С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... | |
С миру по нитке [22.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... |
9.6526 |
- |
Я стараюсь писать свои истории так, чтобы каждую можно было читать независимо от других. Но в этой истории очень трудно удержаться от бесчисленных отсылок, как к другим моим статьям про события 19 века, так и современным реалиям. Но я постараюсь себя сдерживать. Надеюсь, это не сделает текст менее понятным.
А начать всё равно хочется с современности. Напомнить так часто звучащие в последний год стенания о безнадёжно загубленной репутации россйиских настольщиков в мире, о постоянных плагиатах, заимствовании и т.д. Вот на фоне этих рассуждений и хочется рассказать о первом полувеке существования одной из самых известных настольных компаний мира.
История появления на рынке компании братьев Паркер достаточно известна. Т.к. я хочу рассказать о том, как компания заняла лидирующее положение на рынке, то эту часть истории перескажу кратко. Изобретателя игр и основателя компании Джорджа С. Паркера (George S. Parker) полностью звали Джордж Свиннертон Паркер. История компании началась с того, что, играя в какую-то скучную и нравоучительную игру, Джордж придумал, как сделать её интересной — он добавил в игру деньги. Получившаяся игра так понравилась автору и его друзьям, что он потратил 40 долларов на печать 500 экземпляров игры и обогатился после их продажи на 100 долларов. После чего появилась компания Geo. S. Parker Co., которая, после присоединения к бизнесу и других братьев, была переименована в Parker Brothers. На момент выхода первой игры Джорджу было 16 лет.
Что представлял собой рынок настольных игр в 80-е годы 19 века в США? Как я раньше писал, очень популярны были игры «Особняк счастья» и «Игра в жизнь», скоро, в 1886 году, выйдет ещё один хит — «Посыльный». Крупных игроков на рынке было только трое: Мильтон Брэдли, Братья Маклафлин (первыми наладили производство детских книжек с цветными картинками, настольные игры для них пусть важная, но не основная ветвь бизнеса; и после смерти в начале 20 века того из Маклафлинов, который был художником, настольный бизнес был продан компании Брэдли) и «Селшоу & Райтер» (компания прославится вместе со «Скрэбблом» во второй половине 20 века, а в 19-м пока она крепко стоит на ногах, получив патент на производство и продажу на территории США «Людо» («Пачиси»)). Т.е. рынок США по сравнению с Европой был развит достаточно плохо.
В первые годы существования компании Джордж издаёт свои игры. Выходит карточная игра «Айвенго» и шахматно-шашечного типа стратегия «Рыцарство» (Chivalry). О последней Джордж заявляет, что это лучшая игра из созданных человечеством за последние 2000 лет. Однако в продаже игра полностью проваливается. Почти через полвека он опять издаст эту игру с небольшими изменениями в правилах под названием «Камелот» (Camelot).
Поле «Камелота»
И вот где-то в этот момент Джорджа осеняет. И он меняет стратегию. Начинает более внимательно следить за новостями рынка и в своей стране, и в Европе. Умирает последний из братьев Ives (да, тогда был моден семейный бизнес), и братья Паркеры покупают права на игры этой компании. В том числе и на популярный «Особняк счастья». Выстреливает Messenger Boy — в 1889 году компания издаёт Office Boy, клон популярной игры. Популярны книги Твена? А вот вам игра «Недотёпы за границей», названная по первому роману Твена. Марк Твен лично приходит разбираться, кто посмел так нагло нарушать его авторские права. В результате в издательстве Паркеров печатается очередной тираж игры Твена Memo-Builder. Вступила Америка в войну ради приращения территорий — получите аж серию игр War in Cuba, The Siege of Havana, The Battle of Manila... В Европе в моду вошел пинг-понг — пожалуйста, теперь и в Америке можно его купить. Фирмы братьев Паркер.
За конец 19 — начало 20 века, пожалуй, только одна более-менее своя игра вышла в этом издательстве. «Через континент». Игра на основе гуська. На поле изображены железные дороги США, каждый игрок тянет карту с городами, которые он должен посетить. Потом бросается кубик и двигаются фишки. Изюминка в том, что каждый сам выбирает свой маршрут.
Ну и теперь мы добрались до короткого загадочного промежутка в истории компании, когда она стала действительно одной из лидирующих фирм в своей отрасли. С каждой из нижеописанных игр, выпущенных за короткий период 1903-1906 годов, связана какая-нибудь загадка.
И, раз уж речь пошла о загадках, пора рассказать о Спящем пророке. Такое прозвище в США получил Эдгар Кейси. Вырос в бедной семье, после тяжёлой болезни в 1900-м потерял голос. В 1901 году под гипнозом экстрасенса заговорил, но, выйдя из транса, опять потерял голос. Так он и посещал экстрасенсов, пока на одном сеансе не рассказал, что надо с ним делать, чтобы голос вернулся. И действительно — голос вернулся. С тех пор Кейси зарабатывал себе на жизнь, давая медицинские советы и предсказания о будущем, находясь в состоянии гипнотического транса. Говорят, что за 43 года практики медиума он излечил несколько сотен больных. И оставил предсказание, что в 2001 году земная ось сместится и в районах с холодным климатом станет тепло.
И на ниве геймдизайна Кейси тоже поработал. Хотя столь же странно. На BGG в авторах игры Pit указаны 3 человека. Хотя автором является только один — Гарри Гевитт. Он запатентовал игру и с 1903 года выпускал её в своём издательстве. В 1904 году с этой, только отредизайненной игрой Кейси пришёл к Паркеру. И братья Паркеры под тем же названием начали издавать новый вариант. За первый год продаж было продано более 500 тысяч экземпляров. А на вопросы Гевитта ответ простой: мы честно купили права у Кейси, все вопросы к нему. А Кейси — в трансе. Какие вопросы?
Вот тут братья Паркеры решили сделать ставку на карточные игры.
Шерлок Холмс (1904) — очень быстро стал игрой «Великий детектив». Почему было изменено название — загадка. Скорее всего, Артур Дойль был не таким уступчивым, как Марк Твен, и название пришлось убрать по его настоянию. Игра могла бы иметь успех, если бы не (по моему мнению) ошибка в дизайне. Ведь это же классический Snap, когда при двух открытых одинаковых карточках игроки соревнуются в реакции. Но зачем же писать словами? Надо было рисовать картинки!
Так же не дала ожидаемого уровня продаж и следующая игра, Flinch — переложение карточной игры «Злоба и Ярость». Тут загадка в том, почему намного-намного позднее та же игра вдруг стала популярной под названием Skip-Bo?
А вот игра Rook опять принесла хорошие деньги издателям. Ведь тут как раз присутствует хороший просчёт рынка. Игра состоит из 57 карт — в четырёх цветах карты пронумерованы от 1 до 14 и карта Rook. Хоть игру прозвали «миссионерским покером», по правилам она ближе к бриджу. В каждой масти вы берёте карты от 5 до туза (т.е. до 14) и джокер (т.е. Rook). Сдаёте игрокам по 9 карт, а 5 откладываете в прикуп. После торговли её победитель берёт себе прикуп, сбрасывает 5 карт с руки и объявляет козыря. Отличие от бриджа — считаются не взятки, а победные очки. 5-ки приносят 5 очков, 10 и 14 — 10, Rook — 20.
Издание к 100-летнему юбилею. Судя по надписи на коробке о 48-страничном буклете правил, кроме базовых правил, появилось много вариантов.
Загадка этой игры мне кажется простой, но она тоже есть — почему в коробке с игрой 57 карт, если для игры надо 41? Давайте я придержу свой вариант отгадки до конца статьи.
Ну и вот после этих игр, из которых две оказались сверхуспешными, компания стала признанным лидером. Так что могла себе позволить эксперименты в смежных областях. И в ближайшее десятилетие новинками радовала больше любителей головоломок, чем настольных игр.
В начале 20-х Паркеры пусть не сразу, но уловили волну увлечения всем китайским и купили лицензию на маджонг. Правда, тут уж им пришлось безуспешно бороться с пиратами. Ряд других компаний начал выпускать маджонг со своими вариантами правил. А новые правила — новая игра. Зато неразберихи, по каким правилам в это играть, среди игроков хватало.
Ну и заканчивая домонопольный период компании, хочу упомянуть ещё 3 игры. Я же в начале писал, что права на «Людо» были у компании «Селшоу & Райтер». Давайте, я просто покажу поля игр компании братьев Паркер Pollyanna (1915) и Broadway (1917):
Ну а игра Sorry! 1929 года достаточно известна. Я только напомню, что это «Людо», в котором кубики заменены картами. «Паркер Броз.» производят эту игру с 1934 года.
А теперь мой вариант ответа на причину появления игры с таким количеством карт. Правила Rook могли быть любыми (и, судя по 48-страничному буклету, они и стали любыми). Тут важнее общество, которому предложили новую игру. Большое количество разных религиозных общин, в которых запрещена игра в карты. И общий пуританский настрой общества, неодобрительно смотрящего на азартные игры. И Rook лёгким движением руки превращается в колоду для любой карточной игры, даже более старых, где туз младше двойки. И на вопрос «А не в карты ли вы там играете, бесстыдники?» всегда можно ответить: «Да нет, детская игра от известного издательства». Главное, не проколоться в пылу азарта.