
Сомневался, стоит ли писать на эту партию AAR. Все же первая для меня игра в Kingdom of Haven, сыгранная наполовину и уже обернувшаяся крупным поражением. Но в конце концов, фотографий было сделано немало, а самое главное, за что я люблю исторические игры, партия получилась с повествованием, что и перевесило все сомнения.
Для этой партии был выбран сценарий D, посвященный Третьему Крестовому Походу, в ходе которого короли основных европейских держав (Ричард I «Львиное Сердце», Фридрих I Барбаросса и Филипп II Август) пытались отбить у Саладина священный город Иерусалим.
Акт I. Диспозиция и действующие лица.
Игра начинается с потенциальной возможности завоевания арабами Иерусалима в 1187 году. На старте игровое поле выглядит следующим образом:

Войска мусульман, контролируют провинции (слева направо): Египет, Дамаск, Алеппо, Эдесское княжество.
Христиане занимают (в том же направлении): Заиорданье, Иерусалимское королевство, Трипольское княжество, Антиохийское княжество.
Малая Армения, Анатолия, Кипр и Асассины в Масиафе изначально нейтральны к обоим игрокам.
Лидер арабов Юсуф ибн Айюб, более известный как Саладин с основным войском мусульман находится далеко на востоке в Мосуле. Его брат аль-Адиль с небольшим отрядом на юго-западе в Каире.
Христианские лидеры: Боэмунд III, князь Антиохии с отрядом в своей столице, Раймунд III, граф Триполи, так же за стенами своего города, Ги де Лузиньян, король Иерусалима, и рыцарь Рейнальд Керакский с войском в Иерусалиме.
Акт II. Всадники Мосула
Первые три года игры войска христиан кажутся неспособными дать отпор нашествию с востока (однако, на четвертый ход ожидается прибытие внушительных сил крестоносцев). По крайне мерее гарнизон Антиохии выглядит не очень боеспособным. Именно с такими разумениями Саладин выдвигается с войском из Мосула в края неверных. Следуя через Алеппо и набирая в свою армию новых бойцов, воинство Саладина начинает выглядеть достаточно угрожающе. Вторгшись во владения врага, арабы берут курс на пограничную крепость Гастон. Однако, весть об угрозе с востока быстро достигает Антиохии и Боэмунд успевает нанять два отряда туркополов и дать тем приказ защищать крепость.

Осадив Гастон и заблокировав защитников, Саладин приказывает готовиться к штурму. Цитадель оказывается крепче, чем выглядит на первый взгляд. Защитники выкапывают новые колодцы и готовятся к долгой блокаде. Мусульмане безжалостно пресекают любые вылазки за провизией, предпринимаемые гарнизоном Гастона. Однако, не заготовив достаточно фуража, атакующие нацелены на быстрый штурм. Перед битвой кади (мусульманский судья-чиновник) произносит вдохновляющую напутственную речь, и воины отправляются на приступ. В распоряжении Саладина есть тараны и осадные башни, так что шансы на победу достаточно велики.

Хотя отряды наемников-туркополов полностью разбиты, и большая часть гарнизона крепости убита, штурмующие тоже понесли потери и отступили. Гастон смог устоять! Воины Саладина надеются на новый штурм, но зима все ближе, и неожиданная болезнь одолевает их лидера, что ставит под угрозу возможность захвата крепости.

Чтобы укрепить позиции у границ Антиохии, Саладин назначает командовать в Дамаске полководца по имени аль-Афдал.
Боэмунд, пользуясь удачным моментом, отправляется с войском из Антиохии в Гастон и неожиданно атакует обезглавленные силы мусульман. В этом бою обе стороны несут ощутимые потери. Но удача и фактор внезапности на стороне Боэмунда, и арабы вынужденно отступают в Биру.

С наступлением зимы заканчивается 1187 год.
Акт III. И замок пал
К лету Саладин, оправившись от недуга, созывает войска для новой компании против Антиохии. Полный решимости и разгневанный проигранным сражением под стенами Гастона, султан вновь осаждает тамплиерскую крепость. На этот раз твердыня беззащитна, так как Боэмунд с антиохийским войском вернулся в столицу, опасаясь оставить без надежной защиты ценный город. Лето выдается особенно знойным, и многие колодцы Гастона высыхают, заставляя гарнизон крепости страдать от жажды. Изнуренные тамплиеры подкупают одного из командиров Саладина, с целью посеять смуту в рядах мусульман и отсрочить штурм. Однако заговор быстро раскрывается, и предателя публично казнят.

Одной из ночей тамплиеры предпринимают отчаянную вылазку в лагерь арабов. Быстрый рейд должен посеять панику и обескровить осаждающих. Но планы срывают, заметившие приближения врага, дозорные. Гарнизон вынужден вернуться в крепость. На утро, подготовив мантелеты и осадные лестницы воины Саладина выступают на штурм.

Несмотря на сооруженные тамплиерами дополнительные фортификации и отчаянное сопротивление, защитников крепости слишком мало для того чтобы отбить массированный штурм. Гастон взят, и в некогда христианском замке размещается арабский гарнизон.

Акт IV. Битва за Триполи
Узнав о возвращении Саладина и сдачи Гастона, Боэмунд обращается с просьбой о помощи к христианским правителям. Довольно скоро в порту Антиохии высаживаются крестоносцы с севера под предводительством рыцаря по имени Сигурд. Войско антиохийцев усиливается в разы.

На просьбу Боэмунда откликается также и Генуэзский флот, готовый предоставить свои корабли в качестве транспорта для христианских воинов. Генуэзцы доставляют Рейнальда Кераксокго из Аскалона в порт Антиохии. Теперь уже антиохийско-иерусалимское войско, укреплённое крестоносцами Сигурда представляет серьезный повод для опасений Саладина. Восточное побережье ждет кровопролитное сражение.

Саладин приказывает аль-Адилю выдвигаться из Каира и со своим небольшим войском встать у границы Иерусалимского царства под Эль-Ариш, на берегу Средиземного моря. Цель этого маневра заключается в том, чтобы отвлечь христиан от войны в Антиохии, изображая активность на юге всеми доступными силами. Раймунд III с отрядами выдвигается на защиту крепости Газы. Конфронтация на юге усиливается.

Войско Саладина предпринимает рискованный маневр. Отступая на Юг, мусульмане подходят к стенам Триполи, по пути прикрывая тылы и оставляя отряды в Гастоне и Алеппо. Таким образом у Триполи встает войско в 2/3 от изначального, что становится крупной ошибкой Саладина, ведь в грядущем сражении каждый боец будет на счету…
Решительный Сигурд выводит антиохийско-иерусалимскую армию из Антиохии и атакует мусульман под Триполи.

Только арабы успевают наскоро соорудить защитные укрепления, как с фланга тут же атакует тяжелая кавалерия христиан. Несмотря на то, что воины Саладина дают достойный отпор в кровопролитной битве при Триполи хрупкую победу одерживают христиане (потери мусульман 7 к 6). Отступая через вражеские земли войско Саладина несет дополнительные потери от преследующих их антиохийцев и в итоге находит кров в Хомсе.

Единственная надежда теперь, перегруппироваться с армией аль-Афдала в Дамаске и нанести ответный удар христианам под Триполи.
Акт V. Смирение
Пока в Трипольском графстве еще гремят отголоски крупнейшего сражения этой компании, в Иерусалиме Ги де Лузиньян и Раймунд III, объединив силы, выступают против войска аль-Адаля, стоящего у границ христиан.

В скоротечном и неравном сражении погибают все воины аль-Адаля. А сам полководец, пытающийся сбежать в Каир через Синай, принимает смерть от меча, преследующих его, христиан.

Узнав о гибели брата, и о том, что весь Египет и юг Султаната обезглавлен, Саладин отказывается от притязаний на Палестину, заключает мир с христианами и возвращается в свои владения на востоке…
По сути, партия закончилась досрочно, еще до проверки на автопобеду христиан на 4 ход. Мусульмане потеряли слишком много отрядов и вывести их всех из пула мертвых не представлялось возможным за один ход, да и время было позднее. Так что я фактически сдался. Единственным достижением Саладина стал захваченный Гастон (0,5 ПО). Забавно получилось, раз Саладин так и не захватил Иерусалим, самой необходимости в Третьем крестовом походе не возникло. Так что, можно сказать, что мы разыграли сценарий по Третьему крестовому походу, без самого похода :)

1774

9.5
Вот уж невезет, так невезет. Как то совсем для мусульман неудачно и статично сложилась партия. Я в этот сценарий тоже досрочно проиграл, но сил потенциально у мусульман было очень много, плюс всю игру был экшн - взятие трех замков христиан, взятие арабами Иерусалима и сдача его в следующем году христианам, тяжелейшее взятие Акры и потеря Алеппо...
Я списываю поражение на свою неопытность в данной игре. Например, я вообще не использовал перехват. А еще Сергею везло на карты - наемники и внезапные крестоносцы добавили прилично к силе его войск.
Согласен. Мне каждый ход приходили карту с подкреплениями в виде "лимиты" из Европы.
Особенно жесткая была по сценарию в виде синьора Конрада Монферратского, который "вылезал" с подкреплениями в любом замке, даже(!) осажденном врагом.
Разве что мне не везло на дипломатию. Всю игру хотел перетащить ассасинов на свою сторону. Но это уже стенания из области: вместо белуги нам подали каких-то бобриных плюсков. =)
"Перехват" и "кавалерийская завеса"(слежение)- это единственная тактика мусульман (с конными отрядами с 6м движением), приносящая победу.
Первый раз в этом сценарии наша игра тоже закончилась досрочно на 4м ходу, очень похожие события-действия и дипломатия.
Второй раз в этом сценарии мне удалось с ходу взять Триполи, что "триггернуло" Ричарда, но пока тот плыл и высаживался, пали Акра и Яффа. Заставить двигаться армию крестоносцев от Каира через пустыню - еще пол-победы. Броски на Attrition иногда выкашивают армию почище осад или полевых сражений.
А гашишинов за весь этот год никому из наших игроков так и не удалось подчинить - вообще непонятно, зачем там Старец и какие дает плюшки.
Спасибо, очень интересно
Фотки яркие, сочные, спасибо! А текст завтра прочитаю :)
Спасибо за отчет. Читал его и вспомнил, что купил игру ради этого сценария, а так в него и не сыграл...