случайность выхода карт?

pilot63 написал 9 лет назад: #

Игру не раскусил, там для этого по-хорошему считать надо, сколько чего осталось в колодах. Для старта хорошо собрать всех карт по одной, а там уже по обстоятельствам. Я обычно делал строил тактику с учётом сетов для вельмож, но наблюдал, как соперник легко уделал всех за столом на одних картах второго и третьего уровней.
А случайность выхода карт бесит, да. Ну, и общая абстрактность процесса довольно быстро надоедает - особенно на экране, без фишек-жетонов в руках.

sputnik1818 написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Кингсбург надо играть исключительно с допом. Много что добавляет и меняет.
У Робинзона простые и логичные правила, но игра не предназначена для изучения правил на ходу.

MisteriG написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Когда пытаешься изучить Робинзона, то периодически возникает мысль, что игра вообще не предназначена для игры - такое там количество нюансов, тонкостей и подробностей)) Очень надеюсь, что Castaways даст то, чего я не увидел в Робинзоне)

pilot63 написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Именно так.
Тоже теперь ещё больше хочу попробовать Castaways. Правда, после заочного знакомства уже есть одна вещь, которая меня там смущает: говорят, что фаза исследования острова там на порядок длинее и интереснее всего остального. Из-за этого никто не хочет оставаться работать в лагере.

Dimazgetman написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Есть такой момент:)
Никому не хочется сидеть в лагере и заниматься костром или чем то ещё, все ходят исследовать.
И ещё полукооперативность не во всех компаниях может прижиться. Вполне возможна ситуация, когда кто-то из игроков может сказать: ах так! вы все приключенцы, а я должен лагерем заниматься? не тут-то было!
И поломать всем игру :)
Но у нас таких проблем не возникло, а возникающий споры выглядели очень забавно.

ChePL написал 9 лет назад: #

В Castaways не занимаясь исследованием острова очень сложно победить, слишком много очков получаешь именно этим действием.

sputnik1818 написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Следуя этой логике, ни один проект FFG не предназначен для игры :)

MisteriG написал 9 лет назад: #

А не все в них и играют, тут же очень просто: не нравится - не играешь. Благо выбор сейчас большой)

Shaman_RnD написал 9 лет назад: #

Кто подскажет, где сейчас можно приобрести Castaways?

Dojo написал 9 лет назад: #

вот это точно, на счет Робинзона... В лучшем случае после 3х партий можно играть по правилам) И то - читая факи и советы :)

blackjoker написал 9 лет назад: # скрыть ответы

По поводу "Кингсбурга" не соглашусь. Ни куда его время не прошло. Прекрасная, не дорогая семейная игра. Кингсбург с допом, как собственно и "Грузи и вези" - один из ярчайших представителей в своём классе, но естественно надо понимать, что игра изначально для дошкольного и младшего школьного возраста.

blackjoker написал 9 лет назад: # скрыть ответы

По поводу "Кингсбурга" не соглашусь. Ни куда его время не прошло. Прекрасная, не дорогая семейная игра - Кингсбург с допом. А "Грузи и вези" - один из ярчайших представителей в своём классе, но естественно надо понимать, что игра изначально для дошкольного и младшего школьного возраста.

pilot63 написал 9 лет назад: # скрыть ответы

К сожалению, я уже давно вышел из этого нежного возраста.

blackjoker написал 9 лет назад: # скрыть ответы

из возраста иметь детей??

pilot63 написал 9 лет назад: #

Я надеюсь, что пока мои дети родятся и вырастут до младшего дошкольного возраста, появится ещё много отличных настольных игр для этой категории )

lvenka написала 9 лет назад: #
Филлер (который просили посоветовать)

Посоветую филлер Страшные сказки. Механика простая, арт классный. Затягивает с первой партии.

Shaman_RnD написал 9 лет назад: #

Всегда приятно почитать твои отчеты) Спасибо)