| Идут сборы на Europa Universalis: The Price of Power + Defying Destiny | |
| Гигантская стратегическая игра на основе серии от Paradox, теперь и на столе. | |
| Идут сборы на Journeys Afar: The Ketsueki | |
| Ввдохновленная работами Миядзаки красочная приключенческая игра-песочница. | |
| С миру по нитке [23.09.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Когда приедут,... | |
| Идут сборы на Hellbringer: Bestiary & Forbidden Spells | |
| Карточный данжен кроулер в духе "Дьябло". | |
| Идут сборы на игру Interstellar Adventures | |
| Кооперативная головоломка про исследование космоса. | |
Несмотря на то, что «ИгроКон-2013» ещё долгое время будет ассоциироваться у меня с девочками дошкольного возраста, которые с искренними и настойчивыми криками «Отдай!» пытались отнять у манчкина его молот, а также с имперскими штурмовиками из «Звёздных войн», которые выслеживали фотожертв, прочёсывая этаж за этажом, надо признать, что в эти два дня упомянутые персонажи играли роли второго плана. Главным же героем события с твёрдой уверенностью можно назвать карточную игру Николая Пегасова "World of Tanks: Rush", но обо всём по порядку.
![]() |
|
![]() |
![]() |
В ролях второго плана: манчкин и штурмовики
Статус приглашённого гостя поставил меня в неудобное положение. С одной стороны, я не могу сказать, что мне всё понравилось, потому что меня тут же обвинят в ангажированности. С другой стороны, я не могу заявить и обратного, поскольку на протяжении всех дней наблюдал за работой коллектива организаторов и видел, что ребята выкладываются на все сто и даже больше.
Я прилетел в Москву во вторник и провёл в ожидании Тимофея Бокарёва, с которым нам предстояло обсудить несколько проектов, в гостях у Hobby World несколько часов. Вечером того дня последний сотрудник, из тех, что ответственны за организацию фестиваля, покинул офис в девятом часу вечера. Остальные покинули здание немногим раньше. Уверен, на следующий день ситуация повторилась. Субботу и воскресенье они появлялись на фестивале раньше любого и покидали его позже всех. Вопросы и проблемы появлялись с незавидной частотой, но ребята решали их с завидным постоянством и быстротой.
Так что я рад, что репортаж предполагает беспристрастное освещение события, к чему я и перехожу, но для начала хотелось бы поблагодарить тех, кто сделал этот праздник явью. Спасибо вам!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Маркетинговый отдел и неутомимые гейм-мастера компании Hobby World
Праздник не был бы полным без вклада следующих коллективов: портал WarForge и проект «Ролекон» (их фотографии можно найти в следующем разделе), Pandora's Box Studio и журнал «ФанCity» (их фотографии я разместил рядом с отзывами о фестивале), «Геменот» и «Игровед» (фотографию Сергея Голубкина можно найти в разделе «Новости и слухи»; к сожалению, «Игровед» пока свои фотографии не опубликовал).
Надеюсь, что после следующего «ИгроКона» организаторам придётся посвящать отдельный фотоальбом!
Фестиваль занял три этажа Культурного центра ЗИЛ (а это 1500 с лишним квадратных метров и более 100 игровых столов) и собрал за 2 дня около 5000 посетителей. По этому параметру «ИгроКон» обогнал все настольные мероприятия, проводимые на территории России и ближнего зарубежья. Этот факт подтвердил и Николай Пегасов (Hobby World), а уж кто-кто, а он точно побывал на каждом из них. Мои впечатления от увиденного полностью совпадают с кратким отзывом Александра Пешкова («Игровед»): «Ну, людно. Много молодёжи».
На первом этаже отведённой под фестиваль площади разместились торговые точки Hobby World, «Игроведа», Pandora's Box Studio (где, помимо своего ассортимента, были представлены продукты «Правильных игр» и «Геменота») и журнала «ФанCity», карта (с графиком турниров и других мероприятий) и раздевалка. Второй этаж был отдан под большую игротеку, буфет и уборные. На третьем этаже расположились WarForge, проект «Ролекон» и игровые столы, преимущественно для турниров (в числе которых финальная часть чемпионата России по «Каркассону»).
Гости фестиваля могли опробовать в деле гигантские копии «Каркассона», «Черепашьх бегов» и «Большой уборки» (новинки Hobby World, презентация которой прошла в рамках фестиваля), разрисовать лицо боди-артом, полюбоваться животными живого уголка («Жили у бабуси»). На фестивале работал профессиональный фотограф и выездная фотостудия: в результате любой желающий мог подойти к столу на первом этаже, отыскать свои уже распечатанные фотографии и забрать домой на память, в качестве приятного (и бесплатного) сувенира.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Прогулка по этажам «ИгроКона»
Все участники охотно предоставили мне чарты своих фестивальных продаж (за что им отдельное спасибо).
Поскольку основной продукт Pandora's Box Studio — игральный кубик всех форм, размеров и расцветок, хит продаж студии не стал откровением: шестигранный кубик (простой, прозрачный, с гравировкой... но старый и добрый классический d6). Среди «Правильных игр» на первом месте по популярности подарочные наборы «Эволюции» и «Зельеварения». Следом разместились «Эадор» и «Зомби! Спасайся кто может!».
Самые популярные игры «Игроведа» — «Барабашка» и «Барамелька». Рядышком примостились «Диксит» и «Доббль».
Что касается ассортимента Hobby World, тут картинка получилась следующая: "World of Tanks: Rush!" (безоговорочный лидер), «Вампирский манчкин», «Черепашьи бега», настольная «Игра престолов», «Манчкин» и «Манчкин Апокалипсис».
Ажиотаж вокруг карточной версии популярной онлайн-игры World of Tanks был виден невооружённым взглядом. Числа же, которые я получил сегодня, только подтверждают ощущения: во время фестиваля было продано около 400 коробок "WoT:R", ещё 1500 коробок на данный момент продано в розницу (из них около 400 коробок — по предварительным заказам, которые принимались один день).
Несмотря на то, что презентация игры прошла в далёком от основного действа зале (нам с Юрием Тапилиным, чтобы добраться до него, пришлось довериться «светлякам», роль которых выполняли подростки, исследующие все уголки и закоулки в поисках указательных знаков), её посетило более 300 человек. Зал рассчитан на 250 сидячих мест, и части желающих пришлось ютиться вдоль стен.
Также во время фестиваля прошли две автограф-сессии Николая Пегасова, и, насколько я мог заметить, в желающих подписать свой экземпляр карточного «Мира танков» недостатка не было.
![]() |
![]() |
Презентация карточного «Мира танков»
Любопытная картина сложилась по количеству участников разнообразных турниров:
В двух последних из списка турнирах участвовал Вадим Булатов, отвечающий в Wargaming за работу с игроками и продвижение проектов в социальных сетях. Ему удалось занять 2-е место в турнире по Star Wars. Мы успели пообщаться, и во время разговора Вадим лестно отозвался о турнире по «Игре престолов», в котором он был менее удачлив и не добрался до пьедестала. Он подчеркнул, что представленные там колоды были на уровне крупнейшего североамериканского настольного конвента Gen Con.
(Дополнение от 21.09.2013:)
По турнирам «Игроведа» ситуация следующая:
(Конец.)
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Участники и победители
Поздравляю всех победителей, особенно Константина Русанова (г. Казань) — чемпиона России по «Каркассону»!
Всё-таки моя основная сфера деятельности даёт о себе знать. Я не могу петь о том, что вижу, душа просит новостей. Ниже я расскажу о том, что удалось узнать (смешав материалы с фестиваля, добытые мной и другими представителями блогосферы, со сведениями, которые недавно появились в комментариях на «Тесере» и к фестивалю, как таковое, никакого отношения не имеют).
Зимний фестиваль «Тишинка» продолжит своё существование, только, скорее всего, уже под именем «ИгроКон». Планируется, что это имя закрепится за всеми крупными мероприятиями Hobby World. Компания верит, что в будущем ей удастся объединить под одной крышей всех российских производителей настольных игр, от чего выиграем, конечно же, мы — игроки.
В следующем году пройдёт чемпионат России по «Ticket to Ride: Европа», победитель которого отправится защищать честь Родины на чемпионате мира, который пройдёт в Париже. Подтвердилось, что организацией российской части большого турнира займётся Hobby World. Учитывая, что подобные турниры прошли по играм «Колонизаторы» и «Каркассон», можно сказать, что у нас зарождаётся хорошая настольно-спортивная традиция.
В прошлом году издательство Hobby World заняло третье место в мире по количеству произведённых продуктов. Михаил Акулов (генеральный директор компании) предполагает, что в этом году, возможно, удастся выйти на первое место.
Компания Hobby World планирует продолжать международную экспансию и продавать всё больше продукции за рубежом. Среди приоритетных рынков ближнего зарубежья Михаил Акулов выделил Украину, Белоруссию и Казахстан.
Николай Пегасов привёл список коммерчески успешных свежих проектов Hobby World: «Бэнг!», «Повелитель Токио», «Знак Древних», «Черепашьи бега», два «Хоббита», «Тайное послание» и «Star Wars. Карточная игра».
Также Николай сообщил, что в планах Hobby World числится выпуск дополнений к карточной игре «Бэнг!».
Карточная игра "World of Tanks: Rush" будет издаваться за рубежом. Пока что зарубежные издатели игры неизвестны. В случае успешных продаж к игре выйдет дополнение, которое позволит играть вшестером и добавит карты Великобритании.
Несмотря на все усилия Юрия Тапилина по продвижению игры Александра Ушана Quattro, Hobby World и другие издатели не берутся за её выпуск. Но издательством Hobby World приобретены международные права на другую игру Александра.
Под логотипом Hobby World выйдет пятая игра Николая Пегасова, которую он охарактеризовал как «хитрый пати-гейм на эрудицию».
«Звезда» ищет возможность подписать все необходимые бумаги и выпустить русское издание экономической игры Container. (Впервые этот слух был замечен в твиттере.)
«Стиль жизни» готовит русское издание новой редакции кооперативной игры «Пандемия».
«Правильные игры» в ближайшем будущем выпустят настолки «Подземные короли», «Поселенцы. Основатели Империи» и «Жуки» (рабочее название).
Сергей Голубкин и Евгений Масловский запустили при помощи площадки софинансирования Boomstarter.ru кампанию по сбору средств для выпуска настольной игры «Мазайцы» (сюжетная основа которой берёт начало из стихотворения Николая Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»).
Сергей Голубкин, известный разработчик настольных игр и основатель компании «Геменот», в ближайшем времени выпустит дебютный выпуск своего видеокаста. Видеоролики будет выходить с регулярностью 1-2 выпуска в месяц. В них зрители смогут знакомиться с новостями и новинками, конвентами и персонами настольной индустрии.
Азгануш Рузавина (Pandora's Box Studio) сообщила, что ждёт очередную поставку из США с книгами по ролевой игре Pathfinder. А это, между прочим, самая продаваемая ролевая игра в США (несмотря на то, что основана на 3-й редакции Dungeons & Dragons — этот бренд обосновался на 2-м месте американского чарта).
Pandora's Box Studio работает над собственным варгеймом «Тридевятое» (вдохновение для проекта черпали в «Вархаммере», но сама игра ни на что не похожа и предполагает более короткие и динамичные партии). Презентация игры, скорее всего, пройдёт в рамках крупнейшей выставки настольных игр Spiel (Эссен, Германия), в следующем году.
В конце октября этого года, если всё пройдёт гладко, выйдет второй номер журнала о фантастике, фэнтези, хорроре и мистике «ФанCity». Даже если забыть о том, что на данный момент это одно из двух (всего!) российских печатных изданий, пишущих о настольных играх, следующий выпуск обещает быть очень интересным. Подготовка номера идёт полным ходом, но уже известно, что в нём будут представлены следующие материалы:
Также «ФанCity» организовал три конкурса, победа в любом из которых позволит увидеть свою работу на страницах этого журнала. Конечно же, не обойдётся и без других призов, в числе которых книги. В качестве конкурсных работ принимаются соответственно: миниатюра в жанре хоррор (по теме: «Мёртвая голова»; объём: 6-8 тысяч знаков с учётом пробелов), миниатюра в жанре мистика (тема: «Мёртвая голова»; объём: 6-8 тысяч знаков с учётом пробелов) и рассказ в жанре исторической фантастики или фэнтези (объём: 7-20 тысяч знаков с учётом пробелов). Подробные условия участия можно прочитать в официальном ЖЖ «ФанCity»:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Знакомые всё лица
Прежде чем описать своё восприятие, каким я вижу «ИгроКон», хотелось бы познакомить читателя с двумя отзывами.

Азгануш Рузавина (Pandora's Box Studio):
Впечатление от «Игрокона» очень тёплое, встретила всех знакомых, друзей в одном месте, особенно поразило то, что когда люди проходили через 1 этаж, казалось, их не так много, но когда поднялась на 2 и 3 этажи, услышала такой шум, такое количество людей, что от неожиданности даже остановилась.
Было много семей, молодых пар, которые приходили просто поиграть, за столами не хватало места, на пол ещё не пересели, но всё шло уже к тому. Показалось, что состоялся какой-то праздник. Организованно было всё очень профессионально.

Дарья Родионова (на фотографии справа):
«Игрокон-2013» встретил нас дружелюбно. Поразила приятная атмосфера, да, немного суетная, но в этом-то и прелесть. Когда смотрели, с каким энтузиазмом люди играют в настольные игры (а ведь многие созданы по фантастическим и фэнтезийным мирам, нашим любимым мирам!), мы понимали, что любовь к книгам будет всё-таки жить вечно. Пусть даже и воплощается она сейчас в несколько иной форме. Игровой.
Для журнала «ФанCity» эти два дня были очень плодотворными и полезными. У нас появились поклонники, новые партнёры (спасибо, «Игровед» и «Правильные игры»), сдружились с "Hobby Games", «Тесерой», «Звездой». Так как в последующих номерах журнала мы расширяем рубрику «Настолки», нам было полезно узнать, какие игры находятся на пике популярности, чтобы написать по ним интересные обзоры для любителей настольных игр.
«Игрокон-2013» — это целый мир, мир фишек и карт, мир улыбок и разгорячённых споров... Этот мир запомнится нам надолго. И если честно, очень бы хотелось окунуться в него в следующем году.
А теперь, как и обещал, постараюсь передать своё видение этого фестиваля.
Главный недостаток «ИгроКона-2013» (и его победа) — неожиданно большой наплыв посетителей, которым просто не хватало игровых столов, пространства и гейм-мастеров. На первом этаже висел план территории (с расположением всех зон и графиком мероприятий), но его стоило бы вывесить прямо напротив входа, а также было бы нелишним поставить рядом витрину с тем же планом, только в виде листовок, чтобы каждый желающий мог взять его с собой.
Второй минус текущей версии фестиваля — присутствие далеко не всех игроков российского рынка настольных игр. Хотелось бы, чтобы «ИгроКон» превратился в самое масштабное мероприятие в своей нише.
Напоследок выскажу небольшое предложение организаторам (и причина его не в лени и не в том, что пришлось немало побегать в погоне за новостями и слухами). Хотелось бы видеть в следующие разы конференц-зал и то, для чего он предназначен:
Хотелось бы, чтобы «ИгроКон» превратился из большой и красочной игротеки в серьёзное событие, собирающее вместе бо́льшую часть профессионалов индустрии, журналистов, блогеров и других заинтересованных в процветании настольных игр в России лиц, и готовое влиять на этот процесс.
Об «ИгроКоне» написано уже немало. Я постарался собрать все ссылки на материалы по фестивалю в одном месте.
Hobby World:
Блог Юрия Тапилина:
Блог Максима Трофименко:
Блог «Настольные игры в Казахстане»:
ludofan.ru:
«Настолкомания»:
ЖЖ «Барабаны войны»:
MeepleNEWS:
«Два в кубе»:
ФанCity:
«Навигатор игрового мира»:
Официальный сайт Сергея Голубкина:
«Тесера»:
(P.S. В статье использованы фотографии из официальных групп «ИгроКона» и издательства Hobby World в социальной сети «ВКонтакте», а также из блога «Настольные игры в Казахстане».)