kaboomiva написал 3 часа назад к игре The Witcher: Path of Destiny: # сыграли сегодня 3 раза в ведьмака, было опробовано: "Меньшее зло" на ...
Space_Master написал 4 часа назад к игре Предназначение: # Берите "Ведьмин лес". Эта кампания понравилась больше всего. в 4-х мис...
deryny написал 5 часов назад к игре Ascension Tactics: # Зеркальная аскара это две фигурки с общей картой. В активацию этого че...
BBP написал 5 часов назад к игре Ascension Tactics: Инферно: # Отчасти верно, но бегать просто квадратиком все равно не нравится. Гла...
brodanet написал 5 часов назад к игре Ascension Tactics: # Добрый день. Подскажите на примере как работает свойство чемпиона Зерк...
Предзаказ на «Пучину безумия» с дополнениями
Погрузитесь в мрачный мир заброшенной подводной станции, где даже самый рационал...
Башня анонсов (часть 3)
Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время.
Самые ожидаемые игры 2026 года
Самые ожидаемые игры 2026 года по версии ИвН News.
Идут сборы на Goblin Party
Легковесная карточная игра про месть гоблинов героям.
Заканчиваются сборы на Dungeon Pages: Underboss
Roll-and-write про паззловые походы героев в подземелья. Или, напротив, игру за ...

CrowD

Сараево... Мне было 8

15 сентября 2017

Информация

добавить
игры Это моя война
Дата: 15 сентября 2017
Источник: boardgamegeek.com
Оценка пользователей
9.10100
-

Перед вами перевод отзыва об игре «Это моя война» от человека, пережившего осаду Сараева.

 

Несколько замечаний. Это мой первый обзор, и, возможно, я не буду писать другие. В этой игре очень важна история, поэтому в обзоре не будет спойлеров. Я играл только в одиночку. Английский — не мой родной язык.

 

Мне нравится читать и смотреть обзоры, но я никогда не думал, что достаточно компетентен, чтобы написать его самому. Но в данном случае я понял, что обязан сделать это, потому что это стало личным делом.

 

Предыстория.

 

Осада Сараево началась, когда мне было 8 лет, и закончилась спустя 4 года, когда мне уже исполнилось 12. Жизнь в те дни была кошмаром, но если вы спросите у меня об осаде и не станете требовать подробности, то я расскажу только о хорошем. Почему? В то время мы прятались от обстрелов в одном подвале с кучей детей, и у меня было больше друзей, чем когда-либо ещё в жизни, и мы всегда весело проводили время. А люди помогали друг другу. Если у кого-то была еда, то он делился ею с остальными. Я помню, как 6–7 «взрослых» сидели в подвале и передавали по кругу одну сигарету. Не просто одну, а самую последнюю на тот момент. Нас окружало искусство, в каждом убежище проходили театральные постановки, концерты, вечеринки… Тогда для нас не было ничего важнее, чем стараться жить нормальной жизнью в обстоятельствах, которые нормальными никак не назвать…

 

Но если копнуть чуть глубже…

 

Только тогда я начну вспоминать о событиях, подобных тем, что описаны в игре «Это моя война». Такие воспоминания скрыты от всех. Окружающим меня людям необязательно слышать или знать о них.

 

Но давайте об игре. Я не буду в подробностях описывать процесс, на BGG есть более опытные люди, которые сделают это лучше, если ещё не сделали. Но всё же:

 

Игра довольно простая. Ты управляешь группой друзей в осаждённом городе. Твоя единственная цель — выжить. Ты живёшь (играешь) день за днём. Один день — это один раунд. Утром тебе нужно попить и поесть, если есть еда и вода. После этого начинается небольшое приключение — ты обходишь полуразрушенный дом, в котором живёшь, и пытаешься прибраться, найти что-то полезное и, самое важное, сделать так, чтобы жить было как можно комфортнее. Когда ты закончил мастерить кровати, разжигать печи и просто осматривать всё вокруг, нужно идти на улицу. На улице непросто. Там опасно, там может случиться плохое. Но тебе постоянно нужно доставать еду, бинты, лекарства и детали для починки сломанных вещей. И всё это можно найти только снаружи. Поэтому тебе приходится набраться храбрости и покинуть дом, найти какие-нибудь вещи, встретиться с другими жителями города, возможно, подраться разок-другой, собрать все находки и идти домой. Ты возвращаешься в убежище, довольный уловом, но понимаешь, что твой друг, который защищал дом, ранен или до смерти перепуган. И тогда приходит осознание, что, пока ты «веселился» в поисках провизии на улице, убежище обокрали в ходе ночного налёта. Чёрт возьми. Теперь тебе нужно ещё больше чинить и делать. Но мы по-прежнему вместе, мы в безопасности. На улице холодно, но всё будет в порядке, у нас есть печка. Так, подождите… Её нечем разжечь… Хорошо, ляжем спать рядом, чтобы согреться, к утру нужно быть в форме. Кто останется на карауле? Я знаю, что все устали, но кто-то должен следить за домом.

 

Заметили, как я перешёл с «ты» на «мы»? Именно так и работает игра. Вы начинаете глубоко привязываться к персонажам. Настолько глубоко, что становитесь одним из них.

 

Чтобы оставить обзор без спойлеров, я приведу примеры из реальной жизни к каждой фазе игры. Память — странная штука. Я уверен, что все эти события происходили именно так, но, возможно, в них есть неточности. Поэтому перед вами не факты, а лишь воспоминания.

 

Утро.

 

Мы спали в убежище и проснулись от грохота снарядов. Мы выглянули из подвала и увидели, как метрах в ста от нашего убежища остановился вражеский танк, который стрелял в наш дом наугад. Мы были в безопасности, но уже не смогли поиграть в футбол, как собирались.

 

День.

 

До войны моя мама была учительницей. Поэтому, когда началась осада, было решено, что в нашем укрытии будет школа. Мама продолжила преподавать, и все дети из нашего и соседних домов ходили на уроки. Мы официально учились в школе. Однажды я пошёл к другу, уже не помню зачем, и внезапно начался мощный артобстрел. Моя мама не знала, где я, я ей не сказал. И я не мог вернуться в убежище, хотя должен был сдавать экзамен по математике, один раз меня от него уже освободили. Я не успел прийти вовремя, и мама поставила мне единицу.

 

Вылазка.

 

Моя школа стала первым зданием во всём районе, которое сожгли. Люди бежали туда прямо во время пожара, чтобы отодрать дерево с внутренней отделки и со стен. Они не собирались спасать школу, просто хотели набрать дров.

 

Во время войны в людях раскрывается всё лучшее и все худшее. Во время осады Сараево мы встречали ужасных людей. У них было всё, хотя у остальных ничего не было. Для меня самой тяжёлой частью игры стал обмен. Мой отец однажды обменял телевизор на пачку сигарет и пару яиц. Вот такая была тогда жизнь, но это тема для другого разговора. Люди могут быть как удивительно хорошими, так и неописуемо плохими.

 

Ночные налёты.

 

До войны наш сосед Ата служил в полиции, и у него был пистолет. Во время первых дней осады он и ещё один мужчина из соседнего дома охраняли наше убежище. Одной тёмной ночью (электричества не было, поэтому ночи действительно были тёмными) кто-то начал колотить в дверь и кричать: «Откройте!!!» Второй мужчина, Сейо, тут же пустился наутёк. От страха. Ата открыл дверь и начал изо всех сил избивать человека пистолетом. Тоже от страха. Тот мужчина хотел что-то сказать, но не мог. В какой-то момент Ата остановился, и бедолага, уже весь в крови, показал на две большие сумки, которые принёс с собой. Он дожидался темноты, чтобы перебежать улицу и принести нам еды. Обстрелы артиллерии и снайперов не прекращались тогда несколько дней, и у нас заканчивались припасы. Мужчина остался с нами ещё на неделю, потому что на улице продолжались жуткие обстрелы. К счастью, Ата был так напуган, что не догадался выстрелить из пистолета.

 

Вернёмся к игре.

 

Это потрясающая игра. Это больше, чем игра. От каждой игры остается определённое впечатление, но в этом случае его действительно можно назвать опытом. У меня часто спрашивают, как мне жилось во время осады. Это невозможно полноценно передать словами. Теперь, если меня спросят об этом, то я предложу им сыграть со мной пару раундов.

 

Тема игры и механики взаимодействуют друг с другом настолько хорошо, что здесь отлично работает даже то, что мне обычно не нравится в играх — «если не понял правило, делай так, как кажется логичным». Это моя первая игра с книгой внутри (игра с продолжающимся сюжетом), и я впечатлён. Каждое произошедшее событие случалось не на пустом месте и продолжало рассказ. Я ни разу не наткнулся на сюжет, который уже видел. Довольно часто прочитанное заставляло меня прерваться, пойти покурить и вернуться к игре чуть позже.

 

Во время осады думаешь не о том, как дожить до конца, а как выжить ещё один день. И никогда не знаешь, что может случиться. Никогда. Но если тебе удаётся выжить, то ты становишься опытнее. Так и в игре. Чем дольше играешь, тем лучше у тебя получается. Это справедливо, наверное, для многих игр, но в случае с этой начинаешь чувствовать, что у тебя появляется настоящий опыт выживания. Постепенно понимаешь, что нужно сделать прямо сейчас, а что может подождать. Но, как и в жизни, когда ты думаешь, что какое-то дело подождёт, то вскоре оказывается, что ты ошибался. Когда выигрываешь или проигрываешь в этой игре, ты действительно понимаешь, что всё это случилось из-за твоих конкретных решений.

 

Во время игры приходится часто бросать кубики и вытаскивать случайные карты, но удачно вытянутая карта или бросок кубика не смогут полностью передать непредсказуемость жизни в настоящей осаде, когда твоя жизнь зависит от того, много ли выпил снайпер. Он может промазать, а может целиться куда-то ещё, но попасть в тебя. Я считаю, что случайность в этой игре настолько же тематична, как и всё остальное.

 

Сам игровой процесс простой и понятный. Тема и игровые механики отлично сочетаются, и ты приступаешь к игре сразу, как только достаёшь её из коробки. В комплекте нет стандартной книги правил, её заменяет дневник, который ведёт тебя через игру и который ты никогда не отложишь в сторону, поскольку это незаменимый компонент игры. Он отлично справляется со своей задачей и помогает освоиться в игре. В книге сюжетов есть ещё и дополнительные правила. В дневнике написано, где их найти.

 

Единственная проблема игры в том, что если у вас уже есть опыт, то она может затянуться. Чем дольше играешь, тем лучше получается. Когда выживаешь дольше — игра становится длиннее. Но тут в дело вступает ещё один отличный элемент — сохранение. Сначала может показаться, что это довольно муторно, но со временем всё становится понятно, как и остальное в игре. Так что можно сохраниться, а потом продолжить с того места, где закончил.

 

Все компоненты сделаны отлично. В коробке полно фигурок, жетонов, карт, есть игровое поле и, конечно, книга сюжетов. И именно она — самый впечатляющий компонент игры. Сначала я думал, что вся игра будет вращаться вокруг неё, но ошибался. В коробке очень много взаимосвязанных и самостоятельных компонентов, а книга — лишь один из них. Но именно она создаёт историю, которая настолько затягивающая, что к игре хочется возвращаться снова и снова. Все сюжеты в книге написаны очень реалистично, и я уверен, что часть из них — истории из реальной жизни от тех, кто пережил одну из многих войн.

 

Большое спасибо разработчикам этой игры. Сложно представить, сколько времени им пришлось потратить на изучение и подготовку, чтобы создать такую игру. Кажется, будто они были в Сараево в течение всей осады и занимались только тем, что записывали происходящее. Понравится ли вам эта игра? Это сложный вопрос. Если вы хотите узнать о том, что происходит, когда живёшь в осаде, то ответ — ДА. Если вы хотите сыграть в отличную игру с достаточно мрачной атмосферой, то ответ снова — ДА. Если вы хотите сыграть в действительно тяжёлую игру в одиночку или с друзьями, то ответ ещё раз — ДА. Но мне легко представить людей, которые никогда не станут играть в неё. До покупки «Это моя война» в моей коллекции настольных игр всё было только развлекательным и весёлым. Теперь среди коробок появилась ещё одна, играть в которую тоже может быть увлекательно, но она не похожа на остальные. «Это моя война» — действительно уникальная игра.

 

В какой-то момент я продаю игры из своей коллекции, но эта останется навсегда. В моём рейтинге не так много игр, которым я ставлю 10/10, но «Это моя война» одна из них. Это шедевр.

 

Подытожить всё я хочу такой мыслью. Если вы когда-либо думали, что война и убийства — это весело (очевидно, что есть люди, которые правда так считают), пожалуйста, сыграйте в «Это моя война». Партия будет весёлой, но вы также сможете узнать, насколько ужасной бывает война.

 

Послание этой игры миру очень простое: 

 

 

Ясенко Пасик

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Kuroi написал 8 лет назад: #

-> Ты управляешь группой друзей в осажденном городе.

Скорее группой людей по случайному стечению обстоятельств, вынужденных разделять горести и радости.

В остальном целиком поддерживаю мнение, что This War of Mine оставляет в разы больше впечатлений о пережитом опыте и реальных переживаний, нежели прочие (играл не один в прототип). И да, некоторые моменты реально заставляли прерваться на осмысление.

WandererFox написал 8 лет назад: # скрыть ответы

В Сербии людей погибло во времена балканских войн не меньше, и простые люди испытали ужасов ничуть не меньше, только о них, почему то все заюывают. Весь запад только Боснийцев оплакивает и албанцев

Rodgall написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо, что напомнили. Отменю заказ на локализацию игры и напишу в ООН гневное письмо.

WandererFox написал 8 лет назад: # скрыть ответы

А кто сказал что надо писать гневные письма в ООН и отменять заказ? Мне игра тем и нравится что она в принципе аполитика, и осада Сараево, просто взята за основу как явление войны в центре Европы

Rodgall написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Ну вот - игра аполитичная. А вбрасовать тогда зачем?

blorm написал 8 лет назад: #

Не знаю, зачем Крауды вбрасывают

_GrAnd_ написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Был в "нулевых" в Хорватии и Боснии, уже гораздо позже войны. Вид иссечённых пулями и осколками фасадов абсолютно всех домов в каком-нибудь городке неплохо ставит мозги на место.

Gorthauers написал 8 лет назад: #

Там и сейчас отдельные разрушенные дома с изрешеченными стенами можно встретить. Видимо как память оставляют их.

WandererFox написал 8 лет назад: #

Все Балканы в крови, Сербия точно так же расстрелянная и измученная войной.

Michael написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Душевно получилось. Энтони отдыхает.

scafandr написал 8 лет назад: #

Это кстати действительно интересный обзор, которому веришь. Надо отослать Энтони посмотреть, как надо

MisteriG написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Излишняя политизация и притягивание к реальным событиям (тем более таким) обычно только вредит, но тут видимо особый случай, который будет только на пользу проекту. А некоторые может и задумаются даже. Надеюсь.

incred написал 8 лет назад: #

да нет там политизации, осажденный город, ты в одном из домов выживаешь, всё.

Gorthauers написал 8 лет назад: #

Ну а что тут вредить? Война на Балканах огромной трагедий была, ее такой и показывают. Причем показывают как трагедию исключительно социальную, не геополитическую.