Друзья,
хочу провести небольшой опрос мнений посетителей самого мастабного интернет ресурса по настольным играм в России о влиянии миниатюрок на популярность военной игры, надеюсь, вы уделите несколько минут и примете участие.
Пару лет назад вышла в свет DeLuxe версия игры No Retreat: Russian Front, позволяющая воссоздать всю Великую Отечественную войну на стратегическом уровне. Ее отличительные особенности:
- Маленькое количество фишек.
- Зашитая историчность событий: при равных противниках, повторяющих действия, совершенные лидерами 70 лет назад, игра должна идти близко к реальным событиям. При этом у вас есть полная свобода действий, позволяющая пустить развитие событий в альтернативном русле.
- 2 часа на партию: в игре есть сценарии, позволяющие отыграть полгода войны за разумное время. Можно же играть полную кампанию, что займет где-то 8 часов.
При этом за простотой есть и ряд минусов:
- Сильная зависимость от кубика (которая становится меньше в большой кампании).
- Ряд спорных механизмов (реалистичность механизма Counter-blow до сих пор тяжело объяснить даже автору).
- Большое количество деталей в правилах для обеспечения историчности, которые в свою очередь вводятся постепенно.
В оригинале игры выглядит следующим образом, с толстой картой и фишками с уже закругленными краями:

Судя по карточке игры в нашей стране всего 14 владельцев No Retreat, большинство из которых не поставили оценки, возможно из-за того, что еще не успели сыграть. Я задался вопросом, а была бы игра более популярна, если в ее компонентах были миниатюрки. Сделал несколько фотографий, как бы выглядела игра с миньками из Memoir'44, гипотетически на них нужно нанести всего 2 значения для полноценной игры (с немного проблемным стекингом, что можно решить, уменьшив размер миниатюр).
Расстановка на начало сценария "Цитадель" (лето 1943 г.)


Сценарий "Операция Багратион" (1944 г.)


Соответственно, мой вопрос звучит следующим образом:
1. Играли ли вы в оригинальныю игру / хотите в нее сыграть / или не собираетесь в нее играть?
2. Сыграли бы в нее с миниатюрками, если бы правила были незначительно сложнее, например Memoir'44?
Начну с себя: в No Retreat я играл и сыграл бы в версию с миниатюрками.
1. Играл в соло режиме.
2. Сыграл бы и с миниатюрами (ведь дело в игре, а не в миниатюрах), но считаю, что на стратегической карте они выглядят просто нелепо.
Кстати, вот пластиковые жетоны для варгеймов - интересная идея.
Чем стратегия нелепей с миниатюрами, чем тактика? В том же Мемуар 1 фигурка - не один солдат.
Вопрос не ко мне, т.к. я о том что для тактики миниатюры идеально подходят речи не вел.
Все же скажу, что чем большее количество реальных людей и ед. техники отражает модель одного солдата или танка тем нелепее это выглядит. Это мое мнение.
Тогда неплохо бы разобраться о чем речь вообще.
Какая разница: 1 солдатик - это 100 человек или 1000 или 10000?
Ну разберитесь.
Если подразделение из 100 человек еще можно отразить каким-то доминирующим в нем типом солдат, то фронт, который может насчитывать до 1 млн. человек и больше уже сложно. Тут и летчики, и танкисты, и инженерно строительные батальоны, а на карте стоит один пехотинец с ППШ, для меня это нелепо.
Тема не однократно поднималась, минусы миниатюр ко всему прочему:
дороже,
больше места занимают,
не поддерживают стек (группирование) в пределах одного гекса,
не информативность....
Т.е. разработчики No Retreat, которые по какой-то причине таки делят типы юнитов на "пехоту" (infantry types) и "танки" (armor types), для вас выглядят нелепо тоже?
Если нет, то чем тогда лучше обозначение в виде прямоугольника с крестом (пехота) или с овалом (танки) вместо "пехотинца с ППШ" или пластиковой модели танка?
В самом начале игры NR на границе стоит четыре советских фронта, и все отмечены как пехотные. Значит ли это, что они состоят из одной только пехоты? Конечно, нет, это сделано в дань игровым условностям. Танковые армии в советском союзе - результат обновляющейся военной доктрины, так в начале войны все танки были рассредоточены по всем фронтам для поддержки пехоты. Создатели NR делали игру для образованных людей и не заботились вопросом как это отразить в игре.
Не танковых типов тоже хватает это и артиллеристы, и конные подразделения, разведчики, диверсанты, снайперы, повара и т.д.. Поэтому, лично для меня, лучше выглядит прямоугольник с крестом, т.к. он более абстрактен, чем солдатик.
а если в игре есть и 1000 и 10000? Несколько фигурок ставить? А если в этой же игре нужно отразить разницу качества даже в пределах одной 1000? Жетоны добавлять? А так Имаго ниже в очередной раз все расписал.
Лично мне больше нравятся картон. Но с другой стороны, в те же Мемуары или Орла и Льва без фигурок играть и не стал бы.
Для любителей жанра наличие миниатюр большим плюсом не будет (а для многих, как раз наоборот).
А вот с точки зрения популяризации это несомненный плюс.
Считаю использование миниатюр в военно-исторических варгеймах:
1) хорошим решением в тактиках самого мелкого масштаба, когда одна фигурка = одному солдату или одной единице техники (Tide of Iron, Dust Tactics, Адмиральская трилогия и т.д. и т.п.), в этом случае игра получается очень атмосферной уже даже на уровне визуализации.
2) Более или менее оправданным, когда использование миниатюр достаточно сильно вписано в механику варгейма более крупного масштаба (хороший пример Battles of Napoleon: The Eagle and the Lion - там миниатюры используются не только для того, чтобы учитывать потери, но и для того, чтобы отображать различные мунипуляции с построениями одной тактической единицы (линия, колонна, открытый порядок, каре, развертывание цепей вольтижеров и стрелков). Хотя с точки зрения визуализации в таких варгеймах более крупного масштаба, что фигурка, что жетон с изображением боевой единицы и численности, что блок по степени абстракции друг от друга не отличаются, и даже использование миниатюр выглядит как то по детски со стороны :)
Пункты 1 и 2 к No Retreat не относятся, поэтому использовать миниатюры в данной игре на мой взгляд бессмысленно и дико.....
Ко всему прочему в отношении варгеймов, направленных на симуляцию, использование миниатюр сразу дает следующие негативные моменты (что очень хорошо видно на примере тех же Tide of Iron и Battles of Napoleon):
1) упрощение по части движения, местности и количества боевых единиц из-за большого размера гексов;
2) неэргономичность (стол забит под завязку, да и переносить игру неудобно) и долгий сетап, при том, что самих боевых единиц обычно в варгеймах с миниатюрами совсем не много.
3) неинформативность миниатюр и из-за этого неудобство использования (приходится на ряду с миниатюрами использовать карточки либо листы с информацией о характеристика боевых единиц, да еще и книгу сценариев, куда обычно прописывается историческая информация о том, какую конкретное историческую боевую единицу изображает та или иная миниатюра).
Интересная теория, спасибо.
По ней получается, что тот же Memoir'44 - дикость, так?
А в Tide of Iron разве 1 фигурка = 1 человек?
Всем, кто ответил, спасибо за участие. Ваше мнение понял, выводы сделал.
1. Нет и не хочется. На эту тему есть игры более интересные для меня.
2. Нет. Миниатюры не являются для меня приятным бонусом.