| Идут сборы на Dice Commandos | |
| Кубиковая головоломка про коммандос в джунглях в духе Вьетнамской войны. | |
| Заканчиваются сборы на Wonderland's War Duel | |
| Дуэльная версия мешкостроительного ареа контроля в Стране чудес. | |
| Идут сборы на Chaosphere: Etonak Vanguard | |
| Кооперативное космическое приключение во вселенной Universal Legends. | |
| Идут сборы на Theocratia | |
| Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини. | |
| С миру по нитке [30.10.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
Среди всего разнообразия настольных игр, наверно больше всего именно экономических. (Поправьте, если это не так. Может, фэнтези-приключенческая тематика может оспорить первое место.) Это и не удивительно. Есть, из чего выбрать и во что поиграть. Настолько, что со временем начинает рябить в глазах от этих всех одинаковых кубиков (то в этой игре – это апельсин, а в другой – уже храбрый воин), иллюстраций под средневековье и мелких пиктограмм на полях. Жуть, но каждый раз захватывает почти как в первый раз. С «Санкт-Петербургом» я познакомился пару лет назад и до сих пор в него играю, правда, с меньшим энтузиазмом и задором, но это искупает интерес других игроков, которые видят её в первый раз.

Стоит ли пересказывать правила игры? Думаю, что стоит, но очень кратко. Как показала практика, тогда можно лучше понять доводы за сильные или слабые стороны игры.
Игра состоит из раундов и их количество не ограничено. Каждый раунд состоит из четырёх фаз покупки. Как только подойдёт к концу стопка карт в одной из фаз покупки — игроки доигрывают текущий раунд, и игра заканчивается.
Каждая фаза покупок начинается с того, что выходят новые карты (их количество ограничивается числом игроков и наличием ещё не купленных). Вышедшие карты, и все уже лежащие, на поле можно купить по номиналу или ещё дешевле. Начинает игрок с маркером данной фазы (всего маркеров, как и фаз, четыре — после каждого раунда они передаются по кругу). В фазе игроки действуют по кругу. Действий два: купить карту или взять её на руку (рука ограничена). Как только все спасуют — фаза заканчивается. Пока не началась следующая фаза, наступает выплата дивидендов в виде наличности или победных очков.
Каждая фаза со своей спецификой — в первой покупаем рабочих (бывают разные профессии, и они приносят деньги), во второй — здания (приносят победные очки), в третьей — подкупаем-покупаем чиновников (приносят всё сразу), и в четвёртой — всё сразу. Напоминаю, выплаты по купленным картам, находящимся у вас в игре, происходят после каждой фазы.
Дальше только подробности и тонкости. Действие по сути одно — покупай, а доминирующая мысль — следи, чтобы деньги не кончились, и делай всё возможное для их своевременного поступления и преумножения.

Про стратегические игры писать легко и приятно, конечно же, если они тебе нравятся. Всегда есть, с чем сравнить, привести исчерпывающую аналогию и в двух словах обрисовать общее состояние геймплея. С «Санкт-Петербургом» та же беда — ругать особо не за что, можно похвалить и отметить впечатления. Играется, скажем так, хорошо. Увлекательно. Голова много считает и почти постоянно думает. Вычислений не много, и не приходится оперировать сложными сложениями и вычитаниями. Можно подсчитать всё наперёд. Конечно не так, как в «Энергосети», но тоже можно. Увели из под носа выгодную покупку, скажем, здание, приносящее много очков, не беда. Почти всегда можно совершить аналогичную покупку с небольшой потерей.
Баланс соблюдён, правда, совершив несколько ошибок, можно очень сильно и надолго отстать. Вовремя не вложив деньги в новых рабочих, будешь с видом утопающего в трясине наблюдать, как у других прибавляется денег. В игре нет элементов фортуны и никакого кубика. Вырваться вперёд можно только сильно поразмыслив. Во все партии, когда мы играли, довольно быстро определялся победитель, и всё остальное время шла погоня за ним и против него. Это не самое лучшее качество для баланса игры, но и не значит, что именно тот самый игрок окажется первым у финиша. Очень хорошо реализована идея, что в каждом раунде каждую фазу торгов начинают разные игроки. Это привносит возможность предугадать и урвать самое важное. Плюс, к тому же, оживляет процесс. В механике явных провалов точно нет — всё подогнано друг к другу, как влитое. Порой возникает ощущение абстрактной экономической игры, где тематика объясняется только иллюстрациями. Порой кажется суховатой и прямолинейной.

Стратегий выигрыша достаточно, есть из чего выбрать — можно нагреть руки на строительстве или за биоразнообразие чиновников (довольно приличное). Но так получается, что каждый раз, когда наступает твой ход, понятно, что нужно купить или сделать. Рецепт выигрыша прописывается один — как можно раньше и больше покупаем рабочих (желательно одной профессии), в первые раунды строим обильное на очки здание (пусть они капают себе) и при любой возможности выхватываем чиновников из-под носа у противников. При любом количестве игроков их на всех не хватит. И кто-то один сильно заработает на разнообразии видов. Нужно стараться так, чтобы к началу фазы покупки рабочих у вас всегда были деньги на руках. Так как основной приход наличности происходит именно после этой фазы. В остальном, есть выгодные здания и не очень, не бойтесь их перестраивать — в итоге наварите ещё больше очков.
В эту игру я выигрываю не очень часто, скорее проигрываю. Каждый раз придумываю план и слежу за действиями оппонентов, но в итоге игра идёт уже по проторенному руслу. Хотя пару раз я видел, как выигрывали с минимальным набором чиновников и всеми силами, вложенными в постройки. Всегда у меня остаётся впечатление слаженной экономической игры со взаимодействием и возможностью урвать своё. Никогда ещё не видел пасьянсообразного протекания игры, всегда есть взаимодействие и только вот элемента торгов не хватает. Пробовали играть с импровизированными торгами — не очень пошло, вернее, совсем не пошло. Тогда пропадает смысл такого различия в ценах зданий, и игра сильно затягивается.
Хорошая идея, что некоторые выгодные карты можно попридержать и только потом купить, сделав неожиданный рывок вперёд. Отлично реализована идея сыграть на ожидании, что в следующий раунд что-то да подешевеет. С одной стороны, и правда, дешевле, но вот тормозит выход новых карт. Игра заканчивается порой неожиданно — раз, и кончились все карты в стопке, но всегда это оправданно. Не возникает впечатления, что прервали на самом интересном, что вот можно было бы ещё разгуляться. И точно не затянуто — обычно укладываемся за полтора часа, а если уже этим составом играем не один раз, то можно и в час уложиться.

С иллюстрациями всё понятно — они отличные, к месту и вносят атмосферу. Поле очень функциональное и нет ничего лишнего. Пару раз умудрялись играть и без него (с ним удобнее) — главное, запомнить сколько карт должно выйти, и отмечать победные очки. Деньги в игре самые что ни на есть бумажные, удобного размера и служат очень и очень долго.
Кто придёт в восторг от этой игры? Любители денежных экономик, по принципу купи-вложи, так и не вернутся из восторга: «Санкт-Петербург» — их игра. Сюда добавим любителей семейных малоконфликтных стратегий — это вполне семейный формат и объясняется ни чуть не хуже и медленнее «Колонизаторов». Плюс, те, кому близка эстетика, и те, кто вообще склонен к еврогеймам. С другой стороны, заигравшиеся поклонники карточных филеров и сложных америтрешей с обилием компонентов могут смело проходить мимо ни моргнув и глазом. Игра покажется слишком монотонной или недостаточно сложной.

P.S. В ближайшее время должна выйти локализованная версия. Коробку и само поле я ещё не видел —ничего об этом дельного сказать не могу. Единственное, что могу показать, это уже напечатанные карты.