Оценка пользователей
8.5028
Оценить:
-

Мушкет и пика: Fleurus. Проигрывать интересно!

время: 14 июня 2014 место: Москва

На игровом столе наконец-то старая добрая "мушкетопика"! Musket & Pike Battle Series заслуженно считается лучшей игровой системой на Тридцатилетнюю войну. Она отлично учитывает особенности сражений того периода: почти неподвижная артиллерия, легко увлекающиеся погоней за разбитым противником кавалеристы, неповоротливые "коробки" пехотинцев, учёт морали, построений и потерь в отрядах. Интересная система приказов и активации. Чтобы рассказать все подробности, надо писать несколько обзоров. К счастью, существует перевод правил на русский язык (спасибо Игорю Лукьянову), так что все желающие могут ознакомиться с ними.

На этот раз на нашем игровом столе - шестой модуль системы, свежевышедший Saints in Armor.  Он посвящён раннему периоду войны, когда конфликт носил преимущественно религиозный характер, поэтому и стороны в игре именуются католиками и протестантами.




Кстати, о протестантах. Почти все сценарии в модуле - это их сокрушительные поражения. Можно только удивляться, как же они не проиграли войну на этом этапе. Видимо, благодаря провидению. Но провидение, похоже, действовало не военными путями, поэтому в игре отражения не нашло. А вот для того, чтобы испортить протестантам обедню (в переносном смысле) на поле боя и отобразить их полную тактическую беспомощность, разработчики сделали всё, что можно было, и даже, на мой взгляд, чуть более того.

Во-первых, у протестантских отрядов низкая мораль, в этом сценарии 6, а в некоторых даже 5, то есть проверку морали они проваливают почти в половине случаев (для сравнения, у католиков есть отряды с моралью 8, проваливающие её в 1 случае из 10!). Согласно правилам, для кавалерии с такими параметрами любой хит автоматически снижает мораль до "пошатнувшейся", кроме того, вызывает проверку морали и при её провале мораль становится сломанной. А отряд со сломанной моралью не может воевать, он способен только бежать к своему краю карты, и делает это очень быстро. То есть один удачный выстрел может повлечь за собой фактически уничтожение отряда. А кавалерия в то время только и делала, что обстреливала друг друга из пистолетов (кстати, число заряженных пистолетов учитывается с помощью специального маркера!), так что вероятность такого исхода довольно велика.

Во-вторых, протестантская кавалерия для того, чтобы войти в соприкосновение с врагом, должна пройти проверку. Те, кто не прошёл, теряют оставшиеся очки движения и остаются на месте. Таким образом, попытка атаковать вражеский отряд несколькими кавалерийскими отрядами одновременно может вылиться в почти самоубийственную атаку "один на один". Вдобавок, протестантская кавалерия не может контратаковать на расстоянии, а католики могут - на расстоянии до 4-х гексов.

В-третьих, очень важную роль в системе играет командующий армией. Он очень активен, перемещается по всему полю и может восстанавливать части со сломанной моралью. Проблема в том, что у протестантов его нет. Это значит, что часть со сломанной моралью весьма вероятно просто убежит с поля боя, восстанавливать её некому. Это мог бы сделать командир корпуса, но для этого надо отказаться от атаки, удачно сменить приказ и покинуть свои наступающие отряды.
Вот такие далеко не райские условия приготовили авторы для последователей Лютера и Кальвина. Теперь перейдём к сценарию.


Сценарий 

  
Мы последовали рекомендациям разработчиков, и решили сыграть сценарий, который рекомендуется в качестве стартового - сражение при Флерюсе. Это памятка для сценария:



В ней перечислены спец.правила сценария, а также предусмотрено место для размещения фишек приказов. Сюда вполне можно было добавить победные условия, по центру поместить картинку со стартовой расстановкой и предусмотреть места для уничтоженных фишек. А вот размещать приказы удобнее на поле боя, рядом с командирами корпусов. Надеюсь, в следующих модулях памятки будут доработаны.

Цель протестантов (их фишки чёрно-серого цвета, фото смотрите ниже) в битве при Флерюсе - прорвать оборону католиков (разноцветные фишки, с миру по нитке), чтобы проложить себе путь в Нидерланды. В сценарии эта стратегическая задача отображается как необходимость захвата четырёх победных гексов, которые находятся на перекрёстках дорог в тылу у католиков. По жребию мне выпало играть за протестантов, а Илья Литсиос возглавил католическую армию.

Авторы пишут, что этот сценарий - типичное противостояние "качество против количества". Хм, я бы сказал, что численно силы сторон примерно равны: у протестантов 9 отрядов пехоты, у католиков (если пересчитать на одинарные отряды) 7, левый кавалерийский фланг протестантов в два раза превосходит католический, но это компенсируется четырьмя отрядами мушкетёров, которые стреляют не хуже кавалерии, а  сами защищены стенами укреплённой фермы. В общем, никакого особого преимущества в количестве у протестантов нет. А вот в качестве они уступают довольно сильно: у всех отрядов мораль 6, в то время как у католиков много отрядов с моралью 7 и даже 8. О том, какое большое значение имеет в игре мораль, я уже говорил.

Итак, кавалерия протестантов на левом фланге достаточно многочисленна. Брифинг сообщает, что её было ещё больше, но почти половина конницы сбежала ещё до боя. Не зря протестантам сделали низкую мораль!
 


 
Кавалерии много, места мало: атаковать конницу противника можно только в очень узком дефиле - между линией тяжёлой пехоты и мушкетёрами, засевшими в укреплении остаётся лишь два необстреливаемых гекса. можно попробовать обойти позицию слева, но там преграждает путь высокий кустарник, растущий вдоль дороги. Эта тонкая зелёная линия нарушает построение, а пока отряды будут его восстанавливать, они будут уязвимы для атаки.
 

Первый ход

  
Решив не мудрить в первой за несколько лет игре, я пошёл в лобовую атаку на вражескую кавалерию по узкому дефиле. Как вы помните, чтобы подъехать вплотную к противнику, протестантам надо проходить проверку, поэтому по теории вероятности из двух отрядов до ближнего боя доберётся один. Так и случилось у меня.

 
Мне удалось продолжить активацию, и до противника добрались ещё два отряда. Первый был расстрелян пехотой и отступил со сломанной моралью, второй устоял, но получил хит и падение морали.
 
   
На картинке они обозначены соответствующими маркерами. Оба вынуждены были сближаться с пехотой, потому что отряд Флекенштейна (в центре фото, справа от синей фишки Momentum) провалил проверку и загородил путь к единственному безопасному гексу, из которого можно было атаковать вражескую кавалерию. Эта атака была ошибкой, видимо, надо было не бросаться вперёд, а стоять и ждать следующей активации, чтобы снова попытаться двинуть вперёд Флекенштейна. Впрочем, с моими бросками на продолжение активации легче было дождаться следующего хода. 

После моей активации правое крыло католиков в свою очередь пошло в атаку. Один из основных механизмов кавалерии - возможность перехвата движения (контратаки). Это позволяет игре не скатываться в режим "твой ход-мой ход". Во время атаки у противника есть возможность контратаковать на расстоянии до 4 гексов. Это не позволяет атакующему разъезжать вокруг противника, выбирая наиболее удачную позицию. Протестанты же этого не могут, им позволена контратака (назовём её так), только когда отряд противника уже подъехал вплотную. Таким образом, католическая конница может спокойно атаковать выбранный отряд противника, не опасаясь, что кто-то ударит её во фланг или тыл. Результат этого виден на фото:
     

  
Католическая кавалерия безнаказанно врезалась в ряды протестантов (отряд католиков находится рядом с фишкой на которой написана буква F - напоминание о том, что левый фланг протестантов закончил свою активацию на этот ход), уничтожив очередной мой конный отряд.

Воспользовавшись тем, что слева завязался бой, я послал вперёд свой центр. Отряды сдвинулись чуть вправо, чтобы охватить край пехотной линии католиков. Мне удаётся пробросить на продолжение активации, но Илья удачно перехватывает продолжение, и всё, мой центр на этот ход остановлен.

Справа малочисленная, но возглавляемая более талантливым командиром кавалерия протестантов двинулась вперёд и изготовилась к атаке, но провалила продолжение активации. Обидно, здесь свободного места больше и при должной удаче пара отрядов могла бы совместно атаковать один вражеский.

Из-за провалов моих попыток активаций и удачных действий Ильи по их перехвату, первый ход оказался довольно пассивным. Впрочем, на левом фланге после двух активаций у меня уже было уничтожено 4 кавалерии из 10, ещё одна бежала со сломанной моралью. Так что может быть эта вынужденная пассивность и к лучшему.
  
  

Второй ход

 

Начало второго хода было удачным: отряд правого кавалерийского крыла захватил вражескую батарею. Правда, два других отряда провалили проверку на приближение к противнику и отказались атаковать. Зато три отряда тяжёлой пехоты протестантов вплотную подошли и атаковали "зелёную" итальянскую бригаду (в составе терций Камполаттаро и де Спинелли из Капуи), охватив её с фланга. Соотношение сил 21 к 12 рассматривается правилами, как 1 к 1, а мораль противника, равная 8 (напомню, у всех протестантских отрядов мораль 6) давала мне штраф к атаке "-2". Тем не менее, за счёт лидера, фланговой атаки и сломанного построения обороняющегося отряда мне удалось набрать модификатор "+2". С 70% вероятностью я побеждал в бою, в том числе в 30% уничтожал отряд противника. Но на кубике выпало "2", с модификатором получилось "4". Результат - сломленная мораль и отступление атакующих. Жаль. Это был реальный шанс переломить ход игры: войска католиков были бы разделены, против правого фланга можно было оставить заслон, а пехоту в центре атаковать с фронта и тыла одновременно.

 

  
После этого я провёл ещё одну небольшую атаку пехотинцами против кавалерии (справа от фишки Мансфельда), но там снова выкинул "2". Проверка лидера на гибель - опять двойка (к счастью, лидер при этом результате выживает). В общем, восьмёрка мне выпала только на четвёртый бросок. Но это уже была не атака, а проверка морали, в которой, наоборот, надо было выбросить число меньше 6. Наступление в центре провалилось. 
  
 

Третий ход


Сперва я перевёл центр под приказ Rally (Сбор), чтобы восстановить остатки пехоты. Один отряд восстановил мораль автоматически (он был сгруппирован с Лидером), второй удачно прошёл проверку морали, третий её провалил и побежал.
 
 
Три бегущих отряда под красными фишками - это треть всей пехоты протестантов. Центр рассыпался, надо было спасать положение. И тогда оставшаяся часть кавалерии левого фланга пошла в наступление. Оно было относительно удачным - хотя уничтожить удалось только один отряд, но получилось прорвать линию католических войск и приблизиться к одному из победных гексов. Пехоте католиков пришлось сломать линию и загнуть фланг:
 
    
Увы, на этом успехи кончились. Лидер кавалеристов на правом фланге был убит случайной пулей (по-моему, единственная девятка, выброшенная мной в этом бою, и то в самый неудачный момент, лидер при обстреле погибает только на "9"). Один из отрядов его корпуса был атакован противником и моментально уничтожен (Илья тоже выбросил 9, но тогда, когда надо - в ближнем бою). Мораль почти всей кавалерии на левом фланге была сломлена атакой вражеских кирасир и обстрелом мушкетёров с тыла.
Четвёртый ход сулил автоматический перевод всех трёх корпусов в состояние Rally, что равносильно проигрышу. Я решил не ждать, и признал своё поражение.
  

Впечатления

 
Система, как я уже говорил, замечательная. Рекомендую её всем, кто серьёзно увлекается Тридцатилеткой - вы здесь увидите многое из того, о чём читали в книгах.
А вот с модулем сложнее, новичкам я его рекомендовать не стал бы: почти все сценарии с сознательно созданным дисбалансом, вся интрига сводится к вопросу, насколько сильно протестанты проиграют. Если всё же решитесь, то найдите опытного противника и садитесь играть за католиков.
А вот "старых" варгеймеров модуль, пожалуй, заинтересует. Игра за протестантов несёт в себе определённый вызов - сможешь ли ты грамотно за них сыграть. В условиях ограничений, наложенных авторами, тактика действий сильно поменялась. Старый опыт мало поможет, придётся приноравливаться к новой ситуации. И в этом смысле Saints in Armor  - это достаточно интересный модуль. Во всяком случае я с удовольствием снова сыграю в этот же самый сценарий и снова за протестантов. Проигрывать тоже бывает интересно! 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Tanone написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Гм. Судя по фоткам вы игнорировали правило для атакующего крыла, когда активный отряд должен окончить движение ближе к ближайшему видимому отряду противника. На фотках 1 и 2 такая ситуация явно присутствует.
Обычно это сильно ограничивает возможности для атаки левым флангом и атакуют таки католики.

В модуле справедливо указали ниже есть битва при Вимпфене, которую за протестантов надо умудриться проиграть.
Битва при Стадхольме вообще фактически сольный сценарий, там игроку за протестантов просто нечего делать.
Битву при Люттере из-за особенностей правил системы ну и гениальности короля Кристиана выиграть мне кажется вообще не реально за протестантов.

MakVlad написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Сразу видно опытного варгеймера. Знаете, вы правы и не правы одновременно. Мы не игнорировали правила для приказа "Атака", мы только исключили из него случай, когда отряд принужден наступать на противника, против которого он не способен вести ближний бой. В этом сценарии правилами специально оговорено, что кавалерия не может атаковать в гексы фермы, поскольку та окружена высокой стеной. Впрочем, сильного влияния на игру это не оказало.

Что касается сценариев - именно об этом я и писал: большинство сценариев в модуле посвящены битвам, которые протестанты проиграли.

Tanone написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Странно что не повлияло.
Если посмотреть отчёты на БГГ, то главная проблема пройти мимо фермы. Там надо заслон выставлять.
Вообще была идея перебросить всю протестантскую кавалерию на правый фланг. Чтобы зайдя в тыл пехоте перевести её в построение ёжиком. Тогда протестантская пехота сможет их безнаказанно расстрелять. Бодаться с католиками на левом фланге слишком сложно.

MakVlad написал 11 лет назад: # скрыть ответы

А мне кажется, вполне объяснимо. Во-первых, на заслон надо 2-3 отряда из 10. Учитывая, что атаковать одновременно могут тоже 2-3 отряда, так ещё остаётся резерв в 4-6 отрядов.
Во-вторых, наличие мушкетёров приводит лишь к тому, что игрок за протестантов начинает скурпулёзно высчитывать гексы: как бы так двинуть кавалерию, чтобы она всегда была как минимум на равном расстоянии от мушкетёров и от конницы противника.

Kahag написал 11 лет назад: # скрыть ответы

я не опытный варгеймер (скорее напротив - почти не имел возможности с ними серьёзно ознакомиться). Но, как опытный игрок в стратегические игры в принципе, хочу отметить, что "наличие мушкетёров приводит лишь к тому, что игрок за протестантов начинает скурпулёзно высчитывать гексы: как бы так двинуть кавалерию, чтобы она всегда была как минимум на равном расстоянии от мушкетёров и от конницы противника" - в такие моменты и ощущается вся острота и прелесть игры!

MakVlad написал 11 лет назад: #

У всякого свои представления о том, когда ощущается вся острота и прелесть игры.

MakVlad написал 11 лет назад: #

Кстати, переход левого крыла на правый фланг есть в видео примере игры именно этого сценария. На BGG видел ролик. Правда, там ни к чему хорошему это не привело: кавалеристы католиков ударили в тыл протестантским конникам, когда они двигались через центр поля.

fonfrost написал 11 лет назад: # скрыть ответы

"Кстати, о протестантах. Почти все сценарии в модуле - это их сокрушительные поражения. Можно только удивляться, как же они не проиграли войну на этом этапе."
Максим, ты это вообще о всей борьбе протестантов в ходе тридцатилетки? По тому, что и Чешский и Датский этапы данной войны, представленные в этом модуле, были слиты протестантами просто "безбожно" - Чехия преваратилась из пртестанской в католическую страну, Пфальц раздербанили, Брауншвейг, Макеленбург и Померания пали, король Дании Кристиан 4, можно сказать, капитулировал, подписав мирный договор с императором...

MakVlad написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Я писал вообще о Тридцатилетней войне. Выражал удивление, почему она не называется Четырёхлетней, с такими результатами сражений.

Tanone написал 11 лет назад: #

Ну она имела все шансы стать 11-летней. :) Ко времени вмешательства шведов католики вполне уверенно контролировали всю Германию. Она затянулась потому что протестанты вступали в войну по очереди, а католики на них не нападали первыми.
А потом всё изменилось. Густав разбил сильнейших полководцев, Валенштейна убили. Вообщем командиров не осталось и началась банальная война банд. Французы опять же вмешались в конце.

fonfrost написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Максим, как всегда с удовольствием прочитал твой отчет. Вообще именно в этом сценарии у протестантов есть очень хорошие шансы выиграть по настоящему, что и отмечают авторы модуля, а не по очкам, плюс еще неплохие шансы есть в Вимпфене, если конечно не сдетонирует порох в обозе.
Во Флерюсе конечно была не самая лучшая идея идти в лобовую атаку. С учетом количественного преимущества в кавалерии нужно было делать фланговый обход обоими крыльями кавалерии и потом, либо разбираться с кавалерией противника, либо идти с ней на размен. Я к примеру по науке свою пехоту двинул в атаку на вражеские позиции только после зачистки вражеской кавалерии на 8 ходу, а у тебя уже все атаковали на втором.... Правда цена такого педантичного подхода 9 игровых часов.

MakVlad написал 11 лет назад: #

Александр, при всём уважении, мне не нравится, когда мне говорят, что "нужно было делать". Тебе нужно так, мне нужно по-другому, третьему - ещё как-нибудь. Нигде в правилах не указано, что протестантам "нужно" делать фланговый обход. А раз так, то позволь мне жить собственным умом, хорошо? :)

fonfrost написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Максим, а что там по очкам то было. Там же в случае бегства просто идет подсчет ПО и бежавший вполне может расчитывать на ничью (победа по очкам бежавшего трактуется как ничья). Я к примеру именно так свел в ничью сражение при Мергенхайме специально дав всем приказ Сбора, так как хоть на тот момент и выигрывал по очкам, но понимал, что через ход противник меня начнет разносить.

MakVlad написал 11 лет назад: #

Я написал в отчёте, что до бегства у нас не дошло. Оно должно было произойти в начале следующего хода. Я же признал своё поражение по окончании текущего.
Очки не подсчитывали: 10 уничтоженных протестантских отрядов против двух католических, все победные гексы в руках католиков - здесь надо что-то считать?

Alxin написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо, Максим. Всегда приятно читать твои отчеты. Тем более по игре, которой сам заболел, да еще как раз книгу читаю на тему от Веджвуд.

MakVlad написал 11 лет назад: #

Спасибо. Я тоже приобрёл эту книгу и собираюсь прочесть, когда появится свободное время.