| Идут сборы на Journeys Afar: The Ketsueki | |
| Ввдохновленная работами Миядзаки красочная приключенческая игра-песочница. | |
| С миру по нитке [23.09.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Когда приедут,... | |
| Идут сборы на Hellbringer: Bestiary & Forbidden Spells | |
| Карточный данжен кроулер в духе "Дьябло". | |
| Идут сборы на игру Interstellar Adventures | |
| Кооперативная головоломка про исследование космоса. | |
| Идут сборы на B.E.L.O.W.: Asylum | |
| Элитные агенты сражаются с потусторонними ужасами в психушке. | |
Вершинин М.В.
«Лаборатория игр»
Новосибирск
Непросто будет тому путешественнику, который попробует отыскать естественный остров, имеющий форму правильного шестиугольника, с шестиугольными горными массивами и лесами. Уже своим видом «Колонизаторы» подчёркивают, что готовы пожертвовать избыточным реализмом в пользу интересного игрового механизма и хорошего баланса.
Деление игры на 2 части. Перед тем, как начать бросать кубик и снимать урожай, игроки формируют поле и ставят 2 стартовые деревни с участками дорог. И если о формировании поля мы можем говорить, что оно просто задаёт стартовую ситуацию и, само по себе, не особо влияет на результат игры, то стартовые позиции деревень могут повлиять очень сильно как на характер всей игры, так и на итоговый результат.
То есть, когда начинается основная игра, часть игры уже сделана. И вполне можно говорить о том, у кого шансы на победу выше, а у кого ниже.
Поток событий. Деление игры на 2 части, а также постоянные броски кубика создают интересный эффект. В игре присутствует достаточно большой массив событий, который подчиняется определённым законам (например, статистическим), влияет на игрока и при этом не зависит от него.
Погружение игрока в такой поток создаёт атмосферу независимого, живого мира и придаёт игре своеобразный азарт.
Минимальные потери времени. Ходы делаются достаточно быстро, при этом не на своём ходу игрок:
Всё это позволяет сохранять внимание к ходам других игроков.
Реиграбельность. Наборное поле, каждый раз задающее новый остров и поток событий, в которые погружается игрок, позволяют сыграть большое количество непохожих друг на друга партий.
Баланс между игроками. Простая, но изящная система выставления деревень хорошо уравновешивает шансы игроков на получение лучшей стартовой позиции в начале игры. Также на это работает и раздельное выкладывание чисел, соответствующее гексам (участкам поля), обеспечивающее равномерное распределение наиболее «плодородных» участков.
Первый ход (с броском кубика на ресурсы) также не даёт особых преимуществ, в силу того, что накапливание нужных для построек ресурсов происходит постепенно.
Изначальная идея баланса между действиями — недостижимость победы одним и тем же методом, повтором одного и того же действия. Осуществляется за счёт ограничения количества городов, деревень и победных очков в игре, а также за счёт определённой цены за самую длинную дорогу и самую большую армию.
В игре невозможно победить, построив подряд 8 деревень или вытащив из колоды карт развития 8 победных очков подряд. Игрокам приходится комбинировать свои действия.
Здесь можно заметить любопытную ситуацию. Избыточный баланс действий, вынуждающий игрока к частному многообразию, в целом ведёт к упрощению игры. Чем больше «обязательных» действий должен выполнить игрок, тем меньше его свобода по комбинированию этих действий и поле применимых в игре стратегий.
Добротный баланс действий в «Колонизаторах» сочетается с некоторым стратегическим однообразием игры.
Попробуем рассмотреть все решения, которые принимаются в течение игры, и их влияние на результат.
Введём понятие альфа-игрока. Предположим, есть игрок, который с большой вероятностью будет лидировать во время партии и при этом будет стараться выиграть, причём максимально просто и быстро.
За счёт чего альфа будет побеждать:
Против альфы будет работать:
Нейтрально к альфе:
Посмотрим, насколько легко альфа может переигрывать других игроков на своих активных этапах:
Если посмотреть внимательно на эти пункты, то видно, что набирать преимущество в игре не так просто. Даже в компании аккуратных и внимательных новичков постоянно выигрывать будет непросто для игрока любого уровня. В компании же опытных, вдумчивых игроков преимущество одного из них в лучшем случае будет носить статистический характер. В целом прогресс игрока достаточно сильно ограничен случайным фактором и взаимодействием игроков между собой.
Несмотря на отличный баланс игры, предоставляющий равные шансы всем игрокам, для проведения соревнований с более-менее объективными результатами необходимо большое количество отдельных игр (вспомним про многочисленные раздачи в покере), что плохо совместимо с длительностью одной партии «Колонизаторов».
Хорошая, качественная семейная игра. Также можно использовать как игру для компании с новичками.
Подчёркнуто мирный, «хозяйственный» сеттинг легко воспринимается разными поколениями. В то же время для постоянной одновозрастной компании игра может оказаться слишком абстрактной и обладающей недостаточно плотным взаимодействием.
Остальные статьи цикла: