![]() |
Идут сборы на игру Interstellar Adventures |
Кооперативная головоломка про исследование космоса. | |
![]() |
Идут сборы на B.E.L.O.W.: Asylum |
Элитные агенты сражаются с потусторонними ужасами в психушке. | |
![]() |
Идут сборы на Druid Path |
Карточная соло игра про приручение зверей-Бистборгов и борьбу с темными друидами... | |
![]() |
С миру по предзаказу |
Предзаказы локализуемых игр за последние недели. | |
![]() |
Детектив для тех, кто вырос, но не разучился удивляться |
Друзья, мы открываем предзаказ на кооперативное детективное приключение «Винни-П... |
В этом году замечательной настольной игре Blood Bowl исполнилось 27 лет. Достаточно серьёзный срок для игры, пережившей пять с половиной редакций, имеющей преданную армию фанатов по всему миру и по праву считающейся самым авторитетным продуктом в жанре. Dreadball, Grind, Kaosball, Deathball, Elfball, любая игра в фэнтези-футбол, -хоккей или даже -крикет будет так или иначе сравниваться с «Бладболом». И не просто так — ни одна другая спортивно-развлекательная настолка не может похвастаться такой историей, объёмом и огромным количеством проведённых за эти годы матчей.
К сожалению на русском языке о «Бладболе» почему-то преступно мало материалов, а те статьи, которые имеются, дают либо очень поверхностное представление о процессе, либо создают впечатление, что автор играл в какую-то совсем другую игру. Позвольте восполнить досадное упущение и представить вашему вниманию этот небольшой обзор.
Моё знакомство с игрой состоялось лет шесть назад, когда в нашем клубе решили попробовать странного зверя, гибрид американского футбола и «Вархаммера», которым поголовно все увлекались. История показалась забавной. Оказывается, в полном мрачного брутального насилия мире Вархаммера есть место не только для сражений, но и для спорта, весёлого, лихого и зрелищного, что, впрочем, совсем не отменяет брутального насилия. В книге правил (прошлых редакций, в той, что есть сейчас на сайте производителя, вырезана художественная секция, однако её можно найти в Сети даже на русском языке) было неожиданно много юмора, в основном чёрного, конечно, и масса спортивных аллегорий. Известные команды носили искажённые названия реально существующих команд американского футбола, спонсорами выступали компании «Орка-Кола» и «Багманские Пивоварни», а соперничающие за вещание матчей медиа-магнаты назывались CBS (Crystall Ball Service) и NBN (Necromancer Broadcasting Network). В общем, очень рекомендую к прочтению художественные вставки, комикс "Killer Contract" и старые статьи из Blood Bowl Magazine — любителям ироничного фэнтези понравится обязательно. Сама же игра захватила с самого начала, и до сих пор, давно уже поставив вархаммеровские фигурки на полки, мы собираемся на матчи с завидной регулярностью как на столе, так и на компьютере.
Каждый игрок набирает на весьма скромную по меркам «Бладбола» сумму в один миллион золотых команду от 11 до 16 игроков, одновременно на поле выйдут только 11 (или меньше, если остальные вдруг не смогут), остальные сидят на скамейке и ждут своего звёздного часа.
С игроками всё тоже предельно просто — четыре параметра: Движение, Сила Ловкость и Броня.
Движение — это буквально сколько клеток может спортсмен пробежать по полю. 6 — общечеловеческая норма, гном бегает на 4, эльф на 7-8, в зависимости от вероисповедания, ну а самые быстрые крысы-скавены на 9.
Сила отвечает за возможность скрутить игрока противоположной команды в бараний рог и не быть скрученным самому. Норма тут — тройка, 4 — это уже экстраординарно сильный товарищ, если у тебя сила 5 и более, то значит ты или Тролль, или Огр, или ещё чего похуже. Есть игроки с базовой силой 1, снотлинги, самые бесправные существа в «Бладболе», которых даже в своей команде называют не иначе как «ходячий бургер».
Ловкость — это совокупные умения в жонглировании и акробатике. Все тесты на работу с мячом, прыжки и прочие ужимки идут по этому параметру. Тут, как и в случае с силой, норматив троечка, если уши у игрока длиннее среднестатистических, то он обладатель заветной четвёрки, ну а если вдруг атлет бородат и невысок ростом или слегка криворук, то двойка, а то и единица, что ставит серьёзные вопросы его карьере в качестве квотербека.
С Бронёй всё тоже просто: чем она выше, тем меньше шанс повредить что-нибудь ценное при падении и в драке. При стартовых значениях от 5 до 10 нормой считается 7-8, 9 уже очень хорошая, а вот всё, что ниже 7, совсем картонное.
Есть ещё различные умения (skills), как правило, у позиционных игроков, выполняющих ключевые роли и ограниченных по количеству. Например, в команде людей «Блицер» отвечает за силовую игру и имеет со старта навык «Блок», который существенно повышает его шансы в драке, но стоит он соответственно дороже почти в два раза, чем обычный линейный, и всего блицеров в команде можно иметь не больше четырёх. Тровер, квотербек, имеет навыки, помогающие ему поднимать мяч и отдавать пас, стоит тоже подороже линеек, и слотов в команде под них всего два. А если же вы вдруг решили взять в команду единственно возможного Огра, прекрасную гору мускулов, не обременённую интеллектом и ловкостью, то извольте выложить крупную сумму золотом и получить спортсмена с исключительным набором параметров и пучком навыков, как положительных, так и отрицательных.
Оригинальная команда людей, последняя из официально переизданных
Команд в общей сложности 23, одних только эльфов четыре штуки (светлые, тёмные, лесные и профсоюзные), с кардинально отличающимся стилем игры за каждую. Плюс ещё 3 команды из шестой, так и не вышедшей официально редакции, и команда демонов-убийц, разработанная и согласованная с GW специально для компьютерной версии. Если и этого кажется недостаточно, то есть ещё примерно два раза по столько разных фанатских листов, различной степени интересности и сбалансированности, многие из которых делались при непосредственном участии разработчиков «Бладбола».
В каждой команде от 2 до 6 разных позиций, различающихся параметрами, навыками, доступным количеством и ветками развития.
Игровой процесс довольно прост в общем и достаточно сложен в деталях и нюансах. Поле 13 на 26 клеток, команды расставляются на своих половинах, вбрасывается мяч, и пошла жара. За восемь ходов нужно дотащить своего игрока с мячом до тачзоны, т.е. конца поля противника. Если успел, то команды расставляются снова, выбивается мяч, и играют дальше. Если за восемь ходов сделать этого не получилось, то игра останавливается, команды меняются сторонами, и теперь уже у соперника восемь ходов на попытку. В стилистике матча всё зависит исключительно от команд и желания их тренера: если это эльфы, то тачдаун за два-три хода вполне обычное дело и вполне обычное дело, когда матч заканчивается с крупным счётом; если же это суровая сходка гномов, то два тачдауна за матч, неважно, с какой стороны, уже большое событие. И не потому что физически им сложно бегать, а потому, что в борьбе за заветные очки тебе будут всячески мешать, хотя и бегают они так себе, конечно.
Активируются игроки команды по очереди, каждый может сделать что-то всего один раз за ход, после чего активируется следующий товарищ, так до тех пор, пока все игроки не походят, либо не провалится какой-нибудь важный тест, в этом случае ход сразу переходит к вашему оппоненту, независимо от того, насколько удобная для вас позиция на поле и сколько игроков успело походить. Нередко первое же действие заканчивает ход команды, поэтому к очерёдности активации игроков следует относиться с особой тщательностью. Обычный алгоритм состоит в методичном переборе от самого надёжного хода к самому рискованному, за исключением тех ситуаций, когда, чтобы иметь хоть какие-то шансы на матч, нужно сильно понадеяться на удачу.
Некоторые предпочитают изготавливать самостоятельно не только команды, но и целые стадионы
Количество доступных действий для каждого игрока тоже довольно ограничено. Можно бегать, по любой траектории и в любом направлении, но не дальше своего параметра движения, вернее, можно дальше клетки на 2-3, но каждый шаг сверх характеристики чреват провалом теста и переходом хода. Если пробегаешь мимо игрока команды соперника, то будь добр кинь тест на ловкость, иначе опять переход хода и возможная травма для бегуна. При том, что нельзя пробежать половину, потом походить другим игроком и доходить первым, то уже на стадии простого перемещения игроков нужно очень хорошо подумать, чтобы не нахватать лишних тестов, улучшить свою позицию и затруднить по максимуму перемещения оппонента.
Можно драться, но только если на начало хода игроки стоят в соседних клетках, что мысленно возвращает нас к планированию передвижений, шансы на успех очень зависят от силы. Если сила равна, то кидается один кубик на тест, если сила больше у бьющего, то кидается два и выбирается любой, если сила бьющего меньше, то тоже кидается два куба, но выбирает уже противник. Если сила более чем вдвое больше, в любую сторону, то тест идёт уже на трёх кубах.
Всё вроде просто, но есть нюанс: если рядом с бьющим стоит ещё один игрок противоположной команды, то тот, кого бьют, получает +1 к Силе, но только если этот мешающий игрок сам не стоит в соседней клетке с игроком твоей команды и не имеет навыка «Защитник» ("Guard"). Запутались? Это ещё цветочки. Теперь представьте, что, как правило, по результату драки защищающегося игрока толкают на соседнюю клетку, нередко проталкивая следующего игрока за ним, меняя картину на поле, создавая новые возможности для следующих блоков (драк) и меняя расстановку, что может как улучшить положение команды, так и наоборот. Игра двух опытных тренеров в «Бладбол» больше похожа на решение сложной пространственной головоломки, нежели на бездумное кубикобросание.
Разработка тренерских схем расстановок — важная часть подготовки к матчу
Для полноты картины ещё скажу, что при любом раскладе сил, если на выбранном при ударе кубике будет условно говоря единица (в оригинальной игре используются специальные дайсы с картинками, но на турнирах из-за нехватки комплектов используют обычные d6), это означает, что вашего игрока самого уронили с ног и, скорее всего, причинили вред его здоровью, ну и уж точно ход вашей команды закончился. Один раз в финале русскоязычной лиги безоговорочные фавориты матча орки проиграли титул чемпиона, выбросив четыре единицы на блоке в самой безобидной, казалось бы, ситуации.
У этого правила есть и хорошая сторона: шестёрка — это всегда успех, вне зависимости от параметров игрока, даже самая распоследняя мумия имеет шансы поднять мяч и принести команде заветные очки, равно как самый слабый игрок всегда имеет шансы против самого сильного.
Некоторые действия, в отличие от просто побегать и подраться, может выполнить только один игрок команды за ход, например, поднять мяч, отдать пас, сделать вкладку, пнуть лежачего или ударить в движении, и их нужно планировать с особой тщательностью — малейшая ошибка или неверный расчёт грозит незапланированным окончанием хода.
В целом от хорошего тренера всего-то требуется держать в голове ситуацию на поле на несколько действий вперёд, хорошо представлять, как будут двигаться игроки после блоков, на лету просчитывать вероятности цепочек бросков кубиков и знать характеристики своей и чужой команды.
Не знаю, как это сказать помягче, но всё вышеописанное ещё не совсем «Бладбол». Хоть на коробке и написано «для двух человек», дуэльная партия имеет смыл разве что для обучения механикам и понимания тактики той или иной команды. Настоящий «Бладбол» — это лиги, чемпионаты и прочие соревнования, и здесь количество участников в принципе ограничено только терпением организаторов.
Почему именно лиги. Базовые команды — это не более чем заготовки, из которых два разных тренера могут собрать абсолютно разные команды, даже в пределах одной расы. Игроки в процессе матча за всякие полезные действия типа заноса тачдаунов или отрывания конечностей соперникам получают очки, которые, после накопления определённого порога, могут быть потрачены на новые умения или прибавки к характеристикам, если повезёт. Навыков, доступных для обучения, пять десятков (ещё штук двадцать разных доступны только некоторым игрокам и звёздам со старта, и изучить их никак нельзя), и они разделены на группы: общие, силовые, пасующие, ловкие и мутации. Разные игроки имеют разные шансы получить доступ к определённой группе при повышении уровня, но внутри группы можно выбирать всё что угодно. Получая навык, игрок может довольно сильно увеличить свою полезность для команды, получить модификатор, или встроенный переброс на какое-то действие, или вообще научиться новым трюкам. Особо везучие парни получают бонусы к базовым характеристикам, что в свою очередь, помноженное на дальнейшее развитие и навыки, позволяет получить очень ценных игроков в команду. Все это крайне небыстрый процесс: если первый уровень можно набить за один матч, сделав пару тачдаунов или, скажем, заломав троих соперников, то следующий, скорее всего, будет матча через 3-4, дальше количество необходимого «опыта» будет только увеличиваться. Поэтому для того чтобы полностью «прокачать» команду уровня до 2-3, нужно провести целый сезон матчей из 10-12, и даже после этого команда не выйдет на проектные мощности, а лишь наметит специалистов на основные позиции. Некоторым командам для того чтобы раскрыть потенциал, нужно около 50 игр без серьёзных потерь в составе и проблем с финансами.
В «Бладболе» запрещено пользоваться техникой и оружием. Гном на катке неправ, его удалят, как только судья выберется из багажника.
Стоимость игрока растёт с каждым полученным улучшением, соответственно растёт стоимость команды. Поскольку прокачиваются все неравномерно, то и стоимость растёт тоже не одинаково, поэтому нередки матчи между командами с большим разрывом по стоимости. Чтобы уравновесить их, вводятся «индусменты», деньги, выделяемые федерацией для поддержания зрелищности матча даже в условиях неравенства сил, спектр применения которых необычайно широк. Тут вам и дополнительные игроки, и приглашённые звезды, обладающие экстраординарными навыками, и колдун-болельщик, в нужный момент запускающий огненный шар на поле, и просто подкуп судьи или банальная установка баллисты с расчётом на трибунах. Всего этого просто не увидеть в обычной игре без хоумрулов, только в условиях продолжительной лиги возможны такие разницы в стоимости или такие объёмы командной кассы, которые позволят использовать всё это разнообразие.
Хорошее финансирование открывает дополнительные возможности.
Я не случайно говорил раньше про потери в составе. Ещё одно отличие одиночного матча от лиги заключается в наследовании травм. Если игроку в обычном матче нанесли травму, то он просто выбывает до конца игры, никого не интересует его дальнейшая судьба, потому что команда играет только один матч. В лигах же все гораздо серьёзнее — там смотрят, насколько серьёзной была травма, отделается ли игрок просто лёгким испугом и выйдет на следующую игру как ни в чём не бывало, или проваляется недельку в больничке, или ему сломают ногу и он будет медленнее бегать, или повредят спину, что чревато будущими серьёзными травмами, если совсем не повезёт, то может и умереть, освободив шкафчик и майку для начинающего перспективного атлета, при этом, если ваш соперник случайно некромант, то у него в команде появится новенький зомби.
За бензопилу на поле тоже можно отхватить красную карточку
Всё вышеперечисленное превращает игру в спортивную стратегию с долгосрочным планированием, где действия на поле влияют на менеджмент, а управление и развитие команды накладывают свой отпечаток на матчи вашей команды. Иногда имеет значение пропустить лишний тачдаун, но сохранить ценных игроков, иногда наоборот, пожертвовать позицией, чтобы выбить звезду соперников, а иногда вообще лучше не выходить на поле. В зависимости от состава лиги набираются разные навыки, против эльфов нужны одни, против гномов другие, против нежити третьи. Расстановки, составы на атаку и защиту, расходы казны, всё имеет разное значение в зависимости от расписания матчей.
Игра очень слабо поддерживается производителем, новых официальных фигурок не выпускали с 2005 года, а большинство из них так вообще образец классического дизайна студии конца 90-х и наверняка приведут в ужас избалованных современными фигурками покупателей. Тут все крутятся как могут, кто-то использует миниатюры от «Вархаммера», которые с минимальной доработкой идеально вписываются в спортивный антураж, всё-таки родной мир, кто-то покупает фигурки сторонних производителей, коих бесчисленное множество на любой вкус и за вполне разумные деньги, но в принципе, некоторые просто заменяют фигурки картонными жетонами с изображениями игроков, и игра от этого ничего не теряет. Большую коробку стартера, единственную, имеющуюся в продаже, имеет смысл брать ради поля, кубиков, ну и самых универсальных команд людей и орков, однако все материалы есть в Сети и несложно изготавливаются своими силами.
Не стоит покупать «Бладбол» как простую настолку для двоих, она вам наскучит до того как вы увидите пятую часть игровых возможностей. Эта игра раскрывается полностью только в формате чемпионата, а понимать, что к чему, и не делать очевидных ошибок вы начнёте матча после пятого.
Для полноценной игры вам понадобится как минимум четверо человек. Опять же, только в долгосрочной перспективе проявляется мастерство игроков. «Бладбол» — игра на менеджмент рисков, и на длинной дистанции тренер, который лучше оценивает комбинации, выигрывает чаще, в единственном матче возможны проигрыши из-за кубиков или из-за ненужного риска.
Для того чтобы играть в «Бладбол» совсем необязательно покупать оригинальные фигурки и стартер, можно воспользоваться многочисленными предложениями от сторонних производителей или напечатать компоненты самому. Если вы проводите чемпионат в клубе на четверых, то одного поля вам будет более чем достаточно. Если же рядом нет единомышленников или не хочется возиться с картоном и пластиком, то есть адекватные компьютерные реализации с возможностью искать соперников по Сети и принимать участие в интернет-лигах, таких, как например, Rubbl.org, самое большое сообщество русскоязычных любителей игроков в бладбол.