В благодарность "Лавке Игр" за проходящий сейчас проект по "Виноделию", я решил написать отчет. Конечно, не совсем отчет, а скорее обзор игры. Надеюсь, кому-то поможет определиться, вкладываться в проект или нет. Нет, я надеюсь, что статья развеет сомнения всем, кто сомневается! Тут и далее по тексту возможны ошибки, смысловые путаницы и прочие проблемы современного человека, который разучился писать тексты. А ведь когда-то...
Я люблю настольные игры, но почему-то не люблю за них платить. Поэтому 95% моих игр - это PnP, взятые "оттудова", самостоятельно напечатанные, вырезанные, обклеены. "Там же" много раз обсудили, кто как их изготавливает, поэтому эту часть я пропущу.
Виноделие - это ЕВРО! С большой буквы. Вы выставляете своих рабочих на карту, чтобы выполнить какие-то действия, которые в обозримом будущем принесут вам Победные Очки. Игра любима и популярна и обросла дополнениями и модулями. Время и опыт игроков привел к тому, что игру переиздали, выкинув массивные и дисбалансные дополнения и оставив только самое вкусное.
Кто не в курсе, "Лавка Игр" выпускает так называемое расширенное издание игры, в которое входит:
-Виноделие базовая игра
-Дополнения Тоскана
-Дополнение Новые Посетители
В первую очередь я напечатал себе русскую базу. Игра полюбилась сразу. Евро, влажное! Опытные игроки заканчивают партии с небольшим отрывом друг от друга. Здесь каждый копается в своем огороде, взаимодействие между игроками минимально, но без большого даунтайма. У вас не будет возможности мешать вашим соперникам, назло занимая ту или иную ячейку действий на поле, потому что действий выполнить нужно много, а рабочих всегда не хватает. Получить лозу, посадить лозу, собрать виноград, сделать вино. А вот тут на руках пара хороших карт, на них тоже нужно действие, а денег не хватает, но нужен новый погреб, а этот погреб нужно еще построить после этого, а вот заказ, а тут требуют игристое, а у меня так мало красного вина... и эта карусель всю игру. Всегда чуть-чуть не хватает и чуть не успеваете. Благо, впереди еще года, противники все не спешат, выстраивая у себя на лужайке свою систему заработка ПО.
Игра "пахнет". Да, вы сажаете Совиньон, пусть простой и дешевый, но год-другой, вино созрело и пошло уже по жирному заказу. Вот прям, не любить ее не за что. Потому действия понятны, продумывать действия не сложно, а вот выиграть не так уж и просто. Потому что путь наверх у всех один.
Сразу после анонса проекта, я решил, что нужно допечатывать остальное. Не все было готово, что-то доделал сам. Но сделал и уже не раз отыграли в ту версию, что приготовила для нас "Лавка Игр".
И я вам скажу, что не врут. Игра "пожирнела". Но по порядку. Пройдусь по всем позициям, включая и расширения. Постараюсь впечатления описать шире, чтобы могли определиться не только те, кто уже играл в Виноделие, но и новички. Да, у "Лавки" будет две игры в одной. Вы сможете играть в базу, но поверьте, если у вас будет поле "Тосканы", даже не думайте.
Поле
Первое - это трек подъёма. Тут на год определяется порядок хода. Там же выдаются бонусы согласно занятым местам. Забавная часть нового трека, это позиция 1 и 7. Первая и последняя. Чтобы стать 100% первым в новом году, нужно в прошлом быть точно последним. Только пройдя год на 7 позиции (получите дополнительного рабочего), вы на следующий год будете первым. Да, без бонусов, зато хорошо подготовившись, можно в этом году ого-го, сколько наделать дел!
Далее. Теперь все 4 сезона игровые. В базе работаете только летом и зимой. Весной просто выбирали очередность на год, летом работали с виноградом, строили, водили туристов, осенью получали карты, а зимой собирали виноград и выполняли заказы. Теперь все это растянули на 4 сезона и добавили новых действий. Два раз в год можно строить. Оно и очевидно, стало что стоить (о дополнении "Сооружения" чуть ниже). Весной мы получаем карты лоз, можем заработать денег, расширить влияние, построить здание. Летом можно посадить виноград, разыграть карту летнего посетителя, поторговать всем, чем можно. Осенью виноград собираем и делаем вино, опять строим и ищем заказы. Зимой обучаем новых работников, ждем зимних гостей, выполняем заказы. В любое время года можно послать рабочего за одной лирой. У каждого игрока на год есть Большой рабочий, который выполнит любое действие, даже если его заняли. На карте есть карта (я предупреждал) с районами, где определенным действием можно разместить жетон влияния и получить мгновенный бонус. А в конце игры игрок (дубль два) с наибольшим влиянием в том или ином регионе получит то или иное (уж, я прям разошелся) количество ПО.
Так же на поле есть трек ежегодного дохода, "зарплата". Этот трек увеличивается при выполнении заказов или свойств карт.
Ну и трек победных очков. Как только кто-то достигает 25 очков, год становится финальным.
Карты.
В игре несколько колод карт. "Папы" и "Мамы" определяют стартовые ресурсы для игроков, ими в различном сочетании могут быть карты, деньги, рабочие и здания на личном планшете игроков. Карты посетителей наделяют бонусами виноделов. Причем механики бонусов очень разнообразны и взаимодействуют с различными модулями игры. И даже с соперниками. Но, как правило, взаимодействие заканчивается тем, что они могут вам помочь или помешать получить бонусы. Но все всегда в плюсе. Расширение обеих колод, что будет в проекте, значительно улучшает карточный движок игры, создавая еще более интересные "многоходовочки", теперь есть карты, что передаются из рук в руки или остаются в игре. "Сооружения" это новые здания, отмечаемые картами и располагающиеся на специальном расширении для планшетов или даже поле для винограда. Среди них есть карты со свойствами и действиями, которые разнообразят быт ваших рабочих, а вам дадут новые возможности для скорого достижения победы. Колода лоз винограда с базы никак не меняется, но оно и ни к чему. В игре представлены реальные названия сортов винограда, и в различном сочетании могут быть высажены вами на полях ваших виноделен. Именно это - корень всей игры. Белый и красный (черный, а по сути синий) виноград, посаженный летом, осенью даст плоды и переместится с ваших полей в ваши бочки, и после этого из бочек переместится в погреба. Отмечаются эти перемещения прозрачными жетонами. Сначала жетон определенного типа винограда, что вы собрали, отмечается в бочке. А потом этот же жетон может быть перемещен в погреб, не меняя ценность и сорт вина. Или вы можете смешать типы винограда, чтобы произвести розовое или даже игристое вино. Только не забывайте построить погреб. Опять нужен рабочий... Ну и колода карт заявок, заказов, как угодно. Карты, приносящие основное количество очков и повышения "зарплаты". Выполняя заказ, у вас в погребе должен быть определенный набор вин, которые вы и сбросите, ради очков.
Профессии
В течении партии, игроки расширяют штат рабочих, оплачивая обучения новых, пополняя загашник жетонов миплами. А новое расширение позволит паре рабочих получить некие навыки, которые при определенных обстоятельствах снова вам облегчат жизнь. И да, среди профессий есть те, кто снова создаст между игроками хоть небольшое, но взаимодействие.
Вкладываться в проект или нет, я даже не думал. Потому что хочется, чтобы жетоны были деревянными, а поле не блестело от ламинации. Я люблю свои PnP, но эту игру я полюбил намного больше. И я свою версию самоклея постараюсь отдать на маттрейде.