С миру по нитке [19.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Новинки — «Моё ч... | |
Проект «Тесера» ищет партнёра | |
Меня зовут Тимофей Бокарёв, я — основатель «Тесеры». Я ищу партнёра и готов пере... | |
С миру по нитке [15.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Издательство «Лавка игр» открыло предзаказ на «Виконты западного королевства» | |
Издательство «Лавка Игр» открыло предзаказ на полное издание игры «Виконты запад... | |
С миру по нитке [14.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» раду... |
9.7743 |
- |
Давным-давно, когда настольных игр было мало, а варгеймов много, когда дизайн был плохим, а пластик дешёвым, одна американская компания с названием Milton Bradley задумала линейку игр под общим лейблом Gamemaster Series. Индустрия настолок, как таковая, делала ещё только первые шаги по планете, в настольной истории писалась одна из первых глав. Главными семейными хитами были «Риск» и «Монополия», а суровые бородатые дядьки играли в какие-то таблицы с графиками, кое-как нарисованные на клочках серой бумаги (в Советском Союзе, правда, не знали даже этого, обходясь подкидным дураком, шашками и домино).
В чём была идея создания Gamemaster Series? Суть была такая — надо что-то сделать для привлечения широких масс, показать, что есть что-то лучше, чем «Риск», но при этом не отпугнуть дизайном и компонентами. Пусть это будет военная историческая тематика, как в варгеймах, но совершенно другой внешний вид и механика. Нарисуем красивые глобальные карты мира (античного Средиземноморья, средневековой Японии), сделаем правила простыми и понятными по варгеймерским стандартам, но очень сложными и реалистичными по сравнению с «Риском», положим в коробку тонну пластиковых фишек и фигурок. Революция! Многие говорят, что именно с Gamemaster Series началось такое направление настольных игр, как америтрэш — американский стиль, в котором главенствуют большое количество пластиковых фигурок и многочисленные броски кубиков.
Было это в начале восьмидесятых, и в итоге свет увидело пять отличных для своего времени игр. Да что там, в них и сейчас играют. Conquest Of The Empire несколько лет назад получила новую жизнь в виде римейка, вот-вот выйдет римейк Samurai Swords, а Axis & Allies, первая игра серии, дала начало собственной линейке игр, которая живёт и развивается до сих пор.
Первая редакция Axis & Allies (в переводе — «Ось и Союзники») вышла в 1981 году. Дизайнер Ларри Харрис впоследствии напишет ещё две игры для Gamemaster Series, но именно A&A станет его главной удачей, делом его жизни и принесёт огромные барыши.
Что представляет собой игра? Это ни больше, ни меньше, чем попытка разыграть ход всей Второй Мировой Войны в планетарном масштабе. На карте уместились все материки и страны, участвовавшие в конфликте. Представлены и основные силы его обеих сторон : Ось — Германией и Японией, Союзники — Советским Союзом, Соединёнными Штатами Америки и Великобританией. Соответственно, играть могут до пяти игроков, но противоборствующих команд всего две. Если игроков меньше пяти, то кто-то должен взять на себя управление двумя странами-участницами — стран всегда должно быть ровно пять. Существует вариант, когда победителем может стать всего один из игроков, например, Германия и Япония могут воевать только в союзе друг с другом, но победителем станет сильнейший на момент общей победы. Это открывает дополнительный слой игры — напряжённую дипломатию и подковёрную грызню — в лучшем виде.
Как происходит игровой процесс? В начале игры каждая сторона расставляет по карте фигурки войск в заранее установленном правилами составе, никаких вольностей не допускается. Порядок хода также строго установлен. Есть около десяти видов войск — пехота, танки, авиация, корабли и подводные лодки в нескольких вариациях. Всего в игре 299 пластиковых фигурок. Захваченные территории приносят доход, так называемые Военные Облигации, на который покупаются новые войска. Можно рискнуть и попробовать разработать новые военные технологии — при этом есть шанс пустить деньги на ветер. Выигрывает сторона, захватившая определённое количество ключевых областей. С некоторыми правками и усложнениями эта система более или менее повторяется в каждой игре серии.
Некоторые сравнивают A&A с классической игрой на захват территорий — Risk. Причём это сравнение приводится в негативном ключе, мол, такая же бессмысленная возня, с результатом, зависящим только от бросков кубика. Так вот — ничего подобного. Во-первых, вместо абстрактного перемещения фигурок в «Риске», A&A достаточно верно симулирует хорошо известный исторический конфликт, что очень сильно влияет на атмосферу. Во-вторых, богатое разнообразие родов войск и способов их применения позволяют с уверенностью заявлять, что грамотное стратегическое планирование в A&A гораздо важнее удачи с кубиками.
Может быть львиная доля секрета успеха A&A лежит в удачно выбранных масштабе и дизайне пластиковых фигурок. Их размер и внешний вид за прошедшие тридцать лет практически не менялся. Они совсем небольшие, те же танки гораздо меньше, чем в Memoir '44 или Tide Of Iron, но на них приятно смотреть и их приятно держать в руках. Расставленные на игровом поле, они здорово играют на атмосферность. В эту войну веришь. Стоит отметить интересное решение для снижения перегрузки игрового поля избытком компонентов — в игре есть два типа круглых плоских фишек, серые и красные. Они подкладываются под любой тип войск и считаются, соответственно, за одну и пять лишних фигурок. То есть один пехотинец, стоящий на двух серых и одной красной фишке, будет считаться отрядом в восемь человек (2 + 5 + сама фигурка). Очень удобно и наглядно. И фигурок всегда хватит, и поле не загромождено.
В целом, Axis & Allies получился настолько удачным, что целиком оккупировал целую нишу. На лавры серьёзных варгеймов A&A не претендует — это действительно семейная игра, в которую можно с успехом попробовать играть с детьми (лет 10+). Среди упрощённых варгеймов с пластиком конкурировать с ней практически бесполезно. Правила такие продуманные, что ни прибавить, ни убавить. Разве что попробовать какую-нибудь другую эпоху. Из более-менее популярных современных подражателей, доживших до наших дней, вспоминается разве что Dust. Но там рандомная расстановка в начале партии, каждый сам за себя и вообще фантастический сеттинг.
Что же происходит с очень удачными играми? Правильно, к ним делают римейки и продолжения.
Итак, к концу девяностых годов прошлого века популярность настольных игр, как вида развлечений, резко пошла вверх. А замены старушке Axis & Allies в своей нише так и не нашлось. Права на игру к тому времени перешли к Hasbro, а ещё точнее, к её подразделению Avalon Hill, но права главного дизайнера остались у Ларри Харриса. Что же такого сделать с популярной игрой, которая, по сути, не очень-то и нуждается в улучшении? Очень правильная мысль — слегка поменять поле битвы. Тот же геймплей, но новый антураж и новая геополитическая обстановка, а за счёт смены обстановки и сам геймплей можно немного подкорректировать. Результатом этой мысли стали две новые игры.
1999 год, 2-4 игрока, 369 пластиковых фигурок. Вместо глобальной мировой карты нам предложили решить ход боевых действий на Европейском театре. Япония осталась не у дел, теперь трём союзникам противостоит одна Германия, соответственно игра стала чуть более камерной. Разработка новых технологий также исчезла. Зато появились новые типы войск: артиллерия, хорошо работающая в связке с пехотой, и эсминцы, эффективные против подводных лодок. Подводные лодки теперь могут нападать на конвои, лишая союзников дохода. Америка и Великобритания могут помочь СССР через поставки ленд-лиза, и, в целом, играют вторую скрипку. В общем, игра изменилась не столько геймплейно, сколько с точки зрения атмосферности. Игра, в которой основные события вращаются вокруг обороны СССР от проклятой фашистской Германии, русскому игроку ближе и родней.
2001 год, 2-3 игрока, 329 пластиковых фигурок. После Европы нам предложили второй основной театр военных действий — Тихий Океан, где США и Британия сдерживают агрессию милитаристской Японской Империи. Действие начинается сразу после Перл-Харбора, причём удовольствие устроить американцам этот Перл-Харбор игроку-японцу предлагается лично, в свой самый первый ход. Интересное новшество — Японии для победы не нужно захватывать ключевые территории, да она и вряд ли сможет полностью сломить могучих союзников в одиночку. Япония победит, если наберёт определённое количество очков, выдаваемых за получение прибыли от ресурсов. То есть грамотная оборона плюс дерзкие вылазки, и через примерно десяток ходов победа в кармане. Исторически это можно обосновать тем, что накопившая большой экономический потенциал Япония отвлекла на себя слишком много ресурсов англосаксов, и германские танки уже спешат на помощь Императору через джунгли Индии. Из-за географических особенностей игрового поля основной упор сделан на флот и авиацию. У Японии появились камикадзе, а у Штатов в подчинении китайская пехота, помогающая оборонять материковый Китай.
Обе игры были очень тепло приняты, и в 2004 году было решено обновить сам оригинал.
Axis & Allies: Revised, по сути, отличался от своего древнего предшественника не так уж и сильно. Обновлена графика, встроены новые юниты из «Европы» и «Пасифика» (те самые артиллерия и эсминцы), пересмотрены способности некоторых юнитов, обновлены цели победы и разрабатываемые технологии, в комплекте 370 пластиковых фигурок, в конфликте снова участвуют до пяти игроков — всего этого оказалось достаточно для успеха. Оригинал 1981 года, после двадцати трёх (!) лет безраздельного правления, наконец-то можно было убрать на почётное место на дальней полке дальнего шкафа в дальней комнате бабушкиной квартиры.
Следующие три игры серии выделяются сменой масштаба — вместо стратегического уровня был выбран операционный. То есть возможность изменить ход всей войны у нас отняли, но предложили возглавить несколько знаменитых битв Второй Мировой. Это потребовало гораздо большей смены геймплея, чем раньше. Впрочем, такой смелый шаг был обусловлен тем, что разработчикам просто ничего другого и не оставалось, и игра на глобальной мировой карте, и Европа с Тихим Океаном ещё слишком свежие, чтобы обновлять. Новые три игры операционного масштаба играются немного быстрее и требуют меньшего числа участников, чем предыдущие.
2004 год, 2-3 игрока, 240 пластиковых фигурок. 6 июня 1944 года войска Союзников высадились на атлантическом побережье Франции, этой высадкой был открыт Второй Фронт. Целью игры является захват трёх ключевых городов за десять игровых ходов, или, для Германии, оборона их любой ценой. Флота в игре нет, авиация имеется только у США и Британии. Зато у Германии есть новый тип фигурок — бункер. Никакой покупки войск нет — войска прибывают на поле боя согласно листам подкреплений, то есть количество участвующих войск теперь строго фиксировано от начала и до конца игры. В D-Day, в отличие от прошлых игр, ничуть не менее удобно играть минимальным составом — Британия и США представляют левый и правый участки единого атакующего фронта и отлично управляются всего одним игроком.
В отличие от всех остальных игр серии здесь есть колода карт, при помощи которых управляется игра, основная колода Приказов и две дополнительные, Тактика и Удача, которые, по отдельности или обе сразу, добавляются в игры для придания ей большей комплексности. Игра довольно аккуратно передаёт ход операции Оверлорд, на листах подкреплений к каждой фигурке имеется приписка о том, какую именно реально существовавшую роту или батальон она представляет. В целом же, несмотря на кажущуюся схожесть, D-Day — совершенно иной игровой опыт, нежели классические игры серии. Она может как понравиться тем, кто не любит классический A&A, так и не приглянуться тем, кому нравилась классика.
2006 год, 2 игрока, 157 пластиковых фигурок. Эта игра представляет собой симуляцию второго по значимости, по мнению американских историков, сражения на Западном Фронте — декабрьскую контратаку Германии на наступающих Союзников, так называемую Битву в Арденнах или Прощальный Блицкриг (последнее крупное наступление нацистов в войне, для них эта операция носила название Стража На Рейне). Впервые игра предназначена строго для двух игроков (хотя среди американских войск встречаются и английские части) и впервые поле разделено не на условные зоны, а разбито строго на шестиугольники. Из всех игр серии BotB больше всего напоминает классические варгеймы. Введены понятия боеприпасов и горючего, а также появились окружения вражеских войск с целью всего этого их лишить. Появились пластиковые грузовики снабжения и картонные ограждения, по которым отмечается линия фронта. Флота снова нет, авиация присутствует в небольшом количестве у обеих сторон, но Союзники всё же главенствуют в небе.
Количество войск, как и в D-Day, фиксировано, и пополнения приходят по листам подкреплений, но серые и красные фишки, в отличие от D-Day, были всё же включены в игру — несмотря на то, что самих фигурок меньше, чем в прошлой игре, общее количество войск, находящееся на карте, может быть больше. Здесь есть странный момент — количество пластиковых фигурок отмерялось человеком явно не в трезвом состоянии. Каких-то фигурок явно больше, чем может встретиться за всю игру, а каких-то просто не хватает. Впрочем, много не мало, а когда подкрепления дойдут до нехватающих фигурок, их уже наверняка можно будет заменить убитыми. Тем не менее, осадочек есть. К счастью, во всех остальных играх серии фигурки отмеряются, как в аптеке. Их насыпают ровно столько, сколько указано, и отмеряют число, достаточное для практически всех игровых ситуаций. В целом, BotB самая странная для серии игра. Немного более сложна для понимания, чем обычно, но играется лучше, чем можно было бы предположить на первый взгляд.
2007 год, 2 игрока, 172 пластиковые фигурки. «Гуадалканал» переносит нас на Соломоновы острова, где происходило переломное сражение Тихоокеанского фронта. Япония и США воюют за контроль над аэродромами островов. Танков нет, пехота и артиллерия доставляются транспортными кораблями, и основное сражение идёт за доминирование на море. Новый тип кораблей — крейсер. Забавно, оригинальная игра имела в составе надводных морских сил лишь авианосцы и линкоры, а теперь разнообразие кораблей превосходит и сухопутные, и воздушные силы. Впрочем, каждый тип кораблей играет свою особую роль, а карта Соломоновых островов ещё больше заточена под морские действия, чем карта из Pacific. Это единственная игра из операционной тройки, где подкрепления не определены заранее, а покупаются по итогам контроля зон на карте.
В целом, затея с Axis & Allies операционного масштаба получилась довольно удачной. Основные сражения Западного и Тихоокеанского фронтов уже охвачены, и ходят слухи, что эта подсерия может быть расширена игрой про Сталинград (или про блицкриг во Франции в 1940). Что ж, было бы неплохо. Тактических игр с миниатюрками на уровне взводов у нас хватает (тот же Memoir '44 или Tide Of Iron), а вот операционного масштаба-то и нет. Негде, понимаешь, раскрыть таланты по взятию Парижа в масштабах пары дивизий. Есть, конечно, настоящие сложные варгеймы с бумажными фишками, но это уже не то.
В 2008 серия с триумфом возвращается к родному стратегическому уровню. Издательство Avalon Hill празднует своё 50-летие и решает выпустить самую дорогостоящую игру в своей истории. Ограниченное издание Axis & Allies: Anniversary является глобальной переделкой оригинальной игры и действительно поражает своей роскошью. Игровое поле вместо стандартного для всех игр серии размера (примерно как в Ticket To Ride) становится больше примерно в полтора раза. За счёт этого на карте появляются новые зоны, в основном, правда, почему-то в Китае. Из «Гуадалканала» переносятся крейсера, у стран-участников появляются особые цели (выполнив которые, данная страна получает дополнительные ресурсы), вносится множество мелких корректив. Главное добавление — Италия, как полноценная страна-участник на стороне Оси. За счёт этого количество игроков вырастает до 6, а количество миниатюрок теперь свыше шести сотен. Две раскладки позволяют начать войну с 1941 и 1942 годов.
К сожалению, тираж был и в самом деле небольшой. Сейчас эту игру можно достать, если поискать, но искать придётся хорошо, а цена будет астрономической. Впрочем, сильно переживать по этому поводу не стоит, потому что на Anniversary история Axis & Allies не заканчивается.
Эта игра появилась буквально следом за Anniversary и представляет собой уже третий по счёту вариант базовой игры после первой редакции 1981 года и Revised-редакции 2004 года (Anniversary не считаем, потому что это не прямой римейк, а усложнённый и расширенный). По своей сути это сильно улучшенный вариант Revised-редакции. Графика игрового поля взята из Anniversary, но размер и количество зон остались на уровне обычных редакций. Количество родов войск идентично Anniversary-редакции. Скульптинг фигурок, пожалуй, даже чуть получше. В коробке можно обнаружить 392 миниатюры.
Главный недостаток: игра позиционируется, как входная в серию, эдакая заманиловочка. Поэтому в наличии крайне низкая цена (это плюс), но и некоторые пробелы в комплектации (это минус). Во-первых, отсутствие бумажных денег — рекомендуется взять их из любой прошлой игры стратегического уровня. Во-вторых, отсутствие разработки новых технологий и отличительных особенностей стран. Но можно просто скачать правила из Revised и применить их без изменений. При выполнении этих условий 1942 будет отличаться от Anniversary разве что меньшим числом игровых зон на карте, отсутствием Италии (что где-то даже плюс — игра на 6 участников становится слишком громоздкой и медлительной) и небольшим полем (а вот это, конечно, однозначный минус).
Лично я совсем не жалею об отсутствии в моей коллекции Anniversary, обходясь 1942-редакцией. Если уж совсем тесно на игровом поле, в интернете по адресу www.axisandallies.org можно легко найти PDF-файл от пользователя Imperious Leader и распечатать. Качество будет даже лучше, чем в Anniversary. Кстати, владеющие английском языком могут найти на этом сайте множество подсказок по правилам, различные стратегии ведения войны и официальные правки/улучшения к правилам всех игр серии.
Вслед за 1942-редакцией появились последние две на сегодняшний день игры — Pacific 1940 и Europe 1940. О, это очень интересная задумка. Каждая из них по отдельности представляет собой римейки обычных Europe и Pacific десятилетней давности, но, приобретя их вместе и расположив игровые поля рядом, вы получите самую масштабную версию игры, какую только можно представить. Только вдумайтесь — поле размером 178 на 81 сантиметр, 9 основных стран-участников. Только один ход будет занимать до часа времени. Вряд ли когда-нибудь в серии появится что-то более масштабное. Героям, играющим в такое, поём мы песню. И давайте лучше рассмотрим эти две игры... по отдельности.
2009 год, 2-4 игрока, 454 пластиковые фигурки. Тихоокеанский театр, Япония воюет с США и Великобританией. Четвёртая сила — это объединённые силы Австралии и Новой Зеландии, так называемые АНЗАК. В те времена Великобритания по-прежнему оставалась мировой империей, но её доминионы всё чаще действовали как независимые единицы, хотя в союзе с ней и под её покровительством. Игровое поле, в отличие от вытянутых прямоугольников классических игр, почти квадратное по форме. К старым родам войск прибавились тактические бомбардировщики (штурмовики) и механизированная пехота, сгладив превосходство флота по разнообразию. За основу правил была взята Anniversary-редакция, но с дополнениями и улучшениями. К сожалению, бумажные деньги отсутствуют — как будто это бюджетная 1942, а не делюкс-версия. Разработки новых технологий нет. Хуже того, заводы и зенитные установки (они существуют в одном сером цвете, поскольку могут принадлежать любой стране, на территории которой находятся) ранее были в пластиковом исполнении, а теперь это бумажные жетоны. Решить проблему можно разве что объединив фигурки из 1942 и, к примеру, старого Pacific — как раз в сумме наберётся 24. Плохо, очень плохо. Также имеются некоторые жалобы на играбельность, кое-кто ставит старый Pacific выше нового. Возможно, это мнение где-то и справедливо, поскольку новый Pacific прежде всего является частью глобальной 1940-редакции.
2010 год, 2-5 игроков, 564 пластиковые фигурки. На мой субъективный взгляд, лучшая из всех. Почему? Во-первых, родной европейский сеттинг игры и выбрано очень интересное время — самое начало войны, когда СССР и США ещё нейтральны. Во-вторых, самые проработанные и детальные правила на сегодня. Все типы войск, какие только есть. Страны — Германия и Италия против СССР, США, Великобритании и Франции. Франция, к слову, не управляется самостоятельным игроком, поскольку обречена на захват с самого начала игры. Рекомендуется отдать её под управление игроку за США или Великобританию. В принципе правильно, 5 полноценных участников — это разумный максимум. Большая квадратная карта; хотя Европа и является основным местом действия, полностью включён Ближний Восток, часть Индии, полностью Африка и обе Америки. Национальные особенности и разработка новых технологий в игре присутствуют (по официальным правилам только в глобальном режиме Pacific + Europe, но кто же мешает нам применить их для отдельной Европы). Впервые нейтральные страны — это не просто непроходимые зоны, а возможные участники конфликта. Они поделены на про-нацистские, про-союзнические и нейтральные и завязаны на интересные правила. Недостаток у новой Европы, пожалуй, один — снова нет бумажных денег и картонные заводы и зенитки вместо пластиковых.
Скорее всего, на этом серия на время возьмёт паузу. Из классического противостояния Оси и Союзников выжато всё, что только можно, правила почти перегружены, комбинированное поле Pacific 1940 + Europe 1940 поместится разве что на полу, а Ларри Харрис, бессменный разработчик, уже далеко не молод.
Если бы я ставил на дальнейшее развитие, я бы предположил, что следующими разработками действительно могут стать новые игры операционного масштаба. Сталинград, Франция в 1940 году, может быть, действия англичан в Северной Африке.
Затем можно опять продолжить развивать классическое направление... но вот куда? Наверное, скорее вширь, чем в глубь. Вряд ли игре нужен больший масштаб. Но вот возведение укреплений, шпионы, атомные бомбы — это могло бы быть интересно.
Мало какой игре удаётся встретить своё тридцатилетие в добром здравии и уверенности в своём светлом будущем. Отдадим честь ветерану настольных игр, сделавшему немало на пути их популяризации. Симпатична ли лично нам серия Axis & Allies или нет, она в любом случае достойна самого глубокого уважения — без A&A современные стратегические игры, вероятно, были бы совсем другими.
P.S. А ещё в мире существует серия-ответвление — Axis & Allies Miniatures. Это коллекционная тактическая игра с миниатюрами, и она также заслуживает пристального внимания. Но это уже совсем другая история...
Статья написана специально для «Тесеры» Максимом Симоновым (ColdFire). Автора сложно поймать в нужный момент, (: поэтому статья пока будет числиться за мной.