Оценка пользователей
7.56131
Оценить:
-

Почему я не люблю евро игры или как я докатился до америтрэша

 

С детства я увлекался видеоиграми. Сначала это была Денди, а потом Сега. Как и большинство любителей видеоигр я в основном играл в аркады и файтинги и не подозревал о существовании других жанров. Но всё очень изменилось когда я побывал у знакомого, у которого уже был персональный компьютер и я впервые увидел экономическую стратегию. Я просто сидел и смотрел на неё и мир менялся у меня в голове. Мне невероятно понравилось это чувство приближения к реальности. Я понял, что больше не хочу прыгать по платформам и стрелять во врагов из лазера. Я хотел заниматься экономикой. Но к сожалению на тот момент у меня была только видавшая виды Сега. Но порывшись в каталогах я нашёл такую игру как Theme park. Тут же все остальные игры были надолго забыты. Я строил парк своей мечты, конструировал аттракционы, ставил ларьки с мороженым и хот-догами, делал лужайки с деревьями и цветники. Мне нравилось использовать разные схемы. Например, вход в парк и аттракционы бесплатные, но система логистики такова, что люди под палящим солнцем успевали проголодаться и очень хотели пить, а вот на еду и воду, как и на туалеты ценник выставлял очень недешевый. Я делал парки для богачей и для бедняков, для любителей семейного отдыха и для любителей экстремальных развлечений, для детей и для любителей фильмов ужасов. Я проходил игру снова и снова, перепробовал десятки схем. Мне так нравилось тянуть за сотни рычажков, каждый из которых по-своему влиял на экономику, красоту и посещаемость моего парка.

А потом у меня появился ПК. Я переиграл в десятки экономических стратегий. Они стали по настоящему моим любимым жанром. Цезарь, Фараон, Сим сити, Тропико, Поселенцы, Анно надолго захватили мой разум. Не гнушался я и стратегиями с военными конфликтами - Цивилизация, X-Com, Total war, Heroes of Might and Magic, Age of Emperies, Stronghold. Мне нравилось строить города и империи. Я выступал в роли главы коммуны, мэра, короля, президента, межгалактического диктатора. А потом я столкнулся с настольными играми. Тогда мне казалось, что экономика в играх будет моим увлечением до старости. Но я ошибался...

Меня зовут Slayerkiss и я амертирэшер вот уже несколько лет...

И сейчас я расскажу свою историю, как я докатился до такой жизни и про семь настолок выстроившихся в стену между мной и евро играми...

Естественно знакомство с настолками у меня, как думаю и у многих началось в далёком детстве. Были какие-то игры в стиле - бросьте кубик и походите на столько клеток, сколько выпало. Даже не припомню их названий, кроме одной игры, которая называлась "Большое путешествие".

Все они куда-то делись, но теплое ламповое чувство от бросков кубиков и передвижению фишек по полю греет меня до сих пор и подталкивает играть в настолки. Потом, как и у многих совсетских детей был период увлечения"Менеджером" и его многочисленными клонами.

 

Потом был практически 15-ти летний перерыв.И вот однажды я попал к другу на дачу, где вся компания что-то отмечала жарила шашлыки, а потом кто-то предложил поиграть в колонизаторов.

 

Колонизаторы.

 

Эта настолка - моя первая влюблённость и первое разочарование. Увидев эту настолку я был заинтригован и встревожен. Детская любовь к броскам кубиков, цветным фишками и красиво оформленному полю вспыхнула во мне с неудержимой силой. Другая часть меня возликовала - вот очередная экономическая модель. Это же настольная Settlers! Что может быть чудеснее? По началу игра казалось идеальной. В ней было всё. Во-первых случайным образом моделируемое поле представляет собой сумасшедшую реиграбельность. Как мне тогда казалось каждая партия будет совершенно не похожа на другую. Во-вторых, я думал что игра представляет безграничные возможности, тактики и стратегии по поводу развития своей маленькой общины. В-третьих оформление и тематика показались мне просто чудом. (по этому пункту колонизаторы меня радуют до сих пор). И главное, уникальная механика. Не какой-нибудь там кинь-двинь. А планирование, добыча ресурсов, возведение зданий и элемент случайности в виде кубиков. Это была первая купленная мной настолка и заигранная практически до дыр. Но шила в мешке не утаишь и постепенно, как из пресловутого мешка начали вылезать первые недостатки. На самом деле тактик в игре оказалось не так уж и много. Места для развития не хватает. Все строятся практически впритык. Идеи типа - "вместо того чтобы строить города - разовью-ка я огромную сеть деревень" разбились об очень маленькое место на карте и ограниченность этих самых деревень. Я тогда впервые встретился с правилом, которое потом меня угнетало во многих евро-геймах, которое я ненавижу всей душой и которое меня бесит при первом упоминании - это правило "Если компоненты закончились, то их использовать нельзя". Другими словами если ты использовал все 15 фишек дорог, новые дороги строить нельзя. То есть как это нельзя? Глина добывается, дерево рубится, растут города и деревни, а дороги в какой-то момент "бах" и строить нельзя. Я не понимаю это ни в плане реализма ни в игровом плане. Как по мне - есть ресурсы и место, строй что хочешь. Но автор игры решил по иному. Ещё один явный минус игры - это то, что чаще всего проигрываешь не из-за того, что кто-то из соперников слишком умный. Наоборот, чаще всего это происходит из-за того, что кто-то тупит. Наиболее частая ошибка - необдуманный обмен. Бывает игрок поставил поселения на камень, пшеницу, кирпич и лес. И вроде готов сделать прорыв, но ему не хватает овец. Он предлагает торговлю. И вместо того чтобы заломить дикую цену за овцу, кто-то из игроков говорит - да на тебе овцу, у меня всё равно их полная рука. Но ещё чаще бывают сговоры игроков против того, кто по их мнению лучше других играет. Мол, вон тот чувак играл больше других. Давайте ему ничего не менять, затыкать ему все возможности развиваться. Но хуже всего - это влюблённые парочки. Заявления в стиле "Не дал мне пшено - останешься без ужина/секса", или наоборот "Милый что тебе отдать, чтобы ты победил" десятки раз ломали всю игру. Очень быстро в рамках игры мне стало очень тесно. Построек в игре всего две - поселение и город собственно их и надо поскорее строить чтобы победить. Специальных наград всего две - за самую денную дорогу и самую большую армию. Я понадеялся на дополнения к игре и тут меня ждало большое расстройство. Я почему-то полагал, что дополнения расширят карту игры, появятся новые строения, новые типы ресурсов и что-то в таком духе. Я приобрел дополнение Города и рыцари. Оказалось, что вместо того, чтобы расширить и углубить  полюбившуюся механику, зачем-то совершенно поменяли игру и по моему мнению, игра стала дольше, скучнее, тяжелее для восприятия. И самое для меня обидное, что этот доп не совместим с Купцами и варварами. Я плюнул и завязал с покупкой допов, потому что игра и так уже изрядно поднадоела. Но как послесловие должен сказать, что Колонизаторы для меня до сих пор остаются эталоном евроигр и именно их я рекомендую начинающим настольщикам. Коробочка стоит на видном месте на полке с играми и возможно я когда-нибудь опробую ещё какой-то из многочисленных допов к ней.

Зоолоретто.

 

Пожалуй самое сильное настольное разочарование. Увидев настолку про зоопарк я сразу испытал сильное желание заняться менеджментом развлекательного парка, где я буду покупать еду для животных, строить вольеры, и делать посетителей счастливыми. Поделился своими ожиданиями с друзьями и собрался было почитать обзоры. Но было поздно. Друзья подарили мне эту игру на день рождения. С замиранием сердца я открыл коробку. Какое же меня ждало разочарование. В этой странной игре про якобы зоопарк не реализована необходимость покупать корм, животным вообще не нужна пища. Не нужна пища и посетителям, которых в игре в общем-то тоже нет. Нет в игре и возможности распланировать свой зоопарк и расположение сроений в нем. Строить тоже ничего нельзя кроме одного добавочного вольера. Причем парки у всех одинаковые (да ещё и отвратительно нарисованные). От зоопарка там есть только животные и странная возможность загружать в грузовики животных и развозить их по зоопаркам. В этом ключе я никогда зоопарки не рассматривал и рассматривать не хотел бы. И вообще у меня сложилось от игры впечатление, что изначально игра была про исправительную систему. Игроки выступают в роли начальника колонии. В автозаках из следственных изоляторов привозят заключенных. Их надо расселить в типовых помещениях. Женщин в одну камеру, мужчин в другую, особо опасных в третью, склонных к побегу в четверную. А если места в камере нет - временно в карцер. В конце игры приезжает комиссия и за каждого заключенного в карцере начальника штрафуют, а за полностью заполненную камеру премируют. А потом, поняв, что такой сеттинг не подходит наспех заменили его зоопарком. Скучная, неинтересная, примитивная игра по мнению моего тогда ещё семилетнего сына, который в другие настолки играет с удовольствием. Оформление у игры так себе, хотя качество компонентов очень хорошее. Я не понимаю почему у этой недоигры такие высокие рейтинги и откуда берутся хорошие обзоры про неё.

 

Доминион.

 

Услышав массу хороших отзывов и высокие рейтинги подумал, что надо обязательно добавить игру в коллекцию. Решил сразу начать с дополнения т.к. хотелось чего-то посложнее. В этом плане игра оказалась очень простой для освоения. Ничего сложного в правилах нет. Всё легко понятно и просто. Правила компактны. Всё написано на картах, разночтений не вызывает. Очень впечатлило такое начало. Арты не раздражают, но особой красотой не блещут. Понравилось то, как карты расположены в коробке. А потом началась сама игра. Я был в шоке. Хвалёная продуманная механика свелась к примитивному - возьму карту, она позволит взять ещё карту, чтобы потом совершить покупку ещё двух карт. Никакого ощущения что ты управляешь государством. Названия карт часто не отражают того, что в них написано. Да и вообще игра крайне абстрактна. С тем же успехом можно было назвать карту гарем - пекарня или ростовщик например. Всем игровым процессом правит великий и могучий РАНДОМ. Из нескольких партий я понял, что люди которые не хотят думать в эту игру, а только копируют действия соперников и покупают то же самое что и они имеют те же шансы на победу. И в конечном счёте всё будет зависеть от удачи. Например в последней стадии игры очевидно, что надо скупать особняки, герцогства, провинции. У одного игрока в колоде буквально несколько карт с монетами и они ему приходят на руку, у второго наоборот полная колода монеток, но пару раз просто по невезению приходят в руку те же особняки и провинции. И на этом построена вся игра. Сыграл мошенника - если повезет заменишь противнику медную монетку на проклятье. Если не повезет - заменишь ему гарем на гарем. Подсунули тебе проклятье набирай несколько карт которые сбрасывают карты и молись, чтобы они пришли в одном раскладе. Вот и вся механика - берёте карты, которые позволяют либо взять карту, либо сбросить карту, либо поменяться картами, либо сыграть ещё одну карту. Не чувствуется развития, расширения государства, приближения к логическому кончу. Игра заканчивается когда заканчиваются 3 любые стопки карт. Что это блин означает? Развиваются три феодальных государства, потом бах - закончились мошенники, подати и управляющие в стране. Давайте сверимся господа у кого сколько поместий.  Ещё один жирнейший минус - ждать своего хода просто скучно. В других играх обычно в ход противника изучаешь игровую обстановку, продумываешь свой следующий ход. Тут же просто ждёшь. Просчитать вперёд вообще ничего нельзя. В общем для меня игра оказалась сплошным скучным пасьянсом, где нет ни сюжета, ни вменяемой игровой стратегии.

 

Каркассон.

 

Отношения с Каркассоном у меня не сложились совершенно. Зная, что у этой игры много поклонников, она очень раскрученная, известная по всему миру я несколько раз делал попытки приобщиться к этой игре. Моё отношение к Каркассону в голове почему-то сами собой сложилось в переделку одной известной песенки: "Я пытался играть в каркассон, я брал острую бритву и правил себя, я ходил на игротеки, и давил в себе желание заснуть. Но я хотел убежать, я хотел убежать, я так хотел убежать и я вставал и сбегал". Ну не понимаю я прикола в миплах и зеленых квадратиках. Мне вообще непонятно что на поле происходит. Стоит кусочек земли, к нему откуда-то прилетает ещё кусок, который можно вертеть как хочешь. Причем на этих кусках ещё и стены есть. Какой-то циклопический бессмысленный тетрис и огромная куча рандома. Нет, не подумайте что я не вник игру. Я несколько раз играл в разных составах, установил себе игру на телефон и пока ехал в поезде практически сутки играл в нее. Ощущения как от тетриса. Просто убивалка времени.

 

Кингсбург.

 

Мне очень полюбилась эта игра за чудесное оформление и изумительные компоненты. Игра веселая, приятная, незамысловатая. Использует не слишком заезженную механику. Правда приедается быстро, в связи с чем в коробке нынешнего русского издания игра идет аж с четырьмя дополнениями, которые безусловно значительно повышают реиграбельность. К сожалению игра слишком простая и во многом зависит от удачи. Играя в Кингсбург невозможно говорить о каких-то хитрых стратегиях и тактиках. Ты просто выбираешь одну из веток/сочетание веток которые по твоему мнению приведут тебя к победе и всю игру стремишься к их постройке. А дальше как повезет на кубах и на злодеях атакующих государство. Причем какая ветка будет выигрышной по итогу ты узнаешь только в конце игры. Так если в колоду атакующих монстров попали мощные атакующие - то лучше подойдет военная ветка, а если там только слабачки, то военный скорее всего останется в пролете. Игра милая и приятная, но не более. Великая доля рандома и ограниченность действий. Конфликт в игре реализован только при походах к советникам, да и там ваш противник скорее пойдёт к нужному именно ему советнику, а не для того, чтобы заблокировать советника нужного вам. Игра для новичков и для тех кто не любит заморачиваться с правилами.

 

Агрикола.

 

Последняя евроигра из приобретенный мной. Игра крайне популярна. И не зря. Игра действительно очень глубокая, интересная и чудесно оформленная. Наконец-то я нашёл то, что хотя бы отдаленно напоминает мои любимые экономические стратегии. Возможностей действительно масса хочешь - уходи в скотоводство, хочешь - в земледелие, хочешь -  рожай скорее детей, а лучше всего всё помаленьку. Рандом в игре есть, но очень небольшой. Как раз такой какой и должен быть. Я действительно очень высоко оцениваю эту игру, но только мою душу она не затронула и вот почему. Вот приходишь ты на пустой участок, начинаешь его возделывать, строить загоны сеять зерно, всего очень сильно не хватает, ты как можешь барахтаешься, пускаешь на мясо только что приобретенную овцу, чтобы не съедать посадочное пшено и как только ты более или менее начал только налаживать своё хозяйство игра внезапно заканчивается. Постоянно есть чувство какой-то незаконченности игрового процесса. Честно говоря хотелось бы в конце игры меряться совсем другими результатами. У одного игрока огромное стадо коров. У другого амбары ломятся от тонн зерна, у третьего каменный замок и огромная семья. А в реалии у одного корова, у второго три единицы зерна, а у третьего четверо голодранцев в мазанке с карами нищенства. Такое ощущение что играл в какую-то демо версию, и тут внезапно вылетает табличка - если хотите играть дальше - купите полную вресию игры, либо начните сначала. Я бы может и заплатил бы, да нет её, этой полной версии. Это и есть полная игра. Самое обидное игра не располагает к долгосрочному планированию. Самое главное тут оптимизировать свои действия так, чтобы к концу игры у тебя было больше очков чем у соседа. Причем в последний ход начинается какая-то странная ситуация, которая совсем не вписывается в общую картину. Всю игру ты бережешь животных, чтобы они могли плодиться, стараешься, чтобы было не меньше 2 особей, бережешь зерно, овощи. А в последний ход рассуждения следующие. У меня 2 овцы? Вторая нафиг не нужна - под нож её. У меня 8 овощей и 8 пустых полей? 4 овоща сожрем, сеять вообще ничего не будем, всё равно только за первых четыре овоща очки дают. Половина бережно накопленного хозяйства летит в трубу. Такое ощущение, что то ли все внезапно сошли с ума, то ли построили ракету и решили улететь со своей деревни. Но факт остается фактом. В последний ход все делают совсем не то, что нужно для развития своего хозяйства. В общем игра в целом отличная, но полюбить по-настоящему я её не смог. А вот сыну и жене Агрикола пришлась по душе. А я лично из всех виденных мной еврогеймов считаю её лучшей.

 

Цивилизация

 

Игру почему-то некоторые считают америтрешем. Но я с этим не согласен. Слишком игра похожа на пресловутые еврогеймы и это как раз и явилось для меня очередным разочарованием. Я слышал очень много отзывов об этой игре. Все они в основном сводились к тому, что игра для гиков, очень долгая и сложная. Будучи фанатом компьютерной версии, я ожидал встретить то же самое в настолке. Должен сказать, что игра сделана очень добротно. Оформление не просто отличное, а премиум класса. Игра на самом деле очень хорошая и вовсе не сложная, как её позиционируют. Даже наоборот, для меня оказалась слишком уж упрощённой. Не понравился вот какой момент - технологии изобретаются практически каждый ход. Ну может для 4 и 5 уровня по два хода. А это значит что через 15-20 ходов партия закончится чьей-то научной победой. Торговлю кроме изобретений тратить практически некуда. Все расы по максимуму развиваются по науке. Таим образом научная победа одного из игроков в очень быстрое время неизбежна.  Поэтому если есть желание победить в области культуры, финансов или военной мощью надо чётко укладываться в эти 15-18 ходов. Иначе пролёт. Другими словами игра по сути ограничена по времени и не прощает ошибок в развитии. В компьютерной версии игра это череда взлетов и падений. Захват каких-то территорий и отступлений. Бывает в начале тебя зажали, потерял пару городов, но при помощи дипломатии и технологий выкарабкался и стал доминировать. Бывают быстрые динамичные партии, а бывают многолетние военные конфликты истощающие все стороны конфликта, которые растягивают время игры в несколько раз. Настольная же цивилизация напоминает какую-то гонку. Постоянно есть чувство, что не успеваешь т.к. вот вот будет научная победа. Задачи в игре достаточно прямолинейны. Нельзя использовать мою любимую тактику - постройка кучи городов где только можно по причине ограничения на количество городов. Помимо столицы можно построить всего один город и ещё один после изобретения орошения. Город вражеский захватить тоже нельзя. Его можно только разрушить. При разрушении одной из столиц игра почему-то тут же заканчивается. Как-то странно как по мне. К примеру у тебя соседи два сильных военных города, которые готовы тебя уничтожить в любой момент. Но ты сделал рывок и захватил столицу какого-то слабого государства, в тот момент когда у стен твоей собственной столицы огромная армия. Но побеждаешь ты. Как-то это не правильно как по мне. Ведь спустя 1 ход твою столицу без армии порвали бы как тузик грелку. Кстати насчет армий. Я так и не понял как это так. Отряды одновременно могут идти куда-то в поход и эти же отряды, которые по идее находятся за тридевять земель при нападении на твою столицу будут защищать её. Телепорт у них там что-ли? И ещё. У нас почему-то не работает дипломатия от слова совсем. Обещаниям никто не верит. Если кому-то не хватает на изобретение и он начинает предлагать обмен, все только рады, что он будет развиваться медленнее остальных. Дерево технологий тоже неприятно удивило. Игрок изобретает новые изобретения независимо от старых. Т.е. изобретаешь всё что угодно из технологий доступного уровня. Как например можно делать танки без изобретения металлургии мне никогда не понять. Таким образом игра представляет из себя абсолютно не то, что я от неё ожидал. Она слишком абстрактна и упрощена по сравнению с компьютерной. Но несмотря на мои претензии игра очень и очень хорошая.

 

Теперь хотел бы перейти к выводам. Я выделил для себя некоторые моменты которые присущи тем еврогеймам с которыми я ознакомился и которые мне лично отбивают всякое желание в них играть.

 

Ограничение по времени.

 

Многие, кто играл в файтинги на игровых приставках поймут меня. Ещё в школе играя в Мортал Комбат и стритфайтер я возненавидел этот ужасный таймер. Когда время не тикает все игроки понимают, что победить можно только уничтожив соперника и начинается старая добрая потасовка - сила на силу. Тут всё решает мастерство и опыт. Но если игра на время - начинается какое-то мудачество. Игроки разбегаются по разным углам и начинают кидать друг в друга файерболы, приседать, укорачиваться от файерболов противника. Я видео одну такую битву, когда игроки таким образом друг друга даже не ударили и когда закончилось время у них была ничья. Но даже если игроки и вступают в схватку, то тот игрок у которого больше здоровья остается всё чаще уходит в глухую оборону, блоки и убегания от противника. Или вот ещё извращение моего детства - шахматы на время. Играешь такой себе, ГЛЯДЬ - а у противника время заканчивается. Делаешь специально какой-нибудь странный ход. Противник тормозит, начинает думать, что это наверное ему сейчас мат будет и проигрывает по времени.  Но ведь это неправильно! Мне до сих пор стыдно за такие победы. Экономические игры, ограниченные по времени для меня просто ужасны. Причем я ещё могу понять, когда ограничение чем-то обусловлено. Например, надо построить укрепления до нападения врагов или построить дом до наступления зимы. Но чаще всего в настолках тебя без всяких объяснений ставят перед фактом. Кингсбург, Агрикола, Терра Мистика. Смое обидное в таких играх, что игроки, которые так тщательно налаживали свою экономику, возводили здания, нанимали рабочих и т.д. начинают пускать в расход всё нажитое с таким трудом, что не принесет победных очков. Таким образом в последний ход начинается какая-то вакханалия которая абсолютно противоречит всему, что делалось до этого. Другой вариант ограничения по времени - побеждает тот кто набирает определенное количество очков. Что для меня очень странное победное условие. Ведь очки это условная единица выражающая какое-то развитие и в общем важно-то само это развитие, а не какие-то странные схемы позволяющие за счет истощения всех возможных источников галопом набрать победное количество очков вогнав своё государство/племя/огород в ситуацию когда кроме этих победных очков за душой ничего нет и через 2-3 хода будет полный крах. Я ещё бы понял такое условие - набрал 10 очков и при этом опережаешь всех не менее чем на три очка - победа. Если нет - то победит тот, кто будет опережать остальных не менее чем на три очка. Но создателям евроигр вместо размеренной и продуманной тактики почему-то нравятся молниеносные рывки и и прыжки.

 Таким образом в еврогирах зачастую практически отсутствует такой элемент как тотальное уничтожение врага или полноеэкономическое доминирование, что для меня кажется неправильным и неприемлемым.

 

Великий и ужасный рандом.

 Почему-то всегда когда говорят про америтрэш, то клеймят его тем, что там всё решается исключительно кубами и всё зависит от того, повезло на кубах или нет, а вот евроигры это кладезь мудрости. Но на самом деле евроигры зачастую просто переполнены рандомом. Возьмем например колонизаторы, мачи коро, кингсбург. Половина игры зависит от удачных бросков кубика. Доминион вообще игра про удачу. Пришли нужные комбинации - ты в дамках, не пришли - пиши пропало. Каркассон тоже более чем полностью зависит от того какие тайлы пришли. А что плохого в рэндоме скажете вы? А вот тут как раз вскрывается самая главная проблема. Если игра кооператив - рэндом это чудный элемент случайности, который представляет злой рок и те неприятности которые надо коллективно преодолевать. Но когда игра состязательная, то рэндом часто просто раздражает. Это всё равно что в соревнованиях по бегу каждому из бегунов длинна трека менялась бы случайным образом. Просто бесит когда ты делаешь всё правильнее и лучше чем другие игроки, а потом в ключевой момент тебе на кубах выпало меньше и ты из-за этого проиграл или ты купил три карты развития и попались три рыцаря, а противнику три победных очка и т.д. В тех же колонизаторах одна пришедшая карта типа двух бесплатных дорог может сломать всю игру. В кингсбурге бывает кто-то вообще забил на военные постройки и победил только потому что враги нападали слабые и их всех убивал король. Я всегда представлял, что хорошая состязательная игра должна быть как шахматы - только твой интеллект против противников. Рандом если и должен быть, то его роль не должна быть определяющей или рандом должен влиять на всех одинаково т.е. не то что тебе пришёл/не пришел ресурс, выпала/не выпала карта, а так - нашествие крыс - все игроки теряют по ресурсу, наемные рабочие - все здания требуют меньше ресурсов и т.д.

 

Ограниченность действий

 

Я всегда ценил в играх кучу возможностей. Я просто упивался например той же компьютерной версией цивилизации, когда можно было при помощи денег и влияния сталкивать лбами государства-противники. Мне нравилось в той же Space Emperies когда другие нации воюют распространять своё культурное влияние, которое в результате заставляло противников терять планету за планетой, которые просто восставали против них. Мне очень нравится когда в игре десятки инструментов развития, кучи возможностей. Всего этого в евроиграх частенько просто нет. Колонизаторы строй дорогу, поселение или город. Всё. Кингсбург - ходи к советникам, выклянчивай ресурсы, на эти ресурсы строй одну из веток зданий. Всё. Каркассон. Бери тайлы, клади их на поле. Всё. Нет размаха для творчества. Нет хитроумных стратегий. Зачастую с начала игры понятно кому куда надо двигаться и как развиваться. Все схемы просты, а иногда даже примитивны. Из всех перечисленных выше игр только цивилизация оставляет какую-то иллюзию выбора.  Но даже в ней из-за странных ограничений нельзя толком развернуться. Взять те же шахматы - всегда есть разные варианты - сходить конем или пешкой, разменять фигуры или уйти в оборону. Вот это тактика. А взять очередной тайл и воткнуть в очевидное место - это пазл, а не игра.

Есть ещё один элемент ограниченности действий который нельзя не озвучить - критичность ошибок. В своё время очень восхищался такой игрой как Command & Conquer. В особенности нравилась часть Generals отличительной особенностью которой было оружие массового уничтожения, что совершенно меняло всё представление о стратегиях. В генералах в отличие от старых стратегий где важно было быстрее других построить кучу танков и штурмануть противника надо было удержать это преимущество, довести эти танки до вражеской базы до того как метко пущенная ракета уничтожит весь танковый клин сведя преимущества на нет. Даже доведя до вражеской базы танки, ты не мог быь уверен в победе. Ведь минные поля и разные защитные устройства вкупе с контратакой могли весьма быстро уничтожить твою армию и перерасти в контрнаступление. Что же мы видим в евроиграх. В том же катане например бывает двое игроков стремятся к одному и тому же месту, тратя все свои ресурсы на то чтобы проложить туда дорогу. Кто построил там поселение, тот и победил. Второй игрок остается без ничего с дорогой ведущей к вражескому поселению. Кто в этом виноват? Твои мозги или кривые руки? Чаще всего просто не выпали заветные кирпич с деревом. После этого можно смирится с тем, что обескровленный и без поселения ты вряд ли уже сможешь догнать счастливчика. В том же Кингсбурге при потере здания из 4 столбца можно чаще всего сразу сдаваться. Реабилитироваться тебе просто не дадут. Слишком часто на мой взгляд в евроиграх один момент перечеркивает всю игру.

 

 

Отсутствие сюжета

 

Тут долго распинаться не буду. Все и так знают, что основное отличие еврогеймов от америтрэша - полное отсутствие сюжета. И это для экономических симуляторов как раз простительно. Однако отсутствие сюжета это одно, а несоответствие тематике - это другое. Я уже приводил пример с зоолоретто, где на самом деле игра не имеет ничего общего со строительством зоопарка или доминионом, где по идее можно совершенно без ущерба механике резко поменять тематику с феодального государства на космическую тематику или игра про волшебство, где все карточки - заклинания. Подобным отрывом от тематики может служить Картахенна. При чем тут пираты, где тут побег. Прыгай по значкам как кузнечик и всё. В советском детстве из-за недостатка игр играли в какие-то странные игры, которые то-ли подсказал кто-то, то ли мы придумали их сами. Уголки, поддавки, Чапаев, пьяница, туалет. Ни сюжета, ни тематики. Только скучная механика. Многие евроигры мне кажутся такими вот надоевшими с детства "пьяницами" и "поддавками", только с натянутыми картинками про огороды, зоопарки, поселения. Не зря евроигры называют сухарями. Ощущения действительно похожи.

 

Детское оформление

 

Это конечно далеко не самый важный недостаток, он посмотрите на подавляющую массу евроигр. Поселеннцы, Агрикола, Каркассон, Кингсбург, Терра мистика... Тысячи их. Все словно вышли из мультфильмов. Причем даже не подростковых мультфильмов про супергероев, а диснеевских мультиков для младшего школьного возраста. Не то чтобы это было плохо, но это в очередной раз подчеркивает предполагаемую аудиторию евроигр. Мне лично стыдно показать коробку поселенцев кому-то и скать - вот моё увлечение. Сравните например с оформлением пандемии.

 

Послесловие.

 

Когда я только начал знакомиться с настолками начал слышать такие термины как "Еврогейм" и "Америтрэш". Когда я интересовался значением, объясняли примерно так - "Евроигры" - классика и золотой фонд настольных игр, умные экономические симуляторы, ставящие пред игроком сложные задачи. "Америтрэш" американский мусор. Стрелячки для любителей дикой пальбы, взрывов, черепов, чипсов, крови и насилия. Даже сейчас, когда люди обсуждают какое-то евро мне часто брезгливо говорят - тебе не понять ты же АМЕРИТРЭШЕР!!!!!1111 Но каково же было моё удивление, когда америтрэш вдруг раскрыл передо мной то, чего я ожидал от еврогеймов. Тематика игр как правило серьёзная, взрослая. Отличные сюжеты, жестко привязанные к ситуации. Как ни странно иногда приходится решать очень непростые задачи, помнить десятки разных модификаторов. Мозги зачастую иногда просто кипят. А какой накал страствей бывает в партиях!  Все те недостатки которые я перечислил выше для америтрэша чаще всего не актуальны. Сложные интересные правила, горы возможностей. Игра заканчивается либо полной победой, либо полным провалом. Временем редко ограничены. Ты либо побеждаешь, либо проигрываешь. Рандом чаще всего настроен таким образом, что вносит разнообразие, поскольку большинство америтрэшей кооперативные. Возможных вариантов действий море. И самое главное - ни разу после евроигры небыло такого, как после партии в америтрэш, чтобы вспоминать потом неделю,  как кто-то открыл дверь домика, а он оказался набит зомби, что твоя банка шпрот. Или как все прятались в баре несколько ночей от бродящего вокруг  монстра, или как один космодесантник, таща на себе израненного брата, в одиночку порорвался через рой тиранидов уничтожевший до этого десяток терминаторов...

Но это не значит что я ставлю крест на евроиграх. Я всё ещё жду ту самую глубокую экономическую настолку, чтобы там было море возможностей, чтобы была куча рычагов и тонких настроек, чтобы до самого последнего момента было сложно определить кто победит, но к победе тебя приводила бы совокупность правильных решений.

И на последок - на сегодняшний день мои любимые америтрэш игры: Аркхэм Хоррор, Элдрич Хоррор, Спейсхалк, Десцент, Зомбицид, Пандемия (с дополнением), World of Warcraft: Настольная игра, Робинзон крузо (многие считают её еврогеймом, но тематика, кооперативность, наличие боев не оставляет сомнения, что это америтрэш).

P.s. Я не считаю себя каким-то особенным знатоком настолок. Не так много я в них переиграл. Всё сказанное выше просто мои мысли на тему и мой личный опыт. Не хочу никого в чем-то убедить или переубедить. Но буду рад, если посоветуете какие-то хорошие игры, чтобы я смог поменять мнение о евро. Очень прошу не считать это каким-то тролингом. Чувства любителей евро не хотел оскорблять. Если что - заранее простите.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
MAV написал 6 лет назад: # скрыть ответы

А я вот соглашусь со слишком быстрыми партиями в некоторых евроиграх, например в той же Агриколе. Если сравнивать с компьютерными, то получается что ты только наладил экономику на родной "базе" и готовишься к экспансии, а тебе говорят "все, хватит, подсчитываем очки и смотрим кто победил". А ведь еще столько незадействованных возможностей осталось.
В этом плане советую автору попробовать игру "Сквозь века", правда в нее довольно долгие партии, особенно если играть в полную версию, что может отпугнуть игроков.

tkatchev написал 6 лет назад: #

> Если сравнивать с компьютерными, то получается что ты только наладил экономику на родной "базе" и готовишься к экспансии, а тебе говорят "все, хватит, подсчитываем очки и смотрим кто победил".

Какбе симулятор стартапа такой. Окешился и доволен.

prikhodkop написал 6 лет назад: #

Кажется "Покорение Марса" имеет шансы стать тем самым евро без недостатков, что ищет автор.

vladdrak написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Если ты бросил кубики и по их результатам говоришь "Я делаю то-то и то-то" - то это евро, если ты говоришь "Я делаю то-то и то-то", а потом бросаешь кубики, чтобы узнать, получилось ли - это америтреш (с) "Великий и ужасный" (tm), цитируется по памяти.

Вот и все, вместо тысячи слов.

Corwin написал 6 лет назад: # скрыть ответы

А если кубиков нет?

Gileforn написал 6 лет назад: #

евротреш?

vladdrak написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Значит, не америтреш. :) Что лишний раз доказывает ошибочность классификации Пандемии в исходном сообщении.
А вот дальше возможны варианты:
евросухарь
абстракт
патигейм
ретро-игра, где лежит вертушка, в которую предлагают вставить спичку...

VDmitry написал 6 лет назад: #

Андроид Нетраннер ЖКИ - это что? Кубиков там вроде нет.

slayerkiss написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Оу, ребят, очень приятно, что кто-то копнул мою статейку двухлетней давности. Я конечно с тех пор немного поменял свое отношение к евроиграм и настолкам вообще, смотрю на них под иным углом. В том числе мое мнение сформировалось в результате размещения этой статейки на Тесере. Многие люди заинтересовались написали много хороших коментариев и сообщений в личку. Посоветовали мне отличные игры, часть из которых я попробовал и хотя бы посмотрел обзоры. Сейчас мне эта статья действительно кажется наивной и заштампованой. Но это все настоящие и чистые эмоции того периода. В целом остаюсь америтрэшером, но не брезгую и любыми другими настолками. Спасибо Тесере и её сообществу, что помогли моему становлению как уверенного настольщика. Сообщество Тесеры - одно из лучших и умнейших сообществ рунета. И если в начале кажется, что тут одни тролли и надменные снобы, то приглядевшись, видишь массу интересных интеллектуальных людей с охотой делящихся опытом и ценным мнением. Зачастую коментарии не без сарказма конечно, но это более походит на дружеское подначивание товарищей которые видят как ты наступаешь на грабли, на которые наступали при них сотни раз, да и они сами наступали. Спасибо ребят, рад быть в ваших рядах!.

Spotty написал 6 лет назад: #

молодец, достойный ответ

VDmitry написал 6 лет назад: # скрыть ответы

А Пандемия в америтреш попала из-за тематики и кооператива? Или из-за предателя?

Dilnok написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Ключевое слово "подавляющую массу", он не писал что это амери, предложение говорит о том что мало евро как Пандемия, без мультиков.

VDmitry написал 6 лет назад: #

Там в самом конце перечислены "мои любимые америтрэш игры", среди которых и Пандемия. Есть там и Робинзон Крузо, но про него написано почему он туда попал.

Gendedwend написал 6 лет назад: #

Пандемия, пожалуй, всё-таки ближе к америтрешу, хотя такого непроходимого дайсроллинга как в остальных примерах в ней нет. Для меня она тоже выделяется из общей массы перечисленного.

Gendedwend написал 6 лет назад: #

Пандемия, пожалуй, всё-таки ближе к америтрешу, хотя такого непроходимого дайсроллинга как в остальных примерах в ней нет. Для меня она тоже выделяется из общей массы перечисленного.

Gendedwend написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Пандемия, пожалуй, всё-таки ближе к америтрешу, хотя такого непроходимого дайсроллинга как в остальных примерах в ней нет. Для меня она тоже выделяется из общей массы перечисленного.

VDmitry написал 6 лет назад: #

Не знаю, есть разные игры и разные вкусы. Среди америтреша можно встретить такой кошмар (на мой взгляд), что уж лучше дайте евро.

В общем если игра понравилась - это не повод зачислять ее в америтреш.

VDmitry написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Едем дальше.

Mage Knight - это у вас что? Судя по наличию допов она вам нравится.

Та же история с Цивилизаций что Сквозь Века. Продается старая версия и куплена новая. Наверное то же что-то в ней нашлось.

Gendedwend написал 6 лет назад: #

Сорри, вы меня неправильно поняли. Я как раз-таки больше по еврогеймам, для меня "Сквозь века" и Мage knight - игры уровня топ-5. Просто из списка "Аркхэм Хоррор, Элдрич Хоррор, Спейсхалк, Десцент, Зомбицид, Пандемия (с дополнением), World of Warcraft: Настольная игра, Робинзон крузо" я выберу в первую очередь Пандемию(и с нетерпением жду, когда куплю второй сезон Наследия).