маленькие хитрости (часть 1): http://tesera.ru/user/Kahag/thought/381216/
Эту статью начнём с того, как поставить в сёги «детский мат». Вообще-то, в принципе сделать это маловозможно[1], но всё же, есть простая, быстрая и очень эффективная атака (на которую, впрочем, ловятся только новички).
Атака основана на том, что, при начальной расстановке, ладьи стоят напротив слонов (а слоны нацелены друг на друга), при это ладьи контролируют поля по своей вертикали, слоны же не контролируют даже поле прямо перед собой (как говорят японцы – у слона лысая голова[2]).
Итак. Суть атаки (как и прочих «рашей») строится на откровенном продвижении вперёд, без создания каких-либо подготовительных позиций, отвлекающих манёвров и, тем более – оборонительных приготовлений. Всё, что делает один из игроков – это четыре хода подряд, откровенно, продвигает вперёд ладейную пешку и, наконец, превращает её. Игра на этом не завершена, но атакующая сторона получает в руку пешку, превращает свою пешку и/или ладью, открывает линию ладьи, берёт слона противника и прорывает его оборону. Понятное дело, что, при таких потерях, дальнейшая игра бессмысленна.
Защитой же от этой атаки является простое выдвижение золотого генерала[3] (на самом деле – тут много вариантов защиты, но, до тех пор, пока игрок не разобрался, что к чему в сёги ему стоит всегда выдвигать именно золото). В этом случае, когда ладейная пешка сделает три хода (став перед слоновой пешкой) – она может быть съедена ею.

В сущности – ладейная пешка может быть съедена и если золото не выдвинуто, но тогда её тут же съест сама ладья, на запоздалую же попытку поднять золото последует сброс пешки на голову слона, который тут же будет съеден (при этом эту пешку не может брать золото, так как её защищает ладья, которая сама съест золото).

В этой связи можно отметить, что вообще существует множество запоздалых защит от описываемой атаки, но учитывая огромное количество выгод, следующих из атаки, решение запоздалой защитой некоторых из них – всё равно оставляет атакованную сторону с массой проблем, практически несовместимых со сколько-то приемлемой игрой.
Поэтому, единственной действительно приемлемой защитой является раннее предотвращение атаки, что, повторяю, для начинающего игрока, означает единственно-адекватное выдвижение золота. В этом случае, после съедения пешки ладьёй, взятая ранее пешка попросту сбрасывается, теперь уже защищённая золотом – и ладье приходится отступить. 
Но не пытайтесь защитить слона до того, как возникла угроза – в этом случае противник (скорее всего) попросту не будет атаковать по флангу слона, а постарается сместить атаку в центр или вообще на другой фланг. И тогда вы, во-первых, совершенно без пользы потратили ход, во-вторых – отвели золото, являющееся одной из сильнейших фигур в принципе и особенно в защите, от места, где вам как раз и придётся защищаться.
Что-то понятно? Соберитесь с силами, дальше будет сложнее.
Дебют четырёх ферзей в сёги.
Теперь рассмотрим ещё один способ защиты от этой атаки (да-да, я сам настаивал, что новичку надо знать только поднятие золота; но, если вы дочитали до сюда, думаю, дальше вам будет интересно).
Посмотрим, что будет, если вы играете белыми (напоминаю – в сёги, как и в го, и в рэндзю, первыми ходят чёрные) и противник применяет описанный метод атаки.

Итак, вы оба избрали один дебют и, сделав по два хода, продвинули вперёд ладейные пешки. Теперь (ловкость рук и никакого мошенничества) внимательно следите за изменениями в диаграммах и за пояснениями – описывается очень интересный и немало дающий в плане правильного понимания сёги пример:

Чёрный игрок первым атаковал, подведя свою пешку на опасно близкое расстояние к вашим позициям; она тут же была захвачена, но и противник, имея защищающую ладью уничтожил вашу пешку. Теперь:

Вы ХЛАДНОКРОВНО продвигаете свою пешку далее. У противника есть два атакующих продолжения и одно защитное:

1-ый атакующий: ну это самый простой случай. Его, вероятно, выберет совсем неопытный игрок, применивший эту атаку по наитию. Его ладья без толку впёрлась в ваш лагерь и даже превратилась; однако она не может брать слона (он защищён серебром), не может взять пешки по сторонам от себя (защищены конём) и, хотя превращённая ладья (то есть император-дракон) получает возможность ходить ещё и на одну клетку по диагонали, все эти поля также бьются – поля позади дракона находятся под ударами пешек, впереди справа мешает ваше копьё, а впереди слева – золото и серебро. При желании вам даже будет нетрудно отогнать дракона, но, в данный момент он вам ничуть не мешает; не имея возможности двигаться в вашем лагере, он итак имеет только один путь – назад. У вас же есть цели поважнее – в ход, следующий за тем, как дракон вторгся в ваш лагерь, в лагерь противника ворвался ваш токин, который вот-вот съест слона (и, хотя токин будет уничтожен, вслед за ним сразу ворвётся ваша ладья, вы создадите своего дракона).

2-ой атакующий: опытный же игрок сделает так. Тут всё серьёзней – пешка противника оказалась на голове вашего слона и, хотя она слабее токина – со слоном можно распрощаться, так как в силу слабой начальной позиции слон не имеет хода, пока он не открыт ему сдвигом одной из окружающих фигур[4]. Но на вашем счету уже итак две пешки, плюс обратите внимание на позиции ладей: для вашей открыта и вертикаль (благодаря чему она прикрывает вторгнувшегося токина и, хотя вражеский слон защищён серебром, вы сможете взять это серебро, ворвавшись в лагерь противника), и горизонталь (вследствие чего ваш слон прикрыт не только серебром, но и ладьёй, так что, реши вы отбиваться, вы сможете это сделать, в отличии от противника).
Для вражеской же ладьи горизонталь закрыта рядом ваших пешек, вертикаль же ей не особенно доступна по описанной выше причине – горизонтальная сила вашей ладьи позволяет контролировать свою линию, так что вперёд противнику не прорваться и всё, что он может сделать – отступить после размена слонов (который приведёт к вашему преимуществу ввиду сильной ладьи). Дополнительно стоит отметить, что далеко выскочившая ладья сама по себе является прекрасной мишенью, особенно после ожидающегося вскоре размена слонов.

Защищающий ход: ну и, пожалуй, лучшее (из худшего) что может сделать ваш противник это отобрать вашу продвинувшуюся пешку. Что ж, это обеспечивает ему наличие до 2-х пешек в руке и возможность сбросить одну из них на голову вашего слона. Вот только он немножко не успевает – дело в том, что ВЫ первым успеете сбросить с рук вашу единственную пешку, но и её хватит для того, чтобы слона первым взяли вы. При этом, также, никуда не деваются ни сила позиции вашей ладьи, ни слабость ладьи
противника.
Итак – подобно шахматному дебюту четырёх ферзей, этот дебют, разыгранный одновременно, приводит к резкому наращиванию сил (путём захвата слонов[5], получения токинов, в перспективе – превращения ладей и вообще прорыву по флангам), но резкой особенностью сёги является то, что, правильно разыгранный, дебют идёт на руку второму игроку. Отсюда следует сделать такие выводы:
«E2-E4» в сёги.
Что же это за зверь, упомянутый в названии – «богин»? И вообще – зачем так долго разбирается «ловушка для новичка» – было бы достаточно показать, как защищаться от неё – и дело с концом! Но дело в том, что, вообще-то всё написанное это не просто ловушка или «детский мат».
Вообще – логика сёги построена на активном применении драконов – слона и ладьи, как сильнейших фигур. Особенное место, конечно, занимает именно ладья, которой удобно во-первых атаковать противника, оставаясь в своём лагере (что мы и рассмотрели выше), а во-вторых – её легко можно сместить на другую горизонталь, выбрав место для атаки[6]. И, соответственно, как в шахматных дебютах, очень неравномерно, выделают открытые (начинающиеся e2-e4; e7-e5), полуоткрытые (e2-e4; не e7-e5) и прочие, так и дебюты сёги делятся на статическую ладью, смещённую ладью и прочие изыски.
Таким образом, в самой рассмотренной выше идее нет ничего детского; ошибочным тут является не атака по вертикали ладьи, а надежда на то, что противник не знает, как защититься и слишком откровенный напор. Чтоб дебют получился – необходимо подтягивать ладейное серебро, стремясь создать на голове слона такой перевес в силах, что он будет, даже компенсировать прикрывающее золото; это должно выглядеть примерно так:

а называться и будет «богин» – карабкающееся серебро.
Здесь, однако, слегка приподняв завесу над самым интересным – я вынужден тут же и прекратить характеристику дебютов по двум причинам:
- во-первых, как уже отмечал в первой статье, я не считаю себя достаточно компетентным, чтоб преподавать такое (а, если б и считал – богин, как и многие дебюты, прекрасно разобран, на уровне вполне доступном новичку, например, в книге Аоно Тэруичи «Руководство по дебютам сёги» – и не только в ней);
- во-вторых, думаю написанное итак перенасыщено, для статьи, наглядным материалом – в то время, как даже для более полного раскрытия ситуации с взаимной атакой ладейными пешками, упомянутой в предыдущем пункте, понадобилось бы увеличить количество рисунков раза в два.
В то время, как я пишу эти статьи только чтоб продемонстрировать именно маленькие хитрости самым начинающим игрокам; те, кто не хотят засиживаться над теорией, предпочитая познавать всё самим[7], смогут, надеюсь, опершись на сказанное, представить возможности комбинаций – а также защититься от самой распространённой атаке на новичка.
В заключение, хотелось бы ещё раз вернуться к позиции:

хотя, как мы разобрались, здесь существует достаточно надёжная защита (впрочем, если богин играется верно, она, разумеется, требует подкрепления), её, всё же, нельзя назвать неправильной. Да, противник довольно легко защитится, но вынужден будет, для этого, применить пешку из руки, а вы свою сохраните.
На важность же пешек в руке я уже обращал внимание; таким образом, подобный порядок ходов вполне можно порекомендовать новичку, предпочитающему выжидательный стиль – и не спешащему переходить к борьбе; вместо неё он получит:
- пешку в руке (которая, в частности, может быть сброшена и снова на голову слона, если далее игрок, всё же, надумает играть богин);
- открытую линию для своей ладьи (при этом ладья может отступить от пешки, как на начальную позицию, так и на горизонталь перед своими пешками, создавая себе две доступные линии; правда такое положение ладьи уязвимо и вряд ли новичку стоит пытаться его использовать);
- при игре с новичком (или зазевавшимся неновичком) позволяет быстро выиграть партию.
Размен ладейной пешки – три выгоды.
Вопрос: как видите, я старался избегать записи в нотации, полагая, что она только усложнит восприятие, а лучше позиции усваиваются в описательном стиле. Я прав или нотацию, всё же, добавить?
P. S. В первую статью добавлены фотографии.
[1] Ведь идея такого мата строится на слабой позиции возле короля, а в сёги, помимо начальной позиции в три линии, не позволяющей быстро приблизиться к королю, ещё и каждое поле перед ним прикрыто, вначале игры, тремя фигурами – самим королём и двумя генералами.
[2] Тут уместно сразу ввести небольшую и забавную, но вполне принятую и удобную для описания позиций, терминологию сёги: поле непосредственно перед фигурой называется «голова», поля перед фигурой, но по диагонали от неё называются «уши», поля по бокам – «живот». Для полей сзади от фигуры я не встречал наименований (и, вероятно, их и нет), но, на случай если понадобятся, ввожу для них обозначение «ноги».
[3] Хотя «золотой генерал» и «серебряный генерал» звучит очень романтично – далее я буду говорить, как обычно и говорят в сёги, просто «золото» и «серебро».
[4] В отличии от шахмат, для сёги такое стартовое положение редкость. То же можно сказать только про коней.
[5] Объяснение, почему фигура в руках сильнее фигуры на доске см. в первой части.
[6] Всех, кто начнёт более-менее серьёзно изучать теорию сёги могут, даже, сбивать с толку размещения о статичной ладье и о смещённой. То есть – сами-то термины итак понятны, а вот когда что применять? Я долго не мог разобраться, пока не нашёл объяснение, выраженное самыми простыми словами – статическую ладью мы используем, когда намерены откровенно атаковать противника по той вертикали, на которой ладья и стоит; смещённая ладья нужна для случая, когда сначала маневрируем, примериваясь где напасть – а потом уже, выбрав место для атаки, ставим против неё ладью.
[7] В сёги это гораздо осмысленней, чем в шахматах, так как количество возможных ходов (особенно учитывая сбросы) гораздо выше, в то время, как теория сёги гораздо моложе.