Наконец-то добрались до новинки 2011 года - космической стратегии Eclipse. Игра представляет собой своеобразный аналог компьютерной "Master of Orion" - множество звездных систем, космический флот, возможность проектирования своих кораблей из компонентов.
Прежде чем устраивать столкновение нескольких игроков, мы решили сыграть вдвоем.
Выдавливание и раскладка игры заняла около часа-полутора - компонентов много. Качество выдавливания отличное - но огромное количество разнообразных тайлов заставило попотеть, разбирая их по группам. Помимо необходимых компонентов, игра включает в себя множество запасных частей - практически, к каждому виду тайлов.
Наконец, вздохнув с облегчением, мы приступили к игре. Первое, что настоятельно могу рекомендовать - перед запуском первой партии крайне желательно, чтобы игроки изучили правила. Правила написаны очень обстоятельно, с вниманием к каждой мелочи - в ходе игры у нас не возникло ни одной спорной непредусмотренной ситуации. В целом, правила нельзя назвать особо сложными, но процесс игры (а он и так будет длительным) будет значительно улучшен. Мы оба правила прочитали.
Поле игры состоит из шестиугольных тайлов, постепенно соединяющихся между собой, когда игроки исследуют секторы галактики. В начале на столе есть только стартовые позиции и Центр Галактики, защищенный специальной защитной системой GDC. Соседние секторы далеко не всегда соединены между собой - между тайлами есть "дорожки", черные дыры, через которые корабли могут пройти. Но эти секторы есть не на каждом ребре тайла, посему расстановка тайлов при исследовании оказалась весьма важна.
Помимо разрастающейся карты галактики, потребуется место для индивидуальных полей каждого игрока (примерно размер А4) и общего большого поля, где размещаются карточки технологий и частей кораблей.
В целом, раскладка на двух игроков заняла целый БОЛЬШОЙ стол, заполненный довольно плотно. Места требуется не меньше, чем на Starcraft.
Игра имеет оригинальную экономическую систему, чем-то напоминающую систему ресурсов Power Grid или систему в Hansa Teutonica - ничего считать не надо, все текущие расходы очень наглядно представлены на индивидуальных полях. В начале каждый игрок заполняет кубиками и дисками все клеточки на своем индивидуальном поле, остается лишь окошко, где и показана цифра текущих доходов (расходов). По мере снятия кубиков, цифра доходов растет, а по мере снятия дисков (действий) растет цифра расходов. Всегда видно, когда пора остановиться, чтобы не впасть в банкротство (процедура банкротства в игре довольно неприятна). В конце хода легко вычисляется разница и "казна" либо уменьшается, либо увеличивается. В целом, индивидуальные поля очень продуманы, на каждом шагу нарисована подсказка - практически все правила новичку можно объяснить, используя только индивидуальное поле.
Каждый ход выглядит так: игроки по очереди совершают действия,снимая диски со своего поля и увеличивая таким образом расходы. Игроки сами решают,когда надо остановиться и спасовать. Среди действий - исследование новых секторов, перемещение кораблей, захват пустых секторов, исследование технологий, улучшение кораблей.
Несомненная фишка игры - проектирование своих звездных кораблей. Каждый игрок может спроектировать три различных класса - истребители, крейсеры, дредноуты, звездные базы. В начале игры определенные проекты уже имеются (нарисованы на поле). Используя доступные технологии, игрок получает тайлы новых компонентов и устанавливает их на проекты, закрывая старые запчасти. Процесс продумывания этих проектов чрезвычайно приятен. Создать можно абсолютно все, что хочешь - либо неповоротливый, но бронированный "танк", либо скоростной ракетоносный истребитель, либо высокотехнологичный дредноут, ощетинившийся множеством пушек и лазерными щитами... Компонентов - порядка двух десятков, так что есть из чего выбрать.
Экономика игры проста - есть три вида ресурсов, каждый используется только по своему прямому назначению или конвертируется по грабительскому курсу (2:1 или 3:1). Поскольку каждый ресурс идет строго на определенные цели - оплата действий, исследования и строительство - то вопросов возникает немного - сразу видно, что можно себе позволить на текущем ходу. Звездные системы сильно различаются по своему "качеству" - заселяться где попало - верный путь к экономическому коллапсу - когда начинает не хватать действий. После первой партии я пришел к выводу, что заселять следует только ценные планеты и обязательно развивать Advanced возможности заселения, когда одна планета может работать за троих. Количество дисков сильно ограничено.
Очень важную роль играет ориентация тайлов звездных систем - можно легко перекрыть путь определенным противникам, например, у нас сложилась ситуация, когда пройти к сопернику было возможно исключительно через центр галактики.
Партия началась с активного исследования окружающих нас звездных систем. Мы начали заселять все планеты подряд, а потому быстро столкнулись с проблемами в экономике. Роман успешно успел их решить, развив науку Advanced Economy, а вот я несколько застрял. Ко 2-3 ходу я понял, что экономически Роман уже сильнее, а потому решил сосредоточиться на флоте и войне. Мне удалось взять ценные исследования - улучшенные корпуса кораблей, плазменные пушки, мощная энергостанция, позитронные компьютеры. Постепенно улучшив се эти компоненты, мой флот стал продвигаться к системам Романа, захватывая по пути нейтральные системы (зачастую защищенные Древними кораблями).
Наука в этой игре очень важна - особенно военные технологии. Дело в том, что на общем поле доступно для исследования всего несколько (12 из примерно 40) технологий. И если один из игроков взял технологию, то другому она уже достанется только, когда еще раз выпадет (каждый ход добавляются 4 тайла технологий). Это очень неприятно, особенно (как у нас и случилось), когда кто-то уже скупил все лучшие военные науки. Роман вынужден был застрять в военном развитии на несколько ходов. Флот он строил, но компоненты были устаревшие.
Единственный шанс избежать раннего военного столкновения был поставить преграду в виде непроходимого сектора и Роман успешно с этим справился, развернув тайл звездной системы на моем пути так, что пройти невозможно. Флот, упершись в преграду, да еще вдали от родных планет, немного струхнул - ведь армада Романа, пусть и устаревшая, уже стояла вблизи центра галактики.
На военном совете было принято волевое решение - оснастить корабли фузионными двигателями, чтобы быстро вернуть их к дому. Снова мы оказались впереди оппонента. В древней звездной системе был обнаружен большой запас ресурсов, который мы использовали для строительства дредноута, представлявшего из себя просто толстенный бронированный корпус.
Тем временем, Роман оттянул часть сил из центра на уничтожение древнего корабля в своих тылах. Игра близилась к концу и, несмотря на то, что дредноут еще не успели оснастить современными компонентами, было принято решение атаковать на Центр Галактики!
Весь мой флот - 4 истребителя, 4 крейсера и дредноут решительно смели защитную систему центра и захватили его. Теперь я уже был уверен в победе, но ситуация сложилась исключительно благоприятная. Вражеские силы оказались разделены на две части. Поэтому, связав подходящие крейсеры противника своими истребителями, мы обрушились крейсерами на основные силы Романа. А дредноут, который к тому времени уже оснастили современным двигателем, атаковал родной мир Романа. Противник в этот ход напряг все свои силы, исчерпав до дна финансовые ресурсы. Сражения произошли в четырех местах галактики, но главные битвы мне удалось выиграть и несчастное население двух лучших планет Романа было уничтожено нейтронными бомбами. Еще две планеты он вынужден был оставить в результате разразившегося финансового кризиса. В итоге у него осталось всего две планеты на захолустье галактики. Победа была полной.
Что могу сказать по игре. Сначала по достоинствам. Если бы это была компьютерная игра, можно было бы сказать - "прекрасный интерфейс". Все продумано до мелочей, для всего есть место, везде подсказки, механизм игры рассчитывает все расходы и доходы. Замечательная система проектирования кораблей! Действительно удачно все сделано. При этом компоненты действительно СИЛЬНО влияют на исход боя - далеко не все зависит от кубометания - доля удачи не слишком сильна. Игра протекает в меру быстро, на двоих первая партия прошла за 3 часа, но при этом часто заглядывали в правила. Думаю, что вторая партия заняла бы не более 1,5-2 часов. В принципе, нет особого даунтайма, хотя при игре более 2 человек, возможно, некий даунтайм будет - но не более, чем в Старкрафте.
Из недостатков - в начале игры несколько нудно кидать кубик 10 раз, дожидаясь, когда у кого-то выпадет шестерка. Впрочем, новые технологии все меняют. Раскладка компонентов занимает длительное время, каждый ход надо тянуть технологии и их раскладывать по полю. Количество дисков для колонизации и действий сильно ограничено - но это стимулирует к захвату именно ценных планет ("месторождений ресурсов"), как оно и бывает в жизни, так что это недостатком не назову.
Итого - вполне достойная космическая стратегия, не затянутая, динамичная и напряженная.
Плюсы:
- легко масштабируется (2-6 человек);
- правила несложные, продуманные;
- "интерфейс" интуитивный, понятные подсказки на полях
- продуманная игровая система;
- случайность кубиков в боях сильно нивелируется развитием технологий;
- игра очень динамичная и напряженная
- игра очень стратегичная - из-за ограниченности действий, приходится строить далеко идущие планы (в отличие, например, от Starcraft, где каждый ход - отдельная головоломка)
Минусы:
- длительная подготовка;
- длительная партия (думаю, не менее часа на каждого игрока) - для меня терпимо;
- неправильная стратегия или даже решение легко приведет цивилизацию к краху, все может быть уничтожено буквально за один ход;

9.5
Вот как быстро обзор накатал.
Стоит в субботу сыграть в нее впятером?
Впятером - было бы круто. В принципе, если все опытные игроки, можно быстро объяснить правила.
Спасибо за обзор и впечатления. Надо хорошенько всё взвесить :)