![]() |
С миру по предзаказу |
Предзаказы локализуемых игр за последние недели. | |
![]() |
Детектив для тех, кто вырос, но не разучился удивляться |
Друзья, мы открываем предзаказ на кооперативное детективное приключение «Винни-П... | |
![]() |
Идут сборы на BattleForge: Berserker |
Кооперативные битвы с искаженными скандинавскими боссами и монстрами с помощью р... | |
![]() |
Идут сборы на Heroes of Might & Magic: The Card Game |
Тактическая карточная дуэль по "Героям меча и магии" | |
![]() |
Идёт предзаказ «Ла-Гранхи»! Пора вернуться на солнечную Майорку |
Предзаказ «Ла-Гранхи» открыт! Пора вернуться на солнечную Майорку crowdgames.ru/... |
В 2002 году престижную премию “Spiel des Jahres” получила «Вилла Палетти», занимающая сейчас в рейтинге BoardGameGeek 906-е место.
К чему это я? Просто в финале «Вилла» обошла игру, которая сейчас в том же рейтинге — потеряв за последние пару лет три позиции — занимает четвертое место.
Это — «Пуэрто-Рико».
Но если игра завоевала мировое признание (при всей условности любых рейтингов), то почему она осталась лишь номинантом? На мой взгляд, дело в оформлении.
Действительно, арт игры (я говорю о базовом, а не о последующих изданиях) выдержан едва ли не в жанре минимализма. Чего стоят одни карточки зданий, на которых нет даже примитивных пиктограмм! Как следствие, игровое поле получилось скучнее, чем даже в старых советских играх. Отчасти радуют глаз только индивидуальные планшеты игроков...
Обратите внимание — надписи на карточках зданий сделаны на иностранном языке, а запомнить назначение каждого здания в деталях не получится и после десятка партий. Поэтому игра не может считаться языконезависимой, и это её второй недостаток.
Но давайте лучше поговорим о самой игре, тем более что, на мой вкус, этими двумя недостатками дело и ограничивается. Ну разве что ещё к ним можно отнести достаточное долгое время подготовки.
В экономической стратегии «Пуэрто-Рико» вам необходимо заработать... Нет, не денег, а победных очков больше, чем ваши соперники. И сделать это можно двумя способами: насытив европейский рынок колониальными товарами или обустроив свой город. Впрочем, слово «или» не совсем верно — вы получаете очки и за то, и за другое. Вот выбор соотношения этих способов остаётся за вами.
Товары в Европу доставляются морским путём, причём логика игры предельно понятна: надо засеять плантацию, построить обрабатывающую фабрику, нанять работников на плантации и фабрики, произвести товар и загрузить на корабль. Как загрузил — получи одно очко за каждый товар, независимо от того, что загрузил: видимо, в Европе индиго, сахар и табак в одной цене.
Кроме того, товар можно не грузить, а продать на месте, получить деньги и на них построить фабрики и другие здания. Любое построенное здание в конце игры принесёт очки.
Но на внутреннем рынке товары имеют разную цену: так, кофе может быть продан дороже всего (да, именно «продан» — в год выхода игры слово «кофе» ещё было мужского рода), но зато денег на кофеперерабатывающую фабрику в начале игры ни у кого нет. А кукуруза вообще не требует переработки, выросла — и можно грузить, но зато она и стоит гроши.
И самое главное: при определении победителя ни оставшиеся у вас неотгруженные товары, ни даже деньги (кстати, в игре они называются дублонами) никакой ценности не имеют.
Игра состоит из раундов, все они проходят по идентичным правилам. Игрок, начинающий раунд (он называется Губернатором), выбирает одну из возможных ролей (берёт соответствующую карточку), и все участники по кругу, начиная с него, выполняют действия, определяемые этой ролью. Потом следующий за Губернатором игрок выбирает роль из оставшихся, первым выполняет предписанные действия, затем остальные по кругу (теперь Губернатор будет последним) — и так далее, пока каждый из игроков не выберет роль. На этом раунд заканчивается, все выбранные карточки возвращаются на место, а жетон Губернатора передаётся следующему игроку.
Всего основных ролей шесть, и внимательный читатель, вспомнив логику игры, без труда их назовёт: Поселенец позволит засеять плантацию, Строитель — построить фабрику или специальное здание (о них ниже), Мэр — нанять колонистов (кстати, колонисты прибывают на корабле, и после каждого хода мэра из Европы отправляется следующий корабль), Промышленник (он же Ремесленник, он же Надсмотрщик —погрешности перевода) — произвести товар, Торговец — продать его, Капитан — погрузить товар на корабли.
Но если выбранную роль выполняют все участники, то получается, что у выбравшего её только то преимущество, что он выполняет это действие первым? Не совсем так.
Во-первых, и это немало. Все ресурсы в «Пуэрто-Рико» ограничены — и доступные для посева семена (мне, будучи предпоследним, приходилось выбирать из сахара, сахара и сахара), и число построек каждого вида... Даже производимые товары ограничены числом соответствующих фишек, и самое мощное производство не может произвести больше, чем есть фишек в запасе.
Во-вторых, каждая роль имеет дополнительную возможность, доступную только тому, кто выбрал роль. Кто-то за счёт этого может продать подороже, кто-то — купить подешевле; кому-то достанется специальный ресурс, кому-то — лишние победные очки.
... А конец игры наступает всегда неожиданно. Когда после очередного хода выясняется, что в Европе кончились колонисты, или победные очки за погрузку, или хотя бы у одного участника место для строительства, раунд, в котором это произошло, объявляется последним.
Теперь о специальных зданиях. Каждое из них приносит победные очки, но гораздо важнее, что они приносят своему владельцу бонус прямо с того момента, как туда направлен колонист.
Возможности специальных зданий разнообразны — но и цена пропорциональна возможностям. Можно получать лишние деньги за проданный товар, а можно построить свою верфь и не зависеть от наличия мест на кораблях. Можно получать участки и здания сразу с колонистом, а можно сберечь непогруженный товар от уничтожения. Правильно распорядиться специальными зданиями — едва ли не главная задача игрока в «Пуэрто-Рико».
Всё тот же внимательный читатель заметит, что деньги, необходимые для постройки зданий, можно получить только через Торговца. А поскольку Торговец имеет дело с очень маленькой компанией, то игра может затянуться на несколько часов.
К счастью, этого не происходит из-за существования ещё двух источников заветных дублонов.
В конце раунда Губернатор, перед тем, как передать бразды правления своему преемнику, кладёт на каждую неиспользованную карточку роли по дублону. Теперь игрок, выбравший эту роль, получит впридачу и монетку. А если и в следующем раунде роль опять никого не заинтересует, то на неё будет положен ещё дублон, и так далее. Чем дольше не использовалась роль, тем больше денег получит тот, кто её, наконец, разыграет.
Второй способ связан с тем, что до сих пор я вас обманывал: на самом деле ролей не шесть, а семь. Только седьмая роль очень хитрая: когда выбран Старатель, все участники не делают ничего. А зачем же нужно его брать? Да ради дополнительной возможности (которая, понятное дело, есть только у того, кто выбрал роль) — получить один дублон наличными.
Так получилось, что «Пуэрто-Рико» появилась в моей коллекции совсем недавно, но сходу ворвалась в личный топ. И хотя анализировать удовольствие от игры — дело неблагодарное, я попробую.
Во-первых, игра, на мой взгялд, сбалансирована. В любом случае вы будете испытывать нехватку всего, что есть в игре (денег, зданий, товаров, свободного места), но дефицит — это нормальное состояние игрока в «Пуэрто-Рико», главное — умело из него выбраться. Честно говоря, у меня получается не всегда, что порождает желание сыграть ещё и ещё раз.
Во-вторых, в игре не существует одной на все случаи жизни победной стратегии. Можно разрабатывать все культуры, а можно сконцентрироваться на одной и гнать её в Европу через собственную верфь. Можно уделять внимание дешёвым продуктам, постоянно испытывая недостаток средств, а можно поднакопить, вложиться в дорогое производство, а потом грести деньги лопатой и ни в чём себе не отказывать. Можно... Да много чего ещё можно! И главное — не опоздать, потому что игра кончается вдруг, в самый неподходящий момент, когда вам не хватает ровно одного хода, чтобы всех победить…
В-третьих, игра прекрасно играется при разном количестве игроков. При этом в зависимости от их числа это получается немного другая игра. Достигается это не только разумным ограничением числа ресурсов и их сокращением в зависимости от числа участников, но и распределением ролей: при трёх игроках Старателя вообще нет (так что на самом деле я вас не обманывал, а рассказывал правила игры на троих), а при пяти игроках карточек этой роли две. «Пуэрто-Рико» играется и вдвоём, но в этом случае у правил есть особенности, выходящие за рамки и так уже затянувшегося обзора.
Я не буду говорить «если вы никогда не играли в «Пуэрто-Рико», сыграйте — и вам обязательно понравится», потому что есть множество людей, которые не любят стратегии или еврогеймы. Но если этот жанр вам по душе — сыграйте, и вы увидите, что «Пуэрто-Рико» — это хорошее евро. Очень хорошее евро. Замечательное евро.
А если у вас нет этой игры, то либо закажите с «Амазона» издание 2014 года (с расширениями!), либо купите версию для iPad. Хорошая графика, достойные соперники разного уровня, туториал и мануал — всё вместе гарантирует вам немало приятных минут.