С миру по нитке [08.05.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Звезда» выпусти... | |
Борьба со спамерами и досерами продолжается... | |
Мы держим осаду. К сожалению, могут быть жертвы. | |
Обзорная башня [07.05.2024] | |
Ссылки на материалы, опубликованные в период с 23 апреля по 7 мая 2024 г. | |
С миру по нитке [07.05.2024] | |
В этом выпуске — новинки «Стиля жизни», пара предзаказов и многое другое. | |
Анонс дополнения к DbD | |
Level 99 открыло предзаказ на расширение к Dead by Daylight. К жертвоприношениям... |
После длительного перерыва, вызванного «Игроконом» и профессиональной деятельностью, я снова вышел «в поле», окинул свои скромные полки взглядом и понял, о чём хотел написать.
Об игре малоизвестного автора Юрия Журвлёва, который, возможно, приходится дальним родственником широко известному автору и энтузиасту Юрию Журавлёву. С названием этой игры у меня та же беда — вместо легитимного «Коста Руана» мне почему-то так и хочется сказать: «Коста-Рауна». Наверное, потому что с самой игрой такая же непонятка, ведь перед нами евро с блефом, дедукцией и каверзами, а это, знаете ли, не фунт изюму. И лично мне именно это и понравилось!
Площадь коробки слегка превосходит А4, рядом коробочка настольного суррогата Эдмонта Гамильтона для сравнения. Внутри коробки загадочные письмена, которые до сих пор не расшифрованы наукой.
От 2 до 5 кровожадных, но вполне дружелюбных племён соревнуются в вывозе пиратских сокровищ с лежащих неподалеку островов. Родной земли племён не наблюдается — только вигвамы в сферическом Новом Свете в вакууме, и именно в них вам предстоит прятать до времени честно вывезенное «карго» глупых белых людей.
Сперва надо выложить на стол некоторое количество островов (в зависимости от числа игроков), положить на два острова пять сокровищ, на остальные — по четыре, а затем каждый игрок отправит на острова 3 соплеменников. Кроме этого надо выложить на общее обозрение 2 карты условий и получить лично в руки под размашистую расписку крестом 5 карт действий. Подготовка закончена, можно начинать.
Игровой процесс можно описать так: карта в открытую, карта в закрытую, мипл на любую карту для копирования её эффекта (включая и закрытые пока что карты), шаман переворачивает одну из карт условий, и игроки подсчитывают, сколько действий они могут выполнить. Игроки выполняют действия. Карты действий, кстати, можно подкладывать (как открытые, так и закрытые) не только себе, но и любому из оппонентов.
Я словил минус от одного игрока, на всякий случай компенсировал его себе жирным плюсом, задумал коварный план, выложив себе карту в закрытую и теперь размышляю: рискнуть и поставить на себя или рискнуть и поставить на шамана?..
Тут есть изюминка: самих действий, предоставляемых картами, в игре немного: отправить туземца на острова или вернуть его из этого бон вояж на кровожадную родину, переместить туземца или переместить сокровище. Но все действия бывают одного из четырёх цветов, а в каждый ход сработают только два цвета.
Если выбросить механику, завязанную на картах условий, то перед нами не просто типичное, а типичное и убер-простое евро со слишком большой зависимостью от везения. Если игроки не используют тактический простор, открывающийся благодаря картам условий, то игра сломана, игра скучна, игра никакая... Но если игроки используют... О-о-о, вот тут и зарыта собака, благодаря которой игре можно простить некоторые иные недостатки.
Карты условий двусторонние: одна фиолетово-зелёная, а другая — жовто-блокитная. Каждый ход после того как все карты действий сыграны, шаман одну из этих карт переворачивает. Обязательно.
То есть, имея такую раскладку — зелёная карта условий и голубая, — игрок понимает, что в конце хода она будет: фиолетовая и голубая или зелёная и жёлтая... А это означает, что перед нами два непересекающихся множества... А сыграть-то за ход можно только 2 карты (+ получить неопределённое количество карт от оппонентов, что практически гарантирует, что вас пытаются отправить в минус). Остаётся следить за тем, как играет шаман, и надеяться, что вы поняли его логику, включая тот уровень рассуждений, где шаман думает точно так же о вас. Ну а шаман, естественно, очень хочет показать вам одну линию рассуждений, а действовать, исходя из другой. И в этот момент начинается игра в гляделки, когда при помощи очень долгого и очень пристального взгляда вы пытаетесь понять, а что же задумал служитель культа?
Карты действий крупным планом
Блеф, умение сыграть по минимуму во вред себе, по максимуму — оппонентам, умение убедить всех, что ты играешь «на мизере», а сыграть в итоге совсем не так — вот то, что делает игру не обычным евро, а евро с блефом и дедукцией, придаёт ей яркий, но весьма специфичный вкус. Вы знаете, у нас так получилось, что в один из вечеров, посвящённых «Коста Руане» мы сыграли кроме неё в Star Realms и «Терру «Килограмм отборной древесины» Мистику»... Удивительно, но яркие эмоции и желание пощупать морду оппоненту остались в результате только от «Коста Руаны». Хотя, может и просто совпало — по меньшей мере «Звёздные империи» криминальные и кровожадные желания вызывают у меня регулярно, а «Терра» и эмоции от партии в неё — совсем уж отдельная песня.
Ну что ж, попробуем разобраться в общих впечатлениях и собрать в кучу плюсы да минусы игры Юрия Журавлёва. Конечно, некоторые моменты ждут своего решения: например, на десяток сыгранных нами партий такие карты действий, как перемещение туземца или перемещение сокровища, оказывались очень слабыми. Возникает ощущение, что их требуется как минимум в два раза больше, чтобы они «играли».
Плюсы:
В этой партии вечным шаманом был главный любитель блефа и дедукции, знаток «Мафии» и бог «Сопротивления» дон Сычев. Он вроде и пытался заводить друзей и делать нам предложения, от которых мы не могли отказаться, но...
Спорные критерии:
Пока очередной игрок впадает в паралич: «Он подумает, что я положил такую карту, а я положу другую карту; но, с другой стороны, он может подумать, что я сыграю вот эту карту…» — кто-то может подурачиться. Племя гринписевцев сыграло дурную шутку с племенем, поклоняющимся Голубому Щенку.
Минусы:
Вердикт: это хорошая евро-игра на широкую аудиторию, в которой, вероятно, будут жОстко разочарованы любители классического евро. Нет, евро тоже не чужд блеф, да и умение прогнозировать действия оппонентов там в цене, но там это обычно скилл игрока, дающий ему преимущество, а здесь это — обязательная часть геймплея. И всё же, всё же... Краткость и стремительность партий, сочетание дедуктивной составляющей и вариации математической задачки «кто возьмёт последнюю» — всё это делает игру интересной.
P.S. Не показывайте камушки сокровищ дочерям и женам — криминальные желания «нанизать фигню на ниточку» могут возобладать. :)