![]() |
Идут сборы на игру Interstellar Adventures |
Кооперативная головоломка про исследование космоса. | |
![]() |
Идут сборы на B.E.L.O.W.: Asylum |
Элитные агенты сражаются с потусторонними ужасами в психушке. | |
![]() |
Идут сборы на Druid Path |
Карточная соло игра про приручение зверей-Бистборгов и борьбу с темными друидами... | |
![]() |
С миру по предзаказу |
Предзаказы локализуемых игр за последние недели. | |
![]() |
Детектив для тех, кто вырос, но не разучился удивляться |
Друзья, мы открываем предзаказ на кооперативное детективное приключение «Винни-П... |
Перед вами текстовый пересказ доклада Ивана Туловского, директора проекта «Правильные игры», по теме «Разработка и производство настольных игр в России». Доклад был сделан в рамках второй ежегодной выставки-ярмарки «МИПЛ», в Красноярске. Текстовое переложение предназначено для тех, у кого нет получаса на то, чтобы ознакомиться с оригиналом, кому легче воспринимать текст, нежели аудио, кто хочет освежить материал в памяти...
В СССР мы знали шашки, шахматы, домино... Играли с нашими родителями в рисованную от руки «Монополию» или один из её советских клонов: «НЭП», «Кооператив», «Менеджер»... а на даче с бабушкой — в лото.
Прим. ред. В советские времена был доступ и к более замечательным играм, например, «Пиратам» или «Захвату колоний» Владимира Голицына (благодаря журналу «Пионер»). В журнале «Весёлые картинки» часто печатали простые игры из разряда «брось кубик, передвинь фишку на выпавшее число клеток, дошёл до финиша первым — победил». И, конечно же, все играли в разнообразные игры, для которых нужна только колода игральных карт. Позже, уже в России, встречались и другие клоны «Монополии», например, «Бизнес» и «Бизнесмен». Был свой клон «Стратего» («Сражение»), а также несколько замечательных игр компании «Летра-Релакс» («Чудовище Джио-Джанги» и «Геополитика» Леонида Кутырёва-Трапезникова, и т.д.), «Полководец», «Белая ворона»... всего и не упомнишь. Но, конечно же, культуры настольных игр, кроме шахмат и шашек, не было. Недаром на Западе до сих пор говорят, что у нас, наверно, только в шахматы и играют.
Единой классификации настольных игр не существует, поскольку игрокам удобнее анализировать их по одним признакам, продавцам и издателям — по другим, исследователям — по третьим. Классификация, приведённая ниже, подходит для знакомства с этим по-настоящему большим миром.
Прим. ред. Данная классификация напоминает принятую на BGG. Вот только в таком случае надо добавить абстрактные игры (Abstract Games — шашки, шахматы, го и подобные им игры, в которых главенствует логика и умение мыслить стратегически) и тематические игры (Thematic Games — игры, в которых важную роль играет атмосфера и тема, как правило, заимствованная из популярных книг, фильмов и т.д.).
20 лет спустя у нас выпускаются не только локализации зарубежных игр, но и разработки местных авторов. В этом году на выставке Spiel (Эссен, Германия) были представлены уже четыре российские компании! В России сегодня более 16 издателей настольных игр и более 40 издаваемых российских авторов, специализированные магазины в 42 городах, игротеки в разных городах и «МИПЛ-2011», первая российская выставка, посвящённая исключительно настольным играм.
Прим. ред. Более того, начали появляться многочисленные прототипы российских и украинских разработчиков, знакомых с современными настольными играми не понаслышке, и потихоньку выстраивается взаимодействие между авторами и издателями.
Издаваемые игры (в т.ч. в России) делятся на два класса: локализации и собственные разработки.
Локализации — это перевод и адаптация к нашим реалиям уже существующих на Западе настольных игр (и степерь локализации может быть разной).
Прим. ред. Например, самый простой способ «локализации» применяется интернет-магазинами, которые привозят игры, компоненты которых не содержат текста, и сопровождают их распечатками переводов правил. В данном случае не требуется лицензия, но и список игр ограничен. Издательства же приобретают права на издание определённых игр в России и берутся в числе прочих и за игры, на компонентах которых встречается текст. Кроме того, в таких случаях игры получают официальные русские названия.
Особенность российского рынка настольных игр такова, что мы снимаем сливки западной настольной индустрии. Та же «Монополия» издана на Западе в 1933 году. Т.е. у них настольные игры появились в докомпьютерную эру, а у нас — в «посткомпьютерную» (назовём её так). Считается, что в «Монополию» сыграли полмиллиарда человек, т.е. каждый 14-ый на планете. В таких странах, как Германия, в настольные игры играет каждый 2-ой или 3-ий. Конечно, есть страны, в которых дела обстоят далеко не так радужно.
В Европе, особенно в Европе, настольные игры развивались и развиваются. Количество изданных наименований уже исчисляется десятками тысяч и перевалило за 50000. На Западе поиграть в семейную игру — давно норма жизни. Даже после прихода компьютера настольные игры остались важной составляющей жизни, поскольку там это вросло в культуру.
У нас же всё было с точностью да наоборот. Грубо говоря, у нас была «Монополия» (шашки и шахматы), а затем пришли компьютерные игры. В 1995-2000 гг. они почти полностью забрали аудиторию настольных игр. После 2000 г. наши компании потихоньку возвращают людей к настолкам, возрождают культуру (позволяют познать заново). И в Россию сейчас приходит опыт, накопленный Западом за пятьдесят лет. Локализуются игры, которые в России считаются новинками, а там — уже проверенными временем хитами. С другой стороны, у нас нет того разнообразия. На выставке Spiel в этом году было целых 12 павильонов, заставленных настолками!
Локализованных игр пока будет больше, чем местных, поскольку они уже проверены на игроках и готовы к производству. Это отлично, поскольку помогает за достаточно короткое время познакомиться с настольными играми и наверстать упущенное, а также сформировать базу для создания и издания качественных российских игр.
В России есть компании, которые выпускают свои собственные настольные игры. Часть из них признана и за рубежом.
Большую часть каталога «Звезды» составляют собственные разработки, а их новая военная игра с миниатюрами — «Великая Отечественная. Лето 1941» — успешно продаётся и за рубежом; в 2012 году в России и на Западе выйдет «Гегемония», игра Германа Тихомирова.
В каталоге «Мира Хобби» встречаются русские игры (например, «Коронация», «Берсерк», который уже обзавёлся англоязычной версией, и «Метро 2033», вторая редакция которого выйдет в следующем году на Западе). В этом году в Эссене были продемонстрированы англоязычные версии игр «Игрологии» (например, «Свинтуса»).
«Правильные игры» выпустили англоязычные издания «Зельеварения», «Эволюции», «Ордонанса» и «Загадки Леонардо» (оставаясь в числе немногих компаний, которые не выпустили ни одной локализации, а сосредотачиваются на играх местных авторов).
Локализации и игры российских авторов выпускает «Мосигра» (и «Магеллан»).
В прошлом году была основана компания Status Belli, которая продвигает на территории России варгеймы (как своих авторов, так и зарубежных).
В сегменте детских игр успешно работает компания «Простые правила». «Технолог» выпускает детские игры со сборными пластиковыми миниатюрами. «Стиль жизни» («Игровед») — локализации семейных игр.
Играми местных авторов успели отметиться и другие новички рынка: Zany Family («Спаси праздник!») и «Сквирл» (12 «Стульев»). Отметился настольной игрой «Московский комбинат игрушек» («Братство девяти. Гексостратегия»).
В своё время на базе магазина «Триоминос» возникло издательство «Взрослые дети», на счету которого уже 6 локализаций: «Пандемия», «Экспансия», «Киклады», «Соло», «Частная коллекция» и «Продано!».
Особо стоит отметить локализацию «Карманных сражений. Орки против эльфов» (ведь в данном случае официальное русское издание выпущено мультиблогом oflex.ru). Игорь Краснодымов пошёл ещё дальше, миновал российский рынок и сразу представил свою игру The Hunting Village в Эссене. Подобный подвиг, только годом ранее, совершили Денис Лоншаков и Александр Тараненко, представив на выставке Spiel стратегическую игру «Рутения».
В прошлом была выпущена коллекционная карточная игра «Небожители» (компанией «Студия электронных развлечений; ей же издана карточная игра «Большой куш»). Студией «13 Рентген» была разработана и выпущена коллекционная тактическая игра «Диктатор-контроль». Практически первопроходцем был Леонид Кутырёв-Трапезников.
Прим. ред. Наверняка, мы что-то упустили. Кроме того, в разработке множество игр российских и украинских авторов (активных участников сообщества). В Украине особенно активны братья Дембицкие (Eastern Forge Games), а также свою игру готовит monkey. Разрабатывает свою игру Александр Беляков. Карточная игра Константина Горбунова («Сказки») доберётся до магазинов в следующем году. Работают над новыми проектами Максим Трофименко и Эльман Гасими...
Издать игру можно либо своими силами, либо через издателя. Поскольку для первого способа нужны немаленькие капиталовложения, сосредоточемся на втором.
Издателям знакомы тысячи игр, и они уже на первый взгляд могут сказать, заинтересованы ли в развитии той или иной идеи вплоть до издания. А решение зависит от изюминки идеи и комплектации (понятное дело, чем меньше и проще нужно компонентов для игры, тем выше шансы на издание).
К сожалению, большая часть авторов пока не опираются на западный опыт, и их идеи напоминают знаменитый интернет-мем про «корованы»:
— Здравствуйте, у меня есть обалденная игра с картами и про эльфов. Хочу издать.
Например, из 10 игр, присылаемых в месяц «Звезде» на рассмотрение, лишь одна достойна хоть какого-нибудь внимания. К сожалению, пока что не сформировалась культура общения между разработчиками настольных игр и издателями, но лёд тронулся.
Прим. ред. Советую прочитать следующие статьи:
Чтобы идея понравилась издателю, её сначала надо довести до кондиции.
1. Самое важное в игре — сочетание механики и тематики, и когда автор чётко представляет связь между ними, поскольку интерес представляет спайка интересной механики с хорошо предложенной тематикой. Если автор понимает, что он хочет сделать, это хорошо.
Механика игры — это голые механизмы взаимодействия игроков и игровых компонентов. Например, вот вам простейший пример. В игру играют два игрока, каждому из них выдаётся свой комплект из всех карт одной масти обычной колоды игральных карт. Каждый раунд игроки одновременно выкладывают по карте с руки на стол, рубашкой вверх, а затем переворачивают их. У кого карта достоинством выше, тот забирает обе карты себе в качестве взятки. Как только карты у игроков закончатся, победителем объявляется игрок, набравший больше взяток.
Тематика (или сеттинг) — тема игры, её антураж. Например, приведённая выше игра может оказаться дуэлью между эльфом и орком или противостоянием двух античных государств.
2. Тестирование, тестирование и ещё раз тестирование. Для издателя важно, чтобы автор поиграл в своё творение хотя бы с друзьями раз 20. Чем больше, тем лучше (ещё лучше, если в разных компаниях, как по полу, так и по возрасту, в т.ч. смешанных, и т.д.). Пока же авторы в лучшем случае до подачи идеи издателю играют в свои игры раза 2-4.
По последним требованиям немецких издателей, для которых важно качество, тестирование занимает от года и более. Только тестирование! Т.е. уже есть идея, готовятся иллюстрации, игра ездит по выставкам и прочим мероприятиям и проверяется разными аудиториями на практике, но до полной готовности игры пройдёт ещё больше года. При этом могут смениться не только правила игры и механические нюансы, но и тематика.
3. Правила. Очень большая текущая проблема — авторы приносят или присылают игры без правил. Обычно игра создаётся как-то так: пришла идея, сыграл с друзьями, закрепил, добавил ещё что-то, сыграл с друзьями и т.д. В итоге базовые правила, закреплённые на бумаге, остались в прошлом, а полная схема происходящего на столе хранится только у автора в голове.
На выставке в Эссене издатели не слушают, каковы рейтинги продаж игры, её восприятие у аудиторий... Они сразу просят выслать им правила игры на английском языке.
Издателю нужны полные правила игры, по которым можно научиться играть в игру, не прибегая к помощи автора.
4. Маркетологам важны итоги партии: время, чем кончилась игра, каков фидбек (обратная связь, т.е. отзывы). Если автор составит «плейлист» (отчёт, в котором всё это будет), у проекта перед издателем больше плюсов. Чем меньше работы для издателя — тем быстрее игра появится в продаже. Этот пункт не является обязательным, но желательным, это точно.
5. Презентация. Для того, чтобы дать издателю представление об игре, хватает листа А4 (одной страницы в MS Word). Больше уже излишне, ведь издателей мало, а авторов — много. В презентации достаточно описать, в чём суть игры (буквально в двух словах), её концепцию. Т.е. то, что заставит издателя прочитать приложенные к презентации правила. Также можно прислать картинки (но не обязательно).
Работа с авторами приходит к стандарту, и автор может рассчитывать на один из следующих видов гонорара:
Сегодня со своими идеями можно обращаться к следующим издателям (сортировка по алфавиту):
Есть один человек, который уже несколько лет с достойной уважения настойчивостью охотится за издателями. (: По этой причине есть просьба ко всем авторам: очень хочется, чтобы вы подавали свои идеи в виде, описанном выше. Чем проще издателям рассматривать проекты, тем быстрее и больше проектов они смогут рассмотреть. Надо работать над собой и авторам, и издателям.
Например, в этом году «Мосигрой» была организована игротека для разработчиков. Очень интересное мероприятие, в котором участвовали несколько издателей и 41 автор! Первый отбор прошли 58 проектов, а на презентацию одной игры выделялось всего 5 минут. Заинтересованность со стороны издателей в играх местных авторов наблюдается. Например, «Правильные игры» уже заключили договор с автором и выпустят игру в первой половине 2012 года. Итог игротеки: наши авторы будут издаваться! Кстати, в следующем году также планируется подобная игротека, диалог между разработчиками и издателями, мост между идеей и изданной игрой.